ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА АРТАК АРУТЮНЯН
Жизненно важные интересы любого государства основываются на национальном достоянии и национальных ценностях, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, а также духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества.
Понятие ''потенциал'' определяется как ''источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области''1.
Потенциальные возможности государства определяются совокупностью тех потенциалов, которые характеризуют его мощь. Совокупный потенциал является важнейшим показателем, характеризующим то или иное государство с точки зрения его возможностей в целом. Он включает: экономический, социальный, политический, научно-технический, духовный потенциалы2.
Основой потенциальной совокупной и оборонной мощи государства является экономический потенциал, который составляет фундамент всех других потенциалов, поскольку они предполагают соответствующее экономическое обеспечение. Для оценки экономической основы военной безопасности государства необходимо учитывать соотношение между экономическим потенциалом и экономической мощью. Эти категории тесно связаны между собой, но не идентичны. Они характеризуют экономику с различных точек зрения, в разных аспектах. Они взаимосвязаны как категории возможности и действительности.
Экономический потенциал - это объективные возможности, которыми располагает государство (коалиция государств), для производства материальных благ и услуг с целью удовлетворения гражданских и военных экономических потребностей общества при максимальном напряжении сил3.
Если экономический потенциал характеризует идеальную картину того, каким может быть общественное производство, то экономическая мощь - это реальная способность экономики удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь.
Экономический потенциал и экономическая мощь имеют количественную и качественную определенность. Количественная определенность выражается через такие показатели, как валовой национальный продукт, национальный доход, объем производства продукции важнейших отраслевых комплексов. Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи проявляется через отраслевую структуру общественного производства, жизненный уровень населения. Чем шире набор промышленных и сельскохозяйственных отраслей в народно -хозяйственном комплексе, тем разнообразней номенклатура выпускаемой продукции, тем полнее удовлетворяются все материальные, в том числе военные, потребности общества.
1 Советский энциклопедический словарь. – Изд. 4-е. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – С. 1046.
2 См.: Ищук М. Н. Военная мощь государства. Проблема достаточности оборонной мощи в современных условиях. - М., 1989; Табунов Н. Д. Боевой потенциал Советских Вооруженных Сил в структуре военной мощи государства. – М.: ВА БТВ, 1987 и др.
3 См.: Военная экономика (актуальные проблемы). -М.: ВУ, 1997. -С. 36.
- 173 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
При решении вопросов обеспечения военной безопасности важно не только реально оценивать экономический потенциал и экономическую мощь страны, но и ту их часть, которая может быть предназначена для удовлетворения военно-экономических (оборонных) потребностей. Категорией, характеризующей величину этой части экономического потенциала, является военно-экономический потенциал.
Военно-экономический потенциал – это та часть экономического потенциала, которая используется и может быть максимально использована для удовлетворения военно-экономических потребностей государства, обеспечения его военной безопасности.
Исходя из вышеуказанного, очевидно, что наиболее важными структурными элементами, характеризующими военно-экономический потенциал Республики Армения (РА), являются:
- Промышленно-производственный потенциал РА в той его части, которая уже привлекается или может быть использована для выпуска вооружения и другой продукции военного назначения;
- агропромышленный комплекс РА в той его части, которая обеспечивает работников оборонного комплекса и личный состав вооруженных сил продовольствием, а военное производство – сырьевыми ресурсами;
- совокупность материальных объектов РА транспорта, связи, снабжения, торговли, медицинского и другого обслуживания вооруженных сил, военного производства и занятых в нем работников;
- часть финансовой системы РА, обеспечивающая потребности как вооруженных сил, так и производственного персонала оборонного комплекса;
- оборонная (военная) инфраструктура РА;
- материальные запасы и резервы РА, которые могут быть использованы.
Таким образом, роль экономического потенциала в обеспечении военной
безопасности РА чрезвычайно велика. От него зависит военный потенциал государства, выражающийся в способности содержать вооруженные силы необходимой численности и качества как в мирное время, так и в ходе войны, снабжать их необходимым вооружением, техникой и материальными ресурсами.
