ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.2
А. С. Калина, А. В. Морой
ПОРТРЕТ КАРАГАНДИНСКОГО ПОКУПАТЕЛЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Карагандинский государственный медицинский университет (Караганда, Казахстан)
В свете ужесточения конкуренции на рынке платных медицинских услуг все более актуальным становится применение маркетинговых инструментов для формирования стратегии развития медицинской организации. Один из таких инструментов, сегментирование покупателей рынка, позволяет сделать организации оптимальный выбор целевой потребительской аудитории и составить портрет покупателя, на которого будет ориентирована его маркетинговая стратегия
Ключевые слова: маркетинговое исследование, платные медицинские услуги, сегментирование, целевая потребительская аудитория
В последнее десятилетие отмечается значительное развитие карагандинского рынка медицинских услуг. Это обусловлено как реорганизацией государственной медицинской помощи, так и расширением оказания платных медицинских услуг частными компаниями. Так, согласно данным Департамента статистики Карагандинской области, число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно -поликлиническую помощь населению, за пять лет возросло на 57% и в 2013 году составило 450 ед. [1]. Свобода прикрепления населения к той или иной медицинской организации и активная трудовая мобильность врачей города снижают издержки и барьеры покупателя при его переходе, то есть смены им клиники, в которой ему комфортно обслуживаться.
Данные аспекты ужесточают конкурентную борьбу между медицинскими организациями за своих покупателей. В этой связи происходит усиление роли маркетинговой деятельности, в том числе выработки единой маркетинговой стратегии для завоевания определенной рыночной ниши. Основой для формирования стратегии является маркетинговое исследования рынка, и одним из его основных инструментов является сегментирование потребителей рынка.
В сентябре 2014 г. между Карагандинским государственным медицинским университетом (КГМУ) и Управлением государственных активов Карагандинской области подписан договор на передачу здания Областного перинатального центра в безвозмездное пользование сроком на 10 лет. Это позволило поликлинике вуза открыть Консультативно -диагностический центр (КДЦ), включающий консультативное, лабораторно -диагностическое отделения, отделение реабилитации и восстановительного лечения, дневной стационар, палаты круглосуточного пребывания.
Для определения стратегических направлений развития Консультативно -диагностического центра и, соответственно, построения портрета покупателя платных медицинских услуг проведено сегментирование потребителей карагандинского рынка.
Цель работы - выявление основных типичных потребительских групп на карагандинском рынке платных медицинских услуг.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Материалом для исследования послужили статистические данные о социально -экономическом развитии региона, а также результаты анкетирования покупателей рынка медицинских услуг Карагандинского региона.
В процессе исследования были использованы следующие методы: ретроспективный анализ рынка медицинских услуг, статистический анализ, экстраполяция, кросс -анализ, анкетирование.
При анкетировании в опросе приняли участие 150 респондентов. Генеральная совокупность анкетирования, обусловленная географией проживания существующих покупателей услуг КДЦ КГМУ и численностью населения данной территории в возрасте от 18 лет, составила 777 147 чел. Проанализированы параметры анкетирования респондентов (табл. 1) .
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Под медицинской услугой мы понимаем оказание медицинской помощи, направленной на сохранение и/или восстановление здоровья потребителя. Базовой потребностью потребителей на рынке является здоровье своего и/ или близких людей. Согласно пирамиде А. Маслоу, здоровье относится к физиологическим потребностям человека (рис. 1).
Поскольку существует потребность в платных медицинских услугах (здоровье), то одной из задач сегментирования является анализ тех способов и условий удовлетворения
Таблица 1 - Параметры анкетирования
Параметр исследования Числовое значение
Объем генеральной совокупности (чел.) 777 147
Уровень доверительной вероятности (%) 95
Размер доверительного интервала (%) ±8
Расчетная величина выборки (чел.) 150
потребности, которые предпочтительны потребителям.
Рынок платных медицинских услуг характеризуется следующими параметрами:
1. Увеличение численности населения Карагандинского региона за последние пять лет повлияло на увеличение потенциальных потребителей рынка платных медицинских услуг (табл. 2). Так, с 2010 по 2014 г. численность населения возросла на 1,9% (с 1 352,3 до 1 378,3 тыс. чел).
