Научная статья на тему 'Потенциал музея в информационном обществе'

Потенциал музея в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
817
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ТИРАЖИРОВАНИЕ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ / VISUAL PERCEPTION / THINKING / DUPLICATING / MASS COMMUNICATIONS / EVOLUTION OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дриккер Александр Самойлович

Искусства, которые не решили проблему широкого тиражирования, не вписываются в стремительный поток культуры Нового времени и не находят массового зрителя. Сегодня музей усиливает позиции в условиях средств массовых коммуникаций, с достаточной очевидностью ориентирующихся на визуальное восприятие, в частности, благодаря чудесам научно-технического прогресса (от фотографии до цифровых технологий). Нелинейная алгебра света и визуальное мышление, которое открывает человеческому сознанию геометрическую субстанцию протяженности, составляют секрет, который был обнаружен искусством классическим и принципиально отвергнут (для достижения демократических целей) искусством новым. Психологический рост человека протекает неизмеримо медленнее, чем изменения внешней среды. Музей, возможно, сохраняется в эволюции как культурный резерв для сбережения способностей, которые сегодня кажутся неактуальными, но они чрезвычайно существенны для становления человека чувствующего, а следовательно разумного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the museums in information society

The fine arts, inaccessible for mass duplicating, are not combined with an impetuous stream of culture of New time and do not find the wide viewer. However today a museum strengthens positions in conditions when mass communications are enough clearly oriented for visual perception, in particular, owing to miracles of techniques (from a photo up to digital technologies). The nonlinear algebra of light and the visual thinking, which opens to the human consciousness an infinite geometrical substance of length, compose the secret which was found by old art and is rejected (by virtue of the democratic purposes) by new art. Psychological growth of the person is much slower than external changes. A museum, perhaps, is kept in evolution as cul-tural reserve for the savings of abilities, which today seem irrelevant, but they are extremely essential for becoming by the feeling person and consequently by reasonable person.

Текст научной работы на тему «Потенциал музея в информационном обществе»

МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 069:316.7

А. С. Дриккер

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ*

Лавинообразное нарастание числа музеев, количества посетителей, специалистов в музейной сфере можно объяснить ростом досуга и туризма в обществе потребления, развитием индустрии развлечений, модой и другими поверхностными причинами. Но, может быть, этот феномен связан и с более глубинными закономерностями?

Визуальный канал в эволюционном движении

Рассмотрим культурное развитие как результат селекции, отбирающей более жизнестойких, приспособленных мутантов - субкультуры. Адаптация к вариативной, динамичной внешней среде в животном мире реализуется за счет совершенствования восприятия и ответных реакций. В ходе морфогенеза первостепенно акцентируется значение усложняющихся органов чувств и опорно-двигательного аппарата, при этом суммарная эффективность здесь определяется интегрирующим действием нервной системы.

Интересно, что наиболее сложно организованная - зрительная - система имеет едва ли не самую длинную историю. Уже медуза имеет на щупальцах светочувствительные клетки, а подобные клетки червей более многочисленны на голове, представляя «протоорганы» зрения. Развитие высших органов чувств начинается не со слуховой, а со зрительной модальности, максимально информационно насыщенной. Примитивный «мозг» насекомых - ганглии - иннервируют, в первую очередь, именно глаза.

Для homo sapiens - вида, сугубо коллективного и обретающего культурные навыки в социальном научении, - первостепенное значение имеют те органы чувств, которым соответствуют дистантные анализаторы и сигнальные системы, способные обеспечить достаточно высокую скорость передачи информации1.

* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 10-06-00178-а).

1 См.: КлягинН. В. Современная научная картина мира. М., 2007.

Обоняние было отброшено с магистрального пути, вероятно, в связи со слишком большой сложностью регулирования «химии». Визуальный канал также отличался явными дефектами. Во-первых, асимметрией: зрение приносило гигантское количество

информации, однако жестикуляция и мимика не гарантировали ни надежности, ни насыщенности связи. Во-вторых, этот канал не являлся универсальным: он не работал в темное время суток и в отсутствии прямой видимости.

