Научная статья на тему 'Потенциальная конфликтность журналистского текста (на примере «Известий»)'

Потенциальная конфликтность журналистского текста (на примере «Известий») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальная конфликтность журналистского текста (на примере «Известий»)»

Н. В. Обелюнас

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА (на примере «ИЗВЕСТИЙ»)

Речь - явление индивидуальное , зависящее от автора-исполнителя, это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка. Ситуа-тивная обусловленность, вариативность речи, с одной стороны, и возмож-ность осуществить выбор для выражения определенного содержания, с дру-гой, делают речь своеобразной, непохожей на речь другого человека. Пра-вильный выбор средств языка, ориентированных на собеседника, способ-ность адекватно передать содержание, оправдывая ожидания партнера по коммуникации, - все это гармонизирует общение. Но как в языке, так и в ре-чи кроются такие их свойства и особенности, которые создают огромное ко-личество помех, сбоев, недоразумений, приводящих субъектов коммуника-ции к конфликту [Третьякова, 2000, с. 129].

Лингвистическая природа конфликта в речевом общении обусловлена адекватностью / неадекватностью взаимопонимания коммуникантов, знанием / незнанием норм языка, уровнем восприятия и декодирования конфликто-генных факторов в общении, а также тем, что любой конфликт получает язы-ковое выражение, имеет культурные и этноспецифические формы проявле-ния и восприятия, закрепленные в языке [Непшекуева, 2006, с. 7]. В языке присутствует универсальная, абсолютная конфликтогенность - это те слова, высказывания, которые практически всегда вызывают конфликт в любой ситуации по отношению к любому человеку. Ситуативная конфликтогенность проявляется, когда положительно ориентированное вербальное коммуникативное поведение служит причиной неудовольствия, раздражения в данной ситуации. Ситуативная и абсолютная конфликтогенность проявляет себя и в журналистских текстах. Например, однозначно отрицательную реакцию у определенной, национально толерантной аудитории вызовет слово «жид», «чурка» по отношению к еврейской или кавказской части населения России.

Лежащее в основе конфликта противоречие может носить как объективный, внешний, так и субъективный, внутренний и даже мнимый характер, а также может решаться бесконфликтно. В сфере массовой коммуникации подобные противоречия могут возникнуть в публицистическом тексте в случае столкновения двух или более трактовок одного и того же текста. Тогда и возникает конфликт интерпретаций. Понимание текста адресатом не обязательно такое, каким закладывает его коммуникант, и потому содержит конфликтный потенциал.

Исследователи, называя ряд функций, которые выполняют СМИ (информационную , просветительскую, организаторскую, аналитико-критическую и др.), отмечают, что основной ее функцией является воздейст-

вующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Специфика публицистической речи заключается в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности высказываний, а также в открытой оценочности речи публициста. Поэтому можно говорить о том, что основой коммуникации в СМИ являются факты, их интерпретации и оценки. Лексический и синтаксический строй газетной публицистики отличается крайним разнообразием, зависит от темы в публикации, типа издания, жанра, индивидуального стиля.

С точки зрения производителей масс -медийной продукции, журналист-ский текст вбирает в себя [Прозоров, 2004, с. 110]:

— во-первых, разножанровый, собственно масс-медийный продукт, производимый непосредственно самими журналистами

— во-вторых, «чужие» тексты, созданные вне профессионально-журналистского цеха и с неодинаковой мерой инициативы, включенные в общий масс-медийный контекст (например, метеосводки, реклама в газете, на радио, ТВ, или серии кроссвордов, сканвордов, гороскопов в газете). «Чу-жие» тексты, чаще всего, с разной степенью активности (рамочно или попут-но) обрабатываются специалистами СМИ.

Исходя из воздействующей функции и содержательного наполнения газетных полос и эфирного времени речь журналиста должна быть выразительной. Информируя общество о том или ином событии, он должен не толь-ко сообщить о факте, но и выразить к нему свое отношение, используя для этого все возможные ресурсы русского литературного языка (метафоры, сравнения, эпитеты и другие художественно-изобразительные средства). По-этому многие тексты СМИ, принадлежащие к группам аналитических и ху-дожественно-публицистических жанров, становятся потенциально конфликтными. Впрочем, даже тексты, принадлежащие к новостным жанрам (последние, в идеале, не предполагают наличия авторской модальности, эмо-ционально-экспрессивных элементов и использования большого количества художественно-изобразительных средств, наоборот, им свойственна эконо-мия речевых ресурсов), тоже могут быть потенциально конфликтными. Та-кие тексты содержат провоцирующие конфликт-факторы, которые не обна-руживаются явно: нет нарушений культурно-коммуникативного сценария, нет маркеров, сигнализирующих об эмоциогенности ситуации, и лишь из-вестные некоторым читателям (в том числе редактору, героям публикации или автору текста) импликатуры свидетельствуют о наличии или угрозе воз-никновения напряженности.

