Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянов Валерий Николаевич, Мирсаяпов Илизар Талгатович, Сайфуллин Искандэр Фуадович, Хайруллина Альбина Тагировна

Постановка задачи. Актуальность статьи обусловлена тем, в современном учебном процессе, направленном на подготовку архитектурных специальностей, существуют пробелы, связанные с практическим изучением архитектурной идентичности. Серьезная проблема назрела в системе в подготовки специалистов - архитекторов во всей образовательной в ВУЗе цепи профессиональной подготовки. Практические и методологические аспекты такой проблемной области как «архитектурная идентичность» представляются продуктивными в восполнении глубоких знаний и практических навыков оперирования в архитектурной деятельности с гарантией избегания примеров формирования негативного облика средового окружения городов и поселений, а также тяжелых последствий визуальной агрессии и психологического травматизма от подобной пространственной среды. Цель работы заключается в обосновании необходимости переформатирования образовательного процесса в архитектурной школе к ведущей роли практических проектных методов при изучении обширного архитектурного наследия на идентичность - а затем и ожидания положительных результатов от материализаций проектных замыслов в живой ткани городской и сельской среды. Задачи исследования : изучение применения проектных методов обучения на базе анализа публикаций российских и зарубежных авторов, помощь их в изучении архитектурной идентичности; выделение типов городской идентичности; разработка модели распределения участников исследования «архитектурной идентичности» по выполняемым задачам. Результаты. Авторами предложена модель пространственной деятельности, одним из базовых и ключевых терминов понятийного поля которой является определение «идентичности» в архитектуре как интегральной пластически выраженной величины в пространственной коммуникации цивилизации. Выводы. Теоретическая значимость результатов заключается в определении формата исследования «архитектурной идентичности» в виде проектной деятельности, организованной совместно с представителями других отраслей знаний. Практическая значимость проявляется в том, что совместная работа специалистов из различных областей знаний в ходе практико-ориентированного проекта по изучению «архитектурной идентичности» конкретного района позволит студентам-архитекторам получить необходимые навыки и компетенции в изучаемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприянов Валерий Николаевич, Мирсаяпов Илизар Талгатович, Сайфуллин Искандэр Фуадович, Хайруллина Альбина Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF PROJECT ACTIVITIES IN THE STUDY OF ARCHITECTURAL IDENTITY

The relevance of the article is due to the fact that there are gaps associated with the practical study of architectural identity in the modern educational process aimed at architecture specialty training. The lack of in-depth knowledge and practical skills in this area leads to errors in architectural design, as a result of which the appearance of cities and settlements suffers significantly. The environment arising in the process of the same type of construction is uncomfortable for living and does not fulfill the main role of architecture as an environment reflecting the socio-cultural values of a particular region. The purpose of the article is to substantiate the application of design teaching methods in the study of the architectural identity of cities and rural settlements. The authors propose a model for organizing the project work of architecture students in the study of architectural identity. The article is intended for teachers of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК: 72.01

DOI: 10.52409/20731523_2023_1_84 EDN: LDMFUJ

Потенциал проектной деятельности при изучении архитектурной идентичности

В.Н. Куприянов1, Илизар Т. Мирсаяпов1, И.Ф. Сайфуллин1, А.Т. Хайруллина 1

'Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация

Аннотация. Постановка задачи. Актуальность статьи обусловлена тем, в современном учебном процессе, направленном на подготовку архитектурных специальностей, существуют пробелы, связанные с практическим изучением архитектурной идентичности. Серьезная проблема назрела в системе в подготовки специалистов -архитекторов во всей образовательной в ВУЗе цепи профессиональной подготовки. Практические и методологические аспекты такой проблемной области как «архитектурная идентичность» представляются продуктивными в восполнении глубоких знаний и практических навыков оперирования в архитектурной деятельности с гарантией избегания примеров формирования негативного облика средового окружения городов и поселений, а также тяжелых последствий визуальной агрессии и психологического травматизма от подобной пространственной среды.

