Научная статья на тему 'Потенциал и ограничения межрегионального экономического сотрудничества на евразийском пространстве'

Потенциал и ограничения межрегионального экономического сотрудничества на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсный потенциал / трансграничное сотрудничество / конкурентные преимущества / туризм / трудовая миграция / рента / ограничения / resource potential / cross-border cooperation / competitive advantages / tourism / labor migration / rent / restrictions.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и ограничения межрегионального экономического сотрудничества на евразийском пространстве»

Антохонова И.В.

д.э.н., профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г.Улан-Удэ

[email protected]

Каленова С.А.

д.э.н., профессор Университета Туран, г. Алматы

[email protected]

ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ1

Ключевые слова: ресурсный потенциал, трансграничное сотрудничество, конкурентные преимущества, туризм, трудовая миграция, рента, ограничения.

Keywords: resource potential, cross-border cooperation, competitive advantages, tourism, labor migration, rent, restrictions.

Региональная тематика в новейшей экономической истории ввиду огромного пространства и разнообразия России стабильно вызывает геополитический и научный интерес. Особую актуальность приобрели пространственные аспекты и тенденции развития приграничной экономики в условиях внешних и внутренних вызовов. Становление ЕАЭС происходит в условиях нового глобального передела мирового рынка, в котором ключевые роли играют Россия, Китай и объединенная Европа. Проблемой взаимодействия этих игроков является значительный разрыв в ценностях и менталитете общества. Латентные последствия этого несовпадения проявляются в сложности формирования институтов, интеграционных механизмов и развития реального сотрудничества. Необходимо переформатирование ряда организаций с тем, чтобы сосредоточить и концентрировать усилия на новых задачах и вызовах Евразийского экономического союза.

Основная особенность зарождающегося витка нового цикла заключается в структурной смене формата и парадигмы мировой экономики. Формат размещения транснациональными корпорациями производств на территориях с рентой (доступных ресурсов, дешевого труда, инфраструктуры), в том числе на территориях бывшего СССР, исчерпывает эффективность. Избранный президент США определил вектор развития на внутреннее производство. Парадигма современной экономики определяется инновациями, прямыми транзакциями, возросшей трудовой миграцией. Тренды новейшей истории регионов России2, сложившиеся с начала рыночных преобразований за период 1992-2007 и в период после кризиса 2008 года, показали зависимость от внешнего и внутреннего спроса.

Целью исследования является оценка интеграционного потенциала, современных тенденций развития и возможных последствий формирования единого экономического пространства и выявление ограничений экономического сотрудничества.

Основным методом реализации проектов в области евразийского сотрудничества является системный анализ, обусловленный зависимостью интеграционных процессов от множества участвующих в данном процессе объектов. Однако ЕАЭС не представляет единую систему, поскольку не характеризуется системной целостностью и интегра-тивными функциями. Функциональный анализ использован при выявлении взаимосвязей и взаимозависимостей, влияющих на интеграционные процессы между странами ЕАЭС. Оценка изменения параметров ценообразования, конкуренции, темпов экономического развития и условий предпринимательства отраслей на примере Казахстана и России дана на основе использования методов обобщений, экономического анализа, экономико-статистических группировок, сравнений.

Изучение мер макроэкономического регулирования показало, что евразийская экономическая интеграция пока не оказывает достаточного воздействия на формирование благоприятных макроэкономических тенденций3. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что на данный момент регулирование в этой сфере остается неглубоким вследствие еще недостаточно совершенного уровня интеграции. Заявленные цели и задачи создания интеграционного объединения - привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности национальных экономик, облегчение условий ведения бизнеса в Евразийском экономическом союзе - пока не выполняются предметно и систематически.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-4604388).

2 Антохонова И.В. Исследование закономерностей территориальных трансформаций в новейшей экономической истории регионов России. Вопросы статистики. 2014. - № 9. - С. 36-40.

3 Каленова С.А. О перспективах взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Материалы международной научно-практической конференции «Становление, проблемы и перспективы развития стран-участниц ЕАЭС», 6 ноября 2015 г. - Алматы: Университет «Туран», 2015. - С. 57-63.

