Научная статья на тему 'Потенциал структурных преобразований в экономике Калининградской области'

Потенциал структурных преобразований в экономике Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ / СТРУКТУРНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА / ПОТЕНЦИАЛ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ РЕГИОНА / STRUCTURE OF THE KALININGRAD REGION'S ECONOMY / REGIONAL STRUCTURAL PROFILE / CONTROL MECHANISM OF REGIONAL STRUCTURE TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова Ирина Юрьевна

Вопрос о структурной политике в Калининградской области по-прежнему актуален. Курс России на модернизацию на основе инновационного развития, преодоление сырьевой зависимости, переживаемые кризисные явления требуют преобразований структуры экономики региона.Для выработки наиболее эффективной структурной политики необходимо оценить потенциал структурных преобразований, выбрать показатели, критерии изменения структуры, разработать механизм реформирования структуры экономики, учитывая наличие в регионе узкоспециализированной рабочей силы, на основе опыта развития традиционных отраслей промышленности Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of structural policy in the Kaliningrad region remains pressing. Russia’s commitment to modernisation based on innovative development, overcoming the dependence on raw materials, and the current crisis phenomena require a transformation of the structure of region’s economy.An effective structural policy requires assessing the structural transformation potential, identifying the rates and criteria of structural changes, and developing a mechanism of reforming the structure of economy in view of the availability of highly specialized professionals in the region and based on the practices of developing traditional industries in the Kaliningrad region.

Текст научной работы на тему «Потенциал структурных преобразований в экономике Калининградской области»

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332

И. Ю. Сафонова

ПОТЕНЦИАЛ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопрос о структурной политике в Калининградской области по-прежнему актуален. Курс России на модернизацию на основе инновационного развития, преодоление сырьевой зависимости, переживаемые кризисные явления требуют преобразований структуры экономики региона.

Для выработки наиболее эффективной структурной политики необходимо оценить потенциал структурных преобразований, выбрать показатели, критерии изменения структуры, разработать механизм реформирования структуры экономики, учитывая наличие в регионе узкоспециализированной рабочей силы, на основе опыта развития традиционных отраслей промышленности Калининградской области.

The issue of structural policy in the Kaliningrad region remains pressing. Russia's commitment to modernisation based on innovative development, overcoming the dependence on raw materials, and the current crisis phenomena require a transformation of the structure of region's economy.

An effective structural policy requires assessing the structural transformation potential, identifying the rates and criteria of structural changes, and developing a mechanism of reforming the structure of economy in view of the availability of highly specialized professionals in the region and based on the practices of developing traditional industries in the Kaliningrad region.

Ключевые слова: структура экономики Калининградской области, структурный профиль региона, потенциал структурных преобразований, механизм управления структурными преобразованиями региона.

Key words: structure of the Kaliningrad region's economy, regional structural profile, control mechanism of regional structure transformation.

57

Вопрос о структуре экономики Калининградской области по-прежнему актуален. Новые вызовы, стоящие перед экономикой Российской Федерации и вызванные происходящими изменениями в самой экономике, политическими событиями и экономическими санкциями, кризисными явлениями, заставляют снова и снова пересматривать и выстраивать новую структурную политику. Какие сферы деятельности, сектора, кластеры, отрасли позволят дать толчок экономическому развитию региона? Какие из них максимально обеспечат население работой? Каким потенциалом структурных преобразований располагает Калининградская область?

© Сафонова И. Ю., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3. С. 57—63.

58

Структура экономики региона сложна и многоаспектна. Принято рассматривать структуру как систему элементов, состоящую по уровням и звеньям, начиная от структуры производительных сил и экономических отношений на первом уровне, до территориальной, отраслевой, рыночной, социальной видов структуры — на третьем уровне [1]. Она может состоять из материально-вещественной структуры, технологической, финансово-стоимостной, структуры спроса, управления, институциональной структуры. Наибольший интерес в настоящее время вызывает технологическая структура, которая, по определению Ю. Яков-ца, С. Ю. Глазьева, представляет собой «пропорции способов производства, технологических укладов и поколений техники в структуре продукции общественного воспроизводства» [2].

Структура экономики Калининградской области начинает свою историю с момента образования области. До 1991 г. отраслями специализации выступали рыбопромышленный комплекс, машиностроение, целлюлозно-бумажная промышленность (табл. 1). Можно смело утверждать, что предприятия и организации передовых на то время отраслей имели признаки и высокой прибыльности деятельности, и кластеризации, и высокой доли наукоемкой продукции, и экспортоориенти-рованности.

