Научная статья на тему 'Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий'

Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Школьникова Марина Николаевна, Чугунова Ольга Викторовна, Лазарев Владимир Александрович, Карх Дмитрий Андреевич

В условиях реализации политики импортозамещения особую значимость представляет инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности, специфика которых заключается в том, что основной объем вырабатываемой продукции рассчитан на внутреннее потребление и ограничен спросом, определяемым рациональными нормами потребления продуктов питания. В связи с этим предприятия отрасли должны планировать выпуск достаточного объема различных видов продукции для обеспечения физической доступности всех социальных слоев общества к пищевым продуктам. Это требует постоянной работы по совершенствованию рецептур, технологических приемов производства продукции, способов ее упаковывания и доставки до потребителя с сохранением в процессе товародвижения всех потребительских достоинств, в том числе свежести. Безусловно, решение о целесообразности внесения в продукты пищевых добавок, в том числе функционального назначения, должны принимать специалисты предприятия-изготовителя. Однако изучение потребительских предпочтений и осведомленности позволяет производителям скорректировать основополагающие потребительские свойства продуктов питания функциональные, органолептические и сохраняемость. При этом сохраняемость потребитель воспринимает как срок годности продукта, предпочитая наиболее свежие. В связи с этим для получения и анализа результатов, приведенных в работе, поставлена цель исследования: изучить информированность потребителей о влиянии сроков годности пастильных изделий на их органолептические свойства и потенциальный спрос на зефир, в составе которого функциональный пищевой ингредиент и структурообразователь, обладающий влагоудерживающей способностью, пектин из местного плодово-ягодного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Школьникова Марина Николаевна, Чугунова Ольга Викторовна, Лазарев Владимир Александрович, Карх Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer preferences of the population as basic information with increasing nutritional value confectionery

In terms of implementation of the policy of import substitution is of particular importance innovative activity of the food industry, the specifics of which is that the bulk of the output is designed for domestic consumption and is limited by demand, determined by rational norms of food consumption. In this regard, the industry should plan to produce enough different types of products to ensure the physical accessibility of all social strata of society to food. This requires constant work to improve the formulations, technological methods of production, methods of packaging and delivery to the consumer, while maintaining in the process of product distribution of all consumer advantages, including freshness. Of course, the decision about the feasibility of making products of food additives, including functional purpose, to be taken by the specialists of the manufacturer. However, the study of consumer preferences and awareness allows manufacturers to adjust the fundamental consumer properties of food-functional, organoleptic and persistence. At the same time, the last consumer perceives as the shelf life of the product, preferring the freshest. In this regard, in order to obtain and analyze the results presented in the work, the aim of the study is to study the awareness of consumers about the impact of the shelf life of pastille products on their organoleptic properties and the potential demand for marshmallows, which include a functional food ingredient and a structure-forming agent having a moisture-retaining ability, pectin from local fruit and berry raw materials.

Текст научной работы на тему «Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий»

УДК 664.661:613:664.14(045) 001: 10.24411/0235-2486-2019-10087

Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий

М. Н. Школьникова, д-р техн. наук; О.В. Чугунова, д-р техн. наук, профессор; В.А. Лазарев, канд. техн. наук; Д.А. Карх, д-р экон. наук

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург Реферат

В условиях реализации политики импортозамещения особую значимость представляет инновационная деятельность предприятий пищевой промышленности, специфика которых заключается в том, что основной объем вырабатываемой продукции рассчитан на внутреннее потребление и ограничен спросом, определяемым рациональными нормами потребления продуктов питания. В связи с этим предприятия отрасли должны планировать выпуск достаточного объема различных видов продукции для обеспечения физической доступности всех социальных слоев общества к пищевым продуктам. Это требует постоянной работы по совершенствованию рецептур, технологических приемов производства продукции, способов ее упаковывания и доставки до потребителя с сохранением в процессе товародвижения всех потребительских достоинств, в том числе свежести. Безусловно, решение о целесообразности внесения в продукты пищевых добавок, в том числе функционального назначения, должны принимать специалисты предприятия-изготовителя. Однако изучение потребительских предпочтений и осведомленности позволяет производителям скорректировать основополагающие потребительские свойства продуктов питания - функциональные, органолептические и сохраняемость. При этом сохраняемость потребитель воспринимает как срок годности продукта, предпочитая наиболее свежие. В связи с этим для получения и анализа результатов, приведенных в работе, поставлена цель исследования: изучить информированность потребителей о влиянии сроков годности пастильных изделий на их органолептические свойства и потенциальный спрос на зефир, в составе которого функциональный пищевой ингредиент и структурообразователь, обладающий влагоудерживающей способностью, пектин из местного плодово-ягодного сырья.

