I
С.В. РУМЯНЦЕВ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ЧЕЛОВЕК к 100-летию со дня рождения (18 июля 1913 г. — 24 сентября 1990 г.)
Российский университет дружбы народов, инженерный факультет, кафедра теплотехники и тепловых двигателей, а также ученые в области управления процессами горения в авиационных двигателях и системного автоматизированного проектирования авиационных двигателей в 2013 г. отмечают 100-летие со дня рождения доктора технических наук профессора Сергея Васильевича Румянцева.
Сергей Васильевич Румянцев, известный ученый в области авиационного двигателестроения, крупный организатор высшего профессионального образования в нашей стране, человек, сочетавший твердые жизненные принципы бескорыстного служения Родине с добрым отношением к сослуживцам и ученикам, родился 18 июля 1913 г. в городе Костроме. Он рано остался без родителей и с 6 до 15 лет жил в детском доме. Так сложилось, что вся сознательная жизнь Сергея Васильевича практически совпадает с историческим периодом существования советской власти на одной шестой части суши нашей планеты Земля. Его судьба, судьба человека, родившегося в простой рабочей семье и ставшего доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники, занимавшим посты директора КАИ, ректора УДН им. Патриса Лумумбы, заместителя министра высшего образования СССР, трудовые заслуги которого Родина отметила орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечествен-
ной войне 1941—1945 гг.», олицетворяет те идеалы свободы развития личности и справедливости, о которых, при современном устройстве страны, нам остается вспоминать только с грустью.
Закончив в 15 лет школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), Сергей Васильевич начал свою трудовую деятельность. Он работал слесарем на костромской текстильной фабрике, одновременно учился на рабфаке. Рабфак — образовательное учреждение системы народного образования, которое в Постановлении Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР от 11 сентября 1919 г. «Об организации рабочих факультетов» определен как автономное учебно-вспомогательное учреждение для подготовки в кратчайшие сроки рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения.
В декабре 1931 г. Сергей Васильевич успешно сдает экзамены и поступает в Московский авиационный институт. Как он сам писал в своей автобиографии, для него заканчивается первый период жизни, в котором происходит преобразование обычного для того времени беспризорника в квалифицированного рабочего-слесаря, ставшего на втором году самостоятельной работы бригадиром.
Действительно, это было удивительное время — «лапотная» Россия трудом наших дедов и прадедов превращалась в индустриальную державу. Авиационная промышленность в предвоенные годы бурно развивалась, это было время, когда не нужно было придумывать национальную идею, она звучала как слова из песни:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки — крылья, А вместо сердца — пламенный мотор...
Молодые люди «болели» авиацией, вступали в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — общественно-политическую оборонную организацию, существовавшую в 1927—1948 гг., предшественницу ДОСААФ. На Московском авиационном заводе № 22 им. 10-летия Октября в Филях (ныне Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева) по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая летчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. В ней имелось шесть секций: летная, планерная, авиамоторная, парашютная, глиссерная, авиамодельная и группа проектирования и постройки спортивных самолетов. Но стране нужны были и научно-педагогические кадры высшей квалификации.
В 1937 г. Сергей Васильевич с отличием оканчивает МАИ по специальности «Авиационные двигатели», и ему предлагают остаться в институте и поступить в аспирантуру, однако, как он сам говорил, ему хотелось испытать свои силы на производстве. Его направляют на строящийся Казанский авиационный завод, где он работает в должности старшего мастера. Несмотря на большие трудности, связанные с новостройкой, как говорил сам Сергей Васильевич, работалось хорошо и интересно.
В 1938 г. вместе с другими однокурсниками-двигателистами его переводят на работу в Казанский авиационный институт. В новом качестве Сергею Васильевичу также предстояла созидательная деятельность, он — основатель и первый заведующий кафедрой теории двигателей, которой руководил с 1938 по 1953 г., до отъезда из Казани. Как вспоминал Сергей Васильевич, тот факт, что его в 25 лет назначили руководить кафедрой в вузе (но прежде надо было создать кафедру), дает наглядное представление о «голоде» в инженерных и научных кадрах, который испытывала авиационная промышленность нашей страны в 1930-е гг.
В 1943 г. он защитил первую в истории КАИ кандидатскую диссертацию по авиационным двигателям. Ему было в это время 30 лет, и защите предшествовала не рафинированная аспирантская деятельность, а участие в интенсивной работе по созданию лабораторной базы кафедры, организации факультета авиационных двигателей, созданию экспериментального конструкторского бюро КАИ. Одновременно с заведованием кафедрой в 1942—1953 гг. он был заместителем директора по научной и учебной работе, с 1944 по 1946 г. — деканом моторостроительного факультета. С 1949 по 1953 г. Сергей Васильевич возглавлял КАИ.
