Научная статья на тему 'Потенциальная трудовая мобильность населения Республики Тыва'

Потенциальная трудовая мобильность населения Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
население / миграционный потенциал / трудовая мобильность / сезонная мобильность / мобильность с целью трудоустройства / рынок труда / социальные проблемы / факторы / определяю-щие переезд / population / migration potential / labor mobility / seasonal mobility / mobility for employment pur-poses / labor market / social problems / factors determining relocation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юлия Вячеславовна Голиусова

Статья посвящена оценке потенциала социальной и трудовой мобильности населения республики Тыва сквозь призму потенциала миграции. Эмпирической базой выступили данные социологиче-ских исследований, проведённых в 2019, 2021 и 2022 гг. в данном субъекте федерации. Результаты опроса показали, что потенциально могут покинуть регион около 10 % опрошенных, а вот возможности для такого рода миграции не очень значительны. Определяющим фактором для переезда является не столько активная жизненная стратегия, сколько финансовый уровень граждан. Иными словами, приоритетное значение для от-каза от миграции имеет недостаточность средств для проезда и обустройства на новом месте жительства. Также выявлены возможные причины потенциального выезда населения за пределы республики: проблемы инфраструктурной неустроенности и личные обстоятельства, такие как низкая зарплата, отсутствие подходя-щей работы, страх потери этнической идентичности, изменения привычного образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential Labor Mobility of the Population of the Republic of Tyva

The article scrutinizes the assessment of the potential for social and labor mobility of the popula-tion of the Republic of Tuva through the prism of migration potential. The empirical basis is the data of sociological surveys conducted in 2019, 2021 and 2022 in this constituent entity of the Federation. The results of the survey revealed that about 10 % of respondents can potentially leave the region, but the opportunities for such migration are not very significant. The determining factor for relocation is not so much an active life strategy as the financial level of citizens. In other words, insufficient funds for travel and settling in a new place of residence is a priority for refusal to migrate. Possible causes for the population’s potential departure from the republic have also been iden-tified: problems of infrastructural unsettlement and personal circumstances, such as low wages, lack of suitable employment, fear of losing ethnic identity, changes in the habitual way of life.

Текст научной работы на тему «Потенциальная трудовая мобильность населения Республики Тыва»

Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 46-51 Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 9. P. 46-51

Научная статья УДК 316.444(571.52) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.5

Потенциальная трудовая мобильность населения Республики Тыва

Юлия Вячеславовна Голиусова

Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, ygoliusova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4970-6963

Аннотация. Статья посвящена оценке потенциала социальной и трудовой мобильности населения республики Тыва сквозь призму потенциала миграции. Эмпирической базой выступили данные социологических исследований, проведённых в 2019, 2021 и 2022 гг. в данном субъекте федерации. Результаты опроса показали, что потенциально могут покинуть регион около 10 % опрошенных, а вот возможности для такого рода миграции не очень значительны. Определяющим фактором для переезда является не столько активная жизненная стратегия, сколько финансовый уровень граждан. Иными словами, приоритетное значение для отказа от миграции имеет недостаточность средств для проезда и обустройства на новом месте жительства. Также выявлены возможные причины потенциального выезда населения за пределы республики: проблемы инфраструктурной неустроенности и личные обстоятельства, такие как низкая зарплата, отсутствие подходящей работы, страх потери этнической идентичности, изменения привычного образа жизни.

Ключевые слова: население, миграционный потенциал, трудовая мобильность, сезонная мобильность, мобильность с целью трудоустройства, рынок труда, социальные проблемы; факторы, определяющие переезд

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Голиусова Ю.В. Потенциальная трудовая мобильность населения Республики Тыва // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 46-51. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.5.

