на сохранение: рабочего места'исзатруднившимися .ответ тить на:вопрос." :н. о ,;;.г >
члКак и следовало'ожидать", .наиболее уверенно чувствуют -себя - на рынке: труда "прёдприниматели-собственни-ки". ереди! них: почтив/* убеждены; что -в случае' потери работы они смогут; вновь устроитьсяшо.своей профессии; специальности;- всего^ лишь'.'7;очеловек .из. 100 . считают потерю работы.в ближайшем.будущем' "очень вероятной" И' лишь, каждый, шестой: готов «мириться.с ущемлениями вгоплате труда ' ради' сохранения ' прежнего : рабочего
места/ .!-:• ..............; !-го; •
::Наиболее низок, потенциал рыночных позиций респонт дентов, занятых в госсекторе. Менее 1/2 считают, что им удастся. найти, новую работу по специальности. Ц^ело-г век из 100 полагают,- что угроза; безработицы для них лично весьма вероятна. Каждый второй "держится", ;за свое рабочее место, несмотря на такие "неприятности" как неплатежи и задержки заработной платы.- *■ . ;
! | Между этими двумя крайними группами ■ располагав ются все прочие —- управляющие, специалисты, служащие и рабочие негосударственного сектора'(см. рис. 5);,
В ' государственном" секторе ^существенно; отличаются от средних оценкй 'руководителей. Они занимают ! промежуточную позицию ^между. руководителями ,’и:'мнепр.ед-принимател'ьскими"-. группами'.негосударственных пред7. приятии,-. 0днако^50%,.''бпрошё'нных, принадлежащих к верхушке’ администрации,предпочитают пережить трудные времена;- не5 расставаясь с государственной
должнос¥йю.-'::-: • 7-' " -: - - •••"
ГГ ■ . •••'. •. --ГУ.-, , ■
Особенно высокии процент опрошенных, ^читающих
весьма- реальной: потерю .работырв негосударственном секторе отмечен; среди служащих ^Л,25%^(’Г4% в среднем). Служащие и неквалифицированные,.рабочие-'наиболее низко оценивают свои возможности нового трудоустройства. : Напротив,,-^наиббльшей '^вёренн66гью;'в“том, что их профессиональные . навыки, в любом случае будут востребованы, отличаются квалифицированные рабочие: 61%-из них убеждены, что в случае; необходимости .'они смогут найти новое место работы по специальности.; гл л Таким образом, в негосударственном секторе рынка труда ‘-намечаются теденцйи прогрессивного:, развития, меняется сознание работников. При этом наиболее оптимистично и уверенно настроены носители социально-экономической инновации — предприниматели-собственники, ^пессимистически и'неуверенно'^' рабочие и служа*-щие госсектора.», ст-- Г-’ , , <;, гч} |
М.Д КРАСИЛЬНИКОВА * \ . ’ |
Потребители: новаторы и консерваторы ,
■ * Мониторинговые опросы населения России позволяют проследить изменения массовых потребительских установок' в ситуаций экономических преобразований. Раст-слоение общества на бедных и богатых требует учета, не только дифференциации потребительского рынка,- но й различных стратегий поведения экономических агентов, запросов тех или иных групп потребителей. :• ; -
Бедность . ограничивает Лмассовую_. потребительскую активность. Поэтому особое значение представляет определение, групп ^населения, сохраняющих высокий'потребительский "спрос, их социально-демографические характеристики. Задачей .данного^ исследования является анализ ^ инновационного * поведенияна. потребительском ■рынке, изучение^того, какие группь1 населения в первую очередь реагируют на расширение'товарного предложения,''появлёнйе новых видов или новых'марок товаров.’ 1 По мнению большинства' жителей'России, сейчас в продаже есть все, проблема лишь в том, что уже не все
-“>к;п<5 і.у'-’йі': чг,ьт:то і .к й л.-г .тия. чу.-. оь'Таблица 1
Есть ли сейчас в свободной продаже* там; где Вы ^живете,'необходимые для Вашей семьи^товары (продук-, V ты питания; 'одежда и "обувь; товары длительного ., пользования)? (В % к числу опрошенных; май, 1995 г.)
