Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
640
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / МАЛООБЕСПЕЧЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каримова Людмила Федоровна, Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич, Байбулатова Алсу Каримовна

Актуальность и цели. В современном обществе развитие рыночных отношений и усиление конкурентных стратегий обуславливают необходимость изучения потребительского поведения молодежи. Важно учитывать, какие факторы и потребительские предпочтения влияют на их потребительские практики, особенности потребительских стратегий разных групп молодежи, в том числе в разрезе их материального благосостояния. Цель исследования - анализ потребительского поведения современной малообеспеченной молодежи. Материалы и методы. В качестве методологических оснований использовались системный и структурно-функциональный подходы. На основе материалов авторских исследований среди молодежи Пензенской области в 2018 и 2020 г. проведен социологический анализ уровня и качества жизни молодежи, особенностей их потребительского поведения, дополненный результатами вторичного анализа других социологических исследований среди молодежи г. Москвы, Московской и Смоленской областей и рейтингом SimilarWeb по оценке популярности российских интернет-магазинов и влияния уровня жизни на потребительское поведение покупателей. Результаты. На основе данных авторских исследований проанализирована модель потребительского поведения малообеспеченной молодежи Пензенской области: социальные аспекты потребительского поведения: семья, социальное положение, культура, ресурсы потребителя; источники потребительского поведения: СМИ, Интернет; факторы, влияющие на принятие решения о покупке: цена, качество, дизайн и бренд покупок. Использование результатов вторичного анализа других социологических исследований позволило выявить структуру потребительских расходов современной молодежи, определить влияние семьи и рекламы на молодых потребителей, установить наиболее часто посещаемые российские интернет-магазины. Выводы. Исследование показало, что низкое материальное положение молодежи Пензенской области позволяет удовлетворить лишь базовые потребности и лишает возможности сформировать структурированную модель потребительского поведения; на потребительское поведение малообеспеченной молодежи в большей степени оказывает влияние семья и Интернет как источники потребительских предпочтений; малообеспеченные молодые люди в современных условиях чаще приобретают товары и услуги через онлайн-магазины, отдавая предпочтение продуктам питания, одежде и обуви, пользуясь акциями и скидками в ущерб качеству товара и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER BEHAVIOR OF LOW-INCOME YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Background. In modern society, the development of market relations and the strengthening of competitive strategies make it necessary to study the consumer behavior of young people. It is important to take into account what factors and consumer preferences influence their consumer practices, features of consumer strategies of different groups of youth, including in the context of their material well-being. The purpose of the study is to analyze the consumer behavior of todayʼs underprivileged youth. Materials and methods. Systematic and structural-functional approaches were used as methodological bases. Based on the materials of authorʼs research among youth of the Penza region in 2018 and 2020, a sociological analysis of the level and quality of life of youth, the characteristics of their consumer behavior was carried out, supplemented by the results of a secondary analysis of other sociological research among youth of Moscow, Moscow and Smolensk regions and the SimilarWeb rating to assess the popularity of Russian online stores and the impact of living standards on consumer behavior of customers. Results. Based on the data of authorʼs research, a model of consumer behavior of low-income youth of the Penza region was analyzed, including social aspects of consumer behavior: family, social situation, culture, consumer resources; sources of consumer behavior: media, the Internet; factors that influence purchasing decision making: price, quality, design and shopping brand. The use of secondary analysis of other sociological studies made it possible to identify the structure of consumer spending of modern youth, determine the impact of family and advertising on young consumers, and establish the most frequently visited Russian online stores. Conclusions. The study showed that the low financial situation of the youth of the Penza region only allows satisfying basic needs and deprives the opportunity to form a structured model of consumer behavior; the consumer behavior of disadvantaged youth is more influenced by the family and the Internet as sources of consumer preferences; low-income young people in modern conditions are more likely to purchase goods and services through online stores, preferring food, clothing and shoes, using promotions and discounts, to the detriment of the quality of goods and services.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316; 366.1

doi:10.21685/2072-3016-2022-2-5

Потребительское поведение малообеспеченной молодежи в современном российском обществе

