Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ'

ПОТЕНЦИАЛ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДЕТИ С ОВЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Береговая Е.Б., Жгенти И.В., Стукалова О.В.

Цель статьи - представить разработанный сотрудниками Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (г. Москва) модульном подходе к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей. Авторы статьи раскрывают сущностные составляющие данного подхода, аргументируя его социально-педагогический эффект. Показано, как реализуется непрерывное системное психолого-педагогическое сопровождение, в рамках которого дети и члены их семей получают индивидуально ориентированную помощь в социализации и социокультурной адаптации, участвуют в занятиях на основе комплекса дополнительных общеразвивающих программ. Интеграция модулей позволяет формировать условия для продуктивной коммуникации, активной социализации, интересной и полезной досуговой занятости, возможности самопроявления и, в дальнейшем, самореализации каждого ребенка. Модульный подход позволяет изменять и настроения общества в отношении к особым детям, просвещать и мотивировать к реальной инклюзии. Важно и то, что в рамках реализации данного подхода оказывается планомерная поддержка членов семьи ребенка с ОВЗ, снижается уровень социальной изоляции. В целом, модульный подход значительно расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и членов семей таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Береговая Е.Б., Жгенти И.В., Стукалова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF A MODULAR-BASED APPROACH TO PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILY MEMBERS

The purpose of the article is to present a modular-based approach to the psychological and pedagogical support of children with disabilities and their families, developed by the employees of the Charitable Foundation for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life" (Moscow). The authors of the article reveal the essential components of this approach, arguing its socio-pedagogical effect. It is shown how continuous systemic psychological and pedagogical support is implemented, within which children and members of their families receive individually oriented assistance in socialization and sociocultural adaptation, participate in classes based on a complex of additional general developmental programs. The integration of modules allows creating conditions for productive communication, active socialization, interesting and useful leisure activities, opportunities for self-manifestation and, in the future, self-realization of each child. The modular approach also allows changing the mood of society in relation to special children, enlightening and motivating for real inclusion. It is also important that as part of the implementation of this approach, systematic support is provided to family members of a child with disabilities, and the level of social isolation is reduced. In general, the modular approach significantly expands the possibilities of psychological and pedagogical support for children with disabilities and family members of such children.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ»

УДК 304.44

Потенциал модульного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей

Potential of a modular-based approach to psychological and pedagogical support of children with disabilities and their family members

Береговая Е.Б., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», bereg444@mail.ru

Жгенти И.В., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», i.zhgenti@obrazfund.ru

Стукалова О.В., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», stukalova@obrazfund.ru

Beregovaya E., the Charitable Foundation for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", bereg444@mail.ru

Zhgenti I., the Charitable Foundation for the Promotion of the Development of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", i.zhgenti@obrazfund.ru

Stukalova O., the Charitable Foundation for the Promotion of the Development of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", stukalova@obrazfund.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.035

Статья выполнена при поддержке Гранта Конкурс Грантов Мэра Москвы 2021; Проект "По ступеням возможностей", заявка № 2021-0490.

Ключевые слова: модульный подход, дети с ОВЗ, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, развитие, поддержка.

Keywords: modular-based approach, children with disabilities, socialization, psychological and pedagogical support, development, support.

Аннотация. Цель статьи - представить разработанный сотрудниками Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (г. Москва) модульном подходе к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей. Авторы статьи раскрывают сущностные составляющие данного подхода, аргументируя его социально -педагогический эффект. Показано, как реализуется непрерывное системное психолого-педагогическое сопровождение, в рамках которого дети и члены их семей получают индивидуально ориентированную помощь в социализации и социокультурной адаптации, участвуют в занятиях на основе комплекса дополнительных общеразвивающих программ. Интеграция модулей позволяет формировать условия для продуктивной коммуникации, активной социализации, интересной и полезной досуговой занятости, возможности самопроявления и, в дальнейшем, самореализации каждого ребенка. Модульный подход позволяет изменять и настроения общества в отношении к особым детям, просвещать и мотивировать к реальной инклюзии. Важно и то, что в рамках реализации данного подхода оказывается планомерная поддержка членов семьи ребенка с ОВЗ, снижается уровень социальной изоляции. В целом, модульный подход значительно расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и членов семей таких детей.