2. С увеличением среднемесячной номинальной заработной платы (61%) за прошедшие пять лет в 2 раза произошло увеличение объема расходов на здравоохранение. При этом доля потребительских расходов на здравоохранение в общем объеме потребительских расходов населения возросла на 0,4% и соста-
вила 1,6%. Соответственно, при сохранении подобной динамики можно утверждать, что спрос на платные медицинские услуги имеет тенденцию к росту.
3. Спрос на рынке платных медицинских услуг субъективен и зависит от таких факторов, как:
- наличие доверия потребителей к медицинским работникам медицинской организации. Здоровье относится к высшей ценности человека, и он не будет рисковать им. При этом оценке подвергается не только профессиональные навыки врача и результативность его лечебния, но и то, каким образом он осуществляет диагностику и лечение (внимательность к пациенту, сочувствие и сопереживание и др.). В свете этого репутация медицинской организации и отдельных ее ра-
Рисунок 1 - Распределение человеческих потребностей в порядке их иерархической значимости по А. Маслоу [2]
Таблица 2 - Социально-экономические показатели, влияющие на спрос на рынке платных медицинских услуг Карагандинской области
Показатель Период
2010 2011 2012 2013 2014
Численность населения области (тыс. чел.) 1 352,3 1 357,9 1 362,7 1 369,7 1378,3
Среднемесячная номинальная заработная плата (тенге) 66 539 77 940 92 382 99 339 107 209
Среднемесячные денежные расходы, всего в среднем на душу населения (тенге, из них) 30099 33360 39870 40791 44999
Среднемесячные потребительские расходы, всего в среднем на душу населения (тенге, в том числе) 26641 28893 34386 34834 38323
Среднемесячные потребительские расходы на платные услуги, всего в среднем на душу населения (тенге, в том числе) 7032 7063 8494 9111 9989
Среднемесячные потребительские расходы на здравоохранение, всего в среднем на душу (тенге)* 310 318 458 551 617
Доля потребительских расходов на здравоохранение (% к потребительскому расходу) 1,2 1,1 1,3 1,6 1,6
*без учета среднемесячных потребительских расходов на медикаменты, лечебное оборудование и аппаратуру , всего в среднем на душу: 2010 г. - 598 тенге, 2011 г. - 542 тенге, 2012 г.- 657 тенге, 2013 г. - 685 тенге, 2014 г. - 846 тенге
ботников часто является решающим фактором при выборе лечебного учреждения;
- широкий спектр заболеваний и методов диагностики и лечения обусловливает широкую классификацию потребителей и отсутствие единоличного лидера среди конкурентов на рынке медицинских услуг;
- частота посещений медицинских организаций определяется такими факторами, как производственная и ресурсная мощность медицинского учреждения, частота появления симптоматики болезни у потенциальных потребителей, дисциплинированностью пациента при получении лечения и готовностью потенциальных потребителей к профилактике заболевания. При этом такие параметры, как гибкость графика работы медицинской организации, стоимость услуг, наличие свободного времени у потребителей при определенных критических моментах не имеет существенного значения;
- общая экологическая и эпидемиологическая ситуация в регионе, способствующая изменению количества пациентов с теми или иными хроническими и острыми заболеваниями;
- влияние на поведение и выбор потребителя социальной сети, актором (членом) которой он является. Поскольку лечение является в большинстве случаев достаточно интимной услугой, потребитель полагается на мнение наиболее близкого окружения;
- высокая мобильность потребителей, обусловленная легкостью смены медицинских организаций при достаточном наличии финансовых средств.
Деятельность субъектов отрасли платных медицинских услуг носит этический и коммерческий характер. С одной стороны, медицинским организациям необходимо учитывать морально-нравственную сторону медицинской деятельности, с другой стороны, эта деятельность должна приносить им должную прибыль и быть рентабельной. В связи с этим спрос на платные медицинские услуги имеет свои особенности, которые были выявлены в ходе анкетирования потребителей рынка платных медицинских услуг Карагандинского региона.