Л. Ф. Каримова1, Ш. Г. Сеидов2, А. К. Байбулатова3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия 1lyudmПa_vyargizova@pnzgu.m, 2pgu-gpd@yandex.ru, 3baybulatovaals@mail. т

Аннотация. Актуальность и цели. В современном обществе развитие рыночных отношений и усиление конкурентных стратегий обуславливают необходимость изучения потребительского поведения молодежи. Важно учитывать, какие факторы и потребительские предпочтения влияют на их потребительские практики, особенности потребительских стратегий разных групп молодежи, в том числе в разрезе их материального благосостояния. Цель исследования - анализ потребительского поведения современной малообеспеченной молодежи. Материалы и методы. В качестве методологических оснований использовались системный и структурно-функциональный подходы. На основе материалов авторских исследований среди молодежи Пензенской области в 2018 и 2020 г. проведен социологический анализ уровня и качества жизни молодежи, особенностей их потребительского поведения, дополненный результатами вторичного анализа других социологических исследований среди молодежи г. Москвы, Московской и Смоленской областей и рейтингом SimilarWeb по оценке популярности российских интернет-магазинов и влияния уровня жизни на потребительское поведение покупателей. Результаты. На основе данных авторских исследований проанализирована модель потребительского поведения малообеспеченной молодежи Пензенской области: социальные аспекты потребительского поведения: семья, социальное положение, культура, ресурсы потребителя; источники потребительского поведения: СМИ, Интернет; факторы, влияющие на принятие решения о покупке: цена, качество, дизайн и бренд покупок. Использование результатов вторичного анализа других социологических исследований позволило выявить структуру потребительских расходов современной молодежи, определить влияние семьи и рекламы на молодых потребителей, установить наиболее часто посещаемые российские интернет-магазины. Выводы. Исследование показало, что низкое материальное положение молодежи Пензенской области позволяет удовлетворить лишь базовые потребности и лишает возможности сформировать структурированную модель потребительского поведения; на потребительское поведение малообеспеченной молодежи в большей степени оказывает влияние семья и Интернет как источники потребительских предпочтений; малообеспеченные молодые люди в современных условиях чаще приобретают товары и услуги через онлайн-магазины, отдавая предпочтение продуктам питания, одежде и обуви, пользуясь акциями и скидками в ущерб качеству товара и услуг.

Ключевые слова: модель потребительского поведения, потребительские предпочтения, потребительские практики, малообеспеченная молодежь

Для цитирования: Каримова Л. Ф., Сеидов Ш. Г., Байбулатова А. К. Потребительское поведение малообеспеченной молодежи в современном российском обществе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 52-64. doi:10.21685/2072-3016-2022-2-5

© Каримова Л. Ф., Сеидов Ш. Г., Байбулатова А. К., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Consumer behavior of low-income youth in modern Russian society

L.F. Karimova1, Sh.G. Seidov2, A.K. Baybulatova3

1,2,3Penza State University, Penza, Russia 1 lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru, 2pgu-gpd@yandex.ru, 3baybulatovaals@mail.ru

Abstract. Background. In modern society, the development of market relations and the strengthening of competitive strategies make it necessary to study the consumer behavior of young people. It is important to take into account what factors and consumer preferences influence their consumer practices, features of consumer strategies of different groups of youth, including in the context of their material well-being. The purpose of the study is to analyze the consumer behavior of today's underprivileged youth. Materials and methods. Systematic and structural-functional approaches were used as methodological bases. Based on the materials of author's research among youth of the Penza region in 2018 and 2020, a sociological analysis of the level and quality of life of youth, the characteristics of their consumer behavior was carried out, supplemented by the results of a secondary analysis of other sociological research among youth of Moscow, Moscow and Smolensk regions and the SimilarWeb rating to assess the popularity of Russian online stores and the impact of living standards on consumer behavior of customers. Results. Based on the data of author's research, a model of consumer behavior of low-income youth of the Penza region was analyzed, including social aspects of consumer behavior: family, social situation, culture, consumer resources; sources of consumer behavior: media, the Internet; factors that influence purchasing decision making: price, quality, design and shopping brand. The use of secondary analysis of other sociological studies made it possible to identify the structure of consumer spending of modern youth, determine the impact of family and advertising on young consumers, and establish the most frequently visited Russian online stores. Conclusions. The study showed that the low financial situation of the youth of the Penza region only allows satisfying basic needs and deprives the opportunity to form a structured model of consumer behavior; the consumer behavior of disadvantaged youth is more influenced by the family and the Internet as sources of consumer preferences; low-income young people in modern conditions are more likely to purchase goods and services through online stores, preferring food, clothing and shoes, using promotions and discounts, to the detriment of the quality of goods and services.

