эрвда шмша
ОСМЫСЛЕНИЕ НООСФЕРЫ
УДК 574:316 ББК 20.1:60.5
А.И. Субетто
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НООСФЕРНЫЙ СОЦИАЛИЗМ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ ИЛИ СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глобализация рассматривается как последняя стадия развития капитализма - империалистический глобализм - и связывается с экологической катастрофой земной цивилизации. В качестве альтернативы глобализму выдвигается концепт ноосферного социализма как уникальной прогрессивной тенденции в эволюции человечества.
«Глобализация» как понятие является «троянским конем» глобального империализма, которого запустили во все виды «левых» движений, в том числе и в мировое коммунистическое движение. Многие отечественные обществоведы, считающие себя марксистами, рассматривают глобализацию как необходимость, как едва ли уже не свершившуюся данность, не замечая, что тем самым они распространяют вирус империалистической эрозии в самой теории социализма/коммунизма в XXI веке.
Глобализация есть тенденция к установлению глобальной системы свободного перемещения капитала и на ее основе уничтожение национальных государств и культур, этнического разнообразия человечества и превращение человечества в скопище «неокочевников-космополитов», не имеющих корней в национальных культурах и передвигающихся свободно «по миру» вслед за капиталом. Но поскольку для воспроизводства мирового капитала необходимо всего 20% населения земного шара, то остальные 80% населения по планам мировой капиталократии в XXI веке обрекаются на медленную
Среда обитания
Terra Humana
голодную смерть. Мировая капиталократия хладнокровно сформулировала модель «20%:80%», по которой 80% человечества объявляются лишними1. Американский писатель Джереми Рифкин, поддерживая эту неомальтузи-анскую модель по сокращению численности человечества до одного «золотого миллиарда», принятую мировой финансовой капиталократией в 1995 году, в книге «Конец занятости», рассуждает: «Конечно, у тех 80%; которые останутся не у дел, будут колоссальные проблемы»2. Заметим, что эта модель «20%:80%» точно проявилась в модели вымирания населения России за последние 15 лет «рыночных реформ», по существу явившихся капиталистической контрреволюцией. В России сложилась даже более жесткая модель «10%:90%»3, согласно которой 90% населения фактически оказалось в зоне катастрофического обнищания и вымирания по одному миллиону в год. Такой изоморфизм между этими «моделями» можно считать отражением стратегии глобального империализма по сокращению населения России до 15-25 миллионов человек, которая уже была в свое время «озвучена» М. Тэтчер и З. Бжезинским.
Однако глобализация не есть свершившийся факт. Глобализация - это есть реализующаяся стратегия по установлению нового мирового порядка в виде господства мировой капиталократии над всеми ресурсами мира, которой противостоит стратегия сопротивления со стороны стран социализма, в первую очередь Китая, Вьетнама, Кубы, а также «традиционных обществ», в том числе стран мусульманского мира, Индии, стран Южной Америки и Африки.
Более того, под термином «глобализация» на самом деле скрывается усиливающийся конфликт между глобальным империализмом и остальным человечеством, поворачивающимся в сторону социализма - не только как общества социальной справедливости, «общества труда», но и как общества, решающего глобальные экологические проблемы, выстраивающего основания для установления социоприродной гармонии, т.е. установления «ноосферы будущего» на научной основе.
Глобальный империализм есть последняя фаза развития современного капитализма в его империалистической форме.
Сущность трагедии XXI века состоит в том, что эта последняя фаза развития империализма - глобальный империализм мировой финансовой капиталократии - может оказаться концом истории человечества в виде его экологической гибели уже к середине XXI века. Дело в том, что человечество уже в 90-х годах ХХ века оказалось в пространстве первой фазы глобальной Экологической Катастрофы4. Об этом свидетельствуют индикаторы, приведенные в документах Конференции ООН по охране среды и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года («РИО-1992») и на Конференции в Йоханеннсбурге в 2002 году («РИО+10»), в частности такой индикатор, как темпы уничтожения биологического разнообразия, которые приняли столь угрожающий характер, что появилась опасность сокращения биологического разнообразия в биосфере на 30-50% всего за 50 лет.
Главная причина затягивающейся экологической петли на «шее» человечества - частная собственность, рынок, рыночно-капиталистическое стихийно-агрессивное природопользование.
Знаменитый эколог Б. Коммонер в книге «Замыкающийся круг» (1973) заметил, что технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества - экосистемы. И.А. Ефремов в романе «Лезвие бритвы» за 10 лет до Коммонера, в начале 60-х годов ХХ века, предупредил человечество, что природа и ее законы не подчиняются «временным законам рынка», - вот почему непонимание и игнорирование такого факта в логике рыночно-капиталистического хозяйствования человечества оборачивается экологическими кризисами и катастрофами.
Капитализм приобретает характер империализма не только по отношению к человечеству, но и по отношению к природе. И эта последняя характеристика превращает его в экологическую утопию, грозящую перерасти в эколого-капиталистическую смерть всего человечества.
Из этого следует, что для того, чтобы, разобраться в сущностной природе глобализации, необходимо обратиться к теории империализма, в том числе к современной теории глобального империализма, которая, как представляется автору, должна явиться развитием теории империализма В.И. Ленина.
Главные идеи предлагаемого теоретического взгляда состоят в следующем:
1. Основные положения ленинской теории империализма не устарели и подкрепляются историей развития империализма в ХХ веке.
2. Теория империализма получает свое развитие на основе теории ка-питалократии, начала которой разработаны автором в работе «Капитало-кратия»5.
3. Капиталократия носит империалистический характер с начала своего возникновения. Вместе с установлением строя мировой финансовой ка-питалократии возникает глобальный империализм как форма новой экономической колонизации мира.
4. Глобальный империализм внутри себя проявляет глобальное противоречие между рыночно-капиталистической формой природопользования, уничтожающей витально-экологические основания бытия человечества и обрекающей его на экологическую гибель, и интересами человечества в реализации императива своего экологического выживания в XXI веке и перехода к ноосферно-социалистической форме управляемой социопри-родной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества, т.е. перехода к ноосферному социализму.
5. Социализм появляется в истории человечества в эпоху империализма не из центра капитализма, (т.е. стран развитого капитализма, как прогнозировал Маркс), а из его периферии, стран «колониального пояса», как внешнее отрицание капитализма, как отрицание капиталистического пути развития в этих странах. Исходя из этого положения, мы выдвигаем теоретический взгляд, согласно которому Глобальная Капиталистическая
Среда обитания
Terra Humana
Цивилизационная Революция, вот уже около 400 лет из Западной Европы и англо-американского мира стремящаяся захватить всю Землю, в начале ХХ века через социалистическую революцию в России, а затем в Китае и других странах, породила свой отклик со стороны Востока - Глобальную Социалистическую Цивилизационную Революцию, первая волна которой и определила историю ХХ века. Откат первой волны Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции в 90-х годах, по нашей оценке, является временным. Уже в начале XXI века мы спрогнозировали накат второй волны Глобальной Социалистической Цивилизационной Револю-ции6, что подтверждается последними событиями в Южной Америке, поворотом ее стран к социализму.
Но идеал социализма меняется. Острота глобальных экологических проблем, ноосферный императив7 ставят проблему идеала духовного, экологического, ноосферного социализма (с приматом духовных потребностей над материальными). Именно этот идеал определит содержание Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции в XXI веке.
Остановимся поподробнее на некоторых моментах в развитии сформулированных положений.