Abstract. The purpose of the article is to present a modular-based approach to the psychological and pedagogical support of children with disabilities and their families, developed by the employees of the Charitable Foundation for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life" (Moscow). The authors of the article reveal the essential components of this approach, arguing its socio-pedagogical effect. It is shown how continuous systemic psychological and pedagogical support is implemented, within which children and members of their families receive individually oriented assistance in socialization and sociocultural adaptation, participate in classes based on a complex

of additional general developmental programs. The integration of modules allows creating conditions for productive communication, active socialization, interesting and useful leisure activities, opportunities for self-manifestation and, in the future, self-realization of each child. The modular approach also allows changing the mood of society in relation to special children, enlightening and motivating for real inclusion. It is also important that as part of the implementation of this approach, systematic support is provided to family members of a child with disabilities, and the level of social isolation is reduced. In general, the modular approach significantly expands the possibilities of psychological and pedagogical support for children with disabilities and family members of such children.

Введение. Обращение к проблематике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ определяется актуальностью и эффективностью этого направления социально-педагогической работы - прежде всего это касается влияния такого направления на снижение роста социального сиротства [1]. Такие дети «...в большинстве своем имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья» [2, с.193], что вызывает необходимость разработки и реализации их качественного системного психолого-педагогического сопровождения. Кроме того, в процессе такого сопровождения важно учитывать и поддержку членов семей детей с ОВЗ, снижение их психологической нагрузки, помощь в осознании своей миссии и преодолении комплекса социального изгойства, недоверия к обществу.

Исследователи отмечают: «Многие семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, имеют низкий материальный статус, и большую часть свободного времени вынуждены посвящать зарабатыванию денег» [3, с.47]. Все это определяет значимость повышения уровня социальной работы с родителями детей с ОВЗ, в т.ч. в сфере психолого-педагогического сопровождения, создания возможности для высвобождения свободного времени и расширения спектра социальных ролей семьи в социальной интеграции детей с разными нозологиями, инвалидностью - это касается и детей с ментальными и иными нарушениями. Психолого-педагогическое сопровождение имеет такой важный аспект, как оказание консультативной помощи родителям и членам семей детей с ОВЗ, развитие у них навыков адаптации к условиям, связанным с воспитанием и обучением таких детей, их социализацией.

Анализ трудностей, которые испытывают дети с ОВЗ, находясь в социуме (мы не рассматриваем в этой статье трудности физиологического плана - той области, в которой работают медицинские кадры), показывает, что наиболее часто такие дети

- испытывают трудности, связанные с привыканием к новым социальным контактам; это может даже вызвать неадекватные поведенческие реакции;

взаимодействие в социальной среде для таких детей ввиду ограниченной возможности адекватного реагирования на разнообразные вызовы и ситуации;

- для таких детей осложнено построение адекватной коммуникации с окружающим миром и в силу невозможности (или неразвитости) навыков самообслуживания, необходимости постоянного сопровождения. Это зачастую приводит к тому, что дети практически не бывают в социуме, живут в закрытых условиях, общаются только с членами семьи или воспитанниками и педагогами дома-интерната.

Специалисты справедливо утверждают, что такое вынужденное обособление связано не с отсутствием у детей желания активно участвовать в социальной жизни, а с тем, что для опекающих их взрослых так проще. Так, Л.А. Казакова отмечает «.отсутствие планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности. Индивидуальные качества ребенка с ограниченными возможностями здоровья не признаются личностно и социально ценными, поэтому никто не способствует их выработке» [4, с.257-258]. Обособление влечет за собой снижение навыков социализации, превращение ребенка с ОВЗ в зависимое существо, не обладающее жизнестойкостью, готовностью к выполнению даже самых простых жизненно значимых задач.

Опыт сотрудников Благотворительного фонда «Образ жизни» (г. Москва) в создании условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и поддержки их семей доказывает, что в этом контексте необходимо 1) проведение целенаправленной работы с родителями, которую проводят различные специалисты, 2) организация занятости различными экологическими, художественными и социально-бытовыми практиками, адаптивной физкультурой, 3) выстраивание коммуникации со сверстниками (инклюзивные мероприятия различного рода) при активном участии и положительном настрое каждого ребенка с ОВЗ [5].

Интегрировать эти направления в единый целеполагающий комплекс помогает

разработанный сотрудниками

Благотворительного фонда «Образ жизни» модульный подход, учитывающий основные позиции апробированных в настоящее время подходов к работе с детьми с ОВЗ.

