Научная статья на тему 'Потребительские настроения населения в условиях политических перемен'

Потребительские настроения населения в условиях политических перемен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ / ИНДЕКС ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ / ИНДЕКС ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОЖИДАНИЙ / РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / ДОХОДНЫЕ ГРУППЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / CONSUMER SENTIMENT INDEX / CURRENT STATUS INDEX / PERSPECTIVE EXPECTATIONS INDEX / REAL DISPOSABLE INCOME / INCOME GROUPS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Ирина Николаевна

В статье рассмотрены особенности потребительских настроений жителей региона в первые месяцы третьего президентского срока В. Путина. Проанализирована динамика сводного индекса потребительских настроений и составляющих его частных индексов. Представлена сравнительная характеристика данных индикаторов в разрезе различных социально-демографических и доходных групп населения. Определены и рассмотрены ключевые факторы, воздействующие на изменение потребительских настроений в регионе (материальное положение, социальное самочувствие населения, отношение к деятельности властей). Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения населения Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population’s consumer sentiment in the conditions of political changes

The article considers the specific features of consumer sentiments of the region’s inhabitants in the first months of V. Putin’s third presidential term. It analyzes the dynamics of the composite index of consumer sentiment and its constituent indices. The article also presents the comparative characteristics of these indicators in view of the various sociodemographic and income groups of population. It identifies and describes the key factors affecting the changes of consumer sentiment in the region (population’s financial and social well-being, their attitude toward the activities of authorities). The study is based on the data of the public opinion monitoring of the Vologda Oblast’s population.

Текст научной работы на тему «Потребительские настроения населения в условиях политических перемен»

УДК 330.59(470.12) ББК 60.561.26(2Рос-4Вол)

© Дементьева И.Н.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

В статье рассмотрены особенности потребительских настроений жителей региона в первые месяцы третьего президентского срока В. Путина. Проанализирована динамика сводного индекса потребительских настроений и составляющих его частных индексов. Представлена сравнительная характеристика данных индикаторов в разрезе различных социально-демографических и доходных групп населения. Определены и рассмотрены ключевые факторы, воздействующие на изменение потребительских настроений в регионе (материальное положение, социальное самочувствие населения, отношение к деятельности властей). Исследование основывается на данных мониторинга общественного мнения населения Вологодской области.

Индекс потребительских настроений, индекс текущего состояния, индекс перспективных ожиданий, реальные располагаемые денежные доходы, доходные группы, общественное мнение.

Президента РФ В. Путина, который сразу после инаугурации подписал ряд указов, касающихся предвыборных обещаний: о долгосрочной государственной экономической политике, о мерах по реализации социальной политики, обеспечению населения доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг и другие.

В условиях политических перемен особый интерес представляют оценки населения в отношении экономической ситуации в стране и регионе, собственного материального положения. Одной из возможностей сбора таких сведений является использование индекса потребительских настроений (ИПН).

Целью исследования, описанного в статье, стал анализ изменения потребительских настроений жителей Вологодской области в первые месяцы третьего президентского срока В. Путина.

Первые месяцы 2012 года ознаменовали новый политический цикл, связанный с началом очередного, третьего по счёту президентства В. Путина. По данным мониторинга общественного мнения, регулярно проводимого ИСЭРТ РАН на территории Вологодской области, наблюдались позитивные изменения в оценках населением социально-политической обстановки в стране и регионе, деятельности властей федерального и регионального уровней. Это может быть связано с решительными шагами

ДЕМЕНТЬЕВА Ирина Николаевна младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать динамику потребительских настроений в Вологодской области на фоне общероссийских и мировых тенденций.

2. Определить особенности потребительских настроений в различных социально-демографических группах.

3. Оценить перспективные ожидания населения Вологодской области относительно развития социально-экономической ситуации в стране.

ИПН является уникальным макроэкономическим индикатором, который агрегирует в себе мнения, оценки и ожидания всего населения территории, т. е. делает возможным учёт субъективных факторов при выработке экономической политики [15, с. 54].

