Научная статья на тему 'Потенциал рынка логистических посредников города Иркутска'

Потенциал рынка логистических посредников города Иркутска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покид А.Т., Свисенко Н.С., Астраханцева А.С.

Представлены результаты исследования, связанные с рассмотрением особенностей деятельности транспортных и логистических компаний Иркутской области. Работа носит исследовательский характер: раскрывает сущность г. Иркутска, как промышленного и транспортного средоточия, также выявляет направления в сфере логистики, развитие которых на данный момент являются приоритетными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал рынка логистических посредников города Иркутска»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.7

А. Т. Покид, Н. С. Свисенко Научный руководитель - А. С. Астраханцева Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ ГОРОДА ИРКУТСКА

Представлены результаты исследования, связанные с рассмотрением особенностей деятельности транспортных и логистических компаний Иркутской области. Работа носит исследовательский характер: раскрывает сущность г. Иркутска, как промышленного и транспортного средоточия, также выявляет направления в сфере логистики, развитие которых на данный момент являются приоритетными.

Рынок логистических услуг в Иркутской области находится на стадии становления и имеет огромный потенциал развития. Решение о выборе каналов товародвижения - один из наиболее сложных ответственных вопросов, с которыми приходится иметь дело при доставке товаров на рынок.

Транспортный комплекс Иркутской области представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, воздушным, внутренним водным, электрическим городским, сетью автомобильных и железных дорог. Над территорией Иркутской области проходят внутренние и международные линии воздушного сообщения, имеется сеть аэропортов, способных принимать все типы воздушного транспорта, организовано регулярное судоходство по озеру Байкал, рекам Ангаре и Лене.

Предметом исследования является рынок логистических услуг г. Иркутска.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что Иркутская область - это крупный промышленный центр России по своему ресурсному и индустриальному потенциалу. Так же Иркутская область является важнейшим сибирским транспортным узлом связующим Европу и Азию, поэтому играет важную роль на мировом рынке. Развитие мировой экономики показывает, что все более определяющим значением в развитии реального сектора экономики становится совершенствование существующей и создание новой транспортной инфраструктуры Сибири.

Говоря о логистических посредниках Иркутска и Иркутской области можно сделать вывод о том, что основной проблемой является низкая степень информированности потребителей о транспортных компаниях и услугах, предоставляемых ими. Происходит это из-за того, что реклама большинства транспортных и логистических компаний очень скудна. Таким образом, возникает проблема в поиске перевозчика товаров.

По данным исследования, проведенного в Иркутской области, на ее территории имеется всего четыре представительства крупных логистических федеральных компаний: ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», и «DHL». Причем только фирма «DHL» занимается авиаперевозками грузов.

Рынок логистических операторов Иркутской области изобилует множеством компаний, предоставляющих транспортные услуги. Из представленных 70 компаний лишь две компании («Абаринь и Ко» и «Баргузин - Транс») задействуют в перевозке грузов все виды транспорта, а также осуществляют пере-

грузку с одного вида транспорта на другой для доставки груза из пункта «А» в пункт «Б» без дополнительного привлечения клиента к этим операциям, т. е. являются мультимодальными.

В данном сегменте рынка существует здоровая конкуренция, так как есть достаточно большое количество компаний, предоставляющих перевозки в разных направлениях, в том числе и заграницу. Только 22 % (15 фирм) от общего числа логистических компаний (70 фирм) Иркутска имеют склады для длительного хранения груза.

На рисунке представлены основные направления

■ Москва

■ Владивосток Китай

■ Кореи Монголия

Основные направления перевозок из Иркутской области

Развитию контрактной логистики в Иркутской области мешает низкий спрос на данного вида услуги со стороны торговых и промышленных компаний. Отсутствие спроса эксперты объясняют непониманием руководством компаний преимуществ передачи логистических функций специализированным предприятиям, а также - нежеланием грузовладельцев пользоваться услугами сторонних организаций.

Основные секторы активно развивающегося рынка логистических услуг Иркутской области, а также и России в целом - это:

- сектор перевозок и экспедирования грузов различными видами транспорта;

- сектор складских услуг;

- сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок - поле деятельности ЗРL-провайдеров;

- сектор сопроводительных услуг.

