УДК 332.122
DOI: 10.21209/2227-9245-2021 -27-1 -43-51
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА ХАЛХИН-ГОЛ В РАЗВИТИИ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
POTENTIAL POSSIBILITIES OF KHALKHIN-GOL REGION IN THE DEVELOPMENT
OF INTERNATIONAL TOURISM
К. Дэмбэрэл, Институт международных отношений Академии наук Монголии, г. Улан-Батор,
Монголия kdembee@gmail.com
K. Demberel, Institute of International Affairs, Academy of Science Mongolia, Ulan Bator, Mongolia
Развитие международного сотрудничества во всех сферах (экономике, торговле, культуре, туризме и др.) является важнейшим компонентом жизнедеятельности государств. Такое сотрудничество особенно важно для трансграничных территорий, в числе которых находятся Монголия, Китай, Россия. Изучение функций и механизмов трансграничного сотрудничества способствует выявлению существующих особенностей, трудностей, направлений развития приграничных государств. Это же актуализирует проблему, принятую к исследованию. В качестве объекта исследования выступает трехстороннее трансграничное сотрудничество между Монголией, РФ и КНР в туристической сфере. Цель исследования - выявление проблем, затрудняющих приграничным регионам взаимодействовать в этой сфере более эффективно и взаимовыгодно. Предмет исследования - пути, формы и механизмы регионального туристического сотрудничества трех стран, а также факторы, тормозящие этот процесс. Использованы общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования. Применение сравнительно-функционального, системного подходов, моделирования и логического метода способствует выявлению сущностных и содержательных элементов регионального сотрудничества трех стран.
По отношению к данной проблеме китайская сторона демонстрирует деловой подход; монгольская сторона находится в стадии изучении проблемы, а российская пока инициативу не проявила. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что граждане КНР заинтересованы совершать туристические поездки в степи Восточной Монголии, а затем выехать в Россию. В этой связи район Хал-хин-Гола может стать объектом трансграничного туризма в рамках китайского глобального проекта «Один пояс - один путь». В исследовании проводится мысль о том, что в регионе есть возможности для развития трансграничного туризма между субъектами трех стран. Материалы статьи имеют научную и практическую ценность для ученых, занимающихся исследованием вопросов развития трансграничных туристских территорий, администраций приграничных регионов Монголии, Китая и России, представителей туристического бизнеса
Ключевые слова: Монголия; Российская Федерация; КНР; Чита; Восточный аймак; международный туризм; р. Хал-хин-Гол; турпродукция; экономический коридор; «Один пояс - один путь»; г. Рашаан
The relevance is primarily due to the fact that the development of trans-border territories is becoming an important tool for successful regional cooperation between Mongolia and its neighbouring countries. In these circumstances, it is necessary to study and understand the functions and mechanisms of cross-border cooperation, which will reveal the difficulties that exist there today. Within the framework of trilateral cooperation, including in the field of economic relations, our states attention to the development of border areas naturally increases. The object of the study is the cross-border tourism cooperation between Mongolia, the Russian Federation, and the People's Republic of China. The article is devoted to the analysis of mongolian-russian-chinese relations at the present time. The subject is about the ways, forms and mechanisms of regional tourism cooperation between the three countries, as well as the factors that hinder this process. The purpose and objectives of the article is
43
© К. Дэмбэрэл, 2021
to analyze the main directions of cross-border cooperation between Mongolia, Russia and China in the trade, economic and tourism sector on the example of the border areas of our countries; to show what opportunities we have that we are losing and the challenges that border regions to interact in a more effective and mutually beneficial. There have been used general scientific empirical and theoretical research methods. The usage of a comparative-functional, systematic approach, modeling and a logical method encourages to identify the essential and substantive elements of the regional cooperation of the Mongolia, Russian Federation and China. The Chinese side is more business like about this problem, the Mongolian side is only in the study stage, and the Russian side has not yet shown any initiative. Research shows that Chinese tourists are interested in visiting the Mongolian steppe and to Russia. This research shows that Chinese tourists are interested in exploring/seeing Russia and Mongolian steppe. Therefore, Khalkhgol somon is a region that can develop cross-border tourism within the framework of the "One Region-One Road" project of the People's Republic of China. This study shows that there is an opportunity to turn this region into a cross-border tourism region involving certain entities from the three countries
Key words: Mongolia; Russian Federation; CPR; Chita; Dornod aimag; international tourism; Khalh-Gol; tourist products; economic corridor; "ONE BELT ONE ROAD" (OBOR); Arshan
В конце XX в. туризм становится массовым
я влением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Туризм является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. Трансграничный туризм, предполагающий туристический обмен гражданами (туристическими группами) сопредельных государств, это активно развивающийся вид экономического, социального и культурного сотрудничества во всем мире. Актуальность темы исследования связана с возрастающей ролью туризма в мире, в том числе и на трансграничных туристских территориях.
