УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 4 Гуманитарные науки 2008
УДК 316.351
ПОТРЕБНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Э.И. Никонова
Аннотация
Статья основана на социологическом анализе уровня материального благополучия пожилых людей в зависимости от ряда факторов. Внимание акцентировано на взаимодействии пожилого населения с органами социальной защиты, частоте обращений в социальные службы, выявлении факторов, влияющих на потребность пожилых в социальной защите. В структуре анализа - степень доверия старшего поколения к социальным реформам, происходящим в стране и касающимся их непосредственно. Обращено особое внимание на оценку приоритетных направлений развития системы социальной защиты, которые, по мнению пожилых, могли бы улучшить их положение. Подчеркнута важность взаимодействия органов социальной защиты и пожилого населения в условиях реформирующегося общества.
Ключевые слова: социологический анализ, пожилые люди, социальная защита, социальные реформы, материальный уровень, потребность в социальной защите, реформирующееся общество.
Введение
Особенности реформ, проводимых в нашей стране в последние 17 лет, существенно повысили научный и практический интерес к социальной защите населения. Устойчивый рост населения пожилого возраста приводит к росту нуждающихся в социальной защите и социальном обеспечении. И, как следствие -возрастают расходы бюджетов всех уровней. Существующая на сегодняшний день государственная система социальной защиты в РФ не способна в полной мере удовлетворить возросшие потребности слабозащищенных категорий населения, вследствие увеличения пот. «Чаще всего социальная защита сегодня приравнивается к материальной помощи наиболее социально незащищенным слоям населения. Упускается из виду, что социальная защита может быть эффективной, когда обеспечивает не только материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт» [1, с. 6-7]. Необходимо подчеркнуть, что социально-экономическая изолированность пожилых людей связана с увеличением нагрузки на трудоспособную часть населения. Это, в свою очередь, приводит к дефициту общественных средств на содержание престарелых, выплату пенсий и пособий, к трудностям инвестирования социальных программ, к появлению потребности в развитии и усовершенствовании системы социальной защиты.
Эффективность имеющихся на сегодняшний день социальных программ в отношении пожилого населения не может считаться в полной мере достаточной. Необходим поиск специальных стратегических решений для создания прочных адаптационных механизмов, которые помогли бы пожилому человеку быть не только объектом социальной защиты, но и важным ее субъектом [2, 3]. Субъ-ектность пожилой части нашего общества крайне важна, и не только потому, что таким образом возможно снижение экономической нагрузки на трудоспособное население, но и потому, что пожилые люди в принципе могут стать со временем значительным человеческим потенциалом в современном обществе, поскольку темпы демографического старения общества продолжают расти и доля пожилых соответственно также увеличивается в общей численности населения [4]. Одновременно с этим меняется и качественный состав пожилого населения. Вступление в группу пожилых более образованных и прогрессивных граждан позволит в стратегическом плане рассматривать старшее поколение не как объект помощи и социальной защиты, а как субъект социального развития общества. «Современное состояние и уровень социальной защиты в России и ее регионах намного ниже, чем в странах социального рыночного хозяйства. Проблема в том, что социальная защита в отношении людей пожилого возраста функционирует на элементарном уровне и направлена на удовлетворение лишь физических потребностей. Крайне важно содействовать созданию механизмов для самостоятельного обеспечения человеком себя и своей семьи» [1, с. 27]. Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты следует учитывать на уровне не только всего общества (макроуровень), но и на микроуровне: при рассмотрении отдельных социальных групп, семьи и конкретного индивида.
Несмотря на достаточную изученность проблемы в масштабах российского общества, мало изучена потребность пожилого населения в социальной защите на региональном уровне. Кроме того, важным представляется выявление факторов, обусловливающих потребность старшего поколения в социальной защите, изучение оценки пожилыми эффективности деятельности социальных служб, степени участия этих служб в решении проблем старших граждан.