Цель работы заключается в обосновании необходимости переформатирования образовательного процесса в архитектурной школе к ведущей роли практических проектных методов при изучении обширного архитектурного наследия на идентичность -а затем и ожидания положительных результатов от материализаций проектных замыслов в живой ткани городской и сельской среды. Задачи исследования: изучение применения проектных методов обучения на базе анализа публикаций российских и зарубежных авторов, помощь их в изучении архитектурной идентичности; выделение типов городской идентичности; разработка модели распределения участников исследования «архитектурной идентичности» по выполняемым задачам. Результаты. Авторами предложена модель пространственной деятельности, одним из базовых и ключевых терминов понятийного поля которой является определение «идентичности» в архитектуре как интегральной пластически выраженной величины в пространственной коммуникации цивилизации. Выводы. Теоретическая значимость результатов заключается в определении формата исследования «архитектурной идентичности» в виде проектной деятельности, организованной совместно с представителями других отраслей знаний. Практическая значимость проявляется в том, что совместная работа специалистов из различных областей знаний в ходе практико-ориентированного проекта по изучению «архитектурной идентичности» конкретного района позволит студентам-архитекторам получить необходимые навыки и компетенции в изучаемой сфере.

Ключевые слова: архитектурная идентичность, глобализация, архитектура, проектная деятельность, социология, история, градостроительство

Для цитирования: Куприянов В.Н., Мирсаяпов И.Т., Сайфуллин И.Ф., Хайруллина А.Т. Потенциал проектной деятельности при изучении архитектурной идентичности// Известия КГАСУ. 2023. № 1 (63), с.84-93, DOI: 10.52409/20731523_2023_1_84, EDN: LDMFUJ

The potential of project activities in the study of architectural identity

V.N. Kupriyanov1, Ilizar T. Mirsayapov1, I.F. Saifullin 1, A.T. Khairullina1

'Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that there are gaps associated with the practical study of architectural identity in the modern educational process aimed at architecture specialty training. The lack of in-depth knowledge and practical skills in this area leads to errors in architectural design, as a result of which the appearance of cities and settlements suffers significantly. The environment arising in the process of the same type of construction is uncomfortable for living and does not fulfill the main role of architecture as an environment reflecting the socio-cultural values of a particular region. The purpose of the article is to substantiate the application of design teaching methods in the study of the architectural identity of cities and rural settlements. The authors propose a model for organizing the project work of architecture students in the study of architectural identity. The article is intended for teachers of higher educational institutions.

Keywords: architectural identity, globalization, architecture, project activity, sociology, history, urban planning

For citation: Kupriyanov V.N., Mirsayapov I.T., Saifullin I.F., Khairullina A.T. The potential of project activities in the study of architectural identity // News KSUAE. 2023. No. 1 (63), p. 8493, DOI: 10.52409/20731523_2023_1_84, EDN: LDMFUJ

1. Введение

Проектные методы обучения в настоящее время нашли широкое применение в учебном процессе, в том числе и при подготовке студентов архитектурных специальностей [1-5]. Применение проектной деятельности в высшем образовании с целью совершенствования процесса обучения рассматриваются такими авторами, как Д. Д. Дмитриева, Р.И. Бтемирова [6,7]. Анализ преимуществ проектных методов в высшем образовании изучают Т.В. Малкова, А.Ю. Баранов [8]. Вопросы использования метода проектов изучают в своих статьях И.Г.Тучкова, С.А. Алашеева [9,10]. Опыт применения проектных методов анализируется Е. И. Шаровой [11].

Применительно к архитектурному образованию, такие авторы, как Е.Т.Суиндиков, Б.М. Гомарова изучают применение метода проектов при обучении архитектурным специальностям и приходят к выводу о том, что данный метод способствует формированию у студентов комплекса образовательных компетенций (знаний, умений, способностей), существенно повышающих эффективность как учебы в вузе, так и после окончания процесса обучения [12]. О.Г.Иванова, А.В.Копьёва, О.В.Масловская рассматривают вопросы формирования профессиональных навыков при проектной деятельности студентов архитектурно-дизайнерского направления с учетом практико-ориентированных аспектов их подготовки [13]. Н.Ф.Рябов приводит в своей работе результаты организации проектно-игровой деятельности при подготовке абитуриентов архитектурных специальностей [14]. Л.В. Данченко, Н.К. Туктамышов выполняют экспериментальную апробацию модифицированного проектно-аналогового обучения в условиях подготовки будущих архитекторов в вузе [15].