Анализ степени научной разработанности проблемы. Ученые различных стран активно исследуют вопросы организации трансграничного сотрудничества как для стран в целом, так и по конкретным регионам. Отдельные проблемы польско-украинского региона отражены в работе М. Брюма; В. Гра-ма рассматривает вопросы взаимодействия стран ЕС и Румынии; А. Коваш представляет результаты исследования торгово-экономических отношений между Словакией и Венгрией; Н. А. Зайцева, Е. Г. Кропинова исследовали проблемы и перспективы развития трансграничного сотрудничества стран Балтийского региона.
Исследования региональных особенностей приграничного сотрудничества и развития приграничных территорий России, Китая и Монголии отражены в трудах монгольских [2-5]; китайских [7; 16-18] и российских (Д. Д. Мангатаева, Б. Л. Раднаев, А. К. Туло-
хонов, С. М. Синица [15], П. В. Осодоев [10]) ученых. П. В. Осодоев и Д. Дамба исследовали экономическое сотрудничество Республики Бурятия и Монголии [11]. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных развитию трансграничного сотрудничества сопредельных стран, чувствуется дефицит региональных исследований в сфере туристической деятельности в одном из весьма специфичных мировых регионов -сопредельных государств России, Китая и Монголии.
Целью научного исследования стало выявление проблем и перспектив развития трансграничного сотрудничества Монголии, РФ и КНР в сфере туризма. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить правовую основу трансграничного сотрудничества сопредельных Монголии, Китая и России в области туризма;
- выявить роль туристско-рекреацион-ного потенциала сопредельных территорий;
- сформировать предложения для реализации потенциала, обеспечивающие эффективное его использование.
В качестве объекта исследования выступает трехстороннее трансграничное сотрудничество между Монголией, РФ и КНР в туристической сфере. Предмет исследования - пути, формы и механизмы регионального туристического сотрудничества трех сопредельных стран, а также факторы, тормозящие этот процесс.
Методологическую основу исследования составляет понимание трансграничных туристических регионов как особой разно-
видности территориальных рекреационных систем, компактно расположенных территорий двух или более соседних стран, объединенных существенными (системообразующими) связями, имеющих взаимный интерес и стремление развивать международный туризм, создавать единый туристический продукт.
Для решения поставленных задач использованы общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования. Применение сравнительно-функционального, системного подхода, моделирования и логического метода способствует выявлению сущностных и содержательных элементов регионального сотрудничества трех стран.
Результаты исследования и их обсуждение. Восточный регион Монголии граничит на севере с Забайкальским краем Российской Федерации, а на востоке - с Внутренней Монголией (АРВМ КНР).
Прошло восемь лет с тех пор, как на ознакомление мирового сообщества КНР был представлен проект «Один пояс - один путь» для международного сотрудничества в новом формате XXI столетия [6, с. 17]. Основная идея инициативы состоит в соединении в краткосрочной перспективе Азии и Европы, продвижении китайских товаров и услуг на Европейский рынок. Монголия с целью создания экономического коридора, соединяющего Азию с Европой через монгольскую территорию, выдвинула проект «Степная дорога» в качестве составной части проекта «Один пояс - один путь».