Таблица 1

Структура промышленности Калининградской области по объему производства, % [3]

Отрасль 1950 1970 1990

Промышленность, всего 100 100 100

ТЭК 4,4 0,8 3,5

Химия, нефтехимия 0,4 0,2 0,1

Черная металлургия 1 0,8

Машиностроение 53,3 20,3 27,2

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 17,4 12,3 10,1

Промышленность стройматериалов 0,5 1,7 2,8

Легкая промышленность 2,3 3,5 4,4

Пищевая промышленность 18,6 58,3 39,4

Рыбная промышленность 4,5 39,9 28,2

Прочие 3,1 1,9 9,3

С началом рыночных реформ меняется структурный профиль, появляются новые предприятия в пределах традиционных и новых отраслей. Активно развивается оптовая и розничная торговля, открываются «отверточные» производства автомобилей, бытовой техники; производство пищевых товаров, мебельное производство, оказания финансовых и риэлторских услуг и другие виды деятельности. В целях адаптации Калининградской области к условиям эксклава, был создан режим Особой экономической зоны. Среди 135 организаций, включен-

ных в реестр с 2006 г., 61 % — это обрабатывающие производства, 21% — организации транспорта и связи, 8 % — организации по оказанию услуг в сфере недвижимости и аренды [4].

В настоящее время лидирующие позиции по показателям численности, оборота и количеству предприятий занимают предприятия обрабатывающей промышленности, причем основной процент приходится на производство транспортных средств (24,5 % от общего оборота по отраслям экономики), производство пищевых продуктов (10,7%), электрооборудования (4%) — таблицы 2, 3.

Таблица 2

Структура экономики Калининградской области по величине оборота организаций, по числу организаций на начало 2015 г., % [5]

59

Отрасль По числу организаций По величине оборота организаций

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 32,7 28,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,6 5

строительство 12,2 3,7

Обрабатывающие производства 10,1 44

Транспорт и связь 9 6,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5,4

Гостиницы и рестораны 2,5 0,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,4 1,5

образование 1,9 —

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,4

Финансовая деятельность 1,4 —

Второе и третье места соответственно принадлежат сфере оптовой и розничной торговли (17 % в общей численности занятых, 28,9 % — от общего оборота, 32,7 % — от общего числа предприятий), транспорта и связи (9,3 % — от общей численности занятых, 9 % — от общего числа предприятий, 6,5 % — от общего оборота), таблица 2, 3.

Методика структурных преобразований экономики формируется в рамках структурной и промышленной политики, политики социально-экономического развития страны. Практика структурного реформирования показывает, что, прежде всего, формулируются цели и задачи реформирования, на их основе определяются приоритеты социально-экономического развития, подбираются формы реструктуризации и механизм управления процессами. Механизм реализации структурного реформирования может состоять из методов и инструментов, обеспечивающих подсистем.

Таблица 3

Структура экономики Калининградской области по численности занятых по видам экономической деятельности, % [6]

60

Отрасль 2009 2010 2011 2012 2013

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,0 7,5 7,5 7,2 7,1

Рыболовство, рыбоводство 0,7 0,8 0,9 0,9 0,9

Добыча полезных ископаемых 0,9 0,8 0,9 0,9 0,9

Обрабатывающие производства 17,9 18,5 18,1 18,0 17,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,3 2,3 2,5 2,6 2,6

Строительство 7,2 7,6 7,8 8,4 8,4

Оптовая и розничная торговля; оказание ремонтных услуг 16,3 16,9 17,1 16,9 17,0

Гостиницы и рестораны 2,1 2,1 2,1 2,0 2,2

Транспорт и связь 8,9 8,7 8,6 9,2 9,3

Финансовая деятельность 1,7 1,6 1,5 1,5 1,5

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг 8,4 8,1 8,1 7,7 8,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное

социальное обеспечение 8,5 8,6 8,3 8,1 7,8

Образование 7,1 6,8 6,7 6,6 6,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,6 5,6 5,8 6,0 5,9

Предоставление прочих коммунальных,

социальных и персональных услуг 4,4 4,1 4,1 4,0 4,0

Применяют экономические, административные методы управления. К экономическим методам управления относятся прямые методы, например прямое финансирование, кредитование, а также косвенные методы, такие, как налоговое, денежно-кредитное регулирование. Действие механизма управления структурным регулированием невозможно без правового, кадрового, информационного обеспечения, материальных и финансовых ресурсов (рис.).

Основные положения структурной, промышленной политики и социально-экономического развития Калининградской области отражены в документах «Постановление Правительства от 27 августа 2014 г. № 567. "О Концепции промышленной политики Калининградской области"» [4], Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года, Государственная программа Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства». Согласно «Концепции промышленной политики Калининградской области», основными показателями в оценке развития промышленности выбраны доля отрасли в объеме ВРП, количество организаций, среднесписочная численность работников, доля налоговых поступлений, индекс производства, объем промышленного производства и

внешнеторговый оборот. Наибольшее значение при формировании критериев отдается финансово-хозяйственным показателям. Главными критериями при выборе приоритетов называются инвестиционный потенциал, экспортный потенциал, кластерный потенциал, доля добавленной стоимости, объем налоговых поступлений, производительность труда. На основании анализа данных и предлагаемых показателей, критериев приоритетными для государственной поддержки названы строительство и производство строительных материалов (особенно жилищное), производство электрооборудования, автомобилестроение, судостроение и судоремонт, производство мебели, янтарная отрасль [4].

