Научная статья на тему 'Потенциал гуманитарных технологий в государственной кадровой политике РФ'

Потенциал гуманитарных технологий в государственной кадровой политике РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC VALUES / PERSONNEL POLICY / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волкова Анна Владимировна

Гуманитарные технологии определены как инновативный способ мышления, предполагающий ценностный подход, открытость целей, расширение технических возможностей коммуникации. Они создают условия для конвенциональной публичной сферы. Государство формирует свою кадровую политику в соответствии с публичными ценностями, на основе принципов демократизации, профессионализма, инновативности и вовлечения граждан в публичное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian technologies and government personnel policy in Russia

This article focuses on the humanitarian technologies as the practice of development of thinking in the public interaction and analyzes their possible application in the government personnel policy in Russia.

Текст научной работы на тему «Потенциал гуманитарных технологий в государственной кадровой политике РФ»

А. В. Волкова

Потенциал гуманитарных технологий в государственной кадровой политике РФ

Волкова Анна Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры политического управления Санкт-Петербургского государственного университета (е-таН: AV.VoLkova@rambLer.ru).

Аннотация. Гуманитарные технологии определены как инновативный способ мышления, предполагающий ценностный подход, открытость целей, расширение технических возможностей коммуникации. Они создают условия для конвенциональной публичной сферы. Государство формирует свою кадровую политику в соответствии с публичными ценностями, на основе принципов демократизации, профессионализма, инновативности и вовлечения граждан в публичное управление. Ключевые слова: гуманитарные технологии, государственное управление, публичные ценности, кадровая политика, государственная служба.

Тенденция гуманизации определила развитие человечества в ХХ веке. Привлекательность же термина «технологии» обусловлена ориентацией на тенденции постиндустриального общества: современная наука всё более отчетливо выступает как деятельность, направленная на генерирование новых технологий.

В широком смысле гуманитарные технологии - область прикладных научных исследований и разработок в сфере любой гуманитарной науки. Но для сотрудников лаборатории «Гуманитарные технологии» МГУ им. М. В. Ломоносова1, которая занимается внедрением компьютерных психологических методов и инструментальных систем для решения задач в области кадрового менеджмента, обозначенные технологии принадлежат исключительно психологии. Кроме психологии, подразумевающей под гуманитарными технологиями современные способы управления персоналом (кадровый менеджмент)2, серьёзные исследования в области разработки и применения гуманитарных технологий проводились в прошедшее десятилетние в сфере образования3. Накопленные в этих областях опыт и знания могут широко

1 URL: http://www.ht.ru/cms (дата посещения 07.03.2012).

2 Базаров Т.Ю.Управление персоналом - М: ЮНИТИ, 2002

3 См.: Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

применяться в публичном управлении, к примеру, в государственной кадровой политике, при подготовке госслужащих.

Идея гуманитарного мышления в политике как противовеса мышлению тоталитарному в России возникла в связи с политическими реформами 1990-х гг. Это было обусловлено тем, что «непременным слагаемым ценностного сознания выступает личностная (социальная, гражданская, интеллектуальная) свобода. Гуманитарная ситуация складывается при наличии свободы действий субъекта, его автономного выбора»1. Анализируя политический процесс в России, в качестве основной проблемы большинство исследователей выделяло господство манипулятивных технологий различного уровня: как основного инструмента в предвыборной борьбе, при обеспечении текущей политической деятельности отдельных лидеров и целых партий. Ответом на этот вызов стало обращение к гуманитарным технологиям не только как к альтернативному способу мышления в связи с поисками повышения эффективности публичной коммуникации. Данное Е.Островским, П. Щедровицким определение гуманитарных технологий как «совокупности технологий, направленных на создание, образование, обработку либо изменение правил и рамок сообщения и взаимоотношения людей согласно вызовам внешней среды (как общественной, так и природной)»2 подтолкнуло к обсуждению и уточнению термина в рамках политической науки. Не только западноевропейский, американский, но и накопленный к этому времени собственный опыт избирательных кампаний обострил в российских социальных науках вопрос противостояния манипулятивных («грязных») и гуманитарных технологий3.

Очевидно, что и сегодня потенциал этого термина не исчерпан, раскрытие его смысла и методологического значения в рамках теории и практики публичного управления крайне актуально. По мере вовлечения населения в процессы обсуждения и принятия управленческих и политических решений в России неизбежно должна формироваться новая область технологических решений в политике, в управлении.

Приоритет экономического подхода и экономических ценностей (выгода, прибыль) в публичном управлении, особенно в связи с последствиями общемирового кризиса и торможением административных реформ, послужили основанием и определили направления критики концепции «нового государственного менеджмента» в западноевропейской теории государственного управления. В поисках новых научно-теоретических и практических ориентиров совершенствования системы государственного управления эволюция теории публичного управления движется в направлении повышения роли об-

1 Ильин В. В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005.- С. 34.

2 Островский Е, Щедровицкий П. Россия: страна, которой не было // Вестник СМИ. 1999. №9 (41). - 11 -31 мая. - С. 3.

3 См.: Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей/Под ред. Сморгунова Л. В. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001.

щества. Публичное участие рассматривается как противовес регулирующих функций рынка или государства, повышает значение демократического процесса выработки публичных ценностей. Это находит теоретическое обоснование в таких концепциях как "governance", концепции координационного государства и менеджмента публичных ценностей1.

В этих условиях современная государственная кадровая политика -это, прежде всего, выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования кадров для системы госслужбы. Это соответствует современному представлению о государстве как о публичном, выступающем от имени всех, и значит - центральном акторе самоорганизации общества.

