f¡ЗZi ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ
II РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
УДК: 712
DOI: 10.52409/20731523_2022_3_147 EDN: ZYYGWU
Архитектура зрелищных сооружений в исторических садах Казани на период второй половины XIX - начала
ХХ вв.
А.Р. Минибаева1, М.Ш. Фазлеев1
'Казанский государственный архитектурно-строительный университет г. Казань, Российская Федерация
Аннотация. Постановка задачи. В настоящее время для города Казани актуальна тема создания и возрождения общественных городских пространств, что требует обращения к историческому опыту их проектирования и застройки. Цель исследования заключается в выявлении архитектуры сооружений зрелищного назначения в садах Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв. Задачами работы являются изучение библиографических, иконографических и архивных материалов по теме исследования; выявление типологии и проведение архитектурного анализа зрелищных сооружений, расположенных на территориях садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв.
Результаты. Изучение архитектуры сооружений зрелищного назначения, расположенных на территориях городских садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв., позволило выявить основные типы сооружений - театры, открытые сцены, эстрады, воксалы; архитектурно-планировочные, конструктивные и стилистические решения, а также социальные и природно-климатические предпосылки их возникновения и развития.
Выводы. Результаты исследования могут быть полезны при реставрации, проектировании и воссоздании общественных объектов на территории исторического центра города Казани и других исторических поселений, а также в курсе лекций по истории архитектуры в строительных и архитектурных учебных заведениях Казани и городов Поволжья.
Ключевые слова: зрелищные сооружения, архитектура зданий и сооружений в исторических садах Казани, эстрада, открытая сцена, театр.
Для цитирования: Минибаева А.Р., Фазлеев М.Ш. Архитектура зрелищных сооружений в исторических садах Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв. // Известия КГАСУ 2022 № 3 (61), с.147-157, DOI: 10.52409/20731523_2022_3_147, EDN: ZYYGWU
Architecture of spectacular buildings in the historical gardens of Kazan for the period of the second half of the XIX - early
XX centuries
A.R-Minibaeva1 , M.Sh. Fazleev1
'Kazan State University of Architecture and Engineering Kazan, Russian Federation
Abstract. Problem statement. Currently, the creation and revival of public urban spaces is an urgent topic in Kazan, in other wordsvarious national, federal, state programs and projects are in operation, investors are attracted. For this reason, there is a need to turn to historical experience in order to revive the structures located on the territories of public urban spaces. The purpose of the study is to identify the architecture of entertainment structures in the gardens of Kazan for the period of the second half of the XIX - early XX centuries. The objectives of the study include:
-study of bibliographic, iconographic and archival materials related to the research topic; -identification of typology and architectural analysis of spectacular structures located on the territories of Kazan gardens for the period of the second half of the XIX - early XX centuries. Results. As a result of the study of the architecture of entertainment structures located on the territories of Kazan city gardens for the period of the second half of the XIX - early XX centuries, the following were identified:
-the main types of structures are theaters, outdoor stages, bandstands, voxals. -architectural solutions, in other words structures of spectacular purpose were 1-2-storey symmetrical structures made of wood. The prevailing trend of architectural style is eclecticism. They were the dominant objects in the planning structure of the garden.
Also in this study, the prerequisites for the appearance of entertainment facilities in the city gardens of Kazan are considered.
Conclusions. The results of the research can be used in the restoration, design and reconstruction of public facilities on the territory of the historical center of Kazan and other historical settlements, as well as in a course of lectures on the history of architecture in construction and architectural educational institutions of Kazan and Volga region cities.
Keywords: spectacular buildings, architecture of buildings and structures in the historical gardens of Kazan, estrade, open stage, theater.
For citation: Minibaeva A.R., Fazleev M.Sh. Architecture of spectacular buildings in the historical gardens of Kazan for the period of the second half of the XIX - early XX centuries // News KSUAE 2022 №3 (61), p. 147-157, DOI: 10.52409/20731523_2022_3_147, EDN: ZYYGWU
1. Введение
Основными объектами в городских садах Казани на период второй половины XIX -начала ХХ вв. являлись зрелищные сооружения, такие как летние театры, всесезонные театры, открытые сцены, эстрады и воксалы (ист. увеселительно-развлекательные заведения) [1]. На сценах садов Казани выступали как известные артисты императорских театров, так и любители. Например, на летней эстраде Панаевского сада, где ставились вечерние спектакли любителей, дебютировал Федор Шаляпин. На представлениях в садах Казани бывал и Максим Горький, в своих воспоминаниях он писал о выступлении в летних театрах известных актеров того периода - В. Н. Андреева-Бурлака и А. Я. Гламы-Мещерской [2].