"Варианты ответов'' і ; ’ '' г Продукты ,питания; ;©дежда ■ и обувь. Товары длительного польз'ованйя'і
о." - к:," ;■-; ,В продаже есть,все необходимое . 68. . ' ‘ 60. ". ; .. 60
Большая часгь- есть,,но на некото=, рые товары сохраняется дефицит ч О'* ,■) 19,....; : 19--/ . /-,"- Ы< - '
'Кое-что‘есть,- но на-большую'’ ''4 часть товаров’сохраняется (дефицит лі Т." '.'лосе а’.О1.*'- -Г! '12: г' і -і:'.,;. о; г , 6-1/:
Дефицитны практически все -товару -'. О.'- ;- 2 -' " : ' 4'-г • 7 :
Не знаю, затрудняюсь ответить з ■' ' 5 " > • ,6 ' .-
могу,т -это покупать., Заепоследние I три- года оценки населением наполненности потребительского рынка, товарами значительно улучшились. Когда идет. .речь, о продуктах питания, одеждегили товарах длительного-.пользования люди .чаще^всего,.отвечают,- .что-,в-продаже-^есть все необходимое (табл. 1). , -■■;->-« •:
.На* ^расширением предложения> на потребительском рынке быстрее всего реагирую^ те люди, которые.следят за рекламой,товаров, любят-пробоватьи.покупать новинки, при выборе .будущей покупки стараются; подобрать что-то; .самое совершенное, самое.. новое., Именно,, такие потребители ^становятся, проводниками, для основной части населения; - на- них ориентируются более :консерваг тивные группы. - - . ■ .' ' - П.,- ч
, • В рамках сентябрьского 1995 вопроса населения России респондентам была задана серия вопросов, позволя7 ющих. количественно оценить и-.качественно, описать группы населения, различающиеся .по степени консерваг тизма (или .новаторства) своегр потребительского поведения. -По щестибалльной-щкале'.(1 — "совершенно соглаг сен",и6. —."совершенно не согласен") респонденты-должны были оценить, в какой степени.они согласны,со.слег ■дующими-утверждениями: 1) "Вам всегда интересно пробовать -новые продукты,-. Вы. всегда интересуетесь, новы--ми-товарами?"; .2) "Многие люди (знакомые, родственниг ки). часто справшивают Вас о новых .товарах?"; 3) "Вы всегда-интересуетесь рекламой ;новых товаррв?";л4) "Вы всегда, стараетесь покупать товары самых последних моделей?";; 5) "Вы; любите , покупать новые, неизвестные Вам ранее товары, продукты питания?". г .
• , Каждый из этих- вопросов в отдельности, позволяет оценить степень,- новаторства-. потребительского...поведения людей:..склонность следить за; рекламой новых прог дуктов. (вопрос 3);. стремление пробовать, новое (во,-,прос 1), желание реализовать .свои новаторские устремления в реальных-покупках,: (вопрос 4 и , 5), и . наконец,
своеобразная "оценка .со стороны"------в.какой степени
окружающие , люди, признают, новаторское поведение респондента,(вопрос,:?). . 1. '."Г.- 1
. к Новаторство потребительского поведения ,в большей мере выражается, в стремлении .пробовать, новые товары и меньше всего — в реальных покупках. Такой вывод позволяет сопоставить средние оценки; по .каждому, вопросу: средний, балл , по, вопросу 1) "интересно пробо-№тъ?,фовыет1продуктъ1:,-" Г равен-• 3,65?;. по; врпросам .4) "стараетесъ покупатъ товары:самых■ последних мо-
Т : Напомним, что 1 ^ это наиболее новаторское поведение; 6
— самое консервативное. ,. : ■• ,, ...
1и 4
' 7 ‘ 8.: ~7 с ♦ ‘ 1 п •. ‘ /\ ; п,“' '' О/ [_• • ТУ', 1 "-J.jp.
1 \ ! /
с ■ 4- / V * ' I
7%^, . ,\ 1
4 • 3 п . 'г- - г-' ч. # -‘С, 14*? 0'. •..V г’. У ‘ : 1
/
-1-.
и ^ 5 6 7 ,8_.9 10 VI '12 13.141516 17:181920 21 22 2324 252627 28 29 30 ; ' ; Баллы
I ' ■" ' ’ ^1 п п ) и '
Рис.-’1. Потребители "новаторы" и "консерваторы" .. ".
