Научная статья на тему 'Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов'

Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранному языку / искусственный интеллект / медиакоммуникации / нейросеть / foreign language teaching / artificial intelligence / media communication / neural network

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Актуальность. Технологии искусственного интеллекта находят широкое практическое применение в журналистике и маркетинговых коммуникациях (реклама, связи с общественностью). В сфере продвижения искусственный интеллект задействован на совершенно разных этапах: от изучения целевой аудитории и планирования коммуникационной кампании до разработки медиапродуктов и последующей оценки эффективности реализованной кампании. В связи с этим интеграция медиапродуктов на основе технологий искусственного интеллекта в качестве предметного содержания курса по иностранному языку представляется целесообразной. Методы исследования. Исследование опирается на современные разработки в сфере применения технологий искусственного интеллекта в образовании, в частности, при обучении иностранному языку, учитывает существующий опыт, отражающий векторы и принципы применения технологий искусственного интеллекта в иноязычной подготовке студентов вузов. Результаты исследования. Представлены варианты использования нейросетей ChatGPT и Midjourney при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках курса иностранного языка для будущих специалистов медиасферы. Выводы. Использование нейросетей при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках дисциплины «Иностранный язык» способствует формированию навыков по основным видам речевой деятельности; формированию способности использовать изучаемый иностранный язык как средство профессионального общения в сфере медиакоммуникаций; развитию профессиональных компетенций в сфере медиакоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of artificial intelligence technologies in language training of future media specialists

Importance. Artificial intelligence (AI) technologies are widely utilized in the fields of journalism and marketing communications, including advertising and public relations. Within the realm of promotion, AI is integrated at various stages, ranging from analyzing the target audience and devising a communication strategy, to creating media products, and subsequently evaluating the success of the campaign. Given this context, it seems appropriate to incorporate AI-powered media products as a part of the curriculum for a foreign language class. This would enable students to gain insight into the latest developments in AI technology and its application in various industries. Research Methods. The research is based on recent developments in the area of artificial intelligence (AI) technologies in education. Specifically, it takes into account current experience that reflects the vectors and principles of using AI technologies in foreign language teaching for university students. Results and Discussion. The options for using ChatGPT and Midjourney neural networks in the development of media texts and advertising products as part of a foreign language course for future media professionals are presented. Conclusion. The neural networks’ use in the creation of media content and advertising materials within the context of the “Foreign Language” discipline contributes to the skills’ development in the main types of speech activity; the acquisition of the ability to utilize the learned foreign language as a tool for professional interaction in the media sector; and the enhancement of professional competencies within the field of media communication.

Текст научной работы на тему «Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities

ISSN 1810-0201 (Print), ISSN 2782-5825 (Online) https ://vestsutmb. elpub. ru

Научная статья

УДК 372.881.111.1+004.8

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595

Щ Check for updates

Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов

Андрей Васильевич ПРОХОРОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 proh_and@rambler.ru

Актуальность. Технологии искусственного интеллекта находят широкое практическое применение в журналистике и маркетинговых коммуникациях (реклама, связи с общественностью). В сфере продвижения искусственный интеллект задействован на совершенно разных этапах: от изучения целевой аудитории и планирования коммуникационной кампании до разработки медиапродуктов и последующей оценки эффективности реализованной кампании. В связи с этим интеграция медиапродуктов на основе технологий искусственного интеллекта в качестве предметного содержания курса по иностранному языку представляется целесообразной.

Методы исследования. Исследование опирается на современные разработки в сфере применения технологий искусственного интеллекта в образовании, в частности, при обучении иностранному языку, учитывает существующий опыт, отражающий векторы и принципы применения технологий искусственного интеллекта в иноязычной подготовке студентов вузов. Результаты исследования. Представлены варианты использования нейросетей ChatGPT и Midjoumey при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках курса иностранного языка для будущих специалистов медиасферы.

Выводы. Использование нейросетей при разработке медиатекстов и рекламных продуктов в рамках дисциплины «Иностранный язык» способствует формированию навыков по основным видам речевой деятельности; формированию способности использовать изучаемый иностранный язык как средство профессионального общения в сфере медиакоммуникаций; развитию профессиональных компетенций в сфере медиакоммуникаций. Ключевые слова: обучение иностранному языку, искусственный интеллект, медиакомму-никации, нейросеть

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Финансирование работы отсутствовало.

