Научная статья на тему 'Постсоветская Россия в поисках идентичности'

Постсоветская Россия в поисках идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
постсоветская Россия / культурно-цивилизационная идентичность / культура отмены как отмена культуры / язык повседневности / русский мир / социальная сплоченность / колониальное мышление / мировоззрение / самоопределение. / post-Soviet Russia / cultural and civilizational identity / cancel culture as abolition of culture / language of daily life / Russian world / social cohesion / colonial thinking / worldview / self-determination.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Благовещенская А.А., Хазиев А.Х., Шафигуллин В.А.

Россия перманентно переживает кризис идентичности, о чем свидетельствуют неоднократные попытки изменения культурно-цивилизационного кода страны только за последнее столетие и постсоветский этап ее развития тому подтверждением. Цель исследования – в изучении языка повседневности постсоветской России как своеобразного зеркала, отражающего достигнутые результаты (чем и определяется ее новизна и практическая значимость). Герменевтическое погружение в проблему и учет единства исторического и логического – два метода, которые прежде всего были использованы в исследовании. В результате выявлено, что начальный этап постсоветского развития страны демонстрировал стремление к отказу не только от советского, но и, по сути, от всего российского способа укоренения в мире и к обретению западноевропейской идентичности; в последующем (начиная с мюнхенской речи В. Путина в 2007 году и, особенно, с началом СВО на Украине) вновь произошла радикальная переоценка цивилизационных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Soviet Russia in Search of Identity

Russia is constantly experiencing an identity crisis, as evidenced by repeated attempts to change the country's cultural and civilizational code over the past century alone, and the post-Soviet stage of its development is proof of this. The purpose of the study is to explore the language of everyday life in post-Soviet Russia as a kind of mirror reflecting the results achieved (which determines its novelty and practical significance). Hermeneutical immersion in the problem and taking into account the unity of the historical and the logical are the two methods that were primarily used in the study. As a result, it was revealed that the initial stage of the post-Soviet development of the country showed a desire to abandon not only the Soviet, but, in fact, the entire Russian way of rooting in the world and to acquire a Western European identity; Subsequently (beginning with the Munich speech of V. Putin in 2007 and, especially, with the beginning of the NWO in Ukraine), a radical reassessment of civilizational landmarks took place again.

Текст научной работы на тему «Постсоветская Россия в поисках идентичности»

Post-Soviet Russia in Search of Identity

Blagoveshchenskaya Anastasia Aleksandrovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor

Khaziev Aklim Khatypovich, PhD of philosophical sciences, Associate Professor

Kazan Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan

Shafigullin Vasilii Abdullovich, PhD of philosophical sciences, Associate Professor, Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after N.E. Bauman, Kazan, Republic of Tatarstan

Russia is constantly experiencing an identity crisis, as evidenced by repeated attempts to change the country's cultural and civilizational code over the past century alone, and the post-Soviet stage of its development is proof of this. The purpose of the article is to study the language of everyday life in post-Soviet Russia as a kind of mirror reflecting the results achieved (which determines its novelty and practical significance). Hermeneutical immersion in the problem and taking into account the unity of the historical and the logical are the two methods that were primarily used in the study. As a result, it was revealed that the initial stage of the post-Soviet development of the country showed a desire to abandon not only the Soviet, but, in fact, the entire Russian way of rooting in the world and to acquire a Western European identity; Subsequently (beginning with the Munich speech of V. Putin in 2007 and, especially, with the beginning of the NWO in Ukraine), a radical reassessment of civilizational landmarks took place again.

Keywords: post-Soviet Russia; cultural and civilizational identity; cancel culture as abolition of culture; language of daily life; Russian world; social cohesion; colonial thinking; worldview; self-determination.

Цитировать: Благовещенская А.А., Хазиев А.Х., Шафигуллин В.А. Постсоветская Россия в поисках идентичности // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 121-124. EDN: GKDLBW. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.22

Благовещенская Анастасия Александровна, кандидат философских наук, доцент

ORСID: 0000-0002-6666-7903

Хазиев Аклим Хатыпович, кандидат философских наук, доцент

ORСID: 0000-0003-1681-022X

Казанский федеральный университет, Казань, Республика Татарстан

Шафигуллин Василий Абдуллович, кандидат философских наук, доцент, Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана, Казань, Республика Татарстан

ORСID: 0000-0001-5866-4238

Россия перманентно переживает кризис идентичности, о чем свидетельствуют неоднократные попытки изменения культурно-цивилизационного кода страны только за последнее столетие и постсоветский этап ее развития тому подтверждением. Цель исследования – в изучении языка повседневности постсоветской России как своеобразного зеркала, отражающего достигнутые результаты (чем и определяется ее новизна и практическая значимость). Герменевтическое погружение в проблему и учет единства исторического и логического – два метода, которые прежде всего были использованы в исследовании. В результате выявлено, что начальный этап постсоветского развития страны демонстрировал стремление к отказу не только от советского, но и, по сути, от всего российского способа укоренения в мире и к обретению западноевропейской идентичности; в последующем (начиная с мюнхенской речи В. Путина в 2007 году и, особенно, с началом СВО на Украине) вновь произошла радикальная переоценка цивилизационных ориентиров.