Со времен Екатерины II, с XVIII в., «зрелищем» назывались все театрализованные представления, спектакли и концерты [3].
Во второй половине XIX в. «зрелища» развиваются и делятся на отдельные направления - театральные представления, оперу, балет и т.д. С делением зрелищ на
отдельные направления появляется необходимость в устройстве зданий и сооружений, соответствующих определенным требованиям [3].
Также на развитие зрелищных сооружений в данный период повлияли арендные отношения в области городских садов Казани, где территория под строительство зданий и сооружений сдавалась в аренду на определенный срок. По этой причине зрелищные сооружения представляли собой быстровозводимые, некапитальные, временные строения, рассчитанные на срок аренды [4].
В течение ХХ в., в связи со сменой идеологии Российского государства, зрелищные сооружения практически не использовались, по этой причине они ветшали и разрушались
[5].
В настоящее время для города Казани является актуальной тема создания и возрождения общественных городских пространств. Такие проекты поддерживаются в рамках национальных, федеральных, государственных программ, для их реализации привлекаются инвесторы [6-8]. По этой причине возникает необходимость в обращении к историческому опыту с целью возрождения сооружений, располагавшихся на территориях общественных городских пространств [9-12].
В исследованиях Жаржевского Л.М., Дубина, А. С., Газизовой Е., Новиковой М., Рощектаева А. и д.р. поднимаются вопросы, связанные с городскими садами Казани и архитектурными сооружениями на их территориях, в том числе зрелищными сооружениями [13,14].
В трудах XIX - ХХ вв. таких авторов как Дульский П.М., Катанов Н.Ф., Пинегин М.Н., Загоскин Н.П., Турнерелли Э.П., Надырова Х.Г. и д.р. наиболее полно отражена история Казанского Края, в том числе история городских садов Казани и зданий и сооружений на их территориях [15-19].
Однако следует отметить, что зрелищные сооружения на территориях исторических городских садов Казани на период середины XIX - начала ХХ вв. в этих исследованиях были изучены недостаточно.
Интерес к садам и зрелищным сооружениям на их территориях прослеживается и в зарубежных исследованиях [20-22]. Особое внимание уделяется вопросам сохранения, приспособления и модернизации исторических садов, в частности такими исследователями как Rafaelde Brito Sousa, Raheleh Rostami PhD, Hasanuddin Lamit PhD, Anna Jakobsson, Valerie Dewaelheyns, Ahmad Zamil Zakaria, Ismail Hafiz Salleh и другими [23-27].
В Национальном Архиве Республики Татарстан (НАРТ) имеется значительное количество ранее не опубликованных документов на тему городских садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв., которые могут послужить основой для изучения данного актуального вопроса.
Цель исследования заключается в выявлении архитектуры зрелищных сооружений, расположенных на территориях городских садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв.
Перечень задач, намеченных к решению:
-изучить библиографические, иконографические и архивные материалы по теме исследования;
-выявить типологию и провести архитектурный анализ зрелищных сооружений, расположенных на территориях садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв.
2. Материалы и методы
Материалы исследования в настоящей работе включают архивные документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ); литературные источники Национальной библиотеки Республики Татарстан и библиотеки Казанского государственного архитектурно-строительного университета; издания в области истории и архитектуры г. Казани, опубликованные до середины ХХ в.
Метод исследования основывается на комплексном подходе, включающем изучение, сопоставление и анализ архивных, письменных, библиографических и графических материалов.
В процессе исследования были выполнены графические реконструкции зданий и сооружений согласно материалам НАРТ.
При выявлении сооружений зрелищного назначения были изучены исторические сады Казани [2, 4, 13-16, 18, 19]: Сад Аркадия, Банноозерский сад, Державинский сад, Износковский сад / сад Николаи / сад Эрмитаж, Лобачевского сквер, Сад Лецкого / Лядской сад, Мокринский садик, Николаевский сквер, Панаевский сад, Сад Русская Швейцария, Триволи сад / Андреевский сад / Дудоровский сад, Театральный сад, Фуксовский сад, Юнусовский сад, Черноозерский сад.