С целью реализации ряда задач, указанных в ст. 28 монголо-российско-китайской программы «Создание экономического коридора» [1, с. 263-266], исследовательская группа Института международных отношений Академии наук Монголии [12, с. 76] изучала потенциальные возможности развития туризма в Восточном регионе Монголии, в том числе в бассейне р. Халхин-Гол, как составной части данной программы. В Монголии на р. Халхин-Гол с весны и до осеньи 1939 г шли бои между Советским Союзом и Японией. Память о погибших в этих боях советских воинах бережно сохраняется в памяти граждан России и Монголии, что значительно укрепляет дружественные добрососедские отношения.
Правовая основа сотрудничества между Монголией и Россией в области туризма и приграничной деятельности отрегулирована в достаточной степени [14, с. 232-234]. На-
пример, с Забайкальским краем РФ традиционно поддерживаются партнерские отношения [8, с. 159-163; 14, с. 204-205]. Одним из основных посылов нашего исследования является положение, зафиксированное в п. 5 ст. 21 Внешнеполитической концепции Монголии: «Развитие туризма, доведение услуг и обслуживания до международного уровня, вступление в международную сеть и оказание поддержки в продвижении культурной продукции за рубежом, с опорой на природу, историю и культурное наследие Монголии».
Одним из конкретных направлений, инициированных Монголией в отношении «диверсификации» своей экономики, является туристическая область. В этом плане мы руководствовались Постановлением Правительства Монголии № 202 от 28 сентября 2005 г «Об утверждении программы развития некоторых регионов», в котором зафиксированы следующие положения:
- открытие нового приграничного туристического пункта в районе китайского г. Рашаан и Сумбэр Восточного аймака Монголии, решение местных инфраструктурных проблем;
- путём рекламы и информационной деятельности в Китае, Японии, Корее и европейских странах принять меры по включению этого региона в международную туристическую сеть стран Северо-Восточной Азии.
Первый пункт названного постановления Правительства Монголии к 2013 г был реализован на уровне открытия пограничного пункта, но вопрос инфраструктурного обеспечения пока ещё полностью не решён. Реализация второго пункта возможна при создании крупного туристического центра в регионе, однако в настоящее время этот вопрос находится на стадии переговоров.
Включение данных пунктов в «Национальную программу развития туризма» Монголии дало возможность конкретизировать направления государственной политики в развитии «Трансграничного туризма» на ближайшие годы. Это нашло отражение в следующих пунктах документа:
4.1.2. Формирование правовой среды в целях упрощения визового режима для въезда в Монголию туристов из стран - основных торговых партнеров Монголии.
6.1.1.2. Путём увеличения мощностей пассажироперевозок доведение количества приезжающих в Монголию туристов до 2 млн.
6.1.2.1. Создание нового продукта (маршрутов) трансграничного туризма.
Названные пункты имеют прямое отношение к развитию регионального туризма на Халхин-Голе и получили поддержку со стороны государства. Однако п. 6.1.1.2 в ближайшие годы реализовать сложно из-за неготовности соответствующей инфраструктуры.
«Программа создания экономического коридора» трёх государств является главной научной основой данного исследования. В рамках программы начата разработка регламентирующих документов как на государственном, так и на региональном уровне, а именно на уровне аймаков и муниципалитетов. К примеру, 4 июня 2014 г. между Восточным аймаком Монголии и городским округом Хулун-Буир АРВМ КНР заключено соглашение (в администрации Восточного аймака) «О сотрудничестве в социальной и экономической областях». В п. 3 ст. 1 соглашения «О приграничном монголо-китайском регионе экономического сотрудничества» указано: «Начать разработку регионального исследовательского отчёта трансграничного экономического сотрудничества и оценочной отчётности по оказанию влияния на окружающую среду и получить разрешение».
