Научная статья на тему '«Потребительское поведение: роль ценностного фактора в рекламном воздействии»'

«Потребительское поведение: роль ценностного фактора в рекламном воздействии» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Потребительское поведение: роль ценностного фактора в рекламном воздействии»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

12.Никишин А.Ф., Алексина С.Б. Интеграция электронной и традиционной форм в современной торговле. В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 105-108.

13.Pankina T.V., Nikishin A.F. The role of information technology in enhancement of buyer service quality. В сборнике: The Sixth International Congress on Social Sciences and Humanities Proceedings of the Congress. 2015. С. 215-217.

14.Трохинин П.Н., Майорова Е.А. Достоинства и недостатки электронной коммерции в современных условиях. В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 246-248.

© Грошева Ю.В., 2016

УДК 316.622

А.В. Губанова

магистр 2 курса факультета социальных и гуманитарных наук Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

«ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ФАКТОРА В РЕКЛАМНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ»

Кризисный период изменил положение потребителя, который рассматривается как неотъемлемая часть маркетинговой системы. Потребительское поведение - сложный процесс, состоящий из множества факторов, поэтому производители товаров и услуг вынуждены прибегать к социологическим исследованиям для более глубокого его понимания. Элвин Тоффлер, американский социолог, прогнозирует новые формы потребления в XXI веке, которые связанны с интеллектуальной революцией и возвышением роли информации. Потребитель - человек, сам создающий для себя товары, поэтому очевидно отражение ценностей в процессе потребления.

Анализ ценностей, на которые ориентируется реклама для повышения эффективности, дает возможность обозначить ориентиры, формирующие жизнь современного индивида. Так как реклама имеет масштабный характер, и речь идет не только об отдельном человеке, а об обществе в целом, такой анализ позволяет выявить доминантные ценностные ориентации, определяющие идеологическую платформу массового сознания. Это обстоятельство актуализирует роль социологических исследований, способствующих управленческой деятельности.

Аксиологический и маркетиноговый подходы значительно различаются в отношении к обществу и индивиду, соответственно, имеют разные рычаги влияния на них. Если аксиологический подход как подход социально-гуманитарный предполагает рассмотрение социокультурного пространства как ценностного и делает упор на ценностную природу социальных коммуникаций, то маркетинговый подход как социально-экономический использует социальное пространство для реализации рыночных отношений и получения прибыли. Реклама представляет собой синтез этих двух подходов. Для достижения своей маркетинговой функции реклама выстраивает коммуникацию, базируясь на актуальных ценностях целевой аудитории.

Для понимания, каким образом ценностный фактор имеет возможность влиять на потребительское поведение, необходим комплексный анализ моделей потребительского поведения в рамках междисциплинарного похода. Представители классической школы А. Смит, И. Бентам, К. Маркс рассматривали человека с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения — стремление к собственной выгоде. «Классики» разработали концепцию «экономического человека»[1].

Маржиналисты У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, Г. Госсен, А. Маршалл основывают свой подход

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

на возможности процесса соизмерения различных благ. Согласно маржиналистскому подходу существует возможность количественно измерить полезность того или иного товара, но восприятие товара имеет субъективный характер и различается у каждого отдельно взятого потребителя. Экономическую теорию принятия решений развивали Х. Лейбенстайн и Дж. Катона, ученые работали над вопросом влияния на потребительское поведение психологии и культуры. Человек, как потребитель, в первую очередь опирается на психологические факторы, такие как настроение, вкус, стереотипы и т.д.

Описанием потребительского поведения индивида с точки зрения психологического подхода занимались различные ученые. Представители бихевиоризма и необихевиоризма, Дж. Уотсон, К. Халла, Б. Скиннер, М. Вертгеймер рассматривали поведение человека и факторы, которые на него влияют. Авторами подробно изложено их видение процесса потребительского поведения, факторов, стимулирующих человека на покупку и приводящих его к реакции, то есть конкретному приобретению. Вклад психологической теории расширяет границы модели экономического человека. Рассмотренные теории не отвергают важность экономических факторов, а дополняют и совершенствуют представленную рациональную модель человека.

Модели потребительского поведения и влияние на него рекламы в маркетинге рассмотрены Ф. Котлером, Г. Армстронгом, Дж. Сондорсом, В. Вонгом Г. Ассэлем. Модель потребителей «маркетинговые стимулы - ответная реакция» разработана Ф. Котлером, Г. Армстронгом, Дж. Сондорсом и В. Вонг. Стимулы маркетинга попадают в «черный ящик» потребителя и становятся наблюдаемыми реакциями. Все вызовы маркетинга, перед тем как воплотиться в процесс выбора товара, проходят через сознание покупателя. Самая главная задача маркетологов - понять, что содержится в «черном ящике» и какие именно рекламные позывы влияют на человека. Совершая акт покупки, человек проходит несколько этапов. Осознав проблему или потребность, он ищет информацию, анализирует все возможные варианты, делает выбор и реагирует на приобретение. Модель призывает маркетологов и деятелей рекламы обращать внимание на весь процесс потребления, а не только на конкретный выбор товара.[2]

Для исследования потребительского поведения необходимо признать актуальным междисциплинарный подход и приемы, используемые различными научными дисциплинами. Для обеспечения конкурентоспособности требуются хорошо спланированные управленческие решения, основанные на проверенных фактах. Компании-производители в борьбе за потребителя находятся в постоянном поиске эффективных инструментов воздействия на аудиторию. Использование моделей потребительского поведения и процессов, влияющих на принятие решения, несомненно, приведет к продуктивной деятельности компании на конкурентном рынке.

Список использованной литературы:

1. Алешина, И. В. Поведение потребителей / И. В. Алешина. - М.: Экономистъ, 2006.-525с.

2. Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности / М.Ю.Рогожин. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 208с.

© Губанова А.В., 2016

УДК: 347.734

Р.Х. Давыдов РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерация Научный руководитель: И.В. Тюрин

КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается правовой режим банковской тайны в Российской Федерации.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.