Научная статья на тему 'Потенциал инновационных региональных межведомственных проектов в повышении профессиональной компетентности педагога'

Потенциал инновационных региональных межведомственных проектов в повышении профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕСУРС / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Н. А.

Данная статья демонстрирует взаимосвязь таких современных понятий в образовании, как профессиональный стандарт педагога, общественная оценка профессиональных качеств учителя, профессиональный рост педагога, а также общественное признание педагога. На примере реализации инновационного регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор» показано, как педагог в своём профессиональном росте может найти новые точки развития, интегрируя свой опыт с возможностями, предоставляемые общественным ресурсом с одновременным получением оценки его профессиональных качеств участниками образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумакова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал инновационных региональных межведомственных проектов в повышении профессиональной компетентности педагога»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 371.14

ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Н.А. Чумакова

Данная статья демонстрирует взаимосвязь таких современных понятий в образовании, как профессиональный стандарт педагога, общественная оценка профессиональных качеств учителя, профессиональный рост педагога, а также общественное признание педагога. На примере реализации инновационного регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор» показано, как педагог в своём профессиональном росте может найти новые точки развития, интегрируя свой опыт с возможностями, предоставляемые общественным ресурсом с одновременным получением оценки его профессиональных качеств участниками образовательных отношений.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, инновационные региональные проекты, инновационная деятельность педагога, общественный ресурс, оценка профессиональных качеств педагога.

В профессиональном стандарте педагога идёт речь об интегративных показателях оценки деятельности учителя. Подразумевается наличие общественной оценки профессиональных качеств учителя, прежде всего в лице обучающихся, их родителей, социальных партнёров [1].

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» (далее - ГАОУ ДПО ИРОСТ) осуществляет научно-методическое сопровождение инновационных проектов в сфере образования на территории Курганской области. Непосредственными исполнителями явля-

ются педагоги образовательных организаций. Активное участие в инновационной деятельности решает двуединую задачу - работает на профессиональный рост педагога, так как позволяет заявить о себе, реализовать свой потенциал, а также привлечь и вовлечь в свою деятельность всех участников образовательных отношений, а, значит, и получить общественную оценку своих профессиональных качеств.

В ГАОУ ДПО ИРОСТ осуществляется инновационная деятельность по приоритетным направлениям развития российского образования. Так, одним из масштабных региональных межведомственных проектов является «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор» (далее - «Зауральский навигатор»). Проект насыщен разнообразными формами инновационной деятельности педагога - профориентационные пробы, туры, квесты, флешмобы, экспресс-маршруты (рис. 1) [21.

С1

ориентации и исихилшический ииддержки учащихся, швечающей

требованиям регионального рынка труда на основе межведомственного взаимодействия органов власти, учреждений системы образования и работодателей, ведомственных служб и учреждений, общественных организаций.

Профильные смены, конкурсь

Апробация УМК | «Профессиональный компас»

I

Региональные научно-практические конференции

Единый план-график проекта

Профориентационные пробы и туры для обучающихся

Рис. 1. Единый план-график реализации проекта «Зауральский навигатор»

В современной действительности педагог в своём профессиональном росте открыт для:

- обмена опытом со своими коллегами посредством СМИ, Интернет-ресурсов, социальных сетей тем самым повышая профессиональную компетентность, как собственную, так и коллег на институциональном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях;

- общения на различных уровнях с социальными партнёрами тем самым полноценно решая вопросы, возникающие в образовательном процессе, привлекая партнёров к воспитанию подрастающего поколения, позволяя им внести свою лепту в виде помощи, например, в организации профориентационной работы.

Остановимся подробнее, используя накопленный опыт в реализации инновацион-

ного проекта «Зауральский навигатор», пошагово рассмотрев суть и результаты совместной деятельности школы и социальных партнёров.

ШАГ 1.

Выбор школой направления

инновационной деятельности в рамках проекта способствует налаживанию взаимоотношений на нормативно-правовой основе с координаторами проекта - учреждениями профессионального образования.

На настоящий момент в рамках «Зауральского навигатора» действуют 4 подпроекта «Промышленный навигатор», «Педагогический навигатор», «Медицинский навигатор», «Агробизнесобразование

Зауралья», в рамках которых, работают 34 координатора (рис. 2).

