Научная статья на тему 'Потери давления на трение в испарителе двухфазного контура теплопереноса системы терморегулирования космического аппарата'

Потери давления на трение в испарителе двухфазного контура теплопереноса системы терморегулирования космического аппарата Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гидравлическое сопротивление / испаритель / система терморегулирования / космический аппарат. / hydraulic resistance / evaporator / thermal control system / the spacecraft

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — И П. Квас, К С. Епифанов

Определенные в результате экспериментов гидравлические сопротивления испарителей системы терморегулирования существенно отличаются от определенных по классическим зависимостям. Было решено модифицировать зависимости, включив в них новый параметр, отражающий зависимость теплофизических параметров среды от температуры. Однако корреляционный анализ показал слабую связь между коэффициентом гидравлического сопротивления и числом Прандля. В результате решение было найдено в виде зависимости от числа Рейнольдся. Хотя полученная в результате зависимость удовлетворительно описывает полученные данные, фактор, вызвавший отклонение зависимости от классических аппроксимаций, так и не был выявлен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — И П. Квас, К С. Епифанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Friction pressure in evaporator of the spacecraft thermoregulation system two-phase heat loop

Defined as a result of experiments hydraulic resistance evaporators thermal control system differ substantially from the classic certain dependencies. It was decided to modify according to include a new parameter reflecting the dependence of the thermal parameters of the medium temperature. However, correlation analysis showed a weak relationship between the coefficient of hydraulic resistance and the Prandtl number. As a result, decision was found as a function of Reynolds number. Although the resulting dependence satisfactorily describes the data, the factor that caused the deviation depending on the classical approximation, and has not been found.

Текст научной работы на тему «Потери давления на трение в испарителе двухфазного контура теплопереноса системы терморегулирования космического аппарата»

УДК 629.78.048.7-716

И.П. КВАС, К.С. ЕПИФАНОВ

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «ХАИ»

ПОТЕРИ ДАВЛЕНИЯ НА ТРЕНИЕ В ИСПАРИТЕЛЕ ДВУХФАЗНОГО КОНТУРА ТЕПЛОПЕРЕНОСА СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА

Определенные в результате экспериментов гидравлические сопротивления испарителей системы терморегулирования существенно отличаются от определенных по классическим зависимостям. Было решено модифицировать зависимости, включив в них новый параметр, отражающий зависимость теплофизических параметров среды от температуры. Однако корреляционный анализ показал слабую связь между коэффициентом гидравлического сопротивления и числом Прандля. В результате решение было найдено в виде зависимости от числа Рейнольдся. Хотя полученная в результате зависимость удовлетворительно описывает полученные данные, фактор, вызвавший отклонение зависимости от классических аппроксимаций, так и не был выявлен.

Ключевые слова: гидравлическое сопротивление, испаритель, система терморегулирования, космический аппарат.

Введение

Научно-технический прогресс стимулирует значительное повышение требований к создаваемым энергетическим установкам космических аппаратов (ЭУ КА). В связи с развитием науки и возрастающей конкуренцией космические аппараты (КА) стремительно увеличивают свои функциональные возможности, что приводит соответствующему росту

их мощностей. Система энергоснабжения является одной из основных составляющих КА. Из рисунка 1 видно, что система энергоснабжения включает в свой состав подсистему отвода теплоты или, как еще называют, систему терморегулирования (СТР) [1]. Система терморегулирования космического аппарата (СТР КА) является одной из основных его подсистем, от работы которой зависит его нормальное функционирование.

Рис. 1. Структура системы энергоснабжения космического аппарата © И.П. Квас, К.С. Епифанов, 2014

