Научная статья на тему 'Потребители: новаторы и консерваторы'

Потребители: новаторы и консерваторы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1792
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красильникова М. Д.

The paper "Consumers: Innovators and Conservatives" presents the result of the research of consumers' behaviour from the innovators point of view, Le. what groups of the consumers are first to react to new product on the consumer market. To reveal the social and demographic profile of the innovators the special technique was used: in the course of the all-Russia survey, conducted by VCIOM in September '95, the set of questions was put to reveal the extent of innovator behaviour in different stagers of consumer process: from choosing the item to buy up to the real purchase. Than the accumulated index was calculated to produce the overal estimation of the innovator consumer behaviour. The research revealed that now in Russia on average the consumers are more or less conservative. About 5% of them can be called innovators. Most of the innovators are young and well educated' people. There are a lot of businessmen and managers among them. On the other hand there are also a lot of housewives and temporarily not working people among innovators. Though the income have a large influence on the consumer behaviour, innovator consumers are not always belong to the highest income group. Among innovators there are less than on average people who have the second job and the incomes from the second job are less then from the main one.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Consumers: Innovators and Conservatives

The paper "Consumers: Innovators and Conservatives" presents the result of the research of consumers' behaviour from the innovators point of view, Le. what groups of the consumers are first to react to new product on the consumer market. To reveal the social and demographic profile of the innovators the special technique was used: in the course of the all-Russia survey, conducted by VCIOM in September '95, the set of questions was put to reveal the extent of innovator behaviour in different stagers of consumer process: from choosing the item to buy up to the real purchase. Than the accumulated index was calculated to produce the overal estimation of the innovator consumer behaviour. The research revealed that now in Russia on average the consumers are more or less conservative. About 5% of them can be called innovators. Most of the innovators are young and well educated' people. There are a lot of businessmen and managers among them. On the other hand there are also a lot of housewives and temporarily not working people among innovators. Though the income have a large influence on the consumer behaviour, innovator consumers are not always belong to the highest income group. Among innovators there are less than on average people who have the second job and the incomes from the second job are less then from the main one.

Текст научной работы на тему «Потребители: новаторы и консерваторы»

на сохранение: рабочего места'исзатруднившимися .ответ тить на:вопрос." :н. о ,;;.г >

члКак и следовало'ожидать", .наиболее уверенно чувствуют -себя - на рынке: труда "прёдприниматели-собственни-ки". ереди! них: почтив/* убеждены; что -в случае' потери работы они смогут; вновь устроитьсяшо.своей профессии; специальности;- всего^ лишь'.'7;очеловек .из. 100 . считают потерю работы.в ближайшем.будущем' "очень вероятной" И' лишь, каждый, шестой: готов «мириться.с ущемлениями вгоплате труда ' ради' сохранения ' прежнего : рабочего

места/ .!-:• ..............; !-го; •

::Наиболее низок, потенциал рыночных позиций респонт дентов, занятых в госсекторе. Менее 1/2 считают, что им удастся. найти, новую работу по специальности. Ц^ело-г век из 100 полагают,- что угроза; безработицы для них лично весьма вероятна. Каждый второй "держится", ;за свое рабочее место, несмотря на такие "неприятности" как неплатежи и задержки заработной платы.- *■ . ;

! | Между этими двумя крайними группами ■ располагав ются все прочие —- управляющие, специалисты, служащие и рабочие негосударственного сектора'(см. рис. 5);,

В ' государственном" секторе ^существенно; отличаются от средних оценкй 'руководителей. Они занимают ! промежуточную позицию ^между. руководителями ,’и:'мнепр.ед-принимател'ьскими"-. группами'.негосударственных пред7. приятии,-. 0днако^50%,.''бпрошё'нных, принадлежащих к верхушке’ администрации,предпочитают пережить трудные времена;- не5 расставаясь с государственной

должнос¥йю.-'::-: • 7-' " -: - - •••"

ГГ ■ . •••'. •. --ГУ.-, , ■

Особенно высокии процент опрошенных, ^читающих

весьма- реальной: потерю .работырв негосударственном секторе отмечен; среди служащих ^Л,25%^(’Г4% в среднем). Служащие и неквалифицированные,.рабочие-'наиболее низко оценивают свои возможности нового трудоустройства. : Напротив,,-^наиббльшей '^вёренн66гью;'в“том, что их профессиональные . навыки, в любом случае будут востребованы, отличаются квалифицированные рабочие: 61%-из них убеждены, что в случае; необходимости .'они смогут найти новое место работы по специальности.; гл л Таким образом, в негосударственном секторе рынка труда ‘-намечаются теденцйи прогрессивного:, развития, меняется сознание работников. При этом наиболее оптимистично и уверенно настроены носители социально-экономической инновации — предприниматели-собственники, ^пессимистически и'неуверенно'^' рабочие и служа*-щие госсектора.», ст-- Г-’ , , <;, гч} |