4:.! . V; ГЛ! :: ; .лип 3_.:. '‘ггчгсд •*». ,1.л% л*'*':
делай" и 5) "любите'покупать неизвестнее-ранее това-, рь\" 4-^'4;,'48\и 4,36-Соответствённо.Интересно также,:,нто люди, как правило; склонны.; несколько:-повышенно оценивать’ новаторство своего '.^потребительского поведения (средний балл»ответов налвопрос-2) ".'многие'’люди--спра-, гииваютменя о. новых-товарах" составил.’4,09). • «-<• э
Учесть одновременно:все:перечисленные:.стороньг по-, требйтельского поведения- (от-намерения-покупать,-процедуры выборам товара и'до.епг покупки) .^можно путем совместного':анализа :отвётов ;респондентовсна: поставлен-, ные^вопросы:'Длят этого .'ответы. каждого! респондента-- на пять вопросов .были просуммированы 'и ^получена единая шкала ответов ^одновременно на-:все вопросы,:,т.е:: была получена1 шкала - оценок новаторства потребительского поведения, на'’которой минимальный балл: равен - 5-.и соответствует максимальной:стёпени новаторства;:;^ максимальный: балл равенпЗО;.и. соответствует.крайнее му консерватизму в. потреблении. На;рис., Ьшоказано распределение.'-ответов ■. респондентов глол этой единой шкале. Как-;видно,л'в .среднем-население;- России:;можнр назвать' скорее'консервативным; средняя'оценка соста =• вила. 20,37 -(это соответствует выбору, подсказки 4 — "скорее ^не-гсогласен'': при : ответах": на: каждый шз .пяти вопросов). ’
: 1-.Для типологизации: степени? инновационности потребительского поведения :йспользовался .показатель средт неквадратического .: отклонения,-отражающий- ; степень близости: ответов: отдельных- респондентов к ^среднему значению. '. ,м. й :: ;<.пр.,ч;: ;.
Для дальнейшего анализа были "выделены следующие группы респондентов: "основнаяггмасса"'потребителей — те респонденты,^ответы которьгх' попалив интервал от.’-16 до 25 баллов: включительно;:"умеренные'новаторы" ;-5-,от -121 до 15 баллов включительно; "новаторы" .-от .5 до;11 баллов включительно;:;. "консерваторы"; .^-г^-ГсГт :26, г до -. 30 баллов включительно. Пригэтоюв первую; группу ..("ост новная масса") попало - 55.%тОтвет6в .респондентов, . "умеренные новаторы", составляют 15% опрошенных, "новаторы'-' .-ч- 6% 'и\"консерваторы": —г -24$*-. Вссоставе последней группы целесообразно выделить весьма; многочисленную группу / респондентов;' которые ; набрали, -максимально "консервативный"-балл ^ 30- Назовем'.эту^фуппу.'.'ультт раконсерваторами''.Таким образом, "консерваторы", сог ставляют 15%: опрошенных,; а "ультраконсерваторы" '9ь^'10% опрошенных:.-- .’. ;Г.н. <• Г- к:*.:;.:-
.«“.Наибольший интерес;-представляет; анализ состава и основных характеристик, крайних йз( выделенных групп ‘населения. .И; в :первую очередь -?*. "новаторов"-, посколв» ■ку!■ именно .она.'представляет -наибольший:интерес .для определения : характера., спроса..;» на,. - потребительском рынке; Описание другой .полярной-труппЫ ц-гг ':ультрат
консерваторов", представляющих собой арьергард по-I] мтребительскогояспроса;:- важно' прежде всего в прагматических целях: в каком "направлении не’следует искать! Iактивных потребителей. г.-о-гг-^оП - !
|—Как иследовалоожидать,-вгруппе "новаторов,;-преоб-ладают молодЫё:~%0%гёе'-составляют люди^'в -возрасте-йо, •т24 лет. и. лишь 7%„— ..пожилые люди (старше ;552:лёт).’ . Напротив, | консервативное, [потребительское -- поведение; характерно в первую очередь для населения старших’ !возрастов:, чутьболее, 1/г, группы "консерваторов" ср-; ставляют люди;.старше 55. . лет,-. в: срставе;"ультракрнсе-рваторов" представителей этих возрастов еще больше;^-: 61%. , ;»
Уровень образования новаторски на строённых потрё-1 бителей' гораздсГвыше,' чем в среднем: каждый четвер-| тый имеет’ высшее или 'незаконченное высшее образовав -ние.^-- - - =-^.. г
