12.Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга компании на основе интегрированных информационных систем // Вестник РЭА им.Г.В .Плеханова. - 2008. - № 3. - С. 3-16.
13.Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 800 с.
14.Hype Cycle for Business Intelligence and Performance Management, 2007. Gartner Research. ID Number: G00149421. 2007. - 36 p.
15.Magic Quadrant for CPM Suites, 2006. Gartner Research. ID Number: G00144487. 2006.
16.Business Intelligence Platform Capability Matrix. Gartner Research. ID Number: G00146865. 2007. -
27 p.
17.Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms, 1Q07. Gartner Research. ID Number: G00145507. 2007. - 35 p.
18.Market Share and Growth: CPM Suite Software Worldwide, 2006. Gartner Research. ID Number: G00151585. 2006. - 28 p.
19.Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies, Fourth Edition. N.Y.: - McKinsey & Company Inc., 2006. - 270 p.
20.Kaplan R. S., Norton D. P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. Harvard: Harvard Business School Publishing Corporation, 2001. -340 p.
21.Mosimann R., Mosimann P., Dussault M. The Performance Manager. Proven Strategies for Turning Information into Higher Business Performance. N.Y.: Cognos Press, 2007. - 342 p.
22.Axson D. A. J. Best Practices in Planning and Performance Management: From Data to Decisions (Wiley Best Practices)/ John Wiley&Sons, Ltd., 2007. - 358 p.
23.Padilla J. A. Cognos 8 BI for Consumers. L.A.:Technology Partners Books, 2007. - 280 p.
24.Baghai M., Smit S., Viguerie S.P. The granularity of growth// «The McKinsey Quarterly». 2007. № 2. -P. 41-51.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Лазарев А.Н., к. э. н., доц., доц. каф. Менеджмента и маркетинга Тел.: 686-00-07; E-mail: alex_lazar@mail.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
http://www.mgus.ru
The reasons of the world economy crisis, changing demographic situations in the industrial developed countries are analysed. The role of stimulating innovations, supporting business programmes and introducing informational technologies in the developed countries (especially in the EU) is defined. The author makes a conclusion about the necessity of application of this experience in Russia
Рассматриваются причины кризисных явлений в мировой экономике, изменяющейся демографической ситуации в промышленно развитых странах; определяется роль программ по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок, внедрению информационных технологий в развитых странах (в т.ч. ЕС); делаются выводы о необходимости применения этого опыта в российской экономике.
Ключевые слова: информационные технологии, экономика знаний, информационное общество.
Keywords: information technologies, economy of knowledge, an information society.
Возрастание роли информационных технологий в решении экономических и гуманитарных проблем промышленно развитых стран
Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, фор-
мирование глобальной системы знаний открыли перед человеком новые возможности в сфере повышения эффективности труда, а у современного государства появились новые способы решения различных проблем. Так, изменение демографической ситуации в Европе требует от правительств поиска новых подходов. В отличие от США, где демографическая проблема решается в основном экономическим стимулированием (уменьшение налогового бремени для семьи поставлено в
зависимость от количества детей в ней, уровня расходов человека на благотворительность и т.д.), в ЕС эта проблема пока решается экстенсивными мерами - за счет притока иностранцев. Европейское население сокращается и стареет, и в результате этого меньшее число работающих европейцев вынуждено обеспечивать большее количество пенсионеров. По мнению некоторых экспертов, Старый свет перешел от бума рождаемости к ее спаду за один жизненный цикл семьи, и рост иммиграции позволяет пока смягчать некоторые демографические проблемы Европы, хотя бы в краткосрочной перспективе.
Проблема изменяющейся демографии в Европе упирается в проблему роста производительности, что в большей степени зависит от конкурентоспособности экономик. Старый свет неправомерно считать отсталым регионом по сравнению с США, поскольку европейская производительность труда в расчете на одного человека немного выше, чем в США, а их ВВП в пересчете на один час примерно равны [4, с.12]. Однако Европа отстает от Нового света в разработке и внедрении информационных технологий. В силу глобализации процессов в мировой экономике повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая - стран с избытком рабочей силы, и это обстоятельство очень беспокоит США и не в меньшей степени - Европу.
Расширение Европейского союза - еще один фактор, требующий ускорения экономического развития региона, чтобы оправдать надежды новых стран - членов ЕС. Экономика новых стран Евросоюза растет
быстрее, и задача состоит в том, чтобы обеспечить более высокие темпы экономического роста в ЕС в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а «старым» членам ЕС -ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.
