Научная статья на тему '«Потолок цен» на нефть как инструмент ограничения доступа России к глобальному рынку'

«Потолок цен» на нефть как инструмент ограничения доступа России к глобальному рынку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт / международная торговля / экономические санкции / «потолок цен» / Европейский союз / ограничения / нефтегазовая отрасль / export / international trade / economic sanctions / price cap / European Union / restrictions / oil and gas industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич, Карелина Екатерина Александровна

В исследовании проанализированы основные аспекты, тенденции и последствия введения сравнительно нового ограничения в отношении российского импорта – «потолка цен». В широком спектре антироссийских экономических санкций многие ограничения коснулись внешней торговли нефтью и газом. Вместе с тем, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что последствия данного ограничения являются неопределенными вследствие слабого и неконкретного дизайна «потолка цен». Мы указываем на основные ошибки, которые были допущены в рамках разработки и реализации «потолка цен» западными странами – слабая коалиция и разногласия между странами, риск ограничения российской добычи и экспорта, возможность предоставления услуг альтернативными странами, специфика мирового рынка нефти, нерыночный характер «потолка», а также нарушение отлаженного годами российского экспорта нефти. Указанные ошибки расширяют простор для экономических исследований в части разработки и совершенствования инструментария регулирования международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL PRICE CAP AS A TOOL TO LIMIT RUSSIA’S ACCESS TO THE GLOBAL MARKET

Our study analyzes the main aspects, trends and consequences of the introduction of a relatively new restriction on Russian imports – the “price cap”. In a wide range of anti-Russian economic sanctions, many restrictions affected foreign trade in oil and gas. However, in our study we came to the conclusion that the consequences of this restriction are uncertain due to the weak and vague design of the “price cap”. We point out the main mistakes that were made as part of the development and implementation of the “price cap” by Western countries – a weak coalition and disagreements between countries, the risk of limiting Russian production and exports, the possibility of providing services by alternative countries, the specifics of the world oil market, non-market nature “cap”, as well as a violation of Russian oil exports that have been well-established for years. These errors expand the scope for economic research in terms of developing and improving the tools for regulating international trade.

Текст научной работы на тему ««Потолок цен» на нефть как инструмент ограничения доступа России к глобальному рынку»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

«Потолок цен» на нефть как инструмент ограничения доступа России к глобальному рынку

Смирнов Евгений Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» E-mail: smirnov_en@mail.ru

Карелина Екатерина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» E-mail: opferpriesterin@mail.ru

В исследовании проанализированы основные аспекты, тенденции и последствия введения сравнительно нового ограничения в отношении российского импорта - «потолка цен». В широком спектре антироссийских экономических санкций многие ограничения коснулись внешней торговли нефтью и газом. Вместе с тем, в нашем исследовании мы пришли к выводу, что последствия данного ограничения являются неопределенными вследствие слабого и неконкретного дизайна «потолка цен». Мы указываем на основные ошибки, которые были допущены в рамках разработки и реализации «потолка цен» западными странами - слабая коалиция и разногласия между странами, риск ограничения российской добычи и экспорта, возможность предоставления услуг альтернативными странами, специфика мирового рынка нефти, нерыночный характер «потолка», а также нарушение отлаженного годами российского экспорта нефти. Указанные ошибки расширяют простор для экономических исследований в части разработки и совершенствования инструментария регулирования международной торговли.

Ключевые слова: экспорт, международная торговля, экономические санкции, «потолок цен», Европейский союз, ограничения, нефтегазовая отрасль.

Работа подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств федерального бюджета по государственному заданию (наименование научной темы «Разработка стратегии позиционирования России в новой системе координат глобального рынка: векторы многополярности»; рег. номер -1023042400110-8-5.2.1, код (шифр) научной темы, присвоенной учредителем (организацией) - FZNW-2023-0048)

Введение. Обзор литературы

В отечественной библиографии экономические санкции - явление относительно новое для исследования и ранее их было принято рассматривать в общем контексте ограничений международной торговли, описанных в классической литературе [1], [4]. Научный интерес к анализу санкций с точки зрения их воздействия на нефтегазовый комплекс нашей страны проявлялся еще задолго до начала нынешних волн масштабных антироссийских санкций [2]. Вместе с тем, в последние годы встречались работы, посвященные анализу новых сбоев в развитии современной мировой экономики [3], а также макроэкономической природы, характера и последствий экономических санкций [6], [7]. Важно отметить и работы, в которых рассматривался глобальный контекст развития российского нефтегазового сектора [5], который изменяет условия доступа нашей страны на глобальные рынки.