Ключевые слова

инновационные разработки, кондитерские изделия, потребительские предпочтения, функциональные ингредиенты Цитирование

Школьникова М.Н., Чугунова О.В., Лазарев В.А., Карх Д.А. (2019) Потребительские предпочтения населения как исходная информация при повышении пищевой ценности кондитерских изделий // Пищевая промышленность. 2019. № 6. С. 45-49.

Consumer preferences of the population as basic information with increasing nutritional value confectionery

M. N. Shkolnikova, Doctor of Technical Sciences; O. V. Chugunova, Doctor of Technical Sciences, Professor; V. A. Lazarev, Candidate of Technical Sciences; D.A. Karkh, Doctor of Economic Sciences Ural State Economic University, Yekaterinburg

Abstract

In terms of implementation of the policy of import substitution is of particular importance innovative activity of the food industry, the specifics of which is that the bulk of the output is designed for domestic consumption and is limited by demand, determined by rational norms of food consumption. In this regard, the industry should plan to produce enough different types of products to ensure the physical accessibility of all social strata of society to food. This requires constant work to improve the formulations, technological methods of production, methods of packaging and delivery to the consumer, while maintaining in the process of product distribution of all consumer advantages, including freshness. Of course, the decision about the feasibility of making products of food additives, including functional purpose, to be taken by the specialists of the manufacturer. However, the study of consumer preferences and awareness allows manufacturers to adjust the fundamental consumer properties of food-functional, organoleptic and persistence. At the same time, the last consumer perceives as the shelf life of the product, preferring the freshest. In this regard, in order to obtain and analyze the results presented in the work, the aim of the study is to study the awareness of consumers about the impact of the shelf life of pastille products on their organoleptic properties and the potential demand for marshmallows, which include a functional food ingredient and a structure-forming agent having a moisture-retaining ability, pectin from local fruit and berry raw materials.

Key words

innovative developments, confectionery, functional ingredients, consumer preferences Citation

Shkolnikova M.N., Chugunova O.V., Lazarev V.A., Karkh D.A. (2019) Consumer preferences of the population as basic information with increasing nutritional value confectionery // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost. 2019. № 6. P. 45-49.

Введение. В России традиционно наиболее инновационно-активными являются организации, занимающиеся научно-исследовательскими разработками, а также производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования, организации химической и машиностроительной отрасли [1].

В условиях реализации политики им-портозамещения особый интерес представляет исследование инновационной деятельности предприятий агропродо-вольственного сектора, в частности пищевой промышленности.

Инновационная деятельность регионального уровня имеет свою специфику, определяемую различным уровнем развития инфраструктуры, активностью предприятий в указанной сфере, технологической оснащенностью, что в конечном итоге сказывается на результатах в виде патентов и лицензий, производства новых или усовершенствованных продуктов и технологий.

Специфика работы предприятий агро-продовольственного сектора и пищевой промышленности заключается в том, что основной объем вырабатываемой продукции рассчитан на внутреннее потребление и ограничен спросом, определяемым рациональными нормами потребления продуктов питания [2-5]. Предприятия отрасли должны планировать выпуск достаточного объема различных видов продукции для обеспечения физической доступности всех социальных слоев общества к пищевым продуктам. В то же время спрос на многие виды продуктов питания тесно связан с уровнем платежеспособности населения и существенно колеблется на локальных рынках [6]. Это требует постоянной работы по выбору ассортимента производимой продукции, способов ее расфасовки и доставки до потребителя.