М.Д КРАСИЛЬНИКОВА * \ . ’ |

Потребители: новаторы и консерваторы ,

■ * Мониторинговые опросы населения России позволяют проследить изменения массовых потребительских установок' в ситуаций экономических преобразований. Раст-слоение общества на бедных и богатых требует учета, не только дифференциации потребительского рынка,- но й различных стратегий поведения экономических агентов, запросов тех или иных групп потребителей. :• ; -

Бедность . ограничивает Лмассовую_. потребительскую активность. Поэтому особое значение представляет определение, групп ^населения, сохраняющих высокий'потребительский "спрос, их социально-демографические характеристики. Задачей .данного^ исследования является анализ ^ инновационного * поведенияна. потребительском ■рынке, изучение^того, какие группь1 населения в первую очередь реагируют на расширение'товарного предложения,''появлёнйе новых видов или новых'марок товаров.’ 1 По мнению большинства' жителей'России, сейчас в продаже есть все, проблема лишь в том, что уже не все

-“>к;п<5 і.у'-’йі': чг,ьт:то і .к й л.-г .тия. чу.-. оь'Таблица 1

Есть ли сейчас в свободной продаже* там; где Вы ^живете,'необходимые для Вашей семьи^товары (продук-, V ты питания; 'одежда и "обувь; товары длительного ., пользования)? (В % к числу опрошенных; май, 1995 г.)

"Варианты ответов'' і ; ’ '' г Продукты ,питания; ;©дежда ■ и обувь. Товары длительного польз'ованйя'і

о." - к:," ;■-; ,В продаже есть,все необходимое . 68. . ' ‘ 60. ". ; .. 60

Большая часгь- есть,,но на некото=, рые товары сохраняется дефицит ч О'* ,■) 19,....; : 19--/ . /-,"- Ы< - '

'Кое-что‘есть,- но на-большую'’ ''4 часть товаров’сохраняется (дефицит лі Т." '.'лосе а’.О1.*'- -Г! '12: г' і -і:'.,;. о; г , 6-1/:

Дефицитны практически все -товару -'. О.'- ;- 2 -' " : ' 4'-г • 7 :

Не знаю, затрудняюсь ответить з ■' ' 5 " > • ,6 ' .-

могу,т -это покупать., Заепоследние I три- года оценки населением наполненности потребительского рынка, товарами значительно улучшились. Когда идет. .речь, о продуктах питания, одеждегили товарах длительного-.пользования люди .чаще^всего,.отвечают,- .что-,в-продаже-^есть все необходимое (табл. 1). , -■■;->-« •:

.На* ^расширением предложения> на потребительском рынке быстрее всего реагирую^ те люди, которые.следят за рекламой,товаров, любят-пробоватьи.покупать новинки, при выборе .будущей покупки стараются; подобрать что-то; .самое совершенное, самое.. новое., Именно,, такие потребители ^становятся, проводниками, для основной части населения; - на- них ориентируются более :консерваг тивные группы. - - . ■ .' ' - П.,- ч

, • В рамках сентябрьского 1995 вопроса населения России респондентам была задана серия вопросов, позволя7 ющих. количественно оценить и-.качественно, описать группы населения, различающиеся .по степени консерваг тизма (или .новаторства) своегр потребительского поведения. -По щестибалльной-щкале'.(1 — "совершенно соглаг сен",и6. —."совершенно не согласен") респонденты-должны были оценить, в какой степени.они согласны,со.слег ■дующими-утверждениями: 1) "Вам всегда интересно пробовать -новые продукты,-. Вы. всегда интересуетесь, новы--ми-товарами?"; .2) "Многие люди (знакомые, родственниг ки). часто справшивают Вас о новых .товарах?"; 3) "Вы всегда-интересуетесь рекламой ;новых товаррв?";л4) "Вы всегда, стараетесь покупать товары самых последних моделей?";; 5) "Вы; любите , покупать новые, неизвестные Вам ранее товары, продукты питания?". г .

• , Каждый из этих- вопросов в отдельности, позволяет оценить степень,- новаторства-. потребительского...поведения людей:..склонность следить за; рекламой новых прог дуктов. (вопрос 3);. стремление пробовать, новое (во,-,прос 1), желание реализовать .свои новаторские устремления в реальных-покупках,: (вопрос 4 и , 5), и . наконец,

своеобразная "оценка .со стороны"------в.какой степени

окружающие , люди, признают, новаторское поведение респондента,(вопрос,:?). . 1. '."Г.- 1

. к Новаторство потребительского поведения ,в большей мере выражается, в стремлении .пробовать, новые товары и меньше всего — в реальных покупках. Такой вывод позволяет сопоставить средние оценки; по .каждому, вопросу: средний, балл , по, вопросу 1) "интересно пробо-№тъ?,фовыет1продуктъ1:,-" Г равен-• 3,65?;. по; врпросам .4) "стараетесъ покупатъ товары:самых■ последних мо-

Т : Напомним, что 1 ^ это наиболее новаторское поведение; 6

— самое консервативное. ,. : ■• ,, ...

