Научная статья на тему 'Потенциал и инструменты роста инновационных производств в период формирования нового уклада экономики'

Потенциал и инструменты роста инновационных производств в период формирования нового уклада экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровая экономика / знания / экономика знаний / стратегия / система / взаимодействия. / digital technology / digital economy / knowledge / knowledge economy / strategy / the system / collaboration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и инструменты роста инновационных производств в период формирования нового уклада экономики»

Никонова А.А.

к.э.н., в.н.с. ЦЭМИ РАН

prettyal@cemi .rssi.ru

ПОТЕНЦИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ РОСТА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО УКЛАДА ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая экономика, знания, экономика знаний, стратегия, система, взаимодействия.

Keywords: digital technology, digital economy, knowledge, knowledge economy, strategy, the system, collaboration.

Введение

Формирование нового экономического уклада - это современный глобальный тренд, в который важно вписаться для поддержания устойчивости и конкурентоспособности российской экономики. В современной экономике на долю НТП приходится до 90% от совокупного вклада всех факторов прироста ВВП1. Участие России в международном разделении труда как поставщика энергоресурсов создает определенные угрозы экономической и технологической безопасности национального хозяйства в контексте кардинальных технологических и структурных сдвигов мировой системы. Действительно, ежегодные темпы роста и развития нового технологического уклада составляют, по оценке академика РАН А.А. Дынкина, примерно 35%. К новому укладу относят2 биоинженерные и медицинские технологии, фармацевтику, молекулярную биологию и генную инженерию, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, основанного на цифровых технологиях.

По замечанию Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г., «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперёд. ... Сейчас наша первоочередная задача - создать эффективный механизм для продвижения этого значимого проекта»3. В.В. Путиным выделены три (на самом деле - четыре) ключевые направления развития нового уклада: 1) ликвидация правовых барьеров, которые препятствуют внедрению передовых технологий; 2) создание опорной инфраструктуры: линий связи, центров хранения и обработки данных; 3) серьёзное совершенствование всей системы образования, включая обеспечение всеобщей цифровой грамотности, а также запуск инструментов поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий4.

Во-первых, речь идет о создании благоприятствующей нормативно-правовой среды и приведении её в соответствие с требованиями цифровой экономики как нового уклада, качественно новых производственных отношений. Во-вторых, необходимы соответствующее информационное и материально-техническое оснащение для реализации новых технологий и видов деятельности. В-третьих, важно предусмотреть изменения в учебных курсах, системе подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации по новым специальностям. Кроме того, следует разработать подходящие механизмы, направленные на поддержку отечественных компаний, наиболее продвинутых в плане сквозных технологий.

О целях и задачах создания нового уклада в России

По темпам роста электронных технологий Россия занимает лидирующие позиции. Согласно данным Росстата, за 2010-2016 гг. удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, увеличился с 48,4 до 74,8%. В России средняя скорость Интернета в 2016 г. повысилась на 29% и достигла уровня Франции и Италии. К началу 2017 г. российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд. руб.5

1 Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. - Т. 196. - С. 86-186.

2 Дынкин А.А. Кризис миропорядка: поиски выхода // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. -Т. 196. - С. 63-73.

3 Путин В.В. Вступительное слово на Заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983

4 Там же.

5 Там же - со ссылкой на Росстат РФ.

В целях развития цифровой экономики в России принят ряд правительственных документов в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 гг.1 Приведем некоторые из них для иллюстрации плана действий. Прежде всего, программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2025 г., разработанная Минкомсвязи РФ и утвержденная Правительством РФ 28.07.20172, нацелена на решение трех основных задач: экосистема, правовая среда, конкурентоспособность фирм3.

1. Создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан.

2. Создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках.

3. Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

В этих целях в Программе предусмотрено:

• Управление ресурсами при помощи интегрированных цифровых платформ, объединяющих в информационной среде всех участников рынка, снижая транзакционные издержки и изменяя систему разделения труда.

