Научная статья на тему 'Потенциал сложного синтаксического целого в современной языковой ситуации'

Потенциал сложного синтаксического целого в современной языковой ситуации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ / ПОЛЕ ЯЗЫКОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ / СТРУКТУРНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / COMPLEX SYNTACTIC WHOLE / A FIELD OF LINGUISTIC STRAIN / SEMANTIC / STRUCTURAL AND COMMUNICATIVE INTEGRITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Папуша Ирина Сергеевна

Определяются подходы к изучению сложного синтаксического целого, выделяются языковые инвариантные матрицы на основе структур, участвующих в образовании ССЦ. Вводится понятие герм, с помощью которого выявляются особенности языкового выражения микроидеи и скрытых смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of complex syntactic whole in a modern linguistic situation

Methods of approaching to studying of the complex syntactic whole are defined. Linguistic invariant matrixes on the basis of frames which participate in formation of CSW are revealed. The concept germ with which help features of language expression of microidea and the latent meanings come to light is introduced.

Текст научной работы на тему «Потенциал сложного синтаксического целого в современной языковой ситуации»

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

И.С. ПАПУША

(Российский государственный университет туризма и сервиса г. Москва, Россия)

УДК 81’27 ББК Ш100.3

ПОТЕНЦИАЛ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: Определяются подходы к изучению сложного синтаксического целого, выделяются языковые инвариантные матрицы на основе структур, участвующих в образовании ССЦ. Вводится понятие герм, с помощью которого выявляются особенности языкового выражения микроидеи и скрытых смыслов.

Ключевые слова: сложное синтаксическое целое, поле языкового напряжения, семантическая, структурная и коммуникативная целостность.

Языковая природа сложного синтаксического целого ещё полностью не исследована, но в рамках дихотомии язык / речь его можно рассматривать по аналогии с утверждением А.В. Карабыкова о предложении: предложение существует в единой языковой действительности в двух своих состояниях: будучи единицей языковой системы, оно может реализовываться в речи; и наоборот: будучи фактом речи, оно вместе с тем является формально-грамматической единицей [Карабы-ков 2004: 126].

Сложное синтаксическое целое - структурно-семантическое образование, и это позволяет соотнести его с понятием «текст» в узколингвистическом аспекте [Чернявская 2006: 12]: в сложном синтаксическом целом более концентрированно, чем в целом тексте (макротексте), обнаруживаются одинаковые признаки и принципы организации, идентичные средства структурной и смысловой связи [Марченко 2005: 62].

В связи с различными подходами к разграничению «языкового», «речевого» и «текстового» возникла необходимость в разграничении эмического и этического уровней в применении к сложному синтаксическому целому, что ранее по отношению к предложению позволило преодолеть распространенное мнение о том, что предложение существует лишь как факт речи и не входит в систему языка (Адмони 1994; Бухбиндер 1983 и др.). И теперь уже в применении к текстам и сложным синтаксическим целым необходимо различать единицу системы языка (текстему, потенциальный текст, эмический текст) и актуальный, конкретно произносимый или написанный (этический) текст. Т а-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

кому решению вопроса способствовали и интенсивные исследования в области структуры текста (Винокур 2010; Мартемьянов 2004; Марченко 2005; Падучева 2010, Реферовская 1983; Тураева 1986, Шведова 1966 и др.). Был сформулирован принцип когерентности (Гальперин 1974), описаны явления лексической и грамматической когезии (Мос-кальская 1981; Откупщикова 1982 и др.), описаны и систематизированы различные способы реализации категории связности (Сыров 2005); выявлены основные схемы тема-рематического движения в тексте (Золотова 1984; Онипенко 2002; Сидорова 2000 и др.), выработаны принципы делимитации текстовых единств (Ильенко 2003; Солганик 2007 и др.). Все это позволило увидеть в сложном синтаксическом целом реализуемую в тексте моделируемую синтаксическую единицу языка, четко делимитированную и имеющую собственную внутреннюю структуру.