ТОП -

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

^роктжвщЕиш^^

ТОП-РЕГИОН

world skills Russia

1 Человек-природа

- техник-механик в сельском [4 хозяйстве, тракторист, агрономия,

Человек-техника

сварщик, электромонтажни к, автомеханик, мехатроник, мобильный робототехник,

Человек-худ. образ

парикмахер, косметолог, конструирование и моделирование швейных изделий,

Человек-человек

младшая медицинская

сестра, специалист по гостеприимств

у, учитель, воспитатель,

тл

Человек' знаковая система программист, графический дизайнер, сетевой и системный щминистратор

Агробизнесобразование Зауралья

Медицинский навигатор

Промышленный навигатор

Педагогический навигатор

Рис.2 Приоритетные направления развития в рамках проекта «Зауральский навигатор»

ШАГ 2.

Составление плана работы на учебный год по выбранному направлению инновационной деятельности с включением региональных мероприятий из единого плана-графика. Планирование мероприятий различного уров-

ня предполагает участие социальных

партнёров, например, «Агробизнесобразование организация и

профориентационных

по

подпроекту Зауралье» проведение туров,

профессиональных проб и других мероприя-

тий проходит с подключением учреждений профессионального образования - координаторов подпроекта, фермерских хозяйств, а также региональных предприятий агропромышленного комплекса. В частности, по подпроекту «Медицинский навигатор» запланированные мероприятия проходят в медицинских учреждениях Курганской области и т.д.

ШАГ 3.

Для всех школ участие в любом из подпро-ектов «Зауральского навигатора» начинается с профессиональной диагностики обучаю-

ШАГ 4

Помимо региональных мероприятий, проводимых для всех участников проекта, по каждому подпроекту существуют свои про-фориентационные мероприятия. Например, координаторы «Педагогического навигатора» в соответствии с заключёнными соглашениями между профучреждениями и школами проводят Дни открытых дверей, профа-гитации с участием студентов-волонтёров, профпробы обучающихся на педагогичес-

щихся 8-11 классов. Ежегодно более 20 тысяч обучающихся Курганской области проходят данную процедуру. В ней помимо классных руководителей, школьных психологов задействованы специалисты МОУО, по согласованию специалисты муниципальных центров занятости. Свою помощь городским школам предлагают психологи учреждений профессионального образования. Формируют сводную информацию на уровне региона и анализируют результаты профори-ентационной диагностики научные сотрудники ГАОУ ДПО ИРОСТ (рис.3).

кую профессию на базе пилотных школ, а также детских садов, учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, за три года реализации регионального проекта «Зауральский навигатор» можно говорить о конкретных достигнутых результатах на основе межведомственного сотрудничества:

по подпроекту «Промышленный навигатор»:

1. Создан региональный банк профессио-

Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся

3

2014-2015 уч. год обучающиеся 9 и 11 классов (11 067 чел.)

2015-2016 уч. год обучающиеся с 8 по 11 класс (20 053 чел.)

2016-2017 уч. год обучающиеся с 8 по 11 класс ( 21 256 чел.)

25% 20% 15% 10% 5% 0%

8кл. 9кл. 10кл. 11 кл.

□ Человек-природа □ Человек-техника

□ Техника

□ Человек

□ Природа

□ Знак

□ Художественный образ

Рис. 3. Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся

нальных проб на рабочие профессии: сварщик, токарь, столяр, автомеханик, оператор котельной, электромонтажник, машинист крана и др.

2. Более 850 школьников занимаются в лабораториях по образовательной робототехнике.

3. Создаётся развивающая предметно-пространственная среда в детских садах (охват - более 4200 дошкольников).

4. Составляется дорожная карта ресурсного центра «Инженерная школа Зауралья».

5. Количество участников:

- 37 школ;

- 5 учреждений среднего профессионального и высшего образования;

- Промышленные предприятия.

по подпроекту «Агробизнесобразование Зауралье»:

1. Создан региональный банк профессиональных проб на сельскохозяйственные профессии: тракторист, ветеринар, технология мяса и мясных продуктов, рабочий зеленого хозяйства и др.

2. 122 обучающихся старших классов сельских школ области обучаются по программе подготовки трактористов категории «С».

3. Ежегодно проводится профильная смена «Областная интенсивная школа Агро-мастер». Количество участников - 48 (2016 г.), 42 (2017 г.).

4. Создан региональный ресурсный центр «Агрошкола».