Изучен социальный портрет респондентов, принявших участие в анкетировании (табл. 3). Это, преимущественно, женщины
Таблица 3 - Социальный портрет респондентов, человек
Жен. 102
Пол Муж. 43
Не указали 5
18-29 79
30-39 27
Возраст (г.) 40-49 17
50 и старше 22
Не указали 5
Постоянное место проживания Город 125
Район 12
Не указали 13
Госслужащий 35
Служащий частного предприятия 44
Рабочий 23
Род занятий Пенсионер 7
Предприниматель 4
Студент 29
Безработный 3
Не указали 5
До 20 000 тенге 9
От 20 001 до 40 000 тенге 28
Среднемесячный семейный доход на 1 члена От 40 001 до 60 000 тенге 31
От 60 001 до 80 000 тенге 25
семьи От 80 001 до 100 000 тенге 32
От 100 001 тенге и больше 23
Не указали 2
(68%), возраст более половины респондентов составил от 18 до 29 лет (53%), причем 83% опрошенных проживают в городах (Караганда, Сарань, Абай и др.).
Спецификой рынка платных медицинских услуг является то, что частота потребления услуг сложно прогнозируема. Риск заболевания, его последствия и неопределенности связаны с тем, что потребность в медицинских услугах возникает обычно внезапно.
Только 20% опрошенных отметили, что предпочитают профилактическое облуживание и их спрос на медицинские услуги стабилен. Остальные респонденты отметили, что обращаются в медицинские организации только по мере возникновения заболевания.
Соответственно, к реальным потребителям из 150 респондентов можно отнести только тех респондентов (117 чел. или 78% от общего числа респондентов), которые за последний год обращались в медицинские организации хотя бы 1 раз (рис. 2).
Базовая потребность в медицинских услугах у всех потребителей одна - быть здоровыми. При этом анкетирование показало, что вне зависимости от расходов потребителей на медицинские услуги, ожидания потребителей универсальны и достаточно высоки. Существенное различие в структуре потребления обусловлено двумя факторами: формой собственности медицинской организации (государственная, частная) и уровнем расхо-
Рисунок 2 - Частота посещения потребителями медицинских организаций за последний год
дов потребителей на платные медицинские услуги.
Форма собственности, как показал опрос, актуальна для потребителей, что обусловлено такими убеждениями потребителей, как:
- уровень доверия к качеству частных медицинских организаций, их услугам и специалистам выше, нежели к качеству услуг государственных организаций ( «в частные поликлиники берут лучших врачей », «так как частные клиники вынуждены вести конкурентную борьбу за потребителей, соответственно, им приходиться контролировать качество оказываемых услуг»). Государственные медицинские организации ассоциируются же у потребителей с низким качеством услуг: низкой квалификацией медицинского персонала, безразличием к нуждам пациента, сложностями в записи на прием и получения лечения;
- в частных медицинских учреждениях более эффективно организован процесс записи и приема пациентов.
Согласно результатам анкетирования, из 117 реальных потребителей услугами платной медицины пользуются 109 респондентов (93%): 25% респондентов за платными услугами обращаются только в частные медицинские организации, 33% - в государственные учреждения, 35% опрошенных комбинируют услуги частных и государственных организаций. Данные респонденты являются реальными потребителями рынка платных медицинских услуг.
Уровень расходов потребителей на платные медицинские услуги определяет готовность потребителей нести определенные затраты на медицинские услуги. Из 109 респондентов, при-
обретающих платные медицинские услуги, более трети опрошенных за год потратили до 5 000 тенге; 28% респондентов направили на оплату медицинских услуг от 5 000 до 10 000 тенге, 9% - от 10 000 до 20 000 тенге, 6% - от 20 000 до 25 000 тенге, 14% - от 25 000 до 30 000 тенге, 12% - более 30 000 тенге.
На основании этого выявлены следующие три сегмента, условно названные «Комфортное потребление высококачественных услуг», « Потребление качественных услуг по приемлемым ценам » и «Экономное потребление»
Первый сегмент — сегмент
«Комфортное потребление высококачественных услуг». Численность сегмента составляет 25% от общего числа реальных потребителей медицинских услуг и 27% от общего числа реальных потребителей платных медицинских услуг. В рамках реального рынка Карагандинской области этот сегмент составляет 152 211 чел. Представители данного сегмента обращаются за услугами только в частные медицинские организации, полагая, что качество их услуг выше услуг государственных поликлиник. Кроме того, потребители данного сегмента готовы нести дополнительные расходы за высокий уровень сервиса и обслуживания. Поэтому удовлетворенность респондентов данного сегмента организацией работы медицинских учреждений (например, удобное месторасположение, доступность услуг, отсутствие очередей и др.) в целом выше, нежели других сегментов (28% против 17% и 21% второго и третьего сегмента соответственно). Основные же требования представителей данного сегмента обусловлены повышенным ожи-
данием качества от частных медицинских услуг. Так, критериями при выборе медицинского учреждения:
- 59% респондентов отметили качество услуг (против 49% и 39% второго и третьего сегмента соответственно);
- 55% представителей ориентируются на профессионализм и авторитет врачей (против 51% и 41% второго и третьего сегмента соответственно);
- 28% опрошенных стремятся обслуживаться в организациях с высокотехнологичным медицинским оборудованием (против 15% и 13% второго и третьего сегмента соответственно).