Сегодня перед предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности стоят следующие цели и задачи, реализация которых непосредственно связана с обеспечением инновационной деятельности на предприятии [2, 5, 7]:

• внедрение технологий производства традиционных продуктов питания, позволяющих сохранить их ценность и обеспечить качество;

• разработка новых биологически полноценных продуктов питания;

• создание и внедрение технологий производства качественно новых пищевых продуктов;

Решение системной проблемы и задач, обеспечивающих продовольственную безопасность страны, возможно только

путем реализации сценария инновационного развития предприятий агропродо-вольственного сектора и пищевой промышленности [8].

В рамках распоряжения Правительства РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» одной из основных задач, определенных этим документом, является «развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовые, образовательные и др.)». В этих условиях разработка ассортимента продуктов функциональной направленности обладает значимым потенциалом и актуальностью.

Зефир представляет собой низкокалорийное пастильное изделие со специфической пенообразной структурой и пользуется стабильно высоким спросом благодаря нежной консистенции, умеренно сладкому вкусу и относительно невысокой стоимости по сравнению с другими кондитерскими изделиями. Одной из самых распространенных разновидностей зефира является зефир на пектине.

Применение пектина в различных отраслях пищевой промышленности обусловлено тем, что в зависимости от сырья, из которого получен пектин, в нем содержатся различные витамины и антиок-сиданты. Но главное достоинство пектина и его основное полезное свойство - способность очищать организм. Он оказывает следующие эффекты [9, 10]: выводит из организма человека тяжелые металлы, такие как свинец, ртуть, цинк и другие; выводит радиоактивные вещества: изотопы цезия, стронция, иттрия и другие; адсорбирует и выводит биогенные токсины, анаболики, биологически вредные вещества; выводит метаболиты, которые имеют свойство накапливаться в организме: холестерин, желчные кислоты, мочевину.

Главным недостатком пастильных кондитерских изделий является их быстрое высыхание с потерей влаги до содержания 85,0-90,0% сухих веществ, что обуславливает их недлительные сроки хранения.

В научной литературе имеются сведения о роли пектина в повышении сохранности кондитерских изделий.

Так, в работе Губаненко Г. А приведены экспериментальные данные по обогащению дрожжевых кексов хвойным пектином [11].

В работах Пушкаревой Е. А. и др. разработан метод обогащения мучных кондитерских изделий пектином из древесной зелени сосны обыкновенной [12].

Магомедовым Г. О. и Лобосовой Л.А. при исследовании процесса студне-образования зефира на основе сахарозы и студнеобразователя пектина доказано, что формоудерживающая способность зефира на основе пектина при отсадке, фасовке и хранении достаточно высокая, без деформирования структуры и внешнего вида за счет минимальной потери влаги - с 24% у свежих образцов до 19% по истечении четырех месяцев хранения [13-15].

В работе Перцевого Ф.В. и др. у образцов зефиров, приготовленных на пектине с разным содержанием, исследована равновесная влажность, а также рассчитано распределение микропор в образцах зефира с помощью кривых сорбции и десорбции, так как микропористая структура обеспечивает большую сохранность влаги в изделиях, так называемое гигроскопическое влагосодержание. По результатам исследований сделан вывод, что пектин практически не влияет на радиус микро-пор, но способствует их лучшему распределению в изделии, обеспечивая тем самым наилучшую влагоудерживающую способность [16].

Таким образом, пектин как полисаха-ридный гидроколлоид ограничивает подвижность воды внутри изделия, тем самым обеспечивая надежное удержание влаги [12, 17, 18].

Применение пектина из плодово-ягодного, в том числе местного, сырья является перспективным направлением не только в повышении физиологической ценности кондитерских изделий, но и в увеличении срока их годности, так как пектин обладает хорошей водопо-глотительной способностью - удерживает свободную воду в продуктах, поэтому при добавлении в кондитерские изделия, в частности в зефир, увеличивает срок их годности. К тому же, по данным Агентства промышленной информации, в настоящее время в России практически нет собственного производства пектина, и спрос на него удовлетворяется за счет импорта. Однако на сегодняшний день в условиях продолжающегося эмбарго импортные пектины практически недоступны, за исключением яблочных пектинов китайского производства (Yantai Andre Pectin Co., Ltd.) [17].