1и 4

' 7 ‘ 8.: ~7 с ♦ ‘ 1 п •. ‘ /\ ; п,“' '' О/ [_• • ТУ', 1 "-J.jp.

1 \ ! /

с ■ 4- / V * ' I

7%^, . ,\ 1

4 • 3 п . 'г- - г-' ч. # -‘С, 14*? 0'. •..V г’. У ‘ : 1

/

-1-.

и ^ 5 6 7 ,8_.9 10 VI '12 13.141516 17:181920 21 22 2324 252627 28 29 30 ; ' ; Баллы

I ' ■" ' ’ ^1 п п ) и '

Рис.-’1. Потребители "новаторы" и "консерваторы" .. ".

4:.! . V; ГЛ! :: ; .лип 3_.:. '‘ггчгсд •*». ,1.л% л*'*':

делай" и 5) "любите'покупать неизвестнее-ранее това-, рь\" 4-^'4;,'48\и 4,36-Соответствённо.Интересно также,:,нто люди, как правило; склонны.; несколько:-повышенно оценивать’ новаторство своего '.^потребительского поведения (средний балл»ответов налвопрос-2) ".'многие'’люди--спра-, гииваютменя о. новых-товарах" составил.’4,09). • «-<• э

Учесть одновременно:все:перечисленные:.стороньг по-, требйтельского поведения- (от-намерения-покупать,-процедуры выборам товара и'до.епг покупки) .^можно путем совместного':анализа :отвётов ;респондентовсна: поставлен-, ные^вопросы:'Длят этого .'ответы. каждого! респондента-- на пять вопросов .были просуммированы 'и ^получена единая шкала ответов ^одновременно на-:все вопросы,:,т.е:: была получена1 шкала - оценок новаторства потребительского поведения, на'’которой минимальный балл: равен - 5-.и соответствует максимальной:стёпени новаторства;:;^ максимальный: балл равенпЗО;.и. соответствует.крайнее му консерватизму в. потреблении. На;рис., Ьшоказано распределение.'-ответов ■. респондентов глол этой единой шкале. Как-;видно,л'в .среднем-население;- России:;можнр назвать' скорее'консервативным; средняя'оценка соста =• вила. 20,37 -(это соответствует выбору, подсказки 4 — "скорее ^не-гсогласен'': при : ответах": на: каждый шз .пяти вопросов). ’

: 1-.Для типологизации: степени? инновационности потребительского поведения :йспользовался .показатель средт неквадратического .: отклонения,-отражающий- ; степень близости: ответов: отдельных- респондентов к ^среднему значению. '. ,м. й :: ;<.пр.,ч;: ;.

Для дальнейшего анализа были "выделены следующие группы респондентов: "основнаяггмасса"'потребителей — те респонденты,^ответы которьгх' попалив интервал от.’-16 до 25 баллов: включительно;:"умеренные'новаторы" ;-5-,от -121 до 15 баллов включительно; "новаторы" .-от .5 до;11 баллов включительно;:;. "консерваторы"; .^-г^-ГсГт :26, г до -. 30 баллов включительно. Пригэтоюв первую; группу ..("ост новная масса") попало - 55.%тОтвет6в .респондентов, . "умеренные новаторы", составляют 15% опрошенных, "новаторы'-' .-ч- 6% 'и\"консерваторы": —г -24$*-. Вссоставе последней группы целесообразно выделить весьма; многочисленную группу / респондентов;' которые ; набрали, -максимально "консервативный"-балл ^ 30- Назовем'.эту^фуппу.'.'ультт раконсерваторами''.Таким образом, "консерваторы", сог ставляют 15%: опрошенных,; а "ультраконсерваторы" '9ь^'10% опрошенных:.-- .’. ;Г.н. <• Г- к:*.:;.:-

.«“.Наибольший интерес;-представляет; анализ состава и основных характеристик, крайних йз( выделенных групп ‘населения. .И; в :первую очередь -?*. "новаторов"-, посколв» ■ку!■ именно .она.'представляет -наибольший:интерес .для определения : характера., спроса..;» на,. - потребительском рынке; Описание другой .полярной-труппЫ ц-гг ':ультрат

консерваторов", представляющих собой арьергард по-I] мтребительскогояспроса;:- важно' прежде всего в прагматических целях: в каком "направлении не’следует искать! Iактивных потребителей. г.-о-гг-^оП - !

|—Как иследовалоожидать,-вгруппе "новаторов,;-преоб-ладают молодЫё:~%0%гёе'-составляют люди^'в -возрасте-йо, •т24 лет. и. лишь 7%„— ..пожилые люди (старше ;552:лёт).’ . Напротив, | консервативное, [потребительское -- поведение; характерно в первую очередь для населения старших’ !возрастов:, чутьболее, 1/г, группы "консерваторов" ср-; ставляют люди;.старше 55. . лет,-. в: срставе;"ультракрнсе-рваторов" представителей этих возрастов еще больше;^-: 61%. , ;»