- 54 -

СТР условно можно разбить на три основных подсистемы. Первая — различные теплообменники (контактные теплообменники-термоплаты для отвода тепла от электропотребляющего оборудования; газожидкостные теплообменники, обеспечивающие тепловой режим в газонаполненных объемах; корпусные теплообменники, термостабилизирующие элементы конструкции). Вторая подсистема — радиаторы-излучатели, сбрасывающие тепло в окружающее пространство. Третья подсистема — контур циркуляции теплоносителя, объединяет первую и вторую подсистемы, обеспечивает их нормальное функционирование, выполняет регулирующие и управляющие функции. К настоящему времени наиболее распространены замкнутые однофазные контуры теплопереноса с механической прокачкой теплоносителя. Они длительно эксплуатируются и доказали свою надежность. Однако с темпами освоения космоса схемы однофазного контура теплопереноса систем терморегулирования морально устарели. Их мощность отвода тепловой энергии в пределах допустимой массы уже мала для современных многофункциональных искусственных спутников Земли. Главными параметрами космических аппаратов при выводе их на орбиту является масса и мощность. Рост энерговооруженности и линейных размеров КА ведет к увеличению доли массы СТР в суммарной массе объекта. На существующих аппаратах масса СТР составляет до 10% от массы выводимого груза.

СТР на основе двухфазных контуров те-плопереноса (ДФК), использующие кипящий теплоноситель, наиболее успешно совмещают важнейшие характеристики. Использование СТР данного типа позволяет уменьшить массу системы примерно в 2 раза, а ее энергопотребление — на порядок ниже, чем у аналогичной системы с однофазным контуром теплопереноса. В то же время при проектировании ДФК СТР КА возникает ряд вопросов, решение которых требует экспериментальных и расчетно-теоретических исследований. Испаритель двухфазного контура теплопереноса представляет собой оребренный изнутри канал. Особенностью проектирования ДФК СТР КА является исследование процессов терморегулирования двухфазного теплоносителя в условиях отсутствия гравитационных сил, т.е. вопросы оценки интенсивности теплопередачи и потерь давления на трение в основных элементах системы. Для оценки потерь давления на трение в испарителях СТР была создана экспериментальная установка.

1. Постановка задачи

Изучение потерь давления на трение в оре-бренном изнутри испарителе двухфазного кон-

тура теплопереноса систем терморегулирования космических аппаратов. Определение факторов, влияющих на потери давления. Выяснить, зависит ли перепад давлений от температуры рабочей среды.

2. Экспериментальная установка

Для изучения потерь давления на трение в испарителе с внутренним оребрением был создан экспериментальный стенд, который представляет собой замкнутую систему со свободной струей (см . рис . 2) . Основным элементом стенда является профиль с продольным оребрением внутренней поверхности. Поперечное сечение профиля приведено на рис . 3.

Рис. 2. Схема экспериментальной установки

Рис. 3. Поперечное сечение профиля испарителя

Насосом (3) из бака (4) в оребренный профиль (1) под давленим 0,1 МПа подается теплоноситель . В ряде сечений в его боковой стенке имеются штуцера (7) для отбора давления . Трубчатым и-образным манометром (2) последовательно измеряются потери давления на трение в канале на длинах Ь = 0,6 м; 1 м и 2,35 м . Термометр сопротивления (6) измеряет температуру теплоносителя на входе в профиль. Расход теплоносителя через стенд регулируется краном (5). Массовый расход измеряется посредством вспомогательной емкости, секундомера и весов.

Геометрические параметры профиля: - общая длина профиля Ь = 3 м;

- внутренний диаметр профиля

= 13,3 мм;

- высота ребра Ь^ = 2 мм;

- толщина ребра = 0,4 мм;

- количество ребер по контуру ^ = 32 шт.

Рабочая среда стенда — вода (жидкая однофазная среда). Температура воды на входе в профиль изменялась в диапазоне от 29,7 до 55,1 0С.

Измерительная система состоит из весов, секундомера, трубчатого и-образного манометра и электронного датчика температуры.

Погрешность измерения массы воды ±110-3 кг, погрешность секундомера ±1 с, погрешность измерения перепада давления ±5 Па, а погрешность измерения температуры рабочей среды оценивалась в ±0,5 0С.