Положение пожилых людей в обществе отражает уровень развития государства и в долгосрочной перспективе, поэтому очень важно, чтобы социальная политика строилась на основе соблюдения требований времени и с учетом изменений структуры потребностей населения «третьего возраста» [5]. В центре исследовательского интереса находится уровень потребности пожилых людей в социальной защите, ее приоритетных формах, а также факторы, обусловившие эту потребность. Большое значение имеет оценка пожилыми деятельности учреждений социальной защиты, перспектив улучшения качества предоставляемой помощи, непосредственно влияющих на их социальное самочувствие и возможность адаптации к новым условиям российской действительности.
Объектом исследования является население пожилого возраста г. Казани. Количество опрошенных пожилых людей составило 360 человек в выборке.
1. Цели и задачи исследования
Основной целью исследования является определение уровня потребности пожилых людей в социальной защите, эффективности работы социальных служб
и факторов, влияющих на нуждаемость пожилых в помощи и поддержке со стороны социальных структур. В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1) оценить материальный уровень жизни пожилых людей в зависимости от возраста, образования;
2) выявить основные нужды пожилых, связанные со значительными денежными затратами;
3) определить степень обращаемости пожилых людей в органы социальной защиты;
4) оценить эффективность участия социальных служб в решении проблем пожилых;
5) выявить отношение и степень доверия пожилых людей к социальным реформам.
2. Результаты исследования
Прежде чем перейти к анализу потребности пожилого населения в социальной защите, необходимо дать определение и краткую характеристику структуры социальной защиты, основных ее направлений.
Социальная защита представляет собой систему общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Она является практической деятельностью по реализации основных направлении социальной политики государства. Система социальной защиты включает следующие структурные компоненты: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку и реабилитацию, институты социальной защиты, социальное страхование, социальную работу, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты» [1, с. 18].
Основными направлениями социальной защиты пожилых людей в российском обществе в настоящее время являются: во-первых, пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством право на получении пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии; во-вторых, социальное обслуживание - совокупность социальных услуг, которые предоставляются пожилым и престарелым гражданам в домашних условиях (на дому) или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.
Необходимо обратить внимание на то, что до недавнего времени существовало еще одно направление социальной защиты пожилых. Это система льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством для граждан пожилого возраста. С момента изменения порядка предоставления льгот в связи с монетизацией большинство льготных услуг было заменено денежными компенсациями. Однако эта мера была принята пожилыми далеко не однозначно.
Монетизация льгот, как одна из государственных мер по улучшению материального благополучия пожилых людей в обществе, должна учитывать уровень потребности в ней со стороны различных категорий пожилых. Радикальность этой меры вызвала негативную реакцию у большинства пожилых, которые оказались не готовы к таким неожиданным переменам. Традиционность льгот,
существующих много лет, создала у пожилых в какой-то степени зависимость и чувство уверенности в поддержке государства. Оказавшись в состоянии утраты такой поддержки (учитывая консерватизм, присущий пожилым людям), пенсионеры почувствовали себя незащищенными.
По результатам опроса оценка пожилыми позитивности монетизации выглядит следующим образом. Положительность меры определили 38.6% опрошенных, отрицательно оценили 37.8%, остальные затруднились с ответом. Таким образом, мнения распределились практически в равных пропорциях.
Большое значение в совершенствовании системы социальной защиты пенсионеров имеет информация о материальном уровне пенсионеров, формах социальной помощи и поддержки, которые предпочитают лица старшего возраста, и о степени нуждаемости пожилых людей в социальной защите в современном обществе. Каким в настоящее время является материальное положение пожилых людей и какова зависимость их материального благополучия от различных факторов и условий? Опрос показал, что материальное положение пожилых людей в настоящее время продолжает оставаться неустойчивым: 10.3% живут на грани бедности, 40.8% - в режиме постоянной экономии. Вместе с тем 13.6% оценили свое материальное положение как «приличное».