Уровень образования новаторски на строённых потрё-1 бителей' гораздсГвыше,' чем в среднем: каждый четвер-| тый имеет’ высшее или 'незаконченное высшее образовав -ние.^-- - - =-^.. г

- лБолее ,1 /г', представителей группы "новаторов" --г-^люди семейные: 51% ответили, что они женаты (замужем), ;6% ^-4- что живут--вместе» со своим партнером--хотя официально в:браке не, состоят-лВместе с тем почтив каждый третийфеспондент-из этой, группы ХОЛОСТ)(не замужем); что- почти: вдвое’больше;, чем в среднем,- и] вполне согла-суётся С-'ВЫСОКОЙ .долей -людей (МОЛОДЫХ возрастов!' в группе ."новаторов"'*потрёбительскош’поведения. . ,

■’ Размер семьи в группе:"новаторов"чуть! выше [Среднего уровня: (3,4 против>3,1. вссреднем). А вот число^детей такое же,.как1и в среднем.^ 1;4гребенка.,Таким образом, группу "новаторов", в основном составляют, с одной сто-г роны, молодые' семьи ;с,- детьми, а с. другой;-^, еще не вступавшие в "брак; молодые люди, живущие чаще -всего вместе со СВОИМИ родителями. . П./. II С'.’У’П

•* Социальног-профессиональный '-. -статус"новаторов" весьма .разнообразен: С одной стороны, здесь много.руко-водителей ;различнош:уровня> (среди "новаторов" руководителей или главных:специалистов предприятий и организаций -7%, вкструктуре; населения в среднем — 1,6%; руководителей, структурных подразделений —г .-6%,:РВ среднем; — ’ 3,6%). :С: другой- стороны, вдвое- выше, :чем в среднем, доля домохозяек (включая, женщин; находящихся в отпуске по .уходу за маленькими детьми) .— 13% (в срёднем -г- 6), а также лиц;-, называющих-себя "временно не. работающими"..^- 12%.(в среднем—; 7%). По сравнению со средними показателями, .среди "новаторов" . в 2,5 :раза .больше ушц,’ занятых- индивидуальной трудовой деятельностью или бизнесом. Если в гереднем 47% опрошенных жителей России отвечают; что. их основное занятие.^:; это работа--по -найму, то; -среди - новаторов доля таких ответов заметно ниже — 39%. : ,; ._

г.Профессиональный состав группы "умеренных .новаторов" имеет те же,.отличия от основной массы ПОТребИг телей, что илгруппа :"новаторов",, С1 той лишь :разницей, что эти отличия ;мёнее! ярко выражены. Однако: есть две интересные особенности:-^во-первых, среди "умеренных новаторов!’ на- 1/4 ниже,; .чем:в группе "новаторов", доля домохозяек, зато примерно на столько . же выше доля учащихся;*:, во-вторых,!.•!среди ■ ."умеренных - новаторов" вдвое! ниже,'.чем -среди-"новаторов", доля владельцев частных ^.предприятий, зато;'также почти вдвое, выше -доля'индивидуалрв.'и:владельцев фирм. •. . ...

Уже отмеченные особенности социально-демографит ческого \ состава.. .группы •• "новаторов":: делают неудивительным тот факт/.что'в этой , группе ниже, чем в среднем,: доля»1 респондентов;! с являющихся: кормильцами своих-.семей: в- среднем ;по выборке 58%:,.респондентов ответили, :.что именно они: приносят основной: доход: в семью" среди . "новаторов"'; таких' ответовшабралось.-49%. А вот среди "ультраконсерваторов" кормильцев-семей. ^ 73%:'Значительная часть: из них .— :Это семьи пенсионе-

• ;■ -чч " I > ; . ■ ■ . ; . . . ~ ... Таблица 2

Ч1" V ' Заработки и денежные доходы различных групп потребителей . ; ч'

Показатели п.. _ "Новаторы" "Умеренные новаторы" "Основная масса” "Консерваторы" "Ультра- консерваторы" В среднем

Доля лиц, ;имеющих дополни7ельную работу, (в .% К .ЧИС- ; ленности группы) - . . • ■ - '1 : 12,8 . . 24,8 18,3 ■ ' 8,8 10,8 17,0 .

Размер заработка от основной, работы, всего (тыс -.руб., сентябрь; 1995 г.): .. " :'■• ", .- : ■ --693'0 : * ' 725,0. 434,0 " 451,0 . 314,0 486,0

Размер заработка от основной -работы только у тех,'' кто имеёт-дополнительную' работу (тыс. руб., сентябрь; 1995 г.) - ^ 1 -801,0 472,0 386,0 391,0 \ 263,0 412,0

Размер заработка от дополнительной' работы (тыс. руб., сентябрь, 1995 г.) • -■ ' 524,0 380;0 ., 350,0 . -172,0’ . 151,0 338,0

Доля дополнительного заработка в общем объеме.за-, работков у тех, кто имеет дополнительную роботу, % 40,0' ’ '45,0 . 48,0 . .- “' з, о 36,0 ‘ Г'45Д'

ров, для которых пенсия — единственный ■ источник дохода. • : V .