Показатели структуры экономики региона

Цели и задачи структурных преобразований экономики региона

Критерии оценки состояния ст и форм преоб руктуры и выбора методов разований

Методы и инструменты структурных преобразований Формы структурных преобразований

Механизм управления структурными преобразованиями

Правовое обеспечение управления Кадровое обеспечение управления Информационное обеспечение управления

Материальные ресурсы структурных преобразований Финансовые ресурсы структурных преобразований

61

Рис. Содержание механизма управления структурными преобразованиями региона

На наш взгляд, конечная цель структурных преобразований не просматривается, не описан профиль будущей структуры экономики региона. Недостаточно представлен социальный критерий выбора приоритетных отраслей, включающий показатели выпуска социально значимой продукции, обеспечение занятости населения и т. д. Например, по данным на 2013 год уровень занятости населения региона составляет 67,1 % от общего числа экономически активного населения, на селе этот показатель составляет 64,8 %.

Кроме того, несправедливо, по нашему мнению, лишены внимания морехозяйственный комплекс и рыбная промышленность. Калининградская область является приморским регионом с возможностями создания, возрождения морского промышленного рыболовства, развития морского транспорта, марикультуры. По мнению отечественных исследователей, морское промышленное рыболовство способствует активи-

62

зации хозяйственной деятельности на морских побережьях. Однако за годы реформ вылов рыбы и морепродуктов в целом по России снизился с 8,0 млн тонн в 1990 г. до 3,2 в 2006 г., а промысловый флот сократился с 24 тыс. судов различных типов до 2,2 тыс. [7].

Актуален для нормальной работы механизма управления структурными преобразованиями и вопрос о кадровом обеспечении, не отраженный в Концепции программы.

Смертность населения области по-прежнему превышает рождаемость, хотя и более медленными темпами. В 2013 г. число умерших превысило число родившихся на 4,2 %. Потери численности полностью компенсировал миграционный прирост. По данным статистики, средний возраст работника в численности занятого населения в Калининградской области — 41 год. В структуре экономически активного населения есть высококвалифицированные работники (со средним или высшим образованием), не находящие работу по специальности или выезжающие на работу за границу. Внешняя трудовая миграция населения составила в 2013 г. 1,2 % от численности занятых в экономике, или 6652 человека [6]. В Концепции программы отмечается, что в Калининградской области обучают 68 профессиям начального профессионального образования, 83 специальностям среднего профессионального образования, 114 специальностям высшего профессионального образования. Однако, например, ряд учебных заведений создавался еще в дореформенные времена и обеспечивал нужды предприятий традиционных для области отраслей промышленности: рыбной промышленности, рыборазведения, технологии рыбных продуктов, судостроения, судоремонта, металлообработки, деревообработки. К сожалению, многие из перечисленных видов промышленности, потеряв свои позиции, лишили рабочих мест узких специалистов.

Таким образом, потенциал структурных преобразований экономики Калининградской области можно охарактеризовать как средний. Его значительно снижает отсутствие четких целей развития структуры и сбалансированной структурной политики. Кроме того, процесс формирования структуры экономики имеет долгосрочный характер, что заставляет обратить внимание на риски, воздействующие на этот процесс, необходимо оценить их и разработать мероприятия по воздействию на них. Например, одним из серьезных рисков для развития экономики области являются кризисные явления, возникающие под влиянием внешних факторов (что мы и наблюдаем в настоящее время). Наиболее чувствительными к кризису 2008 — 2009 гг. оказались отрасли производства электроники и бытовой техники, автомобилей, строительства и другие. Некоторые из них до сих пор не восстановили прежние объемы производства.

Существенному повышению значения потенциала структурных преобразований региона будет способствовать: во-первых, правовое обеспечение структурных преобразований, что позволит сформировать собственный структурный профиль региона и его специализацию.

Во-вторых, при поддержке со стороны государства имеется возможность восстановить значение социально, экономически и научно значимых традиционных для экономики региона таких отраслей, как, например, рыбная.

Список литературы

1. Жиронкин С. А. Объектно-субъектные основы структурного регулирования Российской экономики // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 1 (75).

2. Программа преобразования технологической структуры экономики России / под ред. Ю. В. Яковца. М., 1994.

3. По материалам выпусков областного управления статистики по Калининградской области.

4. Постановление Правительства Калининградской области от 27.08.2014 № 567 «О Концепции промышленной политики Калининградской области». URL: http: / / base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW044; n=60132

5. Социально-экономическое положение Калининградской области в 2014 г. : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2015.

6. Труд и занятость в Калининградской области : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Калининградской области. Калининград, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ивченко В. В. Горизонты морехозяйственного развития российского эксклава: от стагнации к возрождению. Калининград, 2010.

Об авторе

Ирина Юрьевна Сафонова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: safonovy@mail. ru

About the author

63

Dr Irina Safonova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: safonovy@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.