Все семь пунктов ст. 1 «О создании региона трансграничного туристического сотрудничества» соглашения о сотрудничестве между Восточным аймаком Монголии и аймаком Хинган АРВМ КНР, заключенного 18 сентября 2014 г., направлены на решение этого же вопроса. К примеру, функции сторон указаны в п 1.1 следующим образом: «Стороны совместно разрабатывают чертёжно-про-ектные работы трансграничного региона туристического сотрудничества. Китайская сторона ответственна за чертежи и составление бюджета трансграничного туризма, проводимые Международной туристической проектно-исследовательской организацией. Монгольская сторона - за оказание поддержки разработчикам чертежей и проекта, по которым будут проведены исследования в Монголии, а также помощи в получении разработок соответствующей политики».
В ходе встречи с сотрудниками Отдела окружающей среды Администрации Восточного аймака для результативного проведения исследования со стороны исследовательской группы обращено внимание на необходимость многостороннего сотрудничества
в реализации договоров и соглашений, заключённых с соответствующими сторонами КНРЭ, и оказание всесторонней поддержки.
Исследовательская работа направлена на осуществление конкретных пунктов и статей Договора, заключённого 25 февраля 2016 г между Министерством окружающей среды, зелёного развития и туризма Монголии и Управлением по делам туризма КНР. Так, в п. 3 данного договора указано: «Стороны будут поощрять инвестиции в туристическую сферу и активизируют строительные работы в туристической инфраструктуре»; в п. 5: «Стороны будут поддерживать проведение обучения в сфере туризма и взаимного обмена информацией в процессе исследования»; в п. 7: «Стороны будут оказывать поддержку в продвижении туристического продукта на рынки третьих стран и сотрудничестве в вопросе предоставления возможности путешествия туристов из третьих стран в своей стране». Прямое отношение к нашим исследованиям имеет п. 9, который гласит: «Стороны будут оказывать поддержку во взаимном согласовании вопроса реализации предоставления визовых льгот туристическим группам с соответствующими госучреждениями». Одним из проявлений внимания сторон на реализацию п. 4 договора между двумя ведомостями Монголии и КНР является наш совместный проект.
Привлечение участия заинтересованных сторон из Российской Федерации в этом проекте послужит ещё большей эффективности и результативности проекта. Халхин-Гол является «историческим местом проявления дружбы монголо-советских солдат», и здесь имеется множество возможностей сотрудничества в направлении реставрации памятников, развития путешествий по историческим местам и патриотического воспитания. Целесообразно сотрудничество сторон в создании такой туристической продукции, как путешествие через Халхин-Гол китайских туристов, направляющихся в РФ, и российских туристов, путешествующих в направлении Китая [1]. Такие формы деятельности формируют основу для проведения исследования «О возможностях и ресурсах развития международного туризма в регионе Хал-хин-Гол».
В рамках реализации положений соглашения цель исследовательской работы заключается в формулировке и представлении
общей картины политики монгольской стороны, определении названий и видов туристической продукции, формировании правовой среды, оценке регионального экономического состояния, демонстрации эффективности проекта с учетом состояния окружающей среды, что обеспечит создание условий для дальнейшего детального исследования. Совместная исследовательская группа работает над открытием и выявлением формы двустороннего, а впоследствии и трёхстороннего сотрудничества.
С 1 января 2017 г при Министерстве продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Монголии начал свою деятельность проект «Национальный созидательный регион Халхин-Гола» - новая организационная форма, пришедшая на смену «Свободной Халхин-Гольской зоны» (предыдущего проекта), одна из сфер его деятельности направлена на развитие туризма.
В рамках «Монголо-российско-китайского экономического коридора» исследовательская группа провела изучение вопросов развития возможностей туризма, в том числе возможностей двустороннего и трёхстороннего сотрудничества в развитии приграничного туризма. По первым итогам исследования подготовлена следующая общая информация:
1. Общий обзор сферы туризма Восточного региона (туристический регион, охватывающий территории Хэнтийского, Сухэ-Ба-торского и Восточного аймаков).
2. Информация о туристической продукции Восточного региона (гора Бурхан Халдун, Буир-Нуур (озеро); степь Мэнэнгийн тал; заповедник Номрог; этническое наследие восточных монголов, история и традиции, быт монголов).
3. Возможности развития трансграничного туризма в восточном регионе (в направлении Хулун-Буир - о. Буир, Хинган - Нумрог).