Предпосылками конфликтности публицистического текста может быть не только естественная конфликтность русского языка, но и 1) субъективность самого автора текста - журналиста, авторская модальность, присутствующая в тексте, 2) неразграничение факта и комментария в публикации, 3) особенности жанровой системы журналистики, 4) неудачное использование художественно-изобразительных средств, 5) омонимия и другие причины.

Журналистский текст, как и любой другой, вернее осмыслять в рамках не одной публикации или сюжета (как бы они ни были важны для данного СМИ), но в объеме целого, с определенной регулярностью возобновляемого конкретного газетно-журнального издания, теле- и радиоканала. Одна газета, один теле- или радиоканал создают единое и длящееся художественно-образное пространство общения с предполагаемым читателем, зрителем, слушателем.

В качестве примера проанализируем типичную публикацию в общест-венно-политической газете «Известия».

«Известия» - это федеральное ежедневное общественно-политическое издание , выходит с марта 1917 года. Пятничный номер охватывает и два выходных дня. Ежедневно 12 - 16 полос со специализированными приложе-ниями («Регионы», «Национальные проекты », «Спорт», «Культура», «Авто» и другие). «Известия» позиционируют себя как взвешенное и минимально ангажированное издание, содержащее социально-политическую и культурно-просветительскую информацию. Газета старается обходить криминальные темы, тем не менее время от времени в «Известиях» появляется информация подобного рода. Издание менее официальное, чем, скажем, «Российская газе-та», и рассчитано на более широкую публику. «Известия» стараются публи-ковать оценки, отличные от мнений правительства и других властных струк-тур, пытаясь соблюсти объективность. Многие материалы носят обзорный характер, присутствуют и аналитические статьи (на экономическую тему), рецензии. Как правило , новостные подборки содержат минимум эмоцио-нальности и максимум беспристрастности в подаче информации, но этого нельзя сказать о репортажах в «Известиях». Эта газета сочетает в своем шта-те как и известных журналистов (Ирина Петровская , Максим Соколов, Дмит-рий Быков), в большей степени это колумнисты - ведущие своих колонок, так и рядовых корреспондентов , экспертов. В целом газета ориентирована на образованного читателя, может быть, и не с высшим образованием, не с са-мыми высокими доходами, но это человек, которого волнует судьба собст-венной страны, и то, какое место она занимает на международной арене. Преимущественно это жители крупных российских городов.

Для анализа мы взяли обычную публикацию из рубрики «Коммента-рии» -«Империя свободных зон» Александра Мелихова («Известия». 2009. 29 декабря)70. Вообще данная рубрика включает в себя колонки постоянных колумнистов «Известий» на различные социально значимые темы (общество, политика, культура и др.): Ирина Петровская каждую неделю публикует свой взгляд на прошедшую теленеделю, Максим Соколов отзывается о политических событиях. Материалы Дмитрия Быкова - это всегда эссе с большим количеством исторических примеров. Александр Мелихов появляется на стра-

Газета «Известия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/comment/article3137076/.

ницах « Известий» изредка, его перу принадлежат комментарии и эссе на раз-личные темы.

Проанализировать степень конфликтности этого текста невозможно без характеристики его языковой и содержательной сторон.