Original article

Potential Labor Mobility of the Population of the Republic of Tyva Yulia V. Goliusova

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, ygoliusova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4970-6963

Abstract. The article scrutinizes the assessment of the potential for social and labor mobility of the population of the Republic of Tuva through the prism of migration potential. The empirical basis is the data of sociological surveys conducted in 2019, 2021 and 2022 in this constituent entity of the Federation. The results of the survey revealed that about 10 % of respondents can potentially leave the region, but the opportunities for such migration are not very significant. The determining factor for relocation is not so much an active life strategy as the financial level of citizens. In other words, insufficient funds for travel and settling in a new place of residence is a priority for refusal to migrate. Possible causes for the population's potential departure from the republic have also been identified: problems of infrastructural unsettlement and personal circumstances, such as low wages, lack of suitable employment, fear of losing ethnic identity, changes in the habitual way of life.

Keywords: population, migration potential, labor mobility, seasonal mobility, mobility for employment purposes, labor market, social problems; factors determining relocation

Funding: Independent work.

For citation: Goliusova, Yu.V. (2023) Potential Labor Mobility of the Population of the Republic of Tyva. Theory and Practice of Social Development. (9), 46-51. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.9.5 (In Russian)

Основы государственной миграционной политики и теоретические подходы. В современной России формируется новое общество. В последние годы оно становится все более мобильным. Государственная политика направлена на освоение новых территорий, особенно на востоке страны. Расширяется программа «Дальневосточный гектар»; предприятия, находящиеся в неблагоприятных климатических условиях, применяют вахтовые методы работы сотрудников; города, расположенные в зонах вечной мерзлоты, развивают социальную инфраструктуру для привлечения населения для постоянного проживания. В этом контексте для исследователей и чиновников представляют интерес причины, которые способствуют миграции и перемещениям граждан в разные уголки страны. Статус региона исхода имеет ключевое значение. Если он перенаселён,

© Голиусова Ю.В., 2023

наблюдается нехватка рабочих мест, выезд из него граждан не является проблемой, наоборот, с точки зрения государственной политики в сфере занятости это способствует решению проблем рынка труда. Но если речь идёт о приграничном регионе с небольшой плотностью населения, может возникнуть угроза национальной безопасности. Интерес к данной проблеме в рамках исследований, проведенных сотрудниками ИС ФНИСЦ РАН, вызван именно этим обстоятельством (Бад-маева, Натсак, 2021; Голиусова, 2021).

Встаёт вопрос, какие проблемы способствуют оттоку населения из региона. По нашему мнению, причины могут быть личностного (связаны с самореализацией, саморазвитием) или внешнего характера (инфраструктурные, связанные с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда).

Теоретические основы изучения социальной мобильности были заложены в начале XX в. российско-американским социологом П.А. Сорокиным (Сорокин, 2005: 119). Таким образом, можно рассматривать трудовую мобильность как частный случай социальной.

В нашем случае речь будет идти о возможном перемещении экономически активного населения внутри региона, а об исходе из него. Важно понять, способны ли жители республики предпринять попытки уехать из места проживания и на каких условиях (постоянных или временных). Если речь идёт о константном перемещении, то мы можем говорить о выезде граждан из региона на постоянное место жительства в соседний и любой другой регион Российской Федерации. Временное перемещение будет связано с сезонной миграцией.

В данном случае речь идёт о потенциальной трудовой мобильности, об интенциях, высказанных участниками социологического исследования, а не о реальных действиях. Миграция как процесс в данном случае не изучается.

В России термин «трудовая мобильность» употребляется, чтобы подчеркнуть междисциплинарный экономико-социологический подход к изучению данной проблемы.

Новосибирские ученые И.В. Цыганкова и Т.В. Новикова исследовали различные формулировки категории «трудовая мобильность» и выделили шесть подходов к определению данного понятия:

«1) форма социальной мобильности;

2) процесс распределения и перераспределения рабочей силы;

3) процесс изменения места работы;

4) способность и готовность к перемещениям;

5) элемент рыночного механизма;

6) способ увеличения человеческого капитала» (Цыганкова, Новикова, 2010: 10-11).

Именно способность и готовность к перемещениям имеют ключевое значение в нашем исследовании. Потенциальное желание поменять место жительства и работы было изучено в рамках социологических опросов, проведённых в Республике Тыва.