В развитии первобытного человека первостепенную роль играли слух и становление речи, зачатки которой антропологи относят еще к стадии архантропа. Генетически закрепляемая способность к тонкому модулированию и восприятию звуков, появление

эффективного кода - языка - и надежного речевого канала передачи ширящегося

2

культурного опыта характеризует все выживающие группы кроманьонцев .

Потенциал самого древнего и скоростного визуального канала, обогащенного совершенным (в сравнении с другими млекопитающими) цветовым зрением, культура сохраняла для решения более серьезных задач. Хотя, конечно, визуальное восприятие, без которого немыслима охотничья деятельность, технологический прогресс, постоянно усложнялось. Развитие его зримо проявлялось в изобразительной деятельности, изыскивавшей все более разнообразные, сложные, практические либо абстрактные цели и формы.

От Альтамиры до Лувра

Решительное культурное ускорение связано с появлением письменности, интегрирующей акустическое и зрительное восприятие, когда слова, понятия, а затем звуки фиксируются с помощью знаков и приводят к психическому взаимодействию зрительных и слуховых центров мозга.

Подобное психическое усложнение отображается в культуре опирающимся на оба основных канала восприятия жанровым богатством, изобилием творческих решений: архитектурных и живописных, литературных и поэтических, музыкальных. Одновременно изобразительный язык эмансипируется, зрительные образы, рождаемые пирамидами и дворцами древних царств, насыщающие атмосферу средневековых соборов, возбуждаемые творениями Леонардо, Дюрера, Рубенса, становятся одной из фундаментальных составляющих картины мира. Культура и искусство вступают на продолжающийся по сей день длинный путь поиска вариативных версий столь изощренных изобразительных языков.

Однако новоевропейская культура, с ее глобальным дифференциальным анализом и всеобщей интеграцией, - это культура рациональная, она базируется на вербальности. Теоретические основания ее более всего и достаточно очевидно сформированы, так сказать, «словесностью». Наблюдаемое в течение последних столетий фронтальное наступление математики, естественных наук - прямое следствие ведущей вербальной рациональности.

2 См.: Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.

Но сохраняя вплоть до ХХ в. аристократические корни, буржуазная культура поддерживает, совершенствует в параллель с вербальным языком каналы акустический и визуальный. Однако в сравнении как с литературной, так и с музыкальной линией изобразительное искусство оказывается достаточно консервативным.

С помощью типографского прогресса печатное слово проникает во все более широкие слои, грамотность становится основой демократических цивилизационных достижений. Музыка также активно трансформируется в связи с изменением системы темперации, развитием инструментального многообразия, появлением новых концертноисполнительских форм, жанров, а уже с начала ХХ в. - с активным внедрением систем звукозаписи и воспроизведения3.

Только изобразительное искусство, со своими средневековыми инструментами -кистью, холстом - наследием Возрождения, допотопной кропотливой ручной работой художника, остается неподатливым для массового тиражирования. То есть как-то не вписывается в стремительный поток культуры Нового времени, буквально не находя себе места в современной урбанистической организации жилища, а соответственно - и широкого зрителя.

В то же время именно эта явная архаичность изобразительного искусства при ничтожной его эффективности в динамичной культуре останавливает внимание, вызывает некое сомнение: быть может, в бурном ускорении прогресса что-то пропущено, ускользает, и культуре особенно ценно это неуловимое нечто сохранить (конечно, играет роль и пиетет к благородно аристократичному прошлому). Подобное отношение, возможно, и актуализирует роль музея. Хотя музей обретает современные институциональные формы еще в XIX в., подлинный расцвет его связан с демократическим обществом ХХ в.

Музей в демократическом обществе

Музей, как ни странно, укрепляет свои позиции, статус именно сегодня в условиях, когда массовые коммуникации довольно явственно ориентируются на визуальное восприятие, в частности, благодаря чудесам техники (от фото до цифровых технологий), которые способствуют вариативному освоению гигантской пропускной способности канала.