• Широкополосное покрытие сетями Интернет территории страны; создание сетей 5G в 10 городах с населением 300 тыс. человек.

• Создание 50 «умных городов» с населением 50 млн. человек, каждый из которых сможет участвовать в управлении, выражая свое мнение на специальных информационных площадках.

• Перевод на электронные формы до 90% документооборота к 2025 г. и до 80% государственных услуг населению при поддержании высокого качества услуг.

• Переход на беспилотный общественный транспорт в 25-ти крупных городах РФ.

• Поддержка высокотехнологичных компаний в сфере информационных технологий.

• Рост подготовки специалистов в сфере электронных технологий.

Программа ориентирует на создание, абсорбцию и диффузию «сквозных технологий». Этот термин обозначает цифровые технологии, которые, будучи созданы в определенном секторе экономики, могут быть использованы в различных видах деятельности. В программных документах по созданию цифровой экономики сквозные технологии включают большие данные (Big Data); нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный Интернет; компоненты робототехники и сенсорики; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей4.

Учитывая организационное и инфраструктурное несовершенство отечественной экономики, выделено специальное направление создания центров компетенций и технического обеспечения в области цифровых технологий, и 18 декабря 2017 г. Правительственная комиссия утвердила разработанный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ план мероприятий по формировании институциональной среды для развития НИОКР в области цифровой экономики, технологических заделов и компетенций. Основные усилия направлены на решение шести задач5: 1) анализ спроса и предложения на НИОКР в разрезе применения «сквозных» технологий; 2) формирование механизмов и мер поддержки участников программы «Цифровая экономика»; 3) определение критериев и порядка отбора лидирующих исследовательских центров для развития «сквозных» технологий; 4) реализация механизма отбора и функционирования таких центров; 5) создание программ обучения и повышения квалификации в сфере цифровой экономики; 6) формирование и успешное функционирование не менее десяти компаний-лидеров.

В этом плане намечены следующие цели:

• Выявление секторов экономики с наиболее высоким потенциалом коммерциализации решений на базе «сквозных» технологий, относящихся к сфере цифровой экономики.

• Начало цифровой трансформации секторов экономики и отдельных ее субъектов.

• Создание спроса на отечественную продукцию в сфере «сквозных» технологий со стороны широкого круга субъектов экономики.

• Защита технологических решений иностранного происхождения, необходимых для развития в России приоритетных «сквозных» технологий.

• Разработка и утверждение программ деятельности отобранных организаций-лидеров.

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. - http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71570570/

2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряж. Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. - http://base.garant.ru/71734878/

3 Программа «Цифровая экономика». - С. 2.

4 Там же. - С. 3.

5 План мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. Правит. комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.12.2017 № 2). Офиц. вебсайт Правительства РФ. - http://static.government.ru/media/files/1P5evO23war1woLA0q8aJ2DtAqsydInS.pdf

• Создание условий для развития международного научно-технического сотрудничества организаций-лидеров по приоритетным направлениям «сквозных» технологий цифровой экономики; начало реализации совместных проектов.

• Формирование экосистемы, способствующей развитию компаний-лидеров на рынках цифровой экономики.

• Значимый для экономики вклад компаний-лидеров в цифровую трансформацию национальной экономики согласно целям программы «Цифровая экономика».

• Доведение до руководства ведущих государственных компаний принципов и инструментов развития цифровой трансформации экономики.

• Интенсификация спроса на исследования и разработки в области «сквозных» технологий цифровой экономики.

• Создание не менее чем трех аспирантских и магистерских школ по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций.

Количественные показатели включают следующие значения:

• Рост активности в сфере цифровых технологий к 2024 г.: а) количества участников цифровых платформ для НИОКР - до 100; б) компаний - технологических лидеров, конкурентоспособных на глобальных рынках - до 10; в) реализованных проектов в области цифровой экономики объемом не менее 100 млн. рублей - до 30.