Среди этих подходов можно выделить:

- деятельностный (И.В. Дубровина [6]);

- лечебно-педагогический (А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин [7]);

- коммуникативно-деятельностный М.Н. Романова, В.А. Курина [8].

Данные подходы, несмотря на разность их целей и инструментов влияния на качество жизни и уровень психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, объединяют следующие принципы:

1. Непрерывность психолого-педагогического сопровождения. Данный принцип обеспечивает осуществление данного процесса на всех этапах становления ребенка, на всех ступенях образования.

2. Системность - данный принцип определяет опору всех программ психолого-педагогического сопровождения на представления об интегративности и целостности всех направлений, технологий и методик работы с особым ребенком.

3. Продуктивность. Этот принцип гарантирует включенность в процесс сопровождения самого широкого круга вопросов: семья, среда обучения и воспитания, взаимодействия всех участников развивающего/образовательно-воспитательного процесса, возможностей самореализации и др. Принцип продуктивности позволяет перейти от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне на макроуровень, на котором решаются сложные задачи трудоустройства, занятости, социализации.

4. Поддержка обеспечения позитивного эмоционального самочувствия всех субъектов процесса. Это принцип позволяет создавать условия для положительной динамики в развитии и социализации детей с ОВЗ.

В исследованиях и педагогов, и психологов, и социологов установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального

благополучия ребенка и его успешностью в самых различных видах деятельности, в том числе в личном развитии и самореализации. В этих условиях у детей формируется устойчивая социальная компетентность, они имманентно осваивают и интериоризируют навыки общения с

окружающими людьми, учатся

взаимодействовать со сверстниками.

5. Выстраивание индивидуального маршрута. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического, который позволяет учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка с ОВЗ.

6. Междисциплинарное взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождения. Данный принцип обеспечивает комплексность воздействия, что усиливает педагогический эффект процесса.

Данный принцип раскрывается в опоре на единую научно-методологическую концепцию в понимании особенностей развития и необходимых процедур сопровождения ребенка с ОВЗ; на положения общего подхода к интерпретации результатов диагностики и разработке индивидуального маршрута и коррекционно-развивающей программы

сопровождения; на создании прозрачности информационной среды, доступности всех фактов о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; на единое календарно-тематическое планирование

организации процесса сопровождения; проведение специалистами развивающих занятий с использованием материалов и методов, которые включены в содержание общепринятой в учреждении программы.

Все это, в совокупности, дало возможность для разработки и реализации модульного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей. Полная реализация данного подхода подразумевает наличие целого комплекса дополнительных общеразвивающих программ, цикла

художественных событий, мероприятий - в том числе обучающих консультативных, когда в процессе погружения в такую насыщенную активную поддерживающую развивающую среду дети с ОВЗ, осваивая программы, участвуя в подготовке и проведении мероприятий, фестивалей, праздников и т.д., а члены семей, получая консультации и также принимая участие в создании развивающей среды, в которой проводятся много системных направлений поддержки, становятся частью доброжелательно настроенного сообщества.

Модульный подход, таким образом, обеспечивает создание системы условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка с ОВЗ и поддержку членов их семей.

Материалы и методы. К аналитическому исследованию были привлечены следующие материалы:

- педагогическая документация, собранная сотрудниками Благотворительного фонда «Образ жизни» в период реализации модульного подхода в Центре дневной занятости детей с ОВЗ и молодых инвалидов «Дом под солнцем» (г. Москва, ЮЗАО) - апрель 2021 - июль 2022 гг.;

- записи результатов педагогического наблюдения за участниками Инклюзивных фестивалей «Под солнцем» (октябрь 2021; июнь 2022), занятий в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ по разным модулям, а также Инклюзивных лагерей «Под солнцем» (июнь-август 2021; июнь - июль 2022);

- аннотации докладов, представленных на Круглых столах, посвященных реализации модульного подхода и в, целом, проблематике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и членов их семей.

Использовались следующие методы:

- интервью членов семей детей с ОВЗ;

- экспертная оценка консультационных мероприятий, проводимых в рамках реализации модульного подхода в «Доме под солнцем» (модуль «Консилиум», модуль «Родительский клуб»);

- контент-анализ педагогической документации;

- технология когнитивного моделирования, разработанная сотрудниками ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». В основе данной технологии лежит когнитивная структуризация знаний об объекте (модульный подход к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей) и внешней для него среды. В результате применения данной технологии определяются базисные категории (особенности и потенциал данного подхода) объекта и наиболее существенные факторы внешней среды, влияющие на объект [9; 10].