Становление ЕАЭС происходит в условиях нового глобального передела мирового рынка. Современная совокупная площадь стран Евразийского экономического союза 20 263 081 км2 (15% площади всех стран), население составляет 182 810 900 человек (менее 2% мирового населения)1. Российская Федерация занимает на этой площади несоизмеримо большую долю. Даже Республика Казахстан выглядит скромно на фоне российской территории. В этой связи реальное сотрудничество имеет вектор восток-запад, ориентировано на европейскую часть Союза и сконцентрировано преимущественно на европейской территории.

Вследствие данного обстоятельства члены ЕАЭС рассматривают сотрудничество с Россией как более достижимую задачу для решения последующей задачи - сотрудничество с другими национальными экономиками. В данном аспекте имеется потенциал притяжения и интеграции с Российской Федерацией. При этом потенциал сотрудничества реализуется в экономических и политических интересах участников евразийской интеграции. Для России первостепенно сохранение и рост влияния в экономическом пространстве соседних государств, расширение сотрудничества и поддержка проводимой интеграционной политики.

В ЕАЭС наблюдается рост трудовой мобильности. Для трудовых мигрантов и их семей, к примеру, из Кыргызстана, сняты все ограничения по доступу на российский рынок труда, квотирование и разрешительные документы, предоставляются социальные услуги и т.д. Мигранты из стран СНГ пополняют дефицит трудовых ресурсов и в определенной степени способствуют решению проблемы депопуляции населения России.

Также имеет место потенциал возрождения и дальнейшего развития проектов с Китаем2, в том числе Нового Шелкового пути и его части - Евразийского сухопутного моста через территорию Китая, Казахстана и России в Европу. Позиционирование стран ЕАЭС не только как территорий, обеспечивающих транзит китайских товаров на европейский рынок, представляет многоаспектную сложную задачу.

К ограничениям евразийского сотрудничества относятся:

- политическая асимметрия - введение против России в 2014-2015 гг. политических и экономических санкций, к которым присоединилась 41 страна, (24% мировой территории)3; к остальным странам ЕАЭС санкции не применялись; система государственного управления в Белоруссии в отличие от других стран является жесткой унитарной;

- экономическая асимметрия - значительный разрыв в масштабе национальных экономик; Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан занимают по объему ВВП соответственно 12, 47, 66, 136, 143 позиции из 195 стран по данным ООН; в соответствии с этим масштабы спроса на локальных рынках несопоставимы;

- экологические ограничения, связанные с завершением жизненных циклов унаследованной инфраструктуры, выбросы в атмосферу, сокращение лесных массивов на территории восточной Сибири в России, экологическая регламентация развития промышленности вблизи озера Байкал и других водоемов чистой воды;

- демографическая асимметрия по возрастной структуре населения, данные табл. 1 свидетельствуют о потенциале трудовых ресурсов в странах Азии и одновременно о растущей пенсионной нагрузке в России и Белоруссии, актуальности пенсионных реформ;

- природно-климатические условия и ландшафт не способствуют развитию разных векторов межрегионального сотрудничества; это проявляется в концентрации сотрудничества на европейской территории России; удаленные регионы России привлекательны лишь для трудовых мигрантов без образования и квалификации;

- социальные модели поведения скорее характеризуется дивергенцией с российской моделью, особенно в поколениях молодых мигрантов, уже не имеющих опыта жизни в единой стране, но сохраняющих приверженность семейным ценностям и ответственность перед семьей; имеют место значительные для ВВП этих стран потоки ремитансов от мигрантов;

- ментальные модели базируются на этнических, национальных традициях, рыночном опыте, уровне образованности, уровне клановой поддержки, здесь наблюдается большой спектр разнообразия, однако в целом это унаследованные от прежней системы и скорее восточные модели, чем западные.

В этой связи трудно согласиться с тем, что экономики стран ЕАЭС имеют симметричные проблемы. При этом с точки зрения макроэкономических тенденций экономика Республики Казахстан, не ограниченная внешнеэкономическими санкциями, которые испытывает Российская Федерация, имеет те же основные стратегические проблемы качества экономического роста, что и Россия, хотя и в менее острой форме. Как итог, снижение ВВП России на 0,6% в 2016 году является результатом снижения совокупного потребительского спроса, доходов населения, в том числе и в результате обслуживания кредитных обязательств; международных санкций.

Из проведенного рассмотрения можно сделать вывод о том, что в отношении формирования конкурентных преимуществ стран ЕАЭС наиболее перспективными прорывными направлениями являются АПК, легкая промышленность и туриндустрия, по которым даны практические рекомендации в выполненных проектах4 и публикациях5.

