Научная статья на тему 'Потребительские ожидания жителей Украины и экономическая реальность'

Потребительские ожидания жителей Украины и экономическая реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Е. Л., Игнатюк А. В.

Исследовано потребительское поведение и индексы настроений потребителей. Проанализировано влияние мирового кризиса на настроения граждан Украины, их покупательную способность и ожидания инфляции и безработицы. Проведено сравнение потребительских настроений с экономическими прогнозами экспертов и с фактическим состоянием экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительские ожидания жителей Украины и экономическая реальность»

УДК 330.567.25: 330.33.012

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Е. Л. Филимонова, ст. препод., А. В. Игнатюк, студ.

Постановка проблемы. На сегодняшний день мы можем наблюдать промышленный спад в странах с различным уровнем развития экономики. Не обошла эта ситуация и территорию Украины, где со второго квартала 2008 года началось замедление темпов роста, а в настоящее время наблюдается резкое падение объемов промышленного производства и, логичные при этом, рост уровня безработицы и падение уровня жизни населения. Однако на потребительские расходы воздействуют не только экономические факторы, но и политические, а также внутреннее состояние человека и оценка значимости того или иного внешнего фактора. Массовые волны оптимизма или пессимизма побуждают потребителей действовать нерационально, что приводит к возникновению ярко выраженных циклических колебаний потребительских расходов на товары длительного пользования. Нам показалось полезным сравнить отношение жителей страны (домохозяйств) и экспертов в сфере экономики в данной экономической ситуации.

Анализ публикаций. В начале ХХ века представители неоклассической теории заявляли, что на потребительское поведение, в первую очередь, влияют уровень личных доходов и уровень цен на потребительском рынке. Потребители, стремясь максимизировать полезность, могут как делать покупки, так и не делать их. Ценовым параметром для определения потребительских предпочтений у неоклассиков выступала норма процента. Дж. М. Кейнс, на макроуровне, рассматривал совокупного потребителя как самостоятельного экономического агента. В его теории, в качестве ключевого фактора, определяющего склонность к потреблению и склонность к сбережению, выступает ожидаемое отношение текущего и будущего уровня доходов. Дж. Дьюзенберри, Ф. Модильяни и др. объясняли падение склонности к потреблению такими понятиями как ожидаемый доход и ожидаемая продолжительность жизни. М. Фридмен выдвигал теорию перманентного дохода, показывающую взаимосвязь между ожидаемым уровнем дохода и потреблением. В отличие от школы Карнеги - Меллона, которая занималась исследованиями экономики на микроуровне, Мичиганская школа поведенческих исследований сосредоточила свое внимание на поведении потребителей на макроуровне. Дж. Катона, родоначальник теории поведенческой или психологической экономики, попытался измерить психологические факторы, являющиеся показателями индивидуального поведения потребителя. Решения, касающиеся долгосрочных покупок и сбережений, принимаются относительно редко и на них влияют не только объективные факторы (доходы, процент по потребительскому кредиту), но и психологические переменные. Состояние промежуточных психологических переменных Мичиганская школа измеряет с помощью массовых опросов, по результатам которых создается Индекс потребительских настроений. В условиях неопределенности экономические ожидания и общественное мнение могут повлиять на экономику в целом, в частности, на динамику инвестиций.

Цель статьи. Взаимодействие экономической теории и психологии - одно из малоизученных направлений, поскольку проблема анализа и оценки поведения потребителя

имеет пограничный характер. Основная цели данной статьи заключается в анализе основных макроэкономических индексов, позволяющих с большой достоверностью выявить настроения жителей страны и субъективную оценку экономической ситуации, и сравнении данных с прогнозами экспертов-экономистов.

Изложение основного материала. Исследования потребительского поведения социологическими методами дают информацию для построения макроэкономических показателей и эффективны для анализа и прогнозирования тенденций развития экономических процессов. Мы рассмотрим индекс, разработанный после Второй мировой войны в университете штата Мичиган в США. Индекс потребительских настроений (ИНН) - это независимый показатель экономического развития страны. ИНН определяется по результатам выборочного исследования домохозяйств страны и отражает уверенность потребителей в нынешней экономической ситуации, их желание тратить деньги. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС), который учитывает краткосрочную перспективу, и индекс экономических ожиданий (ИЭО), учитывающий долгосрочную перспективу.

Во время проведения исследования с целью определения ИНН опрашивают 1000 человек в возрасте от 15 до 59 лет. Нри этом статистическое отклонение не превышает 3,2 %. На основании ответов респондентов строятся частные индексы, отражающие динамику отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения: индекс текущего личного материального положения (х1); индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2); индекс ожидаемого развития экономики страны в ближайший год (х 3); индекс ожидаемого развития экономики страны за ближайшие 5 лет (х 4); индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).

Значения индексов рассчитываются по следующей процедуре: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупные индексы рассчитываются на основе этих пяти индексов: ИТС - среднее арифметическое индексов х 1 и х 5; ИЭО - среднее из индексов х2, х3, х 4; ИНН - среднее из индексов х 1- х 5 [2].