Табл. 1
Оценка пожилыми своего материального положения в зависимости от возраста (% от каждой группы)
Возраст (лет) Материальное положение
Достой- ное Прилич- ное, средств хватает В целом нормальное Иногда экономят на самом необходимом Живут на грани бедности Часто голодают, нечем платить кв. плату % всего
55-64 4.8 11.9 34.5 29.8 17.9 1.2 100
65-69 10.9 37.2 41.3 8.7 2.2 100
70-74 1.4 4.3 31.9 50.6 11.6 100
75-79 1.5 11.8 39.7 45.6 1.5 100
80-84 21.9 25.0 50.0 3.1 100
85-89 8.3 25.0 41.7 16.7 8.3 100
90 и более 50.0 50.0 100
Всего 1.9 11.7 35.3 40.8 9.2 1.1 100
Возрастной фактор практически не оказывает влияние на материальную сторону жизни пожилых (см. табл. 1). Однако вызывает озабоченность тот факт, что 19.1% опрошенных в группе 55-64 лет заявили о бедственном существовании. Заметим, что это самая молодая возрастная группа пожилых, представители которой еще могут в меру сил продолжать трудовую деятельность. Выявление причин, повлиявших на их бедность, - первоочередная мера территориальных органов социальной защиты.
Представляет интерес распределение опрошенных по уровню образования. В этом случае зависимость является более четкой.
Табл. 2
Оценка пожилыми своего материального положения в зависимости от образования (% от числа опрошенных)
Образова- ние Материальное положение
Достой- ное При- личное, средств хватает В целом нормальное Иногда экономят на самом необходимом Живут на грани бедно-сти Часто голодают, нечем платить кв. плату % всего
Высшее (или незаконченное высшее) 4.1 13.1 40.2 32.8 8.2 1.6 100
Среднее специаль- ное 1.8 8.8 43.9 38.6 7.0 100
Среднее общее 14.7 26.5 48.5 10.3 100
Неполное среднее (начальное) 10.7 17.9 53.6 14.3 3.6 100
Всего 1.9 11.7 35.3 40.8 9.2 1.1 100
Исследование показало (см. табл. 2), что из респондентов, живущих на грани бедности, наибольшее количество (17.9%) имеют самый низкий уровень образования. Наибольший процент опрошенных (53.6%), живущих в режиме значительной экономии, также имеют самый низкий образовательный уровень. Из тех, кто оценивает свое материальное положение достаточно высоко, наибольшее количество опрошенных (17.2%) с высшим образованием. Из тех, кто оценил свое материальное положение как «нормальное» наибольший процент ответивших с высшим и средним специальным образованием (40.2 и 43.9% соответственно).
Из результата анализа видно, что материальное положение пожилых людей зависит от уровня образования. Гипотетически можно рассматривать повышение материального уровня пожилых в будущем вследствие изменения их качественного состава, поскольку ежегодный прирост пожилого населения с более высоким уровнем образования приведет в целом к повышению уровня их жизни и материального благополучия. Повышение материального уровня пожилых за счет роста уровня образования является, по нашему мнению, очень важной перспективой. Как следствие этого, пожилые люди смогут на большее время продлить и свой профессиональный путь, что связано с финансовой самостоятельностью и независимостью. Вместе с тем и в настоящее время по мере возможности некоторые пожилые люди стремятся к изысканию дополнительных источников дохода, чтобы поддерживать свое материальное положение на более или менее среднем уровне. Опрос показал, что 72.2% от общего числа опрошенных не имеют никакого вообще дополнительного дохода.