5. Ежегодно более 50 руководителей и педагогов проходят повышение квалификации по агропрофильным программам.

6. Количество участников:

- 31 школа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-18 учреждений среднего профессионального и высшего образования;

- 29 сельскохозяйственных предприятий.

В ходе такой совместной плодотворной

деятельности более насыщенной и эффективной становится профориентационная работа не только по отношению к обучающемуся, меняется стиль работы педагога, что влияет на его профессиональный рост.

ШАГ 5.

Педагогу предоставляются возможности повысить свою профессиональную компетентность в выбранном направлении инновационной деятельности - участие в научно-практических конференциях, семинарах, ве-бинарах, курсах повышения квалификации, к организации которых привлекаются представители общественности - социальные партнёры проекта.

Для более плодотворного делового общения на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ был открыт региональный профориентационный клуб. Педагоги совместно с представителями социальных партнёров на встречах «без галстука» формулируют конкретные шаги по преодолению проблемных ситуаций, возникающих при реализации «Зауральского навигатора», которые можно решить только совместными усилиями (рис. 4).

Профориентационный клуб "Зауральский наамгатор"

Организационное общественное некоммерческое формирование Региональный профориентационный клуб «Зауральский навигатор»

1

ЯЗ

г

Целевые установки:

Продвижение инициатив и проектов по профориентационной тематике

Взаимодействие с региональными управлениями и департаментами по вопросам профориентации

Содействие информационному освещению профориентационной работы

Рис. 4. Региональный профориентационный клуб «Зауральский навигатор»

Также свой опыт работы можно представить в региональных СМИ, в частности ГАОУ ДПО ИРОСТ совместно с Курганской общественно-политической газетой «Новый мир» проводит интерактивные площадки, на которых обсуждаются как результаты реализации проекта, так и поиск путей дальнейшей совместной деятельности на межведомственном уровне. Информационными партнерами проекта также являются газеты «Вестник района», «Зауралье» и сайты ZauralОnline, БЕЗФОРМАТА^и,

Prospekt45.ru.

Деятельность по межведомственному проекту «Зауральский навигатор» с привлечением социальных партнёров служит наглядным примером того, как педагог в своём профессиональном росте может найти новые точки развития, интегрируя свой опыт с возможностями, предоставляемые общественным ресурсом с одновременным получением оценки его профессиональных качеств участниками образовательных отношений. Таким образом, делается вклад в копилку общественного признания педагога, в целом повышения имиджевой составляющей профессии.

СМИ, интернет-ресурсы составляют единую информационную среду проекта. Общение через социальные сети - возможность не только пообщаться с коллегами, но и одновременно повысить свою квалификацию. Так, участники подпроекта «Агробиз-несобразование Зауралье» начинают освоение обмена опытом через соцсеть «Ассоциация сельских школ Курганской области». Подобное неформальное, непринуждённое общение откроет грани новых подходов к осуществлению инновационной деятельности (рис. 5).

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/70435556/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Чумакова, Н. А. Единый план-график

■ , "цыц Профориенташишлый сайт Курганской области IV/иг?№ +7(31522)23-51-09 cro4.MliTiail.ni ,. Курган. уп.Пшугю(а.де. .»'■07

45profor.ru

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

интерактивного форума «Человек в мире профессий»

ЙМЛШ

Прохождение проб обучающимися

Ассоциация сельских школ Курганской области

vk.com/associationkurgan

Рис.5. Единая информационная среда профоринтационной работы

реализации регионального межведомственного проекта «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор»: 2017-2018 уч. год [Текст] / Н. А. Чумакова, М. В. Ключникова. - Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2017. - 56 с.

References

1. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronniy resurs]: Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70435556/ (data obrashcheniya: 10.09.2017).

2. Chumakova, N. A. Ediniy plan-grafik

realizatsii regional'nogo mezhvedomstvennogo proekta «Proforientatsionniy tekhnopark «Zau-ral'skiy navigator»: 2017-2018 uch. god [Tekst] / N. A. Chumakova, M. V. Klyuchnikova. -Kurgan: GAOU DPO IROST, 2017. - 56 s.

Сведения об авторе

Чумакова Надежда Александровна -

канд. ист. наук, руководитель Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган.

Information about author

Chumakova N.A. - Candidate of Historical Sciences, Head of the Center for Social Development, «The Institute of Development Education and Social Technologies», Kurgan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.