Проблемы, связанные с архитектурной идентичностью, рассматриваются в работах различных авторов [16,17]. В.А. Храпова, М. А. Латышева изучает архитектурное пространство как фактор идентичности городской территории [18]. А.В. Цорик разбирает модель архитектурно-художественной идентичности города [19]. Д.А. Динмухаметова и М. Ю. Забрускова занимаются проблематикой архитектурной идентичности [20]. Современными авторами изучаются также вопросы сохранения и возрождения идентичности архитектуры [21-25].

Таким образом, можно отметить, что в областях архитектурной идентичности, организации проектной деятельности в высших учебных заведениях, включая архитектурное направление, накоплен достаточно серьезный материал, позволяющий предметно перейти к вопросам организации проектной деятельности при изучении архитектурной идентичности при подготовке архитектурных специальностей в высших учебных заведениях.

Цель работы заключается в обосновании необходимости переформатирования образовательного процесса в архитектурной школе к ведущей роли практических проектных методов при изучении обширного архитектурного наследия на идентичность -а затем и ожидания положительных результатов от материализаций проектных замыслов в живой ткани городской и сельской среды.

Задачи исследования: изучение применения проектных методов обучения на базе анализа публикаций российских и зарубежных авторов, помощь их в изучении архитектурной идентичности; выделение типов городской идентичности; разработка модели распределения участников исследования «архитектурной идентичности» по выполняемым задачам.

2. Материалы и методы

Исследование построено на использовании метода контент-анализа статей современных авторов, проведении качественных методов исследования (в виде неструктурированных интервью), направленных на раскрытие проблем, связанных с архитектурной идентичностью в среде преподавателей и студентов архитектурных специальностей, особенно в области реставрации исторического наследия.

Выбранная направленность исследований: выявление основных элементов проектной деятельности архитекторов при изучении архитектурной идентичности.

3. Результаты и обсуждение

Интерес к архитектурной идентичности существенно возрос в последнее время -все чаще поднимаются вопросы ее актуальности в архитектуре, начиная с градостроительства и урбанизма и до применения малых архитектурных форм в городском дизайне. Но до сих пор в области архитектуры не установлено однозначное определение термина «архитектурной идентичности». Связано это с тем, что данный термин включает в себя большое количество составных элементов и авторы трактуют это понятие в зависимости от методики изучения данного феномена.

Изначально термин «идентичность» широко использовался в гуманитарных науках и его применение в области архитектуры привело к множеству вопросов, связанных с оценкой данного явления. Переходя к трактовке термина «архитектурная идентичность» мы первоначально предполагаем, что объектом, который мы изучаем, является среда (город, поселение), имеющая свое уникальное архитектурное окружение.

Среди исследователей представляется интересной классификация Н.С. Дягилевой, которая выделила 3 типа городской идентичности (таблица 1), которую можно опосредованно применить и к оценке «архитектурной идентичности» [26].

Таблица 1

Типы городской идентичности_

Представление Определение

представление человека о себе как о жителе города «Городская идентичность - компонент социальной идентичности личности, социокультурный конструкт, формируемый в результате идентификации человека с конкретной городской общностью и определяемый усвоением и воспроизводством символического капитала города, социальных норм и стиля жизни, объединяющих жителей данного города»

идентичность города Представление человека о городе, которое включает в себя описание его сущности, особенности и отличия от других городов.

идентичность с городом Конструкт, имеющий психологическую составляющую, как место жизни конкретного жителя, связанное с его рождением, проживанием, социальными связями.

Как видно, в данной классификации отсутствует ярко выраженная архитектурная составляющая, что приводит к трудностям при исследовании данного феномена с точки зрения архитектуры.

Развивая тему А.А.Скалкин предположил, что образ города представляет собой целостную картину, состоящую из знаковых частей и элементов, которая оценивается как жителями, так и приезжими, а своеобразие города состоит в наличии собственного городского образа. Он установил, что образ города, включающий в себя физические компоненты, такие как границы, пути, узлы, районы, ориентиры и идейные компоненты, определяющие взаимоотношения с пространством и присущие ему смыслы, является выражением идентификации города. В его исследовании выражается мнения, что требуется определение архитектурной идентичности пространства в противовес определениям идентичности, связанным с фокусированием на восприятии пространства индивидом. Основными при определении «архитектурной идентичности», по его мнению, должны быть следующие положения:

1 - смещение акцента именно на пространство, как набор материальных и нематериальных качеств, чей анализ возможен с точки зрения архитектуры;

2 - выявление уникальной совокупности указанных характеристик;

3 - определение набора качественных факторов пространственной среды посредством анализа ее уникальности, сложившейся в результате смешения культурных и социальных процессов;

4 - анализ представления о пространстве коренных жителей и туристов;

5 - различение идентичности и образа города.