Таблица 1. Характеристика текста

Категории анализа Результаты анализа

Характеристика содержательной стороны текста

Название текста, автор, место и время публикации. «Империя свободных зон», Александр Мелихов, «Известия» от 29.12.2009 года

1. Тема текста, основные подтемы. Отечественная наука должна стать «лавочной» - ученым необходимо самим зарабатывать себе на хлеб. Основной лозунг: свобода научного труда от «торговли». Тема раскрывается на рас-ставлении акцентов на следующих подтемах: - (тезис) «эффектный фрагмент из выступления перед учеными отца русской демократии» о том, что «ученым не следует не просто ждать спасения от лавочников, но еще самим сделаться лавочниками...». - (аргументы): 1. «Каждый человек и каждый народ может любить только тех, кто поддерживает в нем естественное для всякого живого существа чувство собственной уникальности». 2. «Эта могучая психологическая потребность столь многих (в сущности, большинства) народов неизбежно найдет удовлетворение в разного рода идеологиях «особого пути» - только одни из них будут оборонительными, а другие наступательными. Оборонительными идеологиями я называю те, которые декларируют отказ от приза, за который ведется борьба, а наступательными те, которые призывают захватить этот приз или, по крайней мере, максимально отравить торжество победителей».

3. «Многие социологические опросы отмечают у россиян симпатию к некое-му особому пути, однако никто даже не ставит вопрос, оборонительный или на-ступательный характер носит эта сим-патия». - (демонстрация): 1. «Уже давно сделалась пошлостью констатация той очевидности, что в России всегда жестко, а то и до нелепости жестоко подавлялась политическая свобода. Однако очень редко или даже никогда не обращают внимания на то, что в России постоянно возникали свободные зоны. Зоны, свободные от корысти и заботы о бренном». 2. «Нет-нет, я не покушаюсь на святое, на свободу торговли. Но побеспокоить-ся об этой свободе найдется кому и без нас. А вот кто позаботится о свободе от торговли? Гарантии свободы для служения не бренному, но бессмертному, идеология романтического либерализма хотя бы для узкого круга - это и есть особый путь России».

2. Доминирующая функция текс пропа-сопутствующие текстовые 1 ции. та, Воздействующая (убеждение) и :|эунк- гандистская функции.

3. Фактическая сторона текста. а ^втор опирается на следующие факты: 1. Наличие фрагмента речи отца рус-ской демократии (нет ссылки на доку-мент). 2. Упоминание «ученых чудаков» -Бо-ра, Эйнштейна, Сахарова. 3. Упоминание о пионерлагере (обы-денный факт). 4. Социологический опрос о «симпатии россиян к некоему историческому пути» (нет источника информации и др. статистических данных). 5. Создание свободных от корысти зон (без указания, в какой области).

6. «Пушкин хотел служить лишь своей поэтической прихоти».

4. Характеристика сильных позиций текста (заголовочный ком- со, плекс, или зачин, концовка). Импе Заголовок «Империя свободных зон» цержит в себе оксюморон: рия - 1) наименование монархиче-ских государств , главой которых явля-ется император. И. - чаще всего обшир-ное государство, включившее в свой состав территории других народов и государств. [Большой юридический словарь]71. 2) крупные государства, имеющие об-ширные колониальные владения [Там же]. 3) высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему ее в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников; со времени Ю. Цезаря и Августа обладателями ее стали императоры [Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона]72. Свободные зоны - зоны без власти, без корысти и заботы о бренном. Концовка состоит из двух абзацев. Пер-вый содержит риторический вопрос: «Нет-нет, я не покушаюсь на святое, на свободу торговли. Но побеспокоиться об этой свободе найдется кому и без нас. А вот кто позаботится о свободе от торговли?». Второй носит лозунговый характер и завершает материал: «Гарантии свободы для служения не бренному, но бессмертному, идеология романтического либерализма хотя бы для узкого круга -

71

Яндекс. Словари. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/dict/jurid/article/ jur2/jur-2305.htm?text=%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%

D1%80%D0%B8%D1%8F&stpar3=1.4.

72

Яндекс. Словари. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/19/19567.html?text=%D0%B8%D0%BC%D0%BF% D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F&stpar3=1.6.

это и есть особый путь России».

5. Контекст, в котором располагается текст. Рубрика «Комментарии»

6. Масштаб охвата действительности. Расширение пространственно-временных рамок за счет высокого уровня обобщений автора, касающихся всей страны и всего русского народа.

7. Способ познания действительности. Эмпирический (работа с документами, наблюдение), теоретический (сравнение, аналогия), исторический методы.

8. Источники информации, имеющиеся в тексте. Наличие мнений и точек зрения, комментариев, принадлежащих экспертам, участникам или очевидцам события. Единственный источник - сам автор, документ - выступление «отца русской демократии» (кто под ним понимается, автор не указывает).