Для цитирования: Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595

© Прохоров А.В., 2024

589

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-3-589-595

Potential of artificial intelligence technologies in language training of future media specialists

Andrey V. PROKHOROV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation proh_and@rambler.ru

Importance. Artificial intelligence (AI) technologies are widely utilized in the fields of journalism and marketing communications, including advertising and public relations. Within the realm of promotion, AI is integrated at various stages, ranging from analyzing the target audience and devising a communication strategy, to creating media products, and subsequently evaluating the success of the campaign. Given this context, it seems appropriate to incorporate AI-powered media products as a part of the curriculum for a foreign language class. This would enable students to gain insight into the latest developments in AI technology and its application in various industries. Research Methods. The research is based on recent developments in the area of artificial intelligence (AI) technologies in education. Specifically, it takes into account current experience that reflects the vectors and principles of using AI technologies in foreign language teaching for university students.

Results and Discussion. The options for using ChatGPT and Midjourney neural networks in the development of media texts and advertising products as part of a foreign language course for future media professionals are presented.

Conclusion. The neural networks' use in the creation of media content and advertising materials within the context of the "Foreign Language" discipline contributes to the skills' development in the main types of speech activity; the acquisition of the ability to utilize the learned foreign language as a tool for professional interaction in the media sector; and the enhancement of professional competencies within the field of media communication.

Keywords: foreign language teaching, artificial intelligence, media communication, neural network Conflict of Interests. Author declares no conflict of interests. Funding. There is no funding of the work.

For citation: Prokhorov, A.V. (2024). Potential of artificial intelligence technologies in language training of future media specialists. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 3, pp. 589-595. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595

АКТУАЛЬНОСТЬ

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) все чаще рассматриваются с позиций практического применения в различных сферах (в образовании, медицине, маркетинге, промышленности, архитектуре) на фоне снижения градуса дискуссий по поводу возможных опасностей и угроз вследствие их использования. ИИ обладает несомненным

потенциалом применения в сфере образования, например, при обучении иностранным языкам [1-4]. Целый ряд аспектов, связанных с применением технологий ИИ в преподавании иностранных языков, нашел отражение в совместных разработках ученых Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, представленных на страницах специальных

выпусков научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» (2023, № 3; 2024, № 3).

Особый интерес представляют возможности применения ИИ в обучении креативным профессиям, в частности, при подготовке будущих специалистов для медиасферы. При помощи ИИ может осуществляться анализ клиентских баз, поведения клиентов, контента с позиций его востребованности. Возможности ИИ активно используются при разработке отдельных продуктов. Технологии ИИ обеспечивают распознавание речи в голосовых помощниках, задействованы в автоматическом наборе и коррекции текста в мобильных устройствах [5].

В проведенных нами исследованиях было представлено видение по использованию технологий искусственного интеллекта, возможностей иммерсивных технологий (виртуальной и дополненной реальности) при освоении видов речевой деятельности в рамках обучения иностранным языкам школьников, в том числе при реализации элективных языковых курсов профориентационной направленности, способствующих профессиональному самоопределению школьников в пользу направлений подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Ме-диакоммуникации» [6-8]. Целесообразность дальнейшего изучения потенциала технологий ИИ в контексте обучения иностранному языку будущих медиаспециалистов видится нам по причине широкого использования возможностей ИИ в сфере медиа: при планировании и оценке эффектов коммуникационной кампании, при разработке рекламных продуктов, журналистских материалов. Именно поэтому технологии ИИ могут быть интегрированы в образовательный процесс в качестве элементов предметного содержания языкового курса для будущих специалистов сфер журналистики, рекламы и связей с общественностью.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В проведенном исследовании мы опираемся на трактовки понятия «искусственный интеллект», представленные в работах коллег. А.М. Шестерина определяет ИИ как «неспециальный аппроксиматор функций». При этом «аппроксиматор - это нечто, что стремится к подобию, созданию подобия» [5, с. 278]. В контексте исследований по интеграции возможностей ИИ в методику преподавания иностранных языков П.В. Сысоев под ИИ понимает «ряд современных технологий, позволяющих компьютеру на основе сбора и анализа больших объемов данных и алгоритмов выстраивания паттернов речевого поведения разрабатывать и реализовывать методики обучения языку по индивидуальной траектории, имитировать иноязычную речемыслительную деятельность человека для решения коммуникативных задач, осуществлять автоматизированный контроль иноязычных умений и навыков обучающихся, предоставлять им обратную связь и осуществлять аналитическую работу» [1, с. 9].