В зарубежной литературе уже сформировался пул исследований, посвященных анализу экономики ценового ограничения в форме «потолка цен» и результатов его соблюдения [8]. В других исследованиях подчеркивается воздействие «потолка цен» на мировые цены на нефть, а также указывается, что данное ограничение является частью нового подхода к санкциям [9, с. 11].

Обзор литературы показывает, что собственно анализ так называемых «потолков цен», применяемых в последнее время, представляется сравнительно новым направлением экономического анализа, и, возможно, потребуется еще много перспективных исследований, которые позволят установить истинные последствия практики применения такого рода ограничений. Наконец, предпринимались попытки оценить, каковы будут чистые потери нашей страны в результате различных устанавливаемых уровней «потолка» [10].

Вместе с тем, имеется значительная степень неопределенности по поводу последствий «потолка» цен как для российской экономики, так и мирового хозяйства в целом. Незначительная практика действия данного ограничения не позволяет адекватно оценивать ее результативность, поскольку имеет место ряд латентных факторов, которые могут проявиться в ходе реализации рассматриваемой политики.

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Основная часть

Сущность и экономическая природа «потолка» цен Политика антироссийских санкций западных стран ставит целью достижение в долгосрочной перспективе кумулятивного эффекта, который будет постепенно накапливаться. Однако эффективность такого подхода может быть неопределенной, поскольку наша страна переориентируется на новых внешнеторговых партнеров, меняет модели участия в международной торговле и в целом трансформирует свои внешнеэкономические связи. Кроме того, если рассматривать Европейский союз (ЕС), то его санкции не скоординированы, между отдельными странами - членами союза и твердых коалиций по поводу их применения.

С самого начала реализации своей санкцион-ной политики ЕС разрабатывал инициативы, чтобы ограничить экспорт нефти - основного российского товара внешней торговли. Так, шестой пакет антироссийских санкций, введенный еще в июне 2022 года, анонсировал эмбарго на импорт из России в страны ЕС нефти и нефтепродуктов, а также любых услуг (например, страховых, транспортных), которые будут связаны с этим импортом. Однако, для данного эмбарго был установлен переходный период, чтобы была возможность прекратить контракты, заключенные ранее.

В то же время, уже в июле 2022 года произошло смягчение эмбарго в отношении российских экспортеров нефти, которым было разрешено работать с трейдерами из Европы, если речь идет о перепродаже нефти в третьи страны, что ЕС объяснял соображениями энергетической безопасности этих стран. Кроме того, если указанные ограничения были бы сохранены, то крупнейшие импортеры российской нефти - Китай и Индия - стали бы пользоваться услугами альтернативных перевозчиков или более мелких трейдеров. Уже на том этапе, в 2022 году, ЕС не хотел полностью утрачивать российскую нефть, чтобы страны Азии могли покупать ее со скидкой. Страны ЕС, вводя переходный период для своего эмбарго, начали активно пополнять запасы нефти, понимая, что введение «потолка цен» является неопределенным с точки зрения последствий. Например, Россия может сократить добычу нефти (что и было сделано в рамках сделки ОПЕК+), поддерживая тренд роста мировых цен, тогда как Индия и Китай продолжили импорт российской нефти с дисконтом.

Изначально, основная идея «потолка цен» в отношении российской нефти заключалась в том, что если нефть из России будет экспортироваться ниже установленного западными странами лимита, то ее экспортерам будет отказано в страховых услугах для морского транспорта, которые оказываются в основном компаниями Великобритании. Такой лимит предлагалось установит в размере ■I до 60 долл. за баррель. Таким образом, Россия буе дет экспортировать нефть фактически по себесто-« имости, и это, как предполагали западные страны, еЗ снизит ее доходы и затруднит финансирование во-тг енных действий.