3. Методика обработки результатов эксперимента

Экспериментально доказано, что величина путевых потерь зависит от следующих факторов:

- диаметра трубы Б и ее длины Ь;

- физических свойств жидкости (плотности рь и динамической вязкости ц);

- средней скорости движения жидкости в трубе

Традиционной для определения путевых потерь в круглых трубах является формула Дарси [5]:

, Ь Рь<3ехр2

АР,

ехр

Бг,

(1)

где % - коэффициент путевых потерь давления;

- измеренное падение давления в профиле, Па;

<2еХр - объемный расход, м3/с;

рь - плотность жидкого аммиака, кг/м3;

Ь - длина исследуемого участка испарителя, м;

Б = 113,329 мм2 - площадь поперечного сечения;

гидравлический диа-

=2,67 мм

П

метр;

=169,783 мм - смоченный периметр. Экспериментальное значение коэффициента путевых потерь давления определим по формуле

АР,

ехр

РьО

ехр

2рь2Р2

Ь Оь

(2)

Величина коэффициента путевых потерь £ зависит от режима течения, т.е. является функцией числа Рейнольдса, которое равно:

Яеь =

Рь^ь _ Рь<ЗехрР11

Мь

Р-Ць

(3)

где W - скорость жидкого аммиака, м/с;

- динамическая вязкость жидкого аммиака при нормальных температуре, Пас.

4. Сравнение результатов экспериментов с известными зависимостями

Потери давления на трение в оребренном изнутри канале не подчиняются классическим формулам, представленным в литературе. Сложная форма поперечного сечения испарителя не позволяет применить зависимости вычисления коэффициента гидравлического сопротивления для круглых каналов. На графике рис. 4 можно отметить явные расхождения экспериментальных значений со значениями коэффициента путевых потерь как для ламинарного, так и для турбулентного режимов круглых каналов.

Зависимость коэффициента путевых потерь от числа Рейнольдса для круглых каналов при Яе > 3000 (турбулентный режим) имеет вид [3]: „ 0,316

; (4)

Яе

Для Яе < 25002800 (ламинарный режим)

.

Яе

(5)

5. Корреляционный анализ и оценка погрешности эксперимента

Была высказана теория о том, что потери давления на трение в оребренном изнутри профиле зависит от температуры.

Открытым вопросом в процессе обработки результатов эксперимента являлась зависимость коэффициента путевых потерь в профиле с высоким коэффициентом оребрения от температуры. Необходимо установить зависимость изменения физических свойств теплоносителя на перепад давления [7]. Установлен слабый коэффициент корреляции между числом Прандтля и коэффициентом путевых потерь (к = -0,37).

В общем случае величина коэффициента корреляции к может меняться от 0 до ±1. Естественно, что чем ближе величина коэффициента корреляции к 1, тем связь между величинами сильнее; чем ближе к 0, тем связь слабее . Неоднозначность качества коэффициента корреляции в данном случае можно объяснить влиянием параметров, зависящих от температуры, на

Число Рейнольдса

Рис. 4. Сравнения традиционных зависимостей и результатов экспериментов

число Рейнольдса, т.е. вязкости и плотности, что, в свою очередь, влияет на коэффициент путевых потерь.

Погрешность эксперимента зависит от по-

грешности измерения Сехр и АР^р и определяется по формуле:

85= ч'^ехр) +

КАРехр)

0,5

а;

[КА°ехр)

8(АОехр)

(6)

где 5(ДРехр) = 5 Па — погрешность измерения перепада давления на профиле;

5(ДОехр) = 1 г/с — погрешность измерения массового расхода.

Средняя погрешность эксперимента составила 7,3%. Оценка погрешности коэфиициента гидравлических потерь в зависимости от числа Рейнольдса представлена на рис. 5.

Как следует из рис. 4-5, результаты расчетов по эмпирическим зависимостям существенно отличаются от результатов экспериментов. Невязки не могут быть объяснены погрешностями измерения. Необходимо провести аппроксимацию полученных результатов новой

0,07

у п

♦ Экспериментальное значение коэффициента

■ Нижнее значение погрешности А Верхнее значение погрешности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1000 2000 3000 4000 5000

число Рейнольдса

5000

Рис. 5. Экспериментальная погрешность определения коэффициента путевых потерь

зависимостью . За основу новой зависимости возьмем формулу (4) как наиболее близко описывающую результаты экспериментов.

