В.Г. Доброхлеб
ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЛЕНИЙ
(Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 14-06-00120 «Факторы и детерминанты трансформации модели разрыва поколений в современной России»)
В пестром калейдоскопе текущих событий участвуют представители разных поколений. От количественных и качественных особенностей их человеческого потенциала, базовых норм, ими разделяемых, принятия или отвержения социально-экономических трансформаций зависит ход истории.
Понятие «поколение» в значительной мере связано с демографией, предметом которой является воспроизводство поколений. Оно основано на различии возраста детей и родителей. Вместе с тем эта дефиниция показывает скорее длину поколений, которая при этом имеет значительную вариацию - от менее 20 до 40 лет, зависящую от социальных норм, связанных с репродуктивным и пронаталистским поведением.
Существует также понятие «когорта», которое представляется нам статистически более точным. Именно возраст, определяющий совокупность людей, относящихся к определенным возрастным интервалам, или (в несколько другом значении) как совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения, выделяется в качестве ведущего критерия.
Через понятия «прародители», «родители», «дети», «внуки» и т.д. рассматривается семейное поколение и определяется принадлежность к различным ветвям семейного генеалогического дерева.
Важный критерий принадлежности к поколению - это причастность к историческому событию, которое обусловливает функционирование данных поколенческих групп. В первой половине XX в. в силу увеличивающихся различий условий жизнедеятельности, ценностей различных поколений актуальными были направления, связанные с преемственностью поколений. Наиболее интересными в этой связи являются труды испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета1, который проанализировал особенности восприятия различных видов искусства и культуры и трактовал их как межпоколенческие различия.
К середине прошлого века относятся первые социологические подходы к данной проблеме. К. Мангейм связал формирование поколений не только с рождением лиц определенной совокупности в конкретный период времени, но и с историческими событиями, которые выпадали на жизненный цикл того или иного поколения. Фундаментальной работой, посвященной исследованию поколений, является «Проблема поколений» К. Мангейма, в которой выделено два подхода к анализу проблем поколений - позитивистский и историко-романистский. Первый подход в большей мере связан
24
с определением границ и длины поколения. «Суть проблемы ... сводится к вычислению среднего периода времени, необходимого для того, чтобы старшее поколение было вытеснено младшим в общественной жизни, и, главным образом, к обнаружению того естественного исходного момента в истории, от которого следует вести отчет нового поколения»2. Продолжительность поколения он определяет в 30 лет: до 30 лет человек, как правило, учится, а к 60 годам завершает участие в общественной жизни.
Историко-романистский подход к анализу поколений, в понимании К. Мангейма, характерен для немецкой научной традиции, в рамках которой акцент делали на смене поколений, понимавшейся как движущая сила прогресса. Проблема поколений рассматривалась ими как проблема существования «внутреннего времени, которое нельзя измерить, а можно воспринимать лишь в качественных категориях».
Изменение и усложнение социальной структуры, динамизм перемен во всех сферах социальной жизни, в том числе в трудовой, приводят к возникновению различий социальных практик, а на этой основе как к межпоколенческой, так и внутри поколенческой дифференциации. В дальнейшем центр исследований поколений сместился в экономическую сферу. Зарубежные ученые, например М. Кохли3, связывают группы людей определенного уровня благосостояния с поколением. В этом контексте критерий поколения имеет количественные показатели, в том числе оплату труда, вклад в систему социального обеспечения, объемы пособий.
Отметим также ставшие классикой работы нобелевского лауреата Г. Беккера4. Широко известна теория поколений, которую предложили в 1990-х гг. американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Ее адаптацию для России в начале 2000-х гг. выполнила команда под руководством Е. Шамис, являющейся координатором проекта Regenerations. Главное в этом подходе - ценности представителей среднего класса («особенность России состоит в том, что к среднему классу относят себя две группы людей - с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование»). Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Согласно этой теории, выделяются следующие поколения: поколение GI (1900-1923 г. р.); молчаливое поколение (1923-1943 г. р.), поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г. р.); поколение Х (1963-1984 г. р.); поколение Милениум или Y (1984-2000 г. р.); поколение Z (с 2000 г. р.)5.
Необходимость четкого разделения различных совокупностей индивидов, выделенных по возрастному критерию, показал И.С. Кон. Все подобные группировки он характеризует как возрастные категории6.
Интересной представляется трактовка социально-экономических поколений, предложенная Е.И. Ивановой7. Существенным эвристическим потенциалом обладают исследования Фонда «Общественное мнение»8. Выделяются поколения «смены декораций», «креатива», «индивидуалистов», «сети»9.