- лБолее ,1 /г', представителей группы "новаторов" --г-^люди семейные: 51% ответили, что они женаты (замужем), ;6% ^-4- что живут--вместе» со своим партнером--хотя официально в:браке не, состоят-лВместе с тем почтив каждый третийфеспондент-из этой, группы ХОЛОСТ)(не замужем); что- почти: вдвое’больше;, чем в среднем,- и] вполне согла-суётся С-'ВЫСОКОЙ .долей -людей (МОЛОДЫХ возрастов!' в группе ."новаторов"'*потрёбительскош’поведения. . ,
■’ Размер семьи в группе:"новаторов"чуть! выше [Среднего уровня: (3,4 против>3,1. вссреднем). А вот число^детей такое же,.как1и в среднем.^ 1;4гребенка.,Таким образом, группу "новаторов", в основном составляют, с одной сто-г роны, молодые' семьи ;с,- детьми, а с. другой;-^, еще не вступавшие в "брак; молодые люди, живущие чаще -всего вместе со СВОИМИ родителями. . П./. II С'.’У’П
•* Социальног-профессиональный '-. -статус"новаторов" весьма .разнообразен: С одной стороны, здесь много.руко-водителей ;различнош:уровня> (среди "новаторов" руководителей или главных:специалистов предприятий и организаций -7%, вкструктуре; населения в среднем — 1,6%; руководителей, структурных подразделений —г .-6%,:РВ среднем; — ’ 3,6%). :С: другой- стороны, вдвое- выше, :чем в среднем, доля домохозяек (включая, женщин; находящихся в отпуске по .уходу за маленькими детьми) .— 13% (в срёднем -г- 6), а также лиц;-, называющих-себя "временно не. работающими"..^- 12%.(в среднем—; 7%). По сравнению со средними показателями, .среди "новаторов" . в 2,5 :раза .больше ушц,’ занятых- индивидуальной трудовой деятельностью или бизнесом. Если в гереднем 47% опрошенных жителей России отвечают; что. их основное занятие.^:; это работа--по -найму, то; -среди - новаторов доля таких ответов заметно ниже — 39%. : ,; ._
г.Профессиональный состав группы "умеренных .новаторов" имеет те же,.отличия от основной массы ПОТребИг телей, что илгруппа :"новаторов",, С1 той лишь :разницей, что эти отличия ;мёнее! ярко выражены. Однако: есть две интересные особенности:-^во-первых, среди "умеренных новаторов!’ на- 1/4 ниже,; .чем:в группе "новаторов", доля домохозяек, зато примерно на столько . же выше доля учащихся;*:, во-вторых,!.•!среди ■ ."умеренных - новаторов" вдвое! ниже,'.чем -среди-"новаторов", доля владельцев частных ^.предприятий, зато;'также почти вдвое, выше -доля'индивидуалрв.'и:владельцев фирм. •. . ...
Уже отмеченные особенности социально-демографит ческого \ состава.. .группы •• "новаторов":: делают неудивительным тот факт/.что'в этой , группе ниже, чем в среднем,: доля»1 респондентов;! с являющихся: кормильцами своих-.семей: в- среднем ;по выборке 58%:,.респондентов ответили, :.что именно они: приносят основной: доход: в семью" среди . "новаторов"'; таких' ответовшабралось.-49%. А вот среди "ультраконсерваторов" кормильцев-семей. ^ 73%:'Значительная часть: из них .— :Это семьи пенсионе-
• ;■ -чч " I > ; . ■ ■ . ; . . . ~ ... Таблица 2
Ч1" V ' Заработки и денежные доходы различных групп потребителей . ; ч'
Показатели п.. _ "Новаторы" "Умеренные новаторы" "Основная масса” "Консерваторы" "Ультра- консерваторы" В среднем
Доля лиц, ;имеющих дополни7ельную работу, (в .% К .ЧИС- ; ленности группы) - . . • ■ - '1 : 12,8 . . 24,8 18,3 ■ ' 8,8 10,8 17,0 .
Размер заработка от основной, работы, всего (тыс -.руб., сентябрь; 1995 г.): .. " :'■• ", .- : ■ --693'0 : * ' 725,0. 434,0 " 451,0 . 314,0 486,0
Размер заработка от основной -работы только у тех,'' кто имеёт-дополнительную' работу (тыс. руб., сентябрь; 1995 г.) - ^ 1 -801,0 472,0 386,0 391,0 \ 263,0 412,0
Размер заработка от дополнительной' работы (тыс. руб., сентябрь, 1995 г.) • -■ ' 524,0 380;0 ., 350,0 . -172,0’ . 151,0 338,0
Доля дополнительного заработка в общем объеме.за-, работков у тех, кто имеет дополнительную роботу, % 40,0' ’ '45,0 . 48,0 . .- “' з, о 36,0 ‘ Г'45Д'
ров, для которых пенсия — единственный ■ источник дохода. • : V .
