Научная статья на тему 'Потенциальное и актуальное в практике социальной, педагогической и психологической помощи «Особым» детям'

Потенциальное и актуальное в практике социальной, педагогической и психологической помощи «Особым» детям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
265
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SOCIAL REHABILITATION / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

В статье обсуждается потенциальное и актуальное в практике педагогической, социальной, психологической помощи «особым детям». Рассмотрены основные принципы, направления, мероприятия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential and actual in practice of pedagogic, social, and psychological aid to special children are discussed in the article. Main principles of, areas, cultural events of rehabilitation of children with limited possibilities of health are considered.

Текст научной работы на тему «Потенциальное и актуальное в практике социальной, педагогической и психологической помощи «Особым» детям»

гда идентична при решении проблем другого клиента.

Библиографический список

1. Пинкус А. Практика социальной работы (формы и методы). - М., 1993.

2. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: Академия, 2007.

3. BarkerR. (1999). The Social Work Dictionary.4 edition. NASW Press.

УДК 376

Смолонская Анна Николаевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ОСОБЫМ» ДЕТЯМ

В статье обсуждается потенциальное и актуальное в практике педагогической, социальной, психологической помощи «особым детям». Рассмотрены основные принципы, направления, мероприятия реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социальнаяреабилитация, дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная реабилитация как важнейшее направление деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья за последние годы приобретает все большую актуальность.

Существуют различные классификации нарушений основных функций организма человека, к которым относятся нарушения:

- психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

- сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

- статодинамических функций (функции, обеспечивающие стояние, движение, подвижность);

- соматических функций (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и др.).

Большую часть из общего количества «особых» детей, имеющих инвалидность, составляют дети, относящиеся к первым трем категориям. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени выраженности), нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.

Инвалидность становиться в настоящее время проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами, устанав-

ливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 №> 172 - ФЗ).

Как социальная категория дети-инвалиды находятся в окружении людей, не имеющих проблем в развитии, и нуждаются в большей социальной защите, помощи и поддержке. Данные виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление социальных затрат.

Вместе с тем, необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать «особых» детей и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций.

Известно, что для полноценной, активной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей с окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано со-

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Смолонская А.Н., 2010

здавать им необходимые условия для индивидуального развития.

В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией, развивается реабилитационная индустрия.

Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

Для нашей страны проблема оказания помощи детям ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, поскольку рост численности таких детей выступает в качестве устойчивой тенденции социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Основная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом сложившегося общественного сознания.

При рассмотрении проблемы инвалидности необходимо выделить следующие аспекты:

- медицинский - как отражение анатомического нарушения в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;

- психолого-педагогический - отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, ди-задаптации к окружающему, угнетающему чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: выявление неуверенности, чувства безнадежности, обреченности, тревоги, проблемы воспитания и обучения;

- социальный - проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьеров, проблемы интеграции и социализации в общество.

Лица с ограниченными возможностями здоровья являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом общества. Считается, что в первом десятилетии XXI века инвалиды будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем не только на примитивных ручных операциях и процессах [5]. Необходимо максимально реализовать индивидуальный потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.

Содержание реабилитации необходимо рассматривать как процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социальноэкономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма [3]. Это позволит достичь основной цели реабилитации - восстановление социального статуса, достижения независимости и социальной адаптации.

Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации должен быть направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации и саморазвитию.

К наиболее важным направлениям реабилитации относятся.

Педагогическая реабилитация, включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера, направленные на то, чтобы «особый» ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками осознанного поведения, самообслуживания, самоконтроля. При этом важнейшей целью данной деятельности является ее психологическая составляющая - развитие у такого ребенка уверенности в себе, в своих возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

Социальная реабилитация предполагает деятельность, направленную на социально-бытовую

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

203

адаптацию и социально-средовую реабилитацию. Данный вид реабилитации важен как средство интеграции таких детей в социум, как механизм создания равных возможностей, для того, чтобы быть социально востребованным. Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды [2].