Значения индекса изменяются от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все респонденты позитивно оценивают экономическое положение; 100 - когда доли позитивных и негативных оценок равны. Значения ниже 100 означают преобладание негативных оценок. Увеличение значения индекса означает возрастание оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.

В нашей стране исследования потребительских настроений населения являются совместным проектом компании GfK Ukraine (входит в международную исследовательскую сеть GfK Group) и Международного центра перспективных исследований (МЦНИ).

В Украине за август - декабрь 2008 года ИПН упал на 42 пункта - с 96 до 54, что было абсолютным минимумом за все восемь лет наблюдений. Это означало, что экономические ожидания украинцев весьма пессимистичны и продолжают ухудшаться. Ни в одной стране Европы падение не было столь значительным.

Рис. Индекс потребительских настроений в странах мира [1].

На рисунке потребительские настроения украинцев сравниваются с настроениями граждан США, Польши и Великобритании. Можно заметить, что влияние кризиса население Украины осознало позже американцев и британцев, но, после стремительного снижения в сентябре - октябре 2008 года, наименьшим ИПН оказался в Украине.

Практически беспрецедентными в декабре 2008 года были значения и динамика всех составляющих ИПН. Как видно из таблицы 1, ИТС ухудшил свое значение на 42,6 пункта до 56, что в значительной мере обусловлено чрезвычайно негативными оценками текущего личного материального положения граждан Украины. Несмотря на то, что украинцы никогда не отличались особенно оптимистическими оценками состояния собственного благополучия, так низко они его еще не оценивали, начиная с сентября 2000 года. Вопреки ухудшению текущего материального положения, большинство украинцев были готовы к покупке дорогостоящих товаров, что подтверждается возрастанием расходов населения к ноябрю 2008 года на 37,3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Но на фоне девальвации гривни и ускорения инфляции для большинства потребителей крупные покупки были попытками сохранить свои сбережения, приобретя на них товары длительного пользования.

Таблица 1

Динамика изменения потребительских настроений в Украине [3]

Месяц, год Индекс потребительских настроений (ИПН) Индекс текущего состояния (ИТС) Индекс экономических ожиданий (ИЭО)

12.08 53,9 56 52,6

10.08 69,3 72,6 67,2

08.08 96 98,5 94,3

06.08 90,2 88,7 91,3

04.08 88 91,8 85,5

02.08 97,9 101,2 95,7

12.07 100,2 101,9 99

ИЭО осенью 2008 года упал на 41,7 пункта до рекордно низкого значения в 52,6. Особенно пессимистичными были краткосрочные ожидания жителей Украины. Причем большинство считало, что изменения в их личном материальном положении будут менее негативными, чем в экономической ситуации в целом. Более отдаленные перспективы экономики Украины ее граждане оценивают немного лучше. Сравнительно высокие значения индекса ожидаемого развития экономики страны в течение ближайших пяти лет говорят о том, что большая часть населения считает, что кризис не будет продолжительным.

Таблица 2

Динамика ожиданий инфляции и безработицы [3].

Месяц, год Индекс инфляционных ожиданий (ИИО) Индекс ожидания динамики безработицы (ИОДБ)

12.08 183,7 144

10.08 186,5 143,4

08.08 185,9 108,6

06.08 188 112,7

04.08 183,8 112,8

02.08 190,1 115,6

12.07 182,7 110,4

Индекс ожидания динамики безработицы (ИОДБ) наиболее явно отражает ситуацию экономического кризиса: к декабрю 2008 года индекс (который обычно был сравнительно невысоким) стремительно вырос и достиг, как видно из таблицы 2, наивысшего за время наблюдений значения в 144 пункта. Такие ожидания опережают реальную динамику безработицы, хотя, принимая во внимание сокращения производства, недавние массовые увольнения в отдельных секторах экономики и неутешительные экономические прогнозы, их нельзя считать слишком пессимистичными.

Инфляционные ожидания украинцев на фоне экономического и финансового кризиса практически не изменились: значение соответствующего индекса (ИИО) в декабре 2008 года даже улучшилось на 2,8 пункта и составило 183,7. Объяснить этот факт можно тем, что инфляционные ожидания граждан Украины и без того были близкими к максимальным

значениям уже долгое время. Следует отметить, за все 8 лет наблюдений значения ИИО колебались в относительно небольшом промежутке: 170 - 190. Более того, инфляционные ожидания населения вполне соответствуют реальности: инфляция растет быстрыми темпами и в 2008 г. составила 22,3%.

Украина ощущает реальные проявления экономического кризиса, что подтверждает динамика потребительских настроений граждан. К концу 2008 г. настроения потребителей ухудшились и были пессимистичными во всех регионах Украины, и особенно на востоке страны. Причинами ухудшения экономической ситуации большинство украинцев считают рост уровня инфляции, рост безработицы, а также неэффективную экономическую политику, сокращение производства и политическую нестабильность.