Ключевые слова: постсоветская Россия; культурно-цивилизационная идентичность; культура отмены как отмена культуры; язык повседневности; русский мир; социальная сплоченность; колониальное мышление; мировоззрение; самоопределение.

УДК 130.2

5.7.7

Благовещенская А.А., Хазиев А.Х., Шафигуллин В.А.

Постсоветская Россия в поисках идентичности

Введение

Проблема культурно-цивилизационной идентичности России всегда находилась в центре социально-философских построений отечественных мыслителей. В их устах вопрос «кто мы есть, откуда и куда идем?» вовсе, как правило, не отражал ситуацию неопределенности и отсутствие ответа на него. Скорее он означал неудовлетворенность наличной идентичностью и желание обрести подлинную, соответствующую природе страны, духу российского народа. Примеров тому не счесть, вот лишь некоторые: «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Что делать?» Н. Чернышевского, противостояние славянофилов и западников, позиция народовольцев, кадетов и евразийцев.

Попытка материализации проекта русских марксистов – идентификация посредством реализации коммунистических ценностей – вызвала яростное сопротивление со стороны части российского общества, противоречиво реализовывалась под руководством КПСС в течение почти семидесяти пяти лет и бесславно завершилась в 1991 году развалом СССР [1].

Очередная радикальная смена культурно-цивилизационного кода в начале 90-х годов ХХ столетия означала победу западников преимущественно англо-саксонского толка. Однако и этот план обретения Россией идентичности довольно быстро был осознан – и не только руководством страны – как путь в никуда [2, 3, 4]. Начало специальной военной операции на Украине – это новый поворот в осознании исследуемой проблемы: речь идет об обретении особенной идентичности, что отражается в понятиях «русский мир», «традиционные ценности», «антироссия», «мы – единый народ».

Авторы исходят из известного тезиса о том, что повседневное бытие формирует «плоть и кровь» человека. Этим определяются цель и задачи работы: исследование практики реализации проектов обретения постсоветской Россией идентичности сквозь призму анализа языка повседневности. Такой подход позволяет проверить действенность социальных проектов и, следовательно, подвергать их своевременной коррекции.

Работ, посвященных изучению проблемы с интересующей нас точки зрения, практически нет, редкое исключение – статья одного из авторов данного исследования, в которой демонстрируется словарь повседневности начального этапа (90-е гг.) постсоветской России [5]. Отсюда вытекает теоретическая и практическая значимость нашего исследования.

Методология исследования. В повседневной жизни формируется «плоть и кровь» человека и, следовательно, язык повседневности как зеркало отражает все изменения, происходящие с культурно-цивилизационной идентичностью человека и общества. Для достижения цели исследования авторы опирались, прежде всего, на методы герменевтического и историко-логического анализа языка повседневности: они обеспечивают «погружение» в постсоветскую действительность, позволяют проследить историю и логику проблемы и, тем самым, уйти от схоластических и метафизических рассуждений и, одновременно, вне связи особенного с единичным и общим.

Основная часть

Социальный проект под названием «Постсоветская Россия» вызван к жизни заинтересованными в нем как внутренними, так и внешними силами, которые начали его продвигать практически на другой день после победы большевиков и установления ими советской власти. Само собой разумеется, что его бенефициары обосновывали необходимость осуществления проекта несоответствием социализма и коммунизма природе человека, предназначению России и т.д. Их упорство вкупе с многими другими факторами объективного и субъективного толка к середине 80-х годов прошлого столетия воплотилось в лозунге «так жить нельзя!», в виду того, что строительство социализма не достигло ожидаемых результатов. Борьба за нужный (аутентичный, ленинский) социализм, за социализм с «человеческим лицом» на поверку оказалась попыткой утвердить антикоммунистические ценности.