Конечно, названные (и возможные иные) аспекты определения феномена «сложное синтаксическое целое» следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга: только все вместе они дают наиболее полное представление об объекте. Характеристики и особенности сложного синтаксического целого являются основанием для его идентификации и позволяют подходить к данной единице как языковой, так как она соответствует критериям идентификации языковых единиц, предполагающим взаимодействие трёх составляющих - значения, функции и формы. В семантическом плане (план содержания) сложное синтаксическое целое едино по теме - монотематично, что ограничивает состав предложений группы. Исследователи чаще всего вычленяют ССЦ из текста именно по этому показателю. В структурном плане (план выражения) сложное синтаксическое целое демонстрирует определённое грамматическое значение, «которое выражено свойственным ему грамматическим средством» [Фигуровский 2004: 31]. И оба плана, свидетельствующие об обязательной двусторонности данной единицы, в совокупности представляют сложное синтаксическое целое цельной единицей, которая в тексте функционирует как его компонент, т.е. демонстрирует свою трёхсторонность, характерную для языковых единиц.

Сложное синтаксическое целое, являясь единицей системы язык / речь, проявляет свойства этой системы как в плане содержания, так и в плане выражения. Именно системность определяет соотношение между этими планами для данной языковой единицы и позволяет точно регламентировать её границы. План содержания сложного синтаксического целого представлен единством и замкнутостью темы. План выражения - внешней формой, внутренней структурой и внутренними

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

отношениями между элементами. Оба плана сложного синтаксического целого реализованы через линейную структуру, предопределяющую специфику взаимообусловленности их проявлений. Линейность языковых структур - данность, благодаря которой единицы языка манифестируют свои позиционные качества, и каждый раз позиция как системное понятие обусловливает механизмы взаимодействия языковых единиц. В рамках сложного синтаксического целого, представляющего собой совокупность позиционных структур, место расположения выявляет значимость языковых единиц всех языковых уровней. Позиция каждой языковой единицы в сложном синтаксическом целом определяет её композиционную роль и лексико-синтаксические свойства, которые влияют на констатацию объёма герма, а следовательно, на степень его напряжения, что, в свою очередь, обусловливает его функцию в поле языкового напряжения. Ёмкость одной и той же языковой единицы в сложном синтаксическом целом и вне него различна, так как закономерности внутренних отношений элементов ССЦ подчинены системной природе языка и неразрывности плана содержания и плана выражения в замкнутости линейной структуры.

Мы определяем сложное синтаксическое целое как самостоятельную синтаксическую единицу, представляющую собой построенную по одной из инвариантных матриц закрытую группу объединённых на основании монотемы предложений, в границах которой возникает поле языкового напряжения как система гермов, являющихся маркерами реализации микроидеи.

Структура сложного синтаксического целого - один из его релевантных признаков, его план выражения, благодаря которому реализуется его связность, обусловленная линейностью его компонентов: син-тагматичность ССЦ проявляется во внешне выраженном сочетании единиц всех языковых уровней (звуков / букв, слов, предложений).

К структурным свойствам сложного синтаксического целого можно отнести:

• обязательный состав из двух и более семантически связанных предложений;

• членение на более мелкие составляющие единицы (предложения);

• обязательность всех составляющих композиции (зачин - медиальная часть - концовка);

• соответствие одной из моделей построения (инвариантным языковым матрицам);

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

• наличие определённых групп межфразовых средств связи (эксплицитный и имплицитный способы);

• наличие гермов;

• наличие поля языкового напряжения.

В структуре сложного синтаксического целого тесно переплетены и взаимообусловлены внешний и внутренний планы его строения. Чаще всего внешним планом структуры ССЦ называют его композицию (Папина 2002; Реферовская 2007; Турмачева 1973 и др.). Выделяются зачин, содержащий начало мысли, формулирующий его тему; средняя часть (медиальная, развертка) - развитие темы, мысли; концовка -итог микротемы сложного синтаксического целого, подчёркивающий это не только в смысловом, но и в грамматическом отношении.

Исследователи, на которых мы ссылаемся, считают, что это «идеальная» композиция ССЦ, характерная, типовая, но не обязательная, и полагают, что в зависимости от структуры текста или его фрагментов возможны сложные синтаксические целые, не имеющие зачина или концовки. Если рассматривать сложное синтаксическое целое только в плане содержания, то, вероятно, с таким мнением можно согласиться, но подход к сложному синтаксическому целому с точки зрения единства формы и содержания не допускает усечённой композиции. На наш взгляд, сложное синтаксическое целое всегда имеет и зачин и концовку: отсутствие зачина невозможно, так как в нём заявляется тема сложного синтаксического целого, концовка необязательно обозначена семантически, но обязательно - грамматически. Например, в сложном синтаксическом целом, использованном Н.С. Валгиной в качестве примера параллельной связи между предложениями, в ССЦ, описывающем ряд сменяющихся событий, действий, состояний, картин [Валгина 2000: 386]:

Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черныши шинелями. Неясныгй свет, зловещий и холодным, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (К.Г. Паустовский. Орест Кипренский).