В поисках оптимального для себя варианта и при всей готовности данного сегмента оплачивать медицинские услуги, 35% его представителей решающую роль отводят приемлемому уровню стоимости обслуживания (против 20% и 15% второго и третьего сегмента соответственно).
Поскольку доверие к врачу и его профессиональному уровню для данного сегмента является основным движущим мотивом при обращении в ту или иную медицинскую организацию, то более трети (35%) представителей данного сегмента избегают риска и ориентируются на рекомендации своих знакомых (против 27% и 8% второго и третьего сегмента соответственно). При этом такие факторы, как удобное месторасположение (11%), активная рекламная кампания (0%) и отсутствие очереди (7%), не имеют решающего воздействия.
Более половины (76%) представителей данного сегмента обращаются в медицинское учреждение только по мере возникновения проблемы, поэтому, в первую очередь, спросом пользуется диагностическое обследование (65%) и консультационные услуги (21%). Амбулаторное (14%) и стационарное (0%) лечение являются малопопулярными услугами.
В той или иной мере удовлетворены качеством оказания медицинской помощи посещаемого медицинского учреждения 69% респондентов сегмента «Комфортное потребление высококачественных услуг »; 14% опрошенных сетуют на низкий профессиональный уровень врача и 4% - на отсутствие должной информации о медицинских организациях , что значительно затрудняет процесс выбора самих медицинских организаций, их услуг и врачей.
Доброжелательное и внимательное отношение медицинского персонала к посетителям отметили 45% респондентов, что обуслов-
лено более высоким уровнем сервисного обслуживания в частных медицинских учреждениях. Однако, имея возможность приобретать платные медицинские услуги, респонденты данного сегмента не удовлетворены существующим ассортиментом услуг в медицинских учреждениях г. Караганды (38%). Так, по мнению респондентов, отсутствует системное диагностирование болезней в одной клинике, недостаточность услуг МРТ, услуг врачей -невропатологов. Соответственно, введение новых медицинских услуг позволит частным организациям увеличить посещаемость и емкость данного сегмента.
Второй сегмент — сегмент
«Потребление качественных услуг по приемлемым ценам ». Численность данного сегмента составляет 35% от общего числа реальных потребителей медицинских услуг и 37% от общего числа реальных потребителей платных медицинских услуг, что в реальном выражении составляет 208 585 чел. Респонденты данного сегмента, с одной стороны, не готовы нести высокие расходы по обслуживанию только в частных медицинских учреждениях, а, с другой стороны, не доверяют в полной мере государственным медицинским учреждениям. Поэтому им приходится комбинировать платные услуги частных и государственных организаций в поисках оптимального для себя обслуживания.
Потребители данной категории более ответственно относятся к сохранению своего здоровья. Так, 27% отметили, что обращаются в поликлинику с целью профилактического обследования (против 21% и 26% первого и третьего сегмента соответственно).
Несмотря на достаточно широкий ассортимент потребляемых услуг (консультационные услуги - 34%; диагностическое обследование -54%, амбулаторное лечение - 24%, стационарное лечение - 12%) среди респондентов высока доля тех, кто не удовлетворен представленным на карагандинском рынке ассортиментом платных медицинских услуг (37%) .
Если первый сегмент «Комфортное потребление высококачественных услуг » при выборе медицинской организации ориентирован, в первую очередь, на характеристики качества консультирования, диагностики и лечения, то для второго сегмента при выборе поликлиники, помимо названных, актуальными являются также такие критерии, как:
- удобное месторасположение - 32% (против 11% и 26% первого и третьего сегмента соответственно);
- отсутствие очереди - 10% (против 7% и 0% первого и третьего сегмента соответственно).
