РУМЯНЦЕВ Сергей Васильевич
Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, основатель и первый ректор Университета
дружбы народов
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РУМЯНЦЕВ -ученый в области двигателестроения
В 2003 году исполнилось 90 лет со дня рождения профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники Российской федерации и первого ректора РУДН (с 1960 по 1971 г.) С.В. Румянцева (1913-1990 гг.). В связи с этим, в РУДН была издана книга (С.В. РУМЯНЦЕВ: ученый, организатор, человек. - М: Изд-во РУДН, 2003. - 495 с), посвященная С.В. Румянцеву.
В этой книге знавшие его близко коллеги, друзья, товарищи по работе делились своими воспоминаниями о нем. В основном писали о выдающихся душевных качествах юбиляра, о его деятельности как организатора кафедры двигателей Казанского авиационного института, о его работе ректором этого института. Много воспоминаний относится к периоду работы Сергея Васильевича ректором РУДН и одновременно к основанию им кафедры тепловых двигателей. Однако в упомянутой книге неполно освещена деятельность СВ. Румянцева как ученого в период работы его в РУДН и несколько позже, в должности профессора кафедры газотурбинных двигателей МАИ (кафедра № 201). Этот краткий очерк имеет целью пополнить воспоминания о Сергее Васильевиче.
В 1960 году С.В. Румянцев был назначен ректором Университета дружбы народов, который спустя некоторое время получил имя Патриса Лумумбы. Сразу же Сергей Васильевич решил, что на инженерном факультете должна быть организована кафедра, выпускающая специалистов в области двигателей внутреннего сгорания и турбомашин. Так в 1962 году была создана (организована) кафедра тепловых двигателей, которую возглавил кандидат технических наук, доцент, участник Отечественной войны Леонид Федорович Зубарев. Сергей Васильевич от начала организации кафедры до своего ухода из Университета в 1971 году работал профессором кафедры тепловых двигателей; читал лекции по теории ДВС, руководил аспирантами кафедры.
Кафедра тепловых двигателей была одной из самых крупных в Университете, в 70-х годах она выпускала ежегодно до 50-60 специалистов в области ДВС и турбомашин. Сначала кафедра располагалась в помещении на 5-м Донском проезде (ныне ул. Орджоникидзе). Затем кафедра в 1968 году получила дополнительное помещение на Павловской ул. (ныне Подольское шоссе).
На 5-м Донском проезде была создана лаборатория конструкции ДВС, где помимо плакатов было установлено большое число дизелей и бензиновых двигателей в разрезе, а также и деталей ДВС. Эти экспонаты используются для обучения студентов до сих пор.
Кроме того, в пристройке на первом этаже помещения была создана лаборатория рабочих процессов площадью свыше 200 кв. метров. Были установлены 3 современных стенда, на которых проводились испытания автомобильных двигателей "Запорожец" (воздушного охлаждения), "Москвич-412" и тракторный дизель СМД завода "Серп и молот". Впоследствии этот двигатель был заменен двигателем Д-240 Минского моторного завода. Забегая вперед, отметим, что в этой же лаборатории работали одноцилиндровый двигатель УИТ 65 и ИДТ-69 с переменной степенью сжатия. Кроме стендов, эта лаборатория имела мастерскую с несколькими станками, кладовую и помещение для обслуживающего персонала и преподавателей. Все три двигателя нагружались электрическими тормозами. Было использовано наиболее современное для того времени оборудование и измерительные приборы. В частности, для снятия индикаторных диаграмм применялся электропневматический индикатор МАИ-2 и электронный осциллограф.
Под лабораторию турбомашин на Павловской ул. было отведено несколько больших помещений в цокольном этаже здания общей площадью 450 квадратных метров. Была установлена воздуходувка с расходом воздуха до 2,5 кг/с и с избыточным давлением 0,06 МПа, приводимая электродвигателем мощностью 200 кВт. Воздух использовался для продувки решеток профилей и турбинных сопел, для привода экспериментальных турбин, тарировки
C.B. Румянцев - ученый в области двигателестроения
7
расходомеров и других целей. Выходящий из воздуходувки горячий воздух охлаждался в водовоздушном холодильнике до температуры 25-35 °С. Воздуходувка применялась также для лабораторных работ студентов - для снятия характеристик компрессора и теплообменника.
В 1971 году в лаборатории И.К. Шаталовым была создана установка для испытания двухвапьного газотурбинного двигателя ГТД-300 мощностью 220 кВт, приводящего высокочастотный (с частотой 400 Гц ) электрогенератор. В 1975 году на базе этой установки И.К. Шаталовым была выполнена первая в Университете кандидатская диссертация в области турбомашин
Для испытания сверхзвуковых сопел паровых турбин был построен специальный стенд, на котором проводились продувки сопел. Воздух высокого давления (до 40 МПа) подавался от отдельной компрессорной станции, включающей поршневой компрессор высокого давления и баллоны для хранения сжатого воздуха.
Несмотря на свою занятость работой ректора, Сергей Васильевич в 1965 году начал руководить двумя аспирантами: выпускником МВТУ В.А. Сгилевским и выпускником МАМИ В.И. Куличковым. Диссертация первого была связана с оптимальным способом регулирования двигательных установок. Эта работа была основана на использовании вариационных методов исчислений. Ранее в этой области СВ. Румянцев в КАИ вел научную работу и защитил докторскую диссертацию, впоследствии, работая в 1971-90 гг. в МАИ, Сергей Васильевич продолжил свои работы в области оптимального регулирования.