• Рост активности в сфере цифровых компетенций: а) создание двух центров компетенций к 2020 г. по каждому из направлений «сквозных» технологий; б) доведение количества международных центров компетенций, являющихся партнерами цифровых платформ для НИОКР, до 15 к 2019 г. и до 30 к 2024 г; в) доведение количества российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов объемом 3 млн. долл. по приоритетным направлениям международного сотрудничества в области цифровой экономики, до 10 к 2024 г.

• В сфере научно-образовательной подготовки к 2024 г.: а) рост созданных аспирантских и магистерских школ по направлениям «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций - до 50; б) рост количества специалистов по направлениям «сквозных» технологий, обученных за рубежом и вернувшихся в Россию - до 500.

На этой основе ожидаются определенные результаты в следующих областях: интеллектуальной видеоаналитики с доказанной точностью около 95%, речевого программирования и распознавания, развития нейротехнологий, искусственного интеллекта, онкодиагностики, сети связи 5G на отечественной элементной базе, «умных» технологий, технологий повышения эффективности использования энергоресурсов, сверхпроводниковой и оптической квантовой вычислительной техники, сверхчувствительных сенсоров для АЭС, военных, медицинских и других технологий, средств защиты линий связи для силовых ведомств, банковского и корпоративного сектора1.

Технологические приоритеты и направления использования цифровых технологий расписаны довольно подробно. Вместе с этим, существо вопроса состоит в формировании нового уклада, т.е. в изменениях, которые затрагивают все подсистемы экономики и общества. С системных позиций в таком контексте собственно технологии нами рассматриваются как вторичные изменения, на первом месте стоит трансформация организационных основ и эффективных взаимодействий элементов социально-экономической системы, а также институциональной среды и управляющей подсистемы, которые представляют собой наиболее слабые места в России и в которых «провисает» большая часть принимаемых решений.

Состояние и развитие когнитивной подсистемы, важнейшей подсистемы экономики нового, цифрового уклада, существенно зависит от качества развития интеллектуального потенциала и в целом человеческого развития. Согласно Программе, «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности»2. Отчасти это так, но в узком понимании детерминант НТП. Согласно системному представлению современной эволюции общественного развития, в частности, научно-технологического развития, симбиоз знаний человеческие талантов и способностей представляют собой основной драйвер роста экономики, производительности и НТП. При этом в Программе в качестве одной из основных целей декларировано вполне обоснованно усиление взаимодействий всех участников инноваций в рамках создания экосистемы цифровой экономики3. Важно определить нормативный характер взаимодействий на разных уровнях иерархии.

Основы формирования цифрового уклада закладываются в системных взаимодействиях ключевых общественных подсистем, их развитие должно быть сбалансированным в целях поддержания функциональности каждой из них в рамках системной целостности и системной устойчивости. Технологическое развитие должно идти «в ногу» с адекватными преобразованиями других подсистем и взаимодействий между ними. Новое качество роста в экономике знаний обеспечивает, главным образом, когнитивная подсистема, связанная с человеческими факторами. Реальный сектор «подхватывает» новые технологии в процессе интерактивных взаимодействий подсистем и хозяйствующих субъектов. Напротив, приведенные фрагменты программных задач ориентированы в большей степени на технологические аспекты перемен, но не на фундаментальные системные факторы становления уклада. Кроме того, остается в стороне вопрос обоснования возможности создания цифровой экономики в такие короткие сроки, в частности, нужно оценить имеющийся материально-вещественный, интеллектуальный и организационный потенциал развития нового уклада, и на этой основе выбирать цели и средства достижения. Этим вопросам посвящено дальнейшее изложение результатов исследования, выполненного при финансовой поддержке Российским фондом фундаментальных исследований проекта «Методология и инструментарий стратегирования технологических изменений экономических систем разного уровня иерархии с учетом требований индустрии 4.0 к нестационарной российской экономике» № 18-010-01028.