Лиссабонская программа по стимулированию инноваций, информационных технологий и их внедрению в различные сферы предпринимательства на период до 2010 года направлена на выполнение конкретных задач. Главной ее целью является ускорение экономического роста для компенсации затрат по развитию европейской социальной модели. Программа, сформулированная в 2000 году на пике Интернет-бума, когда большую популярность получила идея информационной экономики, сейчас является единственно возможным средством для преодоления дефицита трудовых ресурсов. Тогда казалось возможным в короткий срок преодолеть дефицит рабочей силы за счет усиления степени инновационности экономики внедрения информационно - компьютерных технологий (ИКТ) в промышленность и сферу услуг. Однако после кризиса в электронном и информационном секторах мирового рынка (2003 г.) это стало проблематичным для Европы. Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения. Неустойчивость европейской социальной модели в условиях старения населения и усиления мировой конкуренции определяет направления поиска выхода из создавшегося тупика. И одна из главных задач Европейской комиссии состоит в том, чтобы выбрать правильные и конкретные цели для решения этой весьма острой проблемы.
Перераспределение акцентов в русле Лиссабонской программы после 2005 года означает, что ее осуществление увязывается с реальным пониманием того, в чьем ведении находится ее реализация. Странам -членам ЕС в современных условиях ясно, что выполнение этой программы должно быть увязано с национальными приоритетами и интересами конкретных стран. ИКТ представляют собой инструмент, обеспечи-
вающий и облегчающий социальную интеграцию и конкурентоспособность Европы. Например, инвестиции в ИКТ и в развитие технического прогресса принесли примерно 40% роста производительности труда в Евросоюзе во второй половине 1990-х годов, а для США этот показатель составил 60% [4, с.9]. Можно утверждать, что у Европы есть большой потенциал для будущего прогресса.
Для придания нового импульса в деле ускорения информатизации и компьютеризации была предпринята новая инициатива Европейской комиссией - это программа «Í2010», которая направлена на усиление технологического и экономического развития европейского региона. Ее можно считать модификацией Лиссабонской программы. Она предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- поддержку формирования единого европейского информационного пространства в целях создания внутреннего рынка электронных коммуникаций и цифровых услуг;
- стимулирование инноваций посредством инвестиций в исследования, разработку и развертывание ИКТ, а также поощрение промышленного использования ИКТ;
- максимальное расширение доступности европейского информационного общества для разных социальных групп.
Выход из тупика для Европы и установление ее мирового лидерства в сфере применения новых информационных продуктов и услуг возможно благодаря установлению партнерства между государством и частным сектором. Многие вопросы, например, управления идентификационной информацией (identity management) и функциональная совместимость систем, являются общими для государственного и частного секторов.
Информационные технологии и знания как факторы и ресурсы развития глобального общества и экономики
В ряде областей Старый свет имеет превосходство в научно-исследовательской сфере, но этому препятствуют возросшая международная конкуренция, надвигающаяся рецессия в США и мировой кризис на фоне роста дефицита первичных ресурсов и цен на них. Поэтому европейские страны, осознавая такое положение, увеличивают объемы инвестиций в будущее. В целях расширения финансирования НИР Европа пытается искать поддержки у самой себя, чтобы удвоить ту часть бюджета Евросоюза,
которая выделяется на направление «Технологии информационного общества» в рамках программы «i2010». С другой стороны, необходимость повышения эффективности и результативности научных исследований и разработок за счет вовлечения в инновационную деятельность корпораций, малых и средних предприятий (МСП) становится стимулом и резервом в росте производительности труда в Европе. При снижении бюрократических препятствий и стимулировании МСП к участию в исследованиях в рамках Программы исследовательских работ (Community Research Programme) эта работа становится стратегической и более привлекательной задачей для экономики ЕС.
Глобальной тенденцией прошедших 1015 лет стало наращивание научных расходов государством и корпорациями для преодоления снижения общей наукоемкости ВВП, которое выражается отношением национальных расходов на исследования и разработки к ВВП. По данным ОЭСР, во всех развитых странах мира инвестиции в знания, т.е. затраты на НИОКР, образование и программное обеспечение, базы данных до 1998 года, не превышали инвестиций в основные фонды. Так, в 1995 году величина инвестиций в знания составляла от 23% (Япония) до 73% (Швеция) величины инвестиций в основные фонды и имела тенденцию к уменьшению. Если в 1995 году в странах ОЭСР отношение инвестиций в знания к инвестициям в основные фонды составляло в среднем около 39%, то в 1998 году - 22% [3, c.38] (табл. 1).