9. Авторская позиция, проявление авторского «я» в тексте. Уровень выводов и обобщений (на уровне содержания). Уровень выводов и обобщений высокий. Именно на них и строится текст: 1. А теперь нам предписывают вечное совмещение лаборатории с лавкой. 2. Поэтом можешь и не быть, но бизнесменом быть обязан. 3. Каждый человек и каждый народ может любить только тех, кто поддерживает в нем естественное для всякого живого существа чувство собственной уникальности... 4. А между тем Россия и в самом деле в одном очень важном отношении чуть ли не два века действительно шла особым путем и достигла совершенно потрясающих результатов благодаря тому, что творческое меньшинство в ней оказывалось освобожденным и от серпа, и от молота, и от безмена. 5. Уже давно сделалась пошлостью констатация той очевидности, что в России всегда жестко, а то и до нелепости жестоко подавлялась политическая свобода. Однако очень редко или даже никогда не обращают внимания на то, что в России постоянно возникали свободные зоны. Зоны, свободные от корысти и заботы о бренном.

6. На таких-то островках свободы (праздность вольная - подруга размышленья) и рождалась величайшая литература, великая музыка, великолепная наука, позволявшая ученым утолять собственное любопытство за государственный счет. Весь текст построен на авторском видении проблемы. Автор проявляет себя и в выводах, риторических вопросах, в использовании фактов из своей жизни (чтение выступления, воспоминания о пионерлагере).

10. Жанр. Эссе или комментарий.

Характеристика лингвистической стороны текста

1. Композиция текста. Ассоциативная.

2. Лексический состав текста. Общеупотребительная лексика, минимум общеизвестных терминов, относящихся к политический сфере (идеология, идеологизация, деидеологизация, либеральная пошлость, социологические опросы, рационалистический либерализм, механизм психологической компенсации). Присутствуют разговорные элементы - слова и фразеологические обороты («Так нашего брата не опускали даже при коммунистах», хрен редьки не слаще). Имеются приметы книжных стилей (идеология, заботы о бренном, служенье муз, праздность вольная - подруга размышленья).

3. Лингвистические средства, с помощью которых актуализируется субъект речи и ее адресат. Коммуникативные прагматические отношения между ними. Наличие контактоустанавливающих средств (разговорные интонации, использование малораспространенных, односоставных и неполных предложений, парцелляция наличие риторических вопросов и восклицаний (внутренняя диалогизация текста). Наличие местоимения «мы» и глаголов первого лица: «И мир, а в первую очередь - наши конкуренты с утра до вечера учат нас скромности, поскольку именно высокая самооценка придает нам сил, и в

конце концов мы овладеваем наукой ни на что не претендовать, пропускать вперед тех, кто поумнее да покрасивее, чего от нас и добивались. Но когда в нас кто-то влюбляется и говорит: ты единственный, таких, как ты, больше нет, наша душа отвечает не всплеском скромности - всплеском радости...». Равноправные отношения между адресатом и адресантом.

4. Средства образности. Устойчивое словосочетание - «особый путь» (употребляется по всему тексту). Наличие фразеологических оборотов (отечества отцы, служенье муз не терпит суеты, хрен редьки не слаще, маски сброшены, отец русской демократии). Каламбур: «Поэтом можешь ты не быть, а бизнесменом быть обязан. ... меньшинство в ней оказывалось освобожденным и от серпа, и от молота, и от безмена». Эпитеты (эффектный фрагмент, при-казчьих кругах, ученые чудаки, величайшая литература, великая музыка, великолепная наука, бессмертные дела). Метафоры (культ лавки, суровая пора, душа отвечает). Метонимия (свободный рынок отбросит последние стеснения ...- расцветут все искусства и науки, совмещение лаборатории с лавкой).

5. Грамматико-синтаксическое наполнение текста. Наличие императивных, вопросительных, риторических конструкций («Так нашего брата не опускали даже при коммунистах! .Раз уж маски сброшены - чем так априорно плохи идеологии особого пути, считающиеся уклонением от светлого будущего всего человечества, а то и претензиями на исключительность?.. В пионерлагере это было самое страшное обвинение: ты что, особенный?!. Но побеспокоиться об этой свободе найдется кому и без нас. А вот кто