4. Информация о развитии туризма в направлении Халхин-Гол - Рашаан (г Раша-ан аймака Хинган (КНР) развил туристическую инфраструктуру, опираясь на горячий источник и удивительный природный комплекс, который принимает около 3 млн туристов. Существует возможность придания монголо-китайскому приграничному пункту Сумбэр международного статуса. В регионе Халхин-Гола имеется 5 туристических продуктов).
5. Современное состояние и потенциал развития приграничных пунктов (с монгольской стороны необходимо принятие комплексных мер по улучшению правового и экономического потенциала).
6. Проблемы в отношении инфраструктуры (с китайской стороны вопрос решен, с монгольской - пока существуют чертежи горизонтальной оси «Дороги Тысячелетия» и общий план развития).
7. Предложения и мнение местных жителей, состояние их жизненного уровня (при реализации проекта появится возможность развития сомона Халхин-Гол).
Основываясь на изложенной информации, исследовательская группа подготовила рекомендации в адрес Министерства окружающей среды и туризма, Министерства дорог и развития транспорта, Министерства образования, науки, культуры и спорта. Снят короткометражный документальный фильм. В ходе научно-практических конференций апробированы результаты и отчеты исследования [9, с.127-130].
Исследовательская группа проводит процесс ознакомления с широкими возможностями развития трансграничного туризма в рамках трёх государств. Из первых результатов исследовательской работы вытекают следующие задачи:
- дать экономическую оценку туристическим продуктам, сгруппировать их и конкретизировать (1. Степь «Мэнэнгийн тал» Восточной Монголии. 2. Битва на Халхин-Го-ле - Дружба монголо-советских солдат. 3. Заповедник Нумрог. 4. Буир-Нуур (озеро) - туристический регион. 5. Историко-культурное наследие монголов, монгольский быт);
- проложить туристический маршрут (работу провести в режиме детального исследования площади в 300 км).
- выстроить стратегию для поддержки частного сектора в сфере регионального туризма (на сегодняшний день вблизи озера Буир-Нуур располагаются около 10 туристических баз, которые проводят свою деятельность в летний период. Крупнейшая среди них база компании «Алтай констракш» может принимать примерно 100 человек);
- провести оценку инвестиционных проектов и определить цели на перспективу (комплексные работы по строительству дороги протяжённостью примерно в 200 км и совместному строительству сервисного со-
оружения-кемпа на 100 000 человек в год находятся в режиме ожидания).
- провести исследование по вопросу развития инфраструктуры, необходимой для развития туризма.
- создать условия для работы совместной исследовательской группы соответствующих министерств и получить их заключение (в связи с существованием большого количества работ, требующих особого внимания со стороны государства в инфраструктурной, правовой и инвестиционной сферах, целесообразнее дать возможность проработать вопрос совместной исследовательской группе, состоящей из представителей министерств).
Детальный перечень работ совместной исследовательской группы в дальнейшем:
1. Тенденция и менеджмент сферы туризма в Восточном регионе.
2. Исследование турпродуктов в Восточном регионе, изучение каждого турпродукта и подготовка расчетов, разработка обоснования (Определение турпродукта и маршрута путешествия, разработка ТЭО каждого продукта).
3. Изучение возможностей развития трансграничного туризма в Восточном регионе, исследование проблем и проведение экономических расчетов.
4. Возможности развития туризма в направлении Халхин-Гол - Рашаан (в будущем имеются возможности привлечения 30 % из 3 млн туристов, приезжающих в г Рашаан) [1, с. 256-257].
5. Состояние развития монголо-китайских приграничных пунктов, их пропускная способность, правовые вопросы (Проведение сравнительного исследования проблем правовой среды и состояния внешних отношений, возникающих в развитии трансграничного туризма в регионе Халхин-Гол и подготовка заключения).
6. Проблемы инфраструктурного развития туризма в Восточном регионе, экономические расчеты. (Согласование содержания проекта с задачами развития аймаков и сомо-нов) (Административная единица Монголии).
