Научная статья на тему 'Потенциал развития регионального АПК: методические подходы к управлению реализацией'

Потенциал развития регионального АПК: методические подходы к управлению реализацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маржохова М. А., Алакаев А. Л.

Современному этапу развития аграрной политики присущи недостаточно эффективное управление, не вполне обоснованное использование экономических рычагов, определенный догматизм в целевых установках, что и актуализирует в конечном итоге поиск направлений совершенствования механизма управления развитием потенциала АПК. Ввиду этого в статье обосновывается необходимость институциональных преобразований в региональном АПК как одного из факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве. Для решения задачи выведения отрасли из кризисного состояния предпринята попытка поиска и реализации результативных подходов к увеличению экономического потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития регионального АПК: методические подходы к управлению реализацией»

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА УДК: 631.15:33 (470.64)

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К

УПРАВЛЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

М.А. МАРЖОХОВА, А. Л. АЛАКАЕВ

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М

. Кокова»

Современному этапу развития аграрной политики присущи недостаточно эффективное управление, не вполне обоснованное использование экономических рычагов, определенный догматизм в целевых установках, что и актуализирует в конечном итоге поиск направлений совершенствования механизма управления развитием потенциала АПК. Ввиду этого в статье обосновывается необходимость институциональных преобразований в региональном АПК как одного из факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве. Для решения задачи выведения отрасли из кризисного состояния предпринята попытка поиска и реализации результативных подходов к увеличению экономического потенциала.

В настоящее время особо актуальными становятся вопросы анализа роли, задач и функций государственного регулирования развития АПК на уровне субъектов Федерации. При этом важнейшими приоритетами экономической политики на региональном уровне признаны: осуществление прогрессивных структурных преобразований в сельском хозяйстве, развитие научно-промышленного потенциала АПК, обеспечение социальной стабильности на селе, стимулирование интеграционных процессов. Однако на современном этапе реальной аграрной экономической политике присущи недостаточно эффективное управление и определенный догматизм в целевых установках, не вполне обоснованное использование экономических рычагов, механизмов поддержки и стимулирования развития отдельных сельскохозяйственных предприятий, не всегда обосновывается эффективность инвестиционных проектов и программ.

Вместе с тем основные задачи государственной экономической политики на региональном уровне должны заключаться в сохранении и расширении ресурсного, производственного, научно-технического потенциалов АПК; в обеспечении темпов экономического роста не ниже общероссийских, устойчивости работы бюджетообразующих и социально значимых предприятий; в укреплении налогооблагаемой базы; увеличении численности рабочих мест, достижении низкого уровня безработицы в сельских административно-территориальных образованиях. В силу ограниченности региональных финансовых ресурсов объектами государственной поддержки должны стать сверхэффективные проекты, а также объекты рыночной инфраструктуры. В случаях недостаточности государственных бюджетных ресурсов на реализацию задач развития потенциала АПК необходимо ориентироваться на негосударственные инвестиции. Инвестиционная же привлекательность в сильной степени зависит от развития рыночной инфраструктуры. В свою очередь развитие рыночной инфраструктуры является основным фактором развития малого и среднего бизнеса. Это

83

актуализирует проблему дальнейших институциональных преобразований в региональном АПК.

Формирование полноценных институтов рынка рассматривается нами как один из важнейших факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве. Наличие так называемых точек роста регионального АПК, соответствующей природно-ресурсной основы его поддержки сегодня уже недостаточно для решения совокупности региональных задач. Подобного рода автаркическая интерпретация определяла весь комплекс хозяйственных и инвестиционных решений, провоцировала предпринимательские риски и игнорировала объективную невозможность реализации точек роста без развития внешнеэкономических связей и усиления конкуренции. Все это усугубляло социально-экономическую ситуацию в Кабардино-Балкарии и требует уже сегодня фронтального воздействия на кризисные факторы, предполагающего реализацию не только хозяйственных решений, но и решений, ориентированных на повышение качества государственного управления. Сама идея подобного фронтального воздействия должна предполагать вычленение наиболее важного, то есть результативного, в плане решения совокупности проблем исследуемой отрасли, направления экономической политики. В качестве такого направления нами обосновано увеличение инновационного потенциала АПК. В связи с этим весьма важным представляется анализ структуры и циклов инновационного процесса в регионе.