Возникает вопрос: «Какие положения ленинской теории империализма сохраняют свое значение для анализа современной глобализации как глобального империализма?». Он тем более актуален, что ленинская теория империализма, изложенной в гениальной работе «Империализм как высшая стадия капитализма», стыдливо замалчивается в современном отечественном обществоведении и абсолютно не используется для анализа современной ситуации в мире.
Слово «империализм» (как характеристика капитализма) появилось в начале ХХ века. В 1902 году в Лондоне и Нью-Йорке вышло в свет сочинение английского экономиста Дж.А.Гобсона «Империализм», в котором, как отмечает В. И. Ленин, с «точки зрения буржуазного социал-реформизма и пацифизма - однородной, в сущности, с теперешней позицией бывшего марксиста К. Каутского», - было дано «очень хорошее и обстоятельное описание основных экономических и политических особенностей импе-риализма»8. В 1910 году в Вене вышло в свет сочинение австрийского марксиста Рудольфа Гильфердинга «Финансовый капитал» (русск. перевод: Москва, 1912), в котором, по Ленину, дан в высшей степени ценный теоретический анализ «новейшей фазы в развитии капитализма» (как гласил подзаголовок книги Гильфердинга)9.
И тем не менее, опираясь на эти работы и другие журнальные статьи, а также на резолюции Хемницкого и Базельского конгрессов германской социал-демократии, В.И. Ленин создает стройную теорию империализма как высшей стадии развития капитализма, по нашей оценке, не потерявшей своего значения, сто лет спустя, в начале XXI века, и не имеющей аналога в марксистской литературе по глубине анализа явления.
В крупном плане ленинскую теорию империализма можно свести к следующим основным положениям:
1) Империализм есть капитализм в новейшей стадии его развития, «итоговая картина всемирного капиталистического хозяйства»10 (курсив наш), есть империалистический капитализм, в котором сверхконцентрация промышленного производства служит основой перерастания конкуренции в монополию. «...свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведет к моно-полии»11.
Таким образом, империализм или империалистический капитализм есть монополистический капитализм12.
2) В центре империализма - власть финансового капитала.
По Ленину империализм есть такая концентрация банковского капитала, которая создает «трест банков», управляющий всем капиталистическим хозяйством13. Появление подчинения промышленного капитала банковскому, «сращивание банковского и промышленного капитала», по меткому выражению Н.И. Бухарина14, и определяет превращение банковского капитала в финансовый капитал.
Отметим одновременно, что финансовый капитал сразу же заявил о себе как финансовая капиталовласть, лежащая в основе монополизации капиталистического хозяйства. Если воспользоваться теорией капитало-кратии15, то можно сказать, что становление империализма сразу же происходило как становление империализма финансовой капиталократии, управляющей монополией капиталистического хозяйства.
Ленин замечает: «Между немногими банками, которые в силу процесса концентрации остаются во главе капиталистического хозяйства, естественно все больше намечается и усиливается стремление к монополистическому соглашению, к тресту банка. В Америке не девять, а два крупнейших банков, миллиардеров Рокфеллера и Моргана, господствуют над капиталом в 11 миллиардов марок» (курсив наш)16.
Таким образом, империализм есть монополия финансового капитала над всем капиталистическим хозяйством, порождающая финансовую ка-питалократию.
3) Империализм есть такая стадия в развитии капитализма, в которой акционирование капитала становится ведущей формой его организации и основой управленческой мощи финансового капитала.
В. И. Ленин со ссылкой на исследования немецкого экономиста Геймана показывает, как контрольный пакет акций финансового олигарха через иерархию сетей связей банковского и промышленного капиталов дает огромную власть17. «Финансовый капитал, концентрированный в немногих руках и пользующийся фактический монополией, берет громадную и все возрастающую прибыль от учредительства, от выпуска фондовых бумаг, от государственных займов и т.п., закрепляя господство финансовой олигархии, облагая все общество данью монополистам»18 (курсив наш). Как это похоже на состояние нынешней России, строящей, по «лекалам» мировой финансовой капиталократии, олигархический капитализм).
4) Империализм всегда был сущностью капитализма.
Среда обитания
Terra Humana
Он проявился в двух «волнах» колонизации стран мира: сначала - в испано-португальской и голландской колонизации, а затем - в англо-французской колонизации19.
Но империализм как высшая стадия капитализма есть особый тип империализма, связанный с господством «монополистических союзов крупных предпринимателей», ведущих погоню «за источниками сырья во всем мире»20 (курсив наш), - отмечает В. И. Ленин. «Колониальная политика и империализм существовали и до новейшей ступени капитализма, - замечает он, - и даже до капитализма. Рим, основанный на рабстве, вел колониальную политику и осуществлял империализм. Но «общие» рассуждения об империализме, забывающие или отодвигающие на задний план коренную разницу общественно-экономических формаций, превращаются в пустейшие банальности или бахвальство, вроде сравнения «великого Рима с великой Британией». Даже капиталистическая колониальная политика прежних стадий капитализма существенно отличается от колониальной политики финансового капитала. Основной особенностью новейшего капитализма является господство монополистических союзов крупнейших предпринимателей. Такие монополии всего прочнее, когда захватываются в одни руки все источники сырых материалов...»21 (курсив наш).
5) Империализм есть высшая стадия капиталистического паразитизма
Его характеристикой является появление целых «государств-рантье»22.
Поэтому удержание господства финансового капитала с все более глобализирующимся потреблением ресурсов мира сопровождается экспансией насилия и реакции. Ленин замечает, что империализм политически есть «стремление к насилию и реакции»23 (курсив наш).
Последующая волна перехода ряда капиталистических стран к фашизму в 1920-40 гг., который является крайней степенью империалистического насилия и реакции, подтвердила эту оценку Ленина.
«Империализм есть эпоха финансового капитала и монополий которые всюду несут стремление - к господству, а не к свободе. Реакция по всем линиям при всяких политических порядках, крайнее обострение противоречий и в этой области - результат этих тенденций. Особенно обостряется национальный гнет и стремление к аннексиям, т.е. к нарушению национальной независимости», - формулирует итоговую оценку Ленин24 (курсив наш).
6) Империализм есть империалистическая глобализация капитализма.
Хотя Ленин термином глобализация не пользуется, но эта характеристика
в форме создания господства «монополистических союзов крупных предпринимателей», ведущих погоню «за источниками сырья во всем мире»25, как бы неявно присутствует в той интенции империализма, которая развернулась в процессе новой волны империалистической глобализации в конце ХХ -начале XXI веков, источником которой выступают структуры мировой финансовой капиталократии со своей «столицей» в США26.
Империализм, по Ленину, с одной стороны, есть стадия капитализма «с разделом мира между союзами капиталистов», а с другой, -война за передел мира. Финансовый капитал в буквальном, можно сказать, смысле сло-
ва раскидывает свои сети на все страны мира. Большую роль играют при этом банки, учреждаемые в колониях, и их отделения»27 (курсив наш).
Это положение дало Ленину основание ввести понятия «единого, всемирного треста»28, который распоряжается движением мирового капитала, вывозом капитала в страны, где труд стоит дешевле, чем в метрополиях.
Ленинский образ «единого, всемирного треста» и есть образ становящейся мировой финансовой капиталократии уже в системе понятий нашей теории капиталократии. «Но раздел мира между двумя сильными трестами, конечно, не исключает передела, если отношения силы - вследствие неравномерности развития, войн, крахов и т.п. - изменяются»29.