Материалы и методы исследования. Материалом для анализа послужили статистические данные потребительских

Рис. 1. Поведение потребителей при покупке пастильных изделий

-Нет, я не думал об этом 25%

Рис. 2. Мнение потребителей о сроке годности пастильных изделий

предпочтении и осведомленности, полученные в ходе маркетингового исследования методом нестандартизированного интервью с применением технологий опПпе-опроса в социальных сетях. Метод нестандартизированного интервью позволяет гибко менять при необходимости порядок вопросов и варианты ответов. Также респондент может предложить свой вариант ответа. Были опрошены 450 жителей г. Екатеринбурга в возрасте от 16 до 60 лет, выборка репрезентативна половозрастной структуре г. Екатеринбурга с ошибкой 7%. Основные характеристики населения, проживающего в городе: общее количество жителей - 1469 тыс., в том числе мужчины -47%, женщины - 53 %, плотность населения - 3139 чел/км2.

Результаты исследования и их обсуждение. Так как основной задачей проводимого исследования являлось изучение информированности потребителей о сроках годности пастильных изделий, то ответы на 1-й вопрос «Обращаете ли вы внимание при покупке зефира и пастилы на дату выработки и срок годности?» распределились следующим образом (рис. 1).

Как видно из диаграммы рис. 1, 65 % опрошенных не доверяют данным маркировки, по-видимому, имея опыт информационной фальсификации, доверяют лишь своим тактильным ощущениям, сдавливая изделие; 30% всегда смотрят на дату выработки и срок годности, показывая тем самым свое доверительное отношение и к изготовителю, и к продавцу;

и лишь 5% опрошенных никогда не смотрят на срок годности, объясняя это тем, что не приходилось покупать несвежие пастильные изделия.

При ответе на вопрос анкеты «Задумывались ли вы над тем, что срок годности пастильных изделий, указанный на маркировке, завышен?» подавляющее число опрошенных (60 %) ответили положительно, причем очень категорично - однозначно завышен; 25% не думали об этом, так как не имеют опыта покупки несвежих зефира и пастилы, и 15 % выбирают данные изделия по собственным тактильным ощущениям (рис. 2).

Это очень правильный подход при выборе многих продовольственных товаров, так как даже специалисты-эксперты в средствах массовой информации советуют потребителям самостоятельно определить, пригодны ли приобретаемые продукты в пищу, насколько они качественны, свежи и вкусны, что возможно, до известной степени, с помощью собственных органов чувств.

В ходе опроса установлено, что 52 % опрошенных имеют опыт покупки зефира, качество которого их не устроило по таким ощущениям, как дефекты вкуса, консистенции и поверхности (рис. 3).

Как видно из диаграммы рис. 3, все несоответствия или дефекты можно отнести к трем группам: дефекты вкуса, а именно прогорклый вкус (25 %); салистый вкус (35%); дефекты внешнего вида - поверхность влажная, липкая (13 %) и дефекты консистенции и структуры - твердый кор-

пус (12%), засахарившийся внутренний слой (13%). При этом действующий ГОСТ 6441-2014 регламентирует требования к консистенции и структуре зефира.

Что касается 2% респондентов, предложивших свой вариант ответа, то это были признаки заражения амбарными вредителями: причиной данного несоответствия является нарушение санитарного режима хранения.

Интересно было узнать мнение потребителей об отклонениях от нормы орга-нолептических показателей пастильных изделий (рис. 4).

Как видно из диаграммы рис. 4, больше половины респондентов считают основной причиной дефектов пастильных изделий завышение срока годности. Совсем небольшая часть респондентов (12 %) считает, что причина дефектов - некачественное сырье и несоблюдение режимов производства, то есть большинство доверяют изготовителям; 19% опрошенных считают, что дефекты возникли из-за несоблюдения условий хранения, что вполне справедливо, так как при транспортировании и хранении, а это неизбежные этапы товародвижения, не всегда соблюдаются показатели климатического режима - температура не более 18 °С и ОВВ не более 75%, возможны перепады температуры, ведущие к увлажнению поверхности, и снижение ОВВ ниже 70%, при которой изделие высыхает, консистенция становится грубой и неэластичной, а структура - твердой и недостаточно пышной.

Рис. 3. Ощущения потребителей при покупке некачественных пастильных изделий

Рис. 4. Причины отклонения органолептических показателей от нормы пастильных изделий

-Однозначно нет. так как предпочитаю традиционный зефир 26%

Рис. 6. Изучение потенциального спроса на зефир, в составе которого пектин из местного плодово-ягодного сырья

По результатам опроса можно сделать вывод, что потребители пастильных изделий считают, что срок годности их однозначно завышен, имея опыт употребления некачественных пастилы и зефира с завышенным сроком годности.

