Научная статья на тему 'Потребительское кредитование населения и банковские услуги'

Потребительское кредитование населения и банковские услуги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / КРЕДИТЫ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / CONSUMER PROTECTION / FINANCIAL SERVICES / LOANS / FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева Нина Павловна

Бурное развитие потребительского кредитования в данном секторе потребительского рынка обозначило целый ряд проблем, существующих в сфере правового регулирования. В целях исполнения государствен ной функции по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц, осуществляющих финансовую деятельность на территории Приморского края в период 2010–2011 гг. проведено 23 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 12 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и нарушений иных законов и нормативно-правовых актов РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайцева Нина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rapid development of consumer lending in the sector of the consumer market marked a number of problems in the sphere of legal regulation. In order to fulfill the functions of state control and supervision over the activities of legal entities conducting financial activities in the Primorsko-th region in the 2010-2011 period. conducted 23 enforcement actions in which identified 12 violations of the legislation of the Russian Federation in the sphere of protection of the rights of consumers and other violations of the laws and regulations of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Потребительское кредитование населения и банковские услуги»

определена как госпитальная база). При единичных случаях регистрации инфекционных заболеваний планируется проведение лабораторных исследований методом иммуноферментного анализа.

Направлено предписание в адрес Департамента здравоохранения Приморского края «О создании необходимого запаса иммунобиологических препаратов для профилактики инфекционных заболеваний среди участников и гостей Саммита АТЭС» на основании проведённого предполагаемого расчёта их потребности. Проведён расчёт потребности препаратов для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, с учётом объектов питания и проживания на период проведения Саммита АТЭС.

Направлены предложения в адрес предприятий пищевой промышленности, общественного питания, гостиниц, организаций, занимающихся водопод-готовкой воды, обслуживающие канализационные очистные сооружения «О проведении вакцинации против инфекционных заболеваний и внеочередного медицинского осмотра, гигиенического обучения сотрудников».

При департаменте здравоохранения Приморского края проведено заседание координационного сове-

та по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе по готовности лечебно - профилактических организаций г. Владивосток к работе в очагах инфекционных заболеваний в рамках подготовки к Саммиту АТЭС. Главам администрации г. Владивосток, г. Артём, Надеждинского, Шкотовского районов; руководителям предприятий (ЗАО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ») ежегодно направлялись предложения «О мерах по борьбе с грызунами и проведении противоклещевых обработок на территориях г. Владивостока и лесных территориях, прилегающих к объектам Саммита АТЭС на острове Русский». Проведён расчёт объёмов дезинфекционных работ и акарицидной обработки на острове Русский при подготовке к Саммиту АТЭС на территории площадью 330 гектаров (га); эпизоотологического обследования подвальных помещений общежитий и учебных корпусов площадью 92 тысячи квадратных метров.

Таким образом, своевременная организация профилактических, диагностических, противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний; медицинского обслуживания участников и гостей Саммита АТЭС способствует обеспечению эпидемиологической безопасности проводимого мероприятия.

Detkovskaya T.N., Voronok V.M., Zagney E.V. Organization of preventive and control measures during the preparation of the APEC Summit-2012. Rospotrebnadzor in the Primorsky Territory, Vladivostok

Range of preventive and anti-epidemic measures undertaken by the Office of the Primorsky Rospotrebnadzor in preparation for the APEC Summit 2012 is designed to provide sanitary and epidemiological welfare of the population. Timely organization of preventive, diagnostic, anti-epidemic measures in the outbreak of infectious and parasitic diseases, health care participants and guests of the APEC summit-2012 promotes epidemiological safety of the event.

Keywords: organization, prevention and control measures, the APEC summit.

Сведения об авторах:

Детковская Татьяна Николаевна, заместитель Руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.:8(423)244-13-05; е-mail: [email protected].

Воронок Валентина Михайловна, начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел.:8(423)243-42-25; е-mail: [email protected].

Загней Елена Владимировна, главный специалист эксперт отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, тел.: 8(423)244-26-51; е-mail: [email protected]

© Н.П. Зайцева, 2012 УДК 366.5:330.123.6.

Зайцева Н.П.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И БАНКОВСКИЕ УСЛУгИ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Владивосток

Бурное развитие потребительского кредитования в данном секторе потребительского рынка обозначило целый ряд проблем, существующих в сфере правового регулирования. В целях исполнения государствен-

ной функции по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц, осуществляющих финансовую деятельность на территории Приморского края в период 2010-2011 гг. проведено 23 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 12 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и нарушений иных законов и нормативно-правовых актов РФ

Ключевые слова: защита прав потребителей, финансовые услуги, кредиты, финансовая грамотность

Применительно к сфере потребительского кредитования основу инициативных действий органов Роспотребнадзора, направленных на защиту прав потребителей, определяют соответствующие обращения (заявления, жалобы) физических лиц. За период 2010-2011 гг. в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю поступило 173 письменных обращений граждан на нарушение прав потребителей по вопросам кредитования: оформление договоров, условия кредитования, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей в части альтернативной подсудности, переуступки прав требований третьему лицу, при этом число поступивших обращений в 2011 г. к уровню 2010 г. возросло на 54%. На территории Приморского края банковскую и кредитную деятельность осуществляют 44 хозяйствующих субъекта.

В целях исполнения государственной функции по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц, осуществляющих финансовую деятельность на территории Приморского края, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в период 20102011 гг. проведено 23 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 12 нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и нарушений иных законов и нормативно-правовых актов РФ. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ возбуждены административные производства по фактам выявленных правонарушений, в том числе: за отсутствие полной и достоверной информации для потребителей по ч.1 ст.14.8 - 3, за включение в договор условий, ущемляющие права потребителей по ч.2 ст. 14.8 - 7, за не предоставление информации в государственный орган по ст.19.7 - 2.