С экономическим потенциалом военной безопасности непосредственно связан социальный потенциал. В научной литературе он определяется как ''состояние и возможности социальной структуры, которые могут быть использованы государством для решения стоящих перед ним задач''1. Эти возможности определяются всей совокупностью отношений между классами, социальными группами и слоями, нациями и народностями, количественной и качественной характеристикой социальной структуры общества, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей2 3.
Социальный потенциал характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным параметрам можно отнести численный состав классов, социальных слоев и групп, национально-этнических общностей, уровень их образования и профессиональной подготовки. Качественные параметры социального потенциала отражают уровень зрелости сложившейся системы социальных отношений, прежде всего социально-классовых, национально-этнических, семейно-бытовых и
3
других .
1 Военный энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – С. 580.
2 См.: Горобцов Г.А. Проблемы укрепления социального потенциала оборонной мощи СССР в условиях перестройки. - М., 1990. – С. 12 – 14.
3 См.: Ищук М.Н. Военная мощь государства... – С.19-20; Шаваев А.Х. Военная мощь государства. – С. 150157
- 174 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Особые возможности социальной сферы общества оказывать существенное воздействие на темпы развития страны, обеспечивать степень участия различных социальных групп в укреплении ее безопасности – это и есть те внутренние источники, возможности, средства, запасы, которые выкристаллизовываются в социальный потенциал. Его влияние на повышение оборонной мощи и обеспечение военной безопасности государства осуществляется по следующим направлениям: во-первых, социальный потенциал объединяет усилия всех классов и социальных групп, наций и народностей для достижения общей цели и для функционирования других потенциалов военной безопасности и, во-вторых, обусловливает социальную базу комплектования вооруженных сил.
Преимущество в деле укрепления своей военной безопасности получают те страны, чье общественное устройство окажется способным утвердить приоритет человека, социальную справедливость, обеспечить необходимый уровень жизни людей, сплотить народ, укрепить его единство на основе учета всего многообразия социальных интересов. В обществе, где между классами и социальными группами, национально – этническими образованиями существуют глубокие противоречия и отношения неравенства, социальный потенциал противоречив, что снижает военную безопасность государства.
Во все времена и при любом общественном строе основная задача государства – обеспечить социальную защищенность граждан. Только на такой основе можно строить национальную безопасность РА, защитить интересы общества и личности. А этого можно достичь только при решении долгосрочных задач - достижения уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически благополучных граждан, в том числе в области получения образования, обеспечения социально-экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности.
Безопасным является общество, в котором основные группы населения удовлетворены своим социальным статусом, или воспринимают его как неизбежную данность, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационный характер. Социальное партнерство и гражданское согласие – необходимые предпосылки для обеспечения военной безопасности Республики Армения и Республики Арцах. Для их достижения первостепенное значение имеют:
- формирование социальной ориентированной экономики, способной преодолеть нынешнюю поляризацию общества, уменьшить разрыв в уровне благосостояния и общественного положения различных социальных групп;
- защита граждан, в том числе военнослужащих, от социальной и экономической деградации в следствие потери или резкого сокращения доходов, безработицы, инвалидности;
- своевременное выявление и эффективное реагирование на материальные и духовные потребности различных социальных групп для предупреждения и разрешения конфликтов между ними, поддержания мира и безопасности страны;
- укрепление семьи как основной ячейки общества. Нормальная безопасная жизнь семьи возможна только в развитой социальной инфраструктуре. Усилия государства должны быть направлены на развитие качественных и общедоступных систем здравоохранения и образования, культуры и жилищного строительства, поддержки материнства и детства, воспитание подрастающего поколения;
- сокращение и устранение основных источников социальных бед, нестабильности и конфликтов в обществе – нищеты, алкоголизма и наркомании, организованной преступности и коррупции, терроризма. Государство должно стать организатором и главной действующей силой борьбы с этими язвами общества.