На следующем этапе исследований выясняли осведомленность потребителей об обогащающих ингредиентах и важность их наличия в составе пастильных изделий. На вопрос «Какое у вас отношение к обогащенным функциональными пищевыми ингредиентами (полезными веществами - витаминами, микронутриента-ми, пищевыми волокнами) кондитерским изделиям?» 75 % дали положительный ответ, что свидетельствует об осведомленности положительного воздействия функциональных продуктов питания. Остальные 25 % выразили нейтральное отношение.

По данным опроса потребителям важны состав зефира и пастилы и их пищевая ценность (рис. 5).

Как видно из рис. 5, для 95 % опрошенных важно наличие обогащающих ингредиентов в составе зефира и пастилы, которые придают ему функциональные свойства. Однако лишь 30% респондентов знают о функциональном пищевом ингредиенте пектине и его полезных свойствах.

На последний вопрос анкеты «Если бы вам предложили зефир, содержащий пектин из местного плодово-ягодного сырья, вы бы его купили?» опрошенные ответили следующим образом (рис. 6).

Как видно из рис. 6, категорично «нет» ответили только 26 % опрошенных, предпочитающих зефир, приготовленный по традиционной рецептуре, и, по-видимому, слабо осведомленных о пользе пищевых ингредиентов, полученных биотехнологичными способами из местного сырья; затруднились ответить 14% опрошенных.

А вот интерес к зефиру, содержащему пектин из местного сырья, проявила боль-

шая часть опрошенных - 60 %, причем 18,5% в форме прямого требования.

Обобщая результаты маркетингового исследования, можно сделать вывод, что потенциальными покупателями зефира, в составе которого есть функциональный пищевой и технологический ингредиент пектин из местного плодово-ягодного сырья, являются 60% респондентов.

Потребители старшего возраста отдают предпочтение отечественной продукции, при этом сам товар имеет гораздо большее значение, чем его образ. Кроме того, существует предубеждение, что импортная продукция не может быть натуральной и качественной. Молодое поколение становится все более разборчивым и отдает предпочтение более качественным и дорогим продуктам, - популярны различные новинки. Данный фактор определяет ряд тенденций, характерных для рынка кондитерских изделий: интерес к здоровому питанию, рост потребления функциональных продуктов.

Инновационный продукт в силу своей неизвестности для потребителя чаще всего автоматически привлекает его внимание. В каждый конкретный момент времени покупатель имеет определенные потребности и соответствующие возможности для их удовлетворения. Представляя на рынке тот или иной новый продукт, в том числе функциональной направленности, производитель предлагает покупателю новый способ удовлетворения потребностей.

Инновационное развитие отрасли -основополагающий фактор повышения качества кондитерской продукции. При этом ее развитие возможно лишь при наличии полноценной инновационной системы, включающей в себя образование, науку, новые технологии, современные методы ведения бизнеса, а также высококвалифицированный кадровый состав, способный реализовать стоящие перед предприятиями агропродовольственного сектора и пищевой промышленности за-

дачи. В этом аспекте наличие обратной связи с потребителями может выступать одной из составляющих инновационной системы предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанов, А.А. Знания, информация и творчество как стратегический ресурс развития в инновационной экономике / А.А. Степанов, М.В. Савина // Вестник Академии. -2013. - № 1. - С. 47-51.

2. Адырхаева, Г.Д. Инновационная активность предприятий пищевой промышленности / Г.Д. Адырхаева // Проблемы развития предприятий: теория и практика. Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. - Самара, 2014. - С. 71-73.

3. Вагин, С.Г. Современные тенденции развития инновационной деятельности в Рос-сии/С.Г. Вагин, Ю.П. Замошанская, Е.Н. Су-ровушкина // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2015. - № 11 (133). - С. 70-74.

4. Щутская, А.В. Современное состояние инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности России / А.В. Щутская // Ekonomicke trendy. - 2017. - № 2. -С. 45-49.

