гда идентична при решении проблем другого клиента.
Библиографический список
1. Пинкус А. Практика социальной работы (формы и методы). - М., 1993.
2. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Академия, 2007.
3. BarkerR. (1999). The Social Work Dictionary.4 edition. NASW Press.
УДК 376
Смолонская Анна Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ОСОБЫМ» ДЕТЯМ
В статье обсуждается потенциальное и актуальное в практике педагогической, социальной, психологической помощи «особым детям». Рассмотрены основные принципы, направления, мероприятия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социальнаяреабилитация, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная реабилитация как важнейшее направление деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья за последние годы приобретает все большую актуальность.
Существуют различные классификации нарушений основных функций организма человека, к которым относятся нарушения:
- психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
- сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
- статодинамических функций (функции, обеспечивающие стояние, движение, подвижность);
- соматических функций (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и др.).
Большую часть из общего количества «особых» детей, имеющих инвалидность, составляют дети, относящиеся к первым трем категориям. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени выраженности), нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.
Инвалидность становиться в настоящее время проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами, устанав-
ливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 №> 172 - ФЗ).
Как социальная категория дети-инвалиды находятся в окружении людей, не имеющих проблем в развитии, и нуждаются в большей социальной защите, помощи и поддержке. Данные виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление социальных затрат.
Вместе с тем, необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать «особых» детей и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций.
Известно, что для полноценной, активной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей с окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано со-
202
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Смолонская А.Н., 2010
здавать им необходимые условия для индивидуального развития.
В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией, развивается реабилитационная индустрия.
Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Для нашей страны проблема оказания помощи детям ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, поскольку рост численности таких детей выступает в качестве устойчивой тенденции социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Основная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом сложившегося общественного сознания.
При рассмотрении проблемы инвалидности необходимо выделить следующие аспекты:
- медицинский - как отражение анатомического нарушения в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;
- психолого-педагогический - отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, ди-задаптации к окружающему, угнетающему чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги, проблемы воспитания и обучения;
- социальный - проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров, проблемы интеграции и социализации в общество.
Лица с ограниченными возможностями здоровья являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом общества. Считается, что в первом десятилетии XXI века инвалиды будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем не только на примитивных ручных операциях и процессах [5]. Необходимо максимально реализовать индивидуальный потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
Содержание реабилитации необходимо рассматривать как процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социальноэкономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [3]. Это позволит достичь основной цели реабилитации - восстановление социального статуса, достижения независимости и социальной адаптации.
Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации и саморазвитию.
К наиболее важным направлениям реабилитации относятся.
Педагогическая реабилитация, включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, чтобы «особый» ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками осознанного поведения, самообслуживания, самоконтроля. При этом важнейшей целью данной деятельности является ее психологическая составляющая - развитие у такого ребенка уверенности в себе, в своих возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.
Социальная реабилитация предполагает деятельность, направленную на социально-бытовую
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
203
адаптацию и социально-средовую реабилитацию. Данный вид реабилитации важен как средство интеграции таких детей в социум, как механизм создания равных возможностей, для того, чтобы быть социально востребованным. Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды [2].
Психологическая реабилитация. Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Важная цель психологической помощи заключается в профилактической, диагностической, коррекционной и реабилитационной работе; поиск оптимальных условий компенсации, расширяющих возможности развития личности, создающих различные обучающие и воспитывающие среды, дающих возможность построения развивающего образа жизни.
Рассматривая вопрос об особенностях реабилитации «особых» детей, нельзя не остановиться на роли семьи в этом процессе, поскольку участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Уверенность родителей в успехе реабилитации оказывает влияние на образ жизни ребенка-инвалида и семьи в целом, формирует ее уклад, психологический климат, социальноэкономическую активность родителей, что в свою очередь способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции такого ребенка в общество.
Основные принципы реабилитации, предусматривают:
- раннее начало реабилитации. Раннее вмешательство зачастую позволяет устранить или
компенсировать вредное воздействие инвалиди-зирующих нарушений, предотвратить накопление негативных последствий, и не допустить ухудшение состояния ребенка;
- комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;
- принцип индивидуального подхода.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть
так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем в развитии, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное значение имеют самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, способность к обучению и деятельности. Именно в деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать свои потенциальные возможности и реализовать себя.
Поэтому, на наш взгляд, реабилитация должна быть направлена не только на то, чтобы помочь такому ребенку приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что способствует созданию безбарьер-ной среды и облегчает его интеграцию в общество. Дети-инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации, поддержании и развитии потенциальных способностей. В связи с чем, для реабилитации таких детей необходимо осуществлять следующие виды деятельности:
- раннее выявление, диагностику и вмешательство;
- медицинское обслуживание;
- консультирование и оказание помощи в различных областях (социальной, педагогической, психологической, юридической и т.д.);
- обеспечение необходимыми техническими средствами;
204
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
- подготовка к самостоятельному, индивидуальному уходу, независимому образу жизни и т.д.
Актуальными на наш взгляд являются следующие основные направления, по которым должны реализовываться многоаспектные реабилитационные мероприятия:
- предупреждение прогрессирования патологического процесса;
- восстановление и развитие личности;
- активное развитие различных видов детской деятельности;
- обеспечение возможности для постоянной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников.
Таким образом, «особый» ребенок не пассивный объект социальной, педагогической и психологической помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.
Библиографический список
1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. -192 с.
2. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. пос. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. - 88 с.
3. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
4. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. -400 с.
5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002. - 340 с.
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - №>48. - С. 45-63.
УДК 159.9:316.6
Куликов Александр Юрьевич
Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ОФИЦЕРА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В статье рассматриваются основные направления укрепления воинской дисциплины в курсантских подразделениях военного вуза.
Ключевые слова: воинская дисциплина, воинское поведение, мотивация
В Дисциплинарном уставе дано определение, которым пользуются в Вооруженных силах: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)» [14, с. 219]. Смысл этого определения прост: законы, уставы и приказы командира надо соблюдать. Соблюдение законов - это законопослушное поведение. Соблюдение уставов - это уставное поведение. Соблюдение порядка, установленного приказом командира, - это подчинение.
Все эти виды поведения можно объединить, представив его как нормативное, или правилосообразное поведение, поскольку законы и уставы содержат определенные нормы (правила). Для того чтобы строить поведение с учетом нормы,
нужна, прежде всего, сама норма. Если для той или иной ситуации конкретной нормы нет или человек о ней не знает, то он может действовать на основании оценки сложившейся обстановки и из целей и потребностей этого человека и других людей, такое поведение будет называться целесообразным, т.е. отвечающим целям совместной деятельности.
Таким образом, воинское поведение может планироваться и осуществляться как правилосообразное и как целесообразное. Нормы делятся на формальные и неформальные. Нормы действуют в системе отношений «человек - человек» и «человек - социальный предмет». Усвоение норм предполагает формирование знаний и умений, мотивации в форме желания или чувства необходимости подчинения соответствующей норме.
© Куликов А.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
205