- 175 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Оскорбительные для человеческого достоинства и губительные для социума подобные явления должны быть устранены.
Как уже отмечалось, национальная безопасность и ее составная часть – военная безопасность – тесно связана с политикой, политической системой общества. Можно сказать, что военная безопасность – дело политическое. Поэтому среди потенциалов военной безопасности политический потенциал занимает особо важное место.
Политический потенциал в соответствии с общим понятием ''потенциал'' трактуется как возможности, заложенные в политической сфере общественной жизни и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения политических целей.
Величина политического потенциала определяется: характером политики и политической организации общества; уровнем легитимности политического режима; эффективностью функционирования законодательной и исполнительной ветвей власти, других политических институтов; степенью влияния органов государства на народные массы и их способностью организовать и направлять общество на решение поставленных задач; наличием реальных демократических свобод, прав и обязанностей граждан; степенью их участия в управлении государством; уровнем развития политических отношений и политического сознания в обществе и др.
Политический потенциал оборонной мощи государства определяется как совокупность возможностей государства, реализуемых всеми структурными элементами политики (политического сознания, политических отношений, политической организации общества, политической деятельности) в интересах обороноспособности страны1. Качество и реализация этих возможностей могут удовлетворять или не удовлетворять интересы военной безопасности государства (коалиций государств).
Основными особенностями политического потенциала, определяющими его специфическое место в системе военной безопасности государства, являются: способность концентрировать все социальные интересы до уровня общегосударственных интересов; выражать и определять политическую и практическую направленность функционирования других потенциалов военной безопасности государства; интегрировать социальные действия субъектов общественной жизни, отстаивающих свои интересы и властные полномочия посредством правовых механизмов и средств регулирования социальных процессов. Эти и другие особенности политического потенциала реализуются в национальноспецифической форме – определенной общественно-политической системой, конкретным политическим режимом с учетом национально-государственного устройства, традиций и ценностей национальной культуры населения той или иной страны.
На военную безопасность государства оказывают существенное влияние все компоненты политического потенциала. Исходным компонентом является наличие политических интересов обеспечения военной безопасности. Приоритетные военнополитические интересы выражаются в политическом содержании военных доктрин государств. Как правило, это содержание закрепляется законодательным порядком, и в результате само содержание выступает законом, регулирующим текущие и перспективные интересы государства в сфере военной безопасности.
Содержание и приоритетные направления военно-политических интересов отражаются в военно-политическом сознании на концептуально-теоретическом и
1 См.: Шахов А.Н. Политический потенциал оборонной мощи государства. – М., 1992. – С.17.
- 176 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
обыденно-психологическом уровне. Нам представляется, что потребность в военной безопасности должна стать осознанным национальным интересом каждого человека в отдельности, всего общества и в особенности – его профессиональных кадровых защитников.
Внешне– и внутриполитическая обстановка, баланс сил и замыслы участников военно-политического процесса, политические мотивы их деятельности выражаются в военно-политических отношениях. Их характерной особенностью является то, что они строятся по поводу военного (или невоенного) использования средств вооруженного насилия для разрешения межгосударственных (международных) или внутригосударственных противоречий1 2.
Институциональным звеном политического потенциала военной безопасности являются военно-политические организации и учреждения. Они придают управляемость военно-политическим процессам, а их функционирование является основным средством реализации интересов военной безопасности.
Логическим завершением анализа содержания политического потенциала в системе военной безопасности является военно-политическая деятельность государства. Она представляет собой синтез политической и военной сторон социальной активности субъектов, направленной на реализацию политических, военно -
доктринальных целей и установок государства с помощью применения или угрозы
2
применения средств вооруженного насилия .