25
Иной аспект исследований поколений связан с рассмотрением поколений как хранителей исторической памяти и исторического сознания. В этом случае главное внимание обращено на роль поколений как на один из аспектов их жизнедеятельности.
Существенными для углубленного понимания проблемы поколений стали исследования Б. Дубина10. По его мнению, в общем виде понятие поколения указывает на определенные точки разлома социального и культурного порядка, тенденции и механизмы взаимосвязи и перехода между «прежним» и «новым». Эти напряжения могут фиксироваться на аналитических осях «достижения / воспроизводства» или «ориентации / идентификации». Он писал: «Представляется, что по крайней мере в России исследователи поколений или проблемы поколений так или иначе все время имеют дело со «следом» или «симптомом» другой, неупоминаемой проблемы. Точнее, узла проблем: 1) лидерства (инновации), 2) его успеха, признания (гратификации) и 3) поддержания и передачи достижений (репродукции)». Определяющим становится изучение возможностей различных поколений в России по их участию в социально-экономических процессах, в том числе в условиях, вызванных необходимостью технологического прорыва, связанного с требованиями перехода к 6-му технологическому укладу11.
Сегодня для России, как считает Ю.В. Яковец, «...успех стратегии инновационного прорыва зависит еще от одного фактора, которым обычно пренебрегают: реализации закона смены поколений в работе всех участников инновационного партнерства, всех звеньев общества. Закон смены поколений является одной из важнейших движущих сил развития и инновационного обновления общества»12. Взаимодействие, противостояние, смена поколений - это явления, происходящие в одном историческом времени. Важно исследовать, какие факторы являются причиной их раскола, а в других случаях - противостояния. Сегодня смена поколений в нашей стране связана с двумя разнонаправленными тенденциями: некоторым увеличением продолжительности жизни населения и неустойчивым трендом по преодолению депопуляции. Поколения в России живут значительно меньше, чем в развитых странах мира. Уровень здоровья нации не прирастает. Этим обусловлено уменьшение численности поколения «детей» и «внуков». Растущая демографическая нагрузка в первую очередь обусловлена процессом демографического старения. Демографическая «сила» поколений, которую можно охарактеризовать как количественными, так и качественными показателями различных когорт населения, имеет пока негативный вектор: численность детей, как и молодежи, сокращается, показатели их здоровья падают. Как отмечает Н.М. Римашевская, общество втягивается в социальную воронку, когда состояние здоровья каждого последующего поколения хуже, чем предыдущего. Е.И. Иванова и Е.А. Смирнова показали, что с увеличением возраста доля тех, кто относит
26
себя к самым бедным слоям населения, растет13. Ими выявлено неравенство поколений как на макро-, так и на микроуровнях. Необходимы механизмы, снижающие неравенство. Исследования поколения молодежи показывают значимость сетей межличностной солидарности. Так, «потеря близких или родственников» является событием, которого молодые люди опасаются больше, чем «опасности террористической угрозы», «бедности», «безработицы» или «национальных и этнических конфликтов». При этом 51% молодых россиян считают, что большинству людей сегодня нельзя доверять. 72% представителей младшего поколения полагают, что люди глухи к проблемам других14.
Обзор состояния научных работ по проблемам поколений показывает их высокую актуальность. При изучении потенциала поколений высокоэффективной может стать адаптированная методика соотношения расходов и доходов по различным возрастным группам15 в сочетании с методологией оценки возможностей сохранения и улучшения качества разных социально-демографических слоев населения. Следует согласиться с тем, что именно в сфере экономических трансформаций находятся основные механизмы, формирующие новые поколения и создающие различные виды неравенств и разрывов в их потенциале.
Примечания
1 Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Самосознание культуры и искусства XX в. М., 2000. URL: ttp://www.countries.ru/library/texts/gasset.htm (дата обращения 03.11.2014)
Ortega-i-Gasset H. Tema nashego vremeni // Samosoznanie kul'tury i iskusstva XX v. M., 2000.
2 Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 9.
Mangejm K. Problema pokolenij // Novoe literaturnoe obozrenie. 1998. № 2 (30). S. 9.
3 Kohli M. The Problem of Generations: Family, Economy, Politics. Collegium Budapest: Public Lecture Series, 1996.
4 Becker H. A pattern of generation and its consequences / In: H. Becker (ed.). Dynamics of cohort and generations research. Amsterdam: Thesis Publishers, 1992.
5 Теория поколений. http://rugenerations.su / (дата обращения 03.11.2014)
Teorija pokolenij.
6 Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3.
Kon I.S. Vozrastnye kategorii v naukah o cheloveke i obshhestve // Sociologicheskie issledovanija. 1978. № 3.