ИПН - это совокупность представлений и оценок населением динамики своего материального положения; экономической ситуации в стране в ближайшем будущем и долгосрочной перспективе; динамики склонности к потреблению в целом. Это делает данный индекс независимым показателем, характеризующим динамику экономического развития конкретной территории. ИПН даёт ответ и на более общий вопрос: об уровне и динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом [16, с. 75].

Преимуществом ИПН является то, что он обладает хорошей прогностической способностью, поскольку в измерительной процедуре учитываются ожидания людей, которые формируют поведение, в том числе и в реальной хозяйственной практике. Преобладающий вектор индивидуальных оценок практически всегда верно предвосхищает краткосрочную перспективу экономической ситуации [12].

С конца 1990-х годов в рамках регулярного мониторинга общественного мнения на территории Вологодской области1 Институт социально-экономического развития территорий РАН проводит исследование динамики индекса потребительских настроений.

Методика расчёта ИПН строится на основе данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, касающимся текущего экономического положения населения и экономики в целом, а также оценки ближайших перспектив их развития (табл. 1).

Для каждого вопроса рассчитываются частные индексы, которые также можно использовать для оценки отношения населения к тем или иным изменениям социально-экономической и политической ситуации в области2. Средняя арифметическая из частных индексов даёт совокупную величину - индекс потребительских настроений. Кроме того, выделяются еще два показателя: индекс текущего состояния (ИТС) и индекс потребительских ожиданий (ИПО), которые характеризуют материальное положение населения, а также прогнозы развития экономики страны.

1 Один раз в два месяца опрашивается 1500 человек в возрасте 18 лет и старше в городах Вологде и Череповце, в Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском, Шекснинском районах. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населённых пунктов различных типов (сельские населённые пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%.

2 Для расчёта частных индексов из доли положительных ответов (в процентах) вычитается доля отрицательных, затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, отрицательные ответы дали бы общий индекс 0, положительные - 200, равновесие первых и вторых - индекс 100, являющийся по сути нейтральной отметкой.

В настоящей статье рассматриваются особенности потребительских настроений жителей региона в условиях политических перемен. Предложена сравнительная характеристика данных индикаторов в разрезе различных социально-демографических и доходных групп населения. Определены и рассмотрены основные факторы, воздействующие на изменение потребительских настроений в регионе. Представлен анализ динамики субъективных оценок населения в сфере материального потребления, который позволяет расширить и углубить исследования

по аналогичной тематике, проводимые с конца 1990-х гг. [2; 3, с. 70; 5, с. 71; 6, с. 110].

Как показали результаты исследования, в августе 2012 года по сравнению с июнем текущего года потребительские настроения жителей Вологодской области существенно не изменились (92,3 пункта; рис. 1).

Значение индекса выше показателя февраля - апреля 2012 года (на 2 пункта) и примерно соответствует уровню аналогичного периода 2011 года. Вместе с тем в августе т. г. оценки населения Вологодской области по-прежнему заметно ниже

Таблица 1. Вопросы, используемые для расчёта ИПН

Название индекса Формулировка вопроса

1. Индекс текущего личного материального положения Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи: оно лучше или хуже, чем было год назад?

2. Индекс перспектив личного материального положения Как Вы считаете, через год Ваше материальное положение будет лучше или хуже, или примерно такое же, как сейчас?

3. Индекс краткосрочных перспектив развития экономики страны Как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо ещё?

4. Индекс долгосрочных перспектив развития экономики страны Если говорить о следующих пяти годах, они будут для экономики страны хорошим или плохим временем?

5. Индекс целесообразности приобретения товаров длительного пользования Если говорить о крупных покупках для дома, то, говоря в общем, как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать большинство таких товаров?

Рис. 1. Динамика индекса потребительских настроений в Вологодской области и России

Источник по РФ: данные исследований Левада-Центра.

уровня «благополучных» 8 месяцев 2008 года, предшествовавших кризису (на 15,8 пункта).

