Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
сестринского дела / медицина / образования / nursing / medicine / education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Умарова Т., Юлдашева М.

Около 10 лет назад в наше здравоохранение пришли и продолжают развиваться идеи и отдельные параметры понятий «Сестринское дело» и «Сестринский процесс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF NURSING AND MODERN STANDARDS OF TRAINING OF MID-LEVEL PHYSICIANS

About 10 years ago, ideas and separate parameters of the concepts "Nursing" and "Nursing process"came to our healthcare and continue to develop.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

UDK 37.02

Умарова Т. преподаватель Юлдашева М. преподаватель Ферганский медицинский колледж ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Аннотация: Около 10 лет назад в наше здравоохранение пришли и продолжают развиваться идеи и отдельные параметры понятий «Сестринское дело» и «Сестринский процесс».

Ключевые слова: сестринского дела, медицина, образования.

Umarova T. teacher Yuldasheva M. teacher

Ferghana medical college

POTENTIAL OF NURSING AND MODERN STANDARDS OF TRAINING

OF MID-LEVEL PHYSICIANS Abstract: about 10 years ago, ideas and separate parameters of the concepts "Nursing" and "Nursingprocess"came to our healthcare and continue to develop. Key words: nursing, medicine, education.

Как это ни странно, на первый взгляд, но сегодня можно говорить о том, что профессия медицинской сестры во многих аспектах только складывается. Идет процесс формирования свода знаний, свойственных только сестринскому делу, а не заимствованному из других наук. Теория сестринского дела имеет существенное значение для развития моделей, по которым будет построено сестринское дело будущего.

Общеизвестно, что реальная вещь заменяется моделью в том случае, если идея, процесс или предмет слишком велики или абстрактны, чтобы обращаться непосредственно к ним. В любом случае модель облегчает и изучение, и обсуждение предмета или процесса. Именно модель сестринского дела отражает действительность и позволяет с первых месяцев обучения в медицинском колледже изучать структуру и практические задачи. Студенты, направляемые преподавателями клинических дисциплин, имеют возможность обсуждать абстрактные предметы, используя конкретные термины, и ответить на многие практические вопросы. Например: Что входит в функции медсестры?

Каковы взаимоотношения между медсестрой и пациентом?

Как соотносятся сестринское дело и медицина?

Чем руководствуется медсестра в самостоятельных действиях?

Практически структурированная профессиональная деятельность, включающая специально предусмотренные обучением нюансы общения, позволяют среднему медицинскому персоналу в определенных случаях пользоваться заготовками. При этом медсестры, фельдшера и акушерки не только экономят время, но и обходятся без излишних экспромтов, приводящих в помощи и лечении к нежелательным последствиям.

К сожалению, очень много времени и усилий уходит на пере убеждение уже работающего по старым представлениям медицинского персонала перейти к новым стандартам, - будь то протоколы оказания неотложной помощи по строгому алгоритму, уход за длительно болеющими пациентами или коммуникативными проблемы с пациентами и их родственниками. Советское здравоохранение, помимо всеми признаваемых заслуг, оставило нам в наследство далеко не трепетные взаимоотношения между двумя категориями россиян- теми, кто лечит и теми, кого лечат. Хамство и безразличие медиков сменяются на более приемлемые формы общения зачастую только в ответ на деньги и связи пациентов. С самого начала занятий по сестринскому делу студенты на теоретическом, а затем и на практическом уровне отрабатывают в различных формах общения с пациентом не только как с объектом, нуждающимся в чисто медицинских мероприятиях, но и как с субъектом. На сегодняшний день медик любого уровня не может считаться профессионально компетентным, если не освоил и не усвоил значение всего комплекса коммуникаций с пациентами, опирающегося на знания его возрастных физических и психологических особенностей и возможностей.