позаботится о свободе от торговли?»). Наличие парцеллированных конструкций. («Однако очень редко или даже никогда не обращают внимания на то, что в России постоянно возникали свободные зоны. Зоны, свободные от корысти и заботы о бренном. Зоны, почти невозможные в более демократических странах , где требуется не только трудиться , но и обращать в товар продукты своего труда: недаром гениальнейший из смертных не желал зависеть ни от царя, ни от народа. И как раз эти-то островки постаралась уничтожить рево-люция лакеев и лавочников под знаме-нем рационалистического либерализма. Против которого давно пора возвысить знамя либерализма романтического, отстаивающего для творческой личности принцип "не продается вдохновенье". Служит красоте и величию человеческого образа. Творит бессмертные дела»). Наличие бессоюзнах сложных предложений со знаком препинания «-» («.а вот когда свободный рынок отбросит последние стеснения - тут-то и расцветут все искусства и науки. Ученые чудаки, не замечающие , в каком мире живут, - это персонажи не только из анекдотов - таким был Бор, в какой-то степени Эйнштейн, а Сахарова мы помним сами... Зато когда нас оценивают по какому-то чужому критерию да еще и выставляют не слишком высокую оценку, - тогда-то нам и хочется отвергнуть и оценщиков, и саму их шкалу»).

Характеристика конфликтности текста

1. Наличие или отсутствие сред схе-аргументации. ма аргументы, демонстрация. С основаны ств Полностью соблюдена логическая доказательства - присутствует тезис, »сновной недостаток аргументов - они на житейском опыте, авторских обоб-

щениях и некоторых общеизвестных исторических фактах, выраженных в форме категорического обобщения. Отсутствуют необходимые ссылки на источники информации (например, при упоминании социологических опросов).

2. Наличие мнений, содержащих скрытые утверждения. Отсутствуют.

3. Нарушение логики изложения (подмена или отсутствие тезиса). Отсутствует.

4. Лексическая и грамматическая многозначность. Слова, имеющие многозначные значения, присутствуют (ученые, пошлость, особый путь, оборонительные и наступательные идеологии и т.д.)

5. Омонимия. Отсутствует.

6. Амфиболия (логическая ошибка): а) двусмысленность выражения в целом; б) двусмысленность, основанная на разъединении целого на части и приписывании свойств, присущих лишь части, всему целому; Отсутствует.

7. Неудачное использование или сочетание различных методов оценки события журналистом. Присутствует оценка через факт, через комментарий («Приятель, правда, уже давно пытался поднять бунт, указывая на то, что эти отечества отцы пока что ничего не сделали для вечности»). Но вообще оценка выражается через использование эмоционально-экспрессивных выражений, риторические вопросы и восклицания и использование средств образности.

8. Затрудненность понимания текста. Нет нарушений логики изложения, стройная композиция, цельный текст.

9. Оценка жанровой чистоты публикации. Данный материал относится к жанру «эссе», но поскольку четких жанровых признаков у эссе нет, поэтому говорить о жанровой чистоте данного материала нельзя. Также данный материал можно отнести и к аналитическому жанру -комментарию (авторское «я» и наличие глобальных выводов, но для выводов и

комментариев не хватает фактологической основы).

10. Авторская позиция, проявление авторского «я» в тексте. Определенная категоричность автора и высокий уровень его выводов и обобщений может вызвать несогласие аудитории с авторской точкой зрения.

11. Необоснованное упрощение (логическая ошибка) - сведение вопроса к самой простой форме, которая напоминает лозунг. В сущности тема данной статьи сводится к лозунгам - «Наука без торговли!» и «У России особый путь», но предпринимается попытка объяснить данную ситуацию с различных сторон.

12. Необоснованное обобщение (логическая ошибка) - группировка информации без всякого основания и обоснования. Житейский опыт автора является мерилом, и на его основе делаются выводы, значимые для всей страны (упоминание таких словосочетаний, как каждый человек, каждый народ, правительства, в России подавлялась политическая свобода.).

13. Применение количественной меры к неопределимым понятиям (некоторые понятия, относящиеся, в основном, к абстрактным, невозможно измерить. Они не имеют единиц измерения. Применение к таким понятиям количественной меры (штуки, проценты, разы, степень и так далее) - свидетельство логической ошибки в мышлении, изречении). «Многие социологические опросы отмечают у россиян симпатию к некоему особому пути.».

14. Намеренное нарушение меры. (Эту логическую ошибку допускают, как правило, стремясь приукрасить слова о масштабах описываемых явлений, о значимости событий, о полезности или вреде вещей. Нарушение может быть как в явном увеличении или уменьшении меры, так и в явном диссонансе ее числовых выражений друг с другом). Отсутствует.