В рассматриваемый период динамика ИПН на территории Вологодской области соответствовала среднероссийской, при этом потребительские настроения жителей Вологодской области были более благоприятными, чем в среднем по стране [7].

Для справки: индекс потребительских настроений Мичиганского университета (Michigan Consumer Sentiment Index

- MCSI), отражающий степень доверия домохозяйств к экономике США, в августе 2012 года составлял 74,3 (в июне 2012 г. -

72,3 пункта) [12].

В распределении по социально-демографическим группам по сравнению с июнем 2012 года ИПН увеличился в возрастной группе от 30 до 55 лет (на 2,3 пункта), в 20%-й группе наиболее обеспеченных (на 9,8 пункта), в Вологде (на 2,3 пункта) и Череповце (на 1,2 пункта). Снижение данного показателя произошло в старшей возрастной категории (на 7,4 пункта), в 20%-й категории наименее обеспеченных (на 10,7 пункта) и 60%-й группе средне-

обеспеченных (на 3,7 пункта), а также в районах (на 3,7 пункта; табл. 2).

По сравнению с апрелем 2012 года снижение ИПН наблюдалось только в возрастной категории лиц старше 55 лет (на 3,8 пункта). В других социальных группах потребительские настроения улучшились или существенно не изменились. У всех социально-демографических категорий ИПН остаётся ниже уровня докризисных 8 месяцев 2008 года.

Согласно методике расчёта индекса, помимо совокупного индекса потребительских настроений (ИПН) строятся индекс текущего состояния (ИТС) и индекс перспективных ожиданий (ИПО).

В конце лета 2012 года по сравнению с июнем 2012 года оценки текущего состояния (ИТС) существенно не изменились (93,3 пункта; рис. 2). Прогнозные суждения населения (ИПО) несколько ухудшились (на 1,9 пункта). По сравнению с февралём - апрелем 2012 года характеристики текущего состояния и перспективные ожидания более оптимистичны. ИТС и ИПО значительно ниже докризисного уровня 8 месяцев 2008 года (на 9,0 и 20,2 пункта соответственно).

Таблица 2. Динамика ИПН у различных категорий населения

Категория населения 8 мес. 2008 г. Авг. 2011 г. Окт. 2011 г. Дек. 2011 г. Фев. 2012 г. Апр. 2012 г. Июнь 2012 г. Авг. 2012 г. Изменение август 2012 г. (+/-)

к июню 2012 г. к апр. 2012 г. к 8 мес. 2008 г.

Возраст

До 30 лет 114,1 97,9 93,7 90,0 95,5 93,2 98,9 98,9 0 +5,7 -15,2

30 - 55 лет 108,8 92,2 87,5 85,4 90,0 90,7 92,7 95,0 +2,3 +4,3 -13,8

Старше 55 лет 101,2 89,7 85,8 82,3 84,8 86,4 90,0 82,6 -7,4 -3,8 -18,6

Доходные группы

20% наименее обеспеченных 95,7 73,0 76,9 75,8 83,2 74,6 85,9 75,2 -10,7 +1 -20,5

60% среднеобеспеченных 106,2 95,4 86,2 83,3 86,7 89,6 92,8 89,1 -3,7 0 -17,1

20% наиболее обеспеченных 124,7 105,7 105,4 98,3 104,0 104,9 102,0 111,8 +9,8 +6,9 -12,9

Территории

Вологда 103,1 94,1 90,2 85,9 91,2 93,1 94,6 96,9 +2,3 +3,8 -6,2

Череповец 113,2 99,2 94,4 90,2 100,1 101,5 99,6 100,8 +1,2 -1 -12,4

Районы 107,8 89,1 84,7 83,2 83,9 82,6 89,7 86,0 -3,7 +3,4 -21,8

В период с июня по август 2012 года индекс текущего состояния увеличился в возрастной группе от 30 до 55 лет (на 5,5 пункта), в 20%-й группе наиболее обеспеченных (на 13,2 пункта), в Череповце (на 5,6 пункта; табл. 3). Ухудшение оценок произошло в старшей возрастной группе (на 8,6 пункта), среди наименее обеспеченных (на 6,9 пункта) и среднеобеспеченных (на 3,1 пункта) жителей региона, а также в районах (на 2,8 пункта).

