Научная статья на тему 'Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны'

Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИИ / ВИДЫ КОРРУПЦИИ / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ПОТЕРИ БЮДЖЕТА ОТ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Г.В., Кривчиков Е.В.

В статье рассмотрена проблема коррупции в современной России, анализируется структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. Предлагаются дополнительные статьи, за счет которых возможно существенное пополнение федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны»

9 (537) - 2013

Бюджетная политика

Удк 338.24

потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны

Г. В. ФЕДОТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: g_evgeeva@mail. ru Волгоградский государственный университет

Е. В. КРИВЧИКОВ, студент экономического факультета E-mail: krivchikov1214@mail. ru Волгоградский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

В статье рассмотрена проблема коррупции в современной России, анализируется структура расходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. Предлагаются дополнительные статьи, за счет которых возможно существенное пополнение федерального бюджета.

Ключевые слова: коррупция, классификация коррупции, виды коррупции, бюджет, расходы бюджета, потери бюджета от коррупции.

Потери бюджетов в Российской Федерации происходят по многим причинам, но основной причиной, на взгляд авторов, является коррупция.

Согласно российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими

лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения [5].

Коррупцию можно классифицировать по многим критериям:

- по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство);

- по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов);

- по направленности (внутренняя и внешняя);

- по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д.

В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или же незаконных действий.

Виды коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае

хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи в целях вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей [1].

Таким образом, необходимо уделить внимание решению проблем в области бюджетной политики и расширить функции бюджета с помощью фискальной политики до стимулирующей и перераспределительной.

Именно об этом свидетельствует реальное сокращение расходов федерального бюджета с учетом официально заложенной инфляции (за 2013-2015 гг. сокращение расходов по линии ЖКХ планируется на 43,8 %; на здравоохранение - на 43,2 %, на образование - на 21,7 %, на национальную экономику -на 17,9 %; на спорт - на 52 % [3]).

Структура расходов федерального бюджета

на 2013-2015 гг., % к ВВП

Статьи расходов 2013 2014 2015 Изменение за 20112015 гг., °%

ВВП, млрд руб. 66 515 73 993 82 937 -

Расходы, всего 17,46 15,81 14,62 -27,00

Общегосударственные вопросы 1,24 1,07 0,99 -31,58

Национальная оборона 1,51 1,39 1,29 -53,68

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,39 2,24 2,01 -12,83

Национальная экономика 2,54 2,25 2,00 -39,01

ЖКХ 0,21 0,18 0,12 -76,16

Охрана окружающей среды 0,04 0,04 0,03 -1,13

Образование 0,91 0,74 0,69 -31,89

Культура 0,14 0,12 0,11 -26,02

Здравоохранение 0,74 0,60 0,44 -52,43

Социальная политика 5,96 5,56 5,50 -4,08

Физическая культура и спорт 0,08 0,04 0,04 -51,07

СМИ 0,11 0,09 0,06 -45,37

Обслуживание государственного и муниципального долга 0,64 0,65 0,62 28,70

Межбюджетные трансферты 0,95 0,85 0,73 -39,05

Источник: иКЬ: пе%^1аМ. ги.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в ближайшие 3 года под непрекращающиеся разговоры о модернизации и инновациях доля расходов на экономику сократится с 2,54 до 2 % ВВП, на образование - с 0,91 до 0,69 %, на здравоохранение - с 0,74 до 0,44 %, на ЖКХ - с 0,21 до 0,12 %, а на социальную политику - с 5,96 до 5,5 % ВВП [4].

«Бюджетное правило» предполагает, что все дополнительные доходы федерального бюджета от превышения средней цены на нефть за 5 предыдущих лет (с постепенным увеличением учетного периода до 10 лет) не будут тратиться на финансирование экономики и повышение уровня жизни нищих пенсионеров, врачей и учителей, а будут направляться в Резервный фонд.

После того как размер фонда достигнет 7 % ВВП (Минэкономразвития России так и не удалось пролоббировать снижение данного показателя до

5 %), половина нефтяных сверхдоходов будет направляться в Фонд национального благосостояния, а вторая - может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации.

На сегодняшний день существует возможность радикально, в 2-2,5 раза, увеличить бюджетное финансирование стратегически значимых направлений государственной социально-экономической политики, связанных с развитием научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциалов экономики. В рамках существующей бюджетной системы есть масса возможностей, которые позволили бы в разы повысить эффективность бюджетной политики и вывести государство из экономического ступора.

По оценкам Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн руб., или 10,4 % доходной части бюджета [2].

Спекулятивное прокручивание временно свободных бюджетных средств бюджетополучателями в финансовой системе фактически «уводит» из казны несколько сот миллиардов рублей. Речь идет

06 инструменте получения прибылей за счет нецелевого использования бюджетных средств, который заключается в размещении временно свободных средств бюджетополучателей на депозитах. По данным аудиторской проверки Счетной палаты РФ, только в 2011 г. объем временно свободных средств бюджетополучателей вырос в 4 раза и достиг отметки в 2 трлн руб., из которых 160 млрд руб. так

26

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

и не были возвращены в бюджет в определенные законодательством сроки. Ежегодные потери федерального бюджета от нецелевого использования бюджетных средств и упущенных доходов достигают 200-250 млрд руб.

