Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАКОН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА / ECONOMIC DEVELOPMENT / POTENTIAL OF GENERATIONS / SOCIAL REALITY / INTERPERSONAL RELATIONS / THE LAW OF ECONOMIC EVOLUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багреева Елена Геннадиевна

В статье рассматривается потенциал поколений на микро- и макросубъективном уровне, а также на микро- и макрообъективном уровне социальной реальности, влияющий на экономическое развитие страны. Отмечается, что социально-экономические преобразования страны за последние 25 лет, обусловили межпоколенные общественные, межличностные, этнические, семейные, конфессиональные и иные как позитивные, так и негативные процессы, сдерживающие экономическое развитие страны. Приводятся аргументы в пользу утверждения о том, что всевозрастающие потребности молодых людей при поддержке старшего поколения являются одним из базовых неэкономических факторов экономического роста в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF GENERATIONS AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article deals with the potential of generations at the micro- and macrosubjective level, as well as at the micro- and macroobjective level of social reality, influencing the economic development of the country. It is noted that the socio-economic transformation of the country over the past 25 years, caused intergenerational social, interpersonal, ethnic, family, religious and other both positive and negative processes that hinder the economic development of the country. There are arguments in favor of the statement that the growing needs of young people with the support of the older generation are one of the basic non-economic factors of economic growth in the country -this is the economic evolution of man

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

БАГРЕЕВА Елена Геннадиевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета

при Правительстве РФ e-mail: mail@law-books.ru

ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается потенциал поколений на микро- и макросубъ-ективном уровне, а также на микро- и макрообъективном уровне социальной реальности, влияющий на экономическое развитие страны. Отмечается, что социально-экономические преобразования страны за последние 25 лет, обусловили межпоколенные общественные, межличностные, этнические, семейные, конфессиональные и иные как позитивные, так и негативные процессы, сдерживающие экономическое развитие страны. Приводятся аргументы в пользу утверждения о том, что всевозрастающие потребности молодых людей при поддержке старшего поколения являются одним из базовых неэкономических факторов экономического роста в стране.

Ключевые слова: экономическое развитие, потенциал поколений, социальная реальность, межличностные отношения, закон экономической эволюции человека.

BAGREEVA Elena Gennadievna,

Doctor of Law, Professor, Professor of Financial University under the Government of the Russian Federation

THE POTENTIAL OF GENERATIONS AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Annotation. The article deals with the potential of generations at the micro- and macrosubjective level, as well as at the micro- and macroobjective level of social reality, influencing the economic development of the country. It is noted that the socio-economic transformation of the country over the past 25 years, caused intergenerational social, interpersonal, ethnic, family, religious and other both positive and negative processes that hinder the economic development of the country. There are arguments in favor of the statement that the growing needs of young people with the support of the older generation are one of the basic non-economic factors of economic growth in the country -this is the economic evolution of man.

Key words: economic development, the potential of generations, social reality, interpersonal relations, the law of economic evolution.

Введение

В сегодняшних экономических условиях превращения рыночных отношений в главный социальный регулятор происходит существенное углубление возрастной стратификации. В этой связи необходимо определить положение, занимаемое крайними возрастными группами на различных уровнях социальной реальности России, и перспективы для экономического развития страны.

Современный мир, испытавший потрясения двух мировых войн, экономических кризисов в XX в., сегодня, в XXI в., стоит перед лицом новых угроз: политических, социальных, эконо-

мических и целого ряда других. В то же время растущие потребности населения земного шара обусловливают необходимость экономического развития стран. Этот «клубок» проблем и называется «современная жизнь», которая предопределила актуальность рассмотрения потенциала поколений, межпоколенные взаимоотношения, влияющие на экономическую ситуацию общества.

Актуальным представляется социокультурный и социально-психологический анализ межпоколенных взаимоотношений в контексте экономического преобразования современного российского общества и выделение основных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

тенденций в развитии отношений между поколениями. Акцент в рассмотрении межпоколенного разрыва сделан на экономической сфере, поскольку именно здесь рождаются материальные неравенства, в свою очередь влекущие за собой иные виды социальных неравенств и диспропорций.