7) Империализм есть новый тип экономической колонизации (через вывоз финансового капитала и установления диктатуры финансовой власти капиталистических монопольных групп над ресурсами стран мира), которая надстраивается над силовыми (неэкономическими) формами колонизации. «...при капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр., кроме как учет силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т.д.»30.
8) Империализм, таким образом, есть такая стадия развития капитализма, на которой становление 5-и его основных сущностных признаков, по Ленину, закончилось:
«1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
2) слияние банковского капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
5) закончен территориальный раздел земли между крупнейшими капиталистическими державами.
Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, начался раздел мира между международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами»31.
Автор уже в середине 90-х годов прошлого века, пришел к выводу, что для понимания сущности процессов, происходящих в капитализме ХХ века, для понимания той эволюции, которую претерпел империализм в
ХХ веке, нужна новая категория - категория капиталократии и, соответственно, теория капиталократии.
Догадки о том, что капитал - это не только средства производства или деньги в банке, или все основные и оборотные фонды в промышленном производстве (основной и оборотный капитал), не только финансовый капитал как результат «сращивания» банковского и промышленного капиталов и т.п., но это и власть, - имеются и у Маркса, и у Ленина (в его теории
Среда обитания
Terra Humana
империализма этот тезис явно присутствует как теоретическая характеристика), и у многих современных экономистов (например, у Ю. М. Осипова, Дж. Гэлбрейта и других). В работе «Справедливое общество» Дж. Гэлбрейт замечает: «Никто не оспаривает того, что власть по-прежнему находится у собственников капитала». Ю. М. Осипов в «Теории хозяйства» (1995) вводит понятие властного капитала: «властный капитал генерирует для себя властное хозяйственное пространство, в рамках которого реализуется контроль, управление и господство».
Тем не менее, теория капиталократии создана не была, что на наш взгляд, основывалось на иллюзии о якобы сдерживающих механизмах демократического государства по отношению к возможному беспредельному разрастанию такой капиталовласти. Именно это «белое пятно» в теории капитала и подвигла автора на разработку теории капиталократии32.
На наш взгляд, любое капиталистическое общество организовано по принципам устройства капиталократии. «Демократия» служит прикрытием реально действующих механизмов капиталократии.
Капиталократия появляется на свет вместе с капиталом и эволюционирует вместе с эволюцией «общества Капитала».
Капиталократия есть власть капитала вместе с развивающимися механизмами этой власти (банки, кредит, процент, ростовщичество, подкуп, коррупция, включая и находящиеся под властью капитала системы насилия, в том числе капиталистическое государство в целом, война)33.
Капиталократия есть форма власти над всем капиталистическим обществом, над всем капиталистическим хозяйством. Капиталократия - источник капиталистического империализма.
Эволюцию капитализма, включая последнюю его стадию - империализм, мы одновременно рассматриваем и как эволюцию капиталократии, которая при империализме становится империалистической капиталократией.
Появление финансового капитала в начале ХХ века одновременно означало собой и рождение финансовой капиталократии, находящейся на вершине иерархии капиталократии. «Финансовая капиталократия «надстраивается» над промышленной капиталократией. Она ею управляет. Как управляет? С помощью кредита, процентов, инвестиций, финансовых спекуляций, права, обслуживающего ее интересы, механизма насилия. «Рынок ценных бумаг», «фондовые рынки» - это не рынки в полном их понимании. Это приводные ремни финансовой капиталократии»34.
Эволюция капитала и, соответственно, эволюция капиталократии предстает как поэтапная эволюция отчуждения капитала: вначале от труда (появление безработицы и сокращение «живого труда», необходимого для его воспроизводства), затем от промышленного капитала (появление спекулятивного капитала и спекулятивных денег или «денег над деньгами», оборот которых осуществляется по формуле «Д-Д»). Происходит отчуждение капитала не только от человека, от труда, от физического или промышленного капитала, но и от капиталистов - «капиталоносителей».
Происходит превращение капитала в силу, стоящую над человеком, даже над капиталистом, над капиталократией. Эту силу мы назвали в «Ка-
питалократии» «Капиталом-Богом» или «Капиталом-Сатаной», или «Капиталом-Фетишем». Эта сила в лице «Капитала-Бога» не только представляет собой «фетишную власть» над миром, она представляет собой силу, которая стремится уничтожить «богов», которым поклоняется человек, независимо от конфессий, в которых он реализует свою веру.
Капиталократия в ее отчужденном, фетишном, бытии предстает как организация этой фетишной власти Капитала-Фетиша, охватывающей все структуры и институты общества, синтезируя их в единую «социальную Капитал-Мегамашину», призванную расширенно воспроизводить капитал.
Капитал как фетишная сила, как пирамида капиталовласти, пронизанная формализованным субстратом денег, предстает как сила капиталора-ционализации общества, превращающей всех людей в «капиталокибор-гов», делающих прибыль и только прибыль.
Капитал-Фетиш превращает человеческий мир в «капиталистическую фантасмагорию», в которой человеческие души «омертвляются», превращаются в «мертвые души» Павла Чичикова - идеального капиталиста, поклонявшегося фетишу денег еще на заре становления капитализма в царской России, которого так гениально узрел гений Гоголя, привыкшего раскрывать жестокую правду реальности.
«Рынок» - миф «Социальной Капитал-Мегамашины». Капитал-Мегамашина капиталорационализирует рынок, монополизирует, как заметил Ленин, и подчиняет его себе. Ярким примером «омертвления» душ людей, их ценностей в такой Капитал-Мегамашине служит признание Дж. Сороса: «Отсутствие морали у рынка (читай: у капиталократии - авт.) подорвало мораль даже в тех сферах, где общество не может без нее обойтись. Согласие в отношении моральных ценностей отсутствует. Монетарные ценности куда менее двусмысленны. Их не только можно измерить, но и можно быть уверенным, что люди вокруг нас дорожат ими. Они убеждаются в том, что социальные ценности отсутствуют»35 (курсив наш).
«В понятии «Капитала-Бога» отражена не только внутренняя «фетиш-ная» тенденция в развитии капитализма к возрастанию его власти над «душами» людей, но и тенденция «обожествления капитала», капитало-денег самой капиталократией на протяжении всей истории капитализма. «Кто богат, тот и свят» - это кредо иудаизма, протестантизма, западного христианства»36. К. Клуге привел свидетельство как доктор философии Айн Ранд (США) подчеркнуто носила на груди золотую брошь с изображением доллара, провозглашала кредо «эгоизма вместо любви к ближнему» и отрицала Христа за его «коммунизм»37. Продолжая эту линию апологетики Капитала-Фетиша, характерной в целом для сознания «капиталоно-сителей» (за редким исключением), Ж. Аттали, один из современных идеологов мондиалистской глобализации, подчеркивал, как и Дж. Сорос, что ценность человека (и его жизни) измеряется количеством денег, которые он имеет: «Власть измеряется количеством контролируемых денег - вначале посредством Силы, потом посредством Закона. «Козлом отпущения» при этом является тот, кто оказывается лишенным денег и кто угрожает
Среда обитания
Terra Humana
порядку, оспаривая способ его распределения»38. Сорос вторит Аттали, замечая, что «правила игры», по которым живет капиталистический мир, задают большие игроки, контролирующие большие деньги39.
«Ген империализма» заложен в сущности капитала, капиталократии, которые стремятся охватить все больше количество источников ресурсов на Земле, погашаемых для своего расширенного воспроизводства.