Государственная инновационная политика в исследуемом регионе должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой академической науки и задачами воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Роль государства в данном случае заключается в посредничестве в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулировании кооперации в области НИОКР сельскохозяйственных предприятий и университетов [4].

В соответствии с этим для решения задачи выведения отрасли из кризисного состояния предпринята попытка поиска и реализации результативных подходов к его организационно-хозяйственному развитию, увеличению экономического потенциала.

Реформирование экономики России, в последнее десятилетие проводившееся без достаточной научной проработки возможных последствий, привело к общему экономическому кризису в стране и особенно тяжело отразилось на состоянии сельскохозяйственного производства, в том числе и животноводства. Произошло резкое падение объемов производства животноводческой продукции. Неблагоприятная ситуация в обеспечении населения продуктами питания обусловила необходимость восстановления и развития животноводства в новых экономических условиях. Реанимация агропромышленного комплекса на современном этапе может быть достигнута за счет более динамичного развития животноводства.

Основными производителями зерна являются Прохладненский район - 30,1% валового сбора республики, Терский район - 16,7%, Баксанский район - 14% и Зольский район - 9,1%. На указанные районы приходится более 69% общего объема производства зерна. Картофель в основном производится хозяйствами населения. Наиболее крупным производителем картофеля является Зольский район, доля которого в 2005 году составила около 19% общего сбора картофеля. Около двух третей от общего объема производства возделывается в Урванском (17%), Прохладненском (20%) и Лескенском (21%) районах. Отрасль животноводства наиболее развита в Зольском, Терском, Урванском, Черекском и Чегемском районах. Производство продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в

83

значительной степени сосредоточено в городах Нальчик, Прохладный и в Урванском районе. По отчетным данным, около 70% промышленного производства мяса в 2007 г. было произведено в Баксанском (325 тонн), Майском (185 тонн), Терском (185 тонн) районах. Более 75% цельномолочной продукции вырабатывается в г. Нальчике, Прохладненском и Майском районах. В то же время проведенный анализ показал падение спроса на производимые в республике виды продукции (растениеводческой, овощеводческой, мясо-молочной и др.), возросли прямые и косвенные расходы, прежде всего из-за существенного повышения цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование, а также из-за транспортных тарифов. Резко возрос дефицит топлива и электроэнергии, увеличились затраты на поддержание в эксплуатационном состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

В целом развитие геоэкономического потенциала рассматриваемого региона характеризуется тенденцией роста основных макроэкономических показателей за три последних года: валового регионального продукта - на 15%, объемов промышленной продукции - на 9%, продукции сельского хозяйства - на 8%, оборота розничной торговли - на 48%, внешнеторгового оборота - в 3 раза, инвестиций в основной капитал - на 30%.

Кабардино-Балкарская Республика является сельскохозяйственным регионом и земля здесь - основной ресурс развития, а поэтому распределение земельного фонда между районами имеет важное значение как с точки зрения формирования налоговой базы республики и административно-территориальных образований, так и определения ресурсов для социального и экономического развития территорий. Для оценки геоэкономического потенциала АПК республики по этим параметрам следует рассмотреть структуру земельного фонда республики.

Следует отметить, что в результате перераспределения земель (через аренду), уменьшения посевных площадей, сокращения основных видов сельскохозяйственных животных, недостаточной технической оснащенности производство продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях значительно уменьшилось. Развитие правовой системы регулирования земельных отношений должно способствовать перераспределению сельскохозяйственных угодий в сторону увеличения площадей в пользовании населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, развитию малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве и соответственно увеличению сельскохозяйственного производства в них [3].