В целях реализации права на судебную защиту, установленного ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 47 ГПК РФ Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю принято участие в заседании 4 судов с целью дачи заключения по делу.

В 2010-2011 гг. поступило и рассмотрено более 1000 устных заявлений граждан в рамках Общественной приемной, «горячих линий», дней «открытых дверей», в том числе ко дню защиты прав потребителей.

При содействии Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» создан Консультационный центр, в котором продолжается система-

тическая работа по консультированию граждан, по оказанию практической помощи в подготовке исковых заявлений в суд и составлению претензий в адрес исполнителей финансовых услуг.

Для достижения целей по обеспечению прав потребителей в сфере финансовых услуг, повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности при Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю создан Консультационный Совет, постановлением Губернатора Приморского края от 17.03.2006 г. на территории Приморского края создан и действует Межведомственный Совет по защите прав потребителей, действует Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России», Некоммерческим партнерством «Лига финансовых институтов» и Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю.

В целях реализации защиты прав потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, установленного ст.3 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю ведет системную и последовательную работу, в том числе в рамках мероприятий, связанных с празднованием Всемирного дня защиты прав потребителей.

При информировании населения наряду с использованием традиционных методов (средства СМИ, совещания, семинары) все большее распространение получают новые формы передачи информации (Интернет, «горячие линии», «круглые столы»). В средствах массовой информации (радио, телевидение, печатные издания, сайты) за 2011 г. вниманию потребителей было представлено 111 выступлений специалистов Управления о результатах государственного контроля, проводимого в сфере потребительского рынка и услуг, даны разъяснения по актуальным вопросам по защите прав потребителей, где основной задачей являлось повсеместное обучение и просвещение населения по вопросам потребительского законодательства. Население информировалось через краевые каналы телевидения, местные и кабельные телеканалы, в печатных изданиях, по радио. Приморским центром общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант плюс» опубликована статья «Безопасное кредитование или что нужно знать заемщику. Управление Роспотребнадзора по ПК информирует» с предложением задать вопросы на тему «Потребительское кре-

дитование и банковские услуги», в правовой газете «Ваш информационный партнер» (ВИП) 24.12.2011 г. размещена статья «Управление Роспотребнадзора по ПК о правах граждан при получении кредита», где даются ответы на вопросы клиентов компании «Базис» и посетителей сайта www.krim.ru, связанные с потребительским кредитованием населения и банковскими услугами.

В рамках Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России», Некоммерческим партнерством «Лига финансовых институтов» и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю во Всесоюзном Детском Центре (ВДЦ) «Океан» смена «Интеллект» и в Дальневосточном государственном техническом университете проведены лекция и мастер-класс совместно с Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организацией «Союз Заемщиков и Вкладчиков России», некоммерческим партнерством «Лига кредитных брокеров Приморья», ПРО ВПП «Единая Россия» и Межрегиональным информационно-коммуникационным центром Министерства образования и науки РФ в Дальневосточном федеральном округе на тему «Развитие финансовых услуг в Дальневосточном Федеральном округе. Финансовая грамотность молодежи в современных условиях», где были затронуты основные вопросы финансовой грамотности, три ее основных части: установки, знания и навыки.

Впервые в Приморском крае прошел урок финансовой грамотности для старшеклассников и студен-тов-первокурсников в г. Уссурийск. Организаторы провели урок финансовой грамотности во Всемирный день защиты прав потребителей. Большой актовый зал Уссурийского городского округа был заполнен до отказа, более 300 учащихся пришли на встречу, организованную Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю совместно с политсо-

ветом местного отделения партии «Единая Россия», некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» и Приморского отделения «Союза заемщиков и вкладчиков России». Преподаватели Урока финансовой грамотности постарались донести до молодежи сложные финансовые термины и понятия простым, доступным языком в виде деловой игры и тренинга.

В рамках реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» подведены итоги «Второй недели финансовой грамотности в Приморье», которая охватила практически все крупные города Приморского края - Владивосток, Находка, Уссурийск. В мероприятиях, прошедших в Приморье, приняли участие школьники старших классов и их родители, студенты различных ВУЗов и специалисты финансового рынка края.

В настоящее время продолжается работа по достижению стратегической цели национальной политики в сфере защиты прав потребителей для создания равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав на территории Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Банки и банковское дело / И.Т. Балабанова. -СПб: Питер, 2000. 214 с.

2. Банковское дело / В. И. Колесникова, Л. П. Кро-ливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2001. 166 с.

3. О банках и банковской деятельности» / Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1/ Собрание законодательства РФ", 05.02.1996. № 6. ст. 492.

4. О защите прав потребителей / Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 / Собрание законодательства РФ, 1996 - ст. 140.

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля/ Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ/ Собрание законодательства РФ, 1996 -ст. 140.

Zaitseva N.P. Consumer lending and banking services. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human well-being in the Primorsky Territory, Vladivostok

The rapid development of consumer lending in the sector of the consumer market marked a number of problems in the sphere of legal regulation. In order to fulfill the functions of state control and supervision over the activities of legal entities conducting financial activities in the Primorsko-th region in the 2010-2011 period. conducted 23 enforcement actions in which identified 12 violations of the legislation of the Russian Federation in the sphere of protection of the rights of consumers and other violations of the laws and regulations of the Russian Federation Keywords: consumer protection, financial services, loans, financial literacy Сведения об авторе:

Зайцева Нина Павловна, ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю; тел.: 8(423)244-33-15; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.