Российские административные реформы в период с 2003 по 2010 гг. проходили под влиянием государственного менеджмента и были слабо ориентированы на публичные ценности, и тем не менее позволили говорить о тенденциях «вовлечения в публичность»2. Выявлено новое требование к государству - максимальное привлечение граждан к решению общественно значимых публичных задач. Сегодня актуальным остается тезис о том, что «гуманитарные технологии» как новый способ мышления в публичном взаимодействии противостоит манипулятивным технологиям, которые не предполагали ни равноправности участников, ни общения, ни обратной связи. Во-вторых, они соответствуют стратегии конвенционализации общества, когда управление строится через взаимодействие и согласование3. Но, пожалуй, самое главное состоит в том, что идея развития гуманитарных технологий предполагает ценностный подход к политике и обществу в целом.

Гуманитарные технологии - практика развития мышления в публичном взаимодействии, опирающаяся на методы или инструменты мягкого взаимного воздействия. Они создают условия для конвенциональной публичной сферы, которая вовлекает все большее количество людей на принципах открытости и доверия, они поощряют инновативность мышления и ценностное отношение к публичному взаимодействию, к публичной политике.

Современный курс на политическую модернизацию России, как необходимое условие инновационного развития, диктует и необходимость развития кадровой политики в интересах общества. Фактически сегодня проблема восстановления кадрового потенциала страны является делом не только

1 Моог M. Creating Public Value: Strategic Management In Government. -Boston, MA : Harvard Business School Press , 1995.

2 Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества- СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

3 ЕлисеевС. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Сморгунова Л. В. - СПб. : Изд-во СГБГУ, 2001. - С.21 -34.

государственных структур, но и общества, что требует совместных государственно-публичных действий.

В условиях отсутствия Концепции государственной кадровой политики о целях и ценностных приоритетах деятельности государства в этой сфере можно судить по Федеральной программе переподготовки управленческих кадров1, учебным планам федеральных учебных центров, региональным программам и региональным порталам, которые, к сожалению, во многом носят фрагментарный характер.

Положительный пример организации публичных обсуждений и выстраивания доверительных отношений с гражданами демонстрирует интернет-активность Президента РФ и Председателя Правительства РФ. Их интернет-ресурсы не только выполняют функцию информирования граждан о деятельности руководителей страны, но и предполагают открытое обсуждение их выступлений и программных статей.

На принципе вовлечения граждан в сферу публичного управления строится и деятельность Федерального портала управленческих кадров2, на который возложено решение задач по обеспечению эффективности государственного управления, развитию инновационной экономики и гражданского общества, что невозможно без формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы. Попытки внедрения гуманитарных технологий в кадровую политику можно найти и в региональных программах и мероприятиях по работе с кадрами в некоторых субъектов СЗФО3.

Проект «Креативный класс Вологодской области: управленческие кадры»4 посвящен формированию резерва руководителей современного типа в сфере государственного и муниципального управления. Тех руководителей, чья управленческая идеология и повседневная практика предполагает:

- инициирование и поддержку инновационных процессов на территории региона,

- способствующих его развитию не только в промышленной, но и в социальной сферах;

1 Указ Президента РФ от 23 июля 1997 года № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (с изменениями 2009 и 2011 гг.

2 Федеральный портал управленческих кадров. URL: http://rezerv.gov.ru/About.aspx?t=17 (дата посещения 8.05. 2011).

3 Например, областная целевая программа «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих Калининградской области на 2011 -2013 годы», разработанную и реализованную в рамках реформирование системы государственной гражданской службы Калининградской области 2009 - 2013 гг.

4 Официальный портал Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru/ru/government/ executive_power/bookmarks/index.php?id_15=109&bm_15=13 (дата посещения 13.03.2012).

- системный творческий подход к решению управленческих задач, открытость в мышлении и способность к интеллектуальному риску.

Исследование кадровой политики на уровне регионов СЗОФ позволило сделать выводы о том, что стремление наладить обратную связь с населением изменило качество работы с обращениями граждан, в том числе в направлении их прозрачности и взаимной ответственности. В региональных документах, касающихся кадровой политики, закреплены такие категории как ответственность, интересы граждан, доверие, открытость, сотрудничество, переговоры. На сайтах публикуются итоги мониторинга общественного мнения, показывающих эффективность административной реформы (Вологодская область, Карелия, Калининградская область).

Актуальность проблемы государственной политики в сфере подготовки и закрепления высококвалифицированных кадров связана с прямой зависимостью между переходом страны на инновационный путь развития и созданием прогрессивной системы формирования и эффективного использования отечественного кадрового потенциала, основанной на гуманитарных технологиях. В качестве основного результата внедрения гуманитарных технологий можно назвать поддержание постоянного политического диалога, изменение отношения к роли личности в политическом процессе, переход к таким ценностным ориентациям, как самостоятельность и инициативность, гражданская ответственность, доверие, свободный выбор и участие в принятии политических решений. В практической реализации гуманитарного сценария в сложившейся системе политической коммуникации должны быть заинтересованы все участники публичного взаимодействия.

Список литературы

1. Кулакова Т.А. Политика изменений: административные реформы и взаимодействие государства и общества. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

2. Сморгунов Л. В. Гуманитарные технологии и формирование политического события // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Сморгунова Л. В. СПб. : Изд-во СГБГУ, 2001.

3. Morell K. Governance and the public good // Public Administration. 2009. Vol. 87, No. 3.

© Волкова А. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.