Две волны колонизации мира капиталистической Европой, о которых говорилось выше, были первыми волнами колониальной глобализации набиравшего силу капитализма Запада, сначала торгово-ростовщического, потом промышленного. Появление финансово-монополитического капитализма в начале ХХ века усилило его агрессивность в битве за ресурсы мира.
В нашей оценке первая мировая империалистическая война (19141918 гг.) была конфликтом между двумя силами монополистического капитала и тенденциями к глобализации - англо-американо-французского (Антанты), где уже имела скрытое лидерство американская финансовая капиталократия, что проницательно увидел в системе понятий теории империализма В. И. Ленин и немецкого. Победа Антанты в первой мировой войне не разрешила конфликт между англо-американским и немецким империализмами в их стремлении к мировому господству. Более того, этот конфликт усложнился прорывом России к социализму, поскольку он возвестил о появлении в мире реальной антикапиталистической и антиимпериалистической силы в лице реального социализма в СССР.
Поэтому вторая империалистическая война 1939-1945 гг. несла в себе в качестве своего источника два глобальных конфликтных противоречия:
Первый - между империализмами англо-американской и немецкой капиталократии (у последней империализм обрел радикальную форму гитлеровского фашизма) и соответствующими стратегиями установления своего мирового господства («глобализация»);
Второй - между капитализмом Запада и социализмом, за которым просматривался глобальный конфликт нового типа между капиталистической и ноосферно-социалистической глобализациями41.
Первый конфликт был «скрыт» от наблюдателя и не нашел должного отражения в анализах геополитической логики Второй мировой империалистической войны. А он явно присутствовал. Претензии на мировую гегемонию американская капиталократия, в первую очередь финансовая, заявила уже в конце Х1Х века и настойчиво проводила эти свои претензии в жизнь.
Американский империализм во Второй мировой войне ставил себе целью через поражение Германии и военное ослабление СССР выйти в мировые гегемоны, построить «послевоенный мир на американоцентризме, на господстве финансовой капиталократии США, которая стремилась стать мировой, т.е. осуществить свою мировую экспансию»42.
«Союзники» тянули с открытием второго фронта, чтобы максимально ослабить СССР как оплот социализма, чтобы не только диктовать ему после войны и победы свои условия, но и подготовить будущую войну с целью полного уничтожения СССР.
Собственно, англо-американская капиталократия вооружала Гитлера, немецкий фашизм и толкала его на Восток. В донесении советской разведки Сталину отмечалось: «Перед встречей в Берхетесгадене министр иностранных дел Галифакс 12 сентября 1938 года в беседе с премьером Чемберленом заявил: «Я сумею убедить его (Гитлера), что у него имеется неповторимая возможность достичь англо-немецкого понимания путем мирного решения чехословацкого вопроса. Обрисую перспективу, исходя из того, что Германия и Англия являются двумя странами европейского мира и главными опорами против коммунизма и поэтому необходимо мирным путем преодолеть наши нынешние трудности (...). Наверное, можно будет найти решение, приемлемое для всех, кроме России. Американский посол в Англии Д.Кеннеди, беседуя 13 июля 1938 года с германским послом в Англии Г. Дирксеном, выражая мнение правительства США, утверждал, что Германия должна иметь свободу рук на Востоке(...). После подписания 8 декабря 1938 года Францией с Германией декларации о ненападении министр иностранных дел Франции Жорж Бонне сказал: «Германская политика отныне ориентируется на борьбу против большевизма. Германия проявляет свою волю к агрессии на Востоке»43.
Таким образом, империализм, олицетворяемый капиталократией бывшей Антанты, в которой ведущую роль выполняла финансовая капиталократия США, направлял гитлеровскую Германию против СССР, решал план уничтожения социализма (большевизма) и одновременно устранения с геополитической арены Германии. XIII пленум ИККИ обратил внимание на классовый характер фашизма: «Фашизм есть открытая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала» (курсив наш)44. Немецкая капиталократия, в первую очередь финансовая, во главе с управляющим «Дойче банк» Й. Абсом и Я. Шахтом, уже в 30-х годах развязала «экономическую войну» против американского финансового капитала и капитала Франции и Британии.
После победы в 1945 году немецкий империализм со своими планами мирового господства ушел со сцены мировой истории, став частью набирающего силу англо-американского империализма.
Временно первый конфликт - конфликт между империалистическими группировками мира, англо-американской и немецкой, - явившийся источником Второй мировой империалистической войны, был разрешен в пользу победившего империализма - американской империалистической гегемонии.
Но второй конфликт - конфликт между империализмом (империалистическим капиталом) и социализмом остался. Социализм не удалось уничтожить Цель, которую ставила бывшая Антанта через своих ставленников перед гитлеризмом, - расправиться с «большевизмом», уничтожить СССР - не была выполнена. Более того, СССР окреп. После Победы в 1945 году сформировался «лагерь социализма». Социализм как форма господства Труда над капиталом, в которой уничтожена капиталократия, установился в странах Восточной Европы, в Китае, во Вьетнаме, в 60-х годах на Кубе.
Среда обитания
Terra Humana
Укрепление социализма в мире способствовало распаду старых колониальных империй, во главе которых стояли Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Португалия, Италия. Многие из освободившихся из под колониального гнета стран заявили о своем некапиталистическом пути развития: Уганда, Нигерия, Индия, Замбия, Ангола, Ирак, Сирия, Египет и другие.
Таким образом, не случаен тот факт, что именно англо-американский империализм в 1946 году сразу же развязал «холодную войну» против СССР, старт которой дала речь Черчилля в Фултоне. Но нужно отметить, что еще А. Даллес в марте 1945 года предложил свой план разрушения СССР «изнутри» через духовно-информационную, «холодную войну». «Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать»45.
Следует подчеркнуть, что война империализма США против России (СССР), имеет корни не только в конфликте между капитализмом и социализмом как смертельным врагом капитализма в ХХ веке, но и во взгляде на Россию как на главное препятствие к установлению мирового господства американской капиталократии.
В 1989 году во исполнение закона «PL 86-90» по указанию Буша (старшего) Фонд «Наследие» разработал доктрину «Освобождение», в которой раскрывалась технология по расчленению СССР.
В 1991 году в развитие этой доктрины была разработана доктрина «геополитического плюрализма в постсоветском пространстве» по силовому сохранению расчленения СССР и по дальнейшему расчленению России с последующей колонизаицй постсоветского пространства46. Американский империализм одержал победу над СССР в «холодной войне», но в нашей оценке - временную.
Социализм остался главным и единственным оппонентом империализму. На государственном уровне он сохранился в Китае (1,5 млрд. человек), во Вьетнаме (более 50 млн. чел.), на Кубе (около 9 млн.чел.). Сохранил свои позиции в ментальности населения на территории СССР, как оппозиционная сила в России, на Украине, в странах СНГ. Социалистические лозунги становятся ведущими в антиглобализационном движении, набирающем силу в начале XXI века.
Если воспользоваться формулой Ленина «Империализм - высшая стадия капитализма», то напрашивается ее аналогия применительно к последней фазе развития империализма на рубеже ХХ и XXI веков: «глобальный империализм - высшая стадия развития империализма» и последняя, за которой стоит или глобальная рыночно-капиталистическая гибель человечества в XXI веке в форме глобальной экологической катастрофы, или выход человечества из эколого-капиталистического тупика через победу социализма во всем мире, но уже в новом содержании - содержании духовного, эколого-ноосферного социализма.