Составной частью совокупного потенциала государства является научнотехнический потенциал. Он определяется как совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, научно-технических знаний и производственного опыта, которые имеет страна для удовлетворения всех научно-технических (в том числе оборонных) потребностей общества. Часть научно-технического потенциала, которая предназначена для удовлетворения военных (оборонных) научно-технических потребностей страны, является военным (оборонным) научно-техническим потенциалом3.
Научно-технический потенциал характеризуется системой качественных и количественных параметров. К качественным показателям относятся: уровень развития фундаментальной науки, то есть ее способность глубоко проникать в сущность законов природы, общества и военного дела; социальная направленность науки, то есть ее соответствие целям развития общественного прогресса; уровень организации науки и возможность планирования научных исследований в масштабе государства и т.п. К количественным показателям следует отнести: численность научно-исследовательских и конструкторско-проектных учреждений и обеспеченность их высококвалифицированными научными кадрами; материально-техническая обеспеченность и финансирование науки; состояние научно-технической информации и
др4.
Превращение военно-технического потенциала в военно-техническую мощь государства зависит от эффективности военно-технической деятельности. К наиболее общим принципам военно-технической деятельности государства могут быть отнесены: соответствие военно-технического потенциала страны потребностями обороны; экономическая обоснованность и эффективное использование материальных средств,
1 См.: Герасимов А.В. Российская Федерация в системе международных военно-политических отношений. – М.: ВА БТВ, 1997. - С.7.
2 См.: Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. – М., 1997. – С. 102.
3 См.: Военная экономика (актуальные проблемы). – С.47
4 См.: Ищук М.Н. Военная мощь государства... – С.27-28; Шаваев А.Х. Военная мощь государства. – С.122-149 и др.
- 177 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ
SCIENTIFIC ARTSAKH
научный арцах
№1, 2018
выделяемых для военно-технических нужд; оптимальное соотношение различных систем оружия и компонентов системы ''человек – вооружение и военная техника''; комплексность решения проблем военно-технической политики страны в современных условиях; приоритет развития научно-технической (технологической) базы, обусловленной необходимостью использования новейших достижений науки и военной техники; адаптивность технического оснащения вооруженных сил к динамично изменяющейся обстановки в мире и др1 2 3.
Духовный потенциал выражает возможности, заложенные в духовной жизни общества, которые могут быть использованы в ходе решения возникающих перед страной задач. Он представляет собой качественное состояние основных смысл образующих форм общественного сознания и видов духовной деятельности,
определяющих защиту необходимых, жизненно важных национальных ценностей и
2
интересов .
В зависимости от уровня рассмотрения (обще социальный, военно-социальный, личностный) духовный потенциал военной безопасности государства предстает в различных качественных состояниях. На обще социальном уровне он выступает в виде сознания военной безопасности, которое представляет собой достигнутый уровень и характер идей, взглядов, чувств, ориентированных на обеспечение военной безопасности государства и допускающих возможность вооруженного насилия с целью защиты необходимых, жизненно важных национальных интересов.
На военно-социальном уровне духовный потенциал военной безопасности государства выступает в виде морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил, которое представляет собой относительно устойчивое состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих и психологии воинских подразделений, частей на решение поставленных боевых и других служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи.
На личностном уровне духовный потенциал военной безопасности государства проявляется в виде обще социальных и военно-профессиональных качеств личности воина, в основе которых должны лежать преимущественно национальные ценности, присущие данному государству, входящему в определенный культурно-исторический тип, цивилизацию.
Реально функционирующая, реализованная часть совокупного потенциала страны выступает в качестве совокупной мощи государства. Она представляет собой все материальные и духовные, социальные и природные силы и средства, которые используются и могут быть использованы для решения стоящих перед обществом задач.
Соответственно этому военная (оборонная) мощь - это составная часть совокупной мощи страны, которая используется или может быть использована в военно-политических целях; это совокупность тех материальных и духовных сил и средств общества, которые могут использованы государством для достижения цели
- 3
войны или решения других политических задач военными средствами , в том числе, обеспечения военной безопасности страны.
