УДК 373 ББК 74.200
DOI: 10.24411/2500-0365-2020-15218
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
У СПОРТСМЕНОВ
Н. Б. Пястолова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрено посттравматическое стрессовое расстройство, его факторы, влияние на психику человека, тендерные и возрастные различия протекания. Посттравматическое стрессовое расстройство встречается у людей всех возрастных групп. Наиболее подвержены посттравматическому стрессовому расстройству люди, профессионально занимающиеся спортом.
Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, заболевания спортсменов, травматизм в спорте, травматический стресс.
Введение. Данные о распространённости посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) среди населения значительно варьируют—от 1012 % до 30 % и более [3]. Особенно ПТСР подвержены спортсмены.
Спорт требует от человека огромных физических и эмоциональных затрат. Постоянные, иногда изнуряющие, тренировки часто требуют дальнейшего продолжительного отдыха. Самое страшное, когда усилия не окупаются, и спортсмен не получает награды либо из-за собственной ошибки, либо из-за полученной травмы. При этом на человека давит огромнейшая психологическая нагрузка, наступает эмоциональный спад, остаётся ощущение, похожее на сильный удар прямо в лицо. Такое состояние в психологии называется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Оно может наступать и в других случаях. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, широк и охватывает множество ситуаций, связанных с возникновением угрозы собственной жизни или жизни близкого человека, угрозы здоровью или образу «Я».
Факт переживания травматического стресса для многих людей не проходит бесследно и является причиной приобретаемого ПТСР. Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля.
Не всегда спортсмен может выйти из ситуации, принять своё поражение и начать работать над собой, заново добиваясь побед и продолжая путь к цели. Самым подходящим вариантом будет обращение к психологу и последующая терапия ПТСР.
В последнее время появилось много литературы по психологии, в которой достаточно полно освещаются проблемы переживаний и методы
оказания психологической помощи [8]. В данной работе рассмотрим специфику ПТСР, различные виды терапии и методики лечения расстройства, которые могут быть применены к спортсменам, потерпевшим поражение на соревновании или получившим серьёзную травму.
Цель данной работы: проанализировать распространённость ПТСР среди разных групп населения, причины подверженности данному заболеванию спортсменов разных возрастных групп, возможности лечения ПТСР.
Обзор состояния проблемы. Посттравматическое стрессовое расстройство — нарушение, связанное со стрессом и возникающее под воздействием переживаний, выходящих за рамки повседневного опыта человека. Наблюдается через 1-6 месяцев после психотравмы [5]. Наиболее частая причина — проблемы в семье, на работе и в спорте. Особенность ПТСР заключается в стойких многолетних переживаниях психотравмирующей ситуации [9]. На уровне нейрофизиологии ПСТР приводит к коморбидным психическим расстройствам и стойкой дезадаптации [14].
ПТСР тесно связано с депрессивными состояниями и их проявлениями (алгиями, астенией, нарушением сна, ангедонией, снижением интереса к привычным занятиям, подавленностью и беспокойством). Симптомами могут быть беспокойство, напряжённость и ощущение слабости, упадок сил [9].
Причины эмоциональной травмы полиморфны. Выделяют несколько типов личности, которые по-своему характеризуются. В дальнейшем у них по-своему проявляется ПТСР. Астеноневротический тип—раздражения по ничтожному поводу, склонность к быстрой утомляемости. Психоастенический тип — робость, склонность к сомнениям,
Н.Б. Пястолова
выраженные фобии. Истероидный тип — манипуляция окружающими, фантазирование, экспрессия эмоций. Гипертимный тип — самостоятельность, общительность. На первом плане во время ПТСР у всех—тревога и страх. Определяющими становятся мысли «обрести себя», «взять себя в руки», «быть как все» [5].
Протекание ПТСР отличается у мужчин и женщин. Прежде всего мужчины менее подвержены болезни, но при её развитии они имеют тенденцию к более тяжёлым проявлениям ПТСР. У женщин же менее выражена интенсивность. Учёные объясняют это тендерными различиями формирования жизненных установок, функциями в социуме [12].
Схемой для объяснения описания и поиска путей решения ПСТР могут служить образ мира и образ жизни. Для адекватного восприятия предмета необходимо и восприятие всего мира в целом, и отнесённость (вписанность) воспринимаемого в образ мира в целом. Образ мира — это наполнение образа реальности своими собственными значениями, основа восприятия человеком пространства. Образ жизни — это система реализуемых субъектом деятельностей [8]. Изменение привычного образа жизни может кардинально изменить состояние человека, ввести его в ступор, создать психологическое препятствие и неприятие ситуации. Возникает изменение образа мира, а вместе с тем напряжённость и конфликт. Специфика заключается в освоении новых межличностных отношений. Спортивная карьера, успешность в спорте и крушение карьеры из-за травмы, «обвал» образа мира и образа жизни спортсмена—ситуация, которая приводит к ПТСР.