Заключение. Проведенные исследования показали, что имеются все возможности развития трансграничного туризма в конкретном регионе совместно с соседни-
ми странами на льготных правовых условиях. Бассейн р. Халхин-Гол выбран в качестве модели с нормализованной деятельностью двух приграничных пунктов, исходя также из формы открытого общения с соседними государствами. Халхин-Гол с разнообразными природными зонами и историческими местами способен предоставить достойный туристический продукт и представляется весьма полезным для Монголии в развитии трансграничного туризма.
В плане реализации нового вида деятельности на региональном уровне работа ведётся на основе конкретных положений Концепции национальной безопасности, а именно - «Политика развития периферии вдоль границы и внешних отношений руководствуется единой государственной политикой».
Подключение Забайкальского края к трехстороннему проекту можно оценить как реальное осуществление региональной политики РФ. Одним из основных исследовательских направлений Института международных отношений Академии наук Монголии является вопрос изучения отношений с КНР и РФ и методы его эффективного решения. В рамках проекта нами выделены некоторые аспекты отношений с двумя соседними странами, в том числе, исследование возможностей развития трансграничного туризма [13, с. 225]. Положение о развитии трансграничного туризма вошло в трёхстороннюю программу экономического коридора, и в случае её реализации это приведёт к реальной диверсификации экономики Монголии.
Район Халхин-Гола связан с историей монголо-российской дружбы, и граждане России стремятся побывать там. В перспективе в регионе возможно развитие трехсторонней особой экономической зоны с целью расширения сотрудничества между Восточным аймаком Монголии, Хулунбуирским аймаком АРВМ и Забайкальским краем.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее результатов для подготовки и написания обобщающих работ по истории развития туристического бизнеса Монголии, разработки туристических маршрутов.
Список литературы _
1. Баасансурэн Б. Монголия между Россией и Китаем = Орос, Хятадын завсар дахь Монгол Улс. Улан-Батор: ШУТИСЭ, 2018. 270 с.
2. Батбаяр Б. Развитие экотуризма в Западной Монголии // Алтай-Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: сб. материалов 1 -го Российско-индийско-монгольского семинара / Алтайск. гос. аграрн. ун-т. Горно-Алтайск, 2015. С. 75. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_23776507_48075539.pdf (дата обращения: 12.01.2021). Текст: электронный.
3. Баярхуу Б. Особенности туризма Монголии // Вопросы географии Сибири. Томск: ТГУ, 1999. С. 319. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27607467_85788857.pdf (дата обращения: 12.01.2021). Текст: электронный.
4. Баясах Ж., Шинэчимэг Х. Отношения Монголии с двумя соседями и ее статус постоянного нейтралитета: сб. науч. статей и докл. на русск. яз. Монголия, Улан-Батор: Ин-т междунар. отношений АН Монголии, 2016. С. 247.
5. Баясгалан Ц. Влияние макроэкономической ситуации на развитие туризма в Монголии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». 2005. № 1. С. 59. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_9930846_86921822.pdf (дата обращения: 12.01.2021). Текст: электронный.
6. Ван Ивэй. Один пояс - Один путь: возрождение Китая, его роль и ответственность под небом = Нэг 6y^ нэг зам: хятадын сэргэн мандал, тэнгэрийн доорхи YYPэг, хариуцлага. Улан-Батор: Ай Эс Ди руби паблишинг, 2019. 350 с.
7. Ли Сюе. Дискуссия о строительстве китайско-российской трансграничной туристической зоны сотрудничества // Внешняя торговля. 2018. № 2.
8. Монголо-Российское отношение: политика регионального развития и сотрудничества = Мон-гол-Оросын харилцаа: бYCчилсэн хегжлийн бодлого, хамтын ажиллагаа. Улан-Батор: БЕМБИ САН. 2005. 216 с.
9. Новая эра монголо-китайского отношения: испытание и возможность = Монгол, Хятадын харил-цааны шинэ эрин: боломж, сорилт. Улан-Батор: БЕМБИ САН. 2020. 188 с.
10. Осодоев П. В. Пространственно-интеграционные процессы социально-экономического сотрудничества приграничных территорий России и Монголии: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Улан-Удэ, 2010. 27 с.