1 План мероприятий по направлению «Формирование исследовательских компетенций ...», 2017.

2 Программа «Цифровая экономика». - С. 1-2.

3 Там же, с. 2.

Оценки потенциала цифровой модели экономики в России

О наличии в России необходимых и достаточных условий роста технологичных конкурентоспособных производств, в том числе в сфере ИКТ, можно судить по нескольким признакам, характеризующим основные подсистемы народнохозяйственного организма, связанные с созданием, применением и распространением новых технологий. По общему индексу, оценивающему уровень цифровой экономики, Россия занимает 39-е место из 60 по состоянию на 2016 г. По оценке темпов роста цифровых технологий в стране, Россию относят, скорее, к быстро развивающимся странам с относительно низкими стартовыми условиями для цифровой экономики, таким как Китай, Малайзия, Боливия, Кения, Саудовская Аравия, Турция: в эволюции цифровой экономики мы на 5-м месте1. Однако в целом, в России поведение акторов и предпринимательская активность в сфере ИКТ отстают от планов и намерений. Низкое качество институциональной среды, бизнес-среды, инфраструктурного обеспечения (транспортного, коммуникационного, логистического, финансового) ограничивает деятельность компаний, связанных с ИКТ. В Корее отрасли 1Т-сектора занимают 56% во внутренних затратах бизнеса на НИОКР, в Израиле - 48%, в Финляндии - 51%, США - 41%2. Однако в массе ведущих зарубежных компаний с 1Р-адресом, отличающихся размером затрат на НИОКР, нет ни одной отечественной корпорации3. В 2013 г. общие внутренние затраты на НИОКР в информационную индустрию составили в Корее 1,85% от ВВП, в Израиле - 1,6%; в Финляндии - 1,15%; в США - 1,77%4. В России на НИОКР в экономике в целом отчисляется 1,12% от ВВП.

По патентным заявкам можно судить о потенциале национальной экономики в сфере тех или иных технологий. Российская наука сильна, прежде всего, в области химической инженерии (рис. 1).

InHov ranne A Median inHav

Источник: ОЭСР.

Рисунок 1.

Уровень конкурентных преимуществ стран в сфере технологий по их видам (индекс)5

Вместе с этим группа стран БРИКС в целом намного опережает США и страны Западной Европы в темпах роста размера патентования 1Т-технологий, главным образом, за счет Индии и Китая, которые в этой сфере продвинулись, соответственно, вдвое и на 50%6 за 2012-2015 гг. Россия также ускорила темпы создания ИКТ (рис. 2).

1 Chakravorti B., Chaturvedi R.Sh. Digital Planet 2017: How competitiveness and trust in digital economies vary across the world. -Medford: The Fletcher School, Tufts University, 2017. - P. 18-22. - https://sites.tufls.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_ 2017_FINAL.pdf

2 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015: Innovation for growth and society / OECD Publishing, - Paris, 2015. -P. 160. - http://dx.doi.org/10.1787/sti_scoreboard-2015-en

3 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation / OECD Publishing. - Paris, 2017. - P. 31. -http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en

4 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015. - P. 160.

5 Ibid., p. 197.

6 Ibid.

Источник: ОЭСР.

Рисунок 2.

Выявленные технологические преимущества в области ИКТ в странах (индекс)1

В сфере здравоохранения, т.е. медицинских и фармакологических технологий, страны БРИКС, включая РФ, напротив, снизили свой потенциал (рис. 3).

Источник: ОЭСР

Рисунок 3.

Технологические преимущества стран в сфере, связанной со здравоохранением (индекс)2

1 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 179.

2 Ibid.

Входные условия для создания знаний и применения их в экономике в России сравнительно неплохие. Так, удельный вес граждан с высшим образованием в возрастной группе населения от 55 до 64 лет самый высокий в мире -около 50%; в группе от 25 до 34 лет нас обгоняют только корейцы: соответственно 58 и 68% молодых граждан (рис. 4). Причем подготовка одного индивида со средним специальным образованием обходится в России вдвое дешевле, с высшим - в 1,8 раз, чем в среднем в ОЭСР1.