15. Преобладание разговорной, Отсутствует.

экспрессивной лексики, выражающей авторские эмоции, над общеупотребительной.

16. Наличие негативной информа-Отсутствует. ции о герое (героях) Способы ее выражения. публикации.

В анализируемом тексте присутствуют 8 признаков потенциальной конфликтности текста: это и наличие логических ошибок (необоснованное обобщение и намеренное нарушение меры), лексическая и грамматическая многозначность, спорность авторской позиции и жанровой чистоты материала, и отсутствие идентифицируемых источников информации, которые занимают немаловажное значение в журналистском произведении, поскольку служат свидетельством достоверности информации. Поэтому мы можем говорить, что «Империя свободных зон» Александра Мелихова содержит в себе потенциальную конфликтогенность, которая возникает и на содержательном, и на языковом уровнях текста.

Особый интерес в нашем исследовании приобретает потенциальная конфликтогенность на содержательном уровне в том случае, когда мы можем сравнить восприятие текста аудиторией обыденной и аудиторией профессио-нальной, обладающей лингвистическим образованием. Теория высказывания, основы которой заложены М.М. Бахтиным еще в 1920-е годы, дала представ-ление об особой направленности текста на воображаемого адресата. Сегодня диалогическая форма художественного текста общепризнана. Специального интереса заслуживает вопрос о взаимоотношениях участников диалога - ав-тора и читателя, слушателя, зрителя. Для характеристики понимания основ-ной мысли текста аудиторией сравним проведенный нами анализ содержа-тельной стороны комментария с мнениями читателей, которые были опубли-кованы в рубрике «Мнения» после анализируемой статьи. Обычно там появ-ляются несколько точек зрения, высказанные читателями газеты по поводу наиболее актуального или острого материала. Рубрику ведет Гузель Агише-ва.

Таблица 2. Анализ мнений аудитории

Основная мысль анализируемой публикации, подтемы Мнения читателей Расставленные читателями акценты в прочитанном тексте

Отечественная наука должна стать «лавочной» -ученым необходимо самим зарабатывать себе на хлеб. Основной лозунг: свобода научного труда от «торгов- Прекрасная статья. Иногда результаты, полученные в ходе научных исследований, могут быть внедрены в повседневность через десятки лет, и Положительная оценка публикации. Акцент на долго-срочность научных исследований (дополнительный ар-

ли». Тема раскрывается на расставлении акцентов на следующих подтемах:

- (тезис) «эффектный фрагмент из выступления перед учеными отца русской демократии» о том, что «ученым не следует не просто ждать спасения от лавочников, но еще самим сделаться лавочниками.».

- (аргументы):

1. «Каждый человек и каждый народ может любить только тех, кто поддерживает в нем естественное для всякого живого существа чувство собственной уникальности».

2. «Эта могучая психологическая потребность столь многих (в сущности, большинства) народов неизбежно найдет удовлетворение в разного рода идеологиях "особого пути"

- только одни из них будут оборонительными, а другие наступательными. Оборонительными идеологиями я называю те, которые декларируют отказ от приза, за который ведется борьба, а наступательными те, которые призывают захватить этот приз или, по крайней мере, максимально отравить торжество победителей».

3. «Многие социологические опросы отмечают у россиян симпатию к некоему особому пути, одна-

только бездари могут требовать от ученого сиюминутного результата и быстрого его внедрения.

Рв1гоу1ск

"Нет-нет, я не покушаюсь на святое, на свободу торговли. Побеспокоиться об этой свободе найдется кому и без нас. А вот кто позаботится о свободе от торговли?" А почему? Нам только что не захотели продавать "Опель". Причем "наши партнеры", как их теперь у нас называют, даже не заикались о том, что хотят больше денег. Или о том , что там есть какие-то технологии двойного назначения. Просто не надо им, чтобы русские делали хорошие автомобили. В общем, примерно так и сказали. Вот и вся свобода торговли. Она для них, там, а нам здесь ее не положено. Так, может быть, уже сделаем выводы? "Гарантии свободы для служения не бренному, но бессмертному, идеология романтического либерализма хотя бы для узкого круга - это и есть особый путь России". А вот это очень хорошая мысль. Андрей Раев

Что, так называемая интеллигенция, прижало корыстное торгашество безмозглых лавочников? Возжелали свободы твор-

гумент в пользу авторского тезиса).