На территориях городских садов Казани в исследуемый период были расположены следующие здания и сооружения зрелищного назначения [2, 4, 13-16, 29-33] (рис. 1):
- сад Аркадия:
Театр построен в период с 1895 г. по 1905 г., площадь застройки составляла 200 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Расположен в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, многосезонное.
Открытая сцена построена в период с 1895 г. по 1905 г., в 1906 г. к сооружению были пристроены навес и хозяйственные постройки. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 1 этаж. Стилевое направление -эклектика. Сцена расположена в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, многосезонное.
- Панаевский сад:
Летний театр построен в 1887 г., утрачен в 1924 г. Площадь застройки составляла 185 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура коридорно-кольцевая. Этажность - 2 этажа. Стилевое направление - эклектика. Расположен в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, многосезонное.
Эстрада 1 построена в 1888г., утрачена в 1920-е г. Площадь застройки составляла 10 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 1 этаж. Стилевое направление - эклектика. Расположена в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, облегченное, сезонное.
Эстрада 2 построена в 1895г. Площадь застройки составляла 15 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 1 этаж. Стилевое направление - эклектика. Расположена в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, облегченное, сезонное.
Открытая сцена построена в 1888г., утрачена в 1920-е г. Площадь застройки составляла 28 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций -деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура павильонная. Этажность - 1 этаж. Стилевое направление - эклектика, присутствуют мотивы русского деревянного зодчества. Расположена в удалении от центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, многосезонное.
-сад Русская Швейцария:
Театр построен в 1909 г. Комбинация строительных материалов и конструкций -деревянный каркас. Этажность - 2 этажа. Стилевое направление - модерн. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, многосезонное.
Эстрада построена в конце XIX в. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 1 этаж. Основное стилевое направление - эклектика. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, облегченное, сезонное.
Рис.1. Типы зданий и сооружений театрально-зрелищного назначения в общественных городских
садах Казани на период второй половины XIX - начала XX вв. Fig. 1. Types of buildings and structures for theatrical and entertainment purposes in public urban gardens of Kazan for the period of the second half of the XIX - early XX centuries. (Графическая реконструкция. Источники: НАРТ, https://pastvu.com) (Graphic reconstruction. Sources: NART, https://pastvu.com).
-сад Эрмитаж / Износковский сад / сад Николаи /:
Эстрада. Площадь застройки составляла 10 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 1 этаж. Стилевое направление - эклектика с преобладающими
элементами классицизма. Расположена в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, облегченное, сезонное.
- Черноозерский сад:
Воксал 1 (ист. здание увеселительного назначения со сценой) построен до 1883г. Площадь застройки составляла 92 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура павильонная. Этажность - 2 этажа. В стилевом направлении преобладают мавританские мотивы. Расположен в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, всесезонное.
Воксал 2 перестроен в 1883г. из предыдущего здания воксала, утрачен вначале ХХ в. Площадь застройки составляла 92 кв. саж. Комбинация строительных материалов и конструкций - деревянный каркас, перекрытия из дерева. Объемно-планировочная структура зальная. Этажность - 2 этажа. Стилевое направление - эклектика. Расположен в центральной части сада. По конструктивному решению сооружение быстровозводимое, всесезонное.
3. Результаты и обсуждение
На территориях общественных городских садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв. располагались следующие типы сооружений зрелищного назначения
- театры, открытые сцены, эстрады и воксалы. Данные сооружения были расположены в следующих садах (рис. 1):
- сад Аркадия - театр, открытая сцена с навесом;
- сад Эрмитаж / Износковский сад / сад Николаи - эстрада;
- Панаевский сад - летний театр, 2 эстрады, открытая сцена;
- сад Русская Швейцария - театр, эстрада;
- Черноозерский сад - воксал.