Keywords: consumer behavior model, consumer preferences, consumer practices, low-income youth

For citation: Karimova L.F., Seidov Sh.G., Baybulatova A.K. Consumer behavior of low-income youth in modern Russian society. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(2):52-64. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-2-5

Введение

Трансформирующаяся модель потребительского поведения современной молодежи позволяет выделить комплекс социально-экономических и ценностных особенностей в потребительских предпочтениях. В середине XX в. появился термин «потребительское общество», но об изменении основных элементов потребительского поведения в рыночных условиях в своих научных трудах писали еще К. Маркс [1], М. Вебер [2], Г. Зиммель [3], Т. Веблен [4] и другие исследователи, которые занимались вопросами

моделирования поведения потребителей, включающего действия населения при приобретении товаров и услуг, их потребление и избавление от используемых товаров и услуг.

Социально-экономическое развитие современного российского общества ориентирует современных исследователей на решение актуальных проблем, направленных на изучение психологических и экономических практик потребительского поведения молодежи [5].

Потребительское поведение современной молодежи направлено на формирование спроса молодых людей на товары и услуги с учетом сложившегося уровня цен и имеющихся у них ресурсов. Поведенческая модель молодых потребителей объединяет действия, направленные на принятия решения о покупке, получение, потребление и распоряжение приобретенными продуктами и услугами.

С целью изучения различных моделей потребительского поведения современной молодежи внимание исследователей все чаще привлекают особенности потребительского поведения малообеспеченной молодежи, затрагивающие экономический сектор и социальные отношения [6].

Потребительское поведение современной малообеспеченной молодежи характеризуется неблагоприятными экономическими и социальными условиями, на которые оказывают воздействие ряд факторов, формируя потребительские предпочтения молодежи.

В условиях цифровизации работа с потребителями становится наиболее актуальной, поскольку видоизменяются сформировавшиеся ранее потребительские практики и модель потребительского поведения молодежи в целом. Значимость каждого потребителя постоянно и неуклонно растет для современного предпринимателя. В информационном обществе все участники рыночных отношений учитывают особенности формирования спроса различных групп населения, в том числе малообеспеченной молодежи, на предоставляемые товары и услуги.

Таким образом, целью исследования является изучение потребительского поведения на примере малообеспеченной молодежи Пензенской области, что позволит оценить спрос на те или иные товары и услуги и выявить особенности потребления молодого поколения в современном информационном обществе.

Материалы и методы

Для анализа потребительского поведения молодежи использовались материалы трех исследований, проведенных под руководством О. Л. Лукаше-вой среди населения Смоленской области в 2017 и 2018 г. с целью изучения особенностей функционирования потребительского рынка России и его влияния на формирование модели потребительского поведения; С. Н. Лещинской с 2019 по 2020 г. для анализа потребительских практик студенческой молодежи г. Москвы; Н. В. Солодниковой среди подростков Московской области в 2019 г. для выявления особенностей потребительского поведения молодых людей.

Для выявления лидирующих позиций среди российских интернет-магазинов проанализирован рейтинг, составленный SimilarWeb в 2019 г.

В 2018 и 2020 г. в Пензенской области было проведено авторское исследование методом анкетирования среди молодежи Пензенской области в возрасте от 18 до 25 лет (2018 г., п = 222; 2020 г., п = 363) с целью определения уровня и качества жизни молодежи.