В целом следует отметить, что районы КБР практически не располагают резервами земель для развития. Это необходимо учитывать при установлении границ населенных пунктов с целью обеспечения их пространственного развития.

Таблица 1.

Структура земельного фонда Кабардино-Балкарской Республики в 2008 г.*

Города Занимаемая В % Сельхоз- В % Посевные В %

и районы площадь, к общей угодья, тыс. к общей площади к общей

тыс. га площади га площади сельхозкультур, площади

тыс. га

г. Нальчик 13,3 1,1 6,1 0,8 2,9 1,0

г. Баксан 18,0 1,4 15,1 2,2 - -

г. Прохладный 3,5 0,3 1,2 0,2 - -

Баксанский 82,9 6,7 66,5 9,6 45,9 15,3

Зольский 212,4 17,0 159,2 22,9 27,9 9,3

Лескенский 52,3 4,2 26,6 3,8 16,5 5,6

83

Майский 38,4 3,1 24,2 3,6 18,9 6,3

Прохладненский 134,2 10,7 114,9 16,5 91,4 30,3

Терский 89,3 7,2 74,5 10,7 17,1 5,7

Урванский 45,8 3,7 30,4 4,3 18,9 6,3

Чегемский 150,3 12,1 52,6 7,6 48,1 16,0

Черекский 221,3 17,7 46,8 6,7 9,1 3,1

Эльбрусский 185,0 14,8 77,2 11,1 2,8 1,0

Всего по КБР 1246,7 100,0 695,3 100,0 302,2 100,0

* Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкариястат.

Анализ состояния животноводства в Кабардино-Балкарской Республике показывает, что, несмотря на проводимую работу по сокращению темпов падения производства продукции, поголовья сельхозживотных и его продуктивности, стабилизация отрасли идет не на должном уровне. Как видно из данных таблиц 2 и 3, в 2008 году поголовье крупного рогатого скота по сравнению с 1990 годом сократилось на 100 тыс. голов и по сравнению с 2003 годом - на 22,2 тыс. гол., в том числе поголовье коров соответственно: на 4,7 и на 1,0 тыс. гол.; свиней - на 117,7 и 14,7 тыс. голов; овец и коз - на 143,8 и 44,2 тыс. голов [5].

Таблица 2.

Динамика поголовья скота в хозяйствах всех категорий в Кабардино-Балкарской Республике*

(на конец года; тысяч голов)

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

КРС 322,5 248,4 231,5 241,4 244,9 246,2 206,6 214,0 222,7

в т. ч. коровы 107,9 107,1 102,0 106,1 107,2 108,3 97,1 99,4 103,2

Свиньи 145,6 39,8 42,3 43,9 43,8 43,3 27,1 27,6 29,1

Овцы и козы 426,2 375,0 337,2 321,2 326,6 329,3 283,8 256,6 282,4

* Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкариястат.

Динамика поголовья скота по категориям хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на конец 2008 г. характеризуется сокращением поголовья скота в общественном секторе при его росте в частном секторе, что не сопровождается адекватным увеличением объемов производства продукции, поставками их в сферу государственных ресурсов, а следовательно, улучшением продовольственного обеспечения населения республики.

Таблица 3.

Динамика поголовья скота по категориям хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на конец 2008 г.* (тысяч голов)

Крупный В том Свиньи Овцы В том числе Лошади рогатый числе и козы овцы

скот коровы

83

Хозяйства всех категорий 222,7 103,2 29,1 282,4 261,6 8,4

В том числе:

сельскохоз. организации хозяйства населения 26,2 185,5 9,0 88,7 8,0 20,5 36,0 227,7 33,0 210,3 2,7 5,1

крестьянские ( фермерские) хозяйства,

индивидуальные предприниматели 11,0 5,5 0,6 18,7 18,3 0,6

* Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкариястат.

