УДК 159.923
Ю. М. Солдатова
ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ СУДЬИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается феномен потенциала личности судьи. Раскрывается роль личности судьи в профессиональной деятельности. Предлагается структурное содержание феномена названного потенциала, способное стать основой для разработки акмеологических методов обучения и воспитания будущих специалистов и технологий развития (поддержания) потенциала судьи.
Ключевые слова: потенциал личности, профессиональная деятельность судьи, личность судьи, компонентный состав потенциала личности судьи.
Abstract. The paper considers the phenomenon of the personality potential of a judge. The role of the personality of a judge in professional activities is revealed. The author gives the structure of the personality potential of a judge, which can be used in teaching future specialists.
Index terms: personality potential, professional activities of a judge, the personality of a judge, component structure of the personality potential of a judge.
Проблема эффективного функционирования судопроизводства существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда задача создания правого государства была объявлена одной из самых значимых, нацеленных на обеспечение благополучия общества. Сегодня важнейшим политическим приоритетом является судебная реформа в России. Независимый и беспристрастный суд - это правовая защищенность граждан. Это фундаментальное развитие здоровой, конкурентоспособной экономики. Наконец, это уважение к самому государству, вера в силу права и справедливости. Правосудие не может существовать без компетентного и независимого судейского корпуса, центральное место в котором занимает судья. Он решает широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций [6], обеспечивает защиту социальных гарантий и прав граждан и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые должны формироваться уже на начальной стадии подготовки будущих специалистов, но и к личности судьи [5, 8, 11].
Специфика профессиональной деятельности судьи сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но типичны в сфере судопроизводства. К судьям предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и от-
ветственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
В судейской деятельности реализуется значительное количество специальных качеств и навыков, которые, будучи приведены в системную организацию личности, определяют «внутренний стержень», способность судьи «проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности» [7] и обусловливают специфику индивидуального стиля деятельности профессионала.
В основе судебного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность. Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле материалов [2]. Внутреннее убеждение представляет собой динамически развивающееся, эмоционально окрашенное отношение судьи к истинности обстоятельств дела, имеющих процессуальное и материальноправовое значение, к их правовой сути, а также к самим этим обстоятельствам, - отношение, определяющее готовность судьи к принятию решения по делу и складывающееся в условиях процессуально-правовой регламентации [12].
Каждый судья оценивает доказательства самостоятельно, руководствуясь только собственными суждениями, сформировавшимися в ходе судебного исследования. Судья может свободно высказывать свое мнение относительно ценности доказательств, основывая выводы лишь на собственном убеждении. Однако подчинение закону при рассмотрении дела и вынесении приговора является важнейшим условием осуществления судебной деятельности.
Профессиональная деятельность судьи неразрывно связана с высокими этическими требованиями, оказывающими значительное влияние на вершение правосудия. Среди таких нравственных категорий первостепенное место занимает судейская совесть [13], на основании которой судья соотносит свои решения с правовыми предписаниями и нормами нравственности, а также действует в соответствии со сложившимися убеждениями, что позволяет противостоять внешним влияниям и сохранять стабильность смысловых ориентиров. Фактически речь идет о потенциале личности судьи.
Слово «потенциал» происходит из латинского языка и в переводе на русский означает «сила», «возможность», «способность». С точки зрения философии «потенциальное» и «актуальное» интерпретируются в контек-
сте «возможного» и «действительного» («наличного»). Потенция - возможность, внутренне присущая сила, способность к действию [13].
Психологическое понимание сущностных характеристик потенциала тесно связано с общенаучным. Потенциал является универсальной категорией и означает совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей.
В психологических и акмеологических исследованиях можно обозначить три ключевых подхода к изучению потенциала личности [4].
Согласно первому из них, основанному на неструктурированном обобщении различных исследований проблемы потенциального в человеке, потенциал личности включает следующие составляющие:
• природные особенности индивида (тип и особенности нервной системы, физические данные, активность);
• интеллект;
• силу личности в ее различных проявлениях;
• работоспособность, активность [3].
В соответствии со вторым подходом, потенциал личности обладает свойствами системного качества, что позволяет осуществлять его изучение с опорой на системные модели и описания. Данная исследовательская позиция дает основание говорить о существовании «иерархической системы потенциалов человека» [9], являющейся основной идеей при изучении потенциального. Так, В. Н. Марков выделяет три основных вида потенциалов - биологический, психический и личностный [9].
Третий подход основывается на исследовании потенциальных возможностей человека в пространстве его профессии. В соответствии с ним именно психологическая специфика сложной профессиональной деятельности является своеобразным системообразующим фактором, не только направляющим формирование личностных качеств до уровня профессионально важных, но и интегрирующим различные потенциалы личности в единое целое. Данный подход количественно-качественной оценки составляющих личностного потенциала с последующей интеграцией является наиболее научно проработанным [1, 3, 10].
В рамках нашего исследования мы придерживаемся рассмотрения потенциала в контексте профессиональной деятельности, развития человека в пространстве профессии, достижения им вершин мастерства, акме. Понятие потенциального применительно к профессиональной судейской деятельности соотносится со способностью профессионала к независимости и самостоятельности в принятии решений, наличием высоких моральных качеств и внутренней устойчивости нравственных принципов.
В контексте данной работы мы разделяем представление Д. А. Леонтьева относительно сущности потенциального. По мнению психолога, потенциал лич-
ности рассматривается как базовое измерение собственно личностного в личности, которое прямо не коррелирует с интеллектуальным развитием, с глубиной и содержательностью внутреннего мира и творческим потенциалом. «Личностный потенциал - это системная организация индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [7].
