Научная статья на тему 'Потребление в информационном обществе'

Потребление в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
869
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович, Ермакова Нина Алексеевна, Махрова Ольга Николаевна

The article deals characteristic features of the population consumption in a country under transition to an information society. It considers modern definitions and various interpretations of the notions relating to both information society and consumer society. It shows that the most appropriate notions for characteristic of the present situation in our country among other post-industrial notions are the categories information society and consumer society. The notion of information society is to some extent applicable to our country, since firstly, the process of informatisation has actually gained a global scale and our society is being involved in it in this or that way, and secondly, use of information goods and services in Russia has been rapidly growing in recent years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumption in an information society

The article deals characteristic features of the population consumption in a country under transition to an information society. It considers modern definitions and various interpretations of the notions relating to both information society and consumer society. It shows that the most appropriate notions for characteristic of the present situation in our country among other post-industrial notions are the categories information society and consumer society. The notion of information society is to some extent applicable to our country, since firstly, the process of informatisation has actually gained a global scale and our society is being involved in it in this or that way, and secondly, use of information goods and services in Russia has been rapidly growing in recent years.

Текст научной работы на тему «Потребление в информационном обществе»

В.М. Жеребин,, НА Ермакова, ОН Махрова

Потребление

В информационном обществе

Современное состояние экономики в развитых странах позволяет характеризовать их в таких понятиях и терминах, как постиндустриальное общество, новая экономика, сервисная экономика, креативная экономика, постэкономическое общество, информационное общество, общество знаний, общество потребления.

Среди этих понятий наиболее адекватными представляются категории информационного общества и общества потребления. Именно эти понятия оказываются в наибольшей степени воспринимаемыми с точки зрения построения соответствующих систем индикаторов и организации статистического наблюдения.

Термин «информационное общество» в определенной степени применим к нам в силу того, что, во-первых, процессы информатизации действительно приобрели глобальный харак-

* Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда, проекты № 08-02-00070а; 08-02-00027а; 08-02-00082а.

тер, и, во-вторых, в этом понятии весьма важную роль играет информационно-технологическая составляющая, а в России последних лет производство и использование информационных товаров и услуг нарастали быстрыми темпами.

Что касается общества потребления, то здесь нужно отметить следующее. Преодолев тяжелый период реформирования, Россия к 2000 г. стала выходить из общесистемного, прежде всего экономического кризиса, ей постепенно удалось добиться экономического оживления, а затем и экономического роста. Это позволило значительно увеличить национальный доход страны и вслед за этим добиться роста доходов, покупательной способности, а значит, и потребительской активности населения. Кроме того, развитие экономики в значительной степени индуцируется процессами становления информационного общества.

Отличительными чертами информационного общества (ИО) являются: существенное увеличение в

валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием ИКТ услуг в области образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг); ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства. ИО предполагает существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний. Становление ИО ассоциируется также с участием значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий и знаний, с общим повышением качества жизни человека и общества.

Общество потребления. Потребление в обобщенном смысле — это использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление обычно приравнивается к приобретению и использованию благ или услуг. Оно становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.

В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза — с 4.8 млрд. долл. в 1960 г. до 20 млрд. в 2000 г. [1. С. 2].

Некоторые конкретные особенности общества потребления:

■ в торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шоппинг, который становится популярной формой проведения досуга;

■ революция в сфере коммуникаций (распространение Интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения, причем доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера);

■ экономическая система тесно переплетается с культурой потребления, бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы; важную роль в этом играет реклама, проникающая «в самые глубокие слои социальности»;

■ конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей, «человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть "не хуже других", а с другой — "не сливаться с толпой"»; индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни» [1, С. 2—3].

Аргументы в пользу общества

потребления

■ В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.

■ Высокие потребительские стандарты в свою очередь являются стимулом для зарабатывания денег и, как

следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.

■ Потребление способствует снижению социальной напряжённости.

Аргументы против общества

потребления

■ Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.

■ Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации — лишь «побочный эффект».

■ Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых невосстановимы.

■ Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование общественным сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть [1. С. 5].