Эволюция империализма в XXI веке одновременно предстает как эволюция противостояния Глобальной Капиталистической Цивилизационной
Революции (которая уже 400 лет из своего центра в Западной Европе, закрепившегося затем в «англо-американском мире», двигалась на Восток в виде двух волн мировой колонизации и получила альтернативный ответ Востока Западу в виде Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, начавшейся в России - единственной цивилизации, сохранившей свою евразийскую общинно-цивилизационную идентичность и не подвергшейся империалистическому переделу47) и Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции. Начало XXI века возвестило о конце отката первой волны Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции и начале ее второй волны, которая имеет ноосферно-экологический вектор в форме установления ноосферы будущего или управляемой гармонии человечества и природы на духовно-социалистической основе.
Эволюция империализма в ХХ веке одновременно предстает как эволюция капиталократии с увеличивающимися масштабами отчуждения капитала как надчеловеческой и даже надкапиталистической силы.
Империализм порождается капиталократией, в первую очередь, финансовой капиталократией. Капиталократия не может существовать без империализма, без финансово-капиталистической экспансии. Империализм есть форма бытия капиталократии.
Новый Мировой Порядок и есть империалистическая глобализация конца ХХ века, или установление господства над миром, над его ресурсами, интеллектом человечества со стороны мировой финансовой капиталократии.
Э. Саттони замечает, что «интересным аспектом трехсторонней комиссии является то, что она скорее собирает администраторов власти, нежели обладателей власти. Дэвид Рокфеллер в значительной степени - единственный центр власти во всем трехстороннем каталоге»48. Итак, семейство Рокфеллеров, стоящее во главе «мирового треста», что проницательно заметил Ленин при анализе империализма, в конце ХХ века - оказывается во главе «Трехсторонней комиссии», подчинившей себе всю информационную империю США и, соответственно, мира49.
Саттони прямо указывает на империалистическую природу власти над Новым Мировым Порядком, т.е. на глобальный империализм мировой финансовой капиталократии: «...Бжезинский и капиталисты мира не нуждаются в национальном суверенитете или конституции. Их интересы глобальны и сколько бы они не протестовали, мы не видим разницы между глобализмом Трехсторонней комиссии и, например, британским и французским империализмом XIX столетия. Или, собственно говоря, священной Римской империи» (курсив наш)50.
Империалистическая глобализация или глобальный империализм глобализирует и классовые противоречия. В системе глобального империализма возникают глобальные классовые противоречия. Вместе с глобализацией строя капиталократии (мировая финансовая капиталократия), происходит глобализация и «мира Труда», ей противостоящего. Это означает, что социалистическая революция, возникающая на периферии глобального империализма, т.е. в «колониальном поясе» вокруг «развитого
Среда обитания
Terra Humana
капитализма», одновременно несет в себе содержание антиколониальное, антикапиталистическое, национально-освободительное.
И.Я. Фроянов в статье «О классовом и национальном сознании в современно мире»51 замечает: «Новый мировой порядок (глобализм) позволяет «вселенской закулисе» манипулировать целыми народами, превращая их в эксплуатируемые классы. В результате внутренние антагонистические противоречия, сотрясавшие ранее капиталистические общества, оказались «перемещенными» вовне, приняв форму межгосударственных или межнациональных отношений»52. И далее: «По словам Ф.М.Достоевского, не может одна малая часть человечества владеть всем остальным человечеством как рабом, а ведь для этой единственной цели и слагались до сих пор все гражданские (давно уже не христианские) учреждения Европы, теперь совершенно языческой. Это было сказано в 1880 году. Но до сих пор «малая часть человечества» стремится «владеть всем остальным человечеством как рабом», и в этом стремлении она прямо-таки обезумела. При подобном ходе событий нетрудно предугадать рост национально-освободительной борьбы. Необходимо только помнить, что борьба эксплуатируемых народов является лишь по форме национально-освободительной, тогда как, по сути, она есть классовая борьба или очень близка к ней»53.
Таким образом, борьба против глобального империализма приобретает глобальный классовый, национально-освободительный и социалистический характер. Вторая волна Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции в условиях битвы глобального империализма, в первую очередь, мировой финансовой капиталократии в США, за установление своего господства над ресурсами мира, поднимающаяся в начале XXI века, имеет но-осферно-социалистический и одновременно национально-освободительный, глобально-классовый характер и формируется как поток социалистических революций, сохраняющих национально-этническую и локально цивилизационную природу тех стран, в которых они происходят. Битва за социализм в условиях противостояния глобальному империализму есть одновременно битва с сохранение национально-культурного, цивилизационного разнообразия человечества, как его социально-эволюционного богатства.
Несущим каркасом глобального империализма является англо-американский империализм или мировая финансовая капиталократия, выращенная на почве англо-американской рыночно-капиталистической цивилизации.
Имеются данные, что «институт английской королевы» и «институт президентской власти в США» тесно переплетены, составляя «видимый фасад» невидимой власти мировой финансовой капиталократии. Именно этим определяется постоянная взаимная поддержка и синхронность в акциях внешней политики США и Британии.
По данным С. Некрасова в системе англо-американского империализма продолжает действовать структура капиталократии, в которой финансовая капиталовласть в Великобритании и финансовая капиталовласть в США образуют единую капиталовласть, организация которой обеспечена «тонкими механизмами» масонских связей и «института рыцарей».
Для нас важно то, что в структуре мировой финансовой капиталократии
и, соответственно, англо-американского глобального империализма «новой британской империи» принадлежит важное место. Какова экономическая мощь Британии, или другими словами, какова ее доля в экономической мощи глобального империализма? «Она... определяется процентом от мирового оборота сделок и средств, проходящих через лондонское Сити. Итак:
Мировые сделки - 64%;
Торговля в долг по евробондам - 75%;
Торговля иностранными деривативами - 27%;
Фьючерсы - 11%;
Товарные фьючерсы - 15%;
Банковские долги - 15,8%;
Комиссионный найм судов - 50%».
«Очевидно, - пишет С. Некрасов, - под контролем Британско-американского сообщества находится под контролем несколько тысяч корпораций (их около 4000). Группы из 80-50 фирм образуют картели, которые могут контролировать от 30 до 90% экономической деятельности в соответствующих критических секторах жизни, будь то металлы, стратегическое сырье, продовольствие и финансы. В соответствии с Меморандумом - 200, под контроль Содружества ставится более 70% стратегических ресурсов, контроль за которыми позволяет регулировать численность населения стран «третьего мира» (в этом плане высказывание М. Тэтчер в 1985 году, когда она была английским премьер-министром по поводу того, что оптимальное население, которое должно быть на территории России, - это 25 миллионов человек54, было не случайным - авт.). Весь чудовищный британский спрут настроен не на развитие, но на удушение планеты» (курсив наш)55.
Либерализм - идеология прикрытия капиталократии и одновременно «атомизации» отдельных обществ и человечества в целом. По своей сущности это социал-дарвинизм, прививающий идеологию хищника, агрессивного потребителя каждому человеку.
Первым раскрыл функцию гражданского общества как «правовых противовесов» якобы «волчьей природе» человека Т. Гоббс. Он заметил, что в буржуазном обществе действует хищнический принцип «человек человеку - волк», т.е. каждый ведет войну против всех, чтобы максимизировать свою прибыль, свою наживу. Именно, для того чтобы, «цивилизовать» «волков» и необходимо «гражданское общество».
