Научная статья на тему 'Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начала XIX века как основа постановки гносеологических проблем в немецкой классической философии'

Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начала XIX века как основа постановки гносеологических проблем в немецкой классической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИКА / АБСТРАКТНЫЙ ТРУД / КОНКРЕТНЫЙ ТРУД / НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ПРОДУКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА / DIALECTICS / ABSTRACT AND PARTICULAR WORK / EPISTEMOLOGICAL ISSUES / GERMAN CLASSICAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барсуков Игорь Сергеевич

В статье рассматривается уникальность исторического периода, состоящая, по мнению автора, в совпадении предмета исследования политэкономии и философии. Развитие меновой стоимости от товарной формы до капитала в этот период возвращает все экономические процессы к действительной своей основе к абстрактному труду, поэтому актуальным, в том числе для представителей немецкой классической философии, становится исследование проблем целесообразного действия человека, продуктивных или синтетических действий интеллекта, противоречия «объекта» и «субъекта» познания, а востребованной формой мышления диалектика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical peculiarities of abstract and concrete labour dialectics in the period of the middle of the XVIII - the beginning of the XIX century as the foundation for raising epistemological problems in German classical philosophy

In the article the unique character of the historical period of the second half of the XVIII the beginning of the XIX century is considered. In the author's opinion the uniqueness of the time consists in the coincidence of the object of studying political economy and philosophy. The development of exchange value from the commodity form to the capital one at this period brought back all economic processes to their genuine basis to abstract labour. That is why the research of the problems of man's expedient actions, productive or synthetical actions of intellect as well as of «the object subject» contradictions in cognition process becomes particularly urgent for philosophy in general and for representatives of the German classical philosophy, in particular, while dialectics becomes a most sought-after form of thinking.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начала XIX века как основа постановки гносеологических проблем в немецкой классической философии»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИКИ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО ТРУДА В ПЕРИОД СЕРЕДИНЫ XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА КАК ОСНОВА ПОСТАНОВКИ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

И. С. Барсуков

Диалектика, абстрактный и конкретный труд, гносеологические проблемы, немецкая

классическая философия.

То. что философия как специфическая сфера труда находится в непосредственной связи с процессами материальной жизни, с процессами экономическими, было осознано философами .уже на ранних этапах ее становления. Так. Аристотель в своём главном произведении «Метафизика» напрямую связывает возможность философствования с экономическими условиями, указывая при этом лишь на внешнюю сторону связи философии и экономики [Аристотель 1975 : 69]. Это и составляет главную трудность на пути понимания их внутренней связи. Трудности в осознании этой связи добавляет и то. что во все эпохи существует и продолжает существовать до наших дней действительный разрыв между экономическими основами существования общества и уровнем развития философии.

Ведь и в реальной действительности эта связь затушёвана тем. что. несмотря на зависимость от материальных условий, философия есть самодостаточный культурный феномен. Философия полагает свои определения без оглядки на экономическую реальность, поэтому мышление в историко-философском процессе поднимается до самых высоких форм, до ступени диалектики и без экономической необходимости. Каждая область, и историко-философский, и экономический процессы, в истории оказываются рсфлектированными в самих себе, и в течение долгого периода независимо сосуществуют.

И всё же в истории человечества наступают периоды, когда внутренняя необходима взаимосвязь, казалось бы, таких очень далёких друг от друга областей, каковыми на первый взгляд являются философия и политэкономия, начинает настоятельно проявляться и становиться актуальной как для философов, так и для теоретиков политической экономии. Таким периодом истории является рубеж XVIII - начало XIX века. Именно тогда, как образно заметил Гегель, дух «надевает сапоги-скороходы» и за десятилетия проделывает в развитии путь, на который в других условиях ему требуется тысяча лет.

Экономические особенности указанной выше эпохи хорошо известны, тем не менее следует остановиться на некоторых из них. чтобы с определённостью указать на характер внутренней связи специфически философских проблем с проблема м и политэкономни.