Источник: ОЭСР

Рисунок 4.

Удельный вес населения двух возрастных групп с высшим образованием в 2014 г.2

Кроме того, Россия отличается относительно высокой долей выпускников вузов в сфере естественных наук, инженерии и ИКТ, 28 против 23% в ОЭСР в среднем3. Доля патентов, связанных с ИКТ, растет: к 2012-2015 гг. в РФ она увеличилась до 38%; в ОЭСР в среднем до 34; в Корее до 57%4. Несмотря на относительно высокие уровни образованности кадров и патентной активности, трансфер знаний в экономику слабый. Имеющийся в стране интеллектуальный потенциал используется, по оценке академика РАН С.Ю. Глазьева, максимум на 25%5. К примеру, за 20062015 гг. цитировано 11 наших научных публикаций в области машинного обучения, в Китае - 100, в США - 3346. За 2005-2015 гг. вклад роботостроения в добавочную стоимость обрабатывающей промышленности снизился почти в 3 раза, в отличие от стран ОЭСР и БРИКС7.

Условия и факторы развития инновационных производств

1. Технологическая модернизация производства, связанного с переходом к новому технологическому укладу. Уровень технологий и оснащения отраслей напрямую влияет на производительность труда: в России она почти вдвое ниже, чем в среднем в ОЭСР (рис. 5).

Источник: ОЭСР

Рисунок 5.

Производительность труда в странах в 2014 г. (ВВП за час труда в долл. по ППС в тек. ценах)8

1 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015. - P. 175, 177.

2 OECD FACTBOOK 2015-2016. - P. 171.

3 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 102.

4 Ibid., p. 150.

5 Глазьев, 2015.

6 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 34.

7 Ibid., p. 36.

8 OECD FACTBOOK 2015-2016. - P. 39.

Уровень производительности является одним из ведущих факторов роста конкурентоспособных производств, при том что новая экономика предъявляет повышенные требования к конкурентной стратегии компаний: сегодня недостаточно сокращать издержки и выпускать дешевые продукты; чтобы побеждать в конкурентной борьбе важно своевременно улучшать качество товаров и технологий. Цифровая экономика ориентирована на стремительные темпы качественных изменений практически всех видов деятельности. В этом плане устаревшие технологии и парки оборудования в России препятствуют абсорбции новых технологий. Доля неконкурентоспособных мощностей превышает четвертую часть оборудования в машиностроении, 22% - в производстве кожи и обуви, 17% - в производстве транспортных средств и оборудования, по 14% - в химии и пищевой промышленности, от 9 до 13% - в других отраслях; в нефтепереработке таковых около 7%, однако, доля мощностей, введенных до 2000 г. там составила 66%1. Для интенсивного проникновения новых технологий в эти отрасли необходима реновация производственной базы российской экономики, нужны массовые инновационно наполненные инвестиции. Инвестиции в отрасли, сопряженные с 1Т сектором, будут способствовать, во-первых, развитию и трансферу новых технологий в масштабе всего народного хозяйства; во-вторых, формированию благоприятной инновационной экосистемы в России. По мнению А.А. Дынкина, «инвестиции в медицинские, сельскохозяйственные технологии, развитие жилищно-транспортной инфраструктуры, преобразование ландшафта и использование технологий комфорта способны радикально трансформировать среду обитания и среду хозяйственной деятельности, предоставляя возможности для быстрого роста стран с изначально неблагоприятными экономическими условиями»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вложения в рост интеллектуального потенциала и человеческое развитие.