Говоря о потенциале личности, мы подразумеваем не столько базовые личностные черты или установки, сколько особенности системной организации личности в целом, сложную ее архитектонику, основанную на сложной схеме опосредования [7]. Таким образом, потенциал личности судьи можно обозначить как ядро личности, определяющее внутреннюю устойчивость, самоконтроль поведения с точки зрения не только правовых требований, соблюдение которых является аксиомой в профессиональной деятельности, но и моральных норм, ценностных установок судьи. Иначе говоря, «стабильность смысловых ориентаций» судьи, осознание им профессионального долга обусловливают и осознание особой ответственности за полноту, объективность и всесторонность исследования уголовного дела, законность и обоснованность судебного приговора.
В связи с вышесказанным, объективно возникает исследовательский вопрос: какова роль потенциала личности судьи в профессиональной деятельности?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо, прежде всего, определить, что входит в структуру потенциала личности.
В контексте данной исследовательской работы мы используем структуру потенциала, предложенную Д. А. Леонтьевым [7], в которую входят три дополняющих друг друга группы переменных:
• связанные с успешностью самоопределения в пространстве возможностей и выбора цели для последующей реализации (осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, временная перспектива, мировоззренческая активность, рефлексия);
• соотносящиеся с организацией целенаправленной деятельности (ориентация на действие, самоорганизация деятельности, конструктивное мышление);
• связанные с сохранением устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств (жизнестойкость, копинго-вые стратегии, защитные механизмы, адаптивность).
В русле изучения потенциала профессионала дефиниция феномена, предложенная Д. А. Леонтьевым, наиболее полно, на наш взгляд, отражает содержание данного понятия.
В результате аналитической работы мы предположили, что потенциал личности судьи имеет особую структуру. Определение компонентного состава потенциала судьи основано на выделении трех доминирующих сфер: личности, самосознания, мировоззренческой активности.
Поскольку одним из показателей потенциала является внутренняя устойчивость смысловых ориентаций личности, мы выделяем такой компонент, как самодетерминация, т. е. способность личности ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Данный компонент представлен эмоциональной стабильностью, моральной регуляцией поведения, высоким самоконтролем, адаптивностью судьи. Самодетерминация личности судьи проявляется в профессиональной деятельности как личностная зрелость, независимость, справедливость решений, «судейская совесть».
В сфере самосознания составляющими потенциала личности судьи являются уверенность в себе, осмысленность жизни, самооценка. В профессиональной деятельности судьи данный компонент обусловливает уверенность в принятых решениях, профессиональную и личностную успешность, преодоление деформаций личности.
Жизненная активность, управляемость жизни, инициативность, целеустремленность являются составляющими потенциала личности судьи в сфере мировоззренческой активности. В деятельности судьи данный компонент представлен способностью принимать решения на основе не только нормативных документов, но и общечеловеческих ценностей, находящих свое отражение в убеждениях, идеалах.
Таким образом, можно предположить, что потенциал личности судьи есть устойчивая психологическая структура особым образом связанных компонентов:
• самодетерминации личности;
• самосознания;
• внутренней активности (таблица).
Представленная структура конкретизирует содержание потенциала личности судьи, а следовательно, может являться основой для разработки акмеологических методов и технологий развития (поддержания) потенциала судьи, поскольку специфика и содержание судейской деятельности предполагает постоянное функционирование потенциала личности.
Согласно выделенным сферам и компонентам потенциала судьи, мы определили следующие направления его развития:
1) обучение методам и технологиям саморазвития (осознание целей, возможностей, способов саморазвития; самоопределение, самовоспита-
ние, самореализация, самоутверждение). Саморазвитию подлежат преимущественно важнейшие личностные составляющие потенциала судьи;
2) развитие навыков рефлексии, позволяющее осуществлять адекватную самооценку, представления о себе (компонент потенциала - самосознание);
3) формирование и развитие у судей жесткой системы нормативной регуляции деятельности посредством осознания социальной значимости профессии.
Структура потенциала личности судьи
Сфера Компонент Содержание компонента Роль в профессиональной деятельности судьи
Личность Самодетер- минация Эмоциональная стабильность, моральная регуляция поведения, высокий самоконтроль, адаптивность, локус контроля «Я» Независимость, объективность принятия решений и оценки доказательств
Представления о «Я» Самосозна- ние Уверенность в себе, осмысленность жизни, самооценка Преодоление профессиональных деформаций, ориентация на успех
Мировоз-зренчес-кая активность Активность Жизненная активность, инициативность, целеустремленность Принятие решений на основании не только нормативных законов, актов, но и общечеловеческих ценностей
Обозначенная трехкомпонентная структура потенциала личности судьи будет служить основой не только для выделения параметров диагностики, ориентиров, определяющих цели, задачи и содержание дальнейшей исследовательской деятельности, но и основой для разработки критериев оценки соответствия будущих специалистов требованиям к должности судьи.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
4. Дьячкова Е. В. Психолого-акмеологические особенности раскрытия предпринимательского потенциала: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. С. 44-45.
5. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, 1996. 631 с.
6. Закон Российской Федерации № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». М.: Ось - 89, 2009. 96 с.
7. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы са-модетерминации личности // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 1. С. 15-25.
8. Клеандров М. И. Статус судьи: учеб. пособие: моногр. М: Наука, РАН, 2000. 448 с.
9. Марков В. Н., Синягин Ю. В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. № 1. С. 250-262.
10. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
11. Чуфровский Ю. В. Юридическая психология: учеб. для вузов. М., 1999. 320 с.
12. Чиганова С. Д. Формирование убеждения суда первой инстанции в исковом производстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1985. С. 9.
13. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М.: Зерцало, 1998. 352 с.