Методика

В настоящее время в стране происходят радикальные изменения в социально-экономической жизни. Опираясь на предложенную в конце прошлого века схему «социальной реальности» американского социолога Дж. Ритцера [1], мы сможем проанализировать взаимоотношения поколений на макро- и микроуровне. Рассмотрение межпоколенного потенциала в парадигме этой модели позволит не только установить реальные взаимосвязи и взаимозависимость экономического развития страны и потенциала поколений на различных уровнях социальной реальности, но и даст возможность и основания для классификации изучаемых процессов.

Воспользовавшись и соглашаясь с концепцией А. Маслоу [2] иерархической структуры (пирамиды) потребностей, убеждаемся в том, что жизненно важными потребностями для человека, наряду с физиологическими, являются потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней); потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т. д.); потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета); потребности в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека). Заметим, что вся пирамида человеческих потребностей, предложенная А.Маслоу и принятая научным сообществом, так или иначе стимулирует активный образ жизни, обеспечивающий экономический рост.

Ученый утверждал, что только при осознании потребностей возникает мотивация к труду, интерес и потребность к саморазвитию. И лишь тогда потребности приобретают конкретную форму, в том числе и экономического интереса, который и выражает хозяйственную пользу, выгоду. Реализуя свои интересы, субъекты хозяйствования обеспечивают себе самостоятельность, саморазвитие. Это и есть бесконечный процесс спиралевидного развития общества, поскольку потребности людей в материальных благах и услугах практически не ограни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

чены: люди постоянно стремятся к повышению своего уровня жизни.

Структурированные идеи выдающихся ученых из разных областей знаний позволят проанализировать, зависящий от пирамиды потребностей потенциал поколений на разных уровнях социальной реальности, влияющий на экономическое развитие страны.

Основная часть

Основными факторами развития экономики ученые единодушно считают два ресурса - экономические и неэкономические, продолжая спор о количественном и качественном их составе. Можно сформулировать и проблему первичности: всевозрастающие потребности человека, необходимые ему для поддержания его жизнедеятельности и развития организма, выступают мощнейшим стимулом экономического развития общества. Вместе с тем, человек, выступающий в роли потребителя, является и производителем, и от его профессиональной деятельности [3] во многом зависит поступательное экономическое развитие страны.

В современных условиях, характеризующихся усложнением всех общественных, межличностных, этнических, семейных, конфессиональных и иных отношений, особое значение приобретает потенциал человека, а также целых поколений и их влияние друг на друга. В свою очередь, осознание своих все новых потребностей является результатом полноценного социально-психологического ресурса человека. Согласимся с тем, что впереди идущее молодое поколение в большей степени и формирует наибольшую потребительскую корзину, и вместе со средним поколением выступает основными производительными силами. Таким образом, приходим к пониманию того, что всевозрастающие потребности молодых людей при поддержке старшего поколения являются одним из базовых неэкономических факторов экономического роста в стране - такова экономическая эволюция человека, и она есть закон.

Оставим социологам задачу уточнения понятия «поколение» [К. Мангейм, 4], [X. Орте-га-и-Гассет, 5], [Г. Беккер, 6] и др., сосредоточим внимание на проблемах возможностей и взаимосвязи потенциала поколений.

Само понятие «потенциал поколений» отражает развитие и инновационное обновление. Поколенное развитие представляет собой движение вперед, т.е. формирование личности каждого участника взаимодействия, развитие объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений и связей.

И если мы по ряду характерологических признаков можем выделить людей в конкретно-исторический период, то, по мнению Б. Дубина [7], любое поколение уже указывает на определенные точки разлома социального и культурного порядка, тенденции и механизмы взаимосвязи и перехода между «прежним» и «новым». Эти напряжения могут фиксироваться на аналитических осях «достижения / воспроизводства» или «ориентации / идентификации». Он писал: «Представляется, что, по крайней мере, в России исследователи поколений или проблемы поколений так или иначе все время имеют дело со «следом» или «симптомом» другой, неупоминаемой проблемы. Точнее, узла проблем:

1) лидерства (инновации),

2) его успеха, признания (гратификации) и

3) поддержания и передачи достижений (репродукции)» [7].

Подтверждающим фактом могут служить люди, родившиеся после Второй мировой войны (послевоенное поколение) или поколение X, переживших слом социально-экономических и социокультурных устоев: на фоне ценностей поколения своих родителей (лояльность, предприимчивость, умение работать в команде, профессионализм, навыки лидерства и наставничества) они выработали в себе способность быстро реагировать, хитрить, умение быстро приспосабливаться поскольку в 90-х выживал сильнейший, хитрейший, быстрейший, умнейший [8].