Уже во второй половине XVIII века ь экономике Европы начинают проявляться процессы, которые даже в XVI—XVII воках, на этапе становления капиталистической формы, совсем не проявлялись или проявлялись в незначительной степени. В политической жизни происходят события мирового масштаба: Великая французская революция и промышленная революция в Англии. Экономическая основа этих перемен - развитие стоимости от простой её формы до более высокой - денежной. На смену капиталу в специфической форме: торговому, мануфактурному, ростовщическому, приходит капитал промышленный, или капитал в своей всеобщей форме. Этот реальный генезис стоимостного отношения отражён и в теориях политической экономии, последовательно сменявших в этот период друг друга: к монетарной системе, мануфактурной, физиократической, наконец, в теории трудового происхождения стоимости.

Различие систем политической экономии, выраженное в различии точек зрения политэкономов на источник богатства, отражало действительный уровень развития меновой стоимости. У А. Смита, яркого представителя трудовой теории стоимости, в качестве деятельности, создающей богатство, фигурирует труд как таковой и продукт труда как прошлый или овеществлённый труд. При этом абстракция от всякой определённости деятельности не была в теории А. Смита только его субъективной рефлексией, а была результатом действительного развития сферы труда в указанную выше эпоху. В этот период времени одной из важных характеристик экономического процесса в развитых странах становится тенденция к глубокому разделению труда, как общественному в целом, так и внутри отдельной» производства, и превращение практически всех его видов в наёмный труд.

Несмотря на то что труд как экономическая категория имеет силу для всех эпох, в определённости этой абстрактности (безразличие к отдельным видам деятельности) он выступает как результат исторического развития именно в середине XVIII века. Труд как созидатель потребительных стоимостей и целесообразная деятельность впервые в истории человечества вычленяется как самостоятельный предмет, а в философской рефлексии это выражается в том. что труд как чистая формообразующая активность человека становится предметом исследования. Впервые наряду с полезностью продукта труда и способов его распределения начинает выступать и полезность субъективной деятельности, причём не в её определённости, конкретности и единичности, а в абстрактном безразличии и всеобщности. II если во второй половине XVIII - начале XIX века экономические отношения и идеологические формы находились но отношению друг к другу ещё лишь во внешней связи и в односторонней зависимости идеальных процессов от материальных, то теперь самой историей вырабатывается общая для философии и политэкономии основа исторического движения. Как в экономической жизни, так и в области философии всеобщей основой исследования становится один и тот же объект - продуктивная деятельность как проявление родовой и индивидуальной сущности человека - труд, а связь двух наук: политэкономии и философии, отражающих это явление в специфических категориях, приобретает внутренний взаимозависимый характер — характер взаимодействия или обмена определениями [Маркс 1980 : 223-224].

Уникальность исторического периода (вторая половина XVIII — начало XIX века) более определённо состоит в совпадении предмета политэкономии и философии. Как в одной, так и в другой области предмет, который развивается, - абстрактный труд. Если развитие меновой стоимости от товарной формы до капитала приводит к выработке полноты форм экономического процесса с возвращением к исходному пункт}' своего полагания. к процессу производства потребительных стоимостей, то и развитие всех видов труда возвращено к действительной своей основе - к абстрактному труду, исследующему проблемы целесообразного действия, или к философии, исследующей продуктивные или синтетические действия интеллекта. Получается так, что капитал актуализирует способность мышления, делает исследование её характеристик в области философии насущной задачей времени и точно отправляет её по адресу соответствующего научного ведомства.

Капитал как противоположность живому труду есть овеществлённый труд, поэтому определения, принадлежащие капиталу, принадлежат и процессу труда. в этом состоит момент их тождества. Овеществлённый труд представляет собой бытие, в котором деятельность (живой труд) угасла, но в то же время существенным остаётся их различие. Это противоречие в рассматриваемом нами периоде философии полагается в противопоставлении таких фигур процесса познания. как: «вещь» и «Я», «объект» и «субъект».