Табл. 3
Обращаемость пожилых в учреждения социальной защиты в зависимости от физического самочувствия (% от числа опрошенных)
Самооценка физического самочувствия Частота обращений в учреждения социальной защиты
Находятся на соц. обслуживании Обращаются по необходимости Редко, в крайних случаях Нет необходимости в обращении % всего
Могут обходиться без посторонней помощи 6.8 29.5 29.5 34.1 100
Иногда требуется помощь 28.2 36.4 28.2 7.3 100
Часто требуется помощь, так как мало мобилен 66.0 17.0 10.6 6.4 100
Постоянно требуется помощь, так как тяжело болен 85.2 3.7 7.4 3.7 100
Всего 26.9 28.1 25.0 20.0 100
Пожилые люди в современном российском обществе являются основными клиентами органов социальной защиты и потребителями социальных услуг. Однако доступность некоторых форм оказания помощи, существующих ранее, снизилась. Отсутствие достаточного финансирования привело к сокращению или минимизации определенных привилегий и форм оказания поддержки стареющим гражданам. Ужесточились правила постановки на учет по обслуживанию на дому, персонификация стала более детальной. Сократилось финансирование отделений дневного пребывания, стационарных учреждений социального обслуживания. Порядок приема в дома-интернаты для престарелых в настоящее время находится в строгом соответствии с социальной ситуацией, в которой оказался потенциальный клиент. Имеется в виду наличие детей, других родственников, способных оплачивать пребывание пожилых в таких учреждениях. Тем не менее потребность в помощи органов социальной защиты сохраняется по сей день.
Практика показывает, что в зависимости от возрастной группы у пожилого человека меняется приоритет конкретного вида помощи. Специалисты территориальных органов социального обслуживания считают, что более «молодые» пожилые имеют наиболее частые контакты с учреждениями социальной защиты, а старшие возрастные группы пожилых более нуждаются в материальной поддержке и уходе. Кроме того, одинокие пожилые люди чаще, чем остальные категории пожилых, нуждаются, наряду с материальной помощью, в личном взаимодействии с работниками социальных служб.
Оценить потребность пожилых людей в социальной защите возможно в результате исследования периодичности их обращений (см. табл. 3).
В результате опроса выявлено: постоянно обращаются и находятся на социальном обслуживании 26.9% опрошенных, 20.0% - совсем не обращаются.
Больше половины пожилых (53.1%) заявили о редких обращениях в социальную службу по необходимости.
Проанализировав зависимость периодичности обращений пожилых в учреждения социальной защиты от физического самочувствия, мы приходим к выводу: отмечается стойкая тенденция к росту потребности в социальном обслуживании в непосредственной зависимости от способности к самообслуживанию. Иначе говоря, чем меньше физических возможностей и способности к самообслуживанию, тем выше риск зависимости от помощи социальной службы.
Важность участия органов социальной защиты в жизни пожилых можно определить исследованием эффективности их обращений. Так, опрос показал, что почти половина пожилых респондентов (49.7%) дали положительную оценку взаимодействию с органами социальной защиты. У 7.2% оценка резко отрицательная. Следует признать, что важность участия органов социальной защиты в оптимизации жизни старших граждан нельзя недооценивать. Невозможно отрицать тот факт, что на сегодняшний день социальная защита является одним из необходимых условий для нормальной жизнедеятельности большинства пожилых.
В ходе опроса пожилых людей г. Казани определились приоритетные, по мнению респондентов, направления деятельности социальной защиты в перспективе. Распределение мнений показало, что на первом месте - увеличение размера денежной и натуральной помощи (59.7% опрошенных). На втором -расширение и доступность социальных услуг (41.9%). На третьем - создание сети досуговых центров, с учетом территориального признака, по интересам, доступных для пожилых людей всех возрастных групп (14.2%).
Переход нашей страны на рыночные отношения существенно отразился на положении пожилого населения в целом. Разрозненность мнения о целесообразности этих перемен сказывается и на адаптируемости пожилых к новым условиям жизни российского общества. Приспособившиеся пожилые адекватно оценивают положительные моменты государственного переустройства, однако у большинства - негативная оценка этих изменений. 59.7% опрошенных - на стороне неприятия рыночной системы хозяйствования, прогрессивная оценка -у 9.4% пожилых. 30.8% отмечают отсутствие каких-либо изменений в их жизни связанных со сменой государственного устройства.