Статистический фон исследования. По итогам обследования населения по проблемам занятости Росстата в 2019 г., численность занятых, работавших за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (далее - своего субъекта), составила в среднем за 2019 г.: 2,9 млн чел. - на территории другого региона, 72,8 тыс. чел. - на территории иного государства, 68,9 млн чел. - на территории региона проживания1. Среди населения, работающего за пределами своего субъекта (в сравнении с теми, кто трудится на территории места проживания), выше доля лиц со средним профессиональным образованием, полученным по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих), и со средним общим образованием, и ниже - с высшим и средним профессиональным образованием (специалистов среднего звена).

В числе занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, выше доля молодёжи и ниже - лиц старше 45 лет, чем среди занятого населения, работающего на своей территории. Средний возраст занятых за пределами своего субъекта, составил в 2019 г. 38,8 лет; на своей территории - 41,4 год. Наиболее значительна доля занятого населения, выезжающего на работу за пределы своего субъекта: в Московской области - 20,2 %, Ленинградской - 18,3, в Республике Адыгее - 16,4, в Чувашской Республике - 13,8, в Республике Калмыкии - 12,9, Марий Эл - 12,7, в Еврейской автономной области - 11,9, в Брянской области - 10,3, в Республике Мордовии - 9,4, в Орловской области - 9,3 %2.

Республика Тыва в этом списке субъектов РФ находится на 70 месте. Доля занятого населения, выезжающего на работу за пределы ее территории, равна 1 %. Несмотря на такой низкий,

1 О межрегиональной трудовой миграции в 2019 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/Xhcxj (дата обращения: 05.09.2023).

2 Миграция населения в 2020 году [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://clck.ru/35cA2g (Дата обращения: 03.08.2021).

Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 46-51. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 9. P. 46-51.

по сравнению с другими субъектами РФ показатель трудовой миграции, отрицательное миграционное сальдо отмечается по итогам 2020 г.: из Республики Тыва выехало больше, чем прибыло, миграционный отток населения составил 579 чел.1

Региональные особенности потенциальной трудовой мобильности в Республике Тыва. В нашем анализе мы будем опираться на результаты трех социологических исследований, проведённых в Республике Тыва в 2019, 2021 и 2022 гг. Центром изучения социальной структуры и социального расслоения Института социологии ФНИСЦ РАН под руководством профессора З.Т. Голенковой. Работа была инициирована Министерством труда Республики Тыва. В первом опросе изучалась проблемная ситуация бедности населения. Объектом исследования выступало домохозяйство. Объем выборочной совокупности составил 1 200 домохозяйств.

Во втором и третьем исследованиях была использована модель многоступенчатой стратифицированной выборки на основе данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакассия и Республике Тыва по численности постоянного населения на 1 января 2021 г. и на 1 января 2022 г. и распределению численности населения Республики Тыва по полу и возрасту на начало 2020 и 2021 гг. соответственно2.

Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении исследования, составило все население Республики Тыва старше 18 лет. Таким образом, в 2021 г. было опрошено 1 539 человек, в 2022 г. - 1 423 человека. Работа была организована в 88 населённых пунктах региона с помощью 20-минутного личного интервью, которое проводилось по формализованному опроснику (Горина, 2019; 2022).

В 2019 г. потенциальную мобильность пытались определить при помощи вопроса о том, как домохозяйства решают проблемы бедности. Исследование показало, что у 47,3 % опрошенных семей денег хватает только на питание и самое необходимое, 20,8 % располагают только средствами на продукты, а 14 % не могут позволить себе даже это. Таким образом, почти треть населения не может удовлетворить свои базовые потребности в питании и одежде. Такое бедственное положение должно способствовать желанию его изменить. Отвечая на вопрос о том, что они предприняли для улучшения своего благосостояния, 26,8 % респондентов указали, что нашли дополнительный источник дохода (подработка, собирательство, охота, рыболовство); только 11 % семей предприняли попытку переезда на другое место жительства, 24,4 % (почти 1/4) опрошенных вообще ничего не делали для изменения ситуации, 11 % респондентов не ответили на вопрос. Полученные данные свидетельствуют о довольно большой инертности населения, нежелании граждан что-либо менять, об их закредитованности (большинство имеет непогашенные займы). Причина, на наш взгляд, банальна: нет средств для переезда.