За 2004-2008 гг. в Кабардино-Балкарской Республике производство мяса основных видов скота и птицы в общественном секторе снижено в 4,6 раза, молока - в 4,2 и яиц - в 5,6 раза. В тяжелом экономическом положении оказались птицефабрики и крупные животноводческие объекты. Из-за финансовых трудностей не в полной мере используются имеющиеся мощности сельхозпредприятий и птицефабрик. Дороговизна энергоресурсов, комбикормов, спад производства сырья и отсутствие закупок в госресурсы поставили в трудное финансовое положение большинство сельхозпредприятий, где из года в год растет кредиторская и дебиторская задолженность. Не выдерживают сложившихся рыночных отношений целые отрасли, такие, как скотоводство, свиноводство и овцеводство. В последние годы многие хозяйства решают свои внутрихозяйственные проблемы за счет убоя скота.

За исследуемый период ухудшилось состояние племенного животноводства, кормовой базы , устарели кормоуборочная техника и оборудование для кормоприготовления. Кормоцеха и кормокухни в большинстве сельхозпредприятий пришли в негодность. Стоимость кормовых добавок резко увеличилась, а комбикормовая промышленность перестала существовать. Животноводческие помещения и оборудование устарели и нуждаются в ремонте и обновлении

В Кабардино-Балкарской Республике производство мяса за 2004-2008 гг. в сельскохозяйственных организациях сократилось на 48,4%, молока - на 50,0%; в хозяйствах населения производство мяса сократилось на 11,6%, молока увеличилось на 4,7%; в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей производство мяса увеличилось в 8 раз и молока - в 4 раза.

В структуре производства по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики в процентах от общего объема производство мяса составляет: в сельскохозяйственных организациях - 16,0%; в хозяйствах населения - 59,0%; в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 25%; производство молока соответственно 7; 89 и 4%. В сельскохозяйственных организациях динамика себестоимости за 1998-2008 гг. характеризуется ее увеличением: мяса - в 1,9 раза; молока - в 2,0 раза за 1 ц. Все еще остается убыточным производство мяса КРС (-18,9%) и молока (-3,2%) (рис. 1).

Таблица 4.

Структура производства основных видов животноводческой продукции

по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики* (в процентах от общего объема производства хозяйств всех категорий)

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Сельскохозяйственные организации

83

Мясо (в убойном весе) 31 31 20 15 16

Молоко 14 11 8 87

Яйца 14 14 15 55

Шерсть 7 5 3 33

Хозяйства населения

Мясо (в убойном весе) 66 66 67 70 59

Молоко 85 88 90 90 89

Яйца 84 83 83 91 92

Шерсть 93 95 97 96 96

Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели

Мясо (в убойном весе) 3 3 13 15 25

Молоко 1 1 2 24

Яйца 232 43

* Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкариястат.

Как видно из рисунка 1, уровень рентабельности (убыточности) по видам продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями Кабардино-Балкарской Республики в периоде, характеризуется следующими данными: если в 2004 г. производство всех видов продукции растениеводства и животноводства было убыточными, за исключением семян подсолнечника (0,2%) и яиц (26,9%), то в 2008 году уровень рентабельности производства зерна составил 22,8, семян подсолнечника - 26,2, картофеля - 3,3, овощей - 8,2, молока - 11,9, яиц - 42,6%. Все еще остается убыточным производство мяса КРС (-18,9%), свинины (-13,8%), овец и коз (-36,6%).

Рис.1. Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями КБР (%)*

83

*Рисунок составлен по данным Федеральной службы государственной статистики Кабардино-Балкариястат. Знак (-) означает убыточность.

В среднем за год анализируемого периода по разным причинам из оборота стада выбыло более 20 тыс. голов крупного рогатого скота, более 7 тыс. голов овец и около 6 тыс. голов свиней. Такое положение в животноводстве негативно отражается на обеспечении населения республики продуктами питания в необходимых объемах, а также сохранении в общественном секторе основных отраслей животноводства.