Во всех категориях населения ИТС превосходит показатели апреля 2012 года.

Однако по сравнению с предкризисным периодом 2008 года оценки текущего состояния остаются более низкими.

По сравнению с июнем 2012 года индекс перспективных ожиданий уменьшился в большинстве социально-демографических групп населения (табл. 4). Исключение составляют представители 20%-й категории наиболее обеспеченных и жители Вологды, для которых характерна положительная динамика ИПО (на 7,4 и 3,6 пункта соответственно).

Рис. 2. Динамика индексов текущего состояния (ИТС) и перспективных ожиданий (ИПО)

8 мес. авг. 2011 г. окт. 2011 г. дек. 2011 г. фев. 2012 г. апр. 2012 г. июнь 2012 г. авг. 2012 г.

2008 г.

Таблица 3. Динамика ИТС у различных категорий населения

Категория населения 8 мес. 2008 г. Авг. 2011 г. Окт. 2011 г. Дек. 2011 г. Фев. 2012 г. Апр. 2012 г. Июнь 2012 г. Авг. 2012 г. Изменение август 2012 г. (+/-)

к июню 2012 г. к апр. 2012 г. к 8 мес. 2008 г.

Возраст

До 30 лет 109,8 91,3 89,1 85,4 94,1 94,0 98,3 98,4 0 +4,4 -11,4

30 - 55 лет 103,0 87,0 82,7 84,4 88,0 89,1 91,4 96,9 +5,5 +7,8 -6,1

Старше 55 лет 94,4 85,3 80,9 77,4 85,2 85,1 91,7 83,1 -8,6 -2 -11,3

Доходные группы

20% наименее обеспеченных 85,8 68,6 67,8 70,3 81,9 70,5 80,8 73,9 -6,9 +3,4 -11,9

60% среднеобеспеченных 99,4 88,9 82,6 78,2 83,3 88,4 92,3 89,2 -3,1 +1 -10,2

20% наиболее обеспеченных 124,5 103,6 100,9 103,8 109,1 109,6 105,3 118,5 +13,2 +8,9 -6,0

Территории

Вологда 98,8 88,1 82,6 84,5 88,4 91,4 93,2 93,3 0 +1,9 -5,5

Череповец 105,3 94,8 93,4 92,3 101,4 98,3 98,8 104,4 +5,6 +6,1 0

Районы 102,3 83,6 79,3 76,9 82,3 83,2 90,3 87,5 -2,8 +4,3 -14,8

Таблица 4. Динамика ИПО у различных категорий населения

Категория населения 8 мес. 2008 г. Авг. 2011 г. Окт. 2011 г. Дек. 2011 г. Фев. 2012 г. Апр. 2012 г. Июнь 2012 г. Авг. 2012 г. Изменение август 2012 г. (+/-)

к июню 2012 г. к апр. 2012 г. к 8 мес. 2008 г.

Возраст

До 30 лет 117,0 102,3 96,8 93,1 96,4 92,7 99,3 99,3 0 +6,6 -17,7

30 - 55 лет 122,8 95,7 90,8 86,1 91,4 91,7 93,6 93,7 0 +2,0 -29,1

Старше 55 лет 105,7 92,6 89,0 85,6 84,5 87,3 88,8 82,3 -6,5 -5,0 -23,4

Доходные групы

20% наименее обеспеченных 102,3 76,0 83,1 79,4 84,1 77,4 89,3 76,0 -13,3 -1,4 -26,3

60% среднеобеспеченных 110,7 99,8 88,6 86,8 89,1 90,4 93,2 89,0 -4,2 -1,4 -21,7

20% наиболее обеспеченных 124,8 107,2 108,4 94,6 100,6 101,8 99,9 107,3 +7,4 +5,5 -17,5