С распадом СССР новые социокультурные ориентиры, объявленные как возврат на «столбовую дорогу человеческой цивилизации», в реальности означали отмену многонациональной интернациональной российской культуры и утверждение ценностей англо-саксонского мира. Развал СССР, казалось, дал человечеству шанс для преодоления раскола, противостояния между различными отрядами цивилизации и движения в сторону его единения и сплоченности. Однако последующее геополитическое развитие мира со всей очевидностью продемонстрировало непреодолимое желание так называемого «коллективного Запада» сохранить господство, превратив Россию в свой сырьевой придаток. Человек прежде всего превращался в потребителя (главным образом, материальных ценностей, но не духовных). В России выросло поколение, для которого потребительство стало целью и смыслом жизни.

Грань потребительства (думается, более страшная по своим результатам нежели преклонение перед материальными благами) связана с целенаправленным и методичным вживлением в ткань нашей повседневности стандартов западного образа жизни. В экономике и торговле это, конечно же, практически отказ от рубля как расчетной единицы в пользу доллара и евро; в сфере образования – как начального и среднего, так и высшего – переход на так называемый «клиентский принцип», когда преподаватель фактически превращался только в передатчика суммы знаний, переставая быть «инженером душ» (это было в полном согласии с политикой деидеологизации общества, провозглашенной на волне его декоммунизации под диктовку западных кураторов новых пастырей России); в искусстве явными фаворитами стали низкопробность и откровенная пошлость – ведь иначе не окупался ни один проект в этой сфере; в политико-правовой жизни наметилось верховенство законов западноевропейской цивилизации и т.д. и т.п. В конечном итоге для немалой части граждан (прежде всего для так называемой элиты общества: политиков, чиновников, руководителей бизнеса, спортсменов, деятелей культуры) Россия превратилась в место обеспечения своего материально-финансового благосостояния и последующего его инвестирования в экономику Запада. Все это исподволь, но неотвратимо приводило к отмене культуры своей страны и ее замене глобальными (читай - западными) ценностями.

И потому следующий этап в жизни России начинается с осознания необходимости сохранения культурно-цивилизационной идентичности страны как безусловной задачи [6]. Движение по этому пути оказалось очень трудным и противоречивым, о чем неоднократно заявлял Президент РФ [7] и что со всей очевидностью продемонстрировало объявление и проведение СВО (специальной военной операции в ДНР и ЛНР). В условиях противостояния так называемому «коллективному Западу» клич «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!» имеет гораздо больший сплачивающий общество потенциал, хотя бы потому, что «снимает» этноконфессиональные, языковые, географические различия между народами России. А это способствует не только социальной сплоченности общества, но и вживлению в плоть и кровь населения типичного для страны культурно-цивилизационного кода.

Дискуссионные вопросы

Проблема обретения культурно-цивилизационной идентичности сложна и теоретически, и практически, поскольку отражает интересы различных социально-политических групп страны. А это уже само по себе обуславливает дискуссионность не только путей и способов ее достижения, но и интерпретацию самого понятия «идентичность». Мы полагаем, что в современных условиях необходимо единение россиян.

На фоне непрекращающихся усилий «коллективного» Запада продолжать господствовать над всем миром, навязывая ему неоколониальные отношения, было бы, возможно, целесообразным вернуться к идеям справедливости в марксистской трактовке. Это способствовало бы, по нашему мнению, преодолению раскола общества, единению народов и утверждению в стране доминирующей социокультурной идентичности.

Обретение культурно-цивилизационной идентичности постсоветской Россией в контексте современных геополитических реалий стало важнейшей проблемой для страны, поскольку это касается будущего мира вообще.

Примечания:

1. См., напр.: Кара- Мурза С. Г. Евреи, диссиденты и еврокоммунизм. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

2. Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма. – Вопросы философии – 2009. - №2. – С.20-29.

3. Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии. – 2012. - №1. – С.3 -13.

4. Федотова В.Г., Колпаков В.А, Федотова Н.Н. Какая модернизация и какой капитализм нужны России? // Вопросы философии. – 2013. - №10 – С.3-12.

5. Словарь постсоветской России: некоторые особенности становления / А. Х. Хазиев // Ситуационные исследования / Казанский гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева; под общ. ред.: Н. М. Солодухо. – Казань, 2005. - Вып.4: Ситуационная картина мира: по материалам международной научно-философской конференции. – 2011. – С. 118-125.

6. Энтина Е. Г. От «отмененной России» к стране-цивилизации//Россия в глобальной политике. – 2022. – Т.20. - №5. – С.98-108.

7. Завтра. 26.01.2023. Традиционные ценности, культурный суверенитет: Путин внёс изменения в ОГКП. URL: https://clck.ru/347gvg (дата обращения - 11.04.23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.