Политика «потолка цен» в отношении российской нефти была введена с 5 декабря 2022 года, и в экспертном и научном сообществах сразу же развернулась дискуссия по поводу того, насколько высоким (или низким) должен быть этот лимит, поскольку высокий лимит не будет иметь смысла для инициаторов санкций, а низкий - приведет к прекращению экспорта Россией. Странами ЕС было принято решение о «потолке» на морской экспорт российской нефти в размере 60 долл. за баррель. Данное ограничение задумывалось, чтобы не только ограничить доходы от экспорта нашей страны, но и сохранить российскую нефть на зарубежных рынках. В то же время, ценовой предел может быть интересен не только развитым странам, но и импортирующим российскую нефть Китаю и Индии, поскольку они могут во время действия «потолка» выторговывать себе больший дисконт на нефть.

США поддержали политику «потолка» цен в отношении морского экспорта нефти из России, однако мы считаем, что в этом США руководствуются своими интересами: в 2021 году импорт нефти в США из России утроился, достигнув исторического максимума. После начала СВО США ввели запрет на импорт нефти, однако не на ввоз нефтепродуктов, которые производились в третьих странах (в основном в Индии) из российской нефти. Чтобы продолжать экспорт российской нефти в США в условиях санкций, по нашему мнению, можно использовать и другие каналы, например, усложняя маршруты поставок и используя морские суда со сложной структурой собственности, используя подставные компании из третьих стран, а также смешивая российскую нефть с нефтью, поставляемой из других стран, затрудняя определение страны происхождения нефти. В своей поддержке политики «потолка» США, вероятно, надеются на прекращение российских поставок нефти в ЕС, поскольку ожидают перенаправления больших потоков недорогой (с дисконтом) нефти в Индию, которая будет перерабатывать ее в нефтепродукты, поставляя их затем в США.

Кроме того, с февраля 2023 года развитые страны ввели «потолок» цен для экспортируемых из России нефтепродуктов, причем двух видов: один - для нефтепродуктов, которые реализуется с премией к нефти, другой - для тех, которые продаются со скидкой. Вместе с тем, мы считаем еще большую сложность практического применения «потолка» в отношении нефтепродуктов вследствие их специфического ценообразования (цены на них зависят в большей степени от мест потребления, нежели производства).

Аналогичный «потолок» цен планировался также и в отношении российского газа, и этот вопрос обсуждался на уровне ЕС несколько месяцев, поскольку страны - крупные импортеры газа из России (например, Германия и Венгрия) выступали против данного ограничения. Введение «потолка» на газ, как представляется, является еще более неопределенной мерой, чем в отно-

шении нефти, и будет раскачивать энергетические рынки. Дело в том, что газ очень сложно перенаправить на альтернативные рынки, и ЕС будет трудно восполнить быстро образовавшийся дефицит и перебои с поставками, особенно, если они станут длительными (при решении России прекратить поставки газа в Европу в случае введения «потолка»). В данном случае, Европу не спасут даже заполненные газохранилища, а другие страны-экспортеры газа (например, Ближнего Востока) не готовы быстро развернуть вектор своих поставок.

Ожидаемые последствия «потолка» цен, его нарушения и пути обхода

В качестве одного из последствий «потолка» цен для отдельных стран следует указать на изменение потребительского излишка в странах-инициаторах санкций (США и ЕС) и ключевых страна-импортерах (Китае и Индии). Если рассматривать этот излишек в% от ВВП указанных стран (то есть с учетом динамики потребления нефти экономикой), то, по расчетам одного авторитетного коллектива исследователей, при разных уровнях «потолка» получится следующая картина (табл. 1).

Таблица 1. Изменение потребительского излишка* в результате «потолка» цен (в краткосрочной перспективе)

«Потолок», долл. за баррель ЕС США Индия Китай Россия (потребление) Россия (производство)

90 0,01 0,01 0,03 0,01 0,66 -2,2

70 0,03 0,04 0,07 0,04 2,0 -6,6

50 0,04 0,05 0,09 0,05 3,4 -11

30 0,02 0,03 0,06 0,03 4,9 -16

Примечание: * изменение потребления нефти,% к ВВП. Источник: составлено по: [10, с. 22].