В эти годы Конституция РФ закрепила новый политический и социально-экономический порядок жизни в стране, оборвав в сознании молодого поколения «связь времен», не развив чувства сопричастности к нашей истории. Долгое время советский период страны жестоко критиковался, создав образ некой «черной дыры», где без следа исчезли достижения и культура предшественников. Такая политика превратила новое поколение в «иванов, не помнящих родства». Но дерево, лишенное корней и почвы, - растет тонким и больным, гнущимся то вправо, то влево от любого ветерка: того и гляди вырвет с корнем... В этой ситуации несформиро-ванный образ будущего и неустойчивое ощущение настоящего осложняет формирование у молодого поколения, в том числе, и адекватных социальной ситуации, экономических потребностей.

Придать же уверенность молодежи [Schroer William J., 9] воссоздать ощущение «земли под ногами» способна прочная межпоколенная связь. Решающая эту задачу, гениальная акция «Бессмертный полк» в 2018 г. подняла к участию жителей более 80 стран мира, а на улицы

российских городов вышли десять с половиной миллионов человек! Безусловно, подобные события в жизни народа обеспечивают вековую поддержку поколений, придавая сил и уверенности, идущим впереди.

Какие социально-психологические установки и потребности должны быть сформированы у поколения next, и как должны сложиться межпоколенные отношения в передаче потенциала поколений, чтобы обеспечить экономическое развитие страны? Чтобы работающее поколение испытывало необходимость в экономической потребности, стимулирующей экономическое развитие страны, ему нужно создать определенные условия. Однако социологи и психологи, криминологи и экономисты, педагоги и политологи описывают ряд объективных проблем у работающего сегодня поколения.

Цифровой этап в развитии современного общества углубил разрыв межпоколенных связей. По мнению Маргарет Мид [10], еще в начале прошлого века она констатировала, что мы вступаем в префигуративный тип культуры, где взрослые учатся у своих детей. В результате опыт пожилых людей остается невостребованным. В нынешнем обществе на макрообъектив-ном уровне еще не созданы механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста и, тем самым, задерживать процесс разрушения личности. Отягощает ситуацию государственная демографическая проблема, связанная с ухудшающимся здоровьем нации и ее быстрым старением. Эти два фактора потенциала старшего поколения, в свою очередь, также являются факторами, сдерживающими экономический рост страны.

Вместе с тем, старшее поколение по-прежнему ответственно за передачу базовых социокультурных ценностей, морали и жизненного опыта. Анализируя особенности межпоколенного взаимодействия на макросубъективном уровне сегодняшней социальной реальности, отмечаем, скорее негативные тенденции, связанные с сокращением межпоколенных коммуникаций (отдельное проживание, изменившиеся средства связи и др.).

Однако дисгармония взаимосвязи поколений рождается на микрообъективном уровне социальной реальности - в институте семьи. Именно семейные отношения на основе взаимопонимания и поддержки, одобрения и мудрого совета способны придать уверенность в случае неудачи, разделить успех и искренне порадоваться победам. Семья должна оставаться центром поддержания и передачи поколенных достижений.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Решая проблемы использования потенциала поколений на макрообъективном уровне, необходимо повлиять на сокращение межпоколенной дистанции не только путем включения в посильную (неполный рабочий день, домашний труд и пр.) трудовую деятельность, но и переориентацию медийного контента от жалости к старости, безысходности и соболезнований к возможностям, красоте взаимоотношений, культуре и опыту пожилых людей.

Последние годы сложилась недопустимая уничижительная практика ухода на пенсию без слов благодарности, уважения и почета в адрес работника, проработавшего долгие годы, внесшего свой вклад в «прекрасное сегодня». Подобные сюжеты разрушают поколенную связь, «награждая» старшее поколение осознанием своей социальной бесполезности. Однако и после выхода на заслуженный отдых многие представители старшего поколения полностью отдают себя работе, соглашаясь на низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу, пытаясь экономически поддержать свои семьи.

