Научная статья на тему 'Потенциал историко-правовой науки в процессе формирования управленческих кадров'

Потенциал историко-правовой науки в процессе формирования управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / HUMANITIES EDUCATION / UNIVERSITY / HISTORICAL AND LEGAL DISCIPLINES / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Светлана Владимировна, Воликова Ирина Александровна

Исследована проблематика профессиональной подготовки студентов юридического профиля, ее интеллектуальной составляющей. В частности, рассмотрено формирование личностных характеристик студента в процессе преподавания историко-правовых курсов. Предложено определение предметного значения существования университета как феномена правовой культуры. Подвергнута критическому осмыслению тесная связь между образованностью и нравственным совершенством в процессе воспитания образованного интеллектуально развитого человека. Особое внимание для обсуждения отведено важной роли историко-правовых курсов в формировании личности, поскольку помимо государственно-правовых проблем и понятий рассматривается человек как носитель правовой идеи. Юридическая наука рассмотрена как особый социальный институт и сфера формирования новых знаний о праве с доминирующей составляющей формирования гражданской позиции личности. Особое внимание уделено теоретическим взглядам С. С. Алексеева и А. В. Малько на проблему формирования целостного представления у обучающихся о личностях философов и мыслителей и их правовых идей. Утверждается, что изучение и осмысление многовекового опыта государственно-правовых процессов в историко-правовых курсах позволяет формировать профессиональные и личностные качества обучающихся, необходимые для развития познавательных навыков, критического мышления и формирования умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of Historical and Legal Sciences in the Process of Training Administrative Personnel

The article studies the problems of professional training of law students, and its intellectual component. In particular, the formation of personal characteristics of students in the process of teaching historical and legal courses is considered. The author proposes the definition of the subject value of a university as a phenomenon of legal culture. The close connection between education and moral perfection in the process of education of an educated intellectually developed person is subjected to critical understanding. Special attention is given to the important role of historical and legal courses in the formation of personality, because in addition to the state-legal problems and concepts, a person is considered as a carrier of the legal idea. Legal science is considered as a special social institution and the sphere of formation of new knowledge about the law with the dominant component of the formation of the civil position of the individual. Particular attention is paid to the theoretical views of S. S. Alekseev and A. V. Malko on the problem of formation of a holistic view of the students about the personalities of philosophers and thinkers and their legal ideas. It is argued that the study and understanding of the centuries-old experience of state-legal processes in the historical-philosophical-legal courses allows forming professional and personal qualities of students necessary for the development of cognitive skills, critical thinking and the formation of skills to independently design their knowledge, to navigate in the information space.

Текст научной работы на тему «Потенциал историко-правовой науки в процессе формирования управленческих кадров»

УДК 340.114.5

РО!: 10.17277/pravo.2019.02.pp.021-027

Исследована проблематика профессиональной подготовки студентов юридического профиля, ее интеллектуальной составляющей. В частности, рассмотрено формирование личностных характеристик студента в процессе преподавания историко-правовых курсов. Предложено определение предметного значения существования университета как феномена правовой культуры. Подвергнута критическому осмыслению тесная связь между образованностью и нравственным совершенством в процессе воспитания образованного интеллектуально развитого человека. Особое внимание для обсуждения отведено важной роли историко-правовых курсов в формировании личности, поскольку помимо государственно-правовых проблем и понятий рассматривается человек как носитель правовой идеи. Юридическая наука рассмотрена как особый социальный институт и сфера формирования новых знаний о праве с доминирующей составляющей формирования гражданской позиции личности. Особое внимание уделено теоретическим взглядам С. С. Алексеева и А. В. Малько на проблему формирования целостного представления у обучающихся о личностях философов и мыслителей и их правовых идей. Утверждается, что изучение и осмысление многовекового опыта государственно-правовых процессов в исто-рико-правовых курсах позволяет формировать профессиональные и личностные качества обучающихся, необходимые для развития познавательных навыков, критического мышления и формирования умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Ключевые слова: гуманитарное образование; университет; историко-пра-вовые дисциплины; формирование личности.