Анализ архитектуры сооружений зрелищного назначения в общественных городских садах Казани на период второй половины XIX - начала XX вв. позволил выявить следующее (рис. 1, 2):
- в большинстве случаев сооружения зрелищного назначения являлись акцентными и доминирующими объектами в планировочной структуре сада;
- основное развитие сооружений зрелищного назначения в общественных городских садах приходится на вторую половину XIX в.;
- фасады театров, эстрад и открытых сцен симметричны по отношению к центральной оси, асимметричные решения встречаются редко;
- распространенной формой эстрад является форма, напоминающая ракушку;
- здания театров представляют собой двухэтажные строения с коридорно-кольцевой планировочной структурой;
- открытые сцены представляют собой одноэтажные сооружения с павильонной и зальной планировочными структурами;
- форма сооружений зрелищного назначения образована как простыми, так и сложными геометрическими фигурами;
- воксалы представляют собой двухэтажные ассиметричные строения, с павильонной планировочной структурой, включающей сцену, ресторан и помещения хозяйственного назначения;
- комбинации строительных материалов и конструкций представляют собой деревянный каркас и перекрытия из дерева, строения из кирпича и природного камня отсутствуют;
- здания и сооружения зрелищного назначения по конструктивному решению легковозводимые каркасные конструкции как всесезонного, так и временного назначения;
- в архитектурно-стилистическом оформлении сооружений зрелищного назначения преобладает архитектурный стиль - эклектика, встречаются направления стилей русское деревянное зодчество, мавританские мотивы и модерн.
Рис.2. Архитектурный анализтипов сооружений зрелищного назначения в городских садах Казани
на период второй половины XIX-началаXX вв. Fig.2. Architectural analysis of types of entertainment structures in Kazan city gardens for the period of
the second half of the XIX - early XX centuries. Материал авторов (Authors' material).
После посещения Казани Императрицей Екатериной II, во второй половине ХУШ в., широкое распространение получают театры, сначала монументальные, затем сезонные [16].
Императрица Екатерина II придавала театру важное общественно-воспитательное и культурно-просветительское значение. Во время пребывания в Казани она поручила возобновить в гимназиях театральные представления, которые ранее были прекращены, и склонять к этому местное дворянство. Согласно желанию Екатерины II, в гимназических спектаклях стали принимать участие лица из знатных фамилий города [16].
Непосредственно в садах Казани театры получают распространение во второй половине XIX в., после пожара в театре на месте Державинского сада в 1842 г. Так как местным труппам требовалось здание для театральной деятельности, а в центральной части города свободные здания отсутствовали, было решено возводить их в садах. Они возводятся в саду Аркадия, Панаевском саду, саду Эрмитаж, Черноозерском саду и в саду Русская Швейцария. Театры в садах Казани становятся излюбленным местом посетителей, в связи с чем, они продолжают функционировать и после восстановления главного городского театра [14-16].
В начале XIX в. в Казани появляются оркестры, а в конце XIX получает широкое распространение Русская опера. Развитие оркестров и оперы способствует появлению открытых летних эстрад и сцен на территориях садов [16].
Конструктивные особенности зданий и сооружений театрально-зрелищного назначения были обусловлены природно-климатическими особенностями местности:
- для Казанского ландшафта характерна овражная структура. Особенности рельефа обусловили возведение временных, сезонных, легковозводимых каркасных конструкций [14,16];
- наличие обширных лесов на территории Казанского Края повлияло на выбор строительного материала, т.е. строения в большинстве случаев выполнены из дерева[17];
- для Казани характерны холодная зима и жаркое лето, что обусловило появление как утепленных зданий и сооружений, предназначенных для обогрева посетителей, так и легких навесов, способных укрыть от солнца [19].
Казань всегда являлась городом с элементами влияния тюркской и исламской культуры, в связи с чем была потребность на видение и трактовку этих традиций в архитектуре общественных зданий Казани. Данное положение обусловило преобладание в облике архитектурных сооружений второй половины Х1Х-начала XX вв. стиля «эклектика» и присутствие мавританских мотивов.
В настоящее время, в условиях активного развития общественных городских пространств важной проблемой становится сохранение исторического центра города и возрождение объектов исторического наследия. Одним из эффективных методов решения этой проблемы является изучение исторического опыта.
Сооружения зрелищного назначения - театры, открытые сцены, эстрады и воксалы обладают значительным туристическим потенциалом и могут быть интересны не только местному населению, но и гостям города, что может служить основой для дальнейших исследований.
