ББК 88.53
В.В. Нагайцев, О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова Потенциал протеста населения
*-* А
современного российского региона V.V. Nagaitsev, O.E. Noyanzina. N.P. Goncharova Protest Potential of Population in Contemporary Russian Region
Изложены основные проблемы, изучаемые современной конфликтологией. Большое внимание уделено социальному протесту населения.
Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология, социальный протест, конфликторазрешение, методология диагностического исследования.
The article describes essential problems studied by the modern conflictology. General attention is paid to social protest of population.
Key words: social conflict, conflictology, social protest, conflict resolution, methodology of diagnostic research.
Анализ и диагностика потенциала протеста населения является одним из наиболее важных аспектов изучения уровня социальной напряженности в современном российском обществе, рост которой представляет собой реальную угрозу социальной безопасности государства.
В социологическом понимании протест есть форма социального действия индивидов, противоположная конформизму, для которой характерно открытое неприятие ими сложившейся в социуме ситуации. В отличие от плюрализма, в оценке протеста как социального феномена, присущего современной социологической науке, представители власти воспринимают социальный протест, как правило, только как нежелательную форму массовой активности населения, дестабилизирующую обстановку в регионе.
Социальный протест определяется нами как процесс взаимодействия социальных субъектов, имеющий цель изменить какую-либо существующую ситуацию в социуме, вызывающую недовольство данных субъектов, посредством проведения ими специальных индивидуальных и коллективных акций. Акции социального протеста обычно отличаются массовостью, широкой социальной базой, нестабильностью состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий участников. К основным формам социального протеста относятся: забастовки, митинги, пикеты, демонстрации, шествия, марши,
голодовки протеста, протестное голосование избирателей, блокирование шоссе, железных дорог, захват производственных зданий и помещений, акции гражданского неповиновения, стихийные бунты и более решительные незаконные действия. К репертуару протестных действий социальных субъектов с некоторой степенью уверенности в ряде случаев можно также отнести невыполнение работниками распоряжений руководителей организации, пьянство, суицид, расхитительство, саботаж, преднамеренные поджоги и даже отдельные виды уголовных преступлений.
С нашей точки зрения, любой протест характеризуется четырьмя основными социальными показателями:
• социальной базой;
• целью действий протестующих;
• степенью организованности акций протеста;
• идеологической направленностью действий протестующих.
Известно, что любое массовое движение может состояться только при наличии соответствующей социальной базы. Социальная база протеста - это социальные группы, общности, слои, классы и прочее, на которые опирается данное протестное действие и чьи интересы в долгосрочной перспективе выражает и защищает идеологическая доктрина протеста. Искусственно создать базу протеста без каких-либо
* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям по государственному контракту №02.740.11.0360 по теме «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества» и Министерства образования и науки в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг по государственному контракту .№16.740.11.0109 «Модели конструирования новой геронтологической реальности и адаптивные стратегии современных россиян: институциональный, социально-групповой и индивидуально-личностный уровни анализа» (шифр заявки «2010-1.2.1-102-016-002»).
философия, социология и культурология
социальных предпосылок очень сложно. Участники социального протеста могут вовлекаться в него стихийно или отбираться целенаправленно. В акции протеста важна не столько численность социальной группы, сколько ее активность. У конкретной акции протеста могут присутствовать или отсутствовать лидеры, иерархичная структура, специальная символика и т.п. [1].
Социальная база современного социального протеста населения была заложена еще в середине 1990-х гг. произведенной в российском обществе приватизацией промышленных предприятий, радикальной либерализацией потребительских цен и разрушением социальной инфраструктуры государства. Значительная часть появившихся крупных собственников не была ориентирована на поддержание производства. Она в больших размерах вывозила капиталы за границу, подрывая и так ослабленный экономический потенциал страны. Рыночные преобразования 1990-х гг. привели к сильной дифференциации и поляризации населения по доходам, объемам собственности, уровню и качеству жизни. Готовность большинства населения к переменам в жизни в направлении экономической и политической свободы обернулась для многих личным разочарованием в их результатах. Все это породило действие таких долговременных факторов, как растущая безработица, сужение внутреннего рынка и вытеснение с него отечественного производителя, криминализация экономики и прочее, которые и привели к тяжелым социальным последствиям, создавая основу напряженности в обществе и тем самым формируя социальную базу современного протеста [1; 2].
