Научная статья на тему 'Потенциал профессиональной автономности преподавателя в развитии высшего образования'

Потенциал профессиональной автономности преподавателя в развитии высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL SELF-SUFFICIENCY / UNIVERSITY TEACHER / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна

В статье рассматривается потенциал профессиональной автономности преподавателя вуза в контексте реформирования российского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-SUFFICIENCY IN THE HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT POTENTIAL OF UNIVERSITY TEACHER’S PROFESSIONAL

The paper considers potential of the university teacher’s professional self-sufficiency in the context of Russian higher education reformation.

Текст научной работы на тему «Потенциал профессиональной автономности преподавателя в развитии высшего образования»

УДК 378.4

Гаврилюк Оксана Александровна

Gavrilyuk Oksana Aleksandrovna

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой латинского и иностранных языков

Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого [email protected]

PhD in Education Science, Head of the Latin and Foreign Languages Department, Krasnoyarsk State Medical University [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

SELF-SUFFICIENCY IN THE HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT

POTENTIAL OF UNIVERSITY TEACHER’S PROFESSIONAL

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается потенциал профессиональной автономности преподавателя вуза в контексте реформирования российского высшего образования.

The paper considers potential of the university teacher’s professional self-sufficiency in the context of Russian higher education reformation.

Ключевые слова:

профессиональная автономность, преподаватель вуза, высшее образование.

Keywords:

professional self-sufficiency, university teacher, higher education.

Современные темпы развития российской экономики, вступление России в Болонский процесс и растущая интернационализация образования обусловили изменения в отечественном образовательном законодательстве. Положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Федерального Закона «Об автономных учреждениях» обозначают необходимость повышения уровня свободы и самостоятельности вузов, преподавателей и студентов. На уровне принятия практических решений Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования задают лишь основные параметры образовательных программ, конкретизированное наполнение которых - прерогатива вуза. Построение таких программ - функциональная обязанность преподавательского коллектива, готового и способного к повышенной доле ответственности, к принятию самостоятельных решений, к разработке, обоснованию и внедрению инновационных путей развития вуза.

Таким образом, широко пропагандируемая сегодня институциональная автономия не может возникнуть без соответствующей подготовки субъектов образовательной среды вуза. От субъектов образовательной среды вуза сегодня требуется новый уровень компетентности, который позволит им действовать относительно независимо от внешних установок (принимать ответственные решения, делать самостоятельный выбор) на основе осознания альтернатив и их последствий. Такой уровень компетентности в современной научно-педагогической литературе все чаще обозначают термином «автономность» (см. работы С.А. Иванова, Н.Ф. Коряков-цевой, Е.А. Носачевой, Т.Ю. Тамбовкиной, Е.А. Цывкуновой, N. Aoki, P. Benson, C. Kevin, T. Lamb, D. Little, W. Littlewood, R. Smith и др.).

Автономность как понятие принято ассоциировать со способностью управлять собственной деятельностью [1], с независимостью суждений, способностью к критической рефлексии, принятию решений и независимым действиям [2]. Обобщенно все существующие теории автономности в педагогике отражает идея о том, что автономная личность способна осуществлять самостоятельный выбор, основанный на осознании ситуации [3].

В современной теории высшего образования основной вектор исследований связан с учебной автономностью, которая имеет статус метакомпетенции, обеспечивающей способность учиться и предполагающей повышенный уровень самостоятельности, готовность к независимым действиям, принятию ответственных решений и критической рефлексии (И.В. Абанкина, Н.Ф. Ко-ряковцева, Е.Г. Тарева, Е.А. Цывкунова, Д.А. Ходяков, P. Benson, D. Little, W. Littlewood и др.).

Вопрос развития автономности обучающихся неразрывно связан с проблемой развития профессиональной автономности педагогов вузов, которая требует «напряженного умственного труда и повышенной степени профессиональной ответственности» [4, с. 3]. Это обусловило возросший интерес зарубежных и отечественных ученых к феномену автономности педагога как определяющему условию его успешного взаимодействия с обучающимися (см. работы С.А. Ива-

нова, Е.А. Носачевой, Т.Ю. Тамбовкиной, N. Aoki, P. Benson, C. Kevin, C. LaCoe, T. Lamb, D. Little, W. Littlewood, P. Short, R.C. Smith, D. Tort-Moloney и др.). Современными исследователями в области педагогики признается, что «только свободный человек, сбросивший страх перед внешним оцениванием... и изживший зависимость от извне навязываемых целей, средств, методов, педагогических стереотипов... может быть зрелым и мудрым наставником юных» [5, с. 50].