4. Заключение
1. Комплексный анализ архивных, библиографических и иконографических источников позволил выявить наиболее распространенные типы сооружений зрелищного назначения, располагавшихся на территориях городских садов Казани на период второй половины XIX - начала XX вв. - театры, эстрады, открытые сцены, воксалы.
2. В результате архитектурного анализа были выявлены архитектурно-планировочные, конструктивные и стилистические решения сооружений зрелищного назначения городских садов Казани на период второй половины XIX - начала XX вв. и социальные и природно-климатические предпосылки, повлиявшие на их возникновение и развитие.
3. Наибольшее развитие сооружения зрелищного назначения в общественных городских садах Казани получили во второй половине XIX вв.
Проведенная работа предлагается за основу для дальнейшего расширенного изучения архитектуры зданий и сооружений, расположенных на территориях городских садов Казани на период второй половины XIX - начала ХХ вв.
Материал данного исследования может иметь практическую значимость при проектировании, реставрации и восстановлении садов Казани и других исторических поселений, а также в курсе лекций по истории архитектуры в строительных и архитектурных учебных заведениях РТ и Поволжья.
Список литературы/ References
1. Айдарова Г.Н., Айдаров Р.С. Монография, Деревянные общественные здания Казани
XIX - начала ХХ веков в акварели и графике. Издательство: Казань, 2020. 224 с. (Aidarova G.N., Aidarov R.S. Monograph, Wooden public buildings of Kazan X1X - early
XX centuries in watercolors and graphics. Publisher: Kazan, 2020. 224 p.).
2. Вавиличева И.М. Панаевский театр в Казани // Министерство культуры Республики Татарстан. Национальный музей Республики Татарстан - официальный сайт. 2020. URL: https://gorkiy.tatmuseum.ru (дата обращения: 03.07.22). (Vavilicheva I.M. Panayevsky Theater in Kazan // Ministry of Culture of the Republic of Tatarstan. National Museum of the Republic of Tatarstan - official website. 2020. URL: https://gorkiy.tatmuseum.ru (accessed: 03.07.22)).
3. Развитие русского театра при Екатерине II // Культура - здесь и сейчас. 2012. URL: http://velikayakultura.ru (датаобращения: 01.07.22). (The development of the Russian theater under Catherine II // Culture - here and now. 2012. URL: http://velikayakultura.ru (accessed: 01.07.22)).
4. Об отпуске денег на содержание городских садов. 1876-1879 // НАРТ, Ф. 98. Д. 1354. Оп. 1. (About the release of money for the maintenance of urban gardens. 1876-1879 // ON RT, F. 98. D. 1354. Op. 1.).
5. Кириченко Е.И. Градостроительство России середины XIX - начала XX века: Общ. характеристика и теорет. Проблемы. Столицыипровинция. Издательство: Прогресс -Традиция, 2001. 340 с. (Kirichenko E.I. Urban planning in Russia in the mid-19th - early 20th century: Society. characteristic and theory. Problems. capitals and provinces. Publisher: Progress-Tradition, 2001. 340 p.).
6. МинистерстваРеспубликиТатарстан // Minstroy.tatarstan.ru: официальныйсайт. 2022. URL: https://minstroy.tatarstan.ru/natsionalnie-proekti.htm (дата обращения: 03.02.22). (Ministries of the Republic of Tatarstan // Minstroy.tatarstan.ru: official site. 2022. URL: https://minstroy.tatarstan.ru/natsionalnie-proekti.htm (reference date: 03.02.22)).
7. Надырова Х. Г. Хартия ИКОМОС и охранно-реставрационная деятельность вреспублике Татарстан : сб. мат. V Международной научно-практическойконференции «Культурное наследие в ХХ! веке: сохранение, использование,популяризация / КГАСУ. Казань, 2017. С. 201-209. (Nadyrova H. G. Charter of ICOMOS and security and restoration activities in the Republic of Tatarstan : collection of mat. V International Scientific and Practical Conference "Cultural heritage in the XXI century: preservation, use, popularization / KGASU. Kazan, 2017. pp. 201-209.).
8. Надырова Х.Г. Давосская декларация ИКОМОС 2018 г.: обновление взгляда на сохранение наследия. Изд. : Южный Федеральный ун-т, Ростов-на-Дону, Россия, 2018. С. 82-85. (Nadyrova H.G. Davos Declaration ICOMOS 2018: Updating the View on heritage preservation. Ed. : Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, 2018. pp. 82-85.).