Дж. Сорос, мировой олигарх и «попперист», проповедник «открытого общества», требуя ослабления «сдерживающих моральных факторов» в «переходной период» в России и других «традиционных обществах», в рамках империалистической глобализации открыто реанимирует тезис Гоббса: «Переходная рыночная экономика - это все, что угодно, только не общество. Каждый должен защищать свои интересы, и моральные нормы могут стать препятствием в мире, где человек человеку - волк. В идеальном переходном обществе люди, которые отягощены мыслями и заботами о других, могут двигаться гораздо легче и, вероятно, пробьются далеко»56.
Среда обитания
Terra Humana
Социал-дарвинизм - один из псевдонаучных фундаментов либерализма. Он необходим капиталократии, чтобы легче было осуществлять капита-ловласть в рамках битвы за свое жизненное пространство среди «либеральных волков». «Либеральная атомизация» общества, народов на «атомарных волков», воюющих против всех за свое «жизненное пространство», и «потребительство» - другая сторона капиталократии. Без такой «либерально-волчьей атомизации» реализация капиталократии начинает «пробуксовывать», так как на борьбу с ней поднимаются сплоченные массы людей труда.
Дарвинизм, абсолютизирующий закон конкуренции и естественный отбор, не соответствует истинным механизмам прогрессивной эволюции. Он только часть истины. Теоретическая система раскрытия механизмов прогрессивной эволюции (т.е. эволюции, сопровождающейся ростом сложности и системности эволюционирующих систем) - синтетический эволюционизм -объединяет дарвиновскую, берговскую (Л.С. Берг - создатель теории номогенеза) и кропоткинскую (П.А. Кропоткин показал, что в эволюции живого на Земле действует не только конкуренция в битве за экологическую нишу, за пространство жизни, но и механизм сотрудничества, взаимопомощи, и он это аргументированно доказал)57. В любой прогрессивной эволюции действует закон сдвига от доминанты закона конкуренции и механизма естественного отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта как средства управления эволюцией на основе «опережающей обратной связи»58.
Этому закону сдвига подчиняется и социальная эволюция человечества. Иными словами, история социального человечества сопровождается нарастанием действия закона кооперации, ростом «организмичности», ко-оперированности как отдельных обществ, так и человечества в целом, и действием всемирно-исторического закона возрастания идеальной детерминации через общественный интеллект. Более того, по нашим оценкам, именно на рубеже ХХ и XXI веков происходит смена парадигм истории: парадигма конкурентной истории, последнюю фазу которой демонстрирует империалистический капитализм или империализм, сменяется кооперационной, ноосферной историей, которая начинается с социализма как общества с доминантой кооперации.
Глобальный империализм как закат капитализма вообще является одним из признаков приближающейся точки исторической бифуркации на рубеже ХХ и XXI веков: одна линия исторического движения в будущее есть линия перехода в новую, неклассическую, кооперационную историю именно в форме социальной прогрессивной эволюции на базе доминирования закона кооперации, механизма общественного интеллекта и опережающего развития образования как механизма воспроизводства общественного интеллекта, и на основе этого трансформации, общества в образовательное общество; вторая линия исторического движения в будущее есть капиталистическая или империалистическая гибель человечества в XXI веке по экологическим причинам.
Новая форма бытия финансового капитала, в которой ведущими стали спекулятивные операции, стоит в преддверии Великого Краха - глобаль-
ного кризиса, который будет намного мощнее и сокрушительнее «Великий депрессии» 1929-1933 гг.
Опасность нового кризиса всей системы империализма сочетается с растущей мощью экономики Китая - китайского социализма. С использованием данных ЦРУ, в рамках «Проекта международных сопоставлений», американскими специалистами получены следующие данные: в 1970 году ВВП КНР составлял 44% ВВП США, в 1980 году - 63%, в 1987г - 97% («Экономическое положение развитых и развивающихся стран. Обзор за 1988 и начало 1989 г. // М.: Правда, 1989, с. 158). В настоящее время ВВП КНР находится на уроне 150%59, т.е. Китай уже обогнал по совокупному валовому продукту США.
В этих условиях, глобальный империализм, понимая растущую опасность социализма, будет спешить превратить Россию в своей стратегический плацдарм, даже более того, - в театр военных действий (ТВД). Поэтому от России требуется одно - национальная политика, проводимая патриотической властью. И эта национальная политика обязательно должна возродить все позитивное, созданное советской историей, чтобы двинуться в сторону планово (управляемо)-рыночной экономики с упором на собственные силы возрождения, на собственные материальные и интеллектуальные ресурсы - науку, культуру и образование, на собственный труд.
Россия предлагает миру идеал выхода из экономического тупика истории - но-осферно-экологической, духовный социализм - управляемую социоприродную эволюцию на основе общественного интеллекта и образовательного общества. Мы назвали эту научно-мировоззренческую систему и строй на ее основе - ноосферизмом.
Китай демонстрирует созидательную силу социализма в последние 12 лет, т.е. в те 12 лет, которые в России, вследствие отказа от социализма и ценностей народовластия, раскрепощенного труда и принятия ложных целей «свободного рынка», обернулись всеобщим обнищанием населения, сокращением ВВП в 2 раза, разрушением экономики и системы обороноспособности, продажей земли. Советский социализм первым в мире послал человека в космос. Китайский социализм в начале XXI века догнал в этой сфере Россию и США и готов совершить новый скачок в развитии космонавтики.
П. Бергер, известный американский социолог, в работе «Капиталистическая революция» (1994) вынужден признать, что «современное государство в самой демократической форме представляет собой невиданную в истории концентрацию власти. благодаря технологическим ресурсам, доступным правительству для контроля»60. В эпоху глобального империализма эта технотронная форма капиталократии (в ее западно-демократической оболочке), как мы уже показали, приобретает содержание экстремального выражения империализма - технотронного фашизма и терроризма.
Необходимо осознать, что если отрицание капитализма в течение последних 150 лет, начиная с марксовского «Манифеста коммунистической партии», базировалось на социальных основаниях бытия человека, которые объективно, вследствие главного противоречия капиталократии -противоречия между капиталом и трудом, переросшего в конце ХХ века в
Среда обитания
Terra Humana
главное противоречие глобальной капиталократии - противоречие между Капиталом-Фетишем, ставшим Глобальной Капитал-Мегамашиной, и Человеком, которого он стремится «расчеловечить», превратить в капитало-киборга, то в конце ХХ-начале XXI века отрицание капитализма в форме глобальной капиталократии и соответственно глобального империализма приобрело экологические формы, оно осуществляется Природой, в первую очередь «суперорганизмами» - биосферой и Землей-Геей, - осуществляется в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Таким образом, можно считать, что в конце ХХ-начале XXI века сформировалось двойное отрицание капитализма: во внутренней логике социального развития человечества, породившей в ХХ веке первую волну Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции, носителем которой были социалистическая революция и советская цивилизация в России, китайский социализм, социализм во Вьетнаме, на Кубе, в странах Восточной Европы, и в большой логике социоприродной эволюции, которая предъявила антропо-социальной эволюции императив перехода в состояние социобиосферной динамической гармонии - в состояние ноосферы или управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества61.
Адепты капиталократии и нынешней системы глобального капитализма (буржуазной науке) стремятся представить первое отрицание как искусственно построенное интеллигенцией.
