Научная статья на тему 'Потенциал предпринимательства в условиях инновационной экономики'

Потенциал предпринимательства в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-INDIVIDUAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев Владислав Юрьевич

В статье рассматривается предпринимательство, ориентированное на потребителя, на его потребности, дана классификация инноваций, осуществляемых в сфере предпринимательства, представлена современная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности, определено содержание предпринимательской среды и показана роль государства в ее развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses entrepreneurship oriented to customers and their needs. It offers classification of innovations conducted in the field of entrepreneurship and provides the present normative and legal base for business activity. The author defines the content of the entrepreneurial environment and shows the role of government in its development.

Текст научной работы на тему «Потенциал предпринимательства в условиях инновационной экономики»

Д-р экон. наук В. Ю. Фадеев

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается предпринимательство, ориентированное на потребителя, на его потребности, дана классификация инноваций, осуществляемых в сфере предпринимательства, представлена современная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности, определено содержание предпринимательской среды и показана роль государства в ее развитии.

Ключевые слова и словосочетания: предпринимательство, инновационная экономика, предпринимательская среда, государственно-частное партнерство.

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

Предпринимательство в многочисленной экономической литературе определяется с различных позиций, таких, как:

- деятельность, направленная на максимизацию прибыли;

- инициативная деятельность граждан, заключающаяся в выработке товаров и услуг, направленная на получение прибыли;

- прямая функция реализации собственности, основная ее производственная функция;

- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получении прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом. В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. В этом определении

акцент делается не на максимизации прибыли, а на потребителе1, на его потребностях, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства может принести максимальную прибыль.

Мы определяем предпринимательство как стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, маркетинга, ориентации на нововведения в процессах производства и распределения товаров и услуг. Бизнес, в отличие от предпринимательства, - это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов.

Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, и прежде всего с уровнем развития научно-технического прогресса.

Анализируя различные точки зрения по этому вопросу, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Он максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность, более точно определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее прогнозирует, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос на выпускаемый продукт. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие, т. е. своеобразную компенсацию за этот риск.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных инновационных аспекта:

- новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию (табл. 1);

- действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обнов-

1 См.: Свэйли Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера. - СПб. : Питер, 2011. -С. 144.

ление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса.

Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т. п.

Т а б л и ц а 1

Классификация инноваций, осуществляемых в сфере предпринимательства

Критерий Вид инновации

Распространенность 1. Единичные. 2. Диффузные

Место в производственном цикле 1. Сырьевые. 2. Продуктовые. 3. Обеспечивающие

Преемственность 1. Открывающие. 2. Отменяющие. 3. Замещающие. 4. Возвратные

Охват доли рынка 1. Локальные. 2. Системные

Потенциал и степень новизны 1. Радикальные. 2. Совершенствующие. 3. Комбинированные

Сфера деятельности предпринимателя 1. Технологические (производственные). 2. Экономические (торговые). 3. Социальные (управленческие)

Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 1990-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями, в 2000-х гг. с развитием международных операций, получением доступа к информации и ресурсам предприниматели стали перестраиваться на инновации.

К объектам предпринимательской деятельности относятся изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.

Правовой фундамент предпринимательства составляют:

- Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21 октября 1994 г., ч. II - 26 января 1996 г., ч. III - 14 ноября 2001 г.), который унифицирует правовое регулирование рыночных отношений, закрепляет основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечивает неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантирует развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности;

- Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: от 26 декабря 1995 г. № 202-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

- Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: от 24 июля 2007 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»; от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности»; от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях»;

- другие федеральные законы, указы президента, постановления правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

Не рассматривая критически существо этих документов, отметим, что в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации -предпринимательской среды. Это прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов, наличие инновационной инфраструктуры. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена действием факторов внешней среды (табл. 2):

- государственной политикой в данной области;

- деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

- внешними условиями конкретных регионов.

Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Т а б л и ц а 2

Характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы

Факторы Основные характеристики

Природные Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья

Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность

Экономические Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса

Политико-правовые Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль общественных образований в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений

Научно-технические Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий

Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культуры поведения

Для развития предпринимательства важен переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех экономически развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

- консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских структур на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

- оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

- оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Для российской экономики задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, - одна из главных. Формы поддержки различны:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Предпринимательство начинает играть все более заметную роль в современной России, в развитии регионов и в повышении эффективности их экономик. Одним из направлений является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), которое, как показывает мировая практика, наиболее целесообразно в инфраструктурных отраслях.

Развитие ГЧП на основе формирования эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса - одно из важнейших условий повышения инвестиционной активности регионов за счет развития инфраструктуры. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года отмечается, что «...актуальным становятся привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства,

обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах»1.

Следует согласиться с мнением ученых и практиков, что применение механизмов ГЧП способно обеспечить:

- возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, в наиболее короткие сроки;

- повышение эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты;

- оживление рыночной конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности регионов;

- снижение нагрузки на бюджеты всех уровней за счет привлечения частных средств и перекладывания части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг);

- оптимизацию структуры финансирования за счет использования государственной (национальной) и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования;

- концентрацию внимания государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях;

- сокращение государственных рисков за счет распределения их между частным бизнесом и государством;

- возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий;

- улучшение механизмов и моделей оказания услуг, повышение качества обслуживания конечных пользователей.

При отборе инвестиционных проектов необходимо руководствоваться следующими критериями: реалистичность, степень разработанности, иннова-ционность, ожидаемая эффективность и результативность, наличие системы правового регулирования взаимодействия участников, развитость финансового рынка в регионе и квалификация участников конкурса.

Таким образом, предпринимательство, которому объективно присуща инновационная составляющая, играет позитивную роль в решении социально-экономических задач развития регионов и всей России по инновационному сценарию. Для реализации потенциала современного предпринимательства необходимо развивать соответствующую институциональную среду.

Список литературы

1. Говорин А. А. Современное предпринимательство и инновационное развитие экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 3 (45).

2. Свэйли Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера. - СПб. : Питер, 2011.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.