В годы, проведенные в КАИ, Сергей Васильевич сотрудничал с выдающимися учеными нашей страны. Так, в период с 1941 по 1943 г. в стенах КАИ работали ведущие ученые-аэродинамики А.А. Дородницин, С.А. Христианович, В.В. Стру-минский во главе с будущим президентом АН СССР М.В. Келдышем. В 1944 г., будучи деканом факультета двигателей летательных аппаратов, Сергей Васильевич вместе с В.П. Глушко, будущим академиком, Генеральным конструктором космических кораблей и двигателей, поднявших в космос первый спутник Земли и корабль Юрия Гагарина, выступил с предложением о создании в КАИ кафедры реактивных двигателей. Это предложение нашло одобрение в Правительстве СССР, и в 1945 г. новая кафедра была создана. Ее заведующим был назначен В.П. Глуш-ко, а будущий Главный конструктор ракетно-космических систем страны С.П. Королев — старшим преподавателем.
Усложнение в послевоенные годы приборного оборудования самолетов и автоматизация управления и контроля, а также бурное развитие радиотехники и электроники, открытие таких перспективных сфер их применения, как радиолокация, радионавигация, радиоуправление, привели к необходимости создания в Институте двух новых факультетов: авиационного приборостроения и авиационной радиотехники, которые были открыты во время руководства Институтом С.В. Румянцевым. Трудности в их создании значительно усугублялись тем, что на организационный период не было отпущено времени, в институте не было никакой материальной базы для этих факультетов. О том, как решались проблемы инженерного образования в то время, говорит следующий факт. Для радиотехнического факультета институту было передано здание бывшего юридического института, причем официально решение было принято на заседании Совета министров СССР. Председательствующий на заседании В.М. Молотов в ходе обсуждения вопроса, узнав о существовании в Казани юридического института, созданного
на базе юридического факультета Казанского государственного университета, приказал немедленно закрыть юридический институт, вернуть его студентов и преподавателей в лоно университета, а освободившееся здание передать КАИ.
Благодаря появлению новых факультетов институт к середине 1950-х гг. превратился в крупное учебное заведение.
В 1953 г. Сергей Васильевич поступает в докторантуру и переезжает в Москву. В 1955 г. он защитил докторскую диссертацию, был утвержден в звании профессора и назначен заместителем министра высшего образования СССР.
Сергей Васильевич был не только талантливым организатором, но и крупным ученым. Он — создатель научных направлений по управлению процессами горения в поршневых и реактивных авиационных двигателях, оптимальному управлению двигателями в полете с учетом характеристик самолета и программы полета; САПР и системному проектированию авиационных двигателей.
Он неоднократно награждался Дипломом почета Главного комитета ВДНХ СССР. Под его руководством подготовлено 12 кандидатов и докторов технических наук в период работы в КАИ, УДН и МАИ.
В связи с созданием Университета дружбы народов, призванного осуществлять политику нашей страны в то время по бескорыстной помощи странам Азии, Африки, Латинской Америки в подготовке национальных высококвалифицированных специалистов, в 1960 г. Сергей Васильевич как опытный организатор и видный ученый был назначен ректором университета, которым он руководил в течение 10 лет. На этом ответственном посту Сергей Васильевич применил свои знания и опыт по созданию нового типа высшего учебного заведения, успешно решал стоявшие перед молодым и необычным вузом сложные задачи в области организации учебного процесса, создания материально-технической базы, воспитания советских и иностранных студентов на принципах патриотизма и интернационализма. Руководя университетом, Сергей Васильевич встречался со многими прогрессивными деятелями политики и культуры из различных стран мира, среди которых были премьер-министр Республики Индия Джавахарлал Неру, Президент Всемирного Совета Мира физик Джон Бернал, Председатель Революционного Правительства Кубы Фидель Кастро Рус, американский певец Поль Робсон, датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп, норвежский путешественник Тур Хейердал и многие другие, демонстрируя на примере учебы и жизни студентов Университета дружбы народов то, как он реализует свою миссию по продвижению идей гуманизма, равенства, мира и справедливости.
В 1963 г. Сергею Васильевичу было присвоено почетное звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
В этот период жизни наряду с огромной работой по созданию и развитию нового вуза Сергей Васильевич активно участвует в общественной жизни, являясь членом коллегии Минвуза СССР, членом ВАК, членом президиума Совета Мира.
С 1970 г. Сергей Васильевич — профессор кафедры 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей» Московского авиационного института. В этот период
жизни он всецело отдается учебно-методической работе, ставит новые лекционные курсы, создает молодежную научную группу по САПР, работает с аспирантами.
Умер Сергей Васильевич в Москве в 1990 г.
Первопроходец, талантливый, трудолюбивый, простой и отзывчивый человек, прекрасный организатор государственного масштаба, инженер в лучших российских традициях, Сергей Васильевич Румянцев — первый ректор Университета дружбы народов — образец высокого служения Отчизне и своему народу.
Декан инженерного факультета РУДН, Заслуженный работник Высшей школы РФ, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естественных наук Н.К. Пономарёв Заведующий кафедрой теплотехники и тепловых двигателей доктор технических наук профессор С.В. Гусаков