Территории

Вологда 105,9 98,2 95,3 86,8 93,0 94,3 95,6 99,2 +3,6 +4,9 -6,7

Череповец 118,5 102,2 95,1 88,9 99,3 103,6 100,1 98,4 -1,7 -5,2 -20,1

Районы 111,4 92,8 88,3 87,4 85,1 82,2 89,4 85,1 -4,3 +2,9 -26,3

По сравнению с апрелем 2012 года наиболее заметное снижение ИПО произошло среди лиц старше 55 лет, а также среди жителей Череповца, что свидетельствует о настороженности данных категорий населения в отношении дальнейших перспектив экономического и политического развития в регионе. В остальных категориях прогнозные суждения улучшились. Во всех социально-демографических и доходных группах ИПО ниже предкризисного периода 2008 года. Таким образом, малоимущие слои населения Вологодской области наряду с представителями старшей возрастной группы и жителями села, несмотря на приход к власти В. Путина, пользующегося несомненным авторитетом среди широких слоёв общества, демонстрируют наиболее высокие темпы ухудшения потребительских настроений.

В августе 2012 года неоднозначные изменения произошли и в динамике частных индексов, отражающих тенденции отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения.

Индекс текущего личного материального положения населения увеличился

по сравнению с июнем и апрелем 2012 года на 1,3 и 4,5 пункта соответственно (рис. 3). Это связано с незначительным увеличением доли жителей области, полагающих, что их материальное положение за последний год улучшилось (с 9 до 12% по сравнению с июнем и с 11 до 12% по сравнению с апрелем 2012 года; рис. 4). Неслучайно по оценкам жителей Вологодской области рост их денежных доходов (без учёта инфляции) в августе 2012 года составил 105% по отношению и к июню, и к апрелю 2012 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время индекс текущего личного материального положения остаётся более низким, чем в период с февраля по август 2008 года (на 9 пунктов). Это говорит о том, что несмотря на положительную динамику экономической ситуации в регионе, уровень благосостояния большинства населения ниже, чем в предкризисный период.

За два последних месяца индекс целесообразности приобретения товаров длительного пользования существенно не изменился (рис. 5). Данный индекс характеризует не столько материальное положение населения, сколько его отно-

Рис. 3. Индекс текущего личного Рис. 4. Как Вы оцениваете своё материальное

материального положения (оценка положение: оно лучше или хуже, чем было

изменений за последний год) год назад? (в % от числа опрошенных)

Рис. 5. Индекс целесообразности Рис. 6. Если говорить о крупных покупках

совершения крупных покупок для дома, то, как Вы считаете, сейчас

хорошее или плохое время для того, чтобы их совершать? (в % от числа опрошенных)

шение к перспективам развития экономической ситуации в стране и области, оценку условий для вложения своих финансовых средств в покупку различных товаров и услуг в отличие, например, от их накопления.

Индекс целесообразности приобретения товаров по-прежнему занимает более высокие позиции и по сравнению с апрелем 2012 года (на 4 пункта). Это связано с уменьшением доли населения, считающего, что текущий период является «плохим» временем для совершения крупных покупок (с 21 до 19%; рис. 6).

Положительное воздействие на данный индекс оказывает изменение цен на

потребительском рынке. Так, по данным Вологдастата, в июле 2012 года по отношению к декабрю предыдущего года рост цен на непродовольственные товары был менее существенным по сравнению с увеличением стоимости пищевых продуктов (3% против 7). В результате объём оборота розничной торговли непродовольственными товарами в январе - июле 2012 года по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 120%, в то время как оборот розничной торговли продовольственными товарами - 110%. Индекс целесообразности совершения крупных покупок ниже предкризисного периода 2008 года (на 9,1 пункта).

Динамика текущего материального положения семей, а также оценки целесообразности приобретения товаров длительного пользования формировались под воздействием ряда факторов, определяющими из которых являлись экономические детерминанты. Одним из наиболее важных показателей, позволяющих отследить динамику реальных доходов населения, которые могут быть использованы для покупки товаров, является покупательная способность доходов. Колебания индексов текущего материального положения населения и целесообразности совершения крупных покупок были довольно тесно связаны с изменениями в реальных доходах населения.