В этой связи на микрообъективном уровне социальной реальности возникает такая важная проблема межпоколенного взаимодействия, социального воспитания, как снижение воспитательной функции семьи. В большинстве случаев старшее поколение выбирает материальную поддержку семье в ущерб образовательно-воспитательному процессу младшего поколения. Так происходит отрицание закона репродукции: поддержания и передачи поколенных достижений. Кроме того, стремление молодых семей жить отдельно приводит и к физическому дистанцированию представителей разных поколений.

Проблема стресса на микросубъективном уровне сегодня выходит на первый план, так как парализует, прежде всего, молодых людей: они оказываются не способными в решении даже элементарных бытовых проблем, непосильным становится и образовательный процесс. В этой ситуации трудно говорить и об экономических потребностях, стимулирующих трудовую деятельность молодых людей. Невозможность успешной социализации, неодобрение, отсутствие поддержки старшим поколением приводит молодежь к наркотикам и преступлениям [11].

Устойчивые семейные отношения способны создать условия, способствующие на микросубъективном уровне росту человеческого достоинства, в результате которого формируются социокультурные, политические, экономические ценности и потребности. В целом, институционализационная система, ориентиро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

ванная на человека [McCrindle Mark, Wolfinger Emily, 12]. И только в этом случае будет выполнено еще одно условие экономического роста -увеличение способности человека воспринимать и генерировать новые идеи-инновации, т.е. будем формировать лидерские качества подрастающего поколения.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Этика дискурса ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию [Campbell W. Keith, Twenge Jean M., 13], а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет не о помощи старшим либо обучении младших, а о сотрудничестве.

Именно взаимовлияние поколений способно обеспечить устойчивость социокультурных ценностей, идеалов и традиций, согласие в целях и задачах развития всего общества, сохранение преемственности социальных институтов. Таким образом, экономическое развитие общества, представляя многофакторный динамический процесс, обусловлено таким неэкономическим фактором, как проявлением пирамиды потребностей, в основании которой лежит взаимовлияние потенциала поколений.

Выводы

Следует признать, что современность, характеризующаяся не только позитивными, но и негативными процессами, привнесла в нашу жизнь целый комплекс проблем, ранее не вызывавших высокой социальной напряженности [14]. Безусловно, возникшая ситуация требует многофакторного анализа межпоколенных взаимоотношений, который позволит определить и научно обосновать рекомендации различным государственным и общественным структурам с целью минимизации социальной напряженности и успеха в экономическом развитии общества.

На макро- и микрообъективном уровне, например, в системе непрерывного образования целесообразно создать условия и формы образования, которые позволили бы позитивно взаимодействовать поколениям, передавая опыт друг другу.

На макрообъективном уровне экономическому росту может способствовать использование потенциала старшего поколения, шире используя институт советников, консультантов. Сегодня назначение молодых, энергичных людей, но без жизненного и профессионального опыта, нередко приводит к ошибкам, а порой и к

преступлениям в финансово-экономической сфере.

На макро- и микрообъективном уровне, т.е. в государственных и негосударственных институтах, можно было бы использовать финский опыт Ассоциации по делам исправления, привлекающий старшее поколение с большим опытом социально-воспитательной работы в качестве волонтеров для сопровождения лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы. Волонтеры эмоционально, а нередко, и профессионально поддерживают и направляют оступившихся людей, возвращая их в активную трудовую жизнь. Именно так обе стороны данного процесса способствуют экономическому развитию страны, уменьшая рецидивную преступность и увеличивая армию социально полезных граждан.

В целом же, социальная политика государства во имя его экономического процветания должна преодолеть разнонаправленность проблем потенциала поколений: с одной стороны, необходимость повышения экономических показателей, увеличение возраста выхода на пенсию, борьба за продолжительность жизни. С другой - трудовая не востребованность лиц старшего поколения, неприятие обществом социокультурных ценностей старшего поколения и падение рождаемости. Парадоксальность ситуации обусловливает необходимость многофакторного анализа «текущего момента» и выработки программ по сокращению, преодолению межпоколенного разрыва, с максимальным использованием потенциала каждого поколения.

Список литературы:

[1] Ритцер Дж. Современные социологические теории. - 5-е изд.: издание Кэмбриджского ун-та, 1989. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

[2] Маслоу А. Мотивация и личность. -

1954.

