Научная статья на тему 'Потребительский рынок в экономике региона'

Потребительский рынок в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2019
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / REGION ECONOMY / CONSUMER MARKET / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемякина Людмила Васильевна

Раскрыто понятие регионального потребительского рынка. Проведен анализ основных показателей развития потребительского рынка Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSUMER MARKET IN ECONOMY OF REGION

The concept of region consumer market is discussed. Key indicators of Irkutsk Oblast consumer market development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Потребительский рынок в экономике региона»

Л.В. ШЕМЯКИНА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Эффективное развитие экономики регионального хозяйства в значительной степени определяется системой рынков, которые обеспечивают кругооборот материальных ресурсов, кредитно-финансовых средств, информационных ресурсов, а также регулируют экономические отношения между субъектами производства, обращения, непроизводственной сферы и населением региона.

Важной составляющей системы рынков является потребительский рынок. Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения товарами и услугами. Сфера обращения потребительских товаров — сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных связанных между собой элементов, поэтому изучение данного рынка предполагает анализ особенностей различных товарных групп, которые предопределяют конъюнктуру рынка, состояние внутрирегиональных, межрегиональных и межгосударственных отношений, рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынок. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка — спрос, предложение, цена и конкуренция — должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.

В Байкальском государственном университете экономики и права в течение ряда лет ведутся исследования проблем функционирования и развития потребительского рынка Иркутской области, результаты которых использованы при подготовке Программы социально-экономического развития области до 2010 г., Программы социально-экономического развития г. Иркутска.

Анализ основных показателей развития потребительского рынка в 2000—2005 гг. позволил оценить ситуацию на рынке в процессе проводимых реформ, выявить положительные и негативные тенденции, определить круг проблем, подлежащих решению в средне-

Л.В. ШЕМЯКИНА

кандидат экономических наук, доцент

В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

срочной перспективе. Так, оборот в розничной торговле к 2005 г. вырос почти в 2 раза и составил 100,9 млрд р., в том числе оборот в сфере общественного питания увеличился в

3 раза, объем платных услуг населению — в

4 раза. В результате проведения политики по сдерживанию роста цен отмечено значительное снижение свободного индекса потребительских цен на товары и услуги (со 119,8% в 2001 г. до 110,7% в 2004 г.).

Для потребительского рынка области характерны стабильное развитие; высокая насыщенность и разнообразие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров; повышение покупательной способности; рост производства товаров потребительского рынка; появление новых субъектов хозяйственной деятельности; рост более быстрыми темпами, чем объемы производства, сектора услуг, что характерно для развитых стран мира (на 10%). По динамике развития сектора рыночных услуг Иркутская область находится в числе лидеров среди регионов Сибирского федерального округа. По темпам роста грузооборота предприятий транспорта область занимает четвертое место, оборота в розничной торговле — четвертое место, объема платных услуг населению — второе место. Развивается рыночная инфраструктура: увеличивается сеть предприятий торговли и общественного питания различных форм собственности, развивается сеть фирменной торговли, уменьшается доля неорганизованной торговли; осуществляются меры по контролю за качеством товаров, соблюдению законодательства по защите прав потребителей, сертификации; более быстрыми темпами развиваются хозяйственные связи с поставщиками и потребителями регионов РФ, странами СНГ. Однако товары потребительского назначения, поставляемые из стран дальнего зарубежья (Китай), на рынке превалируют.

Вместе с тем функционирование потребительского рынка характеризуется и негативными тенденциями: высокие темпы роста инфляции, сдерживающие доступность товаров для всех социальных групп населения;

© Л.В. Шемякина, 2006

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, большая часть из которых не являются ни технологически, ни организационно необходимыми; отстающие от запросов розничной торговли процессы структурной перестройки оптового звена системы товародвижения; поляризация населения по денежным доходам (коэффициент дифференциации 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения сохраняется на уровне 7—8); низкая покупательная способность основной части населения, для которой многие товары остаются труднодоступными; недостаточный уровень культуры обслуживания; слабая концентрация капитала и обилие мелких неконкурентоспособных торговых фирм, не обеспечивающих современного уровня торгового развития; доминирование на потребительском рынке фальсифицированной и нелегальной продукции; отсутствие источников получения достоверной информации о состоянии и развитии регионального потребительского рынка и элементов его инфраструктуры; значительный объем теневого оборота, размеры которого, по различным экспертным оценкам, достигают 50%; наличие правового вакуума в регулировании отдельных отраслей потребительского рынка; отсутствие социального маркетинга.

Эффективное развитие потребительского рынка становится одной из наиболее важных проблем в осуществлении экономических реформ. Для этого необходима реализация системного, комплексного подхода в экономическом, социальном, организационно-правовом направлениях.

Содержанием экономического направления являются меры по сбалансированному насыщению потребительского рынка на основе развития производства товаров и услуг с ориентацией на полный и точный учет его законов и требований, целенаправленное формирование платежеспособного спроса населения и поддержание равновесия между потребительским спросом и товарным предложением. Второе направление — это создание адекватного механизма управления товарно-денежным оборотом, органически сочетающего в себе рыночные отношения между экономически самостоятельными

субъектами отраслей потребительского рынка и мощными государственными регуляторами в виде системы экономических рычагов и стимулов. Третье направление — социальная ответственность всех членов общества, получение положительных для общества результатов деятельности, движение к достижению социальной идеи.

В каждом из направлений необходимо выделить проблемы, подлежащие решению, обосновать их приоритетность, сформулировать цели и задачи, конкретизировать в мероприятиях. К приоритетным проблемам в развитии потребительского рынка Иркутской области целесообразно отнести рост цен на потребительские товары, ухудшение их свойств в процессе продвижения к потребителям, замедление скорости товарооборота; высокую себестоимость товаров местных производителей, снижающую их конкурентоспособность (вследствие высокозатратных технологий, роста цен на электроэнергию, ГСМ, сырье и т.д.); насыщение потребительского рынка региона за счет ввоза товаров из регионов РФ и импорта (не всегда высокого качества); отсутствие информационной базы по показателям оценки деятельности торговых предприятий, статистических данных; недостаточное использование возможностей малого бизнеса, недостаточный уровень развития инфраструктуры малых предприятий; отсутствие информационно-аналитической системы изучения конъюнктуры потребительского рынка; недостаточный уровень развития механизмов привлечения и концентрации капитала в сфере потребительского рынка; отсутствие стратегии развития розничной торговли и общественного питания; недостаточный уровень развития механизма защиты прав потребителей; отсутствие научно-исследовательских разработок по проблемам функционирования и развития потребительского рынка.

Обозначенные проблемы характерны для современного состояния потребительского рынка области. Их решение зависит от более детальной проработки, конкретизации в задачах и мероприятиях, от заинтересованности соответствующих органов управления, а также выделения необходимых финансовых ресурсов для их реализации.

ИзвестияИГЭА. 2006. № 2 (47)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.