За период с 1993 по 2003 год общие затраты на научные исследования и разработки в развитых странах (около 30 стран ОЭСР) увеличились с 418 до 558 млрд долл., что означает рост средней наукоемко-сти с 2,1 до 2,4% ВВП [6, с. 24]. В 2003 году инвестиции в НИР (включая, знания и информацию) составили от 1,9 % к ВВП у Великобритании до 3,2 % у Японии (табл. 2). Такая тенденция в ближайшие годы сохранится, и будет происходить дальнейшее повышение этого показателя. В США и Японии уровень превысит 2,7 и 3,2% соответственно, а в других европейских странах он может составить 3,3% через 10-15 лет. Лидером этих процессов стала Швеция, где наукоемкость ВВП самая высокая в мире -3,9% в 2003 году [1, с.25-40]. В Европейском Союзе в среднем она составила 2,0% [2, с .12-22] .
Таблица 1
Инвестиции в знания и основные фонды в странах ОЭСР в 1995 и 1998гг. (% к ВВП)
Страна. Инвестиции Отношение «инвестиции в знания» к инвестициям в основные фонды в %
в знания в основные фонды
199.8... г. 19 95... г. 1.99.8... г. .1.995. .г. 199.8.x.
Швеция 10,6 6,5 14,6 16,0 73 41
Франция 10,2 4Д 17,9 18,3 57 22
В елико орт а нид 8,5 3,9 16,3 17,4 52 22
Канада 8,8 4,7 16,9 19,6 52 24
США 8,4 6,0 16,9 19,2 50 31
Италия 6,1 3,6 18,0 18,5 34 11
Германия 7Д 21,4 213 33 20
Австралия 6,8 3,9 ;:,б 23,8 30 16
Япония б,б 4,7 28,5 26,8 23 18
Европейский Союз 8,0 3,6 19,0 19,9 42 18
ОЭСР 7,9 4,7 20,1 21,0 39 22
Источник: *Organization for Economic Co-Operation and Development. Science, Technology and Industry Scoreboard 1999. Benchmarking Knowledge-Based Economies. - Paris: OECD, 1999.; ** Organization for Economic Co-Operation and Development. Science, Technology and Industry Scoreboard 2001. Towards a Knowledge-Based Economy. - Paris: OECD, 2001.
Таблица 2
Внутренние затраты на НИР в странах «восьмерки» (2003 г.)
С граны Всего, млрд. долл. Доля к ВВП, % В расчете на душу населения долл.
В елико ори гания 26,2 1=9 431,2
Германия 48,3 2,4 601,8
Италия 14.1 1.2 248.3
Каи ада 13.8 1.7 450.5
Россия 13.4 1.6 4399
США 252.2 2.7 901.3
Франция 28,5 2,1 485,7
.Япония 94,7 3,2 761,5
Источник: Наука России в цифрах: Статистический сборник. - М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), 2004. - С.121.
Повышение уровня финансирования исследований и разработок в развитых странах достигается в основном за счет предпринимательского сектора. Этот сектор увеличил свои расходы на 50%, в то время как государство - всего на 8,3%, а доля частного сектора в национальных расходах стран ОЭСР в этой сфере возросла с 59% в 1993 г. до 65,2% в 2003 г., при этом доля государства упала с 41 до 35% соответственно [2, с .12-22]. Крупные корпорации, формирующие конструкцию национальных инновационных систем развитых стран, обеспечивают разработку, производство и рыночное освоение в национальном и глобальном масштабе целых направлений НТП.
Наша точка зрения по данной проблеме сводится к тому, что любая экономика, основанная на широком разделении труда, специализации и повсеместном обмене товарами и услугами, неизбежно должна в каждый момент времени оптимально использовать существующие, но рассредоточенные информацию, знания и научно-технический потенциал. И такой оптимизм связан с еще одним явлением современной мировой экономики: ростом значения фактора знаний в создании товаров и услуг. Интернационализация фактора знаний происходит на базе «экономики знаний», в которой формируется интеллектуальный капитал [3, 5]. Понятие «интеллектуальный капитал» - это знания, которые могут быть преобра-
зованы в стоимость, как «особое соединение человеческого капитала (реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие практические навыки работников компании) и структурного капитала (составляющие капитала компании, задаваемые такими специфическими факторами, как связи с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, бренды и ИТ-системы)» [3, с. 36].
Представляется, что ход экономического развития послевоенной Европы и используемых ею стратегий развития демонстрировал действие фактора отставания европейской экономической модели от американской. Это выражалось в пассивном лидерстве Европы в мировой экономике и, в частности, в науке. Старый свет, скорее, применял стратегию следования за лидером в большинстве приоритетных областях науки, техники и экономики. Например, с 1945 года в экономике Европы наблюдалась тенденция к подражательной, а не лидерской структуре. Европейцы, как правило, копировали самые передовые американские научно-технические и технологические достижения, импортировали их и на этой основе осуществляли массовое производство товаров. Задача на ближайшие 20-30 лет состоит в том, чтобы пересмотреть этот подход. Европе необходимо иметь собственные инновационные процессы, а не заимствовать их у других группировок. Это означает, что университетам и всем владельцам исследовательского, венчурного капитала в Старом свете следует повысить свою активность.