Информационное общество вРоссии. В 2000—2005 гг. в России стремительно растет использование компьютеров, Интернета и мобильных телефонов. К концу 2005 г. информационные технологии получили массовое распространение в реальном секторе экономики: количество пользователей Интернета составило около 22 млн. человек, т.е. Сетью пользовался каждый шестой житель России. Общее количество персональных компьютеров составило более 17 млн. штук, что на 16% больше по сравнению с 2004 г. В 2005 г. услуги, оказываемые в сети Интернет, значительно выросли: объем информации, увеличился в 1,2 раза, трафик службы

голосовой информации — в 1,7 раза по сравнению с 2004 г. [2, С. 42].

К 2007 г., по сравнению с предшествующими годами, положение с ИКТ в России существенно изменилось. Компьютеры и мобильные телефоны в российских семьях получили широкое распространение. Это объясняется и ростом доходов населения, и насыщением семей персональными компьютерами и мобильными телефонами, и расширением набора предоставляемых информационных услуг. Сегодня компьютеры приобретаются уже даже малообеспеченными семьями, в первую очередь — семьями с детьми. В больших городах во многих семьях имеется теперь по два и более компьютера и по нескольку мобильных телефонов.

Интернет. Тенденции использования ИКТ в России за 2003—2006 гг. на примере пользователей персональных компьютеров и Интернета изучались Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ [3]). Как показали результаты этих исследований, в России в 2006 г. Интернетом пользовался 21% населения — втрое больше, чем в 2003 г. При этом доля активных (тех, кто заходит в Интернет хотя бы раз в месяц) составляет 13% населения России против 9% в 2003 г. Несмотря на высокие темпы прироста числа домашних хозяйств, оснащенных персональными компьютерами, и увеличение доступа к Интернету, Россия значительно отстает от уровня стран Европейского союза (в среднем по странам ЕС эти показатели составляют 62% и 52% соответственно). Вместе с тем, в России очень велика доля людей, никогда не пользовавшихся персональным компьютером (59%) и Интернетом (79%). Когда-либо пользовались компьютером менее полови-

ны россиян (41%), Интернетом — только каждый пятый (21%).

Доля россиян, которые за последний год пользовались компьютером, вдвое ниже, чем в среднем по странам ЕС. Доля активных пользователей — 23%, тогда как в Европе этот показатель вдвое выше — 56%. Доля активных пользователей Интернетом составляет в РФ всего 10% (средний показатель в Европейском союзе — 49%) [3].

Доступ к услугам Интернета домо-хозяйств различных типов представлен в табл. 1.

Представляют интерес результаты исследования компании МАСМИ (Россия), проведенного в течение ноября—декабря 2006 г. [5], респондентами которого заполнено 60 тыс. анкет по поводу проникновения Интернета в жизнь россиян (табл. 2).

Мобильная связь. В 2000-е годы по-

казатель доли населения, имеющего мобильный телефон, рос огромными темпами. Так, в 2000 г. 2,9% населения имели мобильный телефон, а в 2002 г. этот показатель увеличился до 16,6%. В 2004 г. число пользователей мобильными телефонами сравнялось с числом пользователей стационарными. На конец 2004 г. в среднем по России было 35 подключений на 100 человек, а по Москве было зафиксировано 120 подключений. По данным РБК, в России к началу 2005 г. количество мобильных телефонов превысило 35 млн. штук и составило 2448 штук на 10 000 человек [6. С. 197].

Данные обследований Росстата также свидетельствуют о бурном росте числа пользователей мобильными телефонами в первой половине 1990-х годов. За 2001—2005 гг. показатель наличия мобильных телефонов на 100 домохо-

Таблица 1

Доступ населения к услугам сети Интернет в 2005 г.,

в % от общей численности опрошенных соответствующей группы

Имеют в том числе

Группы населения доступ к сети Интернет из дома по месту работы по месту учебы Интернет-кафе другое

Все члены домохозяйств 25 14,3 6,9 2,8 1,2 3,1

в возрасте 6 лет и старше

в том числе:

проживающие в городской местности 29,9 18,2 8,8 2,8 1,4 3,1

проживающие в сельской местности 11,7 3,7 1,9 2,9 0,4 3,1

Дети в возрасте 6-16 лет 21,4 15,3 0 3,7 1,5 2,3

Женщины старше 16 лет 24,4 12,5 7,8 2,8 0,9 3,3

Мужчины старше 16 лет 27,1 16,5 8,1 2,7 1,3 3

По 20-% доходным группам обследо-

ванного населения:

первая 11,9 4,6 2,6 2,2 1 2,1

вторая 17,5 7,6 4,7 2,9 1,3 3,1

третья 25,4 14,9 5,9 3,3 1,1 3,3

четвёртая 34,3 22,4 8,2 3,6 1,1 4

пятая 35,6 21,8 13,2 2,3 1,3 3

Источник: [4. С. 412].