Результаты

Потребительское поведение современной молодежи можно представить в виде нескольких этапов, в которых отражаются основные аспекты потребительского поведения, источники поиска информации о товарах и услугах, факторы, влияющие на принятие решения о покупке (рис. 1).

Рис. 1. Модель потребительского поведения современной молодежи

На осознание потребности в покупке товара или приобретении той или иной услуги оказывают воздействие, с одной стороны, семья, культурные нормы и образцы, с другой стороны, тип личности, стиль жизни и социальные ресурсы, социальное положение молодого человека [7]. Последнее оказывает прямое воздействие на потребительские предпочтения молодежи. Опираясь на социальное положение потребителей, отечественный социолог З. Т. Голенкова выделяет следующие социальные группы: бедные и малообеспеченные слои (1-4 страта), которые вынуждены приобретать товары и услуги без учета сформировавшихся предпочтений при условии низкой цены; среднеобеспеченные и обеспеченные слои населения (5-10 страта), которые анализируют предложения поставщиков на рынке и имеют возможность покупать качественные товары за обоснованную стоимость [7, с. 168].

Семья является важным фактором, влияющим на формирование потребительского поведения молодого поколения. Наставляющая семья, которая,

как правило, состоит из родителей покупателя, дает рекомендации молодым людям о сегментах современного рынка и об экономике в целом.

Тип личности молодых людей, определяющийся их индивидуальными особенностями, также влияет на потребительское поведение, обеспечивая последовательность их ответных реакций на окружающую среду. Во многом потребительское поведение молодых людей зависит от их стиля жизни: одни предпочитают жизнь заботливой домохозяйки, другие выбирают роль бизнес-леди. Кроме того, современная культура предоставляет отдельным социальным группам молодежи возможность отождествления и общения с себе подобными, которые в итоге проявляют общие интересы и, соответственно, жизненные стили поведения потребителей конкретной субкультуры [8, с. 89]. Референтные группы оказывают прямое (при личном контакте) или косвенное воздействие на потребительское поведение молодых людей [9]. Современная молодежь является членом разных социальных групп. Положение индивида в социальной группе определяется проявляющейся ролью и статусом, которые влияют на его потребительское поведение.

Большое влияние на поведение молодых потребителей оказывают имеющиеся у них материальные ресурсы. Они определяются размерами ежемесячного среднедушевого дохода на каждого члена семьи и сбережений, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств.

В ходе поиска информации о необходимых товарах и услугах молодые люди используют источники внутреннего и внешнего поиска. Источником внутреннего поиска является опыт, который служит основополагающим элементом при принятии решения о покупке. К внешним источникам поиска информации о покупке относятся средства массовой информации и Интернет. Реклама о товарах и услугах в газете и на телевидении среди молодежи в последнее время теряет свою актуальность. Современные молодые люди, задумываясь о покупке, чаще обращаются на официальные сайты поставщиков в сети Интернет. Интернет как внешний источник позволяет мгновенно получить информацию о наличии товара, актуальной цене и о возможном сроке доставки.

На этапе предпокупочной оценки потребительского поведения оказывают влияние существенные и определяющие факторы. К данным факторам для современной молодежи при принятии решения о покупке относятся цена товара и услуг, их качество, дизайн и бренд. Ключевым фактором является стоимость, так как молодые люди, как правило, начинают свою трудовую деятельность с невысокой заработной платы, которая не позволяет часто удовлетворить даже базовые потребности. В связи с тем, что молодые люди предпочитают соответствовать модным тенденциям, качество, дизайн и бренд для них являются решающими факторами при совершении покупки, тем самым увеличивается процесс потребления и уровень удовлетворенности товарами и услугами. На этапе покупки принимается решение о приобретении товара или услуги с учетом индивидуальных различий. После того как потребитель совершил покупку, наступает период потребления товара или услуги, когда у потребителя формируется оценка качества покупки. В результате потребления товара потребитель может быть не удовлетворен выбором и заново испытывать определенные нужды, которые постепенно перерастают в мотивы. Мотив представляет собой нужду, которая активизирует молодого

человека анализировать действия и разрабатывать стратегии ее удовлетворения. Мотивированная молодежь активно действует, а характер ее действий зависит от восприятия ситуации. Избирательный характер восприятия побуждает организации, работающие на рынке, прикладывать максимальные усилия, чтобы направить восприятие потребителей на свою продукцию. Но, несмотря на все усилия организаций по привлечению внимания молодого потребителя, большую роль на его потребительское поведение оказывает опыт, усвоенный им, посредством убеждений, которые оказывают прямое влияние на отношение потребителей к тому или иному товару.