Отдельного внимания заслуживает чётко направленное вторжение в личный мир человека. В современном обществе СМИ играют важную роль. Новым вызовом современности является информирование населения о террористической угрозе. Показ картин массовых убийств, катастроф утяжеляет клиническую картину ПТСР и резко изменяет причины появления болезни [11]. Формируется высокий уровень ПТСР, сохраняющихся длительное время и значительно снижающих качество жизни людей [3], а участие в контртеррористических действиях ещё больше усугубляет ситуацию: у больных преобладают паранойяльные симптомы, враждебность, обессивно-коммуникативные расстройства [4]. Человеку, заботящемуся о своём здоровье, например спортсмену, необходимо ограждаться от подобных новостей,
так как они могут напрямую повлиять на показатели здоровья человека.
В силу могут вступить различные психологические способы защиты, например алекситимиче-ский, который чаще всего проявляется у больных раком молочной железы. При таком способе защиты человек испытывает высокий уровень реактивной тревожности. В перспективе это может только усугубить проблему. При любом случае обязательным является психологическое сопровождение [2; 13]. Также эффективны медико-реабилитационные мероприятия, которые снижают проявления депрессивной симптоматики и значение стресса в жизни человека. К ним относятся фармакологическое лечение, физиотерапевтические процедуры, ассоциативная методика психической саморегуляции [6].
Для выявления ПСТР используется четырёх-пунктная шкала А. Prinsetal, опросник травматического стресса (разработанный Академией МВД России в 1996 г.), депрессивных состояний— «Скрининговый опросник для выявления расстройств аффективного спектра» [6; 9]. Измерить реактивную и личностную тревожность можно с помощью шкалы Спилберга — Ханина [2]. Для диагностики ПТСР, возникшего в результате боевых действий, используется миссисипский опросник для боевого ПТСР (M-PTSD) [6].
В современном мире успешными спортсменами могут быть и дети. Конечно, они тоже не защищены от травм и психологического давления со стороны родителей, тренера. В детском возрасте трудно адаптироваться к чёткому расписанному графику соревнований и поездок, к регулярным тренировкам и ограничению в питании. Эти факторы могут способствовать появлению ПТСР у детей-спортсменов. Важно вовремя идентифицировать защитные факторы. Для детей это могут быть темперамент, положительный образ «Я», поддержка семьи, конструктивное поведение со стороны родителей, поддержка общества. Механизмы взаимоотношений ребёнка с окружающей средой — социальная ситуация развития. Особенности и воспитание детей в традиционной семье могут повлиять на отношение ребёнка к страху. Проблемой и усугублением ситуации может стать собственная психическая травма родителей. Поддержка семьи заключается в удовлетворении возрастающих эмоциональных потребностей ребёнка, правильной интерпретации поведения. Это формирует базисное чувство безопасности [10; 15].
В арсенале психолога, оказывающего помощь в преодолении последствий травматического стресса, — разнообразные формы, техники и методы: когнитивно-поведенческой, суггестивной, групповой, телесно-ориентированной терапии.
Примером может служить один из наиболее эффективных подходов — арт-терапия, которая изначально создавалась как метод преодоления психологических последствий в период Второй мировой войны. Сюда относятся музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, драматера-пия и, конечно, изобразительная деятельность. Находясь в незнакомой, трудной ситуации, человек спонтанно рисует что-либо. Мы используем искусство рисования в целях высвобождения, выражения, облегчения. В основе — механизм проекции [1].
Задачей музыкотерапии является помочь человеку в создании своего жизненного пространства, в обретении нового положительного опыта. Повышаются эстетические потребности, развиваются навыки межличностного общения, вновь активируются эмоции. Необходимо подбирать музыку согласно состоянию души больного ПТСР: звуки природы, инструментально-электронная, классическая или медитативная музыка наиболее подходят для терапии [7].
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе ЧелГУ. Общий объём выборки составил 100 человек в возрасте 18-23 лет. Экспериментальную группу составили 50 студентов, занимающихся различными видами спорт. В контрольную группу вошли 50 студентов, не занимающихся спортом с детства. Группы уравнивались по полу (все испытуемые мужского пола), возрасту (18-23 года), образовательному уровню (студенты университета разных факультетов).
Исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций, ассоциативный эксперимент в адаптации В. Б. Никишиной, шкала диссоциации (DES) в адаптации Н. В. Тарабриной, методика «Автопортрет и тень» В. Б. Никишиной, опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, «Линия жизни» в адаптации Т. Д. Василенко [Котенев, 1997; Максименко, Максименко, Никишина, Петраш, Кузнецова, 2014; Никишина, 2010]. Обработка полученных результатов осуществлялась с использованием методов количественной и качественной обработки данных (методы описательной статистики, методы сравнительной статистики—непараметрический U-критерий Манна — Уитни, методы корреляционной статистики r-критерий ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. В результате исследования проявлений посттравматического стрессового расстройства у студентов-спортсменов получены значимо более высокие показатели (иэмп = 154,5; р = 0,00), указывающие на наличие ПТСР, по сравнению с студентами, которые не занимаются спортом.
Опираясь на диагностические критерии ПТСР, описанные в МКБ-10, с целью выявления основных его проявлений нами также использовался опросник выраженности психопатологической симптоматики.
У студентов, занимающихся спортом, выявлено преобладание паранойяльных симптомов, враждебности, межличностной сензитивности и об-сессивно-компульсивных расстройств (рисунок).
У студентов, не занимающихся спортом, показатели уровня выраженности психопатологической
Средние значения уровня выраженности психопатологической симптоматики у студентов
симптоматики находятся в диапазоне средних значений (близки к норме), а студентов-спортсменов выше средних значений.
Обсуждение результатов. У студентов-спортсменов выявлен высокий уровень ПТСР, а также психопатологические проявления в форме паранойяльных симптомов (проявляющихся в проекции мыслей, враждебности, стремлении к лидерству), враждебности (включающей мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости: агрессия, раздражительность, гнев и негодование), межличностной сензитив-ности (определяющейся чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности, когда студент-спортсмен сравнивает себя с призёрами всероссийских и международных соревнований) и обсессивно-компульсивных проявлений (психическое состояние с навязчивыми, повторяющимися мыслями, переживаниями и действиями, в особенности после неудачного участия в соревнованиях). Описанные проявления являются соотносимыми по содержанию с диагностическими критериями ПТСР, описанными в международных систематиках болезней (МКБ-10). При этом у студентов, не имеющих опыта участия в спортивных соревнованиях, не выявлено проявлений ПТСР и психопатологической симптоматики.
Заключение. Посттравматическое стрессовое расстройство может проявляться в любой возрастной группе. Наиболее подвержены проявлению ПТСР люди, занимающиеся спортом.
В реферативном обзоре было рассмотрено посттравматическое стрессовое расстройство, его факторы, влияние на психику человека, отличия протекания болезни у детей и взрослых, женщин и мужчин. Упор сделан на людей, профессионально занимающихся спортом.
Мы узнали, что ПТСР — это серьёзная психическая болезнь, которая возникает не спонтанно, а под влиянием самых разных факторов и ситуаций. Особенно часто с ней могут столкнуться люди, занимающиеся такой травмоопасной деятельностью, как спорт.
Базовые знания о ПСТР могут помочь спортсменам избежать кризисных ситуаций при долгих перерывах в тренировочном и соревновательном процессе, при срывах во время соревнований.
Список литературы
1. Данилова, М. А. Механизмы арт-терапевтичес-кой помощи при травматическом стрессе и посттравматическом стрессовом расстройстве / М. А. Данилова // Учёные зап. Крым. инженер.-пед. ун-та. Серия: Педагогика. Психология.— 2015.— № 1.— С. 71-76.
2. Долгова, М. В. Симптомы посттравматического стрессового расстройства у онкобольных / М. В. Долгова, А. С. Косенко // Личность в экстре-мал. условиях и кризис. ситуациях жизнедеятельности.— 2016.— № 6.— С. 255-258.
3. Идрисов, К. А. Посттравматическое стрессовое расстройство в условиях длительной чрезвычайной ситуации: клинико-эпидемиологические и динамические аспекты / К. А. Идрисов // Вестн. психиатрии и психологии Чувашии.— 2011.— № . 7.— С. 21-34.
4. Клюева, Н. В. Ассоциативные и диссоциативные механизмы посттравматического стрессового расстройства у сотрудников правоохранительных органов / Н. В. Клюева // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: гуманитар. науки.— 2016.— № 7.— С. 159-166.
5. Косенко, Е. А. Формирование и динамика клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства / Е. А. Косенко, С. П. Генайло // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии.— 2010.— № . 6.— С. 17-20.