Круг проблем, сложившихся в АПК республики, предопределяет формулировку приоритетов развития регионального потенциала, которые должны базироваться как на принципах сравнительных преимуществ во внешнеэкономических связях, так и ориентироваться на внутреннюю завершенность, энергетическую замкнутость воспроизводственных циклов, на доведение производственных процессов до выпуска конечного продукта. Региональная экономическая политика должна селективно поддерживать субъектов реального сектора экономики, в том числе сельхозтоваропроизводителей, обладающих возможностями ускоренного роста импортозамещающего производства в национально значимых масштабах. Ее комплексным инструментом выступает государственная поддержка предприятий соответствующего статуса, в компетенцию которой входит восстановление внутри- и межотраслевой инфраструктурной сети, модернизация и реновация основных технологических мощностей, инновационное обеспечение экономического роста [1].

В перспективе, если Кабардино-Балкарской Республикой будет принят курс на интеграцию в межрегиональное и международное экономическое сообщество, то она должна будет активно включаться и в глобализационные процессы. В таком случае, согласно разрабатываемой стратегии развития АПК республики на среднесрочный и долгосрочный периоды, основными факторами, определяющими геополитические и геостратегические интересы Кабардино-Балкарии и всего Южного федерального округа в этот период, будут являться: усиливающаяся интеграция АПК региона в российскую и международную экономику; дифференциация геополитической ситуации и геополитических интересов по периметру межрегиональных границ с учетом пониженного уровня социально-экономической устойчивости территории. Особо следует выделить роль исследуемых аграрных территорий как резервных рекреационно-ресурсных и экологических зон международного значения [2].

На современном этапе основными приоритетами экономической политики, ориентированной на ускоренное развитие АПК, на уровне депрессивного региона должны стать прогрессивные институциональные преобразования, сохранение и развитие геоэкономического потенциала, обеспечение социальной стабильности. Управление развитием потенциала регионального АПК предлагается активизировать в двух направлениях. Во-первых, поддержка социально и стратегически значимых предприятий; во-вторых, стимулирование потенциально эффективных видов деятельности или секторов регионального АПК, в которые не может быть привлечен частный бизнес. Необходимость реализации высокотехнологичного сценария социально-экономического развития регионального АПК обусловливает стимуляцию тех элементов рыночной инфраструктуры, которые ориентированы на обеспечение деятельности инновационного сектора.

ЛИТЕРАТУРА

83

1. Костяев А.С., Никонова Г.В. Стратегическое управление региональными АПК // АПК: экономика и управление. 2000. № 9. С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Незамайкин В.Н. Интеграция России в процесс глобализации: природно-ресурсный аспект // Финансы и кредит. 2006. №3. С. 16-22.

3. Районы и города Кабардино-Балкарии, 2008 г. / Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкариястат. 2008. 159 с.

4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика. 1989.

5. Экономические показатели развития сельскохозяйственных предприятий КБР за 2008 г. / Статистический сборник территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике. Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкариястат. 2008. 132 с.

POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRARIAN- INDUSTRIAL COMPLEX: METHODICAL APPROACHES TO MANAGEMENT OF REALISATION

M.A. MARZHOHOVA, A.L. ALAKAEV

Inefficient control, not quite well-founded use of the economic levers, certain dogmatism in purposes inherent in the present stage of development of agrarian policy, make the search of directions of perfection of the mechanism of management by development of potential of agrarian -industrial complex really important. So in this article the necessity of institutional transformations of regional agrarian and industrial complex is proved as one of factors of overcoming local crisis and stimulation of investments and innovations in an agricultural production. For the solution of the problem of leading this branch from a crisis state attempt of search and realization of productive approaches to increase economic potential is undertaken.

Работа поступила 15. 04. 2009 г.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.