Представленная модель потребительского поведения молодежи в современных условиях отражает сущностное содержание потребительских предпочтений молодого поколения.

Основной предпосылкой эффективной товарной, ценовой и рекламной деятельности организации является ориентация на конкретные группы потребителей. Сегментация потребителей - это процесс выявления целевых групп клиентов, которые будут склонны к приобретению того или иного товара больше, чем все остальные покупатели [10, с. 141].

Обратимся к анализу данных исследований потребительского поведения малообеспеченной молодежи [11, с. 133], поскольку она составляет большую часть молодежи Пензенской области (53,7 % в 2018 г. и 65,4 % в 2020 г.) (рис. 2).

65,4

53,7 39,9 6,4 29,4 5,2

2012 г. 2020 г.

п = 222 п = 363

■ Малообеспеченные ■ Среднеобеспеченные ■ Обеспеченные

Рис. 2. Динамика численности молодежи Пензенской области по доходу (в процентах от числа опрошенных по каждому исследованию)

Результаты исследования показали, что молодые люди Пензенской области достаточно часто посещают торговые комплексы: 69 % опрошенных на вопрос «Часто ли вы посещаете торговые комплексы?» ответили «Каждый день, покупаю продукты и бытовые товары», 23 % респондентов отметили, что посещают один раз в месяц по личной необходимости, так как близкие обеспечивают необходимыми продуктами, и только 8 % опрошенных ответили «Каждый день, чтобы быть в курсе предложений и новинок».

В ходе исследования выявлено, что малообеспеченная молодежь Пензенской области чаще всего приобретает продукты питания (98 %) и необходимую одежду (52 %). Очень редко (10 %) малообеспеченные молодые люди могут себе позволить товары длительного пользования, что связано с их низким уровнем жизни (рис. 3).

■ Малообеспеченные, п = 237 ■ Среднеобеспеченные, п = 107 ■ Обеспеченные, п= 19 Рис. 3. Частота приобретения товаров (в процентах от числа опрошенных) Примечание. Многовариантные ответы, общее количество ответов превышает

100 %.

Среди самых востребованных платных услуг у малообеспеченных молодых пензенцев оказалось здравоохранение (67 %) (рис. 4). Полученные результаты можно объяснить тем, что молодым людям при поступлении в образовательные учреждения, при трудоустройстве часто приходится проходить медосмотр в платных клиниках для экономии времени. При достижении 18 лет молодежь задумывается о получении водительского удостоверения, для которого также необходимо наличие медицинской справки установленного образца, что приводит к обращению в частные клиники. Кроме того, важно отметить и ухудшающееся состояние здоровья современной молодежи, которая тратит последние сбережения для получения более качественных услуг здравоохранения.

86

■ Малообеспеченные, п = 237 ■ Среднеобеспеченные, п = 107 Обеспеченные, п = 19

Рис. 4. Востребованность платных услуг (в процентах от числа опрошенных) Примечание. Многовариантные ответы, общее количество ответов превышает

100 %. 58

В ходе авторского исследования выявлено, что практически половина опрошенной малообеспеченной молодежи пользуется услугами общественного питания и часто ходит в кино (46 и 44 % соответственно), что обусловлено современными тенденциями коммуникации и взаимодействия в молодежной среде.

Важно отметить, что только 17 % респондентов из малообеспеченных семей пользуются платными услугами образования. В последнее время наблюдается рост оттока школьников в учреждения среднего профессионального образования, предлагающие бесплатное образование без сдачи единого государственного экзамена. Получив диплом, часть молодых людей приступает к трудовой деятельности и не задумывается о поступлении в высшие образовательные учреждения, которые оказывают платные услуги.