Психологическая реабилитация. Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Важная цель психологической помощи заключается в профилактической, диагностической, коррекционной и реабилитационной работе; поиск оптимальных условий компенсации, расширяющих возможности развития личности, создающих различные обучающие и воспитывающие среды, дающих возможность построения развивающего образа жизни.

Рассматривая вопрос об особенностях реабилитации «особых» детей, нельзя не остановиться на роли семьи в этом процессе, поскольку участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Уверенность родителей в успехе реабилитации оказывает влияние на образ жизни ребенка-инвалида и семьи в целом, формирует ее уклад, психологический климат, социальноэкономическую активность родителей, что в свою очередь способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции такого ребенка в общество.

Основные принципы реабилитации, предусматривают:

- раннее начало реабилитации. Раннее вмешательство зачастую позволяет устранить или

компенсировать вредное воздействие инвалиди-зирующих нарушений, предотвратить накопление негативных последствий, и не допустить ухудшение состояния ребенка;

- комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;

- принцип индивидуального подхода.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть

так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем в развитии, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное значение имеют самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, способность к обучению и деятельности. Именно в деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать свои потенциальные возможности и реализовать себя.

Поэтому, на наш взгляд, реабилитация должна быть направлена не только на то, чтобы помочь такому ребенку приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что способствует созданию безбарьер-ной среды и облегчает его интеграцию в общество. Дети-инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации, поддержании и развитии потенциальных способностей. В связи с чем, для реабилитации таких детей необходимо осуществлять следующие виды деятельности:

- раннее выявление, диагностику и вмешательство;

- медицинское обслуживание;

- консультирование и оказание помощи в различных областях (социальной, педагогической, психологической, юридической и т.д.);

- обеспечение необходимыми техническими средствами;

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

- подготовка к самостоятельному, индивидуальному уходу, независимому образу жизни и т.д.

Актуальными на наш взгляд являются следующие основные направления, по которым должны реализовываться многоаспектные реабилитационные мероприятия:

- предупреждение прогрессирования патологического процесса;

- восстановление и развитие личности;

- активное развитие различных видов детской деятельности;

- обеспечение возможности для постоянной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников.

Таким образом, «особый» ребенок не пассивный объект социальной, педагогической и психологической помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.

Библиографический список

1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. -192 с.

2. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. пос. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. - 88 с.

3. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2004. - 400 с.

4. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. -400 с.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002. - 340 с.

6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - №>48. - С. 45-63.

УДК 159.9:316.6

Куликов Александр Юрьевич

Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль

[email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ОФИЦЕРА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье рассматриваются основные направления укрепления воинской дисциплины в курсантских подразделениях военного вуза.

Ключевые слова: воинская дисциплина, воинское поведение, мотивация

В Дисциплинарном уставе дано определение, которым пользуются в Вооруженных силах: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)» [14, с. 219]. Смысл этого определения прост: законы, уставы и приказы командира надо соблюдать. Соблюдение законов - это законопослушное поведение. Соблюдение уставов - это уставное поведение. Соблюдение порядка, установленного приказом командира, - это подчинение.

Все эти виды поведения можно объединить, представив его как нормативное, или правилосообразное поведение, поскольку законы и уставы содержат определенные нормы (правила). Для того чтобы строить поведение с учетом нормы,

нужна, прежде всего, сама норма. Если для той или иной ситуации конкретной нормы нет или человек о ней не знает, то он может действовать на основании оценки сложившейся обстановки и из целей и потребностей этого человека и других людей, такое поведение будет называться целесообразным, т.е. отвечающим целям совместной деятельности.

Таким образом, воинское поведение может планироваться и осуществляться как правилосообразное и как целесообразное. Нормы делятся на формальные и неформальные. Нормы действуют в системе отношений «человек - человек» и «человек - социальный предмет». Усвоение норм предполагает формирование знаний и умений, мотивации в форме желания или чувства необходимости подчинения соответствующей норме.

© Куликов А.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.