1 http://geo.koltyrin.ru/

2 Antokhonova I.V. Mental bases of national security of the Baikal subregion in the euroasian space // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. - Т. 9, № 11. - С. 2756-2764.

3 http://geo.koltyrin.ru/

4 Герасименко В.В. Интеграционный потенциал взаимодействия экономик России и Казахстана и направления его развития // Материалы международной научно-практической конференции «Становление, проблемы и перспективы развития стран-участниц ЕАЭС», 6 ноября 2015 г. - Алматы: Университет «Туран», 2015. - С. 8-13.

5 Интеграционные эффекты в рамках Евразийского экономического союза: монография / Под ред. Р.А. Алшановой, С.А. Ка-леновой. - Алматы: Ценные бумаги, 2016. - 192 с.

Таблица 1

Возрастная структура населения России и стран Азии1

Страна Население страны в возрасте (лет) в % Плотность населения, чел./кв. км Средняя продолжительность жизни, лет

До 14 15-64 Старше 65

Россия 17,41 69,78 12,81 8,39 69,8

Казахстан 26,73 66,03 7,24 5,96 67,35

Беларусь 17,93 68,21 13,86 45,61 70,2

Монголия 32,99 63,13 3,88 1,77 67,05

Китай 25,01 67,88 7,11 139,57 72,95

Южная Корея 21,59 71,14 7,27 501,37 75,36

Япония 14,64 67,83 17,53 337,16 82,15

Северная Корея 25,52 67,63 6,85 199,03 72,0

В связи с различными масштабами стран ЕАЭС актуальность представляет развитие межрегионального сотрудничества в приграничном пространстве. Объектом нашего исследования является локальная территория приграничных регионов России, в частности Республики Бурятия. Региональный социально-экономический комплекс Республики Бурятия исследован с точки зрения институциональной среды, ресурсного потенциала, локальных рынков и поведения домашних хозяйств. Основные индикаторы Республики Бурятия в сравнении с соседними субъектами представлены в табл. 2.

Концептуальная схема исследования межрегиональной интеграции состоит из пяти аналитических блоков:

а) анализ межрегиональных экономических потоков и степени интегрированности регионов в национальную и мировую экономику;

б) анализ эффективности интеграционных проектов с участием хозяйствующих субъектов двух и более регионов;

в) анализ влияния уровня межрегиональной интеграции на экономическое положение регионов и экономику страны в целом;

г) выявление и анализ межрегиональных экономических систем (площадок);

Таблица 2

Основные индикаторы Байкальского региона в 2012 г.2

Субъекты РФ Население, тыс. чел. на 1.01.2013 Площадь, тыс. км2 ВРП, млн. руб. Доля в ВВП РФ Инвестиции в основной капитал, млн. руб. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб.

Забайкальский край 1095,2 431,9 208257,7 0,5 58129 17 335,6

Иркутская область 2422,0 774,8 627 856,2 1,4 156 470 17 720,3

Республика Бурятия 971,8 351,3 154 677,7 0,3 41 039 1 7119,0

Всего 4489 1558 990 791,6 - 255 638 -

По сравнению с другими субъектами Республика Бурятия имеет меньший масштаб экономики, в 2015 году наблюдалось существенное сокращение резидентов. Период развития обрабатывающей промышленности практически завершается, в Бурятии нет больших, в том числе межрегиональных проектов, на территориях муниципальных районов реализуются небольшие социальные проекты под управлением ТОС.

В целях интеграции региона в национальную и мировую экономику могут быть использованы региональные бренды: байкальского омуля, органической продукции животноводства и др. Перспективы имеет развитие медицинского, исторического и религиозного туризма. Для развития медицинского туризма имеются необходимые ресурсы -система уникальных источников по всей территории Бурятии, академические научные институты природопользования нетрадиционной медицины, таежные дикоросы и практики восточной медицины. Успех медицинского туризма демонстрируют экономики Израиля, Южной Кореи, Китая. Возросший поток туристов из Монголии после открытия безвизового режима в 2015 году позволяет прогнозировать рост спроса на названные уникальные услуги, дальнейшее их продвижение требует информационной поддержки.

1 http://www.mir-geo.ru/

2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 990 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.