Целью исследовательского проекта 2021 г. было изучение социально-экономического положения населения Республики Тыва, а опроса 2022 г. - социально-экономического положения неполных семей в республике. Результаты их позволили установить, что потенциал трудовой миграции населения из республики значительный. Около трети опрошенных рассматривают для себя возможность сезонной работы в другом регионе. Однако большинство из них пока не готовы выехать за пределы своего субъекта. Меньшая часть респондентов высказались за переезд в другой регион России (Голиусова, 2021: 12).

Потенциальных сезонных мигрантов - треть опрошенных, примерно столько же тех, кто готов переехать в другой регион. Между интенциями сезонной и постоянной миграции у этой группы существует незначительная разница - в 2 %. Но есть очень тревожный знак. Это абсолютный показатель желательной миграции. Среди тех, кто согласен на сезонную миграцию, присутствует около двух третей тех, кто желает выехать на постоянной основе. Это группа потенциальных мигрантов, которая при первой возможности может покинуть республику. Таких среди опрошенных 10 %. Они буквально живут «на чемоданах».

Среди потенциальных сезонных мигрантов 44 % имеют постоянную работу или бизнес, а среди желающих переехать на постоянной основе таких 50 %. Встаёт вопрос, почему имеющие работу жителей хотят уехать из региона?

Если рассматривать опрошенных граждан Республики Тыва, желающих покинуть регион, в социально-демографическом разрезе, то можно отметить, что женщин среди желающих выехать больше, чем среди мужчин. Причём, если на сезонные работы готовы отправиться около половины опрошенных мужчин и женщин, то выезд на постоянной основе у женщин превалирует (три к одному). Самый высокий миграционный потенциал обнаружен у респондентов в возрасте от 25

1 Миграция населения в 2020 году [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://clck.ru/35cA2g (Дата обращения: 03.08.2021).

2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/et9oD (дата обращения: 05.09.2023).

до 34 лет. Такая тенденция прослеживается в исследованиях 2021 и 2022 гг. Впервые она была отмечена нами в 2021 г. (Голиусова, 2021: 14).

Мы установили, что на сезонные работы в большей степени хотят выехать респонденты со средним профессиональным образованием (около 40 %), а поменять регион проживания - с высшим (около 45 %). Чаще всего стремятся к миграции преподаватели, несмотря на множество открытых вакансий в республике, и юристы. Среди них большинство - городские жители (Голиусова, 2021: 12).

Если рассматривать потенциальных мигрантов с точки зрения их занятости, то многие из них имеют постоянное место работы, заняты по найму, могут работать удалённо, если понадобится. Большинство считает, что найти работу по их специальности трудно. Если рассматривать желающих покинуть основное место жительства с точки зрения владения дополнительными компетенциями, то пользуются возможностями Интернета около 90 % тех, кто хочет уехать на сезонные работы; такой же процент владеющих цифровыми навыками среди потенциальных мигрантов на постоянной основе.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что потенциальные мигранты - индивиды с достаточно высоким уровнем образования, широким набором компетенций. Многие из них имеют возможность удаленной работы, что не удерживает их от желания покинуть республику. Это очень тревожный факт с точки зрения сохранения баланса на рынке труда региона.