Комментарии к отдельным высказы ваниям автора + мысль о «проза-падности» русского общества, совпадающая с тезисом автора.

В целом, положительная оценка публикации.

Максимально приблизился к трактовке текста. Присутствуют эмоционально-

ко никто даже не ставит вопрос, оборонительный или наступательный характер носит эта симпатия» - (демонстрация).

1. «Уже давно сделалась пошлостью констатация той очевидности, что в России всегда жестко, а то и до нелепости жестоко подавлялась политическая свобода. Однако очень редко или даже никогда не обращают внимания на то, что в России постоянно возникали свободные зоны. Зоны, свободные от корысти и заботы о бренном».

2. «Нет-нет, я не покушаюсь на святое, на свободу торговли. Но побеспокоиться об этой свободе найдется кому и без нас. А вот кто позаботится о свободе от торговли?

Гарантии свободы для служения не бренному, но бессмертному, идеология романтического либерализма хотя бы для узкого круга -это и есть особый путь России».

чества? Да ради бога! Наложите себе хоть полные штаны этой самой "свободы вдохновенья", но только за свои личные средства - как творил бессмертный А.С. Пушкин. Он, кстати, вообще был первым отечественным автором, который жил литературным трудом -и нам за-вещал-с! А за государственный счет личного любопытства удовлетворить больше не получится. Тут - это вам не там! Социалистическая халява закончилась, на рыночной поляне всеобщей купли-продажи, кто платит деньги, тот и музыку заказывает. Читайте классиков: "Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до сих пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников" (К. Маркс, Ф. Энгельс. "Манифест Коммунистической партии"). В.М. Рофман_

Разумеется, Мелихов в этой статье прав. Он был не прав, когда голосовал за "отца русской демократии" Чубайса, который в силу специфики своих "университетов" имел об

экспрессивные выражения, разговорные элементы (за-вещал-с, халява, кто платит деньги, тот и музыку заказывает), риторические вопросы и восклицания. Наличие ссылок на источники информации.

Выразил, скорее, несогласие с точкой зрения автора.

Расхождения в понимании устойчивого выражения «отец русской демократии». Данное словосочетание пошло из романа

особенностях научного творчества весьма своеобразное представление. Любопытно, однако, что и СМИ, и "мастера культуры", а в том числе, видимо, и господин Мелихов -коли он за Чубайса голосовал, - в свое время дружно агитировали за рынок и добились своего. А потом и те же СМИ, и те же "мастера культуры" начали просить для себя любимых помощи со сто-роны государства: госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственных дотаций, субсидий, льгот и преференций. То есть для тех, кто по улице ходит, пусть будет рынок, а для меня, такого хорошего - социализм?! И ведь добиваются ж своего понемногу: СМИ уже дотируются из бюджета, теперь нужно писателей и ученых поддержать. Кстати, в США уже развернута программа государственного финансирования науки, которая по масштабам даже превосходит их программу ликвидации отставания США от России в космосе, начатую при Дж. Кеннеди . А какой был результат у программы Кеннеди?

Именно благодаря ей США многократно слета-ли на Луну, навсегда обошли нас практически во всех мыслимых техно-

«12 стульев» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Слова Остапа Бендера, который, представляя своего партнера Ипполита Матвеевича Воробьянино-ва другим членам «Союза меча и орала», говорит о нем так : «Гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору». Употребляется иронически по отношению к людям, чьи интеллектуальные или политические достоинства представляются весьма сомнительными.

В анализируемом тексте под этим эпитетом может пониматься и Чубайс, и Ельцин. В целом, высказывает согласие с точкой зрения автора и поднимает несколько сопутствующих проблем: финансирование СМИ, сравнение ситуаций в России и США. Наличие

логиях, включая пресловутые "нано", и победили СССР в " холодной войне". А у нас с этим ураган: всюду лавочники командуют. Недавно слышал заявление, что, мол, если доцент вуза не имеет собственного бизнеса, то он профнепригоден - куда уж дальше-то? Конечно, Мелихов прав, критикуя лавочников, командую-щих наукой. Но только гражданин, еще более девственный в понимании важности науки для развития страны, чем "отец русской демократии", не смог бы предвидеть нынешнюю ситуацию еще в 1991-м. Никодим Парамо-нов юторических примеров.