Так, в течение 2012 года отмечалась тенденция к уменьшению доли тех, кому «денег хватает в лучшем случае на еду» (рис. 7).

Несмотря на улучшение оценок текущего материального положения и стабильность индекса целесообразности совершения крупных покупок, в августе 2012 года по сравнению с периодом двухмесячной давности, а также с апрелем 2012 года показатель индекса ожиданий изменения личного материального положения уменьшился (на 2,1 пункта; рис. 8).

Это связано с увеличением доли тех, кто считает, что материальное положение через год будет хуже (с 18-19 до 21%; рис. 9).

Рис. 7. Какая из приведённых ниже оценок наиболее точно характеризует Ваши денежные доходы? (в % от числа ответивших)

2008 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г.

'Покупка различных товаров не вызывает трудностей 'Денег достаточно для покупки необходимых товаров 'Денег хватает в лучшем случае на еду

Рис. 8. Индекс перспектив личного Рис. 9. Как Вы считаете, через год Ваше

материального положения (1 год) материальное положение будет лучше

или хуже, или примерно такое же, как сейчас? (в % от числа опрошенных)

8 мес. авг. окт. дек. фев. апр. июнь авг.

2008 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г.

60

50

40

30

20

10

0

49,4 44,3 44,!

41,1

15,5

п

9,9 8,9 9,4

п

19,4 18 420,7 1_

Будет лучше Будет такое же

Будет хуже

8 мес. 2008 г. апр. 2012 г. июнь2012 г. авг. 2012 г.

Другими словами, постепенно увеличивается доля жителей Вологодской области, которые рассчитывают на изменение своего материального положения, при этом главный негативный момент состоит в том, что одновременно увеличивается число тех, кто пессимистически смотрит на перспективы своего благосостояния.

Кроме того, значение данного индекса остаётся значительно более низким, чем в предкризисный период 2008 года (на

15,4 пункта).

Негативное влияние на динамику индекса ожиданий изменения личного материального положения оказывают инфляционные процессы. Так, в августе текущего года более 60% населения отмечали, что в течение ближайшего года цены будут расти быстрее, чем доходы (в июне 2012 года - 61%; в апреле 2012 года - 59%; рис. 10). Основу для пессимистичных прогнозов жителей области составлял и рост цен на товары и услуги. Индекс цен на продукты питания в августе 2012 года с начала года вырос на 6%, непродовольственные товары - на 3%, платные услуги - на 6% [11].

Важным показателем потребительского самочувствия жителей региона является отношение населения к перспективам развития социально-экономической ситуации в стране, по динамике которого можно судить об общей уверенности людей в сохранении стабильных условий их жизни.

По результатам социологических измерений по сравнению с июнем 2012 года индекс оценок краткосрочных перспектив развития экономики страны (на

1 год) в августе 2012 года не претерпел существенных изменений (рис. 11).

Динамика позитивных суждений о перспективах развития экономической ситуации в стране в первые месяцы третьего срока президентства В. Путина остаётся стабильной, однако по сравнению с докризисным периодом доля пессимистических прогнозов увеличилась в

2 раза (11 и 23% соответственно; рис. 12).

Аналогичная динамика характерна для индекса долгосрочных перспектив социально-экономического развития России. В период с июня по август 2012 года он уменьшился на 2,2 пункта, однако остался выше уровня апреля 2012 года (на 1,2 пункта; рис. 13).