Оборонная мощь государства фокусируется в боевой мощи вооруженных сил. Последняя, являясь ядром оборонной мощи, представляет собой совокупность
1 См.: Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). – М.: Агенство "Обозреватель", 1994. – С. 347-348.
2 См.: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: (соц. – философский анализ): Дис. ... доктора филос. наук. – Монино, 1998. - С. 198.
3 См.: Шаваев А. Х. Военная мощь государства. – М., 1983.- С.27.
- 178 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
материальных и духовных факторов, определяющих состояние и способность вооруженных сил выполнить определенные задачи.
Оборонная мощь государства и боевая мощь вооруженных сил могут проявляться в нескольких основных состояниях: потенциальном (нереализованная возможность), действительном (реализованная возможность) и функциональном (степень военной готовности).
Потенциальная оборонная мощь государства непосредственно воплощается в собственно военном потенциале, носящим интегрированный характер. Формируясь во всех сферах общественной жизни, военный потенциал охватывает только определенную сторону каждого из потенциалов, которые непосредственно ''работают'' на военную область. Поэтому военный потенциал можно представить, как совокупность военно -экономического, военно-социального, военно-политического, военного научнотехнического, военно-духовного и других потенциалов1.
Военный потенциал выражает возможности государства содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боевую мощь и обеспечивать всем необходимым в интересах военной безопасности. Военный потенциал находит свое выражение в боевом потенциале и боевой мощи вооруженных сил. Эти понятия отражают потенциальные и реальные возможности армии решать поставленные задачи в мирное и военное время. Кроме того, характеристикой военного потенциала выступают военно-мобилизационные возможности государства, направленные непосредственно на укрепление боевой мощи армии.
Действительная (реальная) оборонная мощь государства и боевая мощь вооруженных сил наиболее полно проявляется в период войны и в незначительной степени тогда, когда государство ведет ограниченные военные действия или использует их как фактор сдерживания в мирное время. Следует учитывать, что динамика превращения потенциальной оборонной мощи в реальную постоянно меняется. Если в период второй мировой войны на мобилизацию ресурсов страны уходило несколько месяцев, то уровень развития современных военно-технических систем такой возможности не дает. Разрыв между потенциальной и реальной оборонной мощью фактически сократился до минимальных пределов. Механизм превращения первой во второе по существу показывает степень наращивания военной силы, то есть количества и качества вооруженных сил и вооружений.
Государство в целях своей военной безопасности должно иметь возможности начать военные действия в случае необходимости теми силами, которые имеются в наличии и находятся в определенном состоянии. Для оборонной мощи государства таким функциональным состоянием выступает военная готовность (готовность страны к войне), а для боевой мощи вооруженных сил – их боевая готовность2.
Таким образом, военная безопасность являет собой целостную взаимосвязь экономического, социального, политического, научно-технического, духовного и собственно военного потенциалов, отличающихся друг от друга качественным своеобразием и внутренней структурой. Выделение этих потенциалов, образующих в своем взаимодействии совокупный потенциал военной безопасности, позволяет ориентировать процесс ее развития таким образом, чтобы потенциальные возможности государства и общества превратить в активно действующий фактор, отвечающий требованиям, предъявляемым к военной безопасности3.
1 См.: Табунов Н.Д. Боевой потенциал Советских вооруженных сил в структуре военной мощи гсударства.- М.: ВА БТВ, 1987. – С. 14
2 См.: Ищук М.Н. Военная мощь государства... - С. 8-9; Шаваев А.Х. Военная мощь государства. - С. 26-49.
3 См. Автореферат диссертации к.филос.н. А.Э. Арутюняна “ Военная безопасность государства и система ее обеспечения ( на опыте Республики Армения)”, 2000 г.