Диссертация В.И. Куличкова была посвящена рабочему процессу тракторного дизеля с наддувом. Напомним, что свою кандидатскую степень Сергей Васильевич получил в области исследования сгорания в бензиновых двигателях. Для этой цели он усовершенствовал метод профессора A.C. Соколика по расчету процессов сгорания.
В 1968 году оба первых аспиранта СВ. Румянцева успешно защитили диссертации и остались работать в Университете в качестве преподавателей.
Первым иностранным аспирантом Сергея Васильевича стал ливанец Нидаль Шартуни. Тема его диссертации весьма актуальна для развивающихся стран - работа бензинового двигателя при высоких температурах и влажности воздуха В лаборатории ДВС была построена специальная установка. Двигатель автомобиля "Москвич-412" был заключен в специальную герметичную камеру, воздух в которую подавался через теплообменник, где он нагревался электрической печкой. Такая установка позволяла учитывать влияние температуры окружающей среды как на подогрев воздуха, так и на подогрев бензина и деталей двигателя. В 1971 году Н. Шартуни защитил кандидатскую диссертацию и уехал в Ливан.
Вспоминая о подготовке Сергеем Васильевичем научной смены, хочется отметить его требовательность и принципиальность в научных делах. Так, в 1970 году подал заявление в аспирантуру наш выпускник 1966 года Это был уже достаточно зрелый человек, член ливанской компартии, который был направлен на работу в Москву в качестве журналиста. Как и многие наши выпускники, он считал, что кандидатская диссертация - это как бы расширенная дипломная работа: аспирант ведет некоторые расчеты по заданию руководителя и в результате становится кандидатом наук. О том, что это трудная творческая работа, требующая способностей, склонности к научной работе, наш выпускник не догадывался. Сергей Васильевич помнил его как студента и сразу понял, что как научный работник он не состоится. Он сказал кандидату в аспирантуру примерно следующее: "Если человек хочет стать научным работником, он должен думать о своей будущей диссертации каждую свободную минуту. Надо непрерывно анализировать прочитанную литературу, искать то новое, что до сих пор никто не сделал. И трудиться, трудиться, трудиться ..."
После того как ливанец ушел, Сергей Васильевич сказал запомнившиеся слова: "Этот из тех, кто хотел бы вкусно поесть и сладко поспать". СВ. Румянцев был прав, больше этого выпускника мы не видели. Он понял, что аспирантура не для него.
Сергей Васильевич все время интересовался научной работой на кафедре, участвовал в научных конференциях инженерного факультета, способствовал изданию научных трудов кафедры. Написал учебное пособие для расчета рабочего процесса бензиновых двигателей и дизелей. Впоследствии, уже после того как С.В. Румянцев перешел из Университета в
МАИ, он в 1974 году издал в РУДН учебник "Теория двигателей внутреннего сгорания", используемый студентами до сих пор.
Сергей Васильевич откликался на все новое в области двигателестроения. В начале 50-х годов возникла проблема пуска мощных турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Рассматривался пуск от электрических и газотурбинных стартеров. Сергей Васильевич пред-ложил использовать для этой цели легкий форсированный многоцилиндровый двигатель. Такой двигатель в КАИ был построен, однако в качестве стартера применен не был, что в значительной мере объясняется нежеланием авиаторов использовать два топлива: керосин (для ТРД и ТВД) и бензин (для стартера).
Сергей Васильевич не забыл об этой своей работе и предложил на кафедре тепловых двигателей, на основе имеющихся чертежей бензинового стартера и даже имеющегося коленчатого вала (самой сложной детали двигателя), разработать легкий бензиновый ДВС.
К сожалению, эта работа у нас не была реализована как из-за отсутствия опытных конструкторов, так и вследствие ухода из Университета Сергея Васильевича.
Говоря о методологии научной работы, Сергей Васильевич всячески подчеркивал, что главную роль должна играть теория, на основании которой разрабатываются методы расчета (или как можно теперь говорить "математическая модель"). Он говорил, что все можно рассчитать, вопрос лишь в том, насколько результаты расчета совпадают с действительностью.
Вспоминается такой эпизод. На вечере, посвященном выпуску студентов кафедры тепловых двигателей, среди других выступил наш молодой преподаватель. Человек не без способностей, но страдавший излишней самоуверенностью, да и самомнением. Смысл его выступления был следующим: "Вы, двигателисты, неплохие ребята, но вам далеко до турби-нистов. У нас есть методы расчета турбин и компрессоров, а вы (двигателисты) опираетесь на эмпирические зависимости". Сергея Васильевича обидело это выступление. Он тут же ответил, что дело в том, что математическое описание процессов в ДВС намного сложнее, чем в лопаточных машинах, так как в двигателях все протекает в сотые доли секунды в отличие от стационарных процессов в турбинах и компрессорах. Сергей Васильевич выразил уверенность, что наступит время, когда можно будет проводить чисто теоретическое исследование процессов, проходящих в цилиндре.
Этот эпизод показывает правильность и прогрессивность воззрений СВ. Румянцева на пути развития науки.
Вспоминая нашего обаятельного первого ректора, мы не забываем о том, что он был настоящим ученым, много сделавшим для двигателестроения, не жалевшим своих сил и времени для развития любимой науки.