Из таблицы видно, что максимальный выигрыш от «потолка» получает Индия. Также нужно учитывать, что в рассмотренной модели все страны покупают одинаковое количество российской нефти. В действительности это не так, поскольку большую часть нефти закупают Индия и Китай, и их выигрыш будет еще больше. Выигрыш Индии, видимо, обусловлен более высокой нефтеемкостью ее экономики. Второе место по выигрышу занимает Китай. Таким образом, страны, не поддержавшие ограничение, получают максимальный выигрыш, а страны-инициаторы «потолка» - минимальный.

Вместе с тем, в России потери производителей в любом случае будут ощутимее потерь потребителей нефти. По некоторым расчетам [10, с. 30], «потолок» в 60 долларов ведет к ежедневным потерям России в размере 433 млн долл. Однако, это чисто формальный расчет, не учитывающий динамики мировых цен на нефть (равно как и динамики российского производства и экспорта).

Действие «потолка» цен станет ощутимее по мере повышения мировых цен на нефть, то есть, чем больше они будут «отрываться» от «потолка». Политика «потолка» цен будет ограничивающим образом влиять на отечественный бюджет, но лишь при условии ее эффективности, о чем пока говорить преждевременно. «Потолок», в свою очередь, создает проблемы для европейских компаний, оказывающих услуги для морского экспорта нефти. При транспортировке российской нефти будут применяться изощренные и сложные схемы, нацеленные на скрытие страны происхождения нефти (так, например, может применяться перегрузка нефти на другое судно).

После введения «потолка цен» в конце 2022 года наблюдалось сокращение морского экспорта нефти из России, однако постепенно участники

рынка (трейдеры, страховщики, грузоотправители) адаптировались к этому ограничению в контексте принятия риска и подключая альтернативные страховые компании и теневых перевозчиков. Во втором квартале 2023 года физический объем экспорта российской нефти достиг максимума с начала СВО (и максимума с апреля 2020 года), тогда как выручка от продаж снизилась на 40% (вследствие большого объема продаж в Индию и Китай с дисконтом). Однако с начала 2023 года доходы от экспорта российской нефти вновь стали увеличиваться.

Историческая практика международных санкций в отношении экспорта нефти (прежде всего, из Ирана и Венесуэлы) показывает, что их можно обойти, например, используя теневой танкерный флот, «смешивая» нефть из разных стран, а также создавая специализированные дочерние компании, которые могут оформлять сделки в рамках лимита «потолка», однако реализуя нефть по нормальным, мировым ценам.

Летом 2023 года цены на российскую нефть на мировом рынке впервые превысили установленный «потолок», а Россия успешно стала обходить ограничения, используя теневые танкеры и альтернативные транспортные и страховые компании. Поэтому, для нашей страны «потолок» цен уже начал утрачивать свои силу, влияние и значение, поскольку доходы бюджета (с учетом роста мировых цен в августе были зафиксированы максимальные с начала 2023 года доходы бюджета от экспорта нефти) и экспортеры адаптировались к новому контексту. Здесь следует указать, что наблюдается перестройка механизмов экспорта нефти. Российские цены экспортной нефти превысили «потолок», что является сигналом для страховых и транспортных компаний, которые вынуждены переоценивать

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

риски, в то время как дефицит на мировом рынке становится постоянным явлением.

До февраля 2022 года 70% европейского импорта нефти из России шло через порты Черного и Балтийского морей и 30% - по трубопроводам. Доля России в импорте нефти странами Европы в 2021 году составляла около 25%, а в импорте нефтепродуктов - 33%. В 2022 году доля России в импорте нефти странами Европы рекордно упала в четыре раза (страны, которые заместили данное падение - Ангола, Норвегия, США). Однако доля России в европейском импорте нефтепродуктов упала незначительно (до 21%). Вместе с тем, лишь шесть стран ЕС серьезно сократили импорт российской нефти, а Словакия, Венгрия и Австрия продолжили получать ее в том же объеме, что и ранее. Что касается совокупного морского экспорта нефти из России, то его физический объем снижается незначительно, тогда как стоимостной и вовсе растет, что отражает воздействие растущих мировых цен на нефть. В основном морской экспорт нефти поглощается Индией и Китаем, а страны ЕС продолжают получать российскую нефть транзитом через эти страны, а также Турцию.