Светлана Владимировна Мещерякова, канд. психол. наук, доцент, кафедра «Трудовое и предпринимательское право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; svetlana.meshcher@yandex.ru

Ирина Александровна Воликова, старший преподаватель, кафедра «Трудовое и предпринимательское право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; braid5@rambler.ru

ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Формирование личности студента наравне с обучением является одним из главных направлений в деятельности высших учебных заведений. Университет (университеты) принимает непосредственное участие в формировании личности студента, развивая такие базовые ценности, как нравственность, патриотизм, гражданственность.

Преподаваемые в Юридическом институте ТГТУ историко-правовые дисциплины предоставляют возможность сформировать личности будущих управленческих кадров.

Немало примеров из новой и новейшей истории свидетельствуют о том, что выдающиеся деятели разных эпох имели за спиной именно юридическое образование. Профессора юридических факультетов университетов средневековья расценивали преподавательскую работу как промежуточную ступень на пути к управленческим структурам. Новое время выдвинуло ранних буржуазных революционеров-юристов: юриспруденции обучался лидер Английской буржуазной революции О. Кромвель, французы Дантон и Робеспьер так же окончили юридические колледжи. Длинную лестницу от простого референдария до канцлера объединенной Германии прошел О. фон Бисмарк. Дополняя список, отметим, что и современные российские лидеры (В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев) вышли из стен юридических факультетов.

Естественным представляется вывод: юридическое образование представляет собой наиболее удобный и короткий путь в административные органы государственной власти.

Отсюда вытекает важность формирования высоконравственной личности, способной стать государственно-ответственным человеком.

Первая система элитного образования была разработана Конфуцием, она влияла на культуру Китая и Юго-Восточной Азии на протяжении 2,5 тысячелетий. В нее закладывалась не только система получения знаний, но и духовного совершенствования [1, с. 83]. На примере германского чиновника Бисмарка можно судить о том, что он немало вынес из университета, сделавшего его крупным государственным деятелем, особенно в интересовавших его науках: история, международные отношения, политическая география, литература, иностранные языки. Предметом его увлечений стали Шекспир и Байрон, Гете и Шиллер. Так что известный парадокс, - «чем выше должность, тем меньше человеку надо знать и уметь: за него все сделают», - представляется в данном случае не более чем шуткой.

О смысле высшего (и в нашем случае юридического) образования в научной литературе нет единства. Зададимся вопросом: в чем смысл существования университета и в чем его ценность как феномена правовой культуры? Чему учить? - Знанию законов? И превратить выпускника в законоведа или акцентировать внимание преподавателя на познании теории и практики права? И здесь нельзя не согласиться с мнением А. В. Гудковой о том, что «изучение истории государства и права должно быть нацелено не на запоминание фактов, а на формирование и развитие умений: работу с источниками, оценивание различных взглядов, позиций» [3, с. 30].

Ученые, исследовавшие университет, оставили нам понимание как термина universitas (городская гильдия), так и других, с ним связанных: stadium generale или alma mater. Отличие же заключается в том, что обучение в университете предполагало не только передачу узкоспециальных профессиональных знаний. Университет становится высшей школой, поскольку в нем, кроме специально-профессиональных, даются еще и дополнительные знания, выше того, что необходимо для профессиональной

подготовки [6, с. 32]. Именно дополнительное образование и определяло конституирование университета как учебного заведения, то есть stadium generale, а не только как гильдии (universitas).

Еще раз напомним: чтобы подтвердить атрибутивность гуманитарной и исследовательской подготовки, учебное заведение, претендующее на статус университета, обязано воспитывать интеллектуалов. А поскольку интеллектуал не может не быть, во-первых, исследователем, а во-вторых, высокообразованным и культурным человеком, в первом случае университету нельзя забывать об исследовательской подготовке студентов, во втором - об их гуманитарном образовании.

В чем заключается гуманитарный характер образования? Право возникло в обществе и для нужд общества. Этот факт автоматически придает правовой науке гуманитарную направленность.

Платон возлагал большие надежды на систему образования, которая не только сможет воспитывать мудрых правителей, но и научит остальных граждан разумному повиновению. Правда, современный опыт расходится с ним в вопросе о том, что любая система образования может обеспечить столбовую дорогу к вершинам мудрости, или в том, что существует безошибочный метод выбора или воспитания лиц, естественно предрасположенных к управлению государством [7, с. 21].