Нынешние социально-экономические и политические инновации, процессы модернизации технологического развития России также сопровождаются нарастанием социальной напряженности в обществе, проявляющейся прежде всего в новых протестных выступлениях граждан. Современный протест населения представляет собой крайне сложный и многоуровне-
вый процесс. В феномене протеста можно заметить реальный и потенциальный уровни действий социальных субъектов. Потенциал протеста формирует та часть населения, которая не отвергает для себя возможности участия в акциях протеста в будущем, но не предпринимает каких-либо подобных шагов в настоящее время. Формирование и развитие потенциала протеста предполагает две стадии. Первая -рост у населения настроений протеста, которые выражаются в общем недовольстве сложившейся ситуацией (распространенность таких настроений можно измерить с помощью массового анкетного опроса населения). Вторая стадия непосредственно предшествует реальным протестным действиям и начинается тогда, когда у значительного числа людей в социуме возникает желание как-то изменить ситуацию, в которой они оказались [2].
Как показывают результаты разного рода массовых опросов населения, протестные настроения в российском обществе в последнее время значительно усилились [3-5]. Например, по данным Всероссийского мониторинга ВЦИОМ, за четыре года число тех, кто готов протестовать, выросло с 17% в 2007 г. до 34% в июне 2010 г., а число убежденных в том, что ни при каких обстоятельствах выходить на митинги и демонстрации они не будут, осталось примерно на прежнем уровне - 62-66%. (Всероссийский опрос ВЦИОМ состоялся 12 июня 2010 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5% [3]). Результаты масштабного социологического исследования «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества», проведенного с участием авторов летом 2010 г. в пяти регионах России, демонстрируют схожие тенденции в развитии потенциала протеста населения России (см. табл.).
Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы проявляете следующие виды активности?»,
процент к числу ответивших
Альтернативы ответа Никогда Крайне редко Редко Часто Всегда
Слежу за политическими событиями в регионе, стране, мире 9,7 16,5 25,7 34,4 13,5
Смотрю аналитические передачи на политические темы 17,5 19,2 32,9 23,7 6,5
Участвую в политических дебатах 74,6 14,2 8,5 2,3 0,1
Посещаю встречи или выступления политических деятелей 76,0 15,5 6,2 1,7 0,3
Принимаю участие в политических митингах, демонстрациях, акциях протеста 82,2 11,0 6,1 0,6 0
Занимаюсь социально значимой деятельностью (волонтерство, благотворительность и пр.) 68,8 16,2 8,6 5,2 0,7
За последние годы протестный потенциал россиян был наиболее высок в начале 2005 г. когда, в связи с монетизацией льгот половина респондентов допускала возможность своего участия в массовых выступлениях против падения уровня жизни в их населенном пункте. Затем протестный потенциал населения последовательно снижался. Его минимум пришелся на весну 2008 г., когда 26% опрошенных допускали всплеск массовых волнений, а большинство (67%) считало это маловероятным. Из данных опросов видно, что показатели потенциала протеста в стране вновь стали значительно расти с конца 2008 г. Так, в Калининграде 30 января 2010 г. прошел самый многочисленный за последнее десятилетие митинг протеста - по разным оценкам, там собрались от 10 до 12 тыс. человек. Начав с экономических заявлений, участники акции в итоге потребовали отставки губернатора области Георгия Бооса, депутатов от «Единой России», Председателя Правительства России Владимира Путина [6].
Социальная база потенциала протеста населения в современных условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса в российском обществе, безусловно, есть, и она достаточно широкая и разнородная. Существуют многочисленные категории населения, которых кризис затронул напрямую: это и значительная часть занятых физическим трудом работников промышленных предприятий и строительной индустрии, и менеджеры разного звена, и предприниматели, и довольно широкий круг госбюджетной интеллигенции. Протестные настроения в разной степени выражают представители профсоюзных и общественных организаций. Еще один большой социальный контингент, который охотно выходит на улицу при массовых потрясениях в обществе, - это молодежь. Украинский опыт продемонстрировал это вполне наглядно: значительная часть их студентов в 2004 г. приняла участие в «оранжевой массовке».
Готовность человека к протесту во многом обусловлена его принадлежностью к определенным социальным группам и слоям. К участию в акциях протеста с большей вероятностью прибегнут социальные субъекты, которые имеют невысокий жизненный уровень и испытывают острые материальные трудности. Мужчины более, чем представительницы слабого пола, предрасположены к участию в протестах. Наибольшую готовность поддержать акции протеста демонстрируют сейчас прежде всего работники бюджетных организаций, пенсионеры и безработные. Выше средней она у студентов. Наиболее низкой склонностью к социальному протесту отличаются работники правоохранительных органов, военнослужащие и рабочие. Возрастные пики потенциала протеста демонстрирует группа 45-50-летних. Лица старше 50 лет активнее, чем молодые респонденты, и настроены участвовать в митингах.