- 179 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Таково содержание основных потенциалов военной безопасности государства. Не трудно заметить, что практически все они тесно связаны между собой. Например, выбор варианта технического оснащения вооруженных сил обусловлен тем, какие военно-политические решения будут приняты относительно их численности, каковы возможности промышленности по разработки и производству вооружения и военной техники. Связь между потенциалами носит, как правило, обоюдный характер. Более того, различные слагаемые совокупного потенциала военной безопасности государства могут в определенной степени выступать как альтернативные в процессе ее обеспечения, а недостаточный уровень одного из потенциалов частично компенсироваться за счет других. Так, недостаточный уровень технического оснащения вооруженных сил может быть частично компенсирован их большей численностью и более высоким качеством военно-профессиональной и морально-психологической подготовки личного состава и наоборот.
Артак Арутюнян
ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: безопасность, потенциал, мощь, совокупная мощь, военная мощь, военный потенциал
В статье преподносится методика определения потенциала военной безопасности и характеризуется соотношение между сущностью терминов “национальный” и “военный” потенциал. Рассматриваются понятие “совокупная мощь государства” и составные части последней.
Реально функционирующая, реализованная часть совокупного потенциала страны выступает в качестве совокупной мощи государства. Она представляет собой все материальные и духовные, социальные и природные силы и средства, которые используются и могут быть использованы для решения стоящих перед обществом задач.
Преимущество в деле укрепления своей военной безопасности получат те страны, чье общественное устройство окажется способным утвердить приоритет человека, социальную справедливость, обеспечить необходимый уровень жизни людей, сплотить народ, укрепить его единство с учетом всего многообразия социальных интересов.
Արտակ Հարությունյան
ՊԵՏՈՒԹՑԱՆ ՌԱԶՄԱԿԱՆ ԱՆՎՏԱՆԳՈՒԹՑԱՆ ՆԵՐՈՒԺԸ
Բանալի բառեր' անվտանգություն, ներուժ, հզորություն, համախառն հզորություն, ռազմական հզորություն, ռազմական ներուժ
Հոդվածում ներկայացվում է ռազմական անվտանգության ներուժի որոշման մեթոդաբանությունը և նկարագրվում է «ազգային» և «ռազմական» ներուժ տերմինների միջև փոխհարաբերությունները: Մեկնաբանվում է «պետության
համախառն հզորություն» հասկացությունը և դիտարկվում դրա բաղադրիչ մասերը:
Երկրի համախառն ներուժի գործունակ և իրականացվող մասը հանդիսանում է պետության համախառն հզորությունը: Այն ներգրավում է պետության նյութական, հոգևոր, սոցիալական և բնական ուժերը և միջոցները, որոնք օգտագործվում են և կարող են օգտագործվել հասարակության առջև ծառացած խնդիրները լուծելու համար:
- 180 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Ռազմական անվտանգությունն ապահովելու գործում առավելությունը ստանում են այն երկրները, որոնց սոցիալական շերտերում գնահատվում է անհատի (քաղաքացու) գերակայությունը և սոցիալական արդարությունը, ինչպես նաև, հաշվի առնելով սոցիալական շահերի բազմազանությունը ապահովվում է մարդկանց համար անհրաժեշտ կենսամակարդակ և հասարակության միասնություն:
Artak Harutyunyan
POTENTIAL OF THE STATE MILITARY SECURITY
Key words: security, potential, power, aggregate power, military power, military potential.
The paper provides a methodology for the identification of military security potential and describes the relationship between the essence of the terms "national" and "military" potential. The notion of "aggregate state power" and its constituents are considered.
A really functioning, realized part of the country's aggregate potential acts as the state aggregate power. It represents all the material and spiritual, social and natural forces and facilities that are used and can be used to solve the goals facing the society.
The advantage in strengthening their military security is obtained by those countries the social structure of which will be able to establish the priority of the person, social justice, provide the necessary standard of people's lifestyle, unite the people, strengthen its unity on the basis of social interests diversity.
- 181 -