При определении направлений использования возможностей ИИ в обучении иностранному языку будущих специалистов медиасферы мы полагаемся на векторы, предложенные в работе П.В. Сысоева [1]. В нашем случае это применение чат-ботов ChatGPT и Midjourney в разработке медиа-текстов и рекламных продуктов на изучаемом иностранном языке в целях иноязычной речевой практики обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «42.03.02 -Журналистика», «42.03.01 - Реклама и связи с общественностью», «42.03.04 - Медиаком-муникации».

Предметом многочисленных дискуссий среди представителей академической среды стал этический аспект применения технологий искусственного интеллекта, а также проблема авторского права [9-10]. Этические принципы

и проблема авторства при использовании потенциала искусственного интеллекта в разработке медиатекстов и рекламных продуктов приобретают особое значение при подготовке будущих специалистов медиасферы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение отдельным видам речевой деятельности при обучении иностранному языку будущих медиаспециалистов может осуществляться в процессе разработки медиатек-стов и рекламных продуктов. Так, например, нейросеть может использоваться в качестве помощника при генерации идей для разработки логотипа. Для этого обучающийся должен ввести в ChatGPT запрос («промт») на изучаемом языке, а затем ознакомиться с полученными идеями и предложениями (рис. 1).

Идеи логотипа, предложенные нейросе-тью, в целях формирования навыков устной речи могут получить обсуждение в микрогруппах. В частности, предметом обсужде-

ния могут стать общий концепт дизайна, предлагаемая цветовая гамма, выбор шрифта для вербального компонента логотипа и т. д.

Работа может быть продолжена с использованием нейросети Midjourney, позволяющая сгенерировать варианты логотипа (рис. 2).

Студенты могут сравнить концепции, сгенерированные нейросетью ChatGPT, и варианты логотипа, полученные в Midjour-ney, определить ошибки нейросети (например, дублирование элемента "hotel" в одном из вариантов на рис. 2), выбрать лучший вариант, аргументировав свой выбор.

Навыки письменной речи в профессиональной сфере могут формироваться при написании пресс-релиза на изучаемом языке. Эта работа может строиться с опорой на ней-росеть ChatGPT. После предварительного обсуждения основных требований к структуре и содержанию пресс-релиза как PR-текста, обучающиеся при помощи промта "press release on opening season in Blossom Hotel"

Рис. 1. Идеи логотипа, сгенерированные нейросетью ChatGPT Fig. 1. Logo ideas generated by the ChatGPT neural network

GPT + Midjourney

Рис. 2. Варианты логотипов, сгенерированные нейросетью Midjourney Fig. 2. Logo options generated by the Midjourney neural network

press release on openening season in "Blossom Hotel"

I Andrey Prokhorov press release on openening season in "Bloss..

## FOR IMMEDIATE RELEASE

[City, State] - [Date] - Blossom Hotel, a haven of tranquility and luxury nestled in the heart of [Location Description], is thrilled to announce the opening of its doors for the [Season] season. Guests are Invited to experience a revitalizing escape amidst stunning landscapes and unparalleled hospitality.

"[Quote about the excitement of opening for the season and welcoming guests]," says [Name], [Title] of Blossom Hotel. "[Quote about what guests can expect this season, mentioning any special events, offers, or new features]."

Blossom Hotel offers a range of exquisite accommodations, each thoughtfully designed to provide comfort and serenity. Guests can choose from [Types of rooms/suites], all featuring [List of key amenities orfeatures], The hotel boasts [List of on-site amenities, such as

[List of on-site amenities, such as restaurants, spa, pools, etc.]

[Paragraph highlighting unique selling points of the hotel and the surrounding area. Mention any awards or recognitions.]

[Paragraph about any special opening packages or promotions.]

[Optional: Include a call to action, inviting readers to book their stay or visit the website for more information.]

About Blossom Hotel

[Brief description of the hotel's values, mission, and target audience. Highlight what makes Blossom Hotel unique.]

[Contact Information]

[Name] [Title]

[Email Address]

[Website URL] ###

Рис. 3. Пресс-релиз об открытии сезона в отеле "Blossom"

Fig. 3. Press release about the opening of the season at "Blossom" hotel

могут получить вариант пресс-релиза, сгенерированный нейросетью ChatGPT. Полученный вариант необходимо дополнить фактической информацией (рис. 3). После знакомства обучающихся с текстом сгенерированного нейросетью пресс-релиза им может быть предложено задание на заполнение пропусков фактической информации, касающейся даты и места расположения отеля, описания места расположения, цитаты представителя отеля, перечня удобств и характеристик предлагаемых номеров и услуг, контактной информации и т. д.