Неудивительно, что размеры среднедушевых доходов в- семьях ""новаторов" и "консерваторов" существенно различаются: >в семьях.."новаторов" среднедушевой доход более чем в 2 раза выше; чем в семьях "ультраконсерваторов" (соответственно 544 .тыс. руб. и: 209 тыс. руб. в расчете на члена семьи в сентябре 1995 г.). Казалось бы, это обстоятельство и дает.'окончательный ответ: у кого есть деньги, тот и может позволить себе роскошь тратить их на приобретение новых и совершенных потребительских товаров. Однако анализ распределения размеров заработков от. основной и дополнительной работы у респондентов !из,фазных групп,показывает, что ответ не столь однозначен. . » •. ' ' - -

Только у "новаторов" (табл. 2) дополнительную работу имеют респонденты с более высоким, чем в среднем по группе,, ^фовнем заработка от основной работы. В остальных же группах' на второй работе работают главным образом те, у кото'основной заработок ниже, чем в среднем по группе. Средние заработки на основной работе у группы I "новаторов" оказываются ниже, чем в группе "умеренных новаторов". •

Доля лиц, работающих на второй работе, среди "новаторов" ниже' даже по сравнению со средним по выборке показателем и вдвое1 ниже, чем' у "умеренных новаторов". Заработок от дополнительной работы менее .- значим ■ ■ в группе "новаторов" по сравнению с "умеренными новаторами" и с основной массой потребителей: у "новаторов" дополнительная работа дает 40% общего объема заработка,'у "умеренных консерваторов" — 45, у основной-массы

— 48%.

‘ Таким-образом, в группе "новаторов'! дополнительная трудовая деятельность • является как бьь менее вынужденной: приработки являются хотя и большим по. объему, но относительно-менее значимым ^добавком к и без того существенно более высоким основным доходам. Следовательно, немногочисленную группу "новаторов потребительского поведения" составляют жители России, имеющие одну хорошую, высокооплачиваемую-работу. Группу "умеренных новаторов" составляют активные "трудяги" (напомним, каждый четвертый из- них имеет дополнительные приработки, это наиболее высокий показатель). ■ ' . .V ■ - ■ о.;.

гЗаметим, что разница в заработках от основной и дополнительной работы-у представителей "умеренных новаторов" и "основной массы" потребителей не так вег лика, как разница в их 'среднедушевых семейных доходах (заработки.от основной и:дополнительной .работы у "умеренных новаторов" в: 1,16 раза больше, чем у "основной массы"; среднедушевые доходы — в 1,41 раза больше). Аналогичные различия между:"новаторами" и "уме-

ренными новаторами" существенно меньше (1,5 и 1,4 соответственно). С точки зрения величины денежного дохода различие между "новаторами" и "умеренными новаторами" лежит в сфере возможностей получения денежных доходов, в-то время как между "умеренными новаторами"и, "основной, массой"-.различия в большей степени обусловлены'демографическими факторами (в данном случае, числом иждивенцев в семьях).

- сПроведенный- анализ позволяет заключить, что группа "новаторов" состоит - из двух основных подгрупп:

а):- хорошо. зарабатывающие работники, редко имеющие вторую работу, многие из них заняты в частном бизнесе;

б): не. самые высокооплачиваемые или вовсе, не работающие люди, но,"из весьма обеспеченных семей. Таким образом, новаторство потребительского поведения, очень тесно связано с финансовыми возможностями людей; однако высокие заработки являются необходимым, но еще не достаточным его условием. Стремление больше зарабатывать, работать на второй, третьей работе не. обязательно приводит к развитию потребительских устремлений. ' Потребителями-новаторами являются люди высокообеспеченные и не слишком обремененные; работой,- потребителями 7^7- "умеренными новаторами" —Г люди также высокообеспеченные; но и много, работающие.

На что же сейчас прежде всего предъявляют спрос новаторски настроенные --1 потребители? На этот вопрос позволяет ответить- анализ распределения ответов респондентов на вопрос: "На что бы Вы потратили неожиданно оказавшуюся в Вашем распоряжении значительную сумму денег (табл. 3). ;;■ , ^

■ Как видно из предложенных вариантов ответов,’- в группе "новаторов" наибольшим, спросом..пользуются квартира и автомобиль", причем если "умеренных новаторов" интересуют прежде всего квартиры, то настоящих новаторов больше привлекают автомобили. "Новаторы" гораздо охотнее, чем в среднем,.потратили бы деньги-на отдых и 'развлечения (весьма дорогостоящее удовольствие в наше время): Представители этой группы высоко ценят хорошее образование и скорее, чем другие, готовы тратить деньги на его получение.