На сегодняшний день у домашних хозяйств доверие к банкам стремительно падает. Их реальные доходы значительно снизились и компенсируются за счет расходования прежних сбережений. Поскольку текущие сбережения непривлекательны, кредиты на крупные приобретения также недоступны и непривлекательны, весь бюджет направляется на текущее потребление.

По мнению МВФ, произойдет падение реального ВВП Украины в 2009 г. с 3 % до 8 %, однако уже в 2010 году представители МВФ ожидают возобновления роста украинского ВВП на 1 %. Согласно прогнозу, среднегодовая инфляция в Украине замедлится в 2009 году до 16,8 %, а в следующем снизится до 10 %. При этом сальдо текущего счета платежного баланса впервые за последние годы станет позитивным и составит в нынешнем году 0,6 % ВВП, в следующем - 1,4 % по сравнению с негативным сальдо 3,7 % ВВП в 2007 г. и 7,2 % ВВП - в 2008 г. Перспективный макроэкономический прогноз от МВФ для Украины на следующий год действительно вполне реализуем, тем более, что после настолько стремительного падения, которое украинская экономика пережила с начала 2009 года, и слабых перспектив для роста в ближайшие месяцы даже незначительное ежемесячное улучшение статистических показателей по основным отраслям в годовом расчете будущего года будет давать в целом позитивную динамику прироста ВВП за 2010 год [4].

Однако, по оценкам экспертов-экономистов, уровень инфляции в 2009 году возрастет с 22,3 % до 25 %, а уровень безработицы - с 3 % до 10 %. Всемирный банк прогнозирует падение валового внутреннего продукта Украины в 2009 году на 9 - 10 % [5].

Goldman Sachs прогнозирует в 2009 году спад экономики Украины на 15 %, Merrill Lynch -на 7,5 %, группа ING - на 8,4 %. Основания для такого пессимизма относительно Украины действительно есть. Во-первых, внятных антикризисных шагов украинские власти не предпринимают и на внутренний рынок, как на источник развития экономики, рассчитывать не приходится. Во-вторых, традиционные внешние рынки сбыта украинской продукции сейчас переживают не лучшие времена. Спрос на металл в мире упал с сентября 2008 г. на 50-60 % и Украина снизила объемы производства на 33 - 38 %. В-третьих, падение промышленного производства в Украине за первый квартал 2009 года было рекордным- 30 % (например, в России - 14,3 %) [6]. Возвращение к предкризисному уровню производства, по самым оптимистическим прогнозам, будет возможно только в 2012—2013 годах.

Выводы. При рассмотрении поведения потребителей важно отметить, что отдельный респондент, как покупатель, оценивает ситуацию на рынке товаров и услуг, исходя из собственной, как правило, случайной информации. Он может серьезно ошибаться, но преимущественный вектор массы индивидуальных потребительских оценок, оказывается, почти всегда верно предвидит краткосрочную перспективу экономической ситуации. Как мы

видим, потребительские настроения жителей Украины в значительной мере совпадают с мнениями экспертов относительно развития кризисной ситуации в стране.

Однако вызванный экономическим кризисом пик пессимизма в настроениях украинцев уже прошел. Улучшение настроений наших граждан отмечают также специалисты международного исследовательского агентства 1РЛК. По результатам проведенного опроса, 37 % украинцев верят в улучшение ситуации и только 26 % настроены пессимистично. Этот показатель один из самых высоких в Европе, для сравнения - в Германии только 12 % оптимистов. Эксперты считают, что причиной таких положительных изменений в настроении жителей Украины стало постепенное привыкание к жизни в условиях кризиса и приход весны [7].

Чтобы пессимистические прогнозы, о которых в последнее время так много говорят экономические эксперты, не оправдались, необходимо обеспечить производственный сектор экономики относительно недорогими и длительными кредитными ресурсами, цивилизованным способом стимулировать производственный и потребительский спрос на украинскую продукцию и добиться в Украине хотя бы среднесрочной макроэкономической стабильности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Вышлинский Г. Весна придет// Корреспондент. - 2009. - № 4 - с. 24.

2. Режим доступа http://www.icps.com.ua/doc/nl_ukr_20010423_0106.pdf

3. Режим доступа www.congoo.com/news/related?story_id=6695491&pg=8&channel_id=5

4. Режим доступа

www.pasos.org/content/download/58082/211167/file/nl_ukr_20090126_0437+ukr.pdf

5. Режим доступа http://delo.ua/news/105589

6. Режим доступа http://focus.in.ua/article/67112.html

7. Режим доступа http://news.finance.ua/ua/~/2/30/all/2009/04/24/158714

УДК 330.567.25: 330.33.012

Потребительские ожидания жителей Украины и экономическая реальность/ Е. Л. Филимонова, А. В. Игнатюк // Вкник ПридншровськоТ державно'1 академп будiвництва та арх^ектури. - Дншропетровськ: ПДАБА, 2009. - № 4. - С. 39 - 43. —рис. 1, табл. 2, библиогр. 7 назв.

Исследовано потребительское поведение и индексы настроений потребителей. Проанализировано влияние мирового кризиса на настроения граждан Украины, их покупательную способность и ожидания инфляции и безработицы. Проведено сравнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.