Деятельность государственных структур по реализации основных направлений социальной политики зачастую оказывается малоэффективной или недостаточной по отношению к тем социальным объектам, на которые она направлена. Неудовлетворенность пожилых деятельностью государства по решению их проблем выражается в оценке эффективности этих мер. Лишь 14,7% пожилых, как показал опрос, удовлетворены вниманием со стороны государства к проблемам людей пожилого возраста.
Выводы
Система социальной защиты радикально изменилась за последние 17 лет и продолжает реформироваться сегодня. Однако несмотря на значительные изменения, материальный уровень пенсионеров продолжает оставаться низким. По-прежнему основной источник дохода - пенсия, а основные потребности боль-
шинства пожилых людей направлены лишь на выживание. Дополнительными материальными средствами для поддержания жизни располагают в основном те пожилые, которые продолжают посильную трудовую деятельность. А это, в свою очередь, зависит от образовательного уровня пожилого человека, состояния здоровья. Потребность в социальной помощи и поддержке со стороны социальных служб продолжает расти в прямой зависимости от физического самочувствия пожилого человека и способности к самообслуживанию. Степень доверия пожилых людей к органам государственной власти очень мала. Необходимо отметить неоднозначность принятия социальных реформ, касающихся непосредственно пожилого населения.
Важным обстоятельством является то, что пожилые люди с большим трудом, адаптируются к новым общественным условиям. В современном обществе возрастает возможность личностно-ответственного формирования собственной жизни. Вместе с тем для большинства пожилых социальная защита является одним из важнейших условий существования и выживания в ситуации реформ.
Социальная политика складывается постепенно, под воздействием общих экономических и демографических факторов, поэтому она может содержать в себе внутренне противоречивые компоненты. И специалисты социальной защиты, и потребители услуг должны выработать коллективные и индивидуальные стратегии, создавая тем самым новые культурные варианты. Одновременно с этим нельзя недооценивать роль различных групп населения, как и общества в целом, в поддержке пожилых людей, поскольку от отношения к пожилым в обществе зависит и социальное самочувствие старших граждан, и удовлетворенность жизнью, и адаптация их к новым условиям российской действительности, и характер потребностей.
Summary
E.I. Nikonova. Aged People of Modern Russian Society Need Social Defense: Sociological Analysis.
The paper is based on sociological analysis of material welfare level of the aged people depending on some factors. The issue is accentuated on cooperation of the aged people with social defense service and frequency of their reference to welfare service. The factors are dis-cloed, which affect on the requirement of the aged people in social defense. The degree of belief of the older generation in social reforms concerning them, which are carried out in the country, is specified. The priority directions of the social defense system development are estimated, which can improve the older generation situation according to their opinion. Emphasized is the importance of cooperation of the aged people with welfare service in the reforming society.
Key words: sociological analysis, aged people, social defense service, social reforms, material level, social defense requirement, reformed society.
Литература
1. Кулешова Г.П. Система социальной защиты населения в Республике Мордовия. -
Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 200 с.
2. Литвинова И.А. Система мониторинга социальных показателей качества и образа жизни пожилых граждан // Информ. бюл. сектора социальной геронтологии НИИ МЦПП. - Самара: НИИ МЦПП, 1999. - С. 19-22.
3. Маркочева В.М. Государственные и негосударственные формы социальной помощи пожилым людям // Информ. бюл. сектора социальной геронтологии НИИ МЦПП. - Самара: НИИ МЦПП, 1999. - С. 27-29.
4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2002. - 296 с.
5. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // СОЦИС. - М., 2001. -№ 7. - С. 25-28.
Поступила в редакцию 04.10.07
Никонова Элина Ильдусовна - аспирант кафедры социологии Казанского государственного университета.
Е-шаП: [email protected]