Цицерон усматривал тесную связь между образованностью и нравственным совершенством. Воспитывая образованного человека, мы тем самым воспитываем человека нравственного. Идеальный правитель у Цицерона - это человек, который, изучая высокие науки, достигает мудрости и нравственного совершенства.

В Германии наука всегда была укоренена в государственно-бюрократических отношениях. Отношения немецкого общества, государства и образования сформировали уникальную социальную группу - образованную элиту, члены которой были образованными учеными и государственными служащими с уникально высоким социальным статусом. Всю университетскую систему Германии было бы невозможно культивировать без особого отношения взаимозависимости и взаимного доверия профессоров и государства. Государство было хранителем учености и образования уже потому, что управлялось людьми, воспитанными в университетах, построившими себя как хранителей культуры и доверявшими профессуре воспитание следующих поколений себе подобных. И в современной Германии существует сложная, многоступенчатая система отбора кадров для государственной службы из выпускников высших учебных заведений юридического профиля с наилучшей успеваемостью.

Перед нашими университетами стоит так же задача формирования личностей. Поскольку, как мы показали ранее, выпускники юридических факультетов идут по ступеням власти быстрее, становление личности в процессе юридического образования обращает на себя пристальное внимание педагогов высшей школы. При этом важную роль в формировании личности могут сыграть историко-правовые курсы, несущие в себе мощный эмоциональный заряд. Прежде всего потому, что помимо государственно-правовых проблем и понятий для обсуждения выносится человек, носитель правовой идеи.

В современных учебниках и учебных пособиях по истории государства и права и политико-правовых учений авторами зачастую рассматриваются правовые идеи в отрыве от их носителей - философов и мыслителей. То же в истории государства и права как России, так и зарубежных стран. Авторы учебников сознательно уходят от рассказа о личности мыслителя, не желая вторгаться в область гражданской истории. В. О. Ключевский справедливо утверждал, что «разница между историками и юристами только в точках зрения: историки видят причины, не замечая следствия, юристы замечают только следствия, не видя причин» [4, с. 402]. Заметим также, что юридическая практика не может ограничиваться функционированием соответствующих органов государства и юристов. Юриспруденция связана с обществом вообще, поскольку право - компонент всех социальных сфер. С. С. Алексеев рассматривал в качестве отправной точки права правовые ситуации, понимаемые как сложные жизненные обстоятельства [9, с. 46]. Рождение любой правовой идеи возникает не сразу, не вдруг, но как реакция на вполне конкретные жизненные ситуации, является ответом на вызовы обществу и государству. Например, появление платоновского проекта идеального государства стало попыткой разрешить кризисные явления, трещинами, разошедшимися по греческому полису. А конституционные замыслы Екатерины II были порождены влиянием идей Французской буржуазной революции. По мнению Е. А. Чичневой, хотя не законы и иные нормативные акты сами по себе или принятые органами публичной власти, а лишь индивидуальные действия, имеющие или даже не имеющие возможные правовые последствия, составляют сердцевину правовой системы [10, с. 89].

Нельзя не согласиться с мнением профессора Г. Г. Бернацкого, которым отмечено, что формирование личности должно составлять основное направление государственной идеологии. «Миссия современных юристов, философов, специалистов в области гуманитарного знания, состоит в том, чтобы убеждать и студентов, и школьников, и весь мир, как во времена Аристотеля, Платона или Цицерона, что есть объективные истина, добро, красота, справедливость».

Изучение и осмысление многовекового опыта государственно-правовых процессов в курсах истории государства и права зарубежных стран и истории государства и права России позволяет формировать профессиональные и личностные качества будущих юристов. «Эти курсы способствуют упрочению исторической памяти, формированию гражданской позиции, накоплению социально ценностного потенциала личности», такую оценку дают роли историко-правовых курсов в юридических вузах Т. М. Баженова и Н. Н. Зипунникова в своей статье о роли историко-пра-вовых курсов в юридическом образовании [2, с. 229].