Основные драйверы новой экономики - это нематериальные активы, сотрудничество участников инноваций, когнитивные способности фирмы и человеческие способности, знания, особенные навыки, таланты. Именно эти составляющие конкурентоспособности на глобальных рынках новых товаров и услуг нуждаются в целенаправленной поддержке. Человек и когнитивная подсистема, а также все отрасли с ними связанные составляют «экономику знаний», в которую входят наука, образование, здравоохранение, социальное развитие. В странах-лидерах в сфере новейших технологий такое понимание получает отражение в структурной инвестиционной политике, охватывающей отрасли «экономики знаний» и базовые индустриальные отрасли экономики (рис. 6).

сп %кВВП ■ Развитые страны в

среднем

□ Развивающиеся страны в среднем

□ Китай

■ Россия в 2016 Доля "Экономики знаний" в ВВП Доля инвестиций в основной

□ Россия план 2018-2019

капитал

Источник: построено по данным Аганбегяна А.Г

Рисунок 6.

Доля инвестиций в основной капитал и «экономики знаний» в ВВП, %3

За 2005-2015 гг. страны ОЭСР увеличили расходы на образование и НИОКР, соответственно, почти на 9 и 11%4. В среднем в ОЭСР затраты на образование составляют свыше 1,5% от ВВП; в Канаде и США, соответственно, 2,6 и 2,7%; в Корее - 2,3%5. Затраты на НИОКР в процентном отношении к ВВП в ОЭСР в среднем вдвое выше, чем в России. Вложения стран ОЭСР в неосязаемые активы выше, чем в машины и оборудование, в Ирландии и Норвегии они выше более чем вдвое6.

Соответствующий отклик виден в темпах роста таких экономик: 1-2% в развитых странах; 4-6% в развивающихся странах; 7% в Китае - в отличие от отрицательных значений темпов роста в РФ до 2017 г. В России одни из самых низких государственных социальных расходов по сравнению с сопоставимыми странами, 12,5%, тогда как в среднем в ОЭСР - 22%; в Бельгии, Дании, Франции - от 29 до 31%7. При этом здоровье россиян ухудшается, по количеству курящих пропорционально населению мы на 7-м месте; по количеству потребляемого алкоголя на душу населения - на 4-м, причем потребление растет8. Экономические катаклизмы, низкий уровень заработной платы, неопределенность в сфере занятости и другие неурядицы способствуют ухудшению настроения общества. По уровню суицида Россия на 2-м месте после Кореи, причем за период 1990-2013 гг. этот уровень увеличился на 28%9.

1 Salnikov V., Galimov D., Mikheeva O., Gnidchenko A., Rybalka A. Russian manufacturing production capacity: Primary trends and structural characteristics // Russian Journal of Economics. 2017. - N 3. - P. 240-262.

2 Дынкин, 2015.

3 Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. - М., 2017. - Т. 19, № 3 (145). - С. 66-79; Т. 19, № 4 (146). - С. 6-21.

4 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 98.

5 Ibid., p. 98.

6 Ibid., p. 110.

7 OECD FACTBOOK 2015-2016. - P. 191.

8 Ibid., p. 209, 211.

9 Ibid., p. 207.

Вместе с этим государственные расходы на здравоохранение в расчете к ВВП сократились за 2000-2013 гг. с 3,3 до 3,1% (3,7% в 2010 г.) - это более чем вдвое ниже, чем в среднем в ОЭСР и значительно ниже, чем в развитых странах. С учетом частных затрат общие расходы на эти цели в России в 1,4 раза ниже чем в ОЭСР1.

По мнению академика РАН А.Г. Аганбегяна, негативные тенденции отставания России в росте «экономики знаний» и национальной экономики в целом могут быть преодолены путем увеличения доли накопления и стимулирования человеческого развития как главного источника (добавим - и основной цели) социально-экономического ро-ста2. Формирование нового уклада связано с несколькими общественными подсистемами, в комплексе которых когнитивная подсистема выступает драйвером «экономики знаний». С целью создания механизмов поддержки и выбора приоритетов вложений в становление цифровой экономики предлагается структура направлений развития когнитивных факторов роста и человеческого развития как основополагающего элемента когнитивной подсистемы и цели развития (рис. 7).

