ПОТЕНЦИАЛ ДИАЛЕКТИКИ В РАЗВИТИИ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
© Глебова М.В.*
Управление образования Администрации г. Прокопьевска, г. Прокопьевск
Рассматривается философский аспект проблемы продуктивного мышления с позиций учения о диалектике. Показаны возможности диалектического метода познания в развитии творческого потенциала личности.
На основе анализа категории диалектического противоречия делает -ся попытка сформулировать требования к методологии развития продуктивной умственной деятельности.
Современный этап развития науки и особенно социальной практики выдвигает необходимость дальнейшего теоретического осмысления продуктивного мышления на одно из первых мест. Проблема продуктивного мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, в их числе - философско-методологические, имеющие важное значение для понимания сущности продуктивного мышления, развития духовных сил и творческого потенциала личности.
Можно определенно сказать, что современная наука и практическая деятельность людей, как никогда раньше, востребуют эвристический потенциал диалектического метода познания в активизации творческого мышления, и это особенно важно по той причине, что в современных условиях, богатых глобально-кризисными ситуациями, творческий фактор человека в гармонизации и развитии общества все больше возрастает.
Мышление с методологических позиций диалектического материализма определяется как высшая форма отражения человеком предметов и явлений его внешнего и внутреннего мира, позволяющую в отличие от более низких форм познания (ощущений, восприятий и др.) познавать сущность объектов и их взаимосвязи. Истинное отражение объективных закономерностей природы является одним из необходимых условий свободы человека. Именно изучением проблематики, возникающей при выяснении характера субъективной диалектики и ее отношения к объективной диалектике и отличается гносеологический аспект философских проблем мышления и творчества.
Ретроспективный взгляд на историю философии убеждает в том, что понятие о мышлении развивалось под непосредственным влиянием логики и психологии. Логический аспект проблемы мышления является одним из важнейших. Процесс мышления, как известно, представляет собой ряд операций с понятиями и суждениями. Мысля, человек определяет, обоб-
* Заместитель начальника управления Образования, кандидат педагогических наук.
щает, осуществляет ограничение и деление понятий, преобразует суждения, делает выводы и т.п. Именно совокупность этих устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе законов и правил составляет предмет формальной логики. И хотя эта элементарная логика, как в свое время писал Г.В.Ф. Гегель, и без диалектики самодостаточна, а диалектика без таковой невозможна, формальная логика имеет в этой проблеме лишь свой определенный момент.
Понятие диалектики употребляется в трех значениях:
1. Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса, т.е. объективная реальность;
2. Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;
3. Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
В плане проблемы исследования нас интересует высшая стадия развития ума человека, соответствующая высокопродуктивному мышлению, основанному на диалектике познания как теории развития. Как отмечал В.Э. Ильенков, признаком продуктивного мышления является умение диалектически мыслить, выражающееся в способности «выносить напряжение противоречия» в составе теоретического выражения явлений внешнего мира, в составе исследуемых понятий, адекватно отражающих внешний мир. О диалектике в собственном смысле можно говорить лишь там, где противоречие становится сознательно установленным принципом мышления [4, с. 67].
История ранней греческой философии демонстрирует эту истину - нет и не может быть специфически человеческого мышления там, где нет исследования природы «самих понятий», там, где человек рассматривает только «внешний мир», не рефлектируя одновременно на формы собственного мышления, собственной деятельности по построению образов этого внешнего мира. Иными словами, специфически человеческое мышление вообще начинает свою действительную историю лишь там, где имеет место не только мышление о «внешнем мире», но и «мышление о самомышлении». Только при этом условии оно становится «разумным», т.е. диалектичным, до этого оно не выходит за рамки так называемых «рассудочных» форм. Рациональная диалектика начинается с фиксации реальных противоречий жизни, мира, в котором живет человек - существо, наделенное сознанием и волей.
Мыслить и поступать сообразно природе вещей - в этом, собственно, и заключается главная мудрость первых философско-теоретических концепций.
Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом
процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, милетские материалисты, пифагорейцы). Аристотель основоположником диалектики считал Зенона Элейского (IV век до н.э.), который подверг анализу противоречия («апории»), возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества: «мысль развивается в столкновении мнений и позиций». Демокрит рассматривал диалектику как противоречие: «гармония мира растянута на противоположности, весь мир потому и живет, что есть противоречия».
Диалектика как метод познания была впервые рассмотрена Платоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всем многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них, как бы их прообразом - таково свойство идеи. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе ее дальнейшего развертывания [7].
В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигали Николай Кузанский и Джордано Бруно. В Новое время, несмотря на господство метафизики, Р.Декарт и Б.Спиноза дают образцы диалектического мышления. Вообще для досократиков не характерна сама идея противоположения человеческого мышления (другого они не признают) - «бытию». Мышление и мысль противополагаются не «бытию», не космосу, а мнению, т.е. знанию ложному, полученному не путем самостоятельного исследования и размышления, а благодаря легковерию и некритичности. Поэтому категории мышления - такие, как «бытие» или движение вообще, - обсуждаются и исследуются тут непосредственно как определение окружающего человека мира, как характеристики - определение вне разума и вне человека существующей действительности.
В XVIII веке во Франции богатством диалектических идей выделяются Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, - противоречия в общественном сознании.
Важнейшим до К. Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. В.Г. Лейбниц, И. Кант - впервые после Р. Декарта - ввели идею развития в познание природы. В теории познания И. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений [5].
Для Г.В.Ф. Гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» [1]. Диалектика - движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время - движение человеческого мышления. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики (закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира).
Бесспорным итоговым выводом истории жизни и философии античной Греции является достоверное знание о мире, о том, что миром, мышлением людей властно правит противоречие. Это одновременно и объективная и субъективная истина, добытая историей познания.
Маркс К. и Энгельс Ф., отбросив идеалистическое содержание диалектики Гегеля Г.В.Ф., пришли к материалистическому пониманию исторического процесса и развития познания, реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие, в котором она видит движущую силу и источник всякого развития, развития путем перехода количественных изменений в качественные, перерыва постепенности, скачков, отрицания относительно исходного момента развития и отрицания самого этого отрицания.
Вся трудность диалектического мышления состоит в понятийном воспроизведении реального диалектического противоречивого процесса. Мысль не может быть противоречивой. Диалектику противоположностей нельзя воспроизвести в простой последовательности двух отрицающих друг друга суждений о предмете. Здесь необходим синтез взаимоисключающих суждений.
Проблема осуществления синтеза противоположностей в мышлении красной нитью проходит через всю немецкую классическую философию. Существуют разные варианты синтеза, выдвинутые Кантом, Фихте, Гегелем. Синтез по Марксу - это логически непротиворечивая форма модельного воспроизведения реального процесса или состояния. Универсальной формой синтеза по Марксу является движение категорий, воспроизводящее реальную диалектику предмета через противопоставление и соединение смысловых элементов сознания.
Движение мысли в понятиях не совпадает с реальным движением противоречий в предмете. В силу этого субъективная диалектика не может быть простым зеркальным отражением объективной диалектики. Диалектика -не пассивное отражение наличного, а усилие разума, духовно строящего конкретное в виде изо- и гомоморфной модели, которая не существует, однако, как вещь в самой физической реальности. Диалектика для Маркса -интеллектуально сложный процесс овладения предметом мысли. Он основан на использовании особого аппарата мыслительной деятельности в сочетании с искусством владения им.
Аппарат диалектики включает в себя: а) набор понятий, категориально обозначающих исследуемую реальность, и операционную технику, применяемую при этом: б) правила, принципы, законы соединения понятий и категорий в логические высказывания, устанавливающие смысловую связь от -раженного в них содержания; в) методику структурного упорядочения значимых высказываний в модель воспроизводимого процесса или структуры.