[3] Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016; 7(3(27)): 150 - 159. URL: https://doi. org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159

[4] Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 2 -(30). - С. 9.

[5] Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени / / Самосознание культуры и искусства XX в. - М., 2000. URL: ttp://www.countries.ru/ library/texts /gasset.htm

[6] Becker H. A pattern of generation and its consequences / in: H. Becker (ed.). Dynamics of cohort and generations research. - Amsterdam: Thesis Publishers, 1992.

[7] Дубин Б. Старшие и младшие. Три поколения на переходе // Дружба народов. 1994; Дубин Б. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор. Межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995;.

[8] URL: https://hr-portal.ru Люди икс: почему поколение 40-летних — кадровый потенциал России

[9] Schroer William J. Generations X, Y, Z and the Others // The social librarian.

[10] Мид М. (Margaret Mead) Преемственность в культурной эволюции (1964), Семья (1965), Культуры и приверженности (1970).

[11] Масагутов Р.М., Юлдашев В.Л., Кид-расова Н.Ф., Кадырова Э.З. Травматический стресс, злоупотребление психоактивными веществами и преступность // Наркология - 2007. -№ 4. - С. 57 - 64.

[12] McCrindle Mark, Wolfinger Emily The ABC of XYZ: Understanding the Global Generations. - Sydney: University of New South Wales, 2011.

[13] Campbell W. Keith, Twenge Jean M. The Narcissism Epidemic: Livingin the Age of Entitlement. - New York: Simon & Schuster, 2009.

[14] Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - 2013.

Spisok literatury:

[1] Ritcer Dzh. Sovremennye sociologich-eskie teorii. - 5-e izd.: izdanie Kembridzhskogo un-ta, 1989. — SPb.: Piter, 2002. — 688 s.: il. (Seriya «Mastera psihologii»).

[2] Maslou A. Motivaciya i lichnost'. - 1954.

[3] Gurova I.M., Evdokimova S.Sh. Teoriya pokolenij kak instrument analiza, formirovaniya i razvitiya trudovogo potenciala. MIR (Modern-izaciya. Innovacii. Razvitie). 2016; 7(3(27)): 150 -159. URL: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159

[4] Mangejm K. Problema pokolenij // Novoe literaturnoe obozrenie. - 1998. - № 2 - (30). - S. 9.

[5] Ortega-i-Gasset H. Tema nashego vremeni // Samosoznanie kul'tury i iskusstva XX v. - M., 2000. URL: ttp://www.countries.ru/library/ texts/gasset.htm

[6] Becker H. A pattern of generation and its consequences / in: H. Becker (ed.). Dynamics of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

cohort and generations research. - Amsterdam: Thesis Publishers, 1992.

[7] Dubin B. Starshie i mladshie. Tri poko-leniya na perekhode // Druzhba narodov. 1994; Dubin B. Social'nyj status, kul'turnyj kapital, cen-nostnyj vybor. Mezhpokolencheskaya reproduk-ciya i razryv pokolenij // Ekonomicheskie i social'nye peremeny. Monitoring obshchestven-nogo mneniya. 1995;.

[8] URL: https://hr-portal.ru Lyudi iks: pochemu pokolenie 40-letnih — kadrovyj potencial Rossii

[9] Schroer William J. Generations X, Y, Z and the Others // The social librarian.

[10] Mid M. (Margaret Mead) Preemstven-nost' v kul'turnoj evolyucii (1964), Sem'ya (1965), Kul'tury i priverzhennosti (1970).

[11] Masagutov R.M., Yuldashev V.L., Kidrasova N.F., Kadyrova E.Z. Travmaticheskij stress, zloupotreblenie psihoaktivnymi veshchest-vami i prestupnost' // Narkologiya - 2007. - № 4. - S. 57 - 64.

[12] McCrindle Mark, Wolfinger Emily The ABC of XYZ: Understanding the Global Generations. - Sydney: University of New South Wales, 2011.

[13] Campbell W. Keith, Twenge Jean M. The Narcissism Epidemic: Livingin the Age of Entitlement. - New York: Simon & Schuster, 2009.

[14] Ivanova E.I. Social'no-demograficheskie pokoleniya sovremennoj Rossii: vosproizvodstvo i vzaimodejstvie: avtoref. dis. ... d-ra soc. nauk. -2013.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.