Результаты исследования. Разработанный и апробированный в многолетней практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и членов их семей модульный подход направлен на решение многокомпонентных задач развития таких детей, преодоления негативных сторон социальной изоляции, равнодушия и игнорирования индивидуальных потребностей этого контингента граждан нашей страны. Сотрудниками Благотворительного фонда содействия развитию. Потенциал данного подхода раскрывается в позитивной динамике

развития детей, системности их сопровождения и выборе оптимального индивидуального маршрута с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей.

Включенные в данный подход общеразвивающие дополнительные программы позволяют проводить занятия и мероприятия, которые, в совокупности, активизируют способности детей и помогают осваивать навыки продуктивной коммуникации,

самообслуживания, самозанятости в период досуга.

Модульный подход интегрирует следующие модули:

1. «Передышка»: занятия в данном модуле помогают создавать в полной мере условия для индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Включение данного модуля направлено также на помощь членам семей детей с ОВЗ, на предоставление им свободного времени для психологической разгрузки.

2. «Творческие мастерские»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по различным видам художественной деятельности (живопись, лепка, мозаика, коллаж, аппликация, бумагопластика).

3. «Декоративно-прикладное искусство»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по таким видам декоративно-прикладного искусства, как сухое и мокрое валяние, мягкая игрушка, плетение из бумажной лозы, лепка, эбру).

4. «Медиа и анимация»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по созданию анимационных фильмов на основе.

5. «Флористика»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по ознакомлению с элементами флористики, интерьерного и ландшафтного дизайна с помощью природных материалов.

6. «Адаптивная физкультура»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по физическому развитию детей с ОВЗ, разработке и проведению флешмобов, спортивных праздников и т.д.

7. «Гармония без границ»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по музыкальному развитию детей с ОВЗ, включая вокальные занятия и занятия на различных музыкальных инструментах.

8. «Подготовка к школе»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по подготовке к школе детей с ОВЗ, включая навыки

адаптации к условиям школы, ее режиму, начальные навыки письма и др.

9. «Социально-бытовой модуль»: реализация общеразвивающих дополнительных программ по освоению навыков самообслуживания на кухне (приготовление еды), клининга.

10. «Семейные праздники»: данный модуль направлен на подготовку и реализацию мероприятий, в которых принимают участие не только дети с ОВЗ, но и члены их семей. Это, например, семейные дни рождения, праздники, ярмарки, фестивали и др.

11. «Консилиум»: этот модуль основан на консультативных мероприятиях по развитию знаний членов семей детей с ОВЗ, что позволяет повышать уровень компетентности в области коррекционной педагогики, поддержки детей с ОВЗ, преодолению деформации и эмоционального выгорания.

12. «Родительский клуб»: в рамках модуля проводятся мероприятия, позволяющие создавать среду для взаимодействия родителей, специалистов по социальной работе, волонтеров. В результате формируется родительско-педагогическое сообщество, которое дает

импульс для активного развития социальной сферы в определенном микрорайоне и шире, округе города.

13. «Художественные события»: в рамках модуля реализуется цикл социально значимых художественных событий, включая инклюзивные фестивали, рождественские и др. ярмарки, праздники, которые не только формируют доброжелательную по отношению к детям с ОВЗ и членам их семей среду, но и широко просвещают жителей района в области инклюзии и ее значимости.

14. «Повышение квалификации»: проведение обучения сотрудников в области абилитации, адаптации и социализации детей с ОВЗ и членов их семей, что позволяет повышать уровень профессиональных компетенций.

Опрос членов семей детей с ОВЗ, которые получают психолого-педагогическое

сопровождение в рамках реализации модульного подхода в центре «Дом под солнцем», позволил определить следующие моменты, см. рисунок 1. Данный опрос был направлен на выявление компонентов модульного подхода, которые являются наиболее ценными и значимыми с точки зрения членов семей детей с ОВЗ.

Что для Вас наиболее ценно в программах "Дома под солнцем"?

