Научная статья на тему 'Потенциал и ограничения китайского социализма в контексте ноосферного императива XXI века'

Потенциал и ограничения китайского социализма в контексте ноосферного императива XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Субетто Александр Иванович

Рассматриваются особенности современного китайского социализма, который характеризуется как национально-эгоистическим социализм с признаками антиэкологического экономического поведения. Формулируются перспективы развития социализма в мире с точки зрения противостояния империалистической колонизации и глобальной экологической катастрофе, с опорой на ноосферную (планетарную) кооперацию народов-этносов. В качестве цели общественного развития определен ноосферный экологический духовный социализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Субетто Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и ограничения китайского социализма в контексте ноосферного императива XXI века»

глобализация: полемика цивилизаций

УДК 141.8(510) ББК 87.6

А.И. Субетто

ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ КИТАЙСКОГО СОЦИАЛИЗМА В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО ИМПЕРАТИВА XXI ВЕКА

Рассматриваются особенности современного китайского социализма, который характеризуется как национально-эгоистическим социализм с признаками антиэкологического экономического поведения. Формулируются перспективы развития социализма в мире с точки зрения противостояния империалистической колонизации и глобальной экологической катастрофе, с опорой на ноосферную (планетарную) кооперацию народов-этносов. В качестве цели общественного развития определен ноосферный экологический духовный социализм.

Ключевые слова:

глобальный империализм, капиталистический социализм, кооперация народов-этносов, национально-эгоистический социализм, ноосферный императив, ноосферный экологический духовный социализм, парадигма управления будущим, социализм с китайской спецификой, эгоизм китайского народа.

о

О

3

ю О

22 августа 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Дэн Сяопина, соратника Мао, выдающегося творца китайских реформ, направленных на развитие социализма с китайской спецификой, на основе конфуцианской философии и сочетания институтов 5-летнего планирования развития народного хозяйства и рынка.

Китайский социализм как «рыночный социализм» с разрешенными анклавами рыночно-капиталистического уклада продолжает вызывать теоретические дискуссии, споры среди экономистов, политологов, философов. Некоторые готовы даже идентифицировать общественный строй в Китае как капитализм, руководствуясь ложным стремлением к отказу вообще от социалистического теоретического дискурса.

Мы исходим из следующих теоретических положений во взглядах на будущее мира и Китая, в пространстве которых попытаемся дать оценку специфике общественного строя Китая и его перспектив в XXI веке.

Положение 1. «Чистый капитализм» воспроизводить себя на собственной основе не может, поэтому он всегда для своего воспроизводства нуждается в колониях, и в этом контексте он всегда империалистичен. Это положение вытекает из теоретических открытий Р. Люксембург и В.И. Ленина.

Положение 2. Ленинская теория империализма справедлива. Империализм за ХХ

век прошел свою эволюцию и превратился в глобальный империализм. При этом колонии в конце ХХ и в начале XXI века функционируют как экономические колонии, господство над которыми обеспечиваются инструментами мировой экономической колонизации, в том числе МВФ, ВТО и др.

Положение 3. Глобальный империализм есть форма бытия сложившегося строя мировой финансовой капиталократии, «столицей» которой выступают США. Его «элементами» выступает «пирамида ТНК», «монетарная пирамида» с ФРС на своей вершине, «энергетическая» и «информационная пирамиды» капиталовластия.

Положение 4. Прорыв человечества к социализму в ХХ веке начался вопреки прогнозу К. Маркса не с развитых капиталистических стран, а со страны с общинным крестьянским укладом и самой большой евразийской территорией - с России, начался как антикапиталистическая революция, переходящая в социалистическую революцию. Социализм возникает не как отрицание капитализма в странах метрополии, а как отрицание империализма, которое начинается со стран его «периферии», где наиболее проявлены противоречия империализма, в том числе не только между трудом и капиталом, но и между метрополией империализма и его колониальной периферией. Весь ХХ-й век и начало XXI века показыва-

ют, что социализм возникает как антипод и альтернатива капиталистической форме социально-экономического развития.

Китайская Народная Республика появилась в результате победы антикапиталистической (народно-демократической) революции под руководством коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном, революции, которая ускорилась благодаря освобождению Китая от японских захватчиков с помощью Вооруженных Сил СССР.