Информационная экономика в Европе может быть построена только в том случае, если страны - члены ЕС возьмут на вооружение идею непрерывного обучения (lifelong learning), которая охватывает весь учебный процесс - от начального и среднего образования до вузов и программ для взрослых по приобретению новых навыков. Европейская комиссия и правительства европейских стран предпринимают ряд прямых и практических действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и НИР, что в стратегическом плане способствует повышению конкурентоспособности Европы для того, чтобы избежать крупных политических и экономических проблем. Проблемы в области НИР не столь сложны, поэтому претворение в жизнь такого плана должно пройти существенно легче при действительной заинтересованности
стран в повышении конкурентоспособности и показателей роста.
Инновационная экономика основана на адекватной ей информационной и научной базе. Расчеты показывают, что в процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа. И поэтому страны ЕС имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь 25% европейцев, обучающихся в аспирантурах американских университетов, возвращаются в Европу [4, с.12-14]. В США меньше рабочая нагрузка, больше инвестиций в оборудование и лаборатории и намного выше уровень зарплаты научных кадров. Для создания предпосылок опережения в сфере НТП европейские страны должны, по мнению экспертов, тратить на НИР более значительную часть своих бюджетов. Сейчас 44% бюджета Евросоюза выделяется на нужды сельского хозяйства, в котором занято лишь 7% рабочей силы [4, с.12-14], и проблема в ЕС состоит в изменении ситуации в пользу наукоемкого сектора. Скандинавским странам удается делать крупные инвестиции в НИР и поддерживать производительность и занятость на уровне США или выше, одновременно обеспечивая защиту окружающей среды и социальную интеграцию граждан.
Как представляется, конкуренция влияет на развитие экономики двумя различными, но взаимодополняющими способами. Во-первых, путем быстрой реорганизации отдельных компаний и использования дополнительных возможностей, которые предлагаются новыми странами - членами ЕС. Во-вторых, путем изменения режимов государственного регулирования в ответ на перемены, которые осуществлены в других странах. Возможно, это делается с некоторым опозданием, но сейчас в Европе не существует реальной альтернативы вступлению в новую фазу реформ. США превзошли европейские страны в вопросе перевооружении производства и занятости в основном благодаря сочетанию более гибкой экономики и более широкого использования информационных, компьютерных и коммуникационных технологий.
Между тем, увеличение компьютерного парка не решает проблему роста производительности труда, поскольку необходимо производить коренное изменение предприятий для получения эффекта от потенциала
новых технологий с целью революционных сдвигов в производительности. Эффект от использования информационных технологий особенно ярко проявляется в сфере услуг, оптовой и розничной торговле, сфере банковских и финансовых услуг. Однако в европейской экономике перемены в основном происходят в сфере производства средств производства, тогда как в секторе обслуживания, который составляет 70% экономики большинства стран Европы, изменений гораздо меньше [4, с.12-14]. Директива об услугах (Service Directive) Евросоюза направлена на то, чтобы предоставить сфере услуг большие возможности для торговли и конкуренции в рамках всей Европы, и выигрыш в производительности и эффективности будет значительным. Например, в обслуживающих секторах менее 5 % услуг экспортируется в другие страны - члены ЕС, а более открытый и динамичный обслуживающий сектор мог бы увеличить эти показатели до 15-30 % [4, с.12-14].
Европейский союз, объединяющий 27 стран с населением более 450 млн граждан, будет и в дальнейшем способствовать значительным переменам во всей Европе и мире. По мере своего расширения Евросоюз потенциально способен превратиться в интегрированную и открытую экономику, охватывающую почти 1 млрд человек. В основе европейской социальной модели лежат высокий уровень занятости и общественное согласие. Устойчивый экономический рост в прошлом позволял Европе выделять достаточные средства на образование, здравоохранение и социальную защиту. В настоящее время это становится проблемой для ЕС. Будущее европейской социальной модели находится в центре сегодняшних дискуссий о состоянии европейской экономики. Широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий не только ставит новые непростые вопросы в этой сфере, но и обеспечивает дополнительные возможности. Почти во всех европейских странах наблюдается большой скептицизм в отношении результатов внедрения ИКТ,
сопровождающийся сложившимся мнением, что ИТ-революция уже завершена и настало время перейти к решению других вопросов.