Неудивительно, что размеры среднедушевых доходов в- семьях ""новаторов" и "консерваторов" существенно различаются: >в семьях.."новаторов" среднедушевой доход более чем в 2 раза выше; чем в семьях "ультраконсерваторов" (соответственно 544 .тыс. руб. и: 209 тыс. руб. в расчете на члена семьи в сентябре 1995 г.). Казалось бы, это обстоятельство и дает.'окончательный ответ: у кого есть деньги, тот и может позволить себе роскошь тратить их на приобретение новых и совершенных потребительских товаров. Однако анализ распределения размеров заработков от. основной и дополнительной работы у респондентов !из,фазных групп,показывает, что ответ не столь однозначен. . » •. ' ' - -
Только у "новаторов" (табл. 2) дополнительную работу имеют респонденты с более высоким, чем в среднем по группе,, ^фовнем заработка от основной работы. В остальных же группах' на второй работе работают главным образом те, у кото'основной заработок ниже, чем в среднем по группе. Средние заработки на основной работе у группы I "новаторов" оказываются ниже, чем в группе "умеренных новаторов". •
Доля лиц, работающих на второй работе, среди "новаторов" ниже' даже по сравнению со средним по выборке показателем и вдвое1 ниже, чем' у "умеренных новаторов". Заработок от дополнительной работы менее .- значим ■ ■ в группе "новаторов" по сравнению с "умеренными новаторами" и с основной массой потребителей: у "новаторов" дополнительная работа дает 40% общего объема заработка,'у "умеренных консерваторов" — 45, у основной-массы
— 48%.
‘ Таким-образом, в группе "новаторов'! дополнительная трудовая деятельность • является как бьь менее вынужденной: приработки являются хотя и большим по. объему, но относительно-менее значимым ^добавком к и без того существенно более высоким основным доходам. Следовательно, немногочисленную группу "новаторов потребительского поведения" составляют жители России, имеющие одну хорошую, высокооплачиваемую-работу. Группу "умеренных новаторов" составляют активные "трудяги" (напомним, каждый четвертый из- них имеет дополнительные приработки, это наиболее высокий показатель). ■ ' . .V ■ - ■ о.;.
гЗаметим, что разница в заработках от основной и дополнительной работы-у представителей "умеренных новаторов" и "основной массы" потребителей не так вег лика, как разница в их 'среднедушевых семейных доходах (заработки.от основной и:дополнительной .работы у "умеренных новаторов" в: 1,16 раза больше, чем у "основной массы"; среднедушевые доходы — в 1,41 раза больше). Аналогичные различия между:"новаторами" и "уме-
ренными новаторами" существенно меньше (1,5 и 1,4 соответственно). С точки зрения величины денежного дохода различие между "новаторами" и "умеренными новаторами" лежит в сфере возможностей получения денежных доходов, в-то время как между "умеренными новаторами"и, "основной, массой"-.различия в большей степени обусловлены'демографическими факторами (в данном случае, числом иждивенцев в семьях).
- сПроведенный- анализ позволяет заключить, что группа "новаторов" состоит - из двух основных подгрупп:
а):- хорошо. зарабатывающие работники, редко имеющие вторую работу, многие из них заняты в частном бизнесе;
б): не. самые высокооплачиваемые или вовсе, не работающие люди, но,"из весьма обеспеченных семей. Таким образом, новаторство потребительского поведения, очень тесно связано с финансовыми возможностями людей; однако высокие заработки являются необходимым, но еще не достаточным его условием. Стремление больше зарабатывать, работать на второй, третьей работе не. обязательно приводит к развитию потребительских устремлений. ' Потребителями-новаторами являются люди высокообеспеченные и не слишком обремененные; работой,- потребителями 7^7- "умеренными новаторами" —Г люди также высокообеспеченные; но и много, работающие.
На что же сейчас прежде всего предъявляют спрос новаторски настроенные --1 потребители? На этот вопрос позволяет ответить- анализ распределения ответов респондентов на вопрос: "На что бы Вы потратили неожиданно оказавшуюся в Вашем распоряжении значительную сумму денег (табл. 3). ;;■ , ^
■ Как видно из предложенных вариантов ответов,’- в группе "новаторов" наибольшим, спросом..пользуются квартира и автомобиль", причем если "умеренных новаторов" интересуют прежде всего квартиры, то настоящих новаторов больше привлекают автомобили. "Новаторы" гораздо охотнее, чем в среднем,.потратили бы деньги-на отдых и 'развлечения (весьма дорогостоящее удовольствие в наше время): Представители этой группы высоко ценят хорошее образование и скорее, чем другие, готовы тратить деньги на его получение.
у Вообще в этой группе, что естественно, весьма высоки .именно потребительские,, а не сберегательные устремления: представители этой группы менее, чем кто-либо еще, склонны сберечь на будущее, а не израсходовать; неожиданно оказавшуюся 'в их распоряжении сумму денег. Вместе с тем,. отвечая на другой вопрос анкеты: "Намерены ли Вы- в ближайшем будущем делать сбережения?" —; представители, группы "новаторов" .гораздо чаще, других давали положительные ответы. Следова-тельно,.- высокообеспеченные "новаторы", имея более высокие, чем в .среднем, возможности для накопления сбе-
Сі • 1 ч.-ч
' . Таблица З
’Если бы в Вашем -распоряжении оказаласькрупная сумма денег,'как бы Вы скорее всего её использовали?