ВЫВОДЫ

В проведенном исследовании представлены варианты использования технологий

ИИ в обучении иностранному языку будущих специалистов медиасферы, в частности, при разработке концепций и вариантов логотипа, работе с PR-текстами (например, при написании пресс-релизов). Использование нейросетей при разработке медиатекстов и рекламных продуктов будущими медиаспе-циалистами в рамках дисциплины «Иностранный язык» призвано способствовать:

- формированию навыков по основным видам речевой деятельности;

- формированию способности использовать изучаемый иностранный язык как средство профессионального общения в сфере медиакоммуникаций;

- развитию профессиональных компетенций в сфере медиакоммуникаций.

Список источников

1. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw

2. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd

3. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 45-54. https://elibrary.ru/gdjorm

4. Евстигнеев М.Н. Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 18-24. https://elibrary.ru/dqwmro

5. Шестерина А.М. Потенциал использования технологий искусственного интеллекта в обучении креативным профессиям // Вестник Воронежского университета. Серия: Право. 2023. № 1 (52). С. 277282. https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/1/277-282, https://elibrary.ru/tipnkc

6. Прохоров А.В. Медиапродукты на основе технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 39-44. https://elibrary.ru/wmvzmg

7. Прохоров А.В. Использование инструментов искусственного интеллекта в рамках профориентацион-ного языкового элективного курса "Introduction to media" // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 61-66. https://elibrary.ru/uorylt

8. Прохоров А.В. Профориентационный потенциал элективного языкового курса "Introduction to Media" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 452-459. https ://elibrary.ru/ehpdey

9. Сысоев П.В. Авторская этика и ИИ-плагиат: пути решения проблемы нарушения обучающимися правил авторской этики при взаимодействии с инструментами искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 84-89. https://elibrary.ru/joklxd

10. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31-53. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53, https://elibrary.ru/vtaiuo

References

1. Sysoyev P.V. (2023). Artificial intelligence technologies in teaching a foreign language. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 6-16. (In Russ.) https://elibrary.ru/qfmzhw

2. Sysoyev P.V. (2024). Principles of teaching a foreign language based on artificial intelligence. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 6-17. (In Russ.) https://elibrary.ru/horgdd

3. Sysoyev P.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. (2023). Artificial intelligence in foreign language teaching: chatbots in the development of students' foreign language speaking skills. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 45-54. (In Russ.) https://elibrary.ru/gdjorm

4. Evstigneev M.N. (2024). Key issues of foreign language teaching based on artificial intelligence. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 18-24. (In Russ.) https://elibrary.ru/dqwmro

5. Shesterina A.M. (2023). The potential of using artificial intelligence technologies in teaching creative professions. Vestnik Voronezhskogo universiteta. Seriya: Pravo = Proceedings of Voronezh State University. Series: Pravo, no. 1 (52), pp. 277-282. (In Russ.) https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023A/277-282, https://elibrary.ru/tipnkc

6. Prokhorov A.V. (2023). Media products based on Vr- and Ar-technologies in teaching foreign languages.

Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 39-44. (In Russ.) https ://elibrary.ru/wmvzmg

7. Prokhorov A.V. (2024). Use of artificial intelligence tools in the framework of the career guidance language elective course "Introduction to media". Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 61-66. (In Russ.) https://elibrary.ru/uorylt

8. Prokhorov A.V. (2024). Career guidance potential of the elective language course "Introduction to Media". Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 2, pp. 452-459. https://elibrary.ru/ehpdey

9. Sysoyev P.V. (2024). Author's ethics and AI plagiarism: ways to solve the problem of students violating the rules of author's ethics when interacting with artificial intelligence tools. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 84-89. (In Russ.) https://elibrary.ru/joklxd

10. Sysoyev P.V. (2024). Ethics and AI-plagiarism in an academic environment: students' understanding of compliance with author's ethics and the problem of plagiarism in the process of interaction with generative artificial intelligence. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, vol. 33, no. 2, pp. 31-53. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53, https://elibrary.ru/vtaiuo

Информация об авторе

Прохоров Андрей Васильевич, доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

https://orcid.org/0000-0002-1263-695X proh_and@rambler.ru

Поступила в редакцию 24.04.2024 Одобрена после рецензирования 16.05.2024 Принята к публикации 29.05.2024

Information about the author

Andrey V. Prokhorov, Dr. habil (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. https://orcid.org/0000-0002-1263-695X proh_and@rambler. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 24.04.2024 Approved 16.05.2024 Accepted 29.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.