Научная статья на тему 'Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе'

Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / HEALTH SERVICES / ВУЗ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / КОММЕРЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / COMMERCIAL MEDICINE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / CONSUMER DEMAND / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАРАГАНДА / KARAGANDA / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN / PUBLIC HEALTH INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бектурганов Закир Закарьянович

В статье рассмотрен вопрос неудовлетворенного спроса на услуги коммерческого характера небольших частных медучреждений и их преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бектурганов Закир Закарьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Demand for Commercial Medicine Services as a Factor of Medical Education Development in the Region

The article examines the issue of unmet demand for the commercial services of small private medical institutions and their benefits.

Текст научной работы на тему «Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Бектурганов З.З.1,2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

2 Карагандинский государственный медицинский университет

Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрен вопрос неудовлетворенного спроса на услуги коммерческого характера небольших частных медучреждений и их преимущества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинские услуги, ВУЗ, коммерческая медицина, потребительский спрос, учреждения здравоохранения, Караганда, Казахстан

JEL: 110, Н75

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Бектурганов З.З. Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе // Российское предпринимательство. — 2015. — № 2 (272). - с. 347-358. —

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Бектурганов Закир Закарьянович, докторант программы «Доктор делового администрирования» факультета «Высшая школа корпоративного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; проректор по организационно-экономической работе Карагандинского государственного медицинского университета (1а revedere@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 13.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/rp/article/view/64/ (с) Бектурганов З.З. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND

(http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/64/

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Основная деятельность образовательных учреждений заключается во взращивании специалистов для нужд государства и общества. Медицинские образовательные организации не являются исключением. Одним из признаков конкурентоспособности вуза является трудоустройство его выпускников. Современному медицинскому университету, как и любой организации, функционирующей в рыночной среде, необходим анализ тенденций рынка, на котором предстоит работать его выпускникам.

Здравоохранение — от социального к экономическому

С развитием рыночных отношений в Казахстане отрасль здравоохранения постепенно меняет свой характер из исключительно социального на экономический. При этом сокращается государственное участие, особенно в части регулирования, оперативного управления и финансирования функционирования медицинских организаций. Наблюдается коммерциализация медицинских услуг и развитие частной формы предпринимательства в здравоохранении. На сегодняшний день данная отрасль представлена как частными, так и государственными организациями, большинство из последних также реализуют некоторые коммерческие услуги.

Усиление экономической составляющей медицинских услуг не отменяет базовой социальной ориентации здравоохранения, в связи с чем развитие коммерческой медицины имеет ряд специфических характеристик.

В здравоохранении деятельность организаций по оказанию услуг складывается исключительно по поводу здоровья как основного фактора качества жизни. Коммерческие медицинские организации участвуют в создании социального эффекта не только опосредованно через налоговые отчисления, но и непосредственно через получение социального результата, выражающегося в сохранении индивидуального и общественного здоровья.

Кроме того, данные организации должны быть ориентированы не на получение быстрой помощи, а на достижения, актуальные с точки зрения общественной полезности. Поэтому результат деятельности коммерческих организаций является важным не только для качества жизни отдельных граждан, но и общества в целом. В связи с этим медицинские услуги подвергаются повышенному контролю со стороны

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

государства (лицензирование, требования к квалификации медицинского персонала и др.).

Тем не менее, коммерческая медицина обладает рядом преимуществ по сравнению с государственной. Так, по мнению российского эксперта Тихомирова А.В., в отличие от частной коммерческой медицины, государственные учреждения

здравоохранения «не являются товаропроизводителями; ориентированы лишь на оплату медицинских услуг, а не на удовлетворение нужд потребителя; не отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и порождают дополнительную ответственность по ним собственника имущества; получают средства для последующего распределения, а не зарабатывают их; подчиняются ведомственным нормативам определения медицинских услуг и цен на них, а также распределения любых поступлений; находятся вне конкуренции и в следовании ведомственным нормативам почти свободны от правовой ответственности» [1].

Таким образом, коммерческая медицина нивелирует недостатки бесплатной государственной медицины и постепенно привлекает все больше потребителей. Предложение услуг коммерческой медицины зависит от экономической стабильности государства и платежеспособности потребительского спроса. Первыми «ласточками» обычно бывают малые организации, которые предлагают медицинские услуги узкой специализации (стоматологии, оптики, лаборатории). По мере роста платежеспособности населения возникают сначала небольшие клиники, а далее и крупные клиники широкого профиля, для инвестиций которых требуется более 10 млн долл., необходимы для приобретения сложного дорогостоящего диагностического оборудования, внедрения новейших технологий диагностики и лечения и др.