: .'.рк. - IVі (В %'к числу опрошенныхв группе.) ' 1 м'' у ■
.V — •. -Е -• *• - XV’ >.«?• Гг- ■ м.‘> “варианты'ответов - ь 1 ’ ■, ” - ЇІІ. г '"Новаторы" "Умеренные^ новаторы" . "Основная^-масса".; ‘"Консерваторы"1 і,-.. "Ультра-, консерваторы". В' среднем
Не.стал бы тратить, сберег на будущее тга .V»! н 4,7п і»' у. 6,1 • - . ■ 10,3 , :: л- 1.7,51 г:,'.. 7,7ї ■
На текущие нужды '■ 11 -** -.і. ^ :,.г:. -21,9 : . 24,7 36,4 45,0 '1'’ 53,25 ! - 36;8'
., - -''лі"'4 ; \ .гон ' _ На покупку дорогих вещей ... , , :' - ■ '“„471 . • . . 18,4 .. .12,6 11,1. . . " 9,7. . .5,7, , ■ 10,9.
На покупку квартиры; собственного .дома і- • ■* ‘ • р ... п:26,4' :-33;4: е -25;7: С; ■ -■ 17,3. и і.-.- , 7;2 23,6” "
На образование-1* ^ р ’ - • ■ -. г'. -, г% ■ 12,4 10,3 * ' ’ •• 9,0' •’1 5,5 ~ 1 1,3 ' 4 '"8,1 :Г1!
„ра ле.чение ^ . , ,, _ .. ■ * ,4 * ' ‘ . 6,5..; 8,2. I. 16,9! .. .. ... 24,3 . , • ... „19,2 .. 16,2
На отдых, развлечения!. 'Г/ •с -.:13,2..г 11,0', • -л 9,2 -.;,? У-ІП./ 5,9 .■■ лт.-.< 8;'4"-**:-
: На собственное дёло/пЪкупку-акций - У.'г ' "!І2,2 - ; ' 10,4" ' ■ ' -5,7 ■ г . : з;7.. ' 1,6-' •
; г : 1 - -г/ >. V ,1. ' • • На покупку земли, дачи, садоваго домика ОЛТ- Ч.іС .. - .4,7 > '' 7,5' ■" .. . г- 7,7 Л ■ ... 5,8 _ ' - -і : >.’ . ■ , 2.0,, ., .' . .-6,5 .
,На покупку автомобиля ж ьїіи- ' ■ - і.’ •: '23;4;.'П .19,8 = г 13.4 ' :4м': 5;5 ■ ... 3.5 V 12,8
На другое • .' '• 'с'- 2:.т.3(7л-. •2,6 3;5 ■ - , . 7,0ц 1 • ' ” -7,2 - 4,3П<''
X .;Я ЇС-і? .'V! ’ і-< •' 54 * і .- •" є.' . ■ ‘ . Г
х,г.7‘- ■; яуг:п. Отношение групп потребителей к различным'аспектам выбора товаров~-(в баллах);;
Таблица '4
. .. \ ". ГГ-'.': '. Аспекты7выбора- г-' -Р • У.*'1 "Новаторы" "Умеренные новаторы",. ."Основная ! масса".. , "Консерваторы" .: "Ультра-л ■ консерваторы" В средне^ '
' ' -}■ -■ Вещь-должна быть доступной, по цене .г—;!. .':" : 1,38 -.1,35.: •: 1,28 - к- 1,18. •. 1,19 . . 1,27;
'Вещь может быть до"рогой;'но^6йа должна Ъправдывать-свою:цену <"•-/■.' ..^-■-1: (. - 1,39 ; ■ -Т,48*"^ : 1,67 - ' - 1,93 • ' > 2,04 •>- •- 1" 01' • • -1 ;70
Если вещь мне нравится, то цена *в общем не имеет для меня значения, 2,56 2,56 2,73 3,06 3,37 3,49 3,07
Вещи, которые я покупаю, должны быть дорогими и самого высокого качества 2,53 2,64 3,10 3,53 3,61 3,09
Я предпочитаю импортные товары 1,88 2,35 2,91 3,37 3,55 2,90
Не люблю покупать то, что носят все 1,69 2,02 2,34 2,88 2,96 2,38
Я предпочитаю товары хорошо известных фирм 1,70 1,95 2,54 3,19 3,49 2,57
Я слежу за рекламой и покупаю товары, реклама которых мне нравится 2,41 2,66 3,28 3,65 3,73 3,23
Я ничего не имею против того, чтобы купить хорошую подержанную вещь 2,89 2,82 2,66 . 2,47 2,30 2,63
Я стараюсь покупать такие вещи, которые будут слу-. жить очень долго 1,68 1,58 1,60 1,54 1,48 1,58
Я покупаю только отечественныё'товары 2,68 2,50 2,33 1,95 1,93 2,28
режений, всё же делают их в основном в потребительских целях — для покупки дорогих вещей или других крупных потребительских расходов.