П. Бергер, выразитель этого направления критики марксизма и реального социализма, плановой экономики, восходящего к К. Попперу, Хайеку, М. Фридману и другим, отмечает: «Антикапиталистические настроения интеллигенции отмечались давно и исследованы во всех подробностях Иозефом Шумпетером, а в последнее время - Дэниелом Беллом. В американской среде они давно стали частью так называемой «враждебной культуры» (Лайонел Триллинг), в которой неприятие буржуазной культуры сочетается с антикапиталистической политикой»62. И далее, признавая определенные основания под критикой капитализма со стороны марксистов и других его оппозиционеров, П. Бергер, тем не менее, приходит к такому же выводу, как и Ф. Фукуяма: у капитализма, а вернее, в нашей идентификации, - у глобального империализма, - нет альтернативы, к выводу о предпочтительности перехода экономик всех народов мира, локальных цивилизаций на рыночно-капиталистический путь развития63, а поскольку «не может быть эффективной рыночной экономики без частной собственности на средства производства»64, то предпочтительности частнособственнического пути развития. Возрождается миф о «священности» знаменитых «коров» капитализма - частной собственности и свободы капитала. «Священных» - с позиций Капитала-Фетиша или Капитала-Бога и его «престола» в форме мировой финансовой капиталократии. «Священных», потому что вне их Капитал-Фетиш и капиталократия исчезают, как дым, свобода переходит к человеку, человек освобождается от оков капиталистического рабства и начинает реализовывать собственное гар-
моничное развитие, вне которого невозможно его гармоничное соразвитие с природой-биосферой, Землей-Геей.
Во внешней - большой логике социоприродной эволюции возникает второе, внешнее, отрицание капитализма в его высшей стадии развития -империализме. Второе не только в смысле дополнения к социально-экономическому отрицанию с позиций подлинного гуманизма, раскрытия родовых, сущностных, творческих сил человека, преодоления отчуждения человека от средств производства, порождающего фетишные капи-таломорфные, иллюзорные, «превращенные» формы его бытия, но и второе - в историко-временной логике, более позднее, вызванное глобальным экологическим кризисом, в конце ХХ века превратившемся в первую фазу глобальной экологической катастрофы.
Глобальный империализм превращает в орудия империализма, все к чему он прикасается:
экология становится инструментом экологического империализма, когда даже экологические механизмы, изобретаемые международными организациями, становятся средствами ущемления экологических прав бедных стран со стороны империалистических (например: «Киотский протокол», который используется, прикрываясь ложной трактовкой решения проблемы парникового эффекта, глобальным империализмом для создания механизмов по ограничению использования ископаемого топлива, в первую очередь угля, аргументируя свои решения тем, что выбросов углерода в атмосферу на душу населения, в развивающихся странах якобы намного больше, чем в странах «золотого миллиарда»)65;
информация, информационные технологии и системы, в том числе и глобальные, становятся инструментами информационного империализма (его проявлением в начале XXI века стали мировые информационные войны; в США - цитадели глобального империализма - открыто провозглашена доктрина информационного господства США над миром; в нашей оценке, - информационной диктатуры мирового капитала; в этом направлении используется все, в том числе технологии Интернета)66;
образование, культура преобразуются в механизмы образовательного и мас-скультурного империализма;
технологии становятся основанием технологического империализма. Михаил Делягин в книге «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи» вводит понятие «технологической пирамиды», имеющей множество «этажей». На верхнем этаже развитием ее самой и метатехнологий управляет «Некто», а на нижних этажах - царствует рынок. Вот этот «Некто» и есть мировая капиталократия, использующая технологии как инструмент господства и построения системы технологических зависимостей развивающихся стран от империалистических67;
энергия, системы энергообеспечения становятся механизмами энергетического империализма и т.п.
Эту пирамиду проявлений экспансионистской сущности глобального империализма завершают военный и финансово-экологический империализм.
Среда обитания
Terra Humana
Теория ноосферизма только создается. Нами впервые выдвинута категория ноосферизма, как теоретического конструкта, представляющего собой теоретический синтез современных научных направлений, связанных с развитием учения о ноосфере В. И. Вернадского, расширения его теоретической базы и синтеза с социалистическим учением.
К главным положениям ноосферно-социалистической альтернативы относятся следующие68:
1. Ноосфера как форма гармонического бытия системы «Человечество - Биосфера», обеспечивающая прогрессивную эволюцию этой системы как единой, несовместима с капитализмом и с глобальным империализмом (как последней формой его развития). Единственной формой ноосферного бытия человечества является социализм, но социализм нового типа - духовный, экологический социализм, с доминированием духовных интересов над материальными, общих интересов над частными, общественной собственности над частной, альтруизма над эгоизмом, закона кооперации над законом конкуренции, ответственности, долженствования по отношению к свободе.
2. Ноосферизм есть ноосферный социализм или ноосферный коммунизм. Мы не рассматриваем его как новый тип формации. Это его частный признак. Вполне возможно, что под этим понятием скрывается множество формаций будущего, которые еще рано идентифицировать.
Ноосферизм есть новый тип истории человечества. Он возникает не только на отрицании капитализма и глобального империализма. Ноосфе-ризм возникает на отрицании всей стихийной, классической истории человечества, которая состоялась до XXI века, - истории на доминировании закона конкуренции, механизмов рынка и частной собственности.
Этот новый тип истории есть история в расширенном пространстве бытия человечества, в котором оно из исторического субъекта-природо-пользователя превращается в исторического субъекта, управляющего социоприродной гармонией или гармонической социоприродной эволюцией. Последнее означает, что человечество из состояния хозяйственного природопотребителя поднимается в своем разуме до состояния управляющего устойчивым развитием, социоприродной эволюцией, в котором хозяйственное природопотребление ограничивается и ведется в пределах, устанавливаемых обратными связями гомеостатических механизмов биосферы (и по газовым константам, и по структуре, константам распределения живого вещества, и по ландшафтно-географическим, климатическим распределениям, а также по локальным константам региональных квази-гомеостатических механизмов).
Есть еще один аспект обоснования перехода человечества к ноосферно-социалистической альтернативе - это наличие возмездно-стоимостного предела развития экономики глобального империализма. И. Валлерстайн считает, что капиталистическая мировая экономика вступила в период исторического кризиса, когда она должна быть фундаментально перестроена в течение 25-50 лет69. Альтернатива в этой логике связана с отказом от хозяйства с доминантой действия закона стоимости и с переходом к экономике
с доминантой действия закона потребительной стоимости, к концепции которой с разных сторон подошли экономисты В.Я. Ельмеев, В.И. Сись-ков и автор этой статьи. Потребительностоимостная экономика, по нашему прогнозу, и составит базис ноосферной экономики. Она и только она сможет стать условием превращения науки не только в непосредственную производительную силу труда, которое Маркс связывал с построением социалистического общества, но и в непосредственную силу управления социоприродным развитием, ведущим компонентом общественного интеллекта. В.Я. Ельмеев правильно выдвигает тезис: «Общество всемирного ассоциированного труда - социалистическая альтернатива обществу мирового капитала»70. Мы добавим: не только социалистическая, но и но-осферная, потому что она содержит в своем смысле императив доминанты закона кооперации, императив будущей «Кооперационной Истории».
Ноосферно-социалистическая альтернатива глобальному империализму предстает одновременно и как гуманистическая альтернатива, потому что именно она выводит человечество из той «ямы» Глобальной Антропологической Катастрофы (Духовной и Информационной Глобальных Катастроф как ее измерений), в которую уже погрузил человечество глобальный империализм. В.Т. Пуляев и А.П. Мозелов будущую «новую эпоху» прямо называют «эпохой гуманизма и ноосферы»71, в которой общество становится гармонизатором отношений между человеком и природой. Они считают, что «переход биосферы к ноосфере объективен. Поэтому иного пути, кроме пути гуманитарного развития, у России (как, впрочем, и у всего человечества) просто нет. Чем скорее эта ситуация осознается народами, тем быстрее будет найден шанс для выживания человечества»72. Поэтому гуманистическая идеология не может не быть ноосферно-социалистической.