у Вообще в этой группе, что естественно, весьма высоки .именно потребительские,, а не сберегательные устремления: представители этой группы менее, чем кто-либо еще, склонны сберечь на будущее, а не израсходовать; неожиданно оказавшуюся 'в их распоряжении сумму денег. Вместе с тем,. отвечая на другой вопрос анкеты: "Намерены ли Вы- в ближайшем будущем делать сбережения?" —; представители, группы "новаторов" .гораздо чаще, других давали положительные ответы. Следова-тельно,.- высокообеспеченные "новаторы", имея более высокие, чем в .среднем, возможности для накопления сбе-

Сі • 1 ч.-ч

' . Таблица З

’Если бы в Вашем -распоряжении оказаласькрупная сумма денег,'как бы Вы скорее всего её использовали?

: .'.рк. - IVі (В %'к числу опрошенныхв группе.) ' 1 м'' у ■

.V — •. -Е -• *• - XV’ >.«?• Гг- ■ м.‘> “варианты'ответов - ь 1 ’ ■, ” - ЇІІ. г '"Новаторы" "Умеренные^ новаторы" . "Основная^-масса".; ‘"Консерваторы"1 і,-.. "Ультра-, консерваторы". В' среднем

Не.стал бы тратить, сберег на будущее тга .V»! н 4,7п і»' у. 6,1 • - . ■ 10,3 , :: л- 1.7,51 г:,'.. 7,7ї ■

На текущие нужды '■ 11 -** -.і. ^ :,.г:. -21,9 : . 24,7 36,4 45,0 '1'’ 53,25 ! - 36;8'

., - -''лі"'4 ; \ .гон ' _ На покупку дорогих вещей ... , , :' - ■ '“„471 . • . . 18,4 .. .12,6 11,1. . . " 9,7. . .5,7, , ■ 10,9.

На покупку квартиры; собственного .дома і- • ■* ‘ • р ... п:26,4' :-33;4: е -25;7: С; ■ -■ 17,3. и і.-.- , 7;2 23,6” "

На образование-1* ^ р ’ - • ■ -. г'. -, г% ■ 12,4 10,3 * ' ’ •• 9,0' •’1 5,5 ~ 1 1,3 ' 4 '"8,1 :Г1!

„ра ле.чение ^ . , ,, _ .. ■ * ,4 * ' ‘ . 6,5..; 8,2. I. 16,9! .. .. ... 24,3 . , • ... „19,2 .. 16,2

На отдых, развлечения!. 'Г/ •с -.:13,2..г 11,0', • -л 9,2 -.;,? У-ІП./ 5,9 .■■ лт.-.< 8;'4"-**:-

: На собственное дёло/пЪкупку-акций - У.'г ' "!І2,2 - ; ' 10,4" ' ■ ' -5,7 ■ г . : з;7.. ' 1,6-' •

; г : 1 - -г/ >. V ,1. ' • • На покупку земли, дачи, садоваго домика ОЛТ- Ч.іС .. - .4,7 > '' 7,5' ■" .. . г- 7,7 Л ■ ... 5,8 _ ' - -і : >.’ . ■ , 2.0,, ., .' . .-6,5 .

,На покупку автомобиля ж ьїіи- ' ■ - і.’ •: '23;4;.'П .19,8 = г 13.4 ' :4м': 5;5 ■ ... 3.5 V 12,8

На другое • .' '• 'с'- 2:.т.3(7л-. •2,6 3;5 ■ - , . 7,0ц 1 • ' ” -7,2 - 4,3П<''

X .;Я ЇС-і? .'V! ’ і-< •' 54 * і .- •" є.' . ■ ‘ . Г

х,г.7‘- ■; яуг:п. Отношение групп потребителей к различным'аспектам выбора товаров~-(в баллах);;

Таблица '4

. .. \ ". ГГ-'.': '. Аспекты7выбора- г-' -Р • У.*'1 "Новаторы" "Умеренные новаторы",. ."Основная ! масса".. , "Консерваторы" .: "Ультра-л ■ консерваторы" В средне^ '

' ' -}■ -■ Вещь-должна быть доступной, по цене .г—;!. .':" : 1,38 -.1,35.: •: 1,28 - к- 1,18. •. 1,19 . . 1,27;

'Вещь может быть до"рогой;'но^6йа должна Ъправдывать-свою:цену <"•-/■.' ..^-■-1: (. - 1,39 ; ■ -Т,48*"^ : 1,67 - ' - 1,93 • ' > 2,04 •>- •- 1" 01' • • -1 ;70

Если вещь мне нравится, то цена *в общем не имеет для меня значения, 2,56 2,56 2,73 3,06 3,37 3,49 3,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вещи, которые я покупаю, должны быть дорогими и самого высокого качества 2,53 2,64 3,10 3,53 3,61 3,09