Положение 5. На рубеже ХХ и XXI веков человечество оказалось в состоянии первой фазы глобальной экологической катастрофы. «Приговор» рынку и капитализму подписала природа - биосфера и планета Земля как суперорганизмы. В 1991 г. по заказу Мирового Банка под руководством Гудленда, Дейли и Эль-Серафи был написан доклад, в котором был вынесен вердикт: в экономически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития, исчерпал себя. Процессы погружения рыночно-капиталистического человечества в «пропасть» экологической гибели продолжаются. Есть прогноз, что точка «невозврата» может быть пройдена в 2030-2050 гг. По оценкам А.П. Федотова, двойной коллапс - между «богатыми» и «бедными» и между человечеством и биосферой в глобальном масштабе - может произойти уже в 2025±5 году. Возник императив выживания человечества как ноосфер-ный императив, как императив перехода к такому общественному строю, который сможет обеспечить управляемую социо-природную - ноосферную - эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Такой общественный строй есть социализм нового качества - ноосфер-ный экологический духовный социализм.

Ноосфера - это новое качество биосферы, в котором коллективный разум человечества (т.е. наука, культура и образование в их единстве, включая и элиту государств мира) станет частью гомеостатических механизмов биосферы и планеты Земля, обеспечивая прогрессивное развитие человечества с учетом законов-ограничений этих гомеоста-тических механизмов. Речь идет о новой парадигме управления будущим, опирающейся на Закон кооперации, Закон ноосферной гармонии и общественный интеллект.

Положение 6. Социализм XXI века только тогда выполнит свою ноосферную миссию - миссию спасения человечества от экологической гибели в XXI веке, - когда он поднимет человека на уровень ответственности за сохранение всей системы жизни на Земле и установление ноосферной гармонии, когда он воспитает человека-альтруиста, творчество которого начинает

«работать» не столько на личное благополучие, сколько на укрепление ноосферной гармонии, сохранение природы и на но-осферно-космический прорыв в будущее.

Таким образом, императив выживаемости, который стоит перед человечеством, требует ноосферно-социалистической революции в широком смысле, в основе которой лежит ноосферная человеческая революция.

Положение 7. В контексте действия но-осферного императива XXI века китайский планово-рыночный социализм, сложившийся после начала реализации стратегии рыночной трансформации плановой социалистической экономики Китая по Дэн Сяопину, нуждается в серьезной корректировке, и в первую очередь в корректировке с позиций смены системы ценностей, которые лежат в основе экономического поведения китайца, и в целом - смены китае-центризма «китайского социализма».

Какой общественный строй сложился в Китае? Ответ: капиталистический социализм. «Капиталистический социализм - это социализм, использующий для своего развития капиталистические формы хозяйствования под контролем государства трудящихся и при сохранении в общественно-государственной собственности базовых компонентов экономики - банков, транспортной и энергетической инфраструктуры, основных секторов добывающей и перерабатывающей промышленности, земли» [3, с. 37].

Что это означает? Первое - руководящей силой развития китайского социализм остается коммунистическая партия.

Второе - сохранение планового механизма, позволяющее идентифицировать социалистическую экономику Китая как планово-рыночную.

Третье - государственное управление китайской финансовой системой, которая делает ее закрытой от международного инфляционного влияния, «не позволяет США сливать свою американскую инфляцию в Китай в форме виртуальной стоимости портретов на зеленых бумажках» [1, с. 167]. По ряду оценок, 70% банковской системы контролируют четыре государственных банка, и в целом финансовая сфера на 90% остается в руках государства [1, с. 105-115].

Четвертое. Создание рыночно-капита-листических анклавов как акселераторов развития китайской экономики (Гонконг, Шанхай, Далян и др.), которые находятся под контролем государства, в первую очередь под государственно-банковским контролем.

Пятое. Это экономическое поведение, рассчитанное на достижение богатства в форме роскоши [1; 2].