Таблица 2

Перечень различных видов ответов на вопрос о целях обращения в Интернет, % от общего числа опрошенных

Цели обращения в Итернет

%

Размещаю свои фотографии 23,4

Читаю блоги (интернет-дневники) 21,4

Пишу блоги 9,9

Оплачиваю товары или услуги через Интернет (электронными деньгами) 12,7

Играю в азартные игры 8,6

Осуществляю интернет-трейдинг (куплю/продажу) 3,3

Ищу информацию 88,1

Использую интернет-телефонию 9,2

Использую службы обмена мгновенными сообщениями (ICQ и т.п.) 54,5

Использую электронную почту 84,3

Обновляю / загружаю программное обеспечение 49,2

Провожу банковские и финансовые операции 6,5

Просматриваю новости 73,5

Смотрю прогнозы погоды 63,7

Совершаю покупки 20,2

Участвую в конференциях / видеоконференциях 7,2

Другое 29,3

Не обращаюсь 0,4

Источник: [5].

зяйств в среднем за год увеличивался в 1,8—2,8 раза. В итоге всего за 5 лет количество мобильных телефонов выросло в 20,8 раза и составило 104 штуки на 100 домохозяйств.

Услуги сотовой связи в России распространены больше, чем Интернет, который сегодня охватывает порядка 20% населения страны, использующего сеть хотя бы раз в месяц, мобильной же связью охвачено не менее 70% населения страны [7. С. 27].

Перспективные разработки. По словам бывшего министра связи Л.Реймана, в дальнейшем ожидается сохранение темпов роста отрасли на уровне 20%, причем доля сотовой связи будет увеличиваться, но наиболее быстрыми темпами будет расти широкополосный доступ в Интернет. Министр также пообещал решить к 2010 г. проблемы обеспечения населения компьютерами (увеличить их

долю с 16 до 43%) и трудности с доступом в Интернет (доля пользователей вырастет с 17 до 45%). В соответствии с поставленной целью — к 2015 г. в России не должно остаться ни одного населенного пункта без стационарных телефонов, сотовой связи и Интернета. Эта цель, хотя и амбициозная, но реализуемая: обеспечение технических возможностей предоставления фиксированной и сотовой связи, а также доступа в Интернет на всей территории России осуществимо. Другое дело, что сейчас в стране примерно половина компьютеров не подключена к Интернету, и до сих пор не получен ответ на вопрос, как использовать этот потенциал [8. С. 12].

В соответствии с действующим Федеральным законом «О связи», в каждом поселении должен быть установлен хотя бы один таксофон с бесплатным доступом к экстренным опера-

тивным службам, а пункты коллективного доступа (ПКД) к Интернету — там, где население превышает 500 человек. Такая нормативная база определяет минимальный уровень доступности связи. Так, таксофонов должно быть столько, чтобы из любой точки населенного пункта до ближайшего телефона можно было дойти не более чем за час. На сегодняшний день в России уже установлено около 23 тыс. таксофонов и организовано более 6 тыс. пунктов коллективного доступа.

Компании МГТС и «Комстар-ОТС» объявили о начале строительства сети Wi-Fi — таксофонов, имеющих беспроводной доступ к Интернету. В ближайшее время МГТС планирует начать замену существующих моделей таксофонов на новые, со встроенными хот-спотами (горячими точками), которые объединяют ADSL-модем и Wi-Fi - зону доступа. Всего в Москве планируется установить 200 таких таксофонов, в первую очередь на вокзалах, в аэропортах и гостиничных комплексах [8. С. 12].