Из данных табл. 3 видно’, что "новаторы” вдвое чаще, чем в среднем, склонны вкладывать деньги в развитие собственного дела, приобретение акций. Это и, неудивительно, если учесть, что в их числе много: бизнесменов. Однако в отношении покупки акций и других ценных бумаг представители этой группы проявляют такой же низкий интерес, и как все другие группы потребителей (собираются покупать акции за счет личных денежных средств лишь 1,8% "новаторов"; в среднем — 1,7%.
Несколько реже, чем в среднем, "новаторы" хотели бы потратить деньги на покупку земли; дачи, садового домика. Максимальную склонность к таким приобретениям проявляют "умеренные новаторы" и "основная масса" потребителей. Возможно, это в значительной мере связано не столько с затратами на приобретение 'земли, сколько с затратами на строительство и обустройство уже имеющегося земельного участка. В группе "новаторов" доля лиц, имеющих дачу (дом на садовом участке), совпадает с долей тех, у кого есть земельный, участок (35% опрошенных). В группах "умеренных новаторов" и "ос-
новной массы" потребителей земельный участок, на котором выращивают фрукты, овощи, имеют гораздо большее число опрошенных по сравнению с теми, у кого есть дача: в группе "умеренных новаров" 26% опрошенных имеют дачу (дом на садовом участке) и 42 — участок земли, на котором они выращивают фрукты или овощи; среди основной массы потребителей — 23% и 50% соответственно.
Как и для любой группы населения, имеющей относительно высокий уровень доходов, "новаторам" присущи относительно благоприятные оценки уровня и динамики материального положения своих семей. Из их числа 13% опрошенных отвечают, что материальное положение их семьи улучшилось за последние полгода, и еще большее число (24% "новаторов") рассчитывает на улучшение своего материального положения в ближайшие, полгода. Потребители-"новаторы" лучше, чем в среднем, оценивают качество питания своей семьи; то, как они одеваются (24% считают, что "одеваются так, как им нравится", 44%
— "у нас есть все необходимое, но угнаться за модой не можем"); домашнее имущество (18% считают, что в их семьях "есть практически все, что хотелось бы иметь, все вещи новые, современные", 50% отвечают, что "есть все
необходимое, .все, вещи в хорошем ^состоянии"). Таким образом, потребительский спрос, который- активно ,, предъявляют на рынке -представители группы "новаторов",^базируется' на относительно высоком уровне мате-“ риальн'ого обеспечения ,их домашних хозяйств и, - следо- -ватёль:ноуЗ:направлен прежде всего на высококачественные^ потребительские товары.. ..
Инфляционные ожидания потребитёлей-"новаторов"~ оказываются более спокойными, чем в среднем ло населению России:' они чаще отвечают, что цены в ближай-' шие месяцы будут расти теми же темпами, что и сейчас, и реже, что рост цен усилится. Это, однако, не означает,*' .что-инфляционные-ожидания’этой группы'активных и искушенных потребителей :является более верным,. по-: скольку сейчас в России быстрее цены растут на товары массового спроса, не. являющиеся предметом основных потребительских интересов этой группы.
Что является важным для потребителей-новаторов приг выборе покупки? В табл. 4 приведены данные, характеризующие отношение групп потребителей к раз- “ личным аспектам выбора товара. Баллы, приведенные в таблице, отражают,, степень согласия респондентрв с-. приведенными' суждениями '("1" соответствует полному " согласию, а "4" —' полному несогласию с этими сужде-1 ниями). Как видно, "новаторы" отличаются особым пристрастием к импортным товарам, дорогим и самого высокого качества. При этом цена- товара не имеет столь большого значения, как для остальных потребителей,
•, ,-хотя, "дорогой товар!! должен, обязательно оправдывать свою высокую цену. "Новаторы" больше, чем в среднем, , доверяют рекламе и покупают товарЫ'реклама'которых им понравилась. "Новаторы", - столь - же внимательно, -' сколь и прочие-потребители, следят за тем,-чтобы их
■ приобретения служили им долго, и- как и все не склонны . выбрасывать деньги на сиюминутные причуды. „, и ' Потр'ебителям-"новаторам" присущ более оптимисти-- ческий, чём в среднем, взгляд на-ситуацию1 в стране.'Они ; несколько лучше оценивают экономическое положение в ; стране в целом и в месте своего проживания в .частности; чаще отвечают, что "все не так плохо и можно’жить", их в -: большей мере устраивает нынешняя жизнь. Если в срёд-; нем -число сторонников продолжения реформ в России • примерно равно числу их противников, .то среди "новато-. ров" преобладают сторонники' нынешних преобразований. Вместе с тем так же, как и все другое жители России, потребители-"новаторы" чаще всего считают, _ что "самые . тяжелые времена еще впереди" и что "ситуация в стране
* ' вышла’ из-под"контроля" руководства государства. В то же время, среди "новаторов" чуть ли не 1/2 опрошенных надеются на то, что; жизнь более или менее наладится в буду-' щем году (примерно в 2,5 раза больше;”чем в среднем).' '■
; ' По,мнению "новаторов", Р.оссию сейчас могла бы сплотить идея сильной, современной, богатой страны, в которой правит законность и порядок. В отличие от них, 1 "консерваторов" больше, привлекают идеи "возрождения
- России", "законности и порядка", "социальной защиты".