В 2022 г. в связи с санкционной войной, развязанной против России, встал вопрос об изменениях социально-экономического положения населения республики. Исследование проводилось на аналогичной выборке, репрезентативной по полу и возрасту. Был поставлен вопрос об изменении материального положения семьи. У 47,6 % опрошенных оно осталось прежним, а у 35,8 % - ухудшилось. Среди мер, с помощью которых семьи стремятся стабилизировать свое материальное положение, был назван и отъезд члена семьи на заработки (4,1 %), переселение туда, где жить дешевле (2,2 %), на чабанскую стоянку или в село, где можно заняться подсобным хозяйством (3,2 %). При этом следует отметить, что общая тенденция осталась неизменной: около 70 % опрошенных так же, как и в 2021 г., не желают покидать место жительства ни временно, ни на постоянной основе. Треть опрошенных, как и в 2021 г., потенциально готовы покинуть республику. Можно предположить, что внешние факторы не влияют на желание граждан поменять регион проживания. Зато семейный статус может определять их потенциальную мобильность. В неполных семьях 20 % респондентов отметили, что рассматривают возможность миграции (на 5,8 % выше общего показателя); ответ «скорее да, чем нет» дали 12,3 % опрошенных (на 0,5 % ниже общего показателя); «скорее нет, чем да» - 9,9 (на 1,6 % выше общего показателя); «нет, такую возможность не рассматриваю» - 52,4 % (на 6,2 % ниже общего показателя). В полных семьях оказалось на 5,4 % меньше граждан, ответивших положительно, чем в неполных; на 3,7% больше ответивших «скорее да, чем нет»; на 0,2 % меньше выбравших вариант «скорее нет, чем да»; на 3,7 % больше ответивших «нет, такую возможность не рассматриваю». Таким образом, фактические данные опроса говорят о большей готовности неполных семей к переезду, несмотря на всевозможные льготы и субсидии.

По результатам исследований 2021 и 2022 гг. можно установить причины, толкающие людей к перемене места жительства. Если рассматривать этот феномен в разрезе проблем, волнующих респондентов, то на первый план выходят вопросы инфраструктурной неустроенности (плохие дороги, низкий уровень благоустройства города/посёлка, невысокое качество медицинских услуг, дороговизна угля для отопления, отсутствие мест в яслях, детских садах и т. д.). На втором месте -личные причины, такие как низкая зарплата, отсутствие подходящей работы.

Вопрос заключается в следующем: смогут ли управленческие решения уменьшить желание граждан выехать куда-либо из региона? Необходимо отметить, что в республике действует множество социальных программ, которые призваны решать многие проблемы населения, такие как «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Социальный картофель», «Кыштаг для молодой семьи» и другие. Во время пандемии стал активно внедряться социальный контракт, который позволяет расширить возможности самореализации в границах региона и за его пределами (оказание услуг в соседних регионах без переезда или распространение товаров, произведенных в республике, за ее пределами).

Результаты исследования 2021 г. показали, что больше половины желающих покинуть своё место жительства имеют непогашенные кредиты. Чаще всего они были взяты на покупку жилья по ипотеке, оплату долгов и услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), на аренду жилья, покупку угля. Кредитная нагрузка населения очень велика, особенно если учесть тот факт, что на втором месте респонденты называют взятие кредита на оплату долгов. Особо следует отметить, что респонденты берут займы для удовлетворения своих базовых потребностей, что очень тревожно.

Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 46-51. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 9. P. 46-51.

В 2021 г. при изучении миграционных интенций жителей республики в целях поиска работы было обнаружено, что переезд в другие регионы страны на сезонные работы рассматривают в большей степени именно представители самой малообеспеченной группы (34,3 %) по сравнению со всеми остальными (Голиусова, 2021: 12).

Практически такая же ситуация наблюдается с внутрирегиональной миграцией - переселением в другие села, районы в рамках республики. Возможность переезда рассматривает треть респондентов - и это наибольший показатель в сравнении с другими группами; отказываются от него 47,9 % опрошенных. Такие же тенденции имеют место и в 2022 г.

В 2021 г. нами было замечено, что формируется так называемый «круг бедности» в самой уязвимой в этом отношении подгруппе населения, из которого гражданам практически невозможно выбраться (Голиусова, 2021: 14).