11. Осодоев П. В., Дамба Д. Экономическое сотрудничество Республики Бурягия и Монголии. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. С. 404-407.
12. Первый форум исследовательской консультативной палаты "TINK TANK" России, Монголии и Китая. Улан-Батор: БИТПРЕСС. 2015. 352 с.
13. Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. М.: Институт востоковедения РАН, 2011. 440 с.
14. Сборник исторических документов монголо-российского отношения в 1991-2004 годах = Мон-гол-Оросын харилцааны TYYXэн баримт бичгийн эмхэтгэл 1991-2014. Улан-Батор: БЕМБИ САН. 2006. 444 с.
15. Синица С. М. Геологические памятники природы Забайкалья и Монголии и их значение для научного туризма // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. 2010. № 1. С. 244-247.
16. Цзэн Бовэй. Строительство экспериментальной зоны придаст жизнеспособность развитию приграничных районов // Китайские туристические новости. 2018. № 3.
17. Цзяньин Хоу. Один пояс - один путь: исследование сотрудничества в сфере туризма между Россией и Китаем в условиях трансграничья // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 3. С.206-209.
18. Ян Лэй. Развитие китайско-российских отношений на фоне «пояса и дороги» // Северо-восточный азиатский журнал. 2018. № 1.
References _
1. Baasansuren B. Mongoliya mezhdu RossieyiKitaem = Oros, HyatadynzavsardahMongolUls (Mongolia, Mexico Rossi (Kittem = Mongolia), in the gaps in Russia and China). Allan-baht: swipe, 2018. 270 p.
2. Batbayar B. Altay-Gimalai: traditsionnye znaniya i innovatsii v razvitii gornyh i predgornyh regionov Evrazii: sb. materialov 1-go Rossiysko-indiysko-mongolskogo seminara / Altaysk. gos. agrarn. un-t (Altai-Himalayas: traditional knowledge and innovations in the development of mountain and foothill regions of Eurasia: collected materials of the 1st Russian-Indian-Mongolian seminar / Altai State Agrarian University. univ. Gorno-Altaisk), 2015, p. 75. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_23776507_48075539.pdf (date of access: 12.01.2021). Text: electronic.
3. Bayarhuu B. Voprosy geografii Sibiri (Questions of the geography of Siberia). Tomsk: TSU, 1999, p. 319. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_27607467_85788857.pdf (accessed: 12.01.2021). Text: electronic.
4. Bayasah Zh., Shinechimeg H. Otnosheniya Mongolii s dvumya sosedyami i ee status postoyannogo neytraliteta: sb. nauch. statey i dokl. na russk. yaz. (Mongolia's relations with its two neighbors and its status of permanent neutrality: sat. nauch. papers and proc. in Russian. yaz. Mongolia, Ulaanbaatar: In-t mezhdunar. Relations of the Academy of Sciences of Mongolia, 2016, p. 247.
5. Bayasgalan C. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Ekonomika» (Bulletin of the Peoples ' Friendship University of Russia. The "Economy" series), 2005, no. 1, p. 59. Available at: https://elibrary. ru/download/elibrary_9930846_86921822.pdf (Date of access: 12.01.2021). Text: electronic.
6. Van Ivey. Odin poyas - Odin put: vozrozhdenie Kitaya, ego rol i otvetstvennost pod nebom = Neg bys, negzam: hyatadyn sergen mandal, tengeriyn doorhiYYreg, hariutslaga (One belt, one road: the revival of China, its role and responsibilities under the sky = BS Neg, neg Deputy: katadyn Sergen mandalas, tangerine doori re, hariclia). Ulaanbaatar: Ai Es Di ruby publishing, 2019, 350 p.
7. Li Syue. Vneshnyaya torgovlya (Foreign trade), 2018, no. 2.
8. Mongolo-Rossiyskoe otnoshenie: politika regionalnogo razvitiya i sotrudnichestva = Mongol-Orosyn hariltsaa: bYschilsen hegzhliyn bodlogo, hamtyn azhillagaa (Mongolian-Russian relations: Regional development and Cooperation Policy = Mongol-Orosin of hariltsaa: beschissen Gelin bodlogo, Hamlin of arillaga). Ulaanbaatar: BAMBI SAN. 2005. 216 p.