Я предпочитаю импортные товары 1,88 2,35 2,91 3,37 3,55 2,90

Не люблю покупать то, что носят все 1,69 2,02 2,34 2,88 2,96 2,38

Я предпочитаю товары хорошо известных фирм 1,70 1,95 2,54 3,19 3,49 2,57

Я слежу за рекламой и покупаю товары, реклама которых мне нравится 2,41 2,66 3,28 3,65 3,73 3,23

Я ничего не имею против того, чтобы купить хорошую подержанную вещь 2,89 2,82 2,66 . 2,47 2,30 2,63

Я стараюсь покупать такие вещи, которые будут слу-. жить очень долго 1,68 1,58 1,60 1,54 1,48 1,58

Я покупаю только отечественныё'товары 2,68 2,50 2,33 1,95 1,93 2,28

режений, всё же делают их в основном в потребительских целях — для покупки дорогих вещей или других крупных потребительских расходов.

Из данных табл. 3 видно’, что "новаторы” вдвое чаще, чем в среднем, склонны вкладывать деньги в развитие собственного дела, приобретение акций. Это и, неудивительно, если учесть, что в их числе много: бизнесменов. Однако в отношении покупки акций и других ценных бумаг представители этой группы проявляют такой же низкий интерес, и как все другие группы потребителей (собираются покупать акции за счет личных денежных средств лишь 1,8% "новаторов"; в среднем — 1,7%.

Несколько реже, чем в среднем, "новаторы" хотели бы потратить деньги на покупку земли; дачи, садового домика. Максимальную склонность к таким приобретениям проявляют "умеренные новаторы" и "основная масса" потребителей. Возможно, это в значительной мере связано не столько с затратами на приобретение 'земли, сколько с затратами на строительство и обустройство уже имеющегося земельного участка. В группе "новаторов" доля лиц, имеющих дачу (дом на садовом участке), совпадает с долей тех, у кого есть земельный, участок (35% опрошенных). В группах "умеренных новаторов" и "ос-

новной массы" потребителей земельный участок, на котором выращивают фрукты, овощи, имеют гораздо большее число опрошенных по сравнению с теми, у кого есть дача: в группе "умеренных новаров" 26% опрошенных имеют дачу (дом на садовом участке) и 42 — участок земли, на котором они выращивают фрукты или овощи; среди основной массы потребителей — 23% и 50% соответственно.

Как и для любой группы населения, имеющей относительно высокий уровень доходов, "новаторам" присущи относительно благоприятные оценки уровня и динамики материального положения своих семей. Из их числа 13% опрошенных отвечают, что материальное положение их семьи улучшилось за последние полгода, и еще большее число (24% "новаторов") рассчитывает на улучшение своего материального положения в ближайшие, полгода. Потребители-"новаторы" лучше, чем в среднем, оценивают качество питания своей семьи; то, как они одеваются (24% считают, что "одеваются так, как им нравится", 44%

— "у нас есть все необходимое, но угнаться за модой не можем"); домашнее имущество (18% считают, что в их семьях "есть практически все, что хотелось бы иметь, все вещи новые, современные", 50% отвечают, что "есть все

необходимое, .все, вещи в хорошем ^состоянии"). Таким образом, потребительский спрос, который- активно ,, предъявляют на рынке -представители группы "новаторов",^базируется' на относительно высоком уровне мате-“ риальн'ого обеспечения ,их домашних хозяйств и, - следо- -ватёль:ноуЗ:направлен прежде всего на высококачественные^ потребительские товары.. ..

Инфляционные ожидания потребитёлей-"новаторов"~ оказываются более спокойными, чем в среднем ло населению России:' они чаще отвечают, что цены в ближай-' шие месяцы будут расти теми же темпами, что и сейчас, и реже, что рост цен усилится. Это, однако, не означает,*' .что-инфляционные-ожидания’этой группы'активных и искушенных потребителей :является более верным,. по-: скольку сейчас в России быстрее цены растут на товары массового спроса, не. являющиеся предметом основных потребительских интересов этой группы.

Что является важным для потребителей-новаторов приг выборе покупки? В табл. 4 приведены данные, характеризующие отношение групп потребителей к раз- “ личным аспектам выбора товара. Баллы, приведенные в таблице, отражают,, степень согласия респондентрв с-. приведенными' суждениями '("1" соответствует полному " согласию, а "4" —' полному несогласию с этими сужде-1 ниями). Как видно, "новаторы" отличаются особым пристрастием к импортным товарам, дорогим и самого высокого качества. При этом цена- товара не имеет столь большого значения, как для остальных потребителей,

•, ,-хотя, "дорогой товар!! должен, обязательно оправдывать свою высокую цену. "Новаторы" больше, чем в среднем, , доверяют рекламе и покупают товарЫ'реклама'которых им понравилась. "Новаторы", - столь - же внимательно, -' сколь и прочие-потребители, следят за тем,-чтобы их