Из сказанного видно, что диалектика представляет собой единство объективных норм мысленного воссоздания объекта в голове человека и субъективного умения осуществления этой мыслительной операции. Диалектика, будучи живым процессом мышления, существует только в движении, в постижении реальности. Именно здесь, на грани перехода объективного в субъективное нужно особое искусство мысли. Диалектика и есть это виртуозное владение человеком своими мыслительными способностями. В мировой практике диалектика понята и осмыслена как высочайший уровень культуры мысли.
Философ В.Э. Ильенков отмечал: «Отношение к противоречию является самым точным критерием культуры ума, умения мыслить. Даже просто показателем его наличия или отсутствия» [4, с. 48]. Этот вывод подтверждается данными современной психологии: продуктивная природа мышления психологически обусловлена разрешением противоречий в познании.
Продуктивность мышления неразрывно связана умением разрешать диалектические противоречия в познавательной деятельности и решением новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Качественные характеристики продуктивного мышления определяются системностью и динамичностью умственной деятельности. Под системностью умственной деятельности понимается достаточно определенная степень ее упорядоченности на последовательно усложняющихся качественно отличных уровнях. Динамичность высокопродуктивной умственной деятельности характеризуется многократностью подключения итогов мышления к его процессу, соотнесением этих результатов между собой на последовательно усложняю -щихся этапах. Интеллектуальная активность при этом детерминирована диалектическими противоречиями в движении мысли. Таким образом, можно заключить, что принципом продуктивного мышления является диалектика.
Так как диалектическое противоречие является всеобщей формой существования и развития действительности, то отсюда вытекают требования к методологии развития продуктивного мышления, которая состоит из следующих этапов: выявление противоречий, раздвоение любого объекта исследования на противоположные стороны, свойства, тенденции и изучение этих сторон; диалектический синтез, т.е. исследование выявленных противоположностей в их взаимосвязях и взаимодействиях в рамках еди-
ного целого, и как результат взаимодействия данных противоположностей - прогноз новых результатов и генерирование идей на основе оперирования усложняющимися системами ассоциаций; исследование стадий развития противоречий в движении, динамике, проверка результата, а также исследование условий протекания этого процесса; анализ наиболее успешного и эффективного разрешения противоречий (решения познавательных проблем).
Существенное значение в выборе оптимальных путей и средств разрешения противоречий - как и в осмыслении их роли в процессе развития продуктивного мышления - имеет правильное определение видов противоречий: внутренние или внешние, основные или неосновные, главные или неглавные, антагонистические или неантагонистические, существенные или несущественные, а также их взаимоотношений.
Таким образом, на основе теоретического анализа категории диалектического противоречия можно сформулировать ряд важных методологических требований, соблюдение которых - как и других требований диалектики как методологии - является одним из непременных условий эффективности развития продуктивного мышления. Заметим, что данные методологические требования и правила не являются исчерпывающими. Мы не утверждаем также и то, что в процессе продуктивной умственной деятельности их нужно применять строго в указанной последовательности. Задача состояла в том, чтобы обозначить проблему, подчеркнуть ее актуальность на современном этапе развития общества и показать возможности диалектики в развитии продуктивного мышления и интеллектуального потенциала личности.
Список литературы:
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1997. - 800 с.
2. Даниелян Н.В. К вопросу о сущности диалектики [Текст] // Актуальные вопросы диалектики (историко-философские аспекты): тезисы XIII ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН, г. Москва, 31 января - 1 февраля 2000 года. - М., 2000. - 257 с.
3. Диалектика и теория творчества [Текст] / Под ред. С. С. Гольден-трихта, А.М. Коршунова. - М.: МГУ, 1987. - 176 с.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
5. Кант И. Критика чистого разума [Текст]: пер. с нем. / И. Кант. - М.: Мысль, 1994. - 473 с.
6. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме [Текст]: в 4 т. Т. 2 / Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1983. - 686 с.
7. Платон. Апология Сократа [Текст] / Платон // Собр. соч.: в 4 т. Т. 1: пер. с древнегреч. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.