Рис. 10. Как Вы предполагаете, в течение ближайшего года Ваши доходы (доходы Вашей семьи) будут расти быстрее, чем цены, примерно теми же темпами, что и цены, или медленнее, чем цены? (в % от числа опрошенных)

Цены будут расти быстрее Примерно также Доходы будут расти быстрее

Рис. 11. Индекс краткосрочных Рис. 12. Как Вы считаете, следующие

перспектив развития 12 месяцев будут хорошим временем или

экономики страны (1 год) плохим, или каким-либо ещё для экономики

России? (в % от числа опрошенных)

40

зо н 20 10 -о

37,4

30,9 31,7

33,9 35,3

19(э20,5 20,7

25,7

11,3

п

21,2

22,8

Хорошим Ме хорошим, но и не Плохим

плохим

8 мес. 2008 г. апр. 2012 г. июнь2012 г. авг. 2012 г.

Рис. 13. Индекс долгосрочных перспектив развития экономики страны (5 лет)

8 мес. авг. окт. дек. фев. апр. июнь авг.

2008 г. 2011 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г. 2012 г.

Рис. 14. Следующие 5 лет будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (в % от числа опрошенных )

60 50 ■ 40 30 ■ 20 -10 0

48,6

13,3

□ 5,7 7,9 6,2

пПп

39,3 41,5

34,7

Хорошим

Не хорошим, но и не плохим

18,3 17,1 17,6

Плохим

8 мес. 2008 г. апр. 2012 г. июнь2012 г. авг. 2012 г.

Ожидания населения относительно перспектив развития экономики страны в ближайшие 5 лет ниже показателя предкризисного периода 2008 года (на 17 пунктов).

Отсутствие в течение последнего года позитивных тенденций в отношении ближайших и долгосрочных перспектив развития российской экономики связано с тем, что не произошло принципиальных изменений в социально-экономической политике государства. По данным на август 2012 года, более половины жителей области считают, что В. Путин неуспешно справляется с проблемой подъёма экономики и повышения благосостояния граждан на посту президента РФ (рис. 15).

Стабильными остаются и оценки населения в отношении возможностей улучшения благосостояния семей в полугодовой и годовой перспективе (рис. 16). Около половины жителей региона по-прежнему считают, что в ближайшие полгода и год их материальное положение не улучшится.

Таким образом, индекс потребительских настроений (как совокупный индекс, так и отдельные его составляющие) позволяет сделать выводы об изменениях не только потребительской активности и экономического благосостояния жителей Вологодской области, но и их восприятии текущей социально-экономической ситуации в целом, а также дальнейших перспектив её развития.

Рис. 15. Насколько успешно, на Ваш взгляд, Президент РФ справляется с проблемой подъёма экономики, повышения благосостояния граждан? (в % от числа опрошенных)

□ окт. 2008 г. □ авг. 2011 г. □окт. 2011 г. дек. 2011 г.

Пфев. 2012 г. □ апр. 2012 г. июнь 2012 г. □ авг. 2012 г.

Рис. 16. Считаете ли Вы, что во время президентства В. Путина благосостояние Вашей семьи улучшится?3 (в % от числа опрошенных)

В ближайшие 6 месяцев

60

40

20

51,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52,9 55,1

54,1

22,6

25,2 25,3 26,8

а

Да и скорее да, чем нет Нет и скорее нет, чем да

□ окт. 2008 г. Павг. 20 11 г. Пиюнь 2012 г. Иавг. 2012 г.

0

В ближайший год

60

40

20

50,9 50,8 51,1

25,2 25,2 25,9 25,6

ШИ

Да и скорее да, чем нет Нет и скорее нет, чем да

0

окт. 2008 г. авг. 2011 г. июнь2012 г. авг. 2012 г.

По данным измерений, в первые месяцы третьего срока президентства

В. Путина ситуация неоднозначна: характеристики текущего личного материального положения улучшились, однако ожидания его развития в ближайший год стали менее оптимистичными. Кроме того, ухудшились и прогнозные суждения населения относительно изменений в социально-экономическом развитии

страны. Все рассчитываемые индикаторы не превышают отметку в 100 пунктов, что, согласно методике расчёта индексов, свидетельствует о преобладании отрицательных оценок.

В различных социально-демографических категориях населения оценки также неоднозначны. Наиболее благоприятные показатели характерны для представителей возрастной группы до 30 лет, 20%-й

3 В период с октября 2011 года по апрель 2012 года данный вопрос не задавался.