Цели культурной эволюции неопределенны и противоречивы: с одной стороны, это сохранение культурного наследия. С другой, технологический прорыв и потребности массовой культуры инициируют поиски новых языков, то противоборство классике, которое началось в искусстве нефигуративного авангарда. Как раз с активным использованием визуального канала, с увеличением заявленной еще футуристами в качестве главного признака современности скорости (теперь - это скорость передачи информации) связаны мечты о качественном скачке в новое информационное будущее.

3 См.: ДриккерА. С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.

Акцент на увеличении темпа предложения, восприятия, смены впечатлений - базисный принцип актуального изобразительного искусства, которое в ходе культурной революции вытесняет с авансцены искусство классическое.

Правда, увы, спутниковые каналы, с их фантастическими мегабитами в секунду, почему-то практически никак не отражаются на фундаментальном - психологическом -совершенствовании человека. Возможно, технологическое ускорение не согласуется с психофизическими способностями, сформированными эволюцией и неизменными, по крайней мере, последние два с половиной тысячелетия. Лавину сведений и изображений, обрушившихся на современного пользователя, можно назвать информационной революцией. Но если вспомнить слова Н. Винера: «Значение имеет не количество посланной информации, а скорее количество информации, которая может проникнуть в коммуникационные и аккумулирующие аппараты в достаточном количестве для того, чтобы служить в качестве раздражителя действия»4, то логичнее ее интерпретировать как шум.

Актуальное изобразительное искусство, начиная с кубизма, акцентирует четкую аналитичность, яркость, «громкость», силу и быстроту воздействия. Это искусство моментальных и все новых впечатлений, его действие явственно и мгновенно, как укол штыка с плаката «Ты записался добровольцем?». А потому оно принципиально не взыскует созерцания, вне которого не существуют полотна Рембрандта и Веласкеса, все «отсталое» классическое искусство, так твердо противостоящее беглому скользящему взгляду. Однако имеют ли подобные взгляды на противостояние, расходящиеся ветви «классики» и авангарда хотя бы приблизительное обоснование в рациональном поле, с модной информационной позиции?

Воздействие пространственного изобразительного искусства возможно характеризовать сложной структурой знаково-эмоциональной информации. Целостность художественного «иллюзионистского» образа, невозможность представить его как сумму дискретов дает основания усмотреть в его воздействии не столько наглядную статическую, сколько динамическую составляющую. Эта важнейшая компонента художественной информации проявляется во множественном, разворачивающемся во времени взаимодействии частей и элементов. Вклад «статики» - это информация о формирующих образ деталях, яркость и ясность которых можно соотнести с мощностью сигнала. Но, согласно аксиоме теории информации, влияние ширины полосы передачи - пространства-времени для проникновенного созерцания - много сильнее мощности стремительного авангардного удара.

Б. М. Бернштейн значительно точнее выразил суть дела, не прибегая к околонаучным толкованиям: «В создании и воссоздании синхронного среза бытия - собственная сфера пространственных искусств, и никакое другое искусство их тут не в состоянии заменить.

4 ВинерН. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 101.

Именно это свойство позволило пространственным искусствам воплощать синхронно целостные культурные модели мироздания, схватывать и демонстрировать "весь мир"»5.

(А + Б) совсем не всегда равно (Б + А), подобная (некоммунитативная) алгебра света и визуального мышления, приоткрывающего человеческому сознанию бесконечную геометрическую субстанцию протяженности, и составляет тот секрет, который нашло старое искусство, и отвергает (в силу своих демократических установок) новое. Психологическое взросление человека не поспевает за стремительными внешними переменами (в науке, технике, быте, образе жизни ...). И музей, быть может, сохраняется в эволюции как культурный заповедник для сбережения способностей, сегодня вроде бы неактуальных, но крайне существенных для становления человека чувствующего, а потому - и разумного.

Как удивительно тонко и точно отметил В. Ю. Дукельский: музей - это «пространство публичного одиночества»6, одиночества, в котором пронзительный, проникновенный свет искусства способен, подобно ультрафиолету апрельского луча, пробудить спящие чувства и привести к прозрению.

5 Бернштейн Б. М. Пространственные искусства как феномен культуры. Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 139-140.

6 Дукельский В. Ю. Пространство публичного одиночества // Музей и личность. М., 2007. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.