Сестринское дело не конкурирует со сферой врачебной деятельности, а обладает достаточным потенциалом, чтобы стоять вровень, но рядом с интересами врачей. Взаимодействие между медсестрами и другими работниками здравоохранения постоянно растет и развивается. Пациенты начинают принимать активное участие в вопросах, связанных с их собственным здоровьем и благополучием. Медсестры призваны заниматься охраной здоровья точно так же, как предупреждением заболеваний и лечением. В частности, сюда относятся непосредственный и постоянный уход за больными и инвалидами, консультативная помощь близким, меры неспецифической профилактики заболеваний и т.п. Постулат Флоренс Найтингейл, гласящий, что состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение, получает свое ежедневное подтверждение в инициативе медсестер, обеспечивающих и пропагандирующих свежий воздух, тепло, свет, питание, гигиену, физический и психологический комфорт. От медсестры ожидается, что она будет определять основные потребности пациента и, если он не способен сделать это сам, будет удовлетворять их до тех пор, пока помощь не станет излишней.

Когда на занятиях преподаватель объясняет студентам, что при оказании неотложной помощи медсестра должна в определенной очередности контролировать состояние пациента, воздействуя на него в соответствии со стандартами профессиональной деятельности, готовить необходимые

препараты и взаимодействовать с врачом или другими медиками, это объясняется генеральной целью - максимально быстро облегчить страдания больного. Во взаимодействии со всеми сотрудниками любого уровня медсестра должна уметь принимать меры, прежде всего необходимые для безопасности пациента. Здесь недопустимы проволочки на раздумья, сомнения и дискуссии с коллегами, отнимающие буквально «золотые минуты». Определение подобным действиям может квалифицироваться только как профессиональная некомпетентность

Традиционно медицинская модель, использовавшаяся столетиями, ориентирована на заболевание, и усилия врача направлены на поставку диагноза, поиск и лечение отклонение, дисфункций и дефектов. Большинство видов врачебной деятельности (будь то лечение, преподавание или исследовательская работа), так или иначе, направлено на различные аспекты заболеваний и недугов. Модель же сестринского дела ориентирована в большей степени на человека или группу людей, чем на недуг. Эта модель должна быть приложима к нуждам людей, их семей и сообществ и предоставлять медсестрам широкий выбор ролей и функций для работы со всеми - с больными и здоровыми. Потребность в деятельности медсестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека.

Очень показательны современные требования к ответственности среднего медицинского персонала:

- Личная ответственность за осуществление практических вмешательств и за постоянное повышение квалификации;

- Выполнение работы на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации;

- Взвешенность решений о личной компетенции при взятии на себя или даче поручения.

По сути, эти абсолютно доступные пониманию любого думающего человека требования, не нуждаются в комментариях. В лучшем случае, врачи с уважением говорят о «грамотных» и «опытных» медсестрах, исходя лишь из способности последних выполнять назначения и поручения все тех же врачей. Собственная компетенция медсестры скорее раздражает. Это особенно удивительно в нишах, принадлежащих модели сестринского дела. Возникает лишь одно логическое объяснение: большинство врачей и сегодня ориентированы на уже изжившую себя во всех развитых странах медицинскую модель, в которой медсестра - всего лишь «служанка» врача.

С нашей точки зрения, при всей своей сложности и многогранности эта задача реально разрешима. Да, это требует специального обучения, большого труда и постоянного самосовершенствования со стороны преподавателей медицинских колледжей. А, значит, полного понимания и желания работать в этом направлении с их стороны. Но другого выхода нет. Современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала должны иметь перед собой своего рода сверхзадачу: построение

каждой медицинской сестрой некоего этического пространства - внутри себя, внутри своей профессии и вокруг себя.

Используемые источники:

1. Селевко Г.К. Современные образовательние технологии: Учебное пособие . -М.: Народное образование, 1998 . - 256 с.

2. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1998. - с. 197-198.

3. Шаходжаев, М. А., Бегматов, Э. М., Хамдамов, Н. Н., & Нумонжонов, Ш. Д. У. (2019). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ. Проблемы современной науки и образования, (12-2 (145)).

4. Xudoyberdiyeva, D. A. (2019). MANAGEMENT OF THE SERVICES SECTOR AND ITS CLASSIFICATION. Theoretical & Applied Science, (10), 656-658.

5. Farxodjonova, N. (2019). FEATURES OF MODERNIZATION AND INTEGRATION OF NATIONAL CULTURE. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(2), 167-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.