Требовательность по данным критериям вызвана низким уровнем удовлетворенности организацией работы медицинских учреждений г. Караганды. Так, 29% опрошенных отметили, что скорее не удовлетворены организацией работы, так как часто приходится долго ждать, часто нет нужных специалистов (против 24% и 28% первого и третьего сегмента соответственно). 17% респондентов полностью не удовлетворены организацией работы, так как отмечают повсеместные очереди и отсутствие нужных специалистов (против 14% и 10% первого и третьего сегмента соответственно).
Категоричность респондентов в отношении качества обслуживания ниже, нежели ожидания первого сегмента: качество услуг - 49%, профессионализм и авторитет врачей - 51%, высокотехнологичное оборудование- 15%.
Поскольку представители данного сегмента чаще других сталкиваются с ситуацией выбора медицинского учреждения, они вынуждены ориентироваться на рекомендации друзей и знакомых (27%) и рекламную кампанию поликлиник (7%).
Приемлемый уровень стоимости услуг при выборе медицинской организации носит критический характер только для 20% респондентов данного сегмента, поскольку, в отличие от первого сегмента, они не обслуживаются комплексно только в частных поликлиниках и готовы нести более высокие расходы только в исключительных случаях.
Половина (49%) респондентов в целом удовлетворены качеством оказания медицинской помощи посещаемого медицинского учреждения; 24% респондентов недовольны потерей времени в очередях (против 10% первого и третьего сегмента).
Низкий профессиональный уровень врача и неэтичное поведение медицинских работников отметили 12% и 10% опрошенных соответственно. Так, при оценке отношения к посетителям со стороны медицинского персонала 22% опрошенных подчеркнули их раздражительность и грубость (против 10% и 18% первого и третьего сегмента соответственно); 5% респондентов недовольны высокими ценами (против 0% и 5% первого и третьего сегмента соответственно) и большой удаленностью от места проживания (против 0% первого и третьего сегмента).
Третий сегмент — сегмент
«Экономное потребление ». Численность
данного сегмента составляет 33% от общего числа реальных потребителей медицинских услуг и 36% от общего числа реальных потребителей платных медицинских услуг ( 202 948 чел.). Наряду с профилактическим обследованием (26%) 72% представителей данного сегмента обращаются в медицинское учреждение только по мере возникновения проблемы. В сравнении с другими сегментами, у данного сегмента наиболее востребованными являются услуги амбулаторного лечения - 26% (против 14% и 24% первого и второго сегмента соответственно).
Выбирая платные медицинские услуги, представители данного сегмента менее требовательны к критериям качества услуг. Так, только 39% респондентов ориентируются на качество услуг, 41% - на профессионализм и авторитет врачей, 13% - на наличие высокотехнологичного оборудования. Такие критерии, как отсутствие очереди (0%), приемлемость цены (15%) и рекомендации знакомых (8%), не имеют большого веса, поскольку в силу специфики организации своей работы, государственные медицинские организации на основании данных критериев не дифференцированы широко.
Высокое значение для сегмента «Экономное потребление » имеет удобное месторасположение (26%). Активная рекламная кампания для 8% представителей данного сегмента имеет высокое значение (против 0% и 7% первого и второго сегмента соответственно), что обусловлено готовностью данных респондентов сменить свою медицинскую организацию.
Удовлетворены ассортиментом представленных услуг 67% потребителей государственных медицинских учреждений, более трети опрошенных удовлетворены только частично организацией работы: некоторые процессы организованы не очень хорошо, не всегда есть нужные специалисты (33%) и качеством оказания медицинской помощи (36%).
В данном сегменте наибольшая доля тех, кто оценивает отношение медицинских работников к себе как безразличное - 26% ( против 24% и 15% первого и второго сегмента соответственно). При этом почти половина респондентов (44%) отмечают доброжелательность и внимание медицинского персонала.
Среди причин неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи посещаемого государственного медицинского учреждения респонденты данного сегмента отметили потерю времени в очередях (10%), низкий профессиональный уровень специалистов.