Рынок здравоохранения в Казахстане

В Казахстане объем рынка медицинских и социальных услуг с 2008 по 2012 гг. возрос в 2 раза с 237 392,1 млн тенге (84481, 2 млн рублей) до 516 547,7 млн тенге (183824,8 млн рублей) [2,3]. Ежегодный прирост составляет в среднем 29%. Для сравнения, с 2007 по 2012 год объем российского рынка коммерческой медицины вырос с 367 до 586 млрд руб., при этом ежегодный прирост составляет 16% [4]. Объем

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

рынка коммерческой медицины США превышает 3 трлн долларов - это в 176 раз больше, чем в России [4]. В пятерке наиболее распространенных коммерческих услуг - стоматология, гинекология, терапия, офтальмология и косметология. В России более 60% населения ежегодно пользуются коммерческими медицинскими услугами. Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», больше половины опрошенных оплачивали их за свой счет, 15% пользовались ими в рамках корпоративных и личных медицинских страховок [4].

Соответственно, рынок здравоохранения в целом и коммерческой медицины в частности имеет высокий потенциал. На сегодняшний день на рынке коммерческой медицины в Караганде преобладают малые узкоспециализированные организации и небольшие клиники. В настоящее время в Республике Казахстан реализуется Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Цаза;стан» на 2011-2015 годы, направленная на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны [5].

В результате реализации программы ожидается увеличение продолжительности жизни населения, снижение материнской, младенческой и общей смертности населения, снижение заболеваемости туберкулезом и распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет [5]. В конечном итоге это должно привести к повышению доступа всех слоев населения к более обширному спектру медицинских услуг. Необходимо отметить ряд ключевых характеристик запланированных мероприятий [5]:

1) Программные мероприятия ориентированы на развитие фундаментальных отраслей медицинской науки;

2) Программные мероприятия предусматривают поддержку только государственных медицинских организаций путем обеспечения их финансовыми и кадровыми ресурсами, материальной базой, лекарственными препаратами и пр.

Однако, как утверждают сами разработчики программы -Министерство здравоохранения Республики Казахстан, несмотря на достаточно высокий уровень квалификации медицинских кадров (42%), потребители не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг.

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Аналогичная ситуация наблюдается в регионах республики. В 2012 году автором совместно с ОО «Ассоциация предпринимателей Карагандинской области» было проведено исследование удовлетворенности медицинскими услугами жителей города Караганда (Карагандинская область). На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших экономических, промышленных, научных и культурных центров Казахстана.

Опрос респондентов проводился на основе собственно случайной бесповторной серийной выборки в разрезе девяти районов города: Новый Город, Юго-Восток, ЖБИ, Узенка, Михайловка, Федоровка, Пришахтинск, Сортировка и Майкудук. Генеральная совокупность: численность населения г. Караганды в 2012 году обоих в возрасте -480075 человек [6]. Выборка составила 205 респондентов. Доверительный интервал составил ±6.84% при доверительной вероятности равной 95%, что обеспечивает достаточную репрезентативность исследования и достоверность выборки.

Целью опроса был анализ наиболее актуальных проблем в развитии городских районов и города Караганда в целом, а также изучение потребности у населения в развитии различных сфер предпринимательской деятельности.

Отмечая актуальные проблемы в развитии районов проживания, ряд респондентов наряду с такими проблемами, как проблемы ЖКХ и качество дорог, строительство и обеспеченность жильем, состояние окружающей среды, назвали доступность или качество здравоохранения (см. табл.).

Таким образом, проблемы доступности и качества здравоохранения входит в тройку самых актуальных проблем развития города Караганды, по мнению его жителей (36%).

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Таблица. Сводная таблица актуальных проблем в развитии районов города, %

№ п.п. Районы Отсутствие идеологии общества Качество образования Нехватка рабочих мест Проблемы ЖКХ и качество дорог Строительство и обеспеченность жильем Доступность или качество здравоохранения Кризис морали Криминализация Коррупция Состояние окружающей среды е о г ^ л Д