Таким образом, глобальный империализм есть последний этап капитализма в форме империализма не только во внутренней логике своего развития, но и во внешней, социоприродной логике эволюции человечества в единстве с биосферой. Императив выживаемости человечества в XXI веке в форме устойчивого развития носит антикапиталистический, антиимпериалистический, национально-освободительный ноосферно-социа-листический характер. Это означает, что социалистическая революция в
XXI веке решает глобальные экологические проблемы, задачи выхода из капиталистического тупика первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, несет на своих знаменах идею прорыва человечества к ноосфере будущего, к установлению порядка, обеспечивающего управляемую соци-оприродную динамическую гармонию на основе общественного интеллекта и образовательного общества.
Глобализация является мифом конца ХХ - начала XXI века, призванным прикрыть глобально-империалистическую природу установившегося на Западе строя мировой финансовой капиталократии, являющейся глобальным Анти-Разумом, который ведет человечество к экологической гибели уже к середине XXI века. Поэтому ноосферно-социалистическая революция в первой половине XXI века будет решать задачи спасения че-
Среда обитания
Terra Humana
ловечества на основе ноосферно-социалистического бытия, перехода к реальному ноосферному гуманизму, в пространстве которого человек обретает качества ответственности не только за будущее жизни человечества, но и будущее жизни биосферы и Земли-Геи как суперорганизмов.
1 Мартин Г.П., Шумани Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. - М.: Альпина, 2001. - С. 20.
2 Там же.
3 Субетто А.И. Просвещенный либерализм или капиталократия над «мертвыми душами» России. - СПб.: Астерион, 2004. - 20 с.
4 Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - СПб.: Астерион, 2001, 2-е изд. - 2003. - 538 с.; Субетто А.И. Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. - СПб. - Кострома КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. - 367 с.
5 Субетто А.И. Капиталократия. Мифа либерализма и судьба России. СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. - 367 с.
6 Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм, 2001. - СПб.: ПАНИ, 2001. - 527 с.
7 Впервые о соединении ноосферного и социалистического императивов мною было сказано в работе «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем, качества общественного интеллекта - социалистический императив» - М.: Исслед. центр, 1990. - 88 с.
8 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 27. - М.: Изд. Полит. лит., 1969. - С. 309.
9 Там же. - С. 309.
10 Там же. - С. 302
11 Там же. - С. 315.
12 Там же. - С. 313.
13 Там же. - С. 326.
14 Там же. - С. 339.
15 Субетто А.И. Капиталократия. - СПб.: ПАНИ, 2000. - 213 с.
16 Ленин В.И. См. выше. - С. 326.
17 Там же. - С. 345.
18 Там же. - С. 350.
19 Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизми - СПб.: ПАНИ, 2001. - 527 с.
20 В. И. Ленин. См. выше. - С. 380.
21 Там же. - С. 380.
22 Там же. - С. 399
23 Там же. - С. 388.
24 Там же. - С. 419.
25 Там же. - С. 380.
26 Субетто А. И. Капиталократия, 2000; Ноосферизм, 2001.
27 Ленин В. И. См. выше. - С. 363.
28 Там же. - С. 367.
29 Там же. - С.367.
30 Там же. - С. 417.
31 Там же. - С.387.
32 Субетто А. И. Капиталократия: СПб. - Кострома - Луга, 2000. - 214 с.; Капиталократия. Мифы либерализма. - СПб., 2001. - 367 с.
33 Субетто А. И. Капиталократия, 2000. - С. 12.
34 Там же. - С.13.
35 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: Дом ИНФРА, 1999. - С. 222.
36 Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. - СПб.: Астерион, 2003. - С. 345.
37 Клуге К. Коммунизм Христа. - М.: Искусство, 1992. - С.60.
38 Медведев А. Похищение Европы. Часть первая. Искусство. Торговля. Война. - СПб.: Художественная воля, 1999. - С. 44; Субетто А. И. Ноосферизм. 2003. - С.347.
39 Сорос Ж. Кризис мирового капитализма, 1999.
40 Субетто А. И. Ноосферизм, 2003. - С. 448.
41 Там же. - С. 448.
42 Жухрай В. М. Сталин: правда и ложь. - М.: Сварогъ, 1998. - С. 19.
43 Чихон Э. Банкир и власть. - М.: Прогресс, 1977. - С. 140.
44 Митрополит Иоанн. Союз нерушимый // «Завтра». - 1994. - № 30(35). - С. 6.
45 Баркашов А.П. Чем темнее сумерки, тем ближе рассвет// Новопринт. - М.: Изд-во РНЕ, 1999. - 4 с.; Субетто А. И. Противоречия экономического развития России и стратегия выхода из исторического тупика. - СПб. - Кострома - Луга: КГУ им. Н. А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия (Луга), 2000. - С. 20.
46 Там же.
47 Энтони Саттони Кто управляет Америкой? - М.: ООО «ФЭРИ - В», 2002. - С. 17.
48 Там же. - С. 24.
49 Субетто А. И. Ноосферизм, 2001. - С. 371.
50 Фроянов И.Я. О классовом и национальном сознании в современном мире// «Отечественные записки» - Приложение к «Советской России». - 2006 г. - 27 апреля. - Вып. № 92. -С. 10-11.
51 Там же. - С.10, 11.
52 Паршев А. П. Почему Россия не Америка. - М.: АСТ, 1999.
53 С. Некрасов. Грабли джихада// Завтра - 2002 - Июль. - № 29 (452).
54 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М.: Изд. Дом ИНФРА. - М., 1999. - С. 85.
55 Субетто А.И. Ноосферизм, 2001; Россия и человечество на «перевале» Истории в преддверии третьего тысячелетия - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.
56 Там же.
57 Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы/ Под общ. ред. Ю. Д. Маслюкова. - М.: Изд-во Н. Е. Чернышева, 2001. - С. 309.
58 Бергер П. Капиталистическая революция, 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. - М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 102.
59 Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм - СПб.: ПАНИ, 2001. - 537 с.
60 Бергер П. См. выше. - С. 89.
61 Там же. - С. 276.
62 Там же. - С.271.
63 Борисенков Е. П. Глобализм как завершающая стадия империализма и его опасные последствия для окружающей среды и человеческой цивилизации// Ленинская теория империализма и современная глобализация/ Под ред. А. И. Субетто - СПб.: Астерион, 2003. - С. 292-303.
64 Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 384с.
65 Субетто А. И. Непрошеные мысли. Книга 4. - СПб.: Астерион, 2003. - С. 41-46.
66 Субетто А. И. Ноосферизм. См. выше, с. 504-528с.
67 Воронов В.В. Глобализация финансового капитала. - CUI BONO? // Ленинская теория империализма и современная глобализация. В 2-х книгах. Книга I. - М.: Астерион, 2003. - С. 171.
68 Ельмеев В. Я. Экономическая сущность современного глобализма. Общество всемирно ассоциированного труда - социалистическая альтернатива обществу мирового капитала // Ленинская теория империализма..., 2003. - С. 226.
69 Пуляев В. Т., Мозелов А. П. Очеловечивание общества - альтернатива глобализации // Ленинская теория империализма., 2003. - С. 560.
70 Там же. - С. 563.
Среда обитания