5. Чугунова, О.В. Инновационные направления развития сферы общественного питания / О.В. Чугунова // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 3. -С. 29-39.

6. Пименов, С.В. Инновационное развитие предприятий по производству продуктов питания как системная проблема / С.В. Пименов // Интеграл. - 2010. - № 9. - С. 16-18.

7. Битюцкая, Н.И. Информационное обеспечение инновационной деятельности / Н.И. Битюцкая, Д.А. Шевченко // Инновации в науке: сборник статей по материалам LI Международной научно-практической конференции № 11 (48). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https: //sibac.info/co nf/ innovation/ li/43606 (дата обращения: 07.09.2018).

8. Wildman Robert, E. C. Handbooks of nutraceuticals and functional fo-ods / E.C. Wildman Robert. - London/New York: GRS Press, 2007. - 542 p.

9. Патент РФ 2547768. Способ производства зефира/Магомедов Г.А., Лобосова Л.А., Барсукова И. Г. Заявлено 2013158961/ 13, 31.12.2013; опубликовано 10.04.2015. Бюл. № 10.

10. Губаненко, Г.А. Разработка и оценка качества дрожжевого кекса с пектином древесной зелени сосны обыкновенной / Г.А. Губаненко // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2015. -№ 7. - С. 38-41.

11. Пушкарева, Е.А. Технологические аспекты применения пектина древесной зелени сосны обыкновенной в производстве мучных кондитерских изделий / Е.А. Пушкарева [и др.] // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. -2014. - № 10. - С. 24-29.

12. Лобосова, Л.А. Разработка технологии зефира функционального назначения на основе фруктозы: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук по спец. 05.18.01. - Воронеж, 2007. - 18 с.

13. Магомедов, Г.О. Разработка технологии зефира функционального назначения / Г.О. Магомедов, Т.Н. Мирошникова, Л.А. Лобосова // Тезисы докладов V Международной научной конференции студентов и аспирантов «Техника и технология пищевых производств». - Могилев, Беларусь. - 2006. -С. 74-76.

14. Куличенко, А.И. Технология производства кондитерских изделий с применением пищевых волокон / Куличенко А.И., Мамчен-ко Т.В., Куличенко С.В. // Молодой ученый. -2012. - № 10. - С. 424-427.

15. Перцевой, Ф.В. Влияние рецептурных компонентов на микропористую структуру при производстве зефира / Ф.В. Перцевой,

B.А. Захаренко, П.Л. Жуковский // Известия вузов. Пищевая технология. - 2002. - № 3. -

C. 34-37.

16. Аверьянова, Е.В. Изучение свойств пектина, полученного из вторичных сырьевых ресурсов ягодного сырья Алтайского края / Е.В. Аверьянова, М.Н. Школьникова, И.А. Ча-

плыгина // Вестник КрасГАУ. - 2016. -№ 12. - С. 118-127.

17. Platzman, A. Functional foods: figuring out the facts/ A. Platzman // Food Product Design. - 1999. - № 9. - P. 32-62.

REFERENCES

1. Stepanov, A.A. Znanija, informacija i tvorchestvo kak strategicheskij resurs razvitija v innovacionnoj jekonomike / A.A. Stepanov, M.V. Savina // Vestnik Akademii. - 2013. -№ 1. - S. 47-51.

2. Adyrhaeva, G.D. Innovacionnaja aktivnost' predprijatij pishhevoj promyshlennosti/ G.D. Adyrhaeva // Problemy razvitija predprijatij: teorija i praktika. Materialy 13-j Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Samara, 2014. - S. 71-73.

3. Vagin, S.G. Sovremennye tendencii raz-vitija innovacionnoj dejatel'nosti v Ross i i / S.G. Vagin, Ju. P. Zamoshanskaja, E. N. Surovushkina // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. - 2015. - № 11 (133). -S. 70-74.

4. Shhutskaja, A.V. Sovremennoe sostojanie innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij pishhevoj promyshlennosti Rossii/ A.V. Shhutskaja // Ekonomicke trendy. -2017. - № 2. - S. 45-49.

5. Chugunova, O.V. Innovacionnye nap-ravlenija razvitija sfery obshhestvennogo pitanija/ O.V. Chugunova // Nauchnoe obozrenie. Jekonomicheskie nauki. - 2017. -№ 3. - S. 29-39.