6. Костенко, А. Л. Показатели эффективности медико-психологической реабилитации посттравматических стрессовых расстройств / А. Л. Костенко, В. Л. Линевич, В. Л., Кондрашова // Вестн. Башкир. ун-та.— 2009.— № . 1.— С. 281-283.
7. Маглис, Е. П. Музыка и психотерапия при посттравматических стрессовых расстройств / Е. П. Ма-глис // Изв. Юж. федер. ун-та. Техн. науки. — 2004.— № 5.— С. 168-170.
8. Серкин, В. П. Изменение образа мира и образа жизни при переживании экстремальной ситуации / В. П. Серкин // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.— 2013.— № 3.— С. 77-87.
9. Сидорова, А. В. Посттравматические стрессовые расстройства у студентов медицинского вуза / А. В. Сидорова, И. С. Иванова, М. Ю. Судякова, А. П. Андреева // Междунар. студенч. науч. вестник.— 2015.— № 1.— С. 11.
10. Текоева, З. С. Страх и отношение к страху у детей с посттравматическим стрессовым расстройством в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) / З. С. Текоева // Общество: социология, психология, педагогика.— 2017.— № 5.— С. 75-79.
11. Тимошенко, П. С. Посттравматическое стрес-
совое расстройство: новые вызовы современности / П. С. Тимошенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.— 2015.— № 59.— С. 177-181.
12. Тушкова, К. В. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства различной степени тяжести у мужчин и женщин / К. В. Тушкова, Н. Л. Бундало // Сиб. мед. обозрение.— 2011.— № 2.— С. 80-84.
13. Уткина, О. В. Посттравматическое стрессовое расстройство как психологическая проблема/ О. В. Уткина // Инвалиды и общество.— 2015.— № 4.— С. 22-31.
Поступила в редакцию 19 июля 2019 г.
14. Шадрина, И. В. Нейрофизиологические особенности работы головного мозга (по результатам анализа показателей ЭЭГ) и их влияние на психологические характеристики у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством / И. В. Шадрина, К. Н. Дедова, А. Н. Пугачёв // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Серия: Образование, здравоохранение, физ. культура.— 2011.— № 7 (224).— С. 84-86.
15. Юсупова, Р. Я. Психологическая помощь детям с посттравматическим стрессовым расстройством / Р. Я. Юсупова // Известия Чечен. гос. пед. инта.— 2009.— № 2.— С. 84-87.
Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у спортсменов / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.— 2020.— Т. 5, № 2.—С. 115-120.
Сведения об авторе
Пястолова Нелли Борисовна — кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 2, pp. 115-120.
Post-traumatic Stress Disorder in Athletes N.B. Pyastolova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article considers post-traumatic stress disorder, its factors, influence on the human psyche, differences in the course of the disease in children and adults, women and men. post-traumatic stress disorder occurs in people of all age groups. The most susceptible to post-traumatic stress disorder are people who are professionally engaged in sports.
Keywords: post-traumatic stress disorder, diseases of athletes, injuries in sports, traumatic stress.
References
1. Danilova, M. A. Mekhanizmyi art-terapevtiches-koy pomoshchi pri travmaticheskom stresse i posttrav-maticheskom stressovom rasstroystve [Mechanisms of art-therapeutic assistance in traumatic stress and posttraumatic stress disorder]. Uchyonyye zapiski Kryim-skogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya [Scientific notes of the Crimean engineering and pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology], 2015, no. 1, pp. 71-76. (In Russ.).
2. Dolgova M.V., Kosenko A.S. Simptomy posttrav-maticheskogo stressovogo rasstroystva u onkobol'nykh [Symptoms of post-traumatic stress disorder in cancer patients]. Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh i krizis-nykh situatsiyakh zhiznedeyatel 'nosti [Personality in extreme conditions and crisis situations of life], 2016, no. 6, pp. 255-258. (In Russ.).
3. Idrisov K.A. Posttravmaticheskoye stressovoye rasstroystvo v usloviyakh dlitel'noy chrezvychaynoy situatsii: kliniko-epidemiologicheskiye i dinamicheskiye aspekty [Posttraumatic stress disorder in a long-term emergency: clinical, epidemiological and dynamic aspects]. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii [Bulletin of psychiatry and psychology of Chuvashia], 2011, no. 7, pp. 21-34. (In Russ.).
4. Klyueva N.V. Assotsiativnyye i dissotsiativnyye mekhanizmy posttravmaticheskogo stressovogo ras-stroystva u sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Associative and dissociative mechanisms of post-traumatic stress disorder in law enforcement officers]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnyye nauki [Scientific Bulletin of the Belgorod state University. Series: humanitarian Sciences], 2016, no. 7, pp. 159-166. (In Russ.).