н Вопрос 1 8 Вопрос 2 □ Вопрос 3 □ Вопрос 4

Рисунок 1. - Диаграмма распределения выбора приоритетов в оценке потенциала модульного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей

На диаграмме показан рейтинг приоритетов членов семей детей с ОВЗ. Им был задан вопрос о ценности того или иного направления модульного подхода и предлагался выбор обобщенных формулировок:

в центре созданы условия для интересной и полезной занятости ребенка, что помогает преодолеть негативные эффекты социальной изоляции (модули №°№ 2-7, 13);

- мы получаем возможность для высвобождения времени, что помогает решать собственные задачи, узнавать, как самостоятельно создавать условия для психологической разгрузки (модули №°№ 1, 10-12);

- нам очень важно, что дети развивают навыки коммуникации с другими детьми, учатся

взаимодействовать и работать в команде (модули №№ 6,8, 10, 13);

- в центре дети могут приобрести навыки социально-бытовой направленности (модуль №

9).

Важно, что практически все модули имеют ценность для родителей и других членов семей детей с ОВЗ (мы не включали в опрос модуль № 14). В интервью, которые дополняли опрос, родители подчеркнули значимость разнообразия и вариативности предлагаемых программ, что помогает ребенку по-разному проявлять себя, узнавать новое, радоваться разным творческим работам, которые он создает под руководством педагога.

Таким образом, преимуществами модульного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей являются гибкая вариативность предлагаемых программ, возможность их применения в работе с детьми с разными нозологиямм, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка.

Заключение. Реализация модульного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и членов их семей (основания для выводов дает анализ деятельности центра «Дом под солнцем» Благотворительного фонда «Образ жизни») позволяет в полной мере создавать условия для продуктивной социализации и адаптации этой категории граждан, преодолевать негативное явление социальной изоляции, отвечать на запросы и потребности детей с разными нозологиями.

Модульный подход включает в себя 14 модулей, которые охватывает самые разные направления, что ценно для членов семей детей с ОВЗ, для самих детей с ОВЗ, для специалистов социальной работы. Это позволяет рекомендовать данный подход и обеспечивающие его

программы для внедрения в других социальных учреждениях.

Данный подход позволяет сфокусировать все ресурсы, имеющиеся у НКО для изменения текущей ситуации к лучшему и помощи конкретному ребенку с ОВЗ и его семье.

Расширение возможностей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и членов их семей снижает и уровень редуцированности участия родителей в качестве сопровождающего ребенка, помогая овладеть значимыми для данной деятельности компетенциями [11]. Родители и другие члены на консультациях и встречах в рамках модуля «Родительский клуб» осваивают навыки абилитации и социализации собственного ребенка, а также преодоления синдрома эмоционального выгорания, ощущения своего изгойства, опустошенности, о чем свидетельствуют исследования [12].

В ходе реализации модульного подхода осуществляется взаимодействие трех сторон:

- самого ребенка;

- его семьи;

- специалистов (в том числе волонтеров).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое взаимодействие усиливает потенциал

всех направлений модульного подхода, создает условия для развивающей среды, которая обеспечивает многослойность и

опосредованность формирования

коммуникативных навыков, социальных компетенций, активизации собственных ресурсов участников процесса психолого-педагогического сопровождения.

Потенциал реализации модульного подхода раскрывается и в интеграции психологических, творческих, социально-бытовых, инклюзивных направлений сопровождения особых детей и членов их семей [13;14].

1. Осипова И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И.О. Осипова // Семья в России. - 2008. - № 9. -С. 28-34.

2. Подрезова Т.А., Соловьева А.В. Социальное сиротство в современной России и пути его преодоления / Т.А. Подрезова, А.В. Соловьева // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1. - С. 193-195.

3. Мифтахова Л.Р. Актуальные проблемы родителей детей с ментальной инвалидностью / Л.Р. Мифтахова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. -С. 46-48.

4. Казакова Л.А. Особенности адаптации детей и подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / Л.А.

Казакова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - С. 256-266. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nosobennosti-sotsializatsii-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

5. Закомолдина Т.О. Проблема социального сиротства в современной России / Т.О. Закомолдина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2008. - № 2(4). - С. 3-9.

6. Дубровина И.В. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах (методологическая разработка) / И.В. Дубровина. - М., 1986.