6. Pimenov, S.V. Innovacionnoe razvitie predprijatij po proizvodstvu produktov pitanija kak sistemnaja problema / S.V. Pimenov // Integral. - 2010. - № 9. - S. 16-18.

7. Bitjuckaja, N.I. Informacionnoe obes-pechenie innovacionnoj dejatel'nosti/ N.I. Bitjuckaja, D.A. Shevchenko // Innovacii v nauke: sbornik statej po materialam LI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii № 11 (48). Chast' II. - Novosibirsk: SibAK, 2015 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: URL https: //sibac.info/conf/innovation/li/4 3606 (data obrashhenija: 07.09.2018).

8. Wildman Robert, E.C. Handbooks of nutraceuticals and functional foods/E.C. Wildman

Robert. - London/New York: GRS Press, 2007. -542 p.

9. Patent RF 2547768. Sposob proizvods-tva zefira/ Magomedov G.A., Lobosova L.A., Barsukova I. G. Zajavleno 2013158961/ 13, 31.12.2013; opublikovano 10.04.2015. Bjul. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gubanenko, G.A. Razrabotka i ocenka kachestva drozhzhevogo keksa s pekti-nom drevesnoj zeleni sosny obyknoven-noj / G.A. Gubanenko // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2015. - № 7. - S. 38-41.

11. Pushkareva, E. A. Tehnologicheskie as-pekty primenenija pektina drevesnoj zeleni sosny obyknovennoj v proizvodstve much-nyh konditerskih izdelij / E.A. Pushkareva [i dr.] // Vestnik Krasnojarskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. - 2014. -№ 10. - S. 24-29.

12. Lobosova, L.A. Razrabotka tehnologii zefira funkcional'nogo naznachenija na osnove fruktozy: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kand. tehn. nauk po spec. 05.18.01. - Voronezh, 2007. - 18 s.

13. Magomedov, G.O. Razrabotka tehnologii zefira funkcional'nogo naznachenija / G.O. Magomedov, T.N. Miroshnikova, L.A. Lobosova // Tezisy dokladov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov i aspirantov «Tehnika i tehnologija pishhevyh proizvodstv». - Mogilev, Belarus'. - 2006. - S. 74-76.

14. Kulichenko, A.I. Tehnologija proizvodstva konditerskih izdelij s primeneniem pishhevyh volokon / Kulichenko A.I., Mamchenko T.V., Kulichenko S.V. // Molodoj uchenyj. - 2012. -№ 10. - S. 424-427.

15. Percevoj, F.V. Vlijanie recepturnyh kom-ponentov na mikroporistuju strukturu pri proiz-vodstve zefira / F.V. Percevoj, V.A. Zaharenko, P.L. Zhukovskij // Izvestija vuzov. Pishhevaja tehnologija. - 2002. - № 3. - S. 34-37.

16. Averjanova, E.V. Izuchenie svojstv pektina, poluchennogo iz vtorichnyh syr'evyh resursov jagodnogo syr'ja Altajskogo kra-ja/ E.V. Aver'janova, M.N. Shkol'nikova, I.A. Chaplygina // Vestnik KrasGAU. - 2016. -№ 12. - S. 118-127.

17. Platzman, A. Functional foods: figuring out the facts / A. Platzman // Food Product Design. - 1999. - № 9. - P. 32-62.

Авторы

Школьникова Марина Николаевна, д-р техн. наук, Чугунова Ольга Викторовна, д-р техн. наук, профессор, Лазарев Владимир Александрович, канд. техн. наук, Карх Дмитрий Андреевич, д-р экон. наук Уральский государственный экономический университет, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45, shko1nikova.m.n@mai1.ru, chugun.ova@yandex.ru, 1azarev.eka@gmai1.com, dkarh@mai1.ru

Authors

Shkolnikova Marina Nikolaevna, Doctor of Technical Sciences, Chugunova Olga Viktorovna, Doctor of Technical Sciences, Professor, Lazarev Vladimir Alexandrovich, Candidate of Technical Sciences, Karkh Dmitriy Andreevic, Doctor of Economic Sciences Ural state University of Economics, 62/45, 8 Marta/Narodnoy Voli str., Ekaterinburg, 620144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.