Это повлекло за собой нежелание ИТ-сектора вкладывать средства в научные исследования по сравнению с другими секторами экономики. Можно утверждать,
что цифровые технологии сегодня выполняют ту же самую роль в экономике, что сталь и уголь в прошлом. ИКТ должны пронизывать всю структуру экономики. В будущем они станут одним из главных источников создания рабочих мест, обеспечивая возможности для роста производительности труда во всех секторах экономики. Информационная экономика не только создает систему занятости, новые бизнес-схемы и типы рабочих мест, она также изменяет и затрагивает систему учета интересов различных социальных слоев. Здесь чрезвычайно важно уточнить то обстоятельство, каким образом ИКТ способствуют росту производительности. В целом перемены намного более существенны - они означают реорганизацию европейского общества и европейской социальной модели.
Европейские правительства стремятся выработать ИКТ-политику в сферах образования и обучения, социального обеспечения, государственного управления и организации труда. Каждому поколению свойственен свой тип грамотности, поэтому современным людям необходимы методы овладения компьютерной грамотностью. Проблема улучшения организации обучения ИКТ-навыкам и предоставления доступа к информационным технологиям для людей из разных регионов, разного пола и возраста является основной в настоящее время в Европе, а создание новых рабочих мест и социальная интеграция требуют изменений в существующих моделях образования.
Развитие программы дистанционного обучения (e-learning) и непрерывного обучения (lifelong learning) связано с насущной необходимостью соответствовать новым требованиям информационной экономики. Например, у большинства людей, которые родились до появления персонального компьютера, отсутствуют основные базовые ИТ-навыки. Однако им еще предстоит трудиться ближайшие 15-20 лет. Эта категория лиц, с одной стороны, хорошо трудоустроена, а, с другой стороны, им не хватает времени для обучения,переподготовки и получения навыков использования компьютеров и информационных технологий.
Выводы
1. Проблемы воздействия информационных технологий на процессы изменения демографической ситуации в Европе
становятся наиболее актуальными в современной дефицитной экономике.
Сегодня, когда население европейских стран стареет и сокращается, происходит переосмысление правящей элитой ЕС представления об активной и производительной рабочей силе. Информатизация позволяет обществу повысить готовность граждан найти работу и трудоустроить большее число людей, поскольку они делают рабочую среду более мобильной, создают системы непрерывного обучения и пр. Эта проблема становится актуальной также и в России при обеспечении роста производительности труда за счет интенсивных факторов и информатизации, в частности. Использование опыта развитых
стран может дать конкретные импульсы для подъема российской экономики.
2. Множественность различных моделей партнерства государства и частного предпринимательства зависит от особенностей конкретной страны и конкретного проекта. К настоящему времени еще отсутствует многолетний опыт создания партнерства между государством и частным сектором в ходе реализации ИТ-проектов. ИТ-индустрия должна самостоятельно сформировать минимальные стандарты такого партнерства в рамках базовой схемы или модели. Однако координация усилий между странами в этой области требует создания новых межгосударственных наднациональных структур.
Литература
1. Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития // Экономист. - 2007. - № 10.
2. Бекетов Н.В. Наука в России и мире // ЭКО. Всеросс. экономич. журнал. - 2003. - № 11.
3. Логачев В., Жернов Е. «Интеллектуальный капитал» с позиции трудовой теории стоимости // Экономист. - 2006. - № 9.
4. Сборник докладов на Втором ежегодном форуме Microsoft для государственных деятелей Европы. // Государство в XXI веке. Информационный бюллетень Microsoft. Вып.28. Июнь 2005г. http://www.microsoft.com/rus/government/.
5. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. - М.: Ин-фра-М., 2005.
6' OECD: Science, Technology and Industry Outlook. Paris, 2004. - P.24.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Данченок, д.э.н., проф.; директор Института менеджментаМЭСИ Тел.:(495) 442-96-51; E-mail: ldanchenok@mesi.ru Н.А. Мамедова, ст. преп. каф. ГиМУ Тел.: 8-926-564-1775; E-mail: nmamedova@newmail.ru
Московский государственный университет экономики, статистики информатики
http://www.mesi.ru
The article is devoted to the issue of implementation of competencive approach in educational programmes of complementary professional education. The solution of the determining criteria for differentiation between the input and output competence of the educational programmes students is provided.
В данной статье рассмотрен вопрос о внедрении компетентностного подхода при формировании и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования. Предложено решение по определению критериев, обусловливающих разницу между входными и выходными компетенциями слушателей образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, образовательная программа, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: competencive Approach, Educational Programmes, Complementary Professional Education.