5. Kosenko E.A., Genaylo S.P. Formirovaniye i dina-mika klinicheskikh proyavleniy posttravmaticheskogo stressovogo rasstroystva [Formation and dynamics of clinical manifestations of post-traumatic stress disorder]. Sibirskiy vestnik psihiatrii i narkologii [Siberian Bulletin of psychiatry and narcology], 2010, no. 6, pp. 17-20. (In Russ.).
6. Kostenko A.L., Linevich V.L., Kondrashova S.S. Pokazateli effektivnosti mediko-psikhologicheskoy re-abilitatsii posttravmaticheskikh stressovyh rasstroystv [Performance Indicators of medical and psychological rehabilitation of post-traumatic stress disorders]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University], 2009, no. 1, pp. 281-283. (In Russ.).
7. Maglis E.P. Muzyka i psikhoterapiya pri posttrav-maticheskikh stressovykh rasstroystv [Music and psychotherapy in post-traumatic stress disorders]. Izvestiya Yuzhnogo federal 'nogo universiteta. Tekhnicheskiye nauki [News of the southern Federal University. Technical science], 2004, no. 5, pp. 168-170. (In Russ.).
8. Serkin, V.P. Izmeneniye obraza mira i obraza zhiz-ni pri perezhivaniy ekstremal'noy situatsii [Changing the image of the world and the way of life when experiencing an extreme situation]. Lichnost' v ekstremal'nyikh usloviyah i krizisnyih situatsiyah zhiznedeyatel'nosti [Personality in extreme conditions and crisis situations of life], 2013, no. 3, pp. 77-87. (In Russ.).
9. Sidorova A.V., Ivanova I.S., Sudyakova M.Yu., Andreeva A.P. Posttravmaticheskiye stressovyye rasstroy-stva u studentov meditsinskogo vuza [Posttraumatic stress disorders in medical University students]. Mezh-dunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International student scientific Bulletin], 2015, no. 1, pp. 11. (In Russ.).
10. Tekoyeva Z.S. Strakh i otnosheniye k strakhu u detey s posttravmaticheskim stressovym rasstroystvom v usloviyakh massovoy travmy na materiale longityudno-go issledovaniya beslanskogo keysa (mladshiy shkol'nyy i podrostkovyy vozrast) [Fear and attitude to fear in children with post-traumatic stress disorder in conditions of mass trauma based on the longitudinal study of the Beslan case (Junior school and adolescence)]. Obshchest-vo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: so-
ciology, psychology, pedagogy], 2017, no. 5, pp. 75-79. (In Russ.).
11. Timoshenko P.S. Posttravmaticheskoye stresso-voye rasstroystvo: novyye vyzovy sovremennosti [Post-Traumatic stress disorder: new challenges of our time]. Lichnost', semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology], 2015, no. 59, pp. 177-181. (In Russ.).
12. Tushkova K.V., Bundalo N.L. Osobennosti proya-vleniya posttravmaticheskogo stressovogo rasstroystva razlichnoy stepeni tyazhesti u muzhchin i zhenshchin [Features of post-traumatic stress disorder manifestations of varying severity in men and women]. Sibirskoye meditsinskoye obozreniye [Siberian medical review], 2011, no. 2, pp. 80-84. (In Russ.).
13. Utkina O.V. Posttravmaticheskoye stressovoye rasstroystvo kak psikhologicheskaya problema [Post-traumatic stress disorder as a psychological problem]. In-validy i obshchestvo [Disabled people and society], 2015, no. 4, pp. 22-31. (In Russ.).
14. Shadrina I.V., Dedova K.N., Pugachev A.N. Neyrofiziologicheskiye osobennosti rabotyi golovnogo mozga (po rezultatam analiza pokazateley EEG) i ih vliyanie na psihologicheskie harakteristiki u patsientov s posttravmaticheskim stressovyim rasstroystvom [Neu-rophysiological features of the brain (based on the results of the analysis of EEG indicators) and their influence on psychological characteristics in patients with post-traumatic stress disorder]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: obrazovaniye, zdravoohraneniye, fizicheskaya kul 'tura [Bulletin of the South Ural state University. Series: education, health care, physical culture], 2011, no. 7 (224), pp. 84-86. (In Russ.).
15. Yusupova R.Ya. Psikhologicheskaya pomoshch detyam s posttravmaticheskim stressovym rasstroystvom [Psychological assistance to children with posttraumatic stress disorder]. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo institute [Izvestiya Chechen state pedagogical Institute], 2009, no. 2, pp. 8487. (In Russ.).