Источник: разработано автором

Рисунок 7.

Структура когнитивных факторов научно-технологического развития

Для некоторых элементов когнитивной подсистемы на рис. 7 приведены характеристики применительно к России за последние годы, по которым имеются данные. Оценки показывают значительное отставание страны по ряду позиций, которые должны стать предметом государственной политики в области социально-экономического и научно-технологического развития. Так, в России слабее, чем в сопоставимых странах, развито внутрифирменное обучение: менее 30% занятых против 76-77% в Новой Зеландии, Нидерландах, Дании, Финляндии3.

3. Улучшение бизнес-среды, инвестиционного климата, институциональной среды. В результате значимых для инновационных предприятий правительственных мер значительно облегчились процедуры получения кредита, создания бизнеса, инфраструктурные и другие условия для абсорбции и диффузии инноваций. Однако в степени влияния знаний на экономику и результативности инноваций в целом Россия всё более уступает странам-лидерам, согласно выполненным нами расчетам4.

По многим входным условиям для осуществления инноваций отставание сократилось, но увеличилось по выходным индикаторам. К последним относятся показатели, характеризующие уровень абсорбции и диффузии знаний и технологий, креативную результативность экономики. В частности, по росту высоких и средне-высокотехнологичных производств РФ занимает 51-е место из 127; по созданию бизнес-моделей и организационных моделей в сфере ИКТ -соответственно, 91-е и 51-е место; по удельному весу экспорта высоких технологий и услуг в сфере ИКТ - соответ-

1 OECD FACTBOOK 2015-2016. - P. 219.

2 Аганбегян, 2017. - № 4.

3 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 47.

4 Никонова А.А. Методологические и методические аспекты институционального решения задач научно-технологического развития экономики // Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения: сб. научн. статей по матер. V Межд. научн. конфер. / Государственный ун-т управления. Под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: ИД ГУУ, 2017.

ственно, 44-е и 76-е место. По активности в режиме он-лайн (Online creativity) мы более успешны: 39-е место1. Рост диапазона в значениях оценок, демонстрирующих улучшение инвестиционного климата, институциональной среды, бизнес-среды и снижение результативности инноваций, говорит о несистемности экономической и научно-технологической политики.

Системные требования к реализации программ цифровизации экономики

На основе понимания технологического уклада как воспроизводящей саму себя целостности технологически сопряженных производств2 и соответственно, экономического уклада - как воспроизводящейся целостности общественных подсистем, сформулируем основные требования к реализации программ становления цифровой экономики в России. Принципиальный тезис подхода состоит в том, что формирование «правильных» институтов развития, регу-ляторной среды, нормативно-правовой базы, механизмов поддержки, о чём говорится в приведенных выше программных документах создания цифровой экономики, можно и нужно осуществлять на основе системных принципов планирования и управления научно-технологическим развитием.

В рамках системного подхода к управлению нововведениями в нестабильной среде разрабатывается концепция стратегирования научно-технологического развития экономических систем разного уровня иерархии как многоаспектный, многопроцессный и многообъектный итеративный процесс принятия долгосрочных решений и анализа последствий их реализации, меняющей качественно систему в целом и отдельные её звенья. В основе стратегирования -системная теория экономики, единственно пригодная для описания функционирования современной социально-экономической системы с учетом влияния социальных, поведенческих и других качественных факторов, связанных с несколькими секторами экономики, общества, внешнего мира. Целеполагание встроено в систему стратегирования как итеративный процесс согласования подсистем на базе результатов оценки потенциала развития, условий и факторов; такие оценки могут быть получены при помощи системного анализа объектов, их ближнего и дальнего окружения.