По результатам исследования 2022 г., наряду с вышеперечисленными причинами, также была выявлена еще одна, весьма любопытная - страх перед потерей национальной идентичности при переезде. Такой ответ на открытый вопрос о проблемах, которые беспокоят респондентов, встречался в каждой десятой анкете. Респондентов волнует проблема утраты тувинского языка, традиционного уклада жизни, национальных верований. Известно, что любой переезд в другой регион, скорее всего, несет за собой ассимиляцию в среде населения территории-реципиента, что, на наш взгляд, отчасти пугает потенциальных мигрантов.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в Республике Тыва наметился миграционный потенциал населения: 10 % опрошенных потенциально готовы к трудовой мобильности. Этот тренд не подвержен влиянию никаких внешних факторов, таких, например, как пандемия Covid-19 или специальная военная операция на Украине. Учитывая тот факт, что выборка репрезентативна по полу и возрасту, данное обстоятельство является сигналом для органов управления, которые должны реагировать на подобные ситуации.

Исследование показало, что респонденты готовы уехать от инфраструктурных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни (невозможность устроить детей в детский сад или школу, заброшенность и неухоженность населённых пунктов, отсутствие транспортной доступности).

Среди личных причин преобладает закредитованность, которая, с одной стороны, гонит людей на заработки, а с другой - ограничивает их возможности на реальный переезд ввиду малообес-печенности и невозможности выбраться из «круга бедности». При этом желающих уехать больше всего среди респондентов с высшим и среднеспециальным образованием.

По результатам опроса 2022 г. выявлен новый сдерживающий фактор - боязнь потери этнической идентичности (проблемы, связанные с утратой тувинского языка, изменения привычного уклада жизни и т.д.). Изучение его может составить основу перспективных научных исследований.

Список источников:

Бадмаева Н.В., Натсак О.Д. Современная трудовая миграция из Калмыкии и Тувы: экономические, социокультурные и гендерные аспекты // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 186-205. https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.14.

Голиусова Ю.В. Потенциал трудовой мобильности населения Республики Тыва // Ермолаевские чтения. Кызыл,

2021. С. 10-14. https://doi.org/10.24412/2686-9624-2021-10-14.

Горина Т.И. Методологические основы исследования проблематики бедности в Республике Тыва // ИНАБ. 2019. № 3. С. 18-28.

Горина Т.И. Региональный рынок труда Республики Тыва: тенденции и вызовы // Вестник Института социологии.

2022. Т. 13, № 4. С. 26-52. https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.4.848.

Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005. 588 с.

Цыганкова И.В., Новикова Т.В. Трудовая мобильность молодёжи на промышленных предприятиях России. Омск, 2010. 256 с.

References:

Badmaeva, N. V. & Natsak, O. D. (2021) Modern Labor Migration from Kalmykia and Tuva: Economic, Socio-Cultural and Gender Aspects. The New Research of Tuva. (4), 186-205. Available from: doi:10.25178/nit.2021.4.14. (In Russian).

Cygankova, I. V. & Novikova, T. V. (2010) Trudovaya mobil'nost' molodyozhi na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii [Labor mobility of young people at Russian industrial enterprises]. Omsk. 256 р. (In Russian).

Goliusova Yu.V. The potential of labor mobility of the population of the Republic of Tyva. In: Ermolaevsky Readings. Kyzyl, рр. 10-14. Available from: doi:10.24412/2686-9624-2021-10-14. (In Russian).

Gorina T. I. Metodologicheskie osnovy issledovaniya problematiki bed-nosti v Respublike Tyva [Methodological foundations of poverty research in the Republic of Tyva]. INAB. (3), 18-28. (In Russian).

Gorina, T. I. (2022) Regional Labour Market of the Republic of Tyva: Trends and Challenges. Bulletin of the Institute of Sociology. 13 (4), 26-52. Available from: doi:10.19181/vis.2022.13.4.848. (In Russian).

Sorokin, P. A. (2005) Social'naya mobil'nost' [Social mobility]. Moscow. 588 р. (In Russian).

Информация об авторе Ю.В. Голиусова - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299106

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Yu.V. Goliusova - PhD in Sociology, Leading Research Fellow, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299106

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.09.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.