Проведенное исследование и последующее сегментирование рынка позволяет автору сделать следующие выводы:
1. Рынок платных медицинских услуг Карагандинского региона характеризуется стабильным потребительским спросом, обусловленный ростом населения области со средним ежегодным темпом в 0,4 -0,5% и увеличением в структуре потребительских расходов доли расходов населения на здравоохранение на 0,2-0,3%.
2. Реальные потребители на рынке медицинских услуг, которые посещают медицинские учреждения хотя бы 1 раз в год, составляют 78% от общей численности населения. Остальные 22% опрошенных не обращаются за медицинской помощью.
3. На рынке платных медицинских услуг определены три потребительских сегмента: «Комфортное потребление высококачественных услуг», « Потребление качественных услуг по приемлемым ценам » и «Экономное потребление». Они составляют 93% от числа реальных потребителей. Оставшиеся 7% реальных потребителей выбирают бесплатные услуги медицинских организаций.
4. Вышеназванные сегменты определяют основные требования к деятельности медицинской организации.
Потребители сегмента «Комфортное потребление высококачественных услуг » выбирают обслуживание в частных медицинских компаниях, предпочитая качественное, быстрое и удобное потребление. Если данный сегмент и выбирает государственную организацию, то руководствуется при этом авторитетом организации и уникальностью ее услуг на рынке. Работа с данным сегментом потребителей требует наиболее высоких расходов, как капи-
тальных, так и текущих на повышение качества услуг и сервиса.
Потребители сегмента «Потребление качественных услуг по приемлемым ценам » стараются комбинировать услуги государственных и частных организаций, ориентируясь на оптимальное соотношение цены и качества. Если по данным параметрам организация их удовлетворяет, то данный сегмент со снисхождением относится к недостаткам сервисного обслуживания.
Потребители сегмента «Экономное потребление» ценят удобное месторасположение медицинской организации и низкую стоимость услуг.
В свете этого авторы предполагают, что целевой аудиторией КДЦ являются жители Карагандинского региона со средним уровнем дохода, являющиеся представителями второго сегмента «Потребление качественных услуг по приемлемым ценам».
Конфликт интересов не заявлен.
ЛИТЕРАТУРА
1 Данные Департамента статистики Карагандинской области. URL: http:// karaganda.stat.kz/publish/sbor/ Дата обращения: 29.05.2015
2 Пирамида потребностей по Маслоу. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида _потребностей_по_Маслоу Дата обращения: 29.05.2015
REFERENCES
1 Dannye Departamenta statistiki Karagan-dinskoj oblasti. URL: http://karaganda.stat.kz/ publish/sbor/ Data obrashhenija: 29.05.2015
2 Piramida potrebnostej po Maslou. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Piramida_potreb-nostej_po_Maslou Data obrashhenija: 29.05.2015
Поступила 20.05.2016
A. S. Kalina, A. V Moroi
PORTRAIT OF CUSTOMER OF PAID MEDICAL SERVICES IN KARAGANDA Karaganda state medical university (Karaganda, Kazakhstan)
From the point of view of the increased competition in the paid medical services market the use of marketing tools for the formation of the strategy of development of the medical organization is becoming increasingly important. One of these tools, the segmentation of market customers, allows organizations to make the best choice of target consumer audience and make a portrait of the customer, on which the marketing strategy which will focus. Key words: market research, paid medical services, segmentation, target consumer audience
А. С. Калина, А. В. Морой
АКЫЛЫМЕДИЦИНАЛЫК КЫЗМЕТТЕРД1 KflPAFAHMblflblK, САТЫПАЛУШЫНЫЦ БЕЙНЕС1 KараFанды мемлекеттк медициналык университетi (KараFанды, Казакстан)
Акылы медициналык кызмет керсету нарырында бэсекелеспктН артуына байланысты медициналык уйымды дамытудыц стратегиясын жасактау Yшiн маркетинг™ тетiктердi колдану барынша мацызды болып табы-лады. Осындай тетктердщ бiрi нарык сатып алушыларын сегменттеу болып табылады, ол уйымга максатты тутыну аудиториясын оцтайлы тацдауга жэне маркетинг™ стратегия багытталатын сатып алушыныц бейнеан жасауга мYмкiндiк бередг
Клт сездер: маркетинг™ зерттеу, акылы медициналык кызметтер, сегменттеу, максатты тутынушылык аудитория