Отметим, что странами ЕС почти не предпринималось никаких мер по снижению потребления нефти (в отличие от, например, газа), а Европа в основном сосредоточилась на нефтяном эмбарго и «потолке» цен. Однако спрос на нефть со стороны ЕС сохранился на прежнем уровне, тогда как мировой рынок нефти начал испытывать дефицит предложения, поэтому страны ЕС осознали необходимость продолжения импорта российской нефти - либо в виде переработанных нефтепродуктов, либо в сыром виде. Поставки нефтепродуктов, например, обеспечиваются странами-транзитерами -Индией, Китаем, ОАЭ и Турцией. Санкции в отношении нефтепродуктов, поставляемых из этих стран и произведенных из российской нефти,

не вводились, поэтому мы имеем дело с налаженным транзитом, искажающим реальное состояние российского экспорта, который по сути продолжает направляться в Европу.

Примечательно, что в 2023 году резко увеличилось количество танкеров, принадлежащих «дружественным» России странам, и на эти танкеры приходится до 40% поставляемой нефти из России. «Потолок» цен стал исчерпывающим барьером с низкой эффективностью и слабой практикой соблюдения. Ужесточение санкций ЕС в виде контроля танкерного флота или снижения предела «потолка» будут крайним шагом, все больше обостряя глобальный дефицит нефти.

Несмотря на это, осенью 2023 года США и страны ЕС озадачились проблемой ужесточения политики по соблюдению нашей страной «потолка» цен на нефть, и это в качестве краткосрочных последствий привело к росту фрахтовых ставок для судов, перевозящих российскую нефть, поскольку некоторые компании - владельцы судов покинули рынок в опасениях санкций со стороны США. Однако мы отмечаем также и снижение издержек по морской транспортировке российской нефти на протяжении всего 2023 года, поскольку существенно возрос рынок теневого танкерного флота. Транспортные компании, перевозящие российскую нефть, становятся более изощренными, преуспевая в обходе антироссийских санкций. Кроме того, рост мировых цен на нефть приведет к удешевлению фрахта и расширению использования теневых морских судов.

Ошибки коалиции стран - инициаторов «потолка цен» Самое сложное в политике «потолка» цен - отсутствие в истории правоприменительной практики по данному ограничению. Нами были установлены основные ошибки коалиции стран, предполагавших реализовать такую политику, которые заключаются в следующем (табл. 2).

Таблица 2. Ошибки, не учтенные при разработке политики «потолка цен»

Ошибка Описание

Слабая коалиция и разногласия между странами В картель стран, предполагавших ввести «потолок цен», не входят такие ключевые импортеры российской нефти, как Индия и Китай. Страны ОПЕК скептически воспринимают данный механизм, воспринимая его как некоторый прецедент, который может быть использован в дальнейшем западными странами в отношении других экспортеров нефти. Концепция «потолка цен» противоречит принципам свободной торговли, а рынки испытывают шоки и дисбалансы от таких ограничений, нарушая поставки для тех же развитых стран, которые сталкиваются с энергетическим кризисом. Даже в рамках ЕС нет консенсуса по поводу данной политики. Например, страны Балтии и Польша предлагали установить «потолок» в 30 долл. В свою очередь, Кипр и Греция опасались негативного воздействия «потолка» на своих судоходных компаниях. В целом, Европа крайне не заинтересована в блокировании российского морского экспорта нефти, и для них важно его сохранение.

Риск ограничения российской добычи и экспорта Россия может сократить добычу (до уровня, который позволит ей не закрывать скважины), сформировав искусственный дефицит нефти и усилив конкуренцию среди импортеров (это является фактором роста мировых цен)

Возможность предоставления услуг альтернативными странами Компании Индии и Китая, хотя и менее авторитетные на мировом рынке, могут предлагать собственные услуги по морскому страхованию. Эти страховщики вряд ли будут подвержены санкциям. Россия также может разработать собственные инструменты морского страхования.