Слова о том, что наука Е есть лучший способ удо ав-летворить личное лю до-пытство за государст ар-ный счет , принадлеж академику Льву Арцимо-вичу, отцу "Токамака". Думаю, узнай он, во что превратилась наша атом ная отрасль, в гробу бы с перевернулся ... Если серьезно, наука - непременная принадлежность всякого нормального государства. И делается она, вопреки рекламным роликам, вовсе не в лабораториях "Гарнье-Париж". И не там, где "данобактеров " для йогуртов разводят. К со- Зыражает согласие в- с точкой зрения бо- тора, приводит вен- полнительный сат гумент - слова Льва Арцимовича. Акцент на основной проблеме ана-- лизируемого тек-та.

жалению, в 1991-м верх одержали именно что мелкие лавочники со своим местечковым кругозором. Можно долго и вполне справедливо пинать Сталина и его команду, но широте взглядов этих «самообразованцев» нам поучиться надо. Павел Романов

Мнения читателей «Известий» могут (не) отличаться глубиной анализа, тем не менее, они демонстрируют достаточно высокий образовательный уровень и социальный статус аудитории. Читатели, высказывая свою точку зре-ния, комментируют отдельные высказывания автора ( Андрей Раев), допол-няют его рассуждение своими аргументами, цитатами, ставят новые пробле-мы («прозападность» современного российского общества, проблема государственного финансирования СМИ), выражают (не) согласие с его точкой зрения (В.М. Рофман, Павел Романов), оценивают материал (Андрей Раев, рйгоуюь). Один из читателей максимально приблизился к сделанной нами интерпретации данного текста: трактовка В.М. Рофмана эмоциональна, присутствует внутренняя диалогизация текста (наличие обращений, разговорных элементов, ссылок и др.). В качестве одного из наиболее ярких моментов расхождения в толковании отдельных высказываний можно отметить крыла-тое выражение, употребленное Никодимом Парамоновым, - «отец русской демократии». Как было уже отмечено в таблице, под «отцом.» изначально понимался Киса Воробьянинов. Теперь данное выражение несет в себе отрицательную коннотацию и ироничный оттенок - так называют людей, чьи интеллектуальные или политические способности вызывают сомнения . В дан-ном тексте под «отцом русской демократии» автор не уточняет, кого он имел в виду. Парамонов предполагает, что это Чубайс. Но, по нашему мнению , под этой характеристикой может фигурировать и Ельцин, и любой другой вид-ный политический деятель России 90-х годов.

Кроме того, аудитория по-разному представляет свою точку зрения: одни ограничиваются скупой оценкой и комментарием отдельных высказы-ваний, другие приводят дополнительные аргументы или спорят с автором. Никого из читателей не заинтересовала мысль автора об «особом пути Рос-сии», о котором он много говорит. Скорее всего, данная подтема не актуаль-на для данной аудитории.

Таким образом, на примере соотношения сделанной нами трактовки содержательной стороны публикации и высказанных читателями мнений мы продемонстрировали, как возникает потенциальный конфликт интерпретаций

одного и того же текста. Аудитория демонстрирует различное понимание сути текста и проблем, которые ставит автор. Читатели по-разному представляют свою точку зрения (эмоционально / неэмоционально, логичное, последовательное изложение мыслей / нелогичное, непоследовательное ; с опорой на авторитетные источники информации (книги, высказывания) / обходятся без них, выражают (не) согласие с точкой зрения автора и др.).

Проведенный нами анализ показал, что потенциально конфликтные тексты незаметно для аудитории функционируют в сфере массовой комму-никации и могут встретиться буквально на каждом шагу. Опасность подоб-ных текстов в том, что они могут стать объектами уже конфликтов юридиче-ских, связанных с такими уголовными преступлениями, как клевета и ос-корбление, обвинениями в разжигании межнациональной, межрелигиозной розни. Основой для реального конфликта может стать практически любой аналитический или художественно-публицистический текст, опубликован-ный на страницах газеты, или вышедший эфир.

Библиографический список

1. Непшекуева Т.С. Внутриличностный конфликт как лингвистический феномен: Автореф. дис ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 2006. - 51 с.

2. Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - С. 111.

3. Третьякова ВС. Языковые конфликты и проблемы языковой экологии // Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Н.Д. Голева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. - С. 127-140.

Источники

1. Мелихов А. Империя свободных зон [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ comment/ article3137076

2. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/dict

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.