категории наиболее обеспеченных, жителей Череповца. При этом в возрастной группе старше 55 лет, в 20%-й группе низкообеспеченных, в 60%-й группе среднеобеспеченных, в районах показатель ИПН остаётся ниже среднеобластного уровня, а некоторые частные индексы имеют тенденцию к снижению.

Из этого следует, что дальнейшая динамика восприятия населением Вологодской области экономической ситуации в стране и регионе и, соответственно, уровень доверия к деятельности действующих органов государственной власти будет зависеть в первую очередь от

их способности обеспечить рост денежных доходов и стабильность социальных гарантий для тех слоёв населения, которые демонстрируют наиболее устойчивую негативную динамику рассчитанных нами индексов.

Важнейшими условиями стабилизации и улучшения потребительских настроений являются постоянное увеличение доходов уязвимых социальных групп, реализация антиинфляционных мероприятий и повышение уверенности населения в будущем

- как в отношении экономики в целом, так и в плане перспектив личного материального положения [7, с. 483].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулин, К.А. Анализ и прогнозирование социально-экономических процессов на основе измерения индекса потребительских настроений [Текст] / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 1999. - № 8. - С. 33-42.

2. Гулин, К.А. Динамика потребительских настроений населения Вологодской области в 2000 г. [Текст] / К.А. Гулин, С.А. Новожилов // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2001. - № 14. - С. 29-40.

3. Гулин, К.А. Индекс потребительских настроении в области [Текст] / К.А. Гулин, Д.В. Коп-ничев // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. -1997. - № 3. - С. 67-86.

4. Гулин, К.А. Индекс потребительских настроений: тенденции и перспективы социально-экономического развития в оценках населения Вологодской области (апрель 1997 г. - август 1998 г.] [Текст] / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 1998. - № 6. - С. 89-112.

5. Гулин, К.А. Потребительские настроения населения как индикатор социального самочувствия и экономического развития региона [Текст] / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 1998. - № 5. - С. 55-73.

6. Гулин, К.А. Потребительские настроения населения региональный аспект [Текст] / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 1997. - № 3. - С. 105-112.

7. Гулин, К.А. Северо-Запад России: тенденции общественных настроений 2005 - 2010 гг. [Текст] / К.А. Гулин, С.В. Озорнина, И.Н. Дементьева, Т.П. Кожина // Тенденции и проблемы развития региона: научные труды: в 4 т. - Т. 3: Социальный императив регионального развития: в 2 ч. - Ч. II. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 662 с.

8. Гулин, К.А. Социальная ситуация в регионе и потребительские настроения населения [Текст] / К.А. Гулин. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2000. - 42 с.

9. Ильин, В.А. Индекс потребительских настроений: тенденции и перспективы социальноэкономического развития в оценках населения Вологодской области в 1997 году [Текст] / В.А. Ильин, К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 1997. - № 4. - С. 73-93.

10. Ильин, В.А. Потребительские настроения как индикатор социально-экономических перемен [Текст] / В.А. Ильин, К.А. Гулин; под ред. М.Ф. Сычева. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999. - 40 с.

11. Индекс потребительских настроений в США в августе вырос [Электронный ресурс]. -Режим доступа http: //www.iguru.ru/Shares/Show.aspx?id={2EFF88E4-91AC-46BF-A30E-9C54137D4D24}

12. Индекс потребительских настроений / Методология анализа настроений потребителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socpol.ru/research_projects/ipn/ methodology. shtml

13. Индексы потребительских цен на товары и услуги населению [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://vologdastat.ru:8085/digital/region10

14. Индекс потребительских настроений [Электронный ресурс]. - Режим дос-тупа: http://www. levada.ru/indeksy

15. Общественное мнение - 2011 [Текст]. - М.: Левада-Центр, 2012. - Вып. 12. - С. 54.

16. Российская, Г.М. К методологии анализа экономического поведения потребителя [Текст] / Г.М. Российская // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2007. - № 6. -

С. 72-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.