В настоящее время основной проблемой на рынке логистических услуг г. Иркутска является недостаточная информированность потребителей о существовании транспортных компаний, а также услугах предоставляемых ими. Заказчики логистических ус-

перевозок из Иркутской области.

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

луг более склонны искать информацию о перевозчике на его официальном сайте, нежели в СМИ. Из всего списка транспортных компаний только 36 % организаций имеют собственные интернет-сайты. Таким образом, решением проблемы будет являться: создание индивидуальных сайтов компаний, увеличение количества рекламы и рекламных акций для мелких компаний, с помощью которых о них узнает общественность.

Кроме того, наиболее динамично в Иркутской области сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Сложным комплексным логистическим услугам, например, интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному по-

требителю, провайдеры уделяют значительно меньше внимания, при этом тенденция увеличения к предоставлению более сложных услуг все же наблюдается.

Решением сформулированной проблемы является значительное расширение спектра предлагаемых логистических услуг, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями.

Таким образом, в настоящее время на территории Иркутской области, и г. Иркутска в частности, наблюдается достаточно обширный потенциал для развития логистических технологий, призванный способствовать не только скорости, но и качеству экономического развития региона.

© Покид А. Т., Свисенко Н. С., 2013

УДК 658.815.2

Ю. С. Резанова Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКАЗАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В условиях увеличения воздействия внешней среды на деятельность промышленных предприятий большую актуальность приобретает изучение процессов и разработка адекватных инструментов и методов организации управления заказами клиентов. Объектом исследования являются отечественные промышленные предприятия.

В настоящее время заказ потребителя в промышленности является базой для планирования производства. Логистический менеджмент в организации начинается с приёма и обработки заказов потребителей материальных ресурсов или готовой продукции [1].

Оптимальное управление заказами обеспечивает достижение целей и целевых показателей предприятия как субъекта финансово-хозяйственных отношений, так и объекта вложения средств собственников. Своевременное и качественное выполнение заказов покупателей обеспечивает предприятию лидирующее положение на конкурентном рынке.

Управление заказами включает в себя прием заказов от потребителей и предоставление последним информации о текущем состоянии дел.

Однако на сегодняшний день отсутствуют адекватные требованиям рынка инструменты управления, способные оказывать существенное влияние на удовлетворение интересов агентов рынка, выраженные в заказах, как со стороны производителя, так и со стороны заказчика. Также не применяются инструменты управления, формирующие надежность и гибкость партнерских отношений в условиях переменчивых и динамично изменяющихся требований к качеству продукции, что, в конечном счете, тормозит или препятствует устойчивому развитию производства. В связи с этим нередко предприятия сталкиваются с рядом проблем (нарушение сроков исполнения заказов клиентов, нарушение требований к качеству заказов, игнорирование обращений заказчиков, слабая связь процесса формирования и процесса исполнения заказа и т. д.) [2]. Это

касается, как правило, предприятий с позаказной системой организации производства.

Для решения указанных проблем и эффективного управления заказами на промышленных предприятиях с точки зрения логистики предлагаются к применению ряд инструментов управления (см. рисунок).

Эффективность данных инструментов управления заказами признана на международном уровне, однако не существует единой точки зрения на содержание данных инструментов.

На российских промышленных предприятиях на сегодняшний день применяются такие инструменты управления, как сегментация потребителей, аутсорсинг, бенчмаркинг, управление качеством, докумен-тационное обеспечение.

Другие инструменты управления либо не используются, либо используются в недостаточной степени. Промышленные предприятия, как правило, не имеют сбалансированной системы показателей эффективности, полноценной системы управления с клиентами, интегрированной цепочки поставок.

Решение задач эффективного управления заказами на предприятии необходимо начинать с построения системы показателей и определения между ними логико-математической взаимосвязи. Затем необходимо создать механизм оценки изменений параметров процессов и результативных показателей предприятия. В основе механизма должна лежать математическая модель, позволяющая на входе принимать количественно измеренные технико-экономические требования клиента к заказу, соотносить их с текущими пока-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.