Результаты авторского исследования коррелируют с результатами социологического исследования, проведенного под руководством О. Л. Лука-шевой в Смоленской области в 2017 и 2018 г. Так, молодые потребители, ориентируясь на низкую цену, не обращают внимание на качество товара, тем самым экономя материальные ресурсы, а в структуре потребительских расходов большую часть занимают покупка продуктов питания (30 и 28,8 % соответственно), одежда и обувь (8,3 и 7,5 % соответственно) (рис. 5) [12, с. 42-54].

Рис. 5. Частота приобретения товаров и услуг, в процентах

Результаты социологического исследования, проведенного Н. В. Со-лодниковой в Московской области в 2019 г., показывают, что на потребительское поведение современной молодежи активно влияют рекомендации семьи в выборе товаров и услуг. Молодежь из семей с одним родителем инициативнее принимает участие в обсуждении семейных покупок. В полных семьях в ее выборе участвуют лишь 39,9 % молодых людей, в семьях с одним родителем - 55,2 % [13].

В ходе проведенного исследования было выявлено, что малообеспеченные молодые люди Пензенской области чаще всего о появлении новых товаров или услуг узнают из интернет-рекламы (60 %) (рис. 6). Полученные результаты подтверждают, что Интернет с каждым днем набирает популярность среди молодых потребителей и по своей популярности обходит телевидение, журналы и газеты.

Рис. 6. Источники информации о появлении новинок (в процентах, п = 237, малообеспеченная молодежь)

Кроме того, значимым источником информации для потребителей молодого поколения являются друзья (25 %). Газеты (1 %), журналы (2 %), бан-неры на улицах (2 %) уходят в прошлое и становятся бесполезными рекламными площадками.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждаются данными социологического исследования, проведенного среди обучающихся Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ) под руководством социолога С. Н. Лещинской в 2019-2020 гг. Так, интернет-реклама является одним из эффективных способов влияния на молодых потребителей. Больше половины (68 %) опрошенных отметили, что интернет-реклама в современных условиях является источником полезной информации, помогающим молодому поколению ознакомиться с товаром или услугой не выходя из дома [14, с. 53].

В современном обществе цифровые технологии становятся главным средством и средой потребительского поведения современной молодежи. Интернет-площадки развиваются быстрыми темпами. В ключевых товарных категориях наблюдается значительный рост онлайн-покупок среди молодежи. Все чаще при выборе товара молодые люди пользуются услугами интернет-магазинов, отмечая их большой ассортимент, уникальный товар, недоступный на торговых площадках, существенную разницу в цене (товары в Интернете зачастую гораздо дешевле, чем в магазинах), а также экономию большого количества времени, которое затрачивается на походы по торговым центрам. Следует отметить, что данный способ покупок активно используется малообеспеченной молодежью; лишь 13 % молодых потребителей не заказывают товары и услуги через Интернет (рис. 7).

Результаты проведенного исследования показали, что практически каждый четвертый (21 %) молодой человек осуществляет покупку через Интернет 5-10 раз в году.

Самыми популярными покупками в онлайн-магазинах среди малообеспеченной молодежи оказались еда (61 %), одежда и обувь (28 %) (рис. 8). Это свидетельствует о том, что, несмотря на все разнообразие различных товаров,

представленных в онлайн-магазинах, возможность приобретения у малообеспеченной молодежи составляют только товары, которые удовлетворяют первостепенные потребности этой группы молодежи.

28

23 11

13 15

Никогда По крайней Редко Многие товары Стараюсь

необходимости (3-4 раза в году) и услуги заказываю приобретать товары (1-2 раза в году) через Интернет и услуги только

(5-10 раз в году) через Интернет (10 раз в году и более)

Рис. 7. Периодичность осуществления покупок через Интернет (в процентах, п = 237, малообеспеченная молодежь)

Еда Одежда и Бытовая Красота и Книги, Другое

обувь техника здоровье видеоигры

Рис. 8. Покупки, приобретаемые через Интернет (в процентах, n = 237, малообеспеченная молодежь)

Примечание. Многовариантные ответы, общее количество ответов превышает

100 %.