В заключении было сформировано понятие архитектурной идентичности, как «естественным образом сформированная целостная узнаваемая совокупность материальных и нематериальных особенностей городской среды, ориентированная на внутреннее восприятие, обусловленная тождественностью с локальными факторами и представлениями о городе».

Другая точка зрения представлена в исследовании А.В.Цорик. Она предложила для замены термина «идентичность» в сфере архитектуры использовать понятие «архитектурно-художественная идентичность». В ее определении, «архитектурно-художественная идентичность города представляет собой совокупность свойств городской среды, образующих единую структуру, характеризующую ее своеобразие».

Особенностью предложенной ею модели является выявление «архитектурно-художественной идентичности» посредством структуры описания пространства, включающего различные категориальные слои городской среды.

Таким образом, суммируя попытки различных исследователей дать определение «архитектурной идентичности», можно заключить, что единого определения, способного удовлетворить всех, сформировать до сих пор не удалось. Однако при этом различными авторами предприняты определенные меры для определения структурных элементов «архитектурной идентичности», что позволяет осуществлять исследования пространства по тем или иным алгоритмам.

Актуальность изучения феномена «архитектурной идентичности» возникла, в первую очередь, с влиянием происходящих в мире процессов глобализации на идентичность на всех уровнях, как на уровне индивидов, так и на идентичности архитектуры различных регионов.

Следует отметить, что применительно к территории Российской федерации и стран бывшего СССР, идентичность городов страны была поставлена под угрозу уже со времени индустриального жилищного строительства. Именно в то время были разработаны и утверждены типовые проекты строительства многоэтажного жилья, которые применялись на всей территории страны. Это привело к тому, что подавляющее количество крупных городов заполонили однотипные, так называемые «спальные районы», в которых фактор уникальности архитектуры отсутствовал изначально.

В общемировом масштабе бурное развитие информационно-коммуникативных технологий оказало существенное влияние на многие аспекты жизни. Процессы глобализации привели к небывалой ранее открытости мира, что фактически отменило значение территориальных границ, как элемента, обеспечивающего обособленную жизнь

и развитие каждого государства и народа. Однако, вслед за преимуществами, которые приносит открытый мир в сфере распространения передовых промышленных технологий, медицины, образования, быстро выявились и недостатки, связанные, в первую очередь, с различным уровнем развития государств. В погоне за прогрессом игнорируются национальные, этнические и региональные особенности народов, проживающих в конкретных регионах, что приводит к тому, что подавляется их идентичность. Распространяемая процессами глобализации «потребительская» модель жизни, по вектору своего развития противоположна любым другим культурам и приводит к их фактическому уничтожению.

Уже в настоящее время существует ситуация, когда почти невозможно почувствовать себя посторонним находясь в любой стране - широкое использование одних и тех же технологий в различных отраслях жизни привело к тому, что исчезают различия между средой обитания человека в городских агломерациях. По мнению Н.М.Глебовой это парадоксальным образом приводит к тому, что у индивида исчезает чувство дома - если среда становится однотипной, то она ничем не отличается от любой такой другой и, соответственно, пропадает узнаваемость места, что является признаком идентичности [27].

При этом следует признать, что эти процессы невозможно повернуть вспять - тот потенциал развития, который высвободила глобализация, так или иначе будет воплощен в жизнь. И главным становится вопрос такого сочетания традиционных и современных архитектурных пространств, которые бы могли развиваться в диалектической связке с друг другом. Только в этом случае возможно сохранение «архитектурной идентичности» конкретного региона и создание архитектурных пространств, отражающих культуру, историю и взаимоотношения населения данной местности.

В связи с этим становится актуальным изучение архитектурной идентичности уже в процессе обучения в вузе. Чтобы реализовать на практике сложные задачи сочетания традиций и новаторства будущие архитекторы должны в процессе обучения приобрести соответствующие компетенции. Только в этом случае они смогут целенаправленно влиять на процессы сохранения уникальности существующих архитектурных пространств и противостоять тенденции глобализации «гомогенизировать города мира как можно больше», как сказал профессор Г.Маринотти.