Существует определенная «поселенческая структура» настроений протеста. Главные выразители протестных настроений - жители малых аграрных городов края и рабочих поселков (Заринск, Яровое, Кулунда, Горняк, Змеиногорск), на их долю приходится большинство респондентов, заявляющих о готовности принять участие в массовых выступлениях. Высокий уровень потенциала протеста формируется также в крупных городах Алтайского края и их пригородах.
Нами зафиксировано, что большинство опрошенных не склонно принимать участие в любых акциях протеста вообще. Среди тех, кто намерен протестовать, предпочтение отдается «мягким» его формам -разрешенные митинги и забастовки. Экстремистские формы протеста, связанные с акциями гражданского неповиновения, с применением насилия и нарушением общественного порядка, даже в проецируемой ситуации уже начавшейся подобной акции получают совсем небольшой процент поддержки (3% опрошенных). Однако, как показывает опыт некоторых стран СНГ (например Грузии, Киргизии, Молдовы), и такого количества людей хватает для масштабной дестабилизации социальной ситуации в обществе.
Главное основание потенциала протеста - низкий уровень жизни населения. Следует заметить, что недовольство граждан материальными условиями своей жизни является, по крайней мере, не единственным фактором, определяющим потенциал протеста в обществе. Влияние на возникновение акций протеста оказывают и политические факторы - существование оппозиционных политических партий в регионе, уровень политической активности и культуры населения и т.д. Люди, не доверяющие федеральным и региональным властям, низко оценивающие их деятельность в решении социальных проблем, потерявшие веру в демократию, выражают протестные настроения в большей степени, чем те, кто склонен поддерживать существующий режим. Чем больше люди включены в политику, тем большим протестным потенциалом они обладают. В последнее десятилетие наблюдается падение интереса широких слоев населения к политике, который, в свою очередь, сопровождается уменьшением их реальной протестной активности. Люди, безразлично или негативно относящиеся к политике и политикам, протестовать обычно не собираются. Массовое сознание в российском обществе деполитизировано, и без активной агитации в СМИ основная масса населения займет, скорее всего, безучастную позицию в отношении даже уже начавшихся акций протеста или будет колебаться в зависимости от хода событий. Хотя доля респондентов, готовых участвовать в акциях массового протеста, если они уже начались, достаточно значительна.
Для протестного движения необязательно иметь полноценную и многочисленную социальную базу. Например, социальная база диссидентского движения
философия, социология и культурология
в советское время была довольно узкой и сводилась почти исключительно к творческой интеллигенции. Как показывает опыт других стран, функцию ядра протеста могут играть и маргинальные группы и слои. Социальной опорой современного протестного движения становится не отдельно взятый класс -рабочие или крестьяне, не отдельный социальный слой - интеллигенция, а совокупность людей из рабочих, крестьян и интеллигенции, у которых есть настоятельная потребность восстановить какие-либо нормы социальной справедливости.
При достаточно большом количестве недовольных как своим личным материальным положением, так
и общим положением дел в стране, пока большинство населения Алтайского края воздерживается от реального участия в массовых акциях протеста. В обществе пока еще нет конкретного, четко обозначенного объекта недовольства. По мере углубления и длительности финансово-экономического кризиса в стране, по-нашему мнению, будет происходить рост количества акций социального протеста населения, численности участников акций, популярности новых, более радикальных форм протестного поведения социальных субъектов. Структуры для мобилизации участников протестного движения в России уже готовятся [7].
Библиографический список
1. Социальный протест и трудовой конфликт / под ред. В.В. Козловского. - СПб., 1999.
2. Курбатова М.В. Выбор работников способов защиты своих трудовых прав // Социологические исследования. -2009. - №7.
3. ВЦИОМ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения): База данных исследований ВЦИОМ [Электронная версия]. - URL: http://wciom.ru/index. php?id=275.
4. Козина И.М. Забастовки в современной России // Социологические исследования. - 2009. - №9.
5. Гулин К.А. Тенденции протестных настроений в Вологодской области // Социологические исследования. -2008. - № 11.
6. Абрамов В. Калининградская неожиданность // Аргументы и факты. - 2010. - 3 февр. - №6(598).
7. Трубицин Д.В. «Модернизация» и «негативная мобилизация». Конструкты и сущность // Социологические исследования. - 2010. - №4.