В разных странах, формах государств, разных Конституциях присутствует своя концептуальная наполняемость функций государства и сложившихся в них регламентируемых правом общественных отношений. Современная правовая наука, выполняя свою главную миссию по содействию процессу развития права, последовательно пытается выйти на путь целостного познания правовых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, комплексного изучения не только статики, но и динамики права [8, с. 8].

С позиций интегральной методологии, применяемой при изучении учебных дисциплин «История государства и права зарубежных стран» и «История отечественного государства и права» и придерживающейся постулата «история - это политика, опрокинутая в прошлое», изучение этих дисциплин происходит с мировоззренческих позиций сегодняшнего дня и, по сути, подтверждает правильность устройства современного, сегодняшнего государства.

Юридическая наука как особый социальный институт и сфера формирования новых знаний о праве, находясь в центре событий, которые переживает современное Российское государство, формируя новую государственность, обнаруживает большое количество вопросов, разрешение которых возможно лишь при условии методологической рефлексии гуманитарного знания [5, с. 883].

В заключение еще раз подчеркнем важное место курсов историко-правовых дисциплин в процессе формирования личности в юридических образовательных учреждениях.

Результатом реализации формируемых компетенций в процессе обучения студентов по историко-правовым предметам должно стать развитие познавательных навыков, критического мышления и формирования умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Очевидно, что именно юридическое образование является большей частью предпосылкой и условием вхождения в правящую элиту страны. Тем более внимание в них должно уделяться формированию личности. Одним из важнейших инструментов такого воздействия на личность обучаемого становятся историко-правовые курсы, предлагающие выше того, что необходимо для профессиональной подготовки, но что абсолютно необходимо для становления личности, способной взять на свои плечи ответственность за судьбу страны.

Список литературы

1. Ашин Г. К. Элитное образование // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 82 - 99.

2. Баженова Т. М., Зипунникова Н. Н. Законы должны вытекать из исторической роли народа... (о роли историко-правовых курсов в юридическом образовании) // Российский юрид. журнал. 2011. № 1. С. 224 - 235.

3. Гудкова А. В. Межстрановые сравнения и важность междисциплинарного синтеза как условия формирования социокультурной и гражданской идентичности обучающихся // Преподавание языковых дисциплин в высшей школе: традиции и инновации: материалы межрегионального круглого стола, 7 июня 2017 г., Владимир. Владимир: Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний, 2017. С. 29 - 31.

4. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. 9. Материалы разных лет. М.: Мысль, 1990. 528 с.

5. Кожевина М. А. История как значимый фактор дальнейшего развития отечественной юридической науки // Эволюция российского и зарубежного государства и права. К 80-летию кафедры истории государства и права Уральского гос. юрид. ун-та (1936 - 2016): сб. науч. тр. Т. II: Эволюция зарубежного государства и права, учений о зарубежном государстве и праве, проблемы теории, фило-

софии и методологии права в трудах-поздравлениях коллег. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. юрид. ун-та, 2016. 912 с.

6. Костюкевич С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // А1та Маег (Вестник высшей школы). 2001. № 6. С. 34 - 39.

7. Ллойд Денис. Идея права / пер. с англ. Ю. М. Юмашева (науч. ред.). М.: Югона, 2002. 416 с.

8. Малько А. В., Трофимов В. В. Теоретико-методологическая концепция «правовой жизни» // Государство и право. 2010. № 7. С. 5 - 13.

9. Тарасов Н. Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1. С. 31 - 50.

10. Чичнева Е. А. Актуальные проблемы современного права, или новое правовое мышление (взгляд философа) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2001. № 2. С. 87 - 95.

References

1. Ashin G.K. [Elite Education], Obshchestvennyye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity], 2001, no. 5, pp. 82-99. (In Russ.)

2. Bazhenova T.M., Zipunkova I.N. [Laws should flow from the historical role of the people ... (on the role of historical and legal courses in legal education)], Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal [Russian Law Journal], 2011, no. 1, pp. 224-235. (In Russ.)