Российские регионы неоднородны и по телекоммуникационной инфраструктуре, и по перспективам ее развития: здесь могут быть использованы как уже существующие оптиковолоконные сети, так и радиотехнологии и спутниковая связь. Стоимость таких проектов по развитию сетей требует значительных инвестиций. Государство финансирует создание сетей, оставляя за собой право регулирования тарифов на основные услуги связи для сельских жителей. Основа такого регулирования — принцип равного доступа пользователей к услугам на всей территории РФ с учетом платежеспособности населения каждого конкретного региона.

Связь третьего поколения 3G — это набор услуг, которые объединяют как

высокоскоростной мобильный доступ с услугами сети Интернет, так и технологию радиосвязи, которая создает канал передачи данных. 3G — это не просто быстрый доступ к Интернету, это кардинально новый подход к общению, доступу к информации. Пользователь сможет не только разговаривать со своим собеседником, но и видеть его с помощью видеотелефона, путешествовать по сети Интернет, вести бизнес, обучаться, развлекаться — и все это с помощью небольшого устройства, напоминающего сегодняшний сотовый телефон. Другими словами, те возможности и те устройства, которые традиционно рассматривались как исключительно стационарные, станут мобильными.

За последнее время в России операторы сотовой связи охватили всю территорию страны. Поставщики телекоммуникационного оборудования 3G вышли на большие масштабы производства (сейчас в мире построено уже более 155 таких сетей), и цены на аппаратуру значительно снизились.

Как показали расчеты «Вымпелкома», в течение следующих семи лет к сетям 3G подключится около 12 млн. россиян. А по прогнозу президента МТС Л.Меламеда, через три года услугами 3 G будут пользоваться около 30% всех российских абонентов [9. С. 52].

По заявлению Л.Реймана, несмотря на сомнения части операторов мобильной связи, сотовая связь третьего поколения 3G заработает в Москве уже в 2008 г. Более того, министр сообщил, что в 2008 г. связь 3G появится примерно в 10 российских городах [10].

Все большее распространение приобретает навигационное оборудование GPS. Это оборудование предназначено для автомобилистов, туристов, моряков, т.е. для всех тех, кому

важно знать свое местоположение и координаты на местности. Кроме того, средства GPS предназначены для компаний, которые заинтересованы в отслеживании местонахождения используемых транспортных единиц. В состав систем GPS входят соответствующие приборы, модули, датчики, электронные карты и сети связи. Системы быстро развиваются, охватывая возможности спутниковой связи и ориентации (такова создаваемая система ГЛОНАСС).

Персональное телевидение. К 2015 г Россия перейдет на цифровое телевидение — такие сроки установлены государственной программой. Кроме того, итогом более чем десяти лет работы трехтысячного коллектива специалистов «РИКОР» стал действительно революционный прорыв — персональное телевидение, в котором удалось объединить преимущества ТВ и компьютера, что позволяет каждому пользователю создать свое личное телекоммуникационное пространство [11. С. 4]. Преимущества системы — абсолютная независимость от телевизионной программы и, соответственно, экономия времени. Пользователь может создать свой телевизионный канал, который будет показывать именно то, что ему интересно, и тогда, когда он готов это смотреть. «Искусственный интеллект» системы позволяет не просто хранить индивидуальные настройки предпочтений каждого, но и подстраиваться под зрителя. При этом предлагаемый комплект оборудования, называемый «медиацентром», может записывать одновременно до шести передач, идущих в одно и то же время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В скором времени россияне получат возможность смотреть на своих сотовых телефонах несколько десятков телеканалов. Принципиальное

отличие эфирного мобильного телевещания — сигнал передается не по каналу сотовой связи, а отдельно — так же, как и сигнал для обычного телевизора, поэтому картинка очень четкая и динамичная. Серьезным барьером для развития эфирного мобильного ТВ считалась дороговизна самих мобильных приемников (1200—1300 долл.). К концу 2008 г. президент компании Nokia обещал, что себестоимость DVB-N — модуля составит всего 7 евро, что сделает их вполне доступными [12. С. 120].