9. НадыроваХ.Г. ПроблемавозрожденияидентичностиархитектурыСтаро-ТатарскойслободыКазани. Изд. : Институт истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ, Казань, 2019. С. 255-263. (Nadyrova H.G. The problem of reviving the identity of the architecture of the Old Tatar settlement of Kazan. Ed. : Institute of History. Shigabutdina Marjani of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, 2019. pp. 255-263 p.).
10.Айдарова Г. Н., Айдаров Р. С. «Старое» и «новое» в условиях сохранения и. развития исторического центра Казани: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация» / КГАСУ. Казань, 2017. С. 20-24. (Aidarova G. N., Aidarov R. S. "Old" and "new" in the conditions of conservation and development of the historical center of Kazan: collection of Art. V international scientific and practical conference "Cultural heritage in the XXI century: preservation, use, popularization" / KGASU. Kazan, 2017. pp. 20-24.).
11. Galina Aidarova, Elza Bashirova. Regional architecture of Russia: Kazan - conflicts of the "old" and "new" // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. DOI: 10.1088/1757-899X/890/1/012016.
12. Багдасарян С.Д., Самсоненко Т.А. Государственная политика России в отношении историко-культурного наследия в практике туризма // Вестник Адыгейского государственного университета. №2. 2021. 279 с. (Bagdasaryan S.D., Samsonenko T.A. State policy of Russia in relation to historical and cultural heritage in the practice of tourism // Bulletin of the Adygea State University. No. 2. 2021. 279 p.).
13. Дубин А. Сады и парки старой Казани : на рубеже XIX-XX веков в Казани было 11 городских садов и скверов. Наиболее излюбленными из них были Николаевский сквер (Ленинский сад), Панаевский сад, Сад Эрмитаж, Лядской сад. Идель . 2015. № 7. С. 6062. (Dubin A. Gardens and parks of old Kazan : at the turn of the XIX-XX centuries in Kazan there were 11 city gardens and squares. The most favorite of them were Nikolaevsky Square (Lenin Garden), Panayevsky Garden, Hermitage Garden, Lyadsky Garden. Idel . 2015. No. 7. pp. 60-62).
14.Жаржевский Л. М. О Казанской старине и не только: сборник статей. Казань: Титул, 2019. 560 с. (Zharzhevsky L. M. About Kazan antiquity and not only: collection of articles. Kazan: Title, 2019. 560 p.).
15. Дульский П. М. Классицизм в казанском зодчестве. Казань: Гос. Изд-во, 1920. 20 с. (Dulsky P. M. Classicism in Kazan architecture. Kazan: State. Publishing house, 1920. 20 p.).
16. Загоскин Н. П. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах. Казань: Изд-воКаз. гос. ун-та, 2003. 164 с. (Zagoskin N. P. Sketches of the city of Kazan and Kazan life in the 40s. Kazan: Publishing House of Kaz. state University, 2003. 164 p.).
17.Айдарова Г.Н., Краснобаев И.В. Дерево в архитектуре прибрежных территорий исторического центра Казани. Изд. : Стройматериалы, Москва, Россия, Жилищноестроительство. № 1-2. 2019. С. 30-34. (Aidarova G.N., Krasnobaev I.V. Tree in the architecture of the coastal territories of the historical center of Kazan. Ed. : Building Materials, Moscow, Russia, Housing construction. No. 1-2. 2019. pp. 30-34.).
18. Турнерелли, Э. СобраниевидовгородаКазани, рисованныеснатуры (литографии). СПб, 1839. 15 с. (Turnerelli, E. Collection of views of the city of Kazan, drawn from nature (lithographs). St. Petersburg, 1839. 15 p.)
19. Катанов, Н. Ф. Сказания иностранцев о Казани. Казань: Типо-лит. Имп. Казанск. унта, 1911. 17 с. (Katanov, N. F. Tales of foreigners about Kazan. Kazan: Tipo-lit. Imp. Kazan. un-ta, 1911. 17 p.).
20. Lane M. Royal Gardens of the World : 21 Celebrated Gardens from the Alhambra to Highgrove and Beyond. London : Kyle Books. 2020. 240 p.