Окончание

Ошибка Описание

Специфика мирового рынка нефти Мировая цена на нефть не бывает справедливой, поскольку всегда существенно превышает себестоимость, тогда как предложение и спрос на нефть обладают крайне низкой эластичностью по цене. Кроме того, в мире нет дополнительной нефти, чтобы заменить российскую.

Нерыночный характер «потолка» Неопределенность по поводу размера (лимита) «потолка» связана с их неизвестными природой и последствиями.

Нарушение отлаженного годами экспорта Не учтен риск того, что участники рынка не примут условия «потолка», например, нефтетрейдеры, которые будут искать пути обхода санкций. Поведение рынков изменится, наладятся альтернативные маршруты экспорта, возрастет использование теневого танкерного флота, и в итоге «потолок» потеряет силу своего воздействия. Россия уже перенаправила свой морской экспорт нефти до начала СВО (Индия и Китай - в три раза, и их доля в морском экспорте российской нефти достигла 70%).

Источник: разработано авторами.

На наш взгляд, в перспективе преодоление ограничений, подобных «потолку» цен, возможно за счет изменения модели торговли российской нефтью за счет разработки таких инструментов, как:

- национальная платформа экспорта нефти, не зависящая от зарубежных компаний;

- альтернативные механизмы страхования;

- установление «пола» цен, то есть нижней предельной экспортной цены, меньше которой в развитые страны российская нефть поставляться не будет;

- расширение практики оплаты российского экспорта в национальной валюте и валютах, отличных от доллара и евро.

Заключение

Глобальная экономика в настоящее время испытывает замедление роста, а на мировом рынке нефти все больше проявляется действие факторов структурного дефицита, среди которых ключевую роль играют снижение объемов экспорта российской нефти и нерешенность проблемы обеспечения поставок нефти в страны Европы. Кроме того, дефицит будет обусловлен тем, что в отличие от предыдущих десятилетий, когда цены на нефть росли, ее можно было заменить другими энергоносителями (углем, газом), однако в настоящее время и для них характерна повышательная динамика (это не позволяет использовать их в качестве субститута).

«Потолок» цен является сравнительно новым инструментом ограничений международной торговли и пока нет никаких убедительных доказательств его эффективности, поскольку, как мы описали выше, этот инструмент не учитывает достаточно широкого спектра контрмер, которые Россия может ввести в ответ на установленное ограничение. Спорный вопрос заключается в том, какой инструмент эффективнее было использовать западным странам в отношении морского экспорта российской нефти. Одним из таких инструментов является тариф на импорт. Однако в случае как тарифа, так и «потолка» цен важную роль играет разработка их дизайна и в этом основная слабость нынешнего ограничения - оно не является до конца проработанным.

По всей видимости, в краткосрочной перспективе Россия будет наращивать физические объемы экспорта нефти, поскольку это позволит компенсировать ей падение прибыли в результате скидок на нефть, предоставляемых Индии и Китаю. В среднесрочной перспективе возможно применение дифференцированной модели экспорта российской нефти, когда она будет дорогой для развитых стран, а для развивающихся станет предоставляться с дисконтом. Таким образом, на рынке могут возникнуть разные цены, что будет стимулировать спекуляции и ценовой арбитраж трейдерами, и это будет новым испытанием, своеобразными «качелями» для рынка. В свою очередь, в условиях дифференциации цен, спрос развитых стран упадет, а развивающихся - возрастет, формируя серьезные вызовы для конкурентоспособности первой группы.

Литература

1. Антропова М.Ю., Атурин В.В., Кануннико-ва А.М., Мога И.С., Пасько А.В., Смагуло-ва С.М. Практикум по мировой экономике и международному бизнесу. М.: Русайнс, 2023. 148 с.

2. Афанасова Д.В., Мога И.С. Влияние западных санкций на нефтегазовый комплекс России // В сб.: «Реформы в России и проблемы управления в 2017 г.»: материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. М.: Изд. дом ГУУ, 2017. С. 13-15.

3. Кириллов В.Н., Миллер Я.В. Глобальные цепочки создания стоимости в контексте новых вызовов развития мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник, 2021. № 2. С. 86-97.

4. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М.: Кно-рус, 2012. 688 с.

5. Смагулова С.М. Глобальный контекст развития внешнеэкономических связей зарубежных и российских корпораций в мировой энергетике. Новосибирск: СибАК, 2023. 348 с.

6. Смирнов Е.Н. Экономические санкции: теория и международная практика. М.: Русайнс, 2022. 328 с.

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

7. Смирнов Е.Н. Эскалация антироссийских санкций и ее последствия для глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник, 2023. № 2. С. 80-93.

8. Johnson S., Rachel L., Wolfram C. (2023). Design and implementation of the price cap on Russian oil exports. Journal of Comparative Economics, July 25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jce.2023.06.001.

9. Wolfram C., Johnson S., Rachel L. (2023). The Price Cap on Russian Oil Exports, Explained. Harvard Kennedy School's Belfer Center and Mossavar-Rahmani Center, December, 18 p.

10. Wachtmeister H, Gars J., Spiro D. (2023). The Price Cap on Russian Oil: A Quantitative Analysis. SSRN, July 1. URL: https://ssrn.com/ab-stract=4497485 (дата обращения: 22.10.2023).

OIL PRICE CAP AS A TOOL TO LIMIT RUSSIA'S ACCESS TO THE GLOBAL MARKET

Smirnov E.N., Karelina E.A.

State University of Management

Our study analyzes the main aspects, trends and consequences of the introduction of a relatively new restriction on Russian imports -the "price cap". In a wide range of anti-Russian economic sanctions, many restrictions affected foreign trade in oil and gas. However, in our study we came to the conclusion that the consequences of this restriction are uncertain due to the weak and vague design of the "price cap". We point out the main mistakes that were made as part of the development and implementation of the "price cap" by Western countries - a weak coalition and disagreements between countries, the risk of limiting Russian production and exports, the possibility of providing services by alternative countries, the specifics of the world oil market, non-market nature "cap", as well as a violation of Russian oil exports that have been well-established for years.

These errors expand the scope for economic research in terms of

developing and improving the tools for regulating international trade.

Keywords: export, international trade, economic sanctions, price

cap, European Union, restrictions, oil and gas industry.

References

1. Antropova M. Yu., Aturin V.V., Kanunnikova A.M., Moga I.S., Pasko A.V., Smagulova S.M. Workshop on global economics and international business. M.: Rusayns, 2023. 148 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Afanasova D.V., Moga I.S. The influence of Western sanctions on the oil and gas complex of Russia // In the collection: "Reforms in Russia and management problems in 2017": materials of the 32nd All-Russian Scientific Conference of Young Scientists. M.: Publishing house. House of State University of Education, 2017. pp. 13-15.

3. Kirillov V.N., Miller Y.V. Global value chains in the context of new challenges in the development of the world economy // Russian Foreign Economic Bulletin, 2021. No. 2. P. 86-97.

4. World economy and international business / ed. V.V. Polyako-va, R.K. Shchenin. M.: Knorus, 2012. 688 p.

5. Smagulova S.M. Global context for the development of foreign economic relations between foreign and Russian corporations in the global energy sector. Novosibirsk: SibAK, 2023. 348 p.

6. Smirnov E.N. Economic sanctions: theory and international practice. M.: Rusayns, 2022. 328 p.

7. Smirnov E.N. Escalation of anti-Russian sanctions and its consequences for the global economy // Russian Foreign Economic Bulletin, 2023. No. 2. P. 80-93.

8. Johnson S., Rachel L., Wolfram C. (2023). Design and implementation of the price cap on Russian oil exports. Journal of Comparative Economics, July 25. DOI: https://doi.org/10.1016/j. jce.2023.06.001.

9. Wolfram C., Johnson S., Rachel L. (2023). The Price Cap on Russian Oil Exports, Explained. Harvard Kennedy School's Belfer Center and Mossavar-Rahmani Center, December, 18 p.

10. Wachtmeister H, Gars J., Spiro D. (2023). The Price Cap on Russian Oil: A Quantitative Analysis. SSRN, July 1. URL: https://ssrn.com/abstract=4497485 (access date: 10/22/2023).

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.