Современный потребительский рынок и потребительское поведение населения. За последние пять-семь лет сроки вывода новинок на потребительских рынках сократились в два-три раза. Этому способствовало совершенствование технологий производства и глобальное разделение труда в условиях использования средств ИКТ. Изменение ассортиментной политики, быстрый вывод новинок характерны для компаний мобильной связи, масс-медиа, мебели, одежды, автомобилей, а также для другой инновационной отрасли — косметической. Как отмечает профессор АНХ А. Овсянников, ускоряется само время — как социальное, так и экономическое. Этому способствовало развитие конкуренции на всех потребительских рынках. Время становится главным конкурентным преимуществом. Есть и другая важная причина — в середине прошлого века маркетинг стал реальной бизнес-культурой, связанной с реакцией бизнеса на изменение спроса. Тиражирование новых потребностей стало ключевой особенностью постиндустриальныхэко-номик и главным фактором ускорения потребления, когда производители перестали учитывать только витальные нужды человека и стали удовлетворять

потребности иного порядка — эмоциональные. Сегодня товар то, что у вас покупают. Наделение вещей «высшими» свойствами имело место и раньше, но только в современном обществе перенос этих качеств на вещи стал осуществляться в промышленном масштабе, а реклама стала индустрией по формированию этих качеств [13. С. 42-45, 47, 49].

Россия ещё далека от западного уровня потребления - средний класс составляет пока 22-23% всего населения страны, но при этом он активно осваивает цивилизацию потребления в крупных городах. Осенью 2006 г. в «Крокус Экспо» проводилась ярмарка миллионеров - продавались мобильные телефоны за 1млн. 200 тыс. долл. и духи за 200 тыс. долл. Эти товары, нагруженные симулякрами (виртуальными образами) престижа, власти, могущества, были куплены очень быстро. Покупаются футбольные клубы, гигантские яхты, 200 тыс. россиян сегодня являются владельцами элитной недвижимости в Лондоне. И в западных странах в свое время происходил сходный процесс, но наше положение усугубляется тем, что мы не производим потребительских товаров высокого качества. Слово «производство» почти полностью ушло из употребления. Из-за неразвитой производственной инфраструктуры, нехватки сырья, проблем с таможней наши компании не могут быть полноценными участниками формирования «быстрой моды». Можно предположить, что отечественный массовый рынок потребительских товаров, где скорость вывода новинок особенно важна, будет принадлежать иностранным компаниям. Их доля возрастет, учитывая ожидаемое вступление России в ВТО, россиянам придется

сконцентрироваться на производстве продукта с более высокой интеллектуальной составляющей. [14. С. Б6].

Человек, готовый покупать из интереса, зритель, бросающийся в магазин, увидев понравившуюся рекламу, - таких людей маркетологи называют потребителями-новаторами. За последние пять лет их число удвоилось, и доля среди российских потребителей составила 16%.

Значительная часть этих потребителей - мужчины с доходами выше среднего, в том числе руководители и предприниматели. Они покупают активно продвигаемые марки изделий, прежде всего иностранные. Появилась в России и новая прослойка потреби-тел ей, так называемых свитчеров (от английского ътсН — «переключаться»). Это охотники за скидками, что делает их активными пользователями Интернета [14. С. Б6].

Весной 2005 г. по заказу нескольких московских казино проводили опрос о потребительских привычках мужчин с доходом свыше 700 долл. в месяц (именно такой доход социологи считают маркером относительно благополучного человека). Обнаружилось, что показное потребление — признак не столько определенного уровня доходов, сколько определенного уровня образования. Образованный человек появившиеся деньги тратит на то, чтобы его жизнь стала разнообразнее: может начать путешествовать, профессионально заниматься фотографией, учить языки и пр. Необразованный человек тратит на то, что ему давно известно, но в больших размерах, чем тратил раньше, например, если есть машина, купит более дорогую.

Известный французский постмодернист, философ Жан Бодрийяр писал, что потребление — это не просто

приобретение вещей. Это всегда превращение вещи в те или иные социальные сигналы [15]. Сейчас одной из самых модных и актуальных стала игра в личность, в супермена, который поднялся над всеми, получил все, что хотел, опрокинул привычные адаптивные схемы (т.е. ушел от состояния выживания), который живет насыщенной жизнью в роскоши и постоянно рискует. Такая игра в той или иной мере захватила весь цивилизованный мир. В России в нее играют с особенным рвением. СМИ круглосуточно во всех деталях показывают небывалые образы жизни, которыми живут очень узкие группы населения. При таком давлении немногие способны устоять: хоть часик пожить так же. Мотивация «жизни напрокат» пронзает очень многие слои нашего населения. Иногда за мотивацией показа себя стоит комплекс неполноценности, отсутствие реальной опоры в жизни или смысловая пустота [16. С. 25, 26].