7. Дубровский А.А., Дегтерев Е.А., Гурин В.Е. Лечебная педагогика: методическое пособие / А.А. Дубровский, Е.А. Дегтерев, В.Е. Гурин. - Краснодар: Краснодарское отделение Педагогического общества РСФСР, 1988.

8. Романова М.Н., Курина В.А. Коммуникативно-деятельностный подход в социально-культурном сопровождении детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / М.Н. Романова, В.А. Курина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 6. - 0,3 п.л. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470080.htm

9. Камалеева А.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Алгоритм поэтапного когнитивного моделирования в естественнонаучной и гуманитарной составляющих профессионального образования / А.Р. Камалеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 1(101). - С. 129-136.

10. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3(140). - С. 8-18.

11. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 3-14.

12. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения: учеб. пособие: хрестоматия / Т.Г. Горячева, И.А. Солнцева // Психология семьи и больной ребенок.

- СПб.: Речь, 2007. - С. 223-233.

13. Афонина Н.И. Развитие идеи педагогического сопровождения личности в современных исследованиях / Н.И. Афонина // Человек и образование. - 2012. - № 4(33). - С. 135-138.

14. Самоукова С.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / С.А. Самоукова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.

- Т. 46. - С. 338-342. - Режим доступа: ^ф^-koncept.ru/2016/76543.htm

References:

1. Osipova I.O. State strategy for preventing social orphanhood / I.O. Osipova // Family in Russia. - 2008. - № 9. -P. 28-34.

2. Podrezova T.A., Solovieva A.V. Social orphanhood in modern Russia and ways to overcome it / T.A. Podrezova, A.V. Solovieva // Tauride scientific observer. -2016. - № 1. - P. 193-195.

3. Miftakhova L.R. Actual problems of parents of children with mental disability / L.R. Miftakhova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. - 2014. - № 9. - P. 46-48.

4. Kazakova L.A. Features of adaptation of children and adolescents with disabilities [Electronic resource] / L.A. Kazakova // Siberian Pedagogical Journal. - 2010. - S. 256-266. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

5. Zakomoldina T.O. The problem of social orphanhood in modern Russia / T.O. Zakomoldina // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Right". - 2008. - № 2(4). - P. 3-9.

6. Dubrovina I.V. Psychological recommendations for raising children in orphanages, and boarding schools (methodological development) / I.V. Dubrovina. - M., 1986.

7. Dubrovsky A.A., Degterev E.A., Gurin V.E. Therapeutic pedagogy: methodical manual / A.A. Dubrovsky, E.A. Degterev, V.E. Gurin. - Krasnodar: Krasnodar branch of the Pedagogical Society of the RSFSR, 1988.

8. Romanova M.N., Kurina V.A. Communicative-activity approach in the socio-cultural support of children with disabilities [Electronic resource] / M.N. Romanova,

V.A. Kurina // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - № 6. - 0.3 p.l. - Access mode: http://e-koncept.ru/2017/470080.htm

9. Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. Algorithm for step-by-step cognitive modeling in the natural science and humanitarian components of vocational education / A.R. Kamaleeva, L.Yu. Mukhametzyanova // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovlev. - 2019. - № 1(101). - P. 129-136.

10. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Development of the Man of Knowledge in the Perspective of the Cognitive Paradigm / E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. -№ 3(140). - P. 8-18.

11. Smirnova E.O., Bykova M.V. Experience in researching the structure and dynamics of parental relationships / E.O. Smirnova, M.V. Bykova // Questions of psychology. - 2000. - № 3. - P. 3-14.

12. Goryacheva T.G., Solntseva I.A. Personal characteristics of the mother of a child with developmental disabilities and their impact on child-parent relationships: Proc. allowance: reader / T.G. Goryacheva, I.A. Solntseva // Psychology of the family and a sick child. - St. Petersburg: Speech, 2007. - P. 223-233.

13. Afonina N.I. Development of the idea of pedagogical support of personality in modern research / N.I. Afonina // Man and education. - 2012. - № 4(33). - P. 135138.

14. Samoukova S.A. Socialization of children with disabilities in the institution of additional education [Electronic resource] / S.A. Samoukova // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - T. 46. - P. 338-342. - Access mode: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы

Сведения об авторах:

Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, e-mail: bereg444@mail.ru

Жгенти Инга Вахтанговна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: i.zhgenti@obrazfund.ru

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» по образовательным программам, e-mail: stukalova@obrazfund. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.