На наш взгляд, именно проектная деятельность в ходе образовательного процесса имеет наибольший потенциал при изучении такого многопланового явления, как «Архитектурная идентичность». Вызвано это двумя условиями эффективного применения метода проектов - во-первых, практико-ориентированный подход, нацеленный на решение конкретной актуальной проблемы и во-вторых, мультидисциплинарный характер решаемой задачи. Накопленный исследователями позитивный опыт применения метода проектов в ходе обучения по архитектурным направлениям позволяет утверждать об эффективности планируемого метода при изучении «Архитектурной идентичности».

Для изучения «архитектурной идентичности» наиболее удобным нам представляется категориальный аппарат, разработанный А.В.Цорик.

Особенностью ее метода является описание структуры пространства через семь слоев. К таким слоям она отнесла следующие:

- структурно-каркасный слой, который является базовой категорией. Он включает в себя транспортную инфраструктуру и ее составляющие. Особое внимание отведено нестандартным участкам-ориентирам, присутствующим в пространстве и имеющих особое значение в городской среде;

- оронимический слой, характеризующий границы пространства, к которому относится ландшафт местности и вертикальное решение среды. В первую очередь, оронимический слой является проекцией идентичности пространства, которая возникла вследствие ландшафтных особенностей среды и определяется, в первую очередь, ансамблями возвышенностей и объектов, расположенных на них.

- вернакулярный слой - это сформированный территориями жилых районов города и отражающий народную характеристику районов, обычно тесно связанных с характером и родом деятельности в данном пространстве. В него также входят такие нематериальные

социокультурные компоненты, как городские легенды, местные истории, предания. Основным структурным элементом этого слоя является символика района.

- топонимический слой представляет собой систему принятой в пространстве ориентации. Данный слой представляет собой характер восприятия среды жителями с присвоением уникальных топонимов территориальным ориентирам и пространствам;

- художественно-эстетический слой сформирован культурно-творческим слоем поселения и является спецификой художественного восприятия города; Этот слой своим основным структурным элементом представляет собой народное творчество и сюжеты, которые отражают культурные доминанты общества;

- социокультурный слой - является слоем, основным структурным элементом которого являются знаковые и примечательные места данного пространства. То есть те места, которые являются для жителей наиболее привлекательными с эстетической точки зрения: парки, прогулочные зоны, видовые пространства, водные объекты и т.д.

На основе данной структуры нами предложена модель организации проектного обучения студентов архитекторов с привлечением специалистов из других научных направлений.

В таблице 2 предложена модель взаимодействия студентов-архитекторов с представителями других специальностей при исследовании «архитектурной идентичности».

Таблица 2

Модель распределения участников исследования «архитектурной идентичности» по

выполняемым задачам

Слой Состав группы Результат

структурно-каркасный градостроители описание транспортной инфраструктуры и создание схемы связности района исследования, а также выявление точек-ориентиров в данной местности

оронимический градостроители, архитекторы описание ландшафта местности с указанием доминирующих вертикальных ансамблей

вернакулярный историки, социологи исследование «народной» характеристики района, местных историй, легенд, значений района, характеристики жителей

топонимиче ский социологи исследование и описание топонимов принятых в исследуемом районе

художественно-эстетический архитекторы описание архитектурного окружения с определением существующих в нем элементов, истории их появления или заимствования

социокультурный архитекторы, социологи определение знаковых и узловых мест исследуемого района, которые имеют социально-культурное значение для жителей

Таким образом, на наш взгляд, именно проектная деятельность в ходе образовательного процесса имеет наибольший потенциал при изучении такого многопланового явления, как «Архитектурная идентичность».

4. Заключение

В результате работы было выявлено, что проектные методы обучения при изучении «архитектурной идентичности» могут быть внедрены в учебный процесс строительного вуза.

В результате работы были выполнены поставленные задачи исследования:

- на базе анализа публикаций российских и зарубежных авторов был изучен опыт применения проектных методов обучения,

- рассмотрена возможность применения проектных методов при изучении архитектурной идентичности;

- представлено выделение типов городской идентичности;

- разработана модель распределения участников исследования «архитектурной идентичности» по выполняемым задачам.