Содержание данного сложного синтаксического целого не свидетельствует об исчерпанности темы Буря бушевала, но синтаксическая структура последнего предложения является аргументом концовки: предложения зачина и медиальной части - простые, концовка - сложноподчинённое предложение минимальной структуры с придаточным условия, главная часть которого осложнена обособленным определе-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

нием в постпозиции, выраженным однородными членами, соединёнными одиночным союзом и, и однородными сказуемыми, соединёнными разделительным союзом то ... то.

Кроме того, внешний план структуры сложного синтаксического целого представляет сочетание структур предложений, являющихся компонентами ССЦ. В зависимости от того, какие структуры участвуют в образовании ССЦ, используется та или иная языковая инвариантная матрица его построения. Наше исследование позволило выделить следующие языковые матрицы сложного синтаксического целого: сочетание простых предложений, расширяющаяся языковая матрица, сужающаяся языковая матрица, комбинированная языковая матрица, сочетание сложных предложений. Факт наличия языковых матриц построения свидетельствует об имеющихся в языке отвлечённых образцах - схемах сложного синтаксического целого, фиксирующих структурный минимум, необходимый для сохранения сложного синтаксического целого как закрытой группы предложений.

Внутренняя структура сложного синтаксического целого традиционно обнаруживается в законах межфразовой сочетаемости, в наличии особых внутренних связей. В данном плане основную роль играют все существующие виды межфразовой связи: собственно-синтаксические, лексико-синтаксические, лексические. Все виды межфразовой связи в сложном синтаксическом целом как синтаксическом единстве проявляются и как линейные, по порядку следования предложений, и как дистанционные, возникающие между предложениями, не следующими друг за другом.

Внутренняя структура сложного синтаксического целого проявляется и в его специфической особенности - наличии гермов, образуемых только в границах замкнутой структуры. Вводимое нами понятие герма, на наш взгляд, выявляет до сих пор не описанные особенности языкового выражения микроидеи и скрытых смыслов. Данные образования представляют собой разные по степени напряжения компоненты линейной структуры ССЦ, аккумулирующие языковые особенности разных уровней и в совокупности образующие его поле языкового напряжения.

Надо отметить тот факт, что внутренняя и внешняя структуры сложного синтаксического целого тесно переплетены, поэтому все виды целостности, формирующие данную языковую единицу, определяют его композицию, которая, в свою очередь, способствует реализации семантической, структурной и коммуникативной целостности. Проявление целеустановки и интенции автора напрямую связанно с композиционными составляющими сложного синтаксического целого.

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

Обозначение темы, формирование микроидеи, реализация целеуста-новки - функции определённых композиционных составляющих. Таким образом, планы содержания и выражения в сложном синтаксическом целом тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это способствует возникновению специфической структурно-семантической особенности сложного синтаксического целого - поля языкового напряжения. Изменение или замена любой структурной составляющей влечёт за собой переориентацию акцентов смысла и в итоге - изменение всей структуры конкретного сложного синтаксического целого.

Для современного этапа развития языкознания характерно обращение к всестороннему и системному исследованию языковых единиц вообще и синтаксических единиц, в частности. Сосредоточение внимания на отдельных сторонах сложного синтаксического целого, выделение одних аспектов без учёта других приводит к разрыву диалектического единства языка и речи, внешнего и внутреннего, формального и содержательного, что не позволяет сформулировать представление о ССЦ как системном образовании. Планомерное исследование взаимосвязанных семантико-синтаксических и функциональных аспектов сложного синтаксического целого диктуется самим пониманием языка как системы, а его самого как предельной единицы этой системы.

ЛИТЕРАТУРА

Ватина Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник. - М.,

2000.

Карабыков А.В. Проблема конститутивных признаков предложения в отечественном языкознании XVIII-XXI веков: дис. ... канд. филол. наук. -Омск, 2004.

Марченко Е.П. Функционирование полипредикативных сложных предложений в русском тексте: учеб. пособие. - Краснодар, 2005.

Фигуровскии И.А. Избранные труды. - Елец, 2004.

Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. - М., 2006.

© Папуша И.С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.