о

О

3

ю О

Положение 8. Главный недостаток китайского социализма при всех успехах в области экономики, научно-технического прогресса и благосостояния населения состоит в эгоизме китайского народа, формулируемого всей философией китайцев, по которой Китай для них - безусловный «пуп Земли», «срединное государство» («чжун го»), а весь мир - «окраина» («чжун/вай») [1, с. 31-33]. Титула «го», т.е. «государство», в китайском самосознании удостоены только Англия, Франция, Германия, США и Россия. А. Девятов указывает на глубоко укоренное в сознании китайцев «чувство снисхождения, а порой и презрения к иностранцам. Неравенство лежит в основе картины мира у китайцев, в которой они занимают центр... в глубине души китайцы убеждены в исключительной самобытности центра, одна из сторон которой -интеллектуальное, моральное и культурное превосходство над жителями окраины» [1, с. 106]. Эгоизм в единстве с прагматизмом порождает в Китае антиэкологическое экономическое поведение, что порождает серьезные экологические последствия от его экономического развития [2, с. 14].

Конечно, у китайского народа много положительных качеств, которые могут рассматриваться как основа «китайского чуда» - трудолюбие, тяга к знаниям, умение выживать, неприхотливость.

Китайский социализм можно назвать национально-эгоистическим социализмом, а это означает, что по человеческому измерению и экономическому поведению он есть социализм, в котором социалистическая человеческая революция оказалась незавершенной. Аналогичный недостаток в советском социализме стал основой эпохи рыноч-но-капиталистической контрреволюции.

Такая опасность остается и для Китая. Чем это обусловлено? - Ответ: социализм является обществом (и соответственно экономикой) более высокой субъектности, чем капитализм. Иными словами, устойчивость социалистического развития в более значительной степени зависит от качества человека, она требует закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Положение 9. Капиталистический социализм в Китае в своем развитии находится на «развилке истории». Один путь - рыноч-

но-капиталистическая контрреволюция под либеральными лозунгами «больше демократии», что приведет к мощному социальному взрыву, который опасен не только для Китая, но и для всего человечества.

Второй путь - ноосферно-социалистичес-кая трансформация с проведением ноосфер-но-человеческой революции, делающей ставку на воспитание ноосферного человека, т.е. человека-альтруиста с космопланетар-ным пространством сознания.

Как это будет происходить? Прогнозировать в деталях трудно. Но экологическая петля на жизнеобеспечивающих системах человечества сжимается, и ноосферный императив действует, и действует жестко.

У китайского социализма - огромный потенциал для свершения своей ноосфер-ной трансформации. Но она произойдет, если, с одной стороны, будет преодолена эгоистическая, китаецентрическая система ценностей, а, с другой стороны, придет осознание, что человечество сможет выжить только через ноосферную (планетарную) кооперацию народов-этносов, в которой все народы, и большие, и малые, равны, и действует Закон кооперации, а значит - и закон взаимопомощи.

Чжан Шаохуа, постоянный председатель Организации по поддержке глобальной цивилизации, председатель оргкомитета IV Всемирного конгресса глобальной цивилизации, который прошел 3-5 декабря 2014 года в здании РАН в Москве, подчеркнул, что «регулирование окружающей среды - ... единственный путь к всеобщему процветанию и единению», что, «если вы действительно хотите улучшить экологию в своей стране, необходимо начинать всем вместе приводить в порядок экологию планеты» [4, с. 12].

Осталось только осознать еще одно существенное основание реализации этого императива выживаемости - совершить великий отказ от ценностей рынка, капитализма, частной собственности на средства производства, перейти к общественному устройству под названием ноосферный экологический духовный социализм. Очевидно, замещение рыночных механизмов институтом планирования и управления будет происходить постепенно, но и достаточно быстрыми темпами. Таково требование ноосферного императива.

Список литературы:

[1] Девятов А. Китай и Россия в двадцать первом веке. - М.: Алгоритм, 2002. - 288 с.

[2] Китай за стеной // Машины и механизмы - 2014, № 5. - С. 8-49.

[3] Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма / Под науч. ред. В.Г. Егоркина. - СПб.: Астерион, изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. - 108 с.

[4] Чжан Шаохуа. Послание участникам конгресса (вместо приветственной речи) // IV Всемирный конгресс глобальной цивилизации. - Москва, 3-5 декабря 2013 г. / Пер. И. Чабаров. - М., 2013. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.