В настоящее время автономность преподавателя - требование времени, обусловленное переходом к новой модели высшего образования, основанной на интенсификации, индивидуализации и диверсификации учебного процесса. Повышается ролевая активность преподавателя высшей школы, к нему предъявляются новые требования, одним из которых выступает высокий уровень развития автономности. Именно автономность способна обеспечить успешность составления учебных планов, разработки методического обеспечения дисциплин, участие в научной, грантовой деятельности, международных проектах, освоение новых обучающих сред, создание новых форм организации занятий и др. Решая эти задачи, педагог становится ключевой фигурой процесса инновационного развития всей системы высшего образования. Таким образом, в современных условиях развития высшего образования в России профессиональная автономность преподавателя выступает важным фактором повышения эффективности высшего профессионального образования.

В исследовании потенциала профессиональной автономности преподавателя вуза большое значение имеет рассмотрение и учет философских и психологических теорий, связанных с феноменом автономности личности.

В философии автономность связывается с проблемой диалектики зависимости и независимости в том или ином социокультурном контексте. При этом автономность не рассматривается как дистанцирование личности от общества, а ассоциируется с «действием факторов внутренней независимости, мотивов и потребностей личности через внешние условия» [б, c. 14]. Таким образом, автономность, с одной стороны, учитывает личностные характеристики и, с другой стороны, позволяет рационально их соотнести с неизбежными внешними условиями, тем самым позволяя личности на основе осознания ситуации зависимости управлять данной ситуацией посредством осуществления выбора.

Исследование психологических основ автономности личности позволяет вести речь о том, что автономность выступает основой позитивного направления развития личности [7] и душевного здоровья человека [8], обладает потенциалом в отношении развития механизмов саморегуляции и самодетерминации личности [9], предполагая присутствие осознанной ответственности за свои действия, поступки, понимание индивидом значимости своей личности и постоянное стремление к личностному развитию [10].

Экстраполируя изложенные выше теоретические положения в современный социокультурный контекст, можно вести речь о том, что автономность способна стимулировать развитие творческих способностей и моральных качеств личности, ее духовно-нравственного потенциала, социальной компетентности, позитивной Я-концепции, воспитание уважения к правам и свободам личности и навыков функционирования в правовом демократическом государстве. Сказанное обусловливает важную роль автономности как ключевой компетенции субъектов образовательной среды вуза (студента и преподавателя), способной обеспечить их профессионально-личностное саморазвитие, самореализацию, повышение качества их учебной / профессиональной деятельности и успешное их функционировании в широком социокультурном контексте. При этом особым потенциалом обладает профессиональная автономность преподавателя вуза, которая: а) является необходимым условием развития автономности обучающихся; б) представляет собой основу профессиональной социализации педагога и его профессионализма; в) обладает серьезным потенциалом как фактор обеспечения психологического комфорта преподавателя, его удовлетворенности работой и фактор профилактики эмоционального выгорания педагога; г) способна обеспечить эффективное непрерывное профессиональное образование, личностное развитие педагога и его самореализацию в широком социокультурном контексте; д) является важным фактором инновационного развития образовательной среды вуза; е) способна заложить основы для новой культуры высшего образования, построенной на ценностно-смысловых основаниях и внутренней детерминации деятельности субъектов образовательного процесса.

Сказанное обусловливает необходимость научной разработки проблемы развития профессиональной автономности преподавателя вуза как важного фактора совершенствования современной системы российского высшего образования.

Ссылки:

1. Smith R.C. Teacher education for teacher-learner autonomy // Symposium for Language Teacher Educators: Papers from Three IALS Symposia. Edinburgh Un., 2003. URL: http://www.warwick.ac.uk/~elsdr/ Teacher_autonomy.pdf (дата обращения: 08.12.2012).

2. Little T.D., Hawley P. H., Henrich C.C., & Marsland K.W. Three Views of the Agentic Self: A Developmental Synthesis. Handbook of Self-Determination Research, edited by E. L. Deci and R. M. Ryan. New York, 2002.

3. Benson P. Teacher's and learner's theories of autonomy, 2002. URL: http://lc.ust.hk/~ailasc/symposium/ Con-

cepts01Benson.pdf (дата обращения: 08.12.2012).

4. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. [2000-2010 гг.] / сост.: О.П. Шрейн, Е.А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. Челябинск, 2010.

5. Иванов С.А. Роль личности педагога в реализации целей гуманитарно-эстетического образования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 5.

6. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение: дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2007.

7. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

9. Ryan R.M., Deci E.L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-

determination, and will? // Journal of Personality, 2006. № 74. pp. 1557-1586.

10. Маслоу А. Мотивация и личность // Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. С. 422-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.