Капитал также полагает прибавочный труд, избыточный с точки зрения одной только потребительной стоимости, и количественно постоянно выходит за пределы необходимого труда. Поэтому труд на основе капитала - прибавочный труд - характеризуется существенно как деятельность, производящая предметы. или, выражая эту характеристику на языке философии, прибавочный труд -это деятельность, отрицающая закон тождества, поскольку в ней имеется постоянный выход за пределы существующих определений. Прибавочный труд с необходимостью предполагает прибавочное мышление, ведь то. чего не было ранее в форме идеи, не может появиться в продукте труда |Концепция школы XXI века 2001 : 18]. Тогда одной из центральных философских проблем становится проблема синтетических действий интеллекта. Синтез в составе познавательной деятельности становится существенной ступенью развития природы логического. Усилия философов направлены на исследования такой способности интеллекта, которая изначально содержит в себе возможность присоединения новых определений к имеющимся, то есть возможность синтеза. Поэтому определения мышления, приводящие к синтезу логических определений, к выводному знанию, в конце концов становятся предметом философских исследований. На эту черту' философских исследований вполне определённо указывает Ильенков в историко-философских очерках о философии Кянта, Фихте, Шеллинга и Гегеля [Ильенков 1984 : 55-139].

Что же касается способа мышления, позволяющего выразить природу положительной и отрицательной стороны отношения овеществлённого и живого труда, объективного и субъективного, вещи и «Я», выразить эту природу как процесс, как переход от одной формы сознания к другой, вскрыть противоречия познавательных процессов, то это под силу только такой форме мышления, которая внутри себя содержит положительные и отрицательные определения идеи. По-

этому востребованным становится диалектическое мышление. К тому же диалектика - не только критическое оружие в борьбе с отжившими идеологиями, не только форма скептицизма, но и форма, способная отражать процессы перехода противоположностей друг в друга и их единства, то есть включает в себя момент синтеза. Этот стиль мышления становится востребованным также во всём многообразии общественных явлений: в науке, в искусстве, которые своими специфическими средствами выражают коллизии идеологических форм, так верно охарактеризованных Гегелем как «мир отчуждённого от себя духа» [Гегель 2000 : 205-305].

Предметом философских изысканий становятся противоположные фигуры процесса познания: объект и субъект, вещь и «Я», материя и дух, сознание и самосознание, различия между которыми развиваются до противоречия, а форма мышления, необходимая для выражения отношений обозначенных выше фигур, - диалектика. Не случайно уже у Канта диалектика получает определения необходимой ступени в познавательном процессе, поскольку фигуры познавательного процесса, которые Канта занимают, противостоят друг другу как наиабстрактнейшие и исключающие друг друга, противоречащие друг другу фигуры.

Поскольку на такого рода исследование у политэкономии того периода не было ни адекватного такому предмету’, как живой процесс, метода, ни достаточного фактического материала, отражающего действительное развитие, то инициатива исследования определений труда переходит от политэкономии к философии. В рамках уже философских исследований абстрактный труд получает значение внутренне расчленённого целого, то есть значение конкретного. В этом отношении одной из значимых сторон философских исследований в немецкой классической философии является исследование логического процесса, включённого в процесс труда в качестве существенного его признака - целесообразности.

Философское развитие в этот период времени как раз и заключается в эволюции понимания отношения противоречащих друг другу объекта и субъекта познания. Если Кант в великих трёх «Критиках» бесконечно разделяет объективное и субъективное, то уже у Фихте порождающий принцип для «Я» выступает как возможность внутренней их связи, правда, только со стороны субъекта. Шеллинг понимает единство объекта и субъекта и. следовательно, порождающий принцип как принцип, изначально заложенный в самой природе как таковой и, следовательно, присущий человеку. И, наконец. Гегель обнаруживает единство объекта и субъекта познания в конкретной логической форме - в форме «Абсолютной идеи».

Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.1 /Аристотель. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

2. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000. - 195 с.

3. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1984. -320 с.

•1. Концепция школы XXI века (диалектика учебного процесса): монография / А.И. Гон-чарук. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. - 68 с.

5. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1861 годов. (Первоначальный вариант капитала.) В 2 ч. / К. Маркс. - М: Политиздат, 1980. - 564 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.