Молодые люди из разных семей, в том числе и малообеспеченных, предпочитают совершать покупки в российских интернет-магазинах, так как онлайн-покупки гораздо дешевле, шире ассортимент товара, есть возможность раньше других приобрести новинки и значительно сэкономить время. По данным SimilarWeb, в 2019 г. лидирующие позиции среди интернет-магазинов занимали Wildberries, DNS-Shop и OZON [15].

Несмотря на существующее мнение о том, что в онлайн-магазине могут обмануть, прислать некачественный товар или вовсе не прислать ничего, большинство респондентов (84 %) удовлетворены покупками через Интернет и лишь 16 % опрошенных на вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество товаров, приобретенных через Интернет?» ответили «Остались недовольны своим опытом покупок товаров и услуг в Интернете». Актуальность покупок для

малообеспеченной молодежи через Интернет объясняется низкой стоимостью, наличием акционных товаров, экономией ресурсов.

Заключение

Сложившееся в современном российском обществе расслоение молодежи по материальному благосостоянию позволяет выделить комплекс элементов потребительского поведения. Результаты авторского исследования выявили, что потребительское поведение малообеспеченных молодых людей Пензенской области не позволяет им в полной мере пользоваться товарами и услугами, представляемыми на рынке. Для необходимых покупок молодому поколению приходится часто откладывать сбережения.

Важнейшей особенностью в решении о приобретении того или иного товара для малообеспеченной молодежи является цена, и, именно опираясь на невысокую цену, молодое поколение принимает решение о покупке, иногда в ущерб качеству.

Малообеспеченная молодежь активно использует такой способ приобретения товаров и услуг, как Интернет. Покупки через Интернет позволяют экономить время, приобретать недоступные в обычных магазинах товары и услуги, экономить финансовые средства. При этом качество товаров, приобретенных через Интернет, как показывает уровень удовлетворенности молодежи покупками, ничем не уступает товарам из магазинов. Среди наиболее востребованных товаров и услуг, приобретаемых через Интернет, оказались еда, одежда и обувь, что обусловлено наличием у малообеспеченной молодежи возможности приобретения только товаров, удовлетворяющих базовые потребности.

В современных условиях на потребительском рынке наблюдается изменение траектории потребительского поведения малообеспеченной молодежи под влиянием низкого уровня заработных плат, увеличение спроса на ак-ционные продовольственные товары. Сложившаяся ситуация на рынке позволяет выделить проблему конкурентоспособности товаров и услуг, так как малообеспеченный потребитель имеет возможность приобретения только ак-ционных продуктов, а не товаров с первоначальной стоимостью.

Список литературы

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. М. : Государственное изд-во политической литературы, 1955-1981.

2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990. 808 с.

3. Зиммель Г. Мода // Избранное : в 2 т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. М., 1996. 607 с.

4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 368 с.

5. Брагина М. Л. Потребительское поведение с точки зрения экономической социологии и динамика потребительского поведения россиян // Аллея науки. 2017. № 5. С. 198-201.

6. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Кружкова Т. И., Рущицкая О. Е. Потребительское поведение молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга) // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 3 (28). С. 80-89.

7. Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей / пер. с англ. Т. Принцева [и др.]. СПб. : Питер, 1999. 759 с.

8. Рожкова Л. В., Дубина А. Ш., Голубев И. А. Социокультурные особенности социального потенциала молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 3. С. 88-99.

9. Кошарная Г. Б., Афанасьева Ю. Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1. С. 116-125.

10. Баринова Н. В. Трансформация потребительского поведения: история и современность // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. № 3 (99). С. 140-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кошарная Г. Б., Каримова Л. Ф. Основные подходы к измерению уровня бедности в современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 4. С. 132-139.

12. Лукашева О. Л. Особенности среды функционирования потребительского рынка России и их влияние на формирование модели потребительского поведения // Экономический журнал. 2019. № 3 (55). С. 42-54.