Можно с уверенностью заключить, что ввиду сложности и многокомпонентности феномена, только в ходе совместной проектной работы с представителями других направлений знаний возможно адекватное исследование «архитектурной идентичности».

Авторский вклад заключается в актуализации исследования феномена «архитектурной идентичности» с применением проектной деятельности в ходе обучения студентов-архитекторов и представлении модели проектной деятельности с привлечением специалистов из других направлений знаний, которая имеет значительный потенциал в данном вопросе. Теоретическая значимость результатов заключается в определении формата исследования «архитектурной идентичности» в соответствии с категориальным аппаратом изучения «архитектурной идентичности» в виде проектной деятельности, организованной совместно с представителями других отраслей знаний. Практическая значимость проявляется в том, что совместная работа специалистов из различных областей знаний в ходе практико-ориентированного проекта по изучению «архитектурной идентичности» конкретного района позволит студентам-архитекторам получить необходимые навыки и компетенции в изучаемой сфере. Четкая структура работ, определение зон ответственности позволит с одной стороны, проводить работы в рамках имеющихся на момент исследования компетенций и, с другой стороны, даст возможность студентам-архитекторам расширить свои знания в области истории, градостроительства и архитектуры.

В плане групповой работы выполнение исследования «архитектурной идентичности» позволит наработать опыт взаимодействия с представителями других направлений знаний, который будет востребован в практической деятельности.

Список литературы / References

1. BIM-technologies and digital modeling in educational architectural design / S. Mikhailov, A. Mikhailova, N. Nadyrshine, L. Nadyrshine // IOP conference series : Materials Science and Engineering, Kazan, 29 апреля - 15 2020 года. Vol. 890. - Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012168. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012168. - EDN RCNIBS.

2. The development of the educational institutions in the regions of contemporary Russia: current practice (on the example of the Republic of Bashkortostan) / L. M. Gaisina, Yu. N. Dorozhkin, S. G. Reshetova [et al.] // . - 2018. - Vol. 39, No. 38. - P. 2. - EDN AOCQFX.

3. Aidarova, G. Master's theses in architecture conducted at KSUAE: experience and prospects /

G. Aidarova, I. Krasnobaev, Ya. Al-Nabuls // IOP conference series : Materials Science and Engineering, Kazan, 29 апреля - 15 2020 года. Vol. 890. - Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012175. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012175. - EDN CQVKPN.

4. Piatkowska K 2016 Moving towards competence in teaching architecture: the relationship of research and design in academia WMCAUS-2016 Proceedings, Prague pp 1476-1481. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.08.613

5. De la Maza R M, Vallejo C M 2017 Educating the architect. a philosophical approach to renovate the architectural project design teaching. In: 9th International conference on education and new learning technologies, EDULEARN Proceedings, Barcelona pp. 54585462. DOI: 10.21125/edulearn.2017.2245

6. Дмитриева, Д. Д. Метод проектов в системе высшего профессионального образования как средство формирования конкурентоспособности будущего выпускника / Д. Д. Дмитриева //. - 2018. - № 6(39). - С. 43. [Dmitrieva D. D. The method of projects in the system of higher professional education as a means of forming the competitiveness of a future graduate / D. D. Dmitrieva //. - 2018. - Iss. 6(39). - P. 43.]- EDN XSHJHN.

7. Бтемирова Р. И. Метод проектов в условиях современного высшего образования / Р. И. Бтемирова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 217. [Btemirova R. I. Method of projects in the conditions of modern higher education / R. I. Btemirova // Modern problems of science and education. - 2016. - Iss. 3. - P. 217.]- EDN WXJCQR.

8. Малкова Т. В. Анализ преимуществ использования метода проектов в условиях современного высшего образования / Т. В. Малкова, А. Ю. Баранов // . - 2022. - № 2. -С. 112-116. [Malkova T. V. Analysis of the advantages of using the project method in the conditions of modern higher education / T. V. Malkova, A. Yu. Baranov // 2022. - Iss. 2. - P. 112-116.]- DOI 10.46418/2079-8210_2022_2_19. - EDN XQETLI.

9. Тучкова И. Г. Применение метода проектов в системе высшего образования / И. Г. Тучкова // Современное среднее профессиональное образование. - 2021. - № 2. - С. 50-52. [Tuchkova I. G. Application of the project method in the system of higher education / I. G. Tuchkova // Modern secondary vocational education. - 2021. - Iss. 2. - P. 50-52.]- EDN VYTOFN.