3. Gudkova A.V. Prepodavaniye yazykovykh distsiplin v vysshey shkole: traditsii i innovatsii: materialy mezhregional'nogo kruglogo stola [Teaching Language Disciplines in Higher Education: Traditions and Innovations: Materials of the Interregional Round Table], 7 June 2017, Vladimir: Vladimirskiy yuridicheskiy institut Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2017, pp. 29-31. (In Russ.)

4. Klyuchevskiy V.O. Sochineniya v devyati tomakh. Tom 9. Materialy raznykh let [Works in nine volumes. Volume 9. Materials of different years], Moscow: Mysl', 1990, 528 p. (In Russ.)

5. Kozhevina M.A. Evolyutsiya rossiyskogo i zarubezhnogo gosudarstva i prava. K 80-letiyu kafedry istorii gosudarstva i prava Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta (1936 - 2016): sbornik nauchnykh trudov T. II: Evolyutsiya zarubezhnogo gosudarstva i prava, ucheniy o zarubezhnom gosudarstve i prave, problemy teorii, filosofii i metodologii prava v trudakh-pozdravleniyakh kolleg [Evolution of the Russian and foreign state and law. On the 80th anniversary of the Department of History of State and Law of the Ural State Law University (1936 -2016): collection of scientific works of Vol. II. The Evolution of a Foreign State and Law, Teaching on a Foreign State and Law, Problems of Theory, Philosophy and Methodology of Law in Works of Congratulations colleagues], Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet, 2016, 912 p. (In Russ.)

6. Kostyukevich S. [The image of the university as a unique blend of liberal education, the medieval guild and natural science], Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly) [A1ma Mater (Higher School Bulletin)], 2001, no. 6, pp. 34-39. (In Russ.)

7. Lloyd Denis, Yumashev Yu.M. [Ed.] Ideya prava [The idea of the right], Moscow: Yugona, 2002, 416 p. (In Russ.)

8. Mal'ko A.V., Trofimov V.V. [Theoretical and methodological concept of "legal life"], Gosudarstvo ipravo [State and law], 2010, no. 7, pp. 5-13. (In Russ.)

9. Tarasov N.N. [Method and methodological approach in jurisprudence (attempt to analyze the problem)], Pravovedeniye [Jurisprudence], 2001, no. 1, pp. 31-50. (In Russ.)

10. Chichneva Ye. A. [Actual Problems of Modern Law, or New Legal Thinking (View of a Philosopher)], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Moscow University Bulletin. Series 7: Philosophy], 2001, no. 2, pp. 87-95. (In Russ.)

Potential of Historical and Legal Sciences in the Process of Training Administrative Personnel

S. V. Meshcheryakova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Labor and Business Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

svetlana.meshcher@yandex.ru

I. A. Volikova, Senior Lecturer, Department of Labor and Business Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

braid5@rambler.ru

The article studies the problems of professional training of law students, and its intellectual component. In particular, the formation of personal characteristics of students in the process of teaching historical and legal courses is considered. The author proposes the definition of the subject value of a university as a phenomenon of legal culture. The close connection between education and moral perfection in the process of education of an educated intellectually developed person is subjected to critical understanding. Special attention is given to the important role of historical and legal courses in the formation of personality, because in addition to the state-legal problems and concepts, a person is considered as a carrier of the legal idea. Legal science is considered as a special social institution and the sphere of formation of new knowledge about the law with the dominant component of the formation of the civil position of the individual. Particular attention is paid to the theoretical views of S. S. Alekseev and A. V. Malko on the problem of formation of a holistic view of the students about the personalities of philosophers and thinkers and their legal ideas. It is argued that the study and understanding of the centuries-old experience of state-legal processes in the historical-philosophical-legal courses allows forming professional and personal qualities of students necessary for the development of cognitive skills, critical thinking and the formation of skills to independently design their knowledge, to navigate in the information space.

Keywords: humanities education; university; historical and legal disciplines; personality formation.

© С. В. Мещерякова, 2019 © И. А. Воликова, 2019

Статья поступила в редакцию 10.12.2018

При цитировании использовать:

Мещерякова С. В., Воликова И. А. Потенциал историко-правовой науки в процессе формирования управленческих кадров // Право: история и современность. 2019. № 2. С. 21 - 27. doi: 10.17277/pravo.2019.02.pp.021-027

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.