Потребление товаров и услуг ИКТ. В 2006 г. рынок электронной торговли в нашей стране вырос на 42% — до объема в 1,5 млрд. долл. Распределение пользователей по группам товаров представлено в табл. 3. Это, в основном, покупки компьютерной техники, электроники, фототоваров, телефонов и бытовой техники (данные службы Яндекс-Маркет).

Доходы от ИКТ в 2006 г. превысили 1 трлн. руб. Поступления от услуг электронной связи увеличились на 21%, до 745,6 млрд. руб., причем почти половина из них (48,8%) пришлась на сотовую связь. Доходы от услуг почтовой связи выросли на 27,4%, до 54,4 млрд. руб. Объем рынка информационных технологий вырос на 17,3%, до 361,5 млрд. руб [14, с. Б6].

В России заказывают через Интер-

нет товары и услуги 4,5% пользователей. Между тем в мире, по результатам исследования ACNielsen, проведенного в 2006 г., через Сеть делает покупки каждый десятый житель планеты (627 млн. человек). Объем транзакций в мобильной связи в России в виде покупок рингтонов, заставок и других услуг составляет около 2 млн. в день [17. С. 114].

Выбор услуг и сервисов на рынке телефонии сегодня огромен. Абонент может выбирать не только среди услуг, но и среди операторов. В крупных городах России современные услуги связи давно стали доступными и привычными. Это и мобильная связь, и Интернет по выделенным линиям, и зоны беспроводного Интернета Wi-Fi, и использование Web-камер для видео-контактов — словом, здесь мы на уровне развитых стран. Однако жители сельской местности обделены вниманием телекоммуникационных компаний и сервис-провайдеров. Эта проблема в той или иной мере актуальна для всех стран, но для России с ее огромными территориями, где миллионы людей живут на значительном удалении от крупных городов, обеспечение услугами связи сельских жителей становится жизненной необходимостью.

Рынок электронных платежных систем (ЭПС) зародился в России в 2000 г. в связи с необходимостью упростить оплату счетов за мобильную связь. Затем акценты несколько сместились, однако и сейчас 90% оборота всех платежных систем России — это оплата услуг операторов сотовой связи. По оценкам, рынок платежей физических лиц вырастет на 14% по сравнению с 2006 г. и составит 14—15 млрд. долл. к концу 2007 г. Для электронных платежных систем существуют раз-

Таблица 3

Распределение интересов пользователей Интернета по группам товаров, %

Группа товаров Доля в общем объеме Группа товаров Доля в общем объеме

покупок, % покупок, %

Компьютеры 18,0

Электроника и фото 15,0

Телефоны 15,0

Бытовая техника 14,0

Книги 6,5

Все для дома 6,0

Автомобили 5,3

Источник: данные службы Яндекс-Маркет.

Строительство, ремонт 5,3

Все для дома 3,2

Лекарства 3,2

Одежда и обувь 3,2

Спорттовары 3,2

Подарки и сувениры 2,1

личные технологии приема платежей. Наиболее востребованными и видимыми для всех потребителей являются автоматы самообслуживания. Сейчас их в России насчитывается более 65 тыс. Использование подобных терминалов позволяет экономить силы и время, производить оплату всех счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, коммерческое телевидение в одном месте и в любое удобное время [18. С. А14].