7 Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие // Автореф. дис... доктора социол. наук. 2013.
27
Ivanova E.I. Social'no-demograficheskie pokolenija sovremennoj Rossii: vosproizvod-stvo i vzaimodejstvie. Avtoref. dis... doktora sociol. nauk. 2013.
8 Левада Ю.А. Три «поколения перестройки» // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995; Поколения ХХ в.: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. 2001.
Советский простой человек / Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Левада Ю.А. (ред.). М.: Мировой океан, 1993.
Levada Ju.A. Tri «pokolenija perestrojki» // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: Monitoring obshhestvennogo mnenija. 1995; Pokolenija XX v.: vozmozhnosti issledovanija // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2001.
Sovetskij prostoj chelovek / Opyt social'nogo portreta na rubezhe 90-h. / Levada Ju.A. (red.). M.: Mirovoj okean. 1993.
9 Паутова Л.А. «Блеск и нищета» нового поколения // Путеводитель по компаниям. № 9. URL: http://www.profyrost.ru/files/sprav9/N09_1_Statji_1_Blesk-i-nischeta-novogo-pokolenija.pdf (дата обращения 03.11.2014)
Pautova L.A. «Blesk i nishheta» novogo pokolenija // Putevoditel' po kompanijam. № 9.
10 Дубин Б. Старшие и младшие. Три поколения на переходе // Дружба народов. 1994; Дубин Б. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор. Межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995; Дубин Б. О поколенческом механизме социальных сдвигов // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Т II. М., 1995; Дубин Б. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995; Дубин Б. К вопросу о поколенческих и региональных параметрах социокультурных перемен // Куда идет Россия? Т. III. М., 1996; Дубин Б. Жизнь по привычке. Быть пожилым в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 1999. Dubin B. Starshie i mladshie. Tri pokolenija na perehode // Druzhba narodov. 1994; Dubin B. Social'nyj status, kul'turnyj kapital, cennostnyj vybor. Mezhpokolencheskaja reprodukcija i razryv pokolenij // Jekonomicheskie i social'nye peremeny. Monitoring obshhestvennogo mnenija. 1995; Dubin B. O pokolencheskom mehanizme social'nyh sdvigov // Kuda idet Rossija? Al'ternativy obshhestvennogo razvitija. T. II. M., 1995; Dubin B. Deti treh pokolenij // Jekonomicheskie i social'nye peremeny. Monitoring obshhestvennogo mnenija. 1995; Dubin B. K voprosu o pokolencheskih i regional'nyh parametrah sociokul'turnyh peremen // Kuda idet Rossija? T. III. M., 1996; Dubin B. Zhizn' po privychke. Byt' pozhilym v Rossii 90-h godov // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 1999.
11 Глазьев С.Ю. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии / Научный доклад. М., 2014. C. 6. Glaz'ev S.Ju. O vneshnih i vnutrennih ugrozah jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v uslovijah amerikanskoj agressii / Nauchnyj doklad. M., 2014. S. 6.
12 Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Интегральный макропрогноз инновационно технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г. М.: ИЭС, 2011. C. 326.
28
13
14
15
Jakovec Ju.V., Kuzyk B.N. Integral'nyj makroprognoz innovacionno tehnologicheskoj i struktumoj dinamiki jekonomiki Rossii na period do 2030 g. M.: IJeS, 2011. S. 326. Иванова Е.И., Смирнова Е.А. Риск конфликта между поколениями в современной России: семья, общество, государство. http://provizitku.ru/politosociolog/
smirnova_e_a_____risk_konflikta_mezhdu_pokolenijami_v_sovremennoj_rossii_
sem'ja__obhhestvo_gosudarstvo_m_____2003_29_s_.html (дата обращения 03.11.2014)
(data obrashhenija 03.11.2014)
Ivanova E.I., Smirnova E.A. Risk konflikta mezhdu pokolenijami v sovremennoj Rossii: sem'ja, obshhestvo, gosudarstvo.
Даффлон Д. Молодежь в России: портрет поколения на переломе // Вестник общественного мнения. 2008. № 5.
Dafflon D. Molodezh' v Rossii: portret pokolenija na perelome // Vestnik obshhe-stvennogo mnenija. 2008. № 5.
Lee R.D. Intergenerational transfers and the economic life cycle: a cross-cultural perspective // Sharing the wealth: demographic change and economic transfers between generations. Oxford: Oxford University Press, 2001.
Stecklov G. Intergenerational resource flows in Cote d’Ivoire // Population and Development Review. 1997. Vol. 23 (3).
29