10. Алашеева С. А. Особенности реализации проектной деятельности студентов / С. А. Алашеева // Современный ученый. - 2020. - № 5. - С. 90-93. [Alasheeva S. A. Features of the implementation of students' project activities / S. A. Alasheeva // Modern scientist. -2020. - Iss. 5. - P. 90-93.]- EDN AKhQyI.

11. Шарова Е. И. Опыт применения метода проектов на уровне высшего образования / Е. И. Шарова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 1(1). - С. 198-199. [Sharova E. I. Experience in applying the project method at the level of higher education / E. I. Sharova // Innovative technologies in science and education. - 2015. - Iss. 1(1). - P. 198-199.]- EDN UZGMBP.

12. Суиндиков Е.Т., Гомарова Б. М. Возможности использования метода проектов для улучшения эффективность профессионального образования будущих архитекторов // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 2-4(34). - С. 5-9. [Suindikov E.T., Gomarova B.M. Possibilities of using the project method to improve the efficiency of professional education of future architects // Actual scientific research in the modern world. - 2018. - Iss. 2-4 (34). - P. 5-9.] - EDN YXBWBZ.

13. Иванова О. Г. Формирование профессиональных навыков через проектную деятельность у студентов архитектурно-дизайнерского профиля / О. Г. Иванова, А. В. Копьева, О. В. Масловская // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 6-1. -С. 146-152. - [Ivanova O. G. Formation of professional skills through project activities among students of architectural and design profile / O. G. Ivanova, A. V. Kop'eva, O. V. Maslovskaya // Modern science-intensive technologies. - 2021. -Iss. 6-1. - P. 146-152.] DOI 10.17513/snt.38713.- EDN SCMRUD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рябов, Н. Ф. Возможная форма творческой самореализации студента-архитектора начального этапа обучения / Н. Ф. Рябов // . - 2020. - № 58-1. - С. 20-26. - DOI 10.18411/lj-02-2020-03. - EDN PVPZBH. [Ryabov N. F. A possible form of creative self-realization of a student-architect of the initial stage of education / N. F. Ryabov //2020. - Iss. 58-1. - P. 20-26. - DOI 10.18411/lj-02-2020-03. - EDN PVPZBH.]

15. Данченко Л. В. Модифицированный проектно-аналоговый метод обучения будущих архитекторов / Л. В. Данченко, Н. К. Туктамышов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 523. [Danchenko L. V. Modified project-analog method of teaching future architects / L. V. Danchenko, N. K. Tuktamyshov // Modern problems of science and education. - 2015. -Iss. 5. - P. 523.]- EDN KHICWC.

16. Gudina, M. The principles of identity in the renovation of industrial buildings in historical cities of Russia / M. Gudina, E. Prokofiev // IOP conference series : Materials Science and Engineering, Kazan, 29 апреля - 15 2020 года. Vol. 890. - Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012015. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012015. - EDN GPWWLO.

17. Экономическая оценка мероприятий по повышению привлекательности историко-архитектурного объекта на примере г. Болгар / Э. И. Шагиахметова, О. Н. Боровских, А. Ш. Низамова, Д. К. Бирюлева // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. -№ 4. - С. 63-69. [Economic assessment of measures to increase the attractiveness of a historical and architectural object on the example of the city of Bolgar / E. I.

Shagiakhmetova, O. N. Borovskikh, A. Sh. Nizamova, D. K. Biryuleva // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2020. - Iss. 4. - P. 63-69]- EDN YJPRNQ.

18. Храпова В. А. Архитектурное пространство города как фактор формирования идентичности (на примере города Волгограда) / В. А. Храпова, М. А. Латышева // LogosetPraxis. - 2020. - Т. 19, № 2. - С. 99-105. [Khrapova V. A., Latysheva M. A. Architectural space of the city as a factor in the formation of identity (on the example of the city of Volgograd) // Logoset Praxis. - 2020. - Vol. 19, Iss. 2. - P. 99-105.]- DOI 10.15688/lp.jvolsu.2020.2.10. - EDN ZHFCEG.