21. Jane Whitaker. Gardens for Gloriana : Wealth, Splendour and Design in the Elizabethan Garden // Journal of British Studies. Volume 60. 202. Р. 476-477. D0I:10.1017/jbr.2020.197.
22.Atkina L.I., Zbrueva, Sharafeeva. The history of development of three historical public gardens in the city of Perm // IOP Conference Series Earth and Environmental Science. 2021. DOI: 10.1088/1755-1315/876/1/012008.
23. Rafael de Brito Sousa. Patchwork quilt: A methodology proposed for the study of historic gardens / Urban Forestry & Urban Greening. Volume 62. 2021. DOI: 10.1016/j.ufug.2021.127169.
24. Raheleh Rostami PhD, Hasanuddin Lamit PhD. Successful public places: A case study of historical Persian gardens / Urban Forestry & Urban Greening. Volume 15. 2016. P. 211224. DOI: 10.1016/J.UFUG.2015.08.011.
25.Anna Jakobsson, Valerie Dewaelheyns. Contemporary interpretation of the meaning and heritage of early 20th century private gardens: From an historical reflection to a future outlook in planning / Urban Forestry & Urban Greening. Volume 30. 2018. P. 210-219. DOI: 10.1016/j.ufug.2018.02.003.
26. Aikaterini Gkoltsiou, Angeliki Paraskevopoulou. Landscape character assessment, perception surveys of stakeholders and SWOT analysis: A holistic approach to historical public park management / Journal of Outdoor Recreation and Tourism. Volume 35. 2021. DOI: 10.1016/j .j ort.2021.100418.
27. Ahmad Zamil Zakaria, Ismail Hafiz Salleh. Identity of Malay Garden Design to be Promoted as the Cultural Tourism Product in Malaysia / Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 153. 2015. P. 298-307. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.10.063.
28. Карта Казани 1877 года и часть реки Волги // Etomesto.ru: интернет-изд. 2022. URL: http://www.etomesto.ru/map-kazan_1877 (датаобращения: 02.07.22). (Map of Kazan in 1877 and part of the Volga River // Etomesto.ru: Internet ed. 2022. URL: http://www.etomesto.ru/map-kazan_1877 (date of access: 03/28/22)).
29.По ходатайству Казанского Купца Оскара Петцольд о разрешении на постройку зданий в саду Аркадия. Чертежи зданий и сооружений, генплан, 1906 г. // НАРТ, Ф. 2. Оп. 7. Д. 3045. (At the request of the Kazan Merchant Oscar Petzold for permission to build buildings in the Arkady Garden. Drawings of buildings and events, general plan, 1906 // NART, F. 2. Op. 7. D. 3045).
30. Об устройстве в Панаевском саду электрического освещения. Чертежи зданий и сооружений, генплан. 1895 г. // НАРТ, Ф. 2. Д. 7. Оп. 1214. (About the device in the Panaevsky garden of electric lighting. Drawings of buildings and structures, master plan. 1895 // NART, F. 2. D. 7. Op. 1214).
31. Об отдаче в арендное содержание с 1884г. Черноозерских зданий. Чертежи зданий и сооружений, генплан. 1884 г. // НАРТ, Ф. 98. Оп. 6. Д. 216. (On the return to the rental maintenance since 1884. Chernoozersky buildings. Drawings of buildings and structures, master plan. 1884 // NART, F. 98. Op. 6. D. 216).
32.Исторические фотографии. Проект по сбору свидетельств прошлого // Pastvu: интернет-сайт. 2009-2022. URL: https://pastvu.com (датаобращения: 26.05.22). (Historical photographs. Project to collect evidence of the past // Pastvu: website. 2009-2022. URL: https://pastvu.com (accessed: 26.05.22)).
33. О сдаче в аренду зданий в Русской Швейцарии с 1898 г. // НА РТ, Ф. 98. Оп. 3. Д. 2653. (Russian Russian Swiss buildings for rent since 1898 // ON RT, F. 98. Op. 3. d. 2653).
Информация об авторах Альфия Рашитовна Минибаева, аспирант, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Марат Шигабатдинович Фазлеев, кандидат архитектуры, доцент, Казанский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors Alfiya R. Minibaeva, post-graduate student, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: [email protected]
Marat Sh. Fazleev, candidate of architecture, associate professor, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation E-mail: [email protected]