С момента появления в «Рунете» ^еЪМопеу электронные платежные системы так и не получили на российском финансовом рынке массового применения. Даже при оплате покупок в интернет-магазинах виртуальные деньги используют лишь 8% россиян, 10% рассчитываются кредитной картой, а основная масса (74%) предпочитает просто отдать наличные курьеру (по данным исследовательского холдинга этой компании на октябрь 2006 г.). Сферами активного применения «цифровых денег» являются покупки в интернет-магазинах и на аукционах, оплата услуг мобильной связи и электронная коммерция. По сравнению с пластиковыми картами клиентов привлекают: простота оформления счета, низкие тарифы на его ведение

и обслуживание операций, возможность прямых расчетов между частными лицами и их виртуальность — карту можно забыть, потерять, повредить, ее могут украсть. И еще психологический момент — списание средств с электронного счета не уменьшает счет банковский [18. С. А15].

Основное препятствие для развития виртуальных денег — недоверие населения. Действительно, ЭПС подвержены ряду специфических «электронных» опасностей, связанных с похищением пароля и неправомерным доступом к компьютерам и счетам. Можно стать жертвой так называемой «социальной инженерии» (мошенничества), «лохотрона» (популярной системы онлайн-переписки), характерная опасность —«сохранение» пароля. Неприятностей можно избежать, если осуществлять доступ к электронному кошельку с проверенного компьютера, не сохранять, а менять пароли хотя бы раз в месяц. Дополнительный фактор уязвимости — нечеткий правовой статус виртуальных денег с точки зрения законодательства.

Таким образом, несмотря на отмеченные недостатки, налицо серьезный прогресс в разработке, продвижении на рынок и использовании населени-

ем современных информационных средств и услуг. Однако имеются и негативные мнения по поводу использования услуг ИКТ: «Набор новых услуг сейчас не отражает реальных потребностей клиентов. В большинстве своем это даже не услуги, а какие-то бессмысленные, искусственные надстройки, за которые платят лишь те, кому некуда девать деньги» — утверждает, например, президент «Евросети» Э.Разроев [9. С. 53].

Для России с ее растянутостью транспортных коммуникаций, плохими дорогами или отсутствием таковых и недостаточной телефонизацией сельских поселений использование мобильных телефонов и Интернета, все более активные позиции потребителей на рынке ИКТ имеют особое

значение. Если говорить об элементах общества потребления, то не менее значимым является и тот факт, что прежде пустовавшие «сельмаги» сейчас уже оказываются наполненными товарами. В целом все эти обстоятельства должны послужить значительному повышению качества жизни, в первую очередь населения на периферии, обеспечивая, с одной стороны, оперативную связь с родными и близкими, получение деловой, учебной, бытовой, развлекательной информации, и с другой — открывая доступ ко все более полному ассортименту современных товаров и услуг. Информатизация в нашей стране должна помочь противостоять пагубным для села процессам интенсивно протекающей урбанизации.

Литература

1. Википедия (свободная электронная энциклопедия) . http: //ru.wikipedia.org/-wiki/ %D0%9F%D0

2. Савинов АЮ., Абрамова А.В. Влияние информационных технологий на конку-рен-тоспособность стран в мировой экономике // Вопросы статистики. 2006. № 5.

3. Интернет в России. http: // www. Almedia. ru? newsitem.asp?id=785338.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России—2006: Стат. сб.// М.: Росстат, 2006.

5. МАСМИ Россия. www.masmi.com www. masmi.ru

6. Вершинская О.Н. Человек в электронном мире. М.: СГУ, 2006.

7. Контент-анализ образовательных Ин тернет-сайтов и порталов. ЦСИ, СГА, 2005.

8. РейманЛ. Развитие отрасли связи // Российская газета. 20.03.2007.

9. Меламед Л. Связь третьего поколения // Эксперт. 2007. №16.

10. Заявление министра свяэи Л.Реймана. ru.wikipedia.org/wiki/3G.

11. Маргарян А. Г. Телекоммуникационные технологии: Интервью с президентом холдинга «РИКОР» // Российская газета. 18.04.2007.

12. Мобильное телевещание // Эксперт. 2007. № 11.

13. Москаленко Л. Пир без насыщения // Эксперт. 2007. № 13.

14. Потребление и Интернет // Ведомости. 20.04.2006.

14. БодрийярЖ. Система вещей. М.: Рудоми-но, 1999.

16. Жизнь напрокат // Огонек. 2006. № 24.

17. Товары через Интернет: Мобильная связь в России // Эксперт. 2007. № 19.

18. Электронные платежные системы // Российская газета. 26.07.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.