■ приобретения служили им долго, и- как и все не склонны . выбрасывать деньги на сиюминутные причуды. „, и ' Потр'ебителям-"новаторам" присущ более оптимисти-- ческий, чём в среднем, взгляд на-ситуацию1 в стране.'Они ; несколько лучше оценивают экономическое положение в ; стране в целом и в месте своего проживания в .частности; чаще отвечают, что "все не так плохо и можно’жить", их в -: большей мере устраивает нынешняя жизнь. Если в срёд-; нем -число сторонников продолжения реформ в России • примерно равно числу их противников, .то среди "новато-. ров" преобладают сторонники' нынешних преобразований. Вместе с тем так же, как и все другое жители России, потребители-"новаторы" чаще всего считают, _ что "самые . тяжелые времена еще впереди" и что "ситуация в стране

* ' вышла’ из-под"контроля" руководства государства. В то же время, среди "новаторов" чуть ли не 1/2 опрошенных надеются на то, что; жизнь более или менее наладится в буду-' щем году (примерно в 2,5 раза больше;”чем в среднем).' '■

; ' По,мнению "новаторов", Р.оссию сейчас могла бы сплотить идея сильной, современной, богатой страны, в которой правит законность и порядок. В отличие от них, 1 "консерваторов" больше, привлекают идеи "возрождения

- России", "законности и порядка", "социальной защиты".

г1

. г- !

1

'А --Гуг* Г.’.. ,• . 1 . г ■

••• ! .

■ ’ " , I "1.

V; '1' г. '1 .

л - "1 г-.; .. -

ф'-

.. , *. ■ ' ' /.-л» ....

••• ” . ' 5 'Г';: V''- ,г- •

• • ■ ... .. -■ ос; • п-

. :<!.Ч " -^.1' Ч' - I' Ь •*'>

- Г ~ -V . .; ; : тг с.- ; .

• ,-..-1 <г . ^ . ! ■ \ г . • •, ■'•»> ■:

■ •> V. У- ■ Ч " - ■-; ’ V. - ■ ■ ■ т. г* - ’ ‘I-

чГ’И»*! и4.*;5-!*-; .5‘" - п7>. ; :ООТ: - <4

11) и ‘/С- > ^ ’ *■ - .м31. ’•* • ч ’*'’/* { ‘-3 '• •*

гглы.ь:)}:.-. т* \ н ч’/. •;.;*{ г»< ..;г. ■ ч ,* о'.ли:

сс - 1 -Д! г. ••. т;].■ ■ м..г.~

'/.к ^:л':.с;1/п- 1.:нн .-;• >

■г. -л:-.'' '.I .г.'лс.гг. с'О.’ .гашлу ,

к, г '

1-Г/. '’.т. ’I )Г <!( =•■ ‘/I ч!Г)

' \ - •' ' 111!* г;;: : 1'.’1 . Г ^ Ь'. " ’У\. ■ -П

1 '‘Ти1.,и:.м :> •'•■'ч /ч- /:у,-У/ ; о-м’и', >.''1 го!

у г* г'/...!.,;; , чп.

ш та .чс,-.-.'^ . -у..’ 7 --

>;» г. и’П' ,г;;'аМ!«-'5 V:.) •. .ч.^'З^ог

иг с '•■1':!,.-"Г., 1-.ч-

1 V1" ' 1 ’- ''" 1 - ! V '* ^’О 7 1’. ’ _М''.I

• л~. :1 \ .■ • !■. ‘'.у- .

,ч- г-.’ . ->■: т ■ 1

-:Ч ;•

;г -‘ ^ л т. ...э

'V . !т . -;гг 1 - ■ ..

л -г”. • ■' сп-

■/ : . . ... ч. . _ мпгоь’ : ■

35*’: !<ЯиГАц.и;» ЫТГ;^1‘;.':1СТ-.'ДМ ; 1

:1~ .- 'к: '^:сг ■.!,: : - :г. г /чл ч31 ‘ ^ ^ : ! - : - *' '• -

’.ллд г ::я, ->:ь <-чУ,

Г - - ^ .... 11 .:о.;3,; .Лч^-р

1 ■/ О'-1 .1 ■ .■'* 11.ПО’

I'!.".’. 1 ■'-! гг;;.* . '//•■■'Г ■■ 1 :■

-1 1^/, I■! у: - ■■ Л .:,Ч' ' ' 1 .!’)*! г.,

"а:! 01'I ','5:.|■" г! /Ч.-

■ (К'*. Л :’>.ч. 1Г-! > * •:'

• До•*!,'* 1-“ и-дкГяф'Ап; > ы >. ■

л-Л- к с-1-Т ,ь г?'.ч; / ьи м.„'г'.г, г',.. J

^ июн-; >.■:

чп. „‘V .я г-.к' ‘.’л-.г- -р. г. п,

■ -,г\. s ;.Г;. ч;.. -у;, ., ;.-у ь о Г’.л./:&к.:

■■■> ' . /" Л .'л;-.. -;П<

:

:..аух«по им!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.