Такой подход предполагает несколько стадий анализа и синтеза социально-экономической системы в разрезе ключевых её подсистем: формирование теоретических представлений об изучаемом объекте; формулирование предпосылок исследования; постановка проблемы; сбор и обработка информации; интерпретация результатов; целепола-гание, согласование предпочтений и приоритетов; выбор управляющих воздействий; реализация решений; анализ изменений объекта и среды функционирования; корректировка представлений и формулирование выводов; анализ просчетов; уточнение проблемы и предпосылок; корректировка решений, приоритетов, направлений и механизмов регулирования. Объективные и всесторонние оценки потенциала являются ключевым фактором принятия решений; заключительная стадия представляет собой формирование образа будущей целостной системы - образа, который складывается под влиянием эволюции её подсистем и текущей ситуации. В концепции стратегирования определяются требования к ключевым подсистемам и взаимодействиям между ними в рамках целостной социально-экономической системы (рис. 8).

Псточник. разработано автором.

Рисунок 8. Требования к реализации научно-технологических программ в рамках стратегирования изменений

Последовательная реализация предлагаемого подхода отвечает современным представлениям об управлении сложными социально-экономическими системами: «необходимо создание современной системы управления научно-техническим развитием страны, охватывающей все стадии научных исследований и научно-производственного цикла

1 The Global Innovation Index 2017. - Ithaca etc.: Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2017. - P. 281. - https://www.globa linnovationindex.org/gii-2017-report

2 Глазьев, 2015.

и ориентированной на модернизацию экономики на основе нового технологического уклада». Для этого нужен ГКНТР РФ при президенте РФ1.

Заключение

Как показывает эволюция цифровых технологий, темпы продвижения России в этом направлении достигнуты в основном за счет экстенсивного роста электронных форм связи, например, количества подключений мобильной широкополосной связи: около 107 млн. в 2016 г. (интересно, что Россия - единственная страна, где пользователи Интернет занимаются с ним в ежедневном режиме)2. Вместе с этим представляется затруднительным за семилетний плановый период изменить кардинально качественный расклад сил на мировой научно-технологической арене и развить высокие темпы роста конкурентоспособных производств на базе цифровых технологий, используя наши сравнительно скромные преимущества по большинству направлений современного НТП, за исключением химической инженерии и некоторых других направлений. Поставленные задачи предполагают выстраивание системы взаимодействий акторов, в т.ч. в рамках международного научно-технологического сотрудничества, что намечено в программах, но весьма не просто в условиях неопределенной экономической и институциональной среды, а также санкций, поэтому нужно разрабатывать подходящие мотивационные механизмы, подбор которых может быть осуществлен в результате итеративных процедур согласования интересов агентов. На таких системных принципах можно определить возможные каналы сотрудничества и трансфера новых технологий, создать соответствующую инфраструктуру коммуникаций с учетом факта слабого участия в глобальных цепочках создания стоимости. В программах намечены определенные мероприятия, однако представляется существенным решение вопроса согласования предпочтений, отношений и поведения заинтересованных сторон.

Реализация системного подхода к развитию инновационных производств в рамках формирования нового уклада, цифровой экономики, декларируемого в правительственных программных документах, предусматривает более широкий и глубокий анализ связей и секторов национального хозяйства, чем это сделано, с целью обоснования направлений приложения усилий и расходования средств. Прежде всего, следует сфокусироваться на элементах когнитивной подсистемы как решающих факторах экономики знаний, не упустить из виду главный смысл функционирования народнохозяйственной системы - человека как драйвера и одновременно с этим конечной цели любых системных трансформаций. В намеченных мероприятиях опущен ряд важнейших моментов, связанных с этими требованиями. В частности, необходимость применения системных принципов к обоснованию стратегических приоритетов и способов воздействий предполагает соизмерять целевые показатели цифровых технологий за счет тех или иных источников с имеющимся интеллектуальным и технико-технологическим потенциалом экономики.

1 Глазьев, 2015. - С. 174.

2 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017. - P. 18, 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.