9. Novaya era mongolo-kitayskogo otnosheniya: ispytanie i vozmozhnost = Mongol, Hyatadyn hariltsaany shine erin: bolomzh, sorilt (A new era of Mongolian-Chinese relations: the challenge and opportunity = a Mongol, Katadyn haritani of China Erin: bolomj, Sorell). Ulaanbaatar: BAMBI SAN. 2020. 188 p.
10. Osodoev P. V. Prostranstvenno-integratsionnye protsessy sotsialno-ekonomicheskogo sotrudnichestva prigranichnyh territoriy Rossii i Mongolii: avtoref. dis. ... kand. geogr. nauk: 25.00.24 (Spatial-integration processes of socio-economic cooperation of the border territories of Russia and Mongolia: abstract diss cand geogr. scie.: 25.00.24). Ulan-Ude, 2010, 27 p.
11. Osodoev P. V., Damba D. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo Respubliki Buryagiya i Mongolii. Prigranichnye i transgranichnye territorii Aziatskoj Rossii i sopredel'nyh stran (Economic cooperation of the Republic of Borage and Mongolia. Border and cross-border territories of Asian Russia and neighboring countries). Novosibirsk: SB RAS Publishing House, 2010, pp. 404-407.
12. Pervy forum issledovatelskoy konsultativnoy palaty "TINK TANK" Rossii, Mongolii i Kitaya (The first forum of the Research Advisory Chamber "TINK TANK" Russia, Mongolia, and China). Ulaanbaatar: BITPRESS, 2015, 352 p.
13. Rossiya iMongoliya na putistrategicheskogo partnerstva (Russia and Mongolia on the path of strategic partnership). Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2011. 440 p.
14. Sbornik istoricheskih dokumentov mongolo-rossijskogo otnosheniya v 1991-2004 godah = Mongol-Orosyn harilcaany tYYhen barimt bichgijn emhetgel 1991-2014. (Collection of historical documents the Mongol-Russian relations in 1991-2004 = Mongol-Orosin haritani than Barent bitchin empaths 1991-2014). Ulaanbaatar: BAMBI SAN, 2006, 444 p.
15. Sinitsa S. M. Prirodoohrannoe sotrudnichestvo: Rossiya, Mongoliya, Kitay (Environmental cooperation: Russia, Mongolia, China), 2010, no. 1, pp. 244-247.
16. Tszen Bovey. Kitayskie turisticheskie novosti (Chinese travel news), 2018, no. 3.
17. Tszyanin Hou. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovaniy (Journal of Legal and Economic Research), 2019, no. 3. pp. 206-209.
18. Yan Ley. Severo-vostochny aziatskiyzhurnal (North-East Asian magazine), 2018, no. 1.
Коротко об авторе_ Briefly about the author
ДэмбэрэлКолягийн, доктор (Ph.D), старший научный сотрудник, Институт международных отношений Академии наук Монголии; координатор Центра изучения Центральной Азии при ИМО, г. Улан-Батор, Монголия. Область научных интересов: российско-монгольские отношения, геополитика Центральной Азии, теория международных отношений kdembee@gmail .com
Kolyagiin Demberel, Doctor (Ph.D), Senior Researcher, Institute of International Relations, Academy of Sciences of Mongolia, coordinator of the Center for Central Asian Studies at IMO, Ulan Bator, Mongolia. Scientific interests: Russian-Mongolian relations, geopolitics of Central Asia, theory of international relations
Образец цитирования _
Дэмбэрэл К. Потенциальные возможности региона Халхин-Гол в развитии международного туризма // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 43-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-1-43-51.
Demberel К. Potential possibilities of Khalkhin-gol region in the development of international tourism // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 1, pp. 43-51. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-1-43-51.
Статья поступила в редакцию: 13.01.2021 г. Статья принята к публикации: 16.02.2021 г.