1 Город 25 25 13 94 13 38 25 6 25 13 0

2 Юго-Восток 17 22 30 87 49 44 30 17 26 48 0

3 ЖБИ 31 15 31 77 39 46 8 0 0 23 0

4 Узенка 13 25 25 87 50 33 7 13 13 25 0

5 Михайловка 27 27 0 82 27 36 0 0 46 46 0

6 Федоровка 50 33 25 100 50 33 27 0 0 25 0

7 Пришахтинск 25 25 33 75 75 33 25 25 13 25 0

8 Сортировка 0 33 0 100 33 33 33 33 33 33 0

9 Майкудук 7 20 13 93 40 27 13 40 27 27 0

Средний 22 25 19 88 42 36 19 15 20 29 0

показатель по

городу

Наибольшая потребность в услугах здравоохранения зафиксирована в районах Юго-Восток (44%) и ЖБИ (46%). В первом случае это объясняется тем, что Юго-Восток является растущим и густонаселенным районом, поэтому постепенно увеличивается дефицит в услугах медицинских учреждений. В районе ЖБИ, который является одним из старейших районов города, сложился низкий уровень развития медицинской инфраструктуры, в результате чего его жителям приходится обращаться за услугами здравоохранения в медицинские учреждения других районов - Пришахтинска, Города либо Юго-Востока, что, в конечном итоге, также негативно влияет на удовлетворенность потребителей этих районов.

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Вторая часть опроса карагандинцев была посвящена изучению потребностей в развитии сфер предпринимательской деятельности в районах города.

В рамках опроса респондентам на выбор было предложено 29 сфер предпринимательской деятельности, из которых они могли выбрать 7 наиболее востребованных для развития в их районе. Средние показатели потребительского спроса на услуги коммерческих медицинских учреждений на рынке Караганды представлены на рисунке 1.

Как показывает рисунок, на карагандинском рынке у трети потребителей существует спрос на коммерческие комплексные услуги здравоохранения, в том числе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи, восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию и др.

Более четверти потребителей готовы покупать услуги объектов спортивного досуга для восстановления здоровья и поддержки здорового образа жизни, в том числе это лечебная физкультура, фитнес, тренажерные залы, бассейн и др.

В то же время 18% карагандинских потребителей рынка услуг здравоохранения отметили необходимость создания частных стоматологий и оздоровительных центров и кабинетов, в том числе профильных, специализирующихся на услугах лечения отдельных видов заболеваний.

Это могут быть сети мобильных лабораторий по сбору анализов, кабинеты окулистов, урологов, психологов, дефектологов, логопедов, массажные кабинеты и др.

Изучение качества услуг выявило необходимость не только увеличения количества аптек, но и повышения качества, а также расширения их услуг (15% респондентов). К примеру, за счет открытия терапевтических и процедурных кабинетов, в которых покупатели могут сразу же получить консультацию, измерить артериальное давление, получить уколы и т.д.

Указанные виды коммерческих услуг здравоохранения носят узкоспециализированный характер, то есть пациенты (потребители) могут проходить лечение и в государственных больницах и поликлиниках, но в отдельных случаях пользоваться услугами небольших частных учреждений.

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

аптеки

стоматологии

оздоровительные центры и кабинеты

спортивный досуг услуги здравоохранения

] 15

18

УаШ

1*

5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 1. Показатели потребительского спроса на услуги здравоохранения на

рынке Караганды, %

При дефиците медицинских организаций на карагандинском рынке медицинских услуг отмечается спрос не на крупные государственные больницы и поликлиники, а именно на сеть небольших частных компаний, расположенных во всех районах города.

Повышение спроса на услуги коммерческой медицины обусловлено постепенным повышением уровнем жизни населения и формированием платежеспособного среднего класса, готового оплачивать дополнительные расходы на здоровье.

Конкурентными преимуществами коммерческих учреждений здравоохранения являются:

—территориальная доступность потребителей к медицинским

учреждениям и их услугам (пошаговая доступность); —мобильность и высокая скорость оказания услуг; —высокое качество коммерческих медицинских услуг по

сравнению с услугами ряда государственных учреждений здравоохранения, обусловленное применением новых технологий и наличием современной материальной базы; —удобство графика работы коммерческих учреждений

здравоохранения и приема пациентов; —комфортабельность и улучшенный сервис обслуживания потребителей частных учреждений здравоохранения.

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Изучение потребительского спроса выявило

неудовлетворенность услугами здравоохранения у более трети населения города (159738 чел.) Кроме того, Караганда является динамично развивающимся городом с ежегодным приростом населения (более 6,7%), что также увеличивает потенциальный рынок коммерческой медицины [6].

Рост потребительского спроса опережает развитие сектора, так в трехлетний период (2010-2012 гг.) число медицинских учреждений (в том числе государственных) увеличилось на 33,3% с 108 до 144 ед. (рисунок 2).