6. Аппроксимация результатов эксперимента

Так как коэффициент сопротивления трения является функцией числа Рейнольдса и слабо зависит от температуры, аппроксимируем результаты экспериментов зависимостью вида:

^ = (7)

При режиме течения жидкости в диапазоне Яе=400 ...5000 все опытные точки можно описать степенной зависимостью вида (7), где

Литература

1. Никонов A.A. Теплообменные контуры с двухфазным теплоносителем для систем терморегулирования космических аппаратов [Текст] / Никонов A.A., Горбенко Г.А., Блинков В.Н. — М: Машиностроение, 1991. — 302 с.

2. Семенов Ю.П. Новые российские технологии в ракетно-космической технике последних лет [Текст] // Вестник российской академии наук - 2000, - Т. 70, №8 - С. 85 - 92.

3. Исаченко В. П. Теплопередача. Учебник для вузов [Текст]/ Исаченко В. П., Осипова В.А., Сукомел A.C. 3-е изд. - М. «Энергия».1975. -488 с.

п=0,63 и т=0,4 . Результаты аппроксимации представлены на рис. 6.

Заключение

Для данного испарителя в диапазоне чисел Рейнольдса от 400 до 5000 для нахождения коэффициента путевых потерь рекомендовано пользоваться следующей зависимостью

£ =0,63-Яе~°>4 . (8)

Данное заключение справедливо только для течения несжимаемой жидкости в трубе постоянного проходного сечения.

4. Киселев П.Г. Справочник по гидравлическим расчетам [Текст] / Киселев П.Г., Аль-тшуль А.Д., Данильченко Н.В. — 4-е изд. - М. «Энергия».1972. — 312 с.

5. Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям [Текст] — М.: Машиностроение — 1992. — 672с.

6. Кириллов П.Л. Справочник по тепло-гидравлическим расчетам [Текст] / Кириллов П.Л., Юрьев Ю.С. , Бобков В.П. — М. Энергоатомиздат, 1990. — 360 с.

7. Новик Ф.С. Оптимизация процессов технологии металлов методами планирования экспериментов [Текст] / Новик Ф.С., Арсов Я.Б. — М. Машиностроение 1980. — 296 с.

Поступила в редакцию 01.07.14

V

\

\

ч \

\ ►

\

Щ t

W ч < ►

S

-

fr

w 4 ¥

< ►

Я 4

П -

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000 4500

число Рейнольдса

Рис. 6. Aппроксимация экспериментальных данных

1.П. Квас, КС. Епифанов. Втрати тиску на тертя в випаровувач1 двофазного контуру теплопереносу системи терморегулювання косм1чних апарагпв

Визначеш в резулътат1 експеримент1в zidpaeninni onipu eunapoeyeanie системы терморегулювання icmomno вiдpiзняютъся eid визначених за класичними залежностями. Було виршено модифкувати зaлежнocmi, включивши в них новий параметр, що вiдoбpaжae залежшстъ mеnлoфiзuчнuх napaмеmpiв середовища eid температури. Однак кореляцшний aнaлiз показав слабкий зв'язок мiж коефщентом гiдpaвлiчнoгo опору i числом Прандля. В pезyлъmami piшення було знайдено у вuглядi зaлежнocmi вiд числа Рейнолъда. Хоча от-римана в pезyлъmami залежшстъ задовыъно описуе отримаш даш, фактор, що викликав вiдхuлення зaлежнocmi вiд класичних апроксимащй, так i не був виявлений.

Ключов1 слова: гuдpaвлiчнuй ошр, випаровувач, система терморегулювання, кocмiчнuй апарат.

I.P. Kvas, K.S. Yepifanov. Friction pressure in evaporator of the spacecraft thermoregulation system two-phase heat loop

Defined as a result of experiments hydraulic resistance evaporators thermal control system differ substantially from the classic certain dependencies. It was decided to modify according to include a new parameter reflecting the dependence of the thermal parameters of the medium temperature. However, correlation analysis showed a weak relationship between the coefficient of hydraulic resistance and the Prandtl number. As a result, decision was found as a function of Reynolds number. Although the resulting dependence satisfactorily describes the data, the factor that caused the deviation depending on the classical approximation, and has not been found.

Keywords: hydraulic resistance, evaporator, thermal control system,, the spacecraft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.