г1
. г- !
1
'А --Гуг* Г.’.. ,• . 1 . г ■
••• ! .
■ ’ " , I "1.
V; '1' г. '1 .
л - "1 г-.; .. -
ф'-
.. , *. ■ ' ' /.-л» ....
••• ” . ' 5 'Г';: V''- ,г- •
• • ■ ... .. -■ ос; • п-
. :<!.Ч " -^.1' Ч' - I' Ь •*'>
- Г ~ -V . .; ; : тг с.- ; .
• ,-..-1 <г . ^ . ! ■ \ г . • •, ■'•»> ■:
■ •> V. У- ■ Ч " - ■-; ’ V. - ■ ■ ■ т. г* - ’ ‘I-
чГ’И»*! и4.*;5-!*-; .5‘" - п7>. ; :ООТ: - <4
11) и ‘/С- > ^ ’ *■ - .м31. ’•* • ч ’*'’/* { ‘-3 '• •*
гглы.ь:)}:.-. т* \ н ч’/. •;.;*{ г»< ..;г. ■ ч ,* о'.ли:
сс - 1 -Д! г. ••. т;].■ ■ м..г.~
'/.к ^:л':.с;1/п- 1.:нн .-;• >
■г. -л:-.'' '.I .г.'лс.гг. с'О.’ .гашлу ,
к, г '
1-Г/. '’.т. ’I )Г <!( =•■ ‘/I ч!Г)
' \ - •' ' 111!* г;;: : 1'.’1 . Г ^ Ь'. " ’У\. ■ -П
1 '‘Ти1.,и:.м :> •'•■'ч /ч- /:у,-У/ ; о-м’и', >.''1 го!
у г* г'/...!.,;; , чп.
ш та .чс,-.-.'^ . -у..’ 7 --
>;» г. и’П' ,г;;'аМ!«-'5 V:.) •. .ч.^'З^ог
иг с '•■1':!,.-"Г., 1-.ч-
1 V1" ' 1 ’- ''" 1 - ! V '* ^’О 7 1’. ’ _М''.I
• л~. :1 \ .■ • !■. ‘'.у- .
,ч- г-.’ . ->■: т ■ 1
-:Ч ;•
;г -‘ ^ л т. ...э
'V . !т . -;гг 1 - ■ ..
л -г”. • ■' сп-
■/ : . . ... ч. . _ мпгоь’ : ■
35*’: !<ЯиГАц.и;» ЫТГ;^1‘;.':1СТ-.'ДМ ; 1
:1~ .- 'к: '^:сг ■.!,: : - :г. г /чл ч31 ‘ ^ ^ : ! - : - *' '• -
’.ллд г ::я, ->:ь <-чУ,
Г - - ^ .... 11 .:о.;3,; .Лч^-р
1 ■/ О'-1 .1 ■ .■'* 11.ПО’
I'!.".’. 1 ■'-! гг;;.* . '//•■■'Г ■■ 1 :■
-1 1^/, I■! у: - ■■ Л .:,Ч' ' ' 1 .!’)*! г.,
"а:! 01'I ','5:.|■" г! /Ч.-
■ (К'*. Л :’>.ч. 1Г-! > * •:'
• До•*!,'* 1-“ и-дкГяф'Ап; > ы >. ■
л-Л- к с-1-Т ,ь г?'.ч; / ьи м.„'г'.г, г',.. J
^ июн-; >.■:
чп. „‘V .я г-.к' ‘.’л-.г- -р. г. п,
■ -,г\. s ;.Г;. ч;.. -у;, ., ;.-у ь о Г’.л./:&к.:
■■■> ' . /" Л .'л;-.. -;П<
:
:..аух«по им!