Увеличение произошло, в основном, за счет роста количества объектов с общей врачебной практикой (67%), стоматологий (26%) и прочих организаций по охране здоровья (117%). Но стоит отметить, что рост именно коммерческих медицинских учреждений за эти годы составил в среднем не более 3%, что незначительно для освоения выявленного нами большого сегмента потребителей, чьи нужды в услугах оздоровления не удовлетворены.

пр.д-ность по стоматологическая специальная общая врачебная больницы всего

охране здоровья деятельность врачебная практина

практика

Ц2010 02011 02012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Динамика учреждений здравоохранения (в том числе государственных) на рынке Караганды, ед.

Данная проблемная ситуация требует разрешения, поскольку, во-первых, здравоохранение - это стратегически важная сфера для демографической и социально-экономической ситуации в стране, а, во-

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

вторых, стимулирование развития предпринимательства является одной из важнейших функций государства.

Карагандинская область располагает крупнейшим и старейшим медицинским университетом. За 65 лет работы Карагандинского государственного медицинского университета (далее - КГМУ) подготовлено более 35000 специалистов.

На сегодняшний день КГМУ выступает не только образовательным, но и научно-методическим центром, сформировавшим за годы своей деятельности, по сути, всю систему здравоохранения региона и непрерывно обеспечивающим ее кадровым ресурсами.

Одной из стратегических задач университета является внедрение передовых методов лечения и диагностики во всех сферах медицины. Переходя на качественно новый этап развития, образовательная организация выступает институциональной базой формирования коммерческой медицины и включает в стратегические планы своей деятельности развитие этого сектора медицинских услуг. В числе первоочередных задач предлагается:

1) Предусмотреть в государственных программах поддержки бизнеса развитие сектора коммерческой медицины, как приоритетного направления. Такая поддержка должна включать:

— консультации для частных предпринимателей по процедурам открытия бизнеса в медицинской сфере, лицензированию деятельности и др.;

— финансовую поддержку;

— консультации для частных медицинских учреждений по текущим вопросам предпринимательской деятельности (поиск поставщиков оборудования и препаратов, процедуры их транспортировки, кредитование, маркетинг, отбор и найм кадров и др.).

2) Развитие коммерческих услуг здравоохранения не амбулаторного, а узкоспециализированного характера.

3) Организация деятельности частных медучреждений на принципах локальной (территориальной) близости к потребителям, а также высокого качества и мобильности обслуживания.

4) В рамках Государственной программы развития здравоохранения предусмотреть меры по увеличению государственного заказа на обучение врачей и другого медицинского персонала.

Бектурганов З.З. Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор 357

развития медицинского образования в регионе // Российское предпринимательство. — 2015. — № 2 (272). - с.347-358. —

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

Предложенные мероприятия направлены не только на развитие коммерческой медицины, поддержку здорового образа жизни и повышения здоровья карагандинцев, они также будут способствовать повышению предпринимательской активности и занятости населения.

Медицинским образовательным организациям, работающим на рынке образования Казахстана, необходимо учитывать современные веяния рынка и требования потребителей (пациентов) путем:

— введения новых специальностей: менеджеры, маркетологи в области здравоохранения;

— коррекции существующих образовательных программ;

— организации краткосрочных курсов по созданию собственного бизнеса для работников здравоохранения.

Заключение

Качественное здравоохранение является визитной карточкой государства. Поэтому важно, чтобы именно государство поддерживало коммерческую медицину. Это должно выражаться в снижении налоговых ставок, отмене таможенных платежей при приобретении медицинского оборудования, либерализации нормативных требований к ряду аспектов медицинской деятельности. Кроме того, государство должно предусмотреть комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии врача, путем увеличения заработной платы, снижения налогового бремени и обеспечения социальных льгот.

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/64/

ИСТОЧНИКИ:

1. Тихомиров А.В. Частная и коммерческая медицина // Главный врач: хозяйство и

право. - 2008. - № 3. - С.33-38.

2. Интернет-ресурс Национального банка Республики Казахстан: Официальный курс

валют на 19.01.15: 1 рубль - 2,81 тенге.

3. Агентство Республики Казахстан по статистике.

4. Коммерческая медицина привлекательна для инвесторов.

5. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан

«Саламатты Казакстан» на 2011 - 2015 годы, утв. Указом Президента Республики Казахстан от 29.11.2010 г. № 1113.

6. Официальный сайт Департамента статистики Карагандинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.