13. Солодникова Н. В. Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 1. С. 105-119.

14. Лещинская С. Н. Социологический анализ потребительских практик студенческой молодежи // Человек. Общество. Инклюзия. 2019. № 4. С. 47-55.

15. SimilarWeb опубликовал рейтинг самых популярных сайтов в мире // Adindex. 2019. 10 апреля. URL: https://adindex.ru/news/digital/2019/04/10/271270.phtml (дата обращения: 25.04.2022).

References

1. Marks K., Engel's F. Sochineniya: v 50 t. = Essays: in 50 volumes. 2nd ed. Moscow: Gosudarstvennoe izd-vo politicheskoy literatury, 1955-1981. (In Russ.)

2. Veber M. On some categories of understanding sociology. Izbrannye proizvedeniya = Selected works. Moscow, 1990:808. (In Russ.)

3. Zimmel' G. Fashion. Izbrannoe: v 2 t. T. 2. Sozertsanie zhizni = Selected: in 2 volumes. Volume 2. Contemplation of life. Moscow, 1996:607. (In Russ.)

4. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa = Leisure class theory. Moscow, 1984:368. (In Russ.)

5. Bragina M.L. Consumer behavior from the point of view of economic sociology and dynamics of consumer behavior of Russians. Alleya nauki = Alley of science. 2017;(5): 198-201. (In Russ.)

6. Zhuravleva L.A., Zarubina E.V., Kruzhkova T.I., Rushchitskaya O.E. Consumer behavior of youth: new trends (research at universities of Yekaterinburg). Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie = Municipality: economics and management. 2019;(3):80-89. (In Russ.)

7. Endzhel Dzh.F., Blekuell R.D., Miniard P.U. Povedenie potrebiteley = Consumer behavior. Transl. from Engl. by T. Printsev [et al.]. Saint Petersburg: Piter, 1999:759. (In Russ.)

8. Rozhkova L.V., Dubina A.Sh., Golubev I.A. Sociocultural features of the social potential of youth. POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura = PSASC: Politics. Social science. Art. Sociology. Culture. 2018;(3):88-99. (In Russ.)

9. Kosharnaya G.B., Afanas'eva Yu.L. The influence of reference groups on the consumer behavior of students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2012; (1):116-125. (In Russ.)

10. Barinova N.V. Transformation of consumer behavior: history and modernity. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova = Bulletin of Ple-khanovRussian University of Economics. 2018;(3):140-146. (In Russ.)

11. Kosharnaya G.B., Karimova L.F. Main approaches to measuring the level of poverty in modern Russia. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshche-stvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2013;(4): 132-139. (In Russ.)

12. Lukasheva O.L. Features of the functioning environment of the consumer market in Russia and their influence on the formation of a model of consumer behavior. Ekonomi-cheskiy zhurnal = Journal of economics. 2019;(3):42-54. (In Russ.)

13. Solodnikova N.V. Features of consumer behavior of adolescents: a sociological analysis. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Ser.: Filoso-fiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie = Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Philosophy. Sociology. Art studies. 2020;(1):105-119. (In Russ.)

14. Leshchinskaya S.N. Sociological analysis of consumer practices of student youth. Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya = Human. Sociaty. Inclusion. 2019;(4):47-55. (In Russ.)

15. SimilarWeb published a rating of the most popular sites in the world. Adindex. 2019, 10 April. (In Russ.). Available at: https://adindex.ru/news/digital/2019/04/10/271270. phtml (accessed 25.04.2022).

Информация об авторах I Information about the authors

Людмила Федоровна Каримова

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru

Lyudmila F. Karimova Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of sociology and staff management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: pgu-gpd@yandex.ru

Алсу Каримовна Байбулатова

студентка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: baybulatovaals@mail.ru

Shakhrutdin G. Seidov

Doctor of political sciences, associate

professor, professor of the sub-department

of state and law disciplines, Penza State

University (40 Krasnaya street, Penza,

Russia)

Alsu K. Baybulatova

Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 18.03.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.04.2022 Принята к публикации / Accepted 09.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.