19. Цорик А. В. Модель архитектурно-художественной идентичности города / А. В. Цорик // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 3. - С. 314-318. [Tsorik A. V. Model of architectural and artistic identity of the city / A. V. Tsorik // Innovations and investments. -2021. - Iss. 3. - P. 314-318.]- EDN YKRZRW.

20. Динмухаметова, Д. А. Проблема архитектурной идентичности / Д. А. Динмухаметова, М. Ю. Забрускова // Вестник магистратуры. - 2022. - № 4-1(127). - С. 73-75. [Dinmukhametova, D. A. The problem of architectural identity / D. A. Dinmukhametova, M. Yu. Zabruskova // Bulletin of the Magistracy. - 2022. - Iss. 4-1 (127). - P. 73-75.]- EDN KGIPBQ

21. Надырова, Х. Г. Проблема Возрождения идентичности архитектуры Старо-татарской слободы Казани / Х. Г. Надырова // Историческая этнология. - 2019. - Т. 4. - № 2. - С. 255-263.[ Nadyrova, H. G. The problem of reviving the identity of the architecture of the Old Tatar settlement of Kazan / H. G. Nadyrova // Historical ethnology. - 2019. - Vol. 4. - Iss. 2. - P. 255-263.] - DOI 10.22378/he.2019-4-2.255-263. - EDN ACWAIC.

22. Stepanchuk, A. «Genius Loci» as a resource for the development of historical areas of the city / A. Stepanchuk, S. Gafurova, M. Latypova // IOP conference series: Materials Science and Engineering, Kazan, Vol. 890. - Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012013. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012013. - EDN USFJJE.

23. National and international components in contemporary architecture and design / A. Mikhailova, S. Mikhailov, A. Ibragimova [et al.] // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021) : 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021), Kazan, 21-28 апреля 2021 года. Vol. 274. - France: EDP Sciences, 2021. - P. 1003. - DOI 10.1051/e3sconf/202127401003. - EDN CLBTLD.

24. Parametric methods for constructing the Islamic ornament / N. Nadyrshine, A. F. Nadyrshine, R. Khafizov [et al.] // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021) : 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021), Kazan, 21-28 апреля 2021 года. Vol. 274. - France: EDP Sciences, 2021. - P. 9009. - DOI 10.1051/e3sconf/202127409009. - EDN ZPSWSP.

25. Nadyrova, K. G. Identity of the architecture of mosques in Russia in the late XX-early XXI century (as exemplified by Tatarstan) / K. G. Nadyrova, D. A. Nadyrova // IOP conference series : Materials Science and Engineering, Kazan, 29 апреля - 15 2020 года. Vol. 890. -Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012023. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012023. -EDN JDODHY.

26. Дягилева Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург: УРФУ. - 2013. -С. 54-59 [Diaghileva N.S. Theoretical aspects of urban identity // Branding of small and medium-sized cities in Russia: experience, problems, prospects. - Yekaterinburg: URFU. -2013. - P. 54-59.]

27. Глебова, Н. М. Роль архитектурной идентичности в условиях глобализации / Н. М. Глебова // - 2017. - № 11-1(53). - С. 5-13.[ Glebova, N. M. The role of architectural identity in the context of globalization / N. M. Glebova // - 2017. - Iss. 11-1 (53). - P. 5-13.] -EDN ZWPLFV.

Сведения об авторах

Куприянов Валерий Николаевич, доктор технических наук, профессор, Казанский

государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская

Федерация,

Email: kuprivan@kgasu.ru

Мирсаяпов Илизар Талгатович, доктор технических наук, профессор, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация,

Email:mirsayapov@kgasu.ru,

Сайфуллин Искандэр Фуадович, старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация, Email:lasaif@mail.ru

Хайруллина Альбина Тагировна, старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация, Email: steffanili@mail.ru

Information about the authors Valery N. Kupriyanov, doctor of technical sciences, professor, corresponding member of the RAACS, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation Email: kuprivan@kgasu.ru

Ilizar T. Mirsayapov, doctor of technical sciences, professor, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: mirsayapov1@mail.ru

Iskander F. Saifullin, Senior Lecturer, Department of Theory and Practice of Architecture, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation, Email: lasaif@mail.ru

Albina T. Kliairiillina, Senior Lecturer, Department of Reconstruction, Restoration of the Architectural Heritage and the Fundamentals of Architecture, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation, Email:steffanili@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.