В настоящий момент (по оценкам Национального антикоррупционного комитета) норма «откатов» по открытым (гражданским) статьям бюджета составляет не менее 25-30 %, тогда как в закрытых статьях (силовые ведомства, национальная оборона и безопасность, правоохранительные органы и т. д.) эта «норма» может достигать 60-70 %. По оценке Банка России, размер рынка обналичивания и легализации преступных доходов достигает 2,5 трлн руб., а на практике этот размер превышает 5 трлн руб. Только в 2011 г. незаконный вывоз капитала и криминальных активов российских сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников составил 1,2 трлн руб., а с 2008 г. превысил 5,8 трлн руб., или 55 % федерального бюджета РФ в 2011 г.

Необходимо навести порядок в силовых структурах и прекратить хищения и злоупотребления, связанные с государственным оборонным заказом. Неприемлема ситуация, при которой на протяжении последних 3 лет подряд срывается исполнение Гособоронзаказа, а до 70 % всех выделяемых правительством средств вообще не доходит до предприятий ОПК. По оценкам Счетной палаты РФ, из 718 млрд руб. нецелевого использования бюджетных средств в 2011 г. свыше 70 % пришлось на силовые ведомства [6].

Счетная палата РФ отчитывается об откровенно провальных результатах управления золотовалютными резервами - ежегодные чистые потери России от обесценения валютных резервов варьируются в диапазоне 200-400 млрд руб. Необходимо обязать Банк России отдавать в бюджет России 100 % (вместо 75 % на настоящий момент) всей получаемой им прибыли, с тем чтобы лишить его стимулов зарабатывать на спекулятивных играх и завышении процентных ставок. Необходимо прояснить статус Банка России, четко прописав его как орган государственной власти, целиком и полностью подконтрольный парламенту и Счетной палате РФ. Банк России должен трансформироваться из проводника интересов финансовых спекулянтов в ключевой инструмент развития отечественной экономики и финансирования модернизации. Только в 2011 г. Россия потеряла свыше 50 млрд долл. от хронического нежелания властей сделать доступными

кредиты, рефинансировать экономику и ограничить вывоз капитала в офшорные юрисдикции.

Для наполнения бюджета страны, по мнению авторов, необходимо:

1) в кратчайшие сроки радикально повысить собираемость налогов. В противном случае все разговоры про необходимость экономии и о рациональном финансировании, о продолжении накопления международных резервов выглядят попыткой легитимизировать злоупотребления и коррупцию. В настоящий момент (по оценкам правительства) этот показатель не превышает 70 %, тогда как в странах Евросоюза он составляет 85 %, а в Скандинавских странах достигает 90-95 %. За счет повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит порядка 1,2-1,5 трлн руб. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ;

2) радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природ-но-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Представляется необходимым ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счет повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд руб.) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья;

3) ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц, освободив граждан с доходами менее 15 тыс. руб. от уплаты НДФЛ и повысить верхнюю планку для населения с доходами свыше 1 млн руб. до 35-45 %. Нужно провести дифференциацию ставки социальных платежей, которая для 70 % бедного населения с доходами менее 20 тыс. руб. в месяц превышает 30 %, а для 10 % наиболее богатых реальная ставка не дотягивает и до 10 %. Это позволит получить дополнительно порядка 1,5-2 трлн руб., что позволит целиком и полностью закрыть дефицит Пенсионного фонда РФ на ближайшие 3-4 года, снизить «градус» социального протеста и вывести из нищеты 85 млн российских граждан;

Отдельно стоит остановиться на нашем так называемом «национальном достоянии». Впору говорить о необходимости существенного повышения налогообложения Газпрома, который фактически превратился во внутренний карман и «черную кассу» российских чиновников и своих руководителей. В расчете на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ -в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд руб., что позволит удвоить расходы на науку и образование;

Введение монополии государства на производство, импорт, экспорт и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции позволит получить дополнительно порядка 550-700 млрд руб. в федеральный бюджет. При объеме этого рынка в 1,2 трлн руб. можно также дополнительно получить порядка триллиона рублей за счет ограничения теневого сегмента рынка, а также повышения и ужесточения контроля за сбором акцизов и экспортно-импортными пошлинами.

Для реализации этих инициатив, прежде всего, необходима поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти.

Список литературы

1. Гончаренко Г. С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России. URL: http://www. juristlib. ru (дата обращения: 05.11.2012).

2. Жуковский В. С. Где потерялись триллионы российского бюджета. URL: http://www. nakanune. ru (дата обращения: 07.11.2012).

3. Минфин опубликовал проект федерального бюджета на 2013-2015 гг. URL: http://www. kommersant. ru (дата обращения: 21.10.2012).

4. МЭР предупреждает об экономической катастрофе. URL: http://www. dailysmi. ru (дата обращения: 01.11.2012).

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008. J№ 273-Ф3. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 17.11.2012).

6. Фадеев Н. С. Бюджетные нарушения побили все рекорды. URL: http://izvestia. ru (дата обращения: 11.11.2012).

25-28 АПРЕЛЯ 2013

^ии

Approved Event

EXPOFORUM

Санкт-Петербургский международный книжный салон

КНИГОИЗДАНИЕ • ПОЛИГРАФИЯ • КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ

ВРЕМЯ ЧИТАТЬ

ЧШИ -

sjggs! выставочный комплекс «ленэкспо», павильон 7, тел/факс: +